14. Turishchev E. V. Obuchenie na baze tipovyh programmnyh produktov 1S pri penekhode na novuyu redakciyu platfonmy 8.3 [Training based on standard 1C software products during the transition to the new edition of the 8.3 platform]. Proceedings of the IV International Scientific and Methodological Conference "Higher Education: Traditions and Innovations". Kemerovo, 2016, pp. 58-61. (In Russian).
15. Chaychuk E. O. Pokazateli i kriterii upravleniya obrazovaniem kak biznes-processom [Indicators and criteria for managing education as a business process]. Technical and Technological Problems of Service, 2016, no. 2 (36), pp. 57-61. (In Russian).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЕВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «КАМЕРА Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО)
EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE MUSEUM EXPOSITON "FELIX E. DZERZHINSKY'S PRISON CELL")
Введение. В статье раскрываются воспитательные возможности группы ведомственных музеев, действующих на территории режимных учреждений уголовно-исполнительной системы России, в частности камеры-музея Ф. Э. Дзержинского. Цель статьи — представить воспитательный процесс в рамках основных направлений, форм и результатов работы музеев с посетителями и с учетом законодательной базы в области музейного дела и уголовно-исправительной системы.
Методология. Исследование проводилось методами эвристического поиска, анализа и систематизации информации, обобщения.
Результаты заключаются в том, что музеи ведомственной подчиненности Федеральной службы исполнения наказаний в своей работе реализуют одну из основных функций музея — образования и воспитания — в рамках законодательной базы, действующей в области музейного дела, и в то же время учитывают нормы права уголовно-исправительной системы России.
Заключение. Автором отмечается, что музеи ведомственной подчиненности Федеральной службы исполнения наказаний, в частности камера-музей Ф. Э. Дзержинского, являются полноценной площадкой для воспитательных и образовательных целей по развитию личностных качеств посетителей, их творческих и образовательных способностей, уважительного отношения к историческому прошлому и культурному наследию.
Introduction. The article presents the results of a study of the educational opportunities of a group of departmental museums operating on the territory of sensitive institutions of the Russian penal system, in particular, "Felix E. Dzerzhinsky's Prison Cell Museum" The purpose of the article is to study the educational process of these museums in the framework of the main directions, forms and results of work with visitors and taking into account the legislative framework in the field of museum affairs and the penal system.
Materials and Methods. The study is conducted on the basis of search methods, analysis and systematization of information, generalization.
Results. The results consist in the fact that museums of departmental subordination of the Federal Penitentiary Service in their work implement one of the main functions of the museum — education and upbringing — within the framework of the legislative framework in the field of museum affairs, and, at the same time, take into account criminal law correctional system of Russia.
Conclusions. The author notes that the museums of departmental subordination of the Federal Penitentiary Service, in particular, "Felix E. Dzerzhinsky's Prison Cell Museum", are a full-fledged platform for the implementation of educational and educational goals for the development of personal qual-
УДК/UDC 069:343
Е. Ю. Степанова
E. Stepanova
ities of visitons, their creative and educational abilities, respectful attitude to the historical past and cultural heritage.
Ключевые слова: музеи уголовно-исполнительной системы России, музейная коммуникация, воспитательная работа, камера-музей Ф. Э. Дзержинского, музейная аудитория, формы музейной работы.
Keywords: museums of the penitentiary system of Russia, museum communication, educational work, Felix E. Dzerzhinsky's Prison Cell Museum, museum audience, forms of museum work.
Введение
Функционирование музеев на территории специализированных режимных учреждений уголовно-исправительной системы (УИС) — малоразработанная тема, поскольку информация о них в современной научной литературе практически отсутствует. Вместе с тем во многих странах мира такие музеи открыты и, как отмечается на одном из сайтов, посвященном тюрьмам-музеям, «в последние годы мир охватил настоящий «тюремный» бум — сотни тысяч честных граждан стремятся попасть за решетку и готовы за это платить. Речь, правда, идет не о действующих тюрьмах, а о тюремных музеях» [17].
Функционирование музеев УИС подчиняется и нормативным актам, регламентирующим исправительную систему, и музейному законодательству. Особенностью их деятельности является то, что в своей работе они учитывают не только музейные практики, но и основное содержание и направления работы самих исправительных учреждений. В частности, в статьях 9, 109, 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8.01.1997 № 1-ФЗ (с изменениями и дополнениями) декларируется, что в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание. Воспитательная работа направлена на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровней и является одним из средств исправления наравне с соблюдением режима, общественно полезным трудом, общественным воздействием, получением общего образования и профессионального обучения [18].
Целью настоящего исследования стало изучение воспитательного процесса ведомственных музеев, действующих на территории режимных учреждений уголовно-исполнительной системы России, в рамках основных направлений, форм и результатов работы с посетителями и учетом действующего законодательства. Конкретным объектом исследования стал музей «Камера Ф. Э. Дзержинского», открытый в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее — СИЗО-1, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области).
Методология
При анализе научной литературы и электронных ресурсов были проведены поиск и систематизация информации о действующих музеях в системе УИС, их подчиненности, задачах, направлениях и формах работы. Предметно подверглась анализу воспитательная работа конкретного музея — «Камера Ф. Э. Дзержинского».
Свой вклад в формирование представлений о воспитательном потенциале музея внесли европейские мыслители разных столетий (Ф. Вольтер, Г Лессинг, И. О. Гердер, Э. Кант, Я.-А. Коменский, Дж. Раскин, У. Моррис и др.). Они впервые формулируют идеи о музее как центре популяризации культуры и незаменимом средстве решения задач эстетического воспитания и образования через предметы [7]. Однако окончательное осознание музея как института образования и воспитания приходится на конец XIX — начало ХХ в. Одним из первых, кто рассматривал музей наравне с университетами и академиями как воспитательно-образовательное учреждение, в котором определяющим является диалоговая, коммуникативная связь, был немецкий ученый-практик А. Лихтварк [8, с. 3]. В дальнейшем его идеи нашли развитие в трудах К. Фолля, Г Кершенштайнера, Л. Паллата, Д. Рихтера, Г Фройденталя и т. д. Так, Г Кершенштайнер в своей книге «Теория образования» (1926) отмечал: «Организация музея, желающего воспитывать и обучать детей посредством познания, является не чем иным, как учебным планом — конструкцией, только здесь конструкция работает не как в школах с тенями предметов, а с самими предметами» [Цит. по: 16, с. 27].
О воспитательном потенциале музея размышляют отечественные мыслители, музейные работники, ученые разных десятилетий: Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренского, Н. И. Романов, А. В. Луначарский, Ф. И. Шмит, А. Бакушинский, О. Ф. Вальдгауер, Л. М. Шляхтина, М. Ю. Юхневич, Б. А. Столяров, Е. Н. Мастеница, О. С. Сапанжа и др. [1; 12-14; 16; 19-22].
В рамках проведенного исследования был проведен мыслительный эксперимент, заключающийся в системе поэтапного проведения мыслительных процедур в рамках изучения истории и основных направлений работы камеры-музея Ф. Э. Дзержинского и определения степени воспитательного воздействия разнообразных мероприятий, адресованных посетителям.
Результаты
Массовое открытие музеев УИС в России связано с крупной памятной датой: в 2009 г служба исполнения наказаний отметила 130 лет. Большинство экспозиций, как правило, было создано силами сотрудников при участии местных краеведов и музейных сотрудников. Например, такие музеи появились в Казани, Твери, Красноярске, Смоленске, Томске, Тамбовской области, Кузбасском институте ФСИН, Архангельске, республике Хакасия и т. д. Однако стоит напомнить, что еще в советское время существовали тюремные музеи, музеи истории колоний, музейные уголки истории учреждений и органов УИС [11].
Популярность данной группы музеев, на наш взгляд, объясняется, с одной стороны, стремлением руководства и сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (далее — УФСИН] сформировать в обществе положительный образ уголовно-исправительной системы и познакомить с ее историческим прошлым, преемственностью в системе наказаний. Другая причина — желание использовать экспозиционные площади для проведения разнообразных мероприятий как патриотического, так и профилактического воспитательного характера.
Музеи в УИС адресованы, прежде всего, личному составу таких учреждений, у курсантов которых формируется чувство гордости и уважения к историческому прошлому учреждения. Подрастающему поколению важно сформировать гражданскую позицию. Музейная экспозиция поможет лицам, заинтересованным в расширении знаний по истории формирования отечественной исправительной системы в целом; гражданам, переступившим черту закона, отбывающим наказание или ожидающим вынесения приговора.
Будучи важнейшим элементом музейной коммуникации, воспитательная работа направлена на формирование нравственной и гражданско-патриотической личности, обладающей определенными духовными качествами и способной размышлять и оценивать, делать правильный выбор, самоопределяться. В современных условиях воспитание гражданской активности в отстаивании собственных позиций является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в стенах музея. При этом музейные посетители выступают не пассивными слушателями и зрителями, а активными соучастниками процесса, в том числе поисковой работы, дискуссий, изучения музейных предметов, посещения экскурсий и иных мероприятий. Одна из миссий современного музея — способствовать средствами воспитания и образования раскрытию историко-культурного потенциала музейных коллекций. В этом отношении как нельзя более современно звучат слова К. Н. Бестужева-Рюмина о воспитательной роли музеев: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю, велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание. Музей — одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания» [Цит. по: 2].
В этом отношении определенный интерес представляют опыт и воспитательный потенциал музейной экспозиции «Камера Ф. Э. Дзержинского». Камера-музей относится к немногочисленной разновидности музеев УИС, носит мемориальный и одновременно историко-революционный характер. Мемориализация является одним из важнейших уровней фиксации и передачи социально значимой информации. В данном случае она связана с исторической личностью, стоявшей у истоков советской законности.
Традиционно экспозиции мемориальных музеев разделяют на мемориальную часть, где сохраняется или воссоздается на основе типологических предметов обстановка, и построенную по хронологическому или тематическому принципу историко-биографическую часть. Соотношение этих частей и степень достоверности мемориальной части экспозиции зависит от сохранности подлинной обстановки, здания, наличия мемориальных предметов. Подобную структуру мы встречаем в данном музее. Посетителю предоставляется возможность ощутить атмосферу начала ХХ в.,
которую нельзя почувствовать в повседневной жизни: весь комплекс визуальных впечатлений, эмоций, переживаний, сопряженных с музейным пространством.
Мемориальные историко-революционные музеи в стране появились вскоре после 1917 г, в их числе — музеи П. Кропоткина, Н. Г Чернышевского, В. И. Ленина, И. В. Сталина и т. д. Объектами музеефикации становятся места, где проходило детство, юность, каторжная или революционная деятельность.
Предпосылки создания будущей камеры-музея Ф. Э. Дзержинского восходят к началу ХХ в. СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области является правопреемником Орловской временной каторжной тюрьмы (в просторечии «Орловский Централ», «Орловский каторжный централ»)—одной из многочисленных тюрем, созданных после первой русской революции 1905-1907 гг. в результате объединения Исправительного арестантского отделения и Орловской губернской тюрьмы. Ее открытие напрямую связано с ростом политических каторжан в России. В начале Первой мировой войны в Орел прибыл эшелон политических заключенных, эвакуированных из Варшавы и других городов Польши. Среди них был и Феликс Эдмундович Дзержинский, в годы революции принимавший активное участие в становлении Советской власти и организации государственной системы управления в стране. В частности, с его именем связывают образование Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В Орловской временной каторжной тюрьме он содержался с апреля 1915 по 20 марта 1916 г. [5, с. 78]. До 1941 г. камера, в которой находился большевик, сохраняла аутентичный вид. В ней находились вещи и предметы, которыми пользовался известный революционер, а именно: бушлат, брюки, головной убор арестанта и комбинированные кандалы. В годы оккупации Орла, в октябре 1941 г., немцы взорвали тюремный корпус, в котором размещалась известная камера, и все экспонаты были уничтожены [6, с. 19]. В послевоенный период тюремное здание было восстановлено по старому плану. Вместе с ним воссоздали и камеру, в которой содержался Ф. Э. Дзержинский. Однако вся обстановка и ее внешний вид потеряли первоначальный облик, который имелся до войны. Большая часть предметов, размещенных в ней сегодня, это типологический материал [9, с. 196].
В основу научной концепции современного музея была заложена идея преемственности в истории уголовно-исполнительной системы. Ее удалось реализовать благодаря расширению экспозиционного пространства и политики систематического пополнения фондовых коллекций новыми артефактами. Руководство СИЗО-1 приняло решение на территории тюрьмы открыть музейный комплекс, в состав которого вошла мемориальная камера-музей Ф. Э. Дзержинского (в здании следственного изолятора) и новый музей — музей истории УИС и учреждения (в здании администрации). Именно на базе объединенной экспозиции организована культурно-образовательная и воспитательная работа, нацеленная на формирование у сотрудников УИС профессиональных качеств, гражданской позиции и основанная на научных изысканиях и формах музейно-краеведческого характера.
Музей истории СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области занимает особое место в системе воспитательной работы, поскольку связан с рядом факторов. Во-первых, его экспозиции отражают историю учреждения, неразрывно связанную с событиями страны; во-вторых, музейные коллекции имеют историческую и культурную ценность, что способствует изучению и пониманию истории пенитенциарной системы РФ; в-третьих, в фондах хранятся предметы, фотографии и вещи, которые рассматриваются в качестве информационного источника по развитию УИС Орловской области; в-четвертых, потенциал музея СИЗО-1 используется в государственных программах патриотического воспитания граждан. В то же время в отличие от государственных музеев он имеет свою специфику, свои формы и методы работы. Его деятельность подчиняется основным целям и задачам режимного объекта, при планировании учитывается празднование памятных и ведомственных дат, государственных праздников (День тыла, День работника пресс-службы, День юридической службы уголовно-исполнительной системы, День кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний, День работников следственных изоляторов и тюрем, День работников уголовно-исполнительных инспекций и др.).
Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и воспитания личности, связанных с организацией и проведением многоаспектной работы с самой разнообразной музейной аудиторией. На современном этапе повышается эффективность взаимодействия музея и общества, при котором особое внимание уделяется изучению музейного посетителя, его интересов и запросов. В то же время порядок организации воспитательной работы
в УИС и, соответственно, в музее в последние годы регламентировался приказом ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы», Программой мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников УИС на 2011-2015 гг., утвержденной директором ФСИН России 30.12.2010 Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.
Нормативная база позволяет сформулировать перечень основных задач воспитательной работы с работниками УИС, в числе которых осуществление государственной политики в области исполнения наказаний; поддержание высокого уровня морально-психологического состояния и служебной дисциплины в УИС; повышение престижа службы и авторитета работников УИС; проведение последовательной научно обоснованной кадровой политики; формирование профессионально компетентных, обладающих организаторскими способностями, инициативных, высоконравственных работников [10]. Система воспитательной работы включает в себя: информационно-пропагандистскую работу, в содержании которой отражается специфика решаемых оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач; работу по укреплению законности и служебной дисциплины; социальную и культурно-досуговую работу.
На основе нормативных и методических установок в музее СИЗО-1 получили распространение такие формы музейной работы как уроки мужества, проводимые ветеранами боевых действий, торжественные мероприятия военно-патриотического характера, экскурсионные программы для сотрудников, практикантов, студентов, вечера-встречи бывших работников СИЗО-1, церемонии принятия присяги, вручения наград отличившимся сотрудникам. Особое внимание уделяется проведению героико-патриотической и культурно-образовательной работы среди молодежи, оказанию методической помощи в создании выставок, военно-исторических экспозиций в школьных и других общественных музеях. В музее проводятся массовые мероприятия по празднованию памятных дат из военной истории Отечества, встречи с ветеранами. Например, 3 августа 2018 г. состоялось торжественное мероприятие, приуроченное к 452-летию г. Орла и 75-й годовщине его освобождения от немецко-фашистских захватчиков, церемония приведения к присяге сотрудников СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области [4].
Воспитательный характер носит выставочная деятельность музея. Именно в экспозиционном пространстве успешнее всего осуществить процесс невербального общения между посетителем, музейным работником и предметным миром для решения конкретных целей и задач, в данном случае связанных с формированием личностной культуры, знаниевой составляющей посетителей. Выставочная экспозиция не только фиксирует историческое знание о прошлом и окружающем мире через экспонаты, но и взаимодействует с сознанием посетителя, интерпретируя предметы, осуществляя поиск в них смыслов и установления утраченных связей, традиции между поколениями, формируя уважительное отношение к ним [15, с. 290]. Таким образом, экспозиция превращается в действенный инструмент познания окружающего мира, в систему познавательных и воспитательных средств интерпретации заданной темы. В этом процессе, по мнению известного русского философа Н. Ф. Федорова, предметы ассоциируются с «овеществленной» или материализованной памятью прошлого. Накопленные в музее в большом количестве они могут намного объективнее воссоздать картину мира, конкретную эпоху, образы ранее живших людей и своих создателей [19, с. 17]. Только за последние годы в музее СИЗО-1 в общей сложности было организовано восемь тематических выставок. Одной из них стала выставка, открытая 23 апреля 2015 г., на которой были представлены предметы, найденные на территории следственного изолятора при проведении хозяйственных работ [3]. Представленные экспонаты относятся к 1941-1943 гг., когда на территории современного следственного изолятора располагался концлагерь № 1, где содержались советские военнопленные, подпольщики, заложники из числа гражданских лиц. На выставке были представлены фотографии и копии документов, оружие, обмундирование, личные вещи заключенных, содержащихся в концлагере.
Большой вклад в образовательно-воспитательную миссию музея вносит ветеранская организация СИЗО-1, в основе деятельности которой лежит идея сохранения традиций и профессионально-нравственное воспитание молодых сотрудников. Ветераны помогают проводить служебные занятия для личного состава, обучать молодых сотрудников, формировать положительный эмоциональный настрой в работе, в наставничестве, пропаганде нравственного кодекса чести, и тем самым способствуя ускорению процесса профессионального и гражданского становления
личного состава. Они активно участвуют в проведении мемориальных мероприятий, посвященных, например, Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, Дню мужества. Практика работы музея убеждает в эффективности воспитания на конкретных примерах героизма в период Великой Отечественной войны. По сложившейся традиции ежегодно 28 апреля ветераны и сотрудники следственного изолятора отмечают день памяти Героя Советского Союза М. А. Морозенко, приводят в порядок могилу и возлагают цветы к памятнику; 8 июня отмечают день памяти сержанта внутренней службы С. В. Прилепского, младшего инспектора 2-й категории отдела режима и охраны, сержанта внутренней службы следственного изолятора № 1 г. Орел, погибшего на внешнем посту от пулевого ранения в 1997 г., с возложением цветов к мемориальной доске на здании УВД Орловской области.
Самыми популярными формами воспитательной работы в музее стали беседы на разнообразные темы («Роль патриотизма в жизни человека», «Роль ветеранской организации учреждения в патриотическом воспитании сотрудников» и др.), заседания круглых столов («Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников УИС», «Роль общественных формирований в профилактике коррупционных проявлений среди сотрудников Уголовно-исполнительной системы Орловской области», «Фронтовые записки артиллерийского офицера: по архивным материалам дочери полковника внутренней службы Н. Ф. Ревтова»).
В музей СИЗО-1 можно попасть только по предварительной записи и с соответствующим сопровождением, так как это режимный объект. При входе в учреждение (КПП 1) и на режимную территорию (КПП 2) у всех потенциальных посетителей проверяют паспорта, проводят тщательный личный досмотр и объясняют правила поведения на территории следственного изолятора. Следует признать, что данная процедура вносит некоторые неудобства и значительно отнимает время. Вынужденные ограничения, к сожалению, не позволяют в полной мере реализовать важный музейный критерий как его доступность всем категориям лиц. Вместе с тем в 2018 г. музей СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области посетили около двух тысячи человек.
Заключение
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс в музеях уголовно-исполнительной системы содействует развитию личностных качеств посетителей, формирует у них творческие и образовательные способности, уважение к историческому прошлому, эстетический вкус, приобщает к культурному наследию. Музей ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области является полноценной площадкой для воспитательных и образовательных мероприятий, адресованных всем заинтересованным лицам, подрастающему поколению, сотрудникам учреждения, и способствует повышению престижа службы в УИС Орловской области, формированию положительного имиджа следственного изолятора.
Литература
1. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. М., 1981. С. 126.
2. Васильева Т. Е., Панченко О. Г. Образовательно-воспитательный потенциал музейной педагогики как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/ 18_NPM_2008/Pedagogica/34542.doc.htm (дата обращения: 05.08.2019).
3. В СИЗО-1 г. Орла обновили экспонаты музея учреждения [Электронный ресурс]. URL: http://57.fsin.su/news/detail. php?ELEMENT_ID=148082 (дата обращения: 04.05.2019).
4. В СИЗО-1 г. Орла молодые сотрудники приняли присягу [Электронный ресурс]. URL: http://57.fsin.su/news/detail. php?ELEMENT_ID=408976 (дата обращения: 04.05.2019).
5. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т.5. Шлиссельбургская каторжная тюрьма и Орловский каторжный централ (1907-1917). М., 1963. 340 с.
6. Дзержинская С. В. Я все выдержу и вернусь... Тула, 1984. 144 с.
7. Киреева Л. Н. Социально-воспитательная деятельность музея в условиях малого города [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук. М, 2003. 188 c. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/socialno-vospitatelnaja-dejatelnost-muzeja-v-uslovijah-malogo-goroda.html (дата обращения: 05.08.2019).
8. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / под ред. Л. Г. Оршанского. СПб., 1914. С. 47-48.
9. Очерки истории Орловской организации КПСС. Тула, 1987. 424 с.
10. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 555. URL: https://ukrfkod.ru/ zakonodatelstvo/prikaz-fsin-rf-ot-28122010-n-555/ (дата обращения: 05.08.2019).
11. Производство патриотизма в российских тюрьмах: ветераны УФСИН отмечают «славные традиции» / Российская историческая политика в марте 2012 г. Аналитический отчет [Электронный ресурс]. URL: https://urokiistorii.ru/ article/51575 (дата обращения: 05.08.2019).
12. Революция - искусство - дети: Материалы и документы. М., 1987. Ч. 1: 1917-1923. С. 5.
13. Романов Н. И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсионный вестник. 1916. № 1-2. С. 8.
14. Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации. СПб., 2007. 116 с.
15. Степанова Е. Ю. Выставочная экспозиция как форма коммуникации // Общество, культура, образование: проблемы и перспективы развития : материалы Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф. Орел, 2009. С. 289-291.
16. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М., 2004. 216 с.
17. Тюремный портал России [Электронный ресурс]. URL: http://pnisonlife.nu/ (дата обращения: 05.08.2019).
18. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_12940/44d136395db43ac1a6f7fa606f3f4 9a4e79a8669/ (дата обращения: 05.08.2019).
19. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение // Музейное дело и охрана памятников : экспресс-информ. М., 1992. Вып. 3-4.
20. Шляхтина Л. М. У истоков музейной педагогики: О.Ф. Вальдгауер // Образовательная деятельность художественного музея. СПб., 2002. Вып. 7.
21. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки. СПб., 2006. 272 с.
22. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001. 153 с.
References
1. Bakushinsky A.V. Issledovaniya i stat'i [Studies and articles]. Moscow, 1981, pp. 126. (In Russian).
2. Vasiliev T. E., Panchenko O. G. Obrazovatel'no-vospitatel'nyj potencial muzejnoj pedagogiki kak sredstvo duhovno-nravstvennogo vospitaniya podrastayushchego pokoleniya [The educational potential of museum pedagogy as a means of spiritual and moral education of the younger generation]. Available at: http://www.rusnauka.com/18_NPM_2008/Pedagogica/34542.doc. htm (accessed 08.08.2019). (In Russian).
3. V SIZO-1 g. Orla obnovili eksponaty muzeya uchrezhdeniya [In the pre-trial detention center-1 of Orel, the exhibits of the institution's museum were updated]. Available at: http://57.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=148082 (accessed 04.05.2019). (In Russian).
4. V SIZO-1 g. Orla molodye sotrudniki prinyali prisyagu [In the pre-trial detention center-1 of Orel, young employees took the oath]. Available at: http://57.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=408976 (accessed 04.05.2019). (In Russian).
5. Gernet M. N. Istoriya carskoj tyur'my. T.5. Shlissel'burgskaya katorzhnaya tyur'ma i Orlovskij katorzhnyj central (1907-1917) [The history of the royal prison. T.5. Shlisselburg hard labor prison and the Orel Central Prison (1907-1917)]. Moscow, 1963, 340 p. (In Russian).
6. Dzerzhinskaya S. V. Ya vse vyderzhu i vernus'... [I can stand it all and come back...]. Tula, 1984, 144 p. (In Russian).
7. Kireeva L. N. Social'no-vospitatel'naya deyatel'nost' muzeya v usloviyah malogo goroda [Social and educational activities of the museum in a small town]. Ph. D. thesis. Moscow, 2003, 188 p. Available at: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/ socialno-vospitatelnaja-dejatelnost-muzeja-v-uslovijah-malogo-goroda.html (accessed 05.08.2019). (In Russian).
8. Lichtwark A. Muzei kak obrazovatel'nye i vospitatel'nye uchrezhdeniya [Museums as educational and educational institutions]. Educational and educational tasks of the modern museum. Ed. L. G. Orshansky. St. Petersburg, 1914, pp. 47-48. (In Russian).
9. Ocherki istorii Orlovskoj organizacii KPSS [Essays on the history of the Orel organization of the CPSU]. Tula, 1987, 442 p. (In Russian).
10. Ob organizacii vospitatel'noj raboty s rabotnikami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On the organization of educational work with employees of the penal system]. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated December 28, 2010 No. 555. Available at: https://ukrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-fsin-rf-ot-28122010-n-555/ (accessed 05.08.2019). (In Russian).
11. Proizvodstvo patriotizma v rossijskih tyur'mah: veterany UFSIN otmechayut «slavnye tradicii» / Rossijskaya istoricheskaya politika v marte 2012 g. Analiticheskij otchet [The production of patriotism in Russian prisons: FSiN veterans celebrate "glorious traditions"/ Russian Historical Policy in March 2012 Analytical Report]. Available at: https://urokiistorii.ru/ article/51575 (accessed 05.08.2019). (In Russian).
12. Revolyuciya - iskusstvo - deti: Materialy i dokumenty [Revolution - art - children: Materials and documents]. Moscow, 1987, part 1: 1917-1923, pp. 5. (In Russian).
13. Romanov N. I. O zadachah i metodah ekskursij po iskusstvu [About the tasks and methods of excursions in art]. Excursion Bulletin, 1916, no. 1-2, pp. 8. (In Russian).
14. Sapanzha O. S. Osnovy muzejnoj kommunikacii [The basics of museum communication]. St. Petersburg, 2007, 116 p. (In Russian).
15. Stepanova E. Y. Vystavochnaya ekspoziciya kak forma kommunikacii [Exhibition exposition as a form of communication]. Materials of the All-Russian (with international participation) scientific-practical conference "Society, Culture, Education: Problems and Prospects of Development". Orel, 2009, pp. 289 - 291. (In Russian).
16. Stolyarov B. A. Muzejnaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika [Museum pedagogy. History, Theory, Practice]. Moscow, 2004, 216 p. (In Russian).
17. Tyuremnyj portal Rossii [The prison portal of Russia]. Available at: http://prisonlife.ru/ (accessed 05.08.2019). (In Russian).
18. Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 8 yanvarya 1997 g. № 1-FZ (redaktsiya ot 26.07.2019) [The Criminal Executive Code of the Russian Federation of January 8, 1997 No. 1-FZ (as amended on July 26, 2019)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/44d136395db43ac1a6f7fa606f3f49a4e79a8669/ (accessed 05.08.2019). (In Russian).
19. Fedorov N. F. Muzej, ego smysl i naznachenie [Museum, its meaning and purpose]. Museum business and the protection of monuments. Express Information. Moscow, 1992, vol. 3-4. (In Russian).
20. Shlyakhtina L. M. U istokov muzeynoy pedagogiki: O.F. Val'dgauyer [At the origins of museum pedagogy: O.F. Waldhauer]. Educational activity of the art museum. St. Petersburg, 2002, vol. 7. (In Russian).
21. Shlyakhtina L. M., Mastenitsa E. N. Muzejno-pedagogicheskaya mysl' v Rossii. Istoricheskie ocherki [Museum-pedagogical thought in Russia. Historical essays]. St. Petersburg, 2006, 272 p. (In Russian).
22. Yukhnevich M. Yu. Ya povedu tebya v muzej [I will lead you to the museum]. Moscow, 2001,153 p. (In Russian).