Научная статья на тему 'МЕСТО И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ'

МЕСТО И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФСИН / УИС / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашкин Виталий Сергеевич

В статье раскрываются особенности воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении. Основной целью уголовно-исполнительного закона является исправление осужденных. Исправление осужденных это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств исправления. Воспитательная функция возложена законодателем на всех сотрудников ИУ. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида ИУ, срока наказания, условий отбывания наказаний. Значимость дифференциации условий отбывания наказаний заключается в организации различного воспитательного воздействия на осужденных. Постановка конкретных педагогических задач, пути их достижения и содержание воспитательной работы меняются в зависимости от условий отбывания наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дашкин Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND PROBLEMS OF FUNCTIONING OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS FEDERAL PENITENTIARY SERVICE IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OTHER BASIC MEANS OF CORRECTION OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT

The article reveals the features of educational work with convicts in a correctional institution. The main purpose of the penal law is the correction of convicts. Correction of convicts is the formation of a respectful attitude towards a person, society, labor, norms, rules and traditions of human society and the stimulation of law-abiding behavior. Educational work with convicts is one of the main means of correction. The upbringing function is assigned by the legislator to all employees of the penitentiary institution. Educational work with convicts is organized in a differentiated manner, taking into account the type of penitentiary institution, the term of punishment, and the conditions for serving sentences. The importance of differentiating the conditions for serving sentences lies in the organization of various educational influences on convicts. The setting of specific pedagogical tasks, the ways to achieve them and the content of educational work change depending on the conditions for serving sentences.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_101

МЕСТО И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ PLACE AND PROBLEMS OF FUNCTIONING OF CORRECTIONAL FACILITIES INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE IN THE PROCESS OF SELLING OTHER FIXED ASSETS CORRECTIONS OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT

ДАШКИН Виталий Сергеевич,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, г. Рязань. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: diser198@mail.ru;

DASHKIN Vitaly Sergeevich,

Adjunct of the Faculty of Training Scientific and Pedagogical Personnel of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: diser198@mail.ru

Краткая аннотация. В статье раскрываются особенности воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении. Основной целью уголовно-исполнительного закона является исправление осужденных. Исправление осужденных это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование пра-вопослушного поведения. Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств исправления. Воспитательная функция возложена законодателем на всех сотрудников ИУ. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида ИУ, срока наказания, условий отбывания наказаний. Значимость дифференциации условий отбывания наказаний заключается в организации различного воспитательного воздействия на осужденных. Постановка конкретных педагогических задач, пути их достижения и содержание воспитательной работы меняются в зависимости от условий отбывания наказаний.

Abstract. The article reveals the features of educational work with convicts in a correctional institution. The main purpose of the penal law is the correction of convicts. Correction of convicts is the formation of a respectful attitude towards a person, society, labor, norms, rules and traditions of human society and the stimulation of law-abiding behavior. Educational work with convicts is one of the main means of correction. The upbringing function is assigned by the legislator to all employees of the penitentiary institution. Educational work with convicts is organized in a differentiated manner, taking into account the type of penitentiary institution, the term of punishment, and the conditions for serving sentences. The importance of differentiating the conditions for serving sentences lies in the organization of various educational influences on convicts. The setting of specific pedagogical tasks, the ways to achieve them and the content of educational work change depending on the conditions for serving sentences.

Ключевые слова: ФСИН, УИС, исправление осужденных, воспитательная работа.

Keywords: FSIN, UIS, correction of convicts, educational work.

Дата направления статьи в редакцию: 25.07.2021

Дата публикации: 30.09.2021

Исправительные учреждения ФСИН предназначены для осуществления деятельность по реализации не только режима отбывания наказания в виде лишения свободы, но и других основных средств исправления осужденных. Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных, помимо режима, являются: воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Несмотря на специфичность объекта и условий, воспитательное воздействие формируется на принципах, а так же методах общей педагогики.

Процесс воспитательной работы сформирован на нравственном, правовом, трудовом, физическом воспитании формы осужденных, в том числе экологическое, патриотическое и др. Для осужденных общественно полезный труд является обязательным при отбывании наказания, в нем заключен огромный воспитательный потенциал [1]. Получение общего образования регламентируется УИК РФ в соответствии с законодательством об общем и профессиональном образовании. Воспитательное значение образования осужденных и получение ими профессии проявляется как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

Воспитательная работа представляет собой масштабный объем работ, начиная с психологического восприятия совершенного преступления и предотвращения совершения повторного деяния, так же физических работ которые через нагрузку «доносят» всю тяжесть осуществленного преступления, далее необходимо развить личностный рост осужденного, что достигается путем образования и привития чувства патриотизма, а так же позволяет стать юридически компетентным. В целом воспитательная работа - это исправление лица отбывающего наказание в исправительном учреждении.

В понятии «исправление осужденных» содержится в литературе два основных аспекта - «юридическое» или «фактическое» исправление личности. Юридическое восстановление является достигнутым, если лицо, отбывшее наказание, не совершает и не совершит нового преступления из-за «осознания неизбежной связи преступления с наказанием», т.е. из-за страха подвергнуться новому наказанию. Однако, опираясь на фактор страха перед совершенным наказанием, невозможно сформировать систему внутренних ценностей личности, на основе чего, поведе-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 9(201)

ние человека, а так же поступки, являются ситуационными, непредсказуемыми, а подчас аморальными и противоправными. Второй аспект изменения личности включает в себя психолого-педагогический подход к исправлению осужденного. В современных источниках литературы более конструктивна раскрыта проблема исправления осужденных как цели наказания. В таком случае лишь можем указать, что подразделение по исправлению личности осужденного к положению о нравственности носит всего лишь условный характер. Подытоживая указанные аспекты, можно считать, что исправлением, считается отказ от совершения нового преступления не из чувства страха, а из -за сформировавшегося нравственного представления о росте личности. Такое представление личности осужденного, является позитивным перестроением и светлым настроем на будущее, а так же говорит об эффективной работе сотрудников с осужденным. Ведь ядром всей воспитательной работы, является подход сотрудника УИС, так скажем «учителя к ученику», т.е., к осужденному. От того как сотрудник будет проводить воспитательную работу зависит, не только восприятие информации, но и единение, понимание мыслей, так скажем слияние личностей в процессе становления на истинный путь. Во время работы с осужденным и сам специалист растет как личность, тем самым повышает свою востребованность в проведении воспитательных работ и с другими лицами отбывающими наказание в исправительном учреждении.

Важным пунктом сформированной пенитенциарной системы является подготовка персонала, который на высоком профессиональном уровне будет способен руководить и реализовывать требования международных стандартов в сфере обращения с осужденными.

В настоящее время в учреждениях УИС, которые тщательно стараются привлечь высококомпетентные кадры, все же не удается сформировать качественное профессиональное ядро сотрудников УИС [2]. Для работы в УИС в связи с повышенной нагрузкой на кадры в виде сложной и опасной деятельности сложно привлекать лучшие интеллектуальные силы; профессиональный отбор, осуществлялся в основном по стандартным формальным признакам (отсутствие судимости и других аналогичных ограничений, состояние здоровья, т.п.), что по многим причинам сузило возможности приема на работу более квалифицированных специалистов и лиц имеющих специальное образование способствующее более эффективной работы не только с осужденными, но и взаимодействие с коллективом не зависимо от должности и звания. Набор такого рода сотрудников повысит воспитательный процесс в несколько раз, и результат работы сотрудников-профессионалов сократил бы время проведения воспитательных работ [3].

Предлагая данную должность квалифицированным выпускникам гражданских вузов - педагогам, психологам, социальным работникам, юристам, ответ очевиден, они неохотно рассматривают вакансии на должности сотрудников УИС, исходя из этого, по большей части пополнение персонала происходит за счет военнослужащих и гражданских лиц, которые в свою очередь не имеют ни специальной общеобразовательной, ни психолого-педагогической подготовки. В ходе чего складывается текучесть кадров, что не дает возможным выполнять своевременный и качественный объем работ с осужденными в виде воспитательной деятельности. Так же является проблемой подбора кадровых единиц в виде начальников отрядов, которые стали утрачивать свои организационно-воспитательные функции, хотя отряд должен бы быть центром воспитательной работы с осужденными, так как основу воспитательной работы и пути развития данного процесса сформировывает именно начальник отряда, тем самым показывая свой профессионализм в указанном направлении и заинтересованность в повышении уровня знаний своих служащих, а так же эффективности воспитательных работ с лицами отбывающими наказание в исправительном учреждении.

В основу воспитательного воздействия возложены не идеологические установки, а общечеловеческие, гуманитарные ценности, доступные и понятные всем.

Все исправительные учреждения УФСИН РФ дают возможность получить осужденным среднее образование, что является своего рода представлением воспитательной работы с личностью [4]. В исправительных учреждениях функционируют общеобразовательные школы, которые дают возможность получить образование несовершеннолетним базируясь своей психолого-педагогическая модели работы с данной категорией осужденных.

В связи с модернизацией системы образования у лиц, отбывающих наказание, так же имеется возможность получить профессию в профессиональных училищах. Профессиональное обучение осужденных организовано в нескольких профессиональных училищах, где имеется возможность обучить до 2000 тысяч человек. Однако появилась возможность и дистанционного обучения, но все же, данный механизм получения образования требует тщательной доработки.

По всеобщему мнению, такая модернизация связана с общим процессом демократизации в стране; активизация общественного сознания в стране отражается и на активности осужденных к лишению свободы. Воспитательным службам исправительных учреждений ФСИН следует шире задействовать положительный потенциал самих осужденных, тем самым направляя и координируя деятельность самостоятельных организаций осужденных.

Основой эффективной воспитательной работы является квалифицированный и подготовленный кадровый аппарат - от начальников отрядов до руководителей воспитательных служб учреждений. Такая подготовка должна осуществляться на базе специализированных учебных заведений пенитенциарного профиля.

Подводя итог, можно сказать, что основными задачами УИС на современном этапе являются укрепление профессионального уровня кадров и совершенствование работы с кадрами. Это объясняется, прежде всего, тем, что преобразование УИС, приведение ее в соответствие с требованиями международных стандартов требуют от сотрудников принципиально нового профессионального мышления, принципиально новых подходов к решению стоящих перед ними оперативно-служебных задач. Перед научно-исследовательскими и образовательными учреждениями УИС стоят проблемы целенаправленного научно обоснованного поиска путей совершенствования всех сфер деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, формирования сотрудника нового поколения, способного обеспечить деятельность в исправительных учреждениях

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

на качественно новом уровне.

Библиогра фия:

1. Горкина, С. А., Смолев, С. М. Воспитательная работа в центрах исправления осужденных: проблемы и перспективы эксперимента. - Режим доступа: http://www.fsin.su/territory/Vipe/journal_bulletin_of_the_institute/archive/magazine/36 /23.pdf.

2. Зауторова, Э. В. Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. — 356 с.

3. Исправление осужденных : монография / под науч. ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, д-ра юрид. наук, проф. Ю. М. Анто-няна, д-ра юрид. наук, проф. А. В. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России. — Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2014. — 331 с.

4. Методические рекомендации по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России: письмо заместителя директора ФСИН России от 28.02.2017 № 02- 11843.

References (transliterated):

1. Gorkina, S. A., Smolev, S. M. Vospitatel'naya rabota v centrah ispravleniya osuzhdennyh: problemy i perspektivy eksperimenta. - Rezhim do-stupa: http://www.fsin.su/territory/Vipe/journal_bulletin_of_the_institute/archive/magazine/36 /23.pdf.

2. Zautorova, E. V. Penitenciarnaya pedagogika : uchebnoe posobie. - Vologda: VIPE FSIN Rossii, 2013. — 356 s.

3. Ispravlenie osuzhdennyh : monografiya / pod nauch. red. Zasluzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii, d-ra yurid. nauk, prof. YU. M. Antonyana, d-ra yurid. nauk, prof. A. V. Bykova; FKU NII FSIN Rossii. — Tver': FKU NIIIT FSIN Rossii, 2014. — 331 s.

4. Metodicheskie rekomendacii po effektivnoj organizacii vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah territori-al'nyh organov FSIN Rossii: pis'mo zamestitelya direktora FSIN Rossii ot 28.02.2017 № 02- 11843.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.