Научная статья на тему 'Образовательная роль музеев в Томской губернии и Томской области хiх-хх веков'

Образовательная роль музеев в Томской губернии и Томской области хiх-хх веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЛИКВИИ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / MUSEUM / EXHIBITION / HISTORICAL RELICS / RESEARCH WORK / EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / SUPPLEMENTARY EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ревякина Валентина Ивановна, Семибратов Семен Олегович

Представлена целостная картина развития музейного дела на огромной территории Томской губернии и современной Томской области. Выявлены исторические условия зарождения музейного дела как социального феномена и постепенного создания различных видов музеев. Предложена условная классификация музеев: университетские, муниципальные, ведомственные, мемориально-политические, школьные, определены целевые предназначения музеев каждого вида, их просветительские задачи, образовательно-воспитательные функции. Обоснованы социальные, просветительские и педагогические потребности музеев в отборе, сохранении и презентации культурно-исторического наследия человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ROLE OF MUSEUMS IN TOMSK PROVINCE AND TOMSK REGION IN THE ХIХ-ХХ CENTURIES

The purpose of the article is to present a holistic picture of the development of the museums in the vast territory of the Tomsk province and the modern Tomsk region. The method of historical-genetic analysis revealed the conditions for the birth of museums as a social phenomenon and the gradual creation of museums of various kinds. We provide the names of the Tomsk Imperial University professors who were thematic museums organizers. We bring your attention to that all showpieces of the university thematic museums established at the end of the 19th century and at the beginning of the 20th one were used in education process as supplements to lecture courses contents and as demonstration aids for students. Museum collections were supposed to be used only by university students and faculty members. Other town dwellers didn’t have the right to visit the museums. It was only in the period from 1930’s to 1960’s when municipal museums of history, regional studies, ethnography, art, military and patriotic studies were established and the town population got the opportunity to visit the museums and become acquainted with the artifacts, historical events as well to make their personal assessment of what they had seen. In the paper we highlight that at present the Tomsk Region with its over 300 different museums is one of the major territorial entities of the Siberian Federal District in social, cultural and academic respects. Classification of museums is proposed: university, municipal, departmental, memorialpolitical, school museums. Purposes of museums of each type, their educational tasks and functions were determined. The social, educational and pedagogical needs of museums in the selection, preservation and presentation of the cultural and historical heritage of mankind are substantiated.

Текст научной работы на тему «Образовательная роль музеев в Томской губернии и Томской области хiх-хх веков»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 374 (091)

йО! 10.23951/2307-6127-2019-3-182-189

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ МУЗЕЕВ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Х1Х-ХХ ВЕКОВ

В. И. Ревякина, С. О. Семибратов

Томский государственный педагогический университет, Томск

Представлена целостная картина развития музейного дела на огромной территории Томской губернии и современной Томской области. Выявлены исторические условия зарождения музейного дела как социального феномена и постепенного создания различных видов музеев. Предложена условная классификация музеев: университетские, муниципальные, ведомственные, мемориально-политические, школьные, определены целевые предназначения музеев каждого вида, их просветительские задачи, образовательно-воспитательные функции. Обоснованы социальные, просветительские и педагогические потребности музеев в отборе, сохранении и презентации культурно-исторического наследия человечества.

Ключевые слова: музей, экспозиция, исторические реликвии, поисково-исследовательская работа, образовательная деятельность, учебный процесс, дополнительное образование школьников.

Томская область, правопреемник бывшей Томской губернии, в настоящее время является значимым научно-образовательным субъектом Сибирского федерального округа, на ее территории насчитывается более ста муниципальных и ведомственных музеев. Сегодня в музееведении выявлен огромный педагогический и научный потенциал, обусловленный изменениями не только в образовательной системе, но и трансформациями в сфере музейного дела в целом. Интерес авторов состоит в изучении развития музейного дела в истории Томской губернии в Х1Х-ХХ вв. и его роли в области просвещения, образования и культуры не только студентов и школьников, но также широких слоев всего населения современной Томской области.

Прослеживая развитие музейного дела в дореволюционной России, следует отметить, что оно прошло аналогичные со странами Европы этапы становления, начавшись с личного собирательства и коллекционирования религиозных, генеалогических и художественных ценностей, хранившихся в княжеских резиденциях, а также в храмах при монастырях. Однако важно подчеркнуть, что данное собирательство не носило систематического характера, храмовые коллекции были закрыты для сторонних посетителей. А частные коллекции показывались исключительно в узком кругу светского общества для демонстрации финансовой состоятельности и позиционирования личных интересов отдельных персон, т. е. реализовывались совсем иные задачи, чем в настоящее время [1].

Современное понимание музейного дела как области культурно-просветительской деятельности восходит к 1698 г., к правлению Петра I, который положил начало коллекционированию редчайших артефактов и ценностей, привезенных из европейских стран в качест-

ве экспонатов личной императорской экспозиции как сокровищницы по сбережению материальной и духовной целостности исторического наследия. В 1719 г. был открыт первый государственный музей России - Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого).

Томская губерния как субъект Российской империи возникла по указу императора Александра I в 1804 г. и в этом статусе существовала до 1925 г. Первый губернский ведомственный Горный музей был открыт в 1823 г. в городе Барнауле (ныне Алтайский государственный краеведческий музей) в честь столетия горнозаводского производства на Алтае. Инициатива по его созданию принадлежала начальнику округа Колывано-Воскресенских заводов, томскому губернатору П. К. Фролову, а также Ф. В. Геблеру, врачу и исследователю Алтая, который и стал в дальнейшем первым руководителем музея. Изначально экспозиция музея была представлена моделями горных машин и механизмов, а также археологическими, зоологическими и минералогическими материалами из личных коллекций основателей. Долгие годы это был единственный музей огромной Томской губернии. В 1907 г. археологическая, этнографическая и большая часть модельной коллекции были переданы в музеи Императорского Томского университета (ныне - Томский государственный университет) и Томского технологического института имени императора Николая II (ныне - Томский политехнический университет) [2].

Дальнейшее развитие музейного дела получило продолжение в административном центре губернии, в городе Томске, где в стенах Императорского Томского университета профессором В. М. Флоринским для использования экспонатов как необходимых наглядных дидактических материалов при обучении студентов был открыт Музей археологии и этнографии Сибири, ставший первым музеем при высшем образовательном учреждении губернии. Сегодня музею присвоен статус самого крупного музея при высшем образовательном учреждении азиатской части России, фонды которого насчитывают порядка 300 тыс. единиц хранения, служащих фундаментальной базой различных научных исследований [3, 4].

Императорский Томский университет постепенно становился ядром создаваемых тематических музеев, экспонаты которых использовались как ценнейший наглядный дидактический материал в учебном процессе. Усилиями первого сибирского профессора в области зоологии Н. Ф. Кащенко был запланирован и открыт Зоологический музей, в основу экспозиции которого вошли чучела животных, подготовленные и привезенные экспедицией полярного исследователя и ученого Нильса Адольфа Эрика Норденшельда во время сквозного плавания из Атлантического океана в Тихий. Сегодня эти бережно накапливаемые и сохраняемые музейные фонды насчитывают порядка 120 тыс. единиц хранения и представляют большой познавательный интерес в учебном процессе и в естественно-исследовательской научной и образовательной деятельности [5].

В 1888 г. при университете под руководством профессора А. М. Зайцева открылся Минералогический музей, основной экспозиционный материал которого был представлен коллекциями минералов, горных пород и окаменелостей, составленными и подаренными музею Обществом геологов и горных инженеров. В том же году профессором В. А. Хахло-вым начала подготавливаться коллекция флоры из угленосных бассейнов Сибири в виде экспозиции Палеонтологической комнаты-музея. На ее базе впоследствии в 1926 г. открылся первый послереволюционный музей при высшем учебном заведении Томской губернии, а основные фонды продолжали пополняться [6].

В 1890 г. для использования в учебном процессе студентов медицинского факультета по инициативе профессора К. Н. Виноградова состоялось открытие еще одного музея - па-

тологической анатомии, представленного коллекцией микропрепаратов, привезенных из Петербургской медико-хирургической академии. В советское время, в 1930 г., некогда самый первый и в течение 10 лет единственный медицинский факультет университета был преобразован в отдельный самостоятельный Томский медицинский институт (ныне - Сибирский государственный медицинский университет), в связи с этим анатомический музей и его фонды были переданы институту.

Однако следует подчеркнуть, что все музеи, созданные при университете, имели право посещать только студенты и преподаватели, поскольку музейные фонды считались материалами, предназначенными для обучения студентов, а не для интересующейся широкой публики [7].

Первый в Томске общедоступный общественный Музей прикладных знаний был открыт в 1892 г. Посещение всеми желающими было обусловлено решением Общества попечения о начальном образовании, возглавляемого известным томским просветителем и книгоиздателем П. И. Макушиным. Целью Музея прикладных знаний было ведение научно-просветительской деятельности, а также работы по изучению, комплектации, хранению и популяризации памятников естественной истории и материальной культуры. В послереволюционном 1920 г. эти музейные фонды были перевезены в Новониколаевск и послужили основой создания Центрального народного музея города Новониколаевска (сейчас Новосибирский государственный краеведческий музей), который стал ведущим музеем все еще существующей до 1925 г. Томской губернии. История сложилась так, что с 1937 г. музей и его фонды принадлежат Новосибирской области [8, 9].

Прогрессивной общественностью сибиряков неоднократно обсуждался вопрос об открытии на территории города Томска первого Сибирского научно-художественного музея имени императора Александра II, но события Первой мировой и Гражданской войн, вынудили отказаться от реализации идеи [10, 11].

Возобновление музейного дела получило продолжение после революционных событий и смены политического устройства государства. В 1920 г. томские профессора Б. Л. Богаев-ский, Б. П. Денике, В. Ф. Смолин, архитектор А. Л. Шиловский и студент Томского университета И. М. Мягков (члены подотдела искусств Губернского народного образования, курировавшие секции по делам музеев и охране памятников искусства и старины) выступили с идеей об открытии в Томске государственного музея. Данная идея получила широкую поддержку и была одобрена в том же году. Так, после осмотра бывшей усадьбы крупного золотопромышленника И. Д. Асташева комиссия приняла решение об открытии в этом здании музея старины и революции. Архивные документы свидетельствуют: 18 марта 1922 г. была развернута первая экспозиция, давшая начало первому государственному музею Томска, в октябре того же года музей получил название «Томский краевой музей» (ныне - Томский областной краеведческий музей имени М. Б. Шатилова) [12].

Музеи регионального значения в Томской области, общедоступные и выполняющие образовательную, воспитательную, а также значительную идеологическую нагрузку, появились в 1930-е и в последующие годы. Так, в 1936 г. в селе Парабель был открыт Нарым-ский окружной музей краеведения на основе собранной археологической и этнографической коллекции материальной и духовной культуры коренных жителей Сибири: хантов, селькупов и эвенков - совокупно с историей освоения Сибири первопроходцами. Вскоре музейные фонды были перевезены в административный центр Нарымского округа в рабочий поселок Колпашево в статусе Колпашевского краеведческого музея. Сегодня его экспозиции отражают многовековую историю Нарымского края с момента основания, с 1963 г. он стал филиалом Томского областного краеведческого музея [13].

В 1938 г. в селе Нарым был открыт музей имени И. В. Сталина. Созданная в нем экспозиция отражала поначалу жизнь и деятельность революционеров, отбывавших в начале ХХ в. в Нарыме ссылку. Этот еще один музей регионального значения стал первым истори-ко-мемориальным музеем, просуществовавшим в этом качестве до 1991 г. 3атем в нем открылся новый отдел, рассказывающий о политических репрессиях советского строя, о существовании лагерной системы и специальных комендатур, а музей переименовали в На-рымский музей политической ссылки [14].

С 1939 г. в связи с Советско-финской и Второй мировой войной дальнейшие проекты по формированию и открытию музеев были приостановлены. Музейное дело сводилось лишь к сохранению и сбережению музейных фондов и архивной документации. И только в послевоенное время в Томском государственном университете на базе отдела редких книг и рукописей библиотеки было создано самостоятельное структурное подразделение - Музей книги. В его экспозициях представлены собрания книг и рукописей известных писателей, ученых, а также личные архивы ряда известных сибирских деятелей: Г. Н. Потанина, Н. И. Наумова, П. И. Макушина [15].

Необходимо отметить феномен школьного музееведения. Архивные документы указывают, что первым школьным музеем в 1951 г. стал музей по истории города Томска, открытый в мужской семилетней школе № 7, автором идеи и первым руководителем был учитель истории и краеведения Н. В. Татауров, участник Великой Отечественной войны. В музейную экспозицию входили археологические раскопки, собранная коллекция рукописных легенд о городе Томске, а также макет Томской крепости, разработанный основателем музея и Н. М. Петровым. В 1954 г. этот школьный музей и его фонды были перевезены в женскую семилетнюю школу № 12 города Томска, где с 7 октября, в день 350-летия со дня основания города, музей возобновил свою работу [16].

Отделы ныне существующих школьных музеев в Томской области разнообразны по своей тематике. Так, активно функционирует Музей леса в школе села Тимирязевского Томского района, где учащиеся собирают, бережно хранят документы и материалы, а в качестве экскурсоводов пропагандируют славные трудовые дела работников лесного дела. Школьный Музей леса является филиалом регионального Музея леса, созданного инициативной группой ветеранов лесного дела в составе А. И. Цехановского, Ф. Г. Анисимова, В. П. Сыркина, А. Д. Изергина. Экспозиции регионального музея демонстрируют исторические реликвии, документы, ценные коллекции, лесохозяйственный инвентарь, инструменты и приборы. Следует отметить, что данный музей стал первым сельскохозяйственным музеем, который приобщил к своей активной постоянной многолетней работе разновозрастный отряд учащихся поселковой школы.

Обобщая деятельность современных многочисленных школьных музеев, выделим их наиболее значимые социальные и образовательные функции. Прежде всего отметим поисково-собирательную работу, чрезвычайно интересную для учащихся, способствующую развитию навыков исследовательской работы, коммуникативных компетенций и элементов управленческой деятельности молодых людей. Безусловно воспитывающей и социализирующей функцией обладают познавательные и развивающие встречи с интересными людьми. Приобщение к музейной деятельности, как показывает опыт, гарантирует выявление и поддержку творческих способностей школьников. Таким образом, приходим к неизбежному заключению о том, что потенциал воспитательного воздействия музеев в целом, а школьных в особенности, чрезвычайно велик.

В рамках хронологической последовательности следует отметить: в 1989 г. состоялось открытие еще одного Мемориального музея следственной тюрьмы НКВД в подвальном

помещении здания, в котором с 1923 по 1944 г. располагалась ведомственная тюрьма Том -ского городского отдела государственного политического управления народного комиссариата внутренних дел. Постоянная экспозиция музея представлена реконструированным тюремным коридором, камерой для подследственных заключенных, кабинетом следователя, а также хроникой репрессий на территории Томской области. Представлены копии и подлинные документы следственных дел, фотоальбомы, насчитывающие свыше 50 тыс. единиц хранения [17].

Экспонаты музея несут огромную историко-познавательную, смысловую нагрузку, посещение оставляет неизгладимое впечатление и заставляет заново анализировать историю отдельных хронологических периодов страны. Выявленная условная классификация музейного дела в Томской губернии (с 1925 г. - Томской области) представлена в таблице.

Музеи Томской области в Х1Х- начале ХХ1 в.

Виды музеев и их разделы Функциональное назначение

Университетские Минералогический Палеонтологический Зоологический Археологический Анатомический Экспонаты как необходимые наглядно-дидактические материалы, используемые для обучения студентов

Муниципальные Исторический Художе ственный Этнографиче ский Краеведческий Просвещение широких слоев населения

Школьные Военно-патриотический Региональное лесоведение Герои школы Творчество поэтов и писателей Достижения выпускников Осуществление воспитательной и образовательной деятельности. Формирование интереса школьников к отечественной истории и культуре

Мемориально-исторические Многофункциональный институт социальной памяти

Как видим, сегодня Томская область является одним из значимых социокультурных и научно-образовательных субъектов Сибирского федерального округа, на ее территории находится более 300 образовательных учреждений, а культурно-исторический фонд широко представлен самыми разнообразными видами городских, муниципальных, мемориально-исторических, вузовских, школьных музеев. История двух столетий подтвердила огромный потенциал образовательно-воспитательного воздействия музеев. Основные задачи современной культурно-просветительской деятельности, успешно решаемые музейными работниками:

- возрождение и изучение традиций страны и своего народа;

- формирование интереса к отечественной истории и культуре у подрастающего поколения;

- сбор и сохранение исторических реликвий;

- осуществление воспитательной и образовательной деятельности населения.

Сегодня музей по праву рассматривается как вид интеллектуального досуга, поскольку задачи абсолютно каждого музея, несмотря на несколько отличающиеся целевые установки, во многом совпадают. Резюмируем: именно музеи в первую очередь выступают защитниками исторического наследия, решая, таким образом, вопрос национальной самоидентичности жителей страны.

Список литературы

1. Каулен М. Е. Музейное дело России. 3-е изд. М.: Изд-во ВК, 2010. 676 с.

2. Разгон А. М. Исторические музеи в России (с начала XVIII века до 1861 г.) // Очерки истории музейного дела в СССР. М., 1963. Вып. 5. С. 189-275.

3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 233 (Томская городская управа). Д. 545 [Переписка с губернатором и городской думой об открытии музея при университете]. Оп. 1. Л. 3-5.

4. ГАТО. Ф. 102 (Томский университет министерства народного просвещения). Д. 6 [Документы об открытии Музея археологии]. Оп. 1. Л. 17.

5. ГАТО. Ф. 102 (Томский университет министерства народного просвещения). Д. 12 [Документы об открытии Музея зоологических экспонатов]. Оп. 1. Л. 2-4.

6. ГАТО. Ф. 102 (Томский университет министерства народного просвещения). Д. 5 [Документы об открытии Палеонтологической комнаты]. Оп. 1. Л. 1-3.

7. ГАТО. Ф. 102 (Томский университет министерства народного просвещения). Д. 27 [Документы об открытии Музея анатомии]. Оп. 1. Л. 1-5.

8. ГАТО. Ф. 126 (Управление Западно-Сибирского учебного округа). Д. 455 [Ходатайство совета общества попечителей о начальном образовании об утверждении Музея прикладных знаний]. Оп. 1. Л. 3-4.

9. Томилов Н. А. Новосибирский областной краеведческий музей в 1920-е годы // Проблемы музееведения и народная культура. Новосибирск, 1999. С. 139-141.

10. Фоминых С. Ф., Черняк Э. И. История комплектования музейных коллекций Сибирского (Томского) университета в документах // Томские музеи: сб. документов и статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. С. 172-175.

11. ГАТО. Ф. 233 (Томская городская управа). Д. 3367 [Прошение об открытии в Томске Научно-художественного музея]. Оп. 2. Л. 1.

12. Архив Томского областного краеведческого музея (ТОКМ). Ф. 213 (Охрана памятников искусства и старины). Д. 18 [Решение об открытии в Томске Музея края]. Оп. 1. Л. 1.

13. Рассамахин Ю. К. Первый музей в Нарымском крае // Земля Парабельская: сб. науч.-популярных очерков. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. С. 245-251.

14. Жатков А. В. Из истории Нарымского музея // Труды Томского государственного объединенного историко-архитектур-ного музея. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 7. С. 189-194.

15. Архив Музея истории развития народного образования Томской области (МИРНОТО). Ф. 11 (Музейные хроники). Д. 103 [Из истории музееведения]. Оп. 2. Л. 13-16.

16. Архив МИРНОТО. Ф. 43 (Музеи Томска и Томской области). Д. 103 [Информационная справка об экспонатах школьного музея города]. Оп. 1. Л. 1-4.

17. Архив Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 80 (Научное содружество г. Томска). Д. 794 [Открытие Музея следственной тюрьмы]. Оп. 2. Л. 1-6.

Ревякина Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: revyakinavi@tspu.edu.ru; val.rev@yandex.ru

Семибратов Семен Олегович, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: Sevenbrothers.s.o@gmail.com

Материал поступил в редакцию 25.01.2019.

DOI 10.23951/2307-6127-2019-3-182-189

EDUCATIONAL ROLE OF MUSEUMS IN TOMSK PROVINCE AND TOMSK REGION IN THE XIX-XX CENTURIES

V. I. Revyakina, S. O. Semibratov

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The purpose of the article is to present a holistic picture of the development of the museums in the vast territory of the Tomsk province and the modern Tomsk region. The method of historical-genetic analysis revealed the conditions for the birth of museums as a social phenomenon and the gradual creation of museums of various kinds.

We provide the names of the Tomsk Imperial University professors who were thematic museums organizers. We bring your attention to that all showpieces of the university thematic museums established at the end of the 19th century and at the beginning of the 20th one were used in education process as supplements to lecture courses contents and as demonstration aids for students. Museum collections were supposed to be used only by university students and faculty members. Other town dwellers didn't have the right to visit the museums. It was only in the period from 1930's to 1960's when municipal museums of history, regional studies, ethnography, art, military and patriotic studies were established and the town population got the opportunity to visit the museums and become acquainted with the artifacts, historical events as well to make their personal assessment of what they had seen. In the paper we highlight that at present the Tomsk Region with its over 300 different museums is one of the major territorial entities of the Siberian Federal District in social, cultural and academic respects.

Classification of museums is proposed: university, municipal, departmental, memorial-political, school museums. Purposes of museums of each type, their educational tasks and functions were determined. The social, educational and pedagogical needs of museums in the selection, preservation and presentation of the cultural and historical heritage of mankind are substantiated.

Keywords: museum, exhibition, historical relics, research work, educational activity, educational process, supplementary education of schoolchildren.

References

1. Kaulen M. E. Muzeynoye delo Rossii (Museology in Russia). Moscow, VK Publ., 2010. 676 p. (in Russian).

2. Razgon A. M. Istoricheskiye muzei v Rossii (s nachala XVIII veka do 1861 g.) [Historical museums in Russia (from the beginning of the 18th century until 1861)]. Ocherki istorii muzeynogo dela v SSSR [Sketches of the history of museum work in the USSR]. Moscow, 1963. Vyp. 5. Pp. 189-275 (in Russian).

3. Gosudarstvennyy arkhiv Tomskoy oblasti (GATO) [State Archive of Tomsk Region]. F. 233 (Tomskaya gorodskaya uprava) [Tomsk City Government]. D. 545 (Perepiska s gubernatorom i gorodskoy dumoy ob otkrytii muzeya pri universitete) [Correspondence with the Governor and the City Council on the opening of the museum at the university]. Op. 1. L. 3-5 (in Russian).

4. GATO [State Archive of Tomsk Region]. F. 102 (Tomskiy universitet ministerstva narodnogo prosveshcheniya) [Tomsk University of the Ministry of Public Education). D. 6 (Dokumenty ob otkrytii Muzeya arkheologii) [Documents on the opening of the Museum of Archeology]. Op. 1. L. 17 (in Russian).

5. GATO [State Archive of Tomsk Region]. F. 102 (Tomskiy universitet ministerstva narodnogo prosveshcheniya) [Tomsk University of the Ministry of Public Education]. D. 12 (Dokumenty ob otkrytii Muzeya zoologicheskikh eksponatov) [Documents on the opening of the Museum of Zoological Exhibits]. Op. 1. L. 2-4 (in Russian).

6. GATO [State Archive of Tomsk Region]. F. 102 (Tomskiy universitet ministerstva narodnogo prosveshcheniya) [Tomsk University of the Ministry of Public Education]. D. 5 (Dokumenty ob otkrytii Paleontologicheskoy komnaty) [Documents on the opening of the Paleontological Room]. Op. 1. L. 1-3 (in Russian).

7. GATO [State Archive of Tomsk Region]. F. 102 (Tomskiy universitet ministerstva narodnogo prosveshcheniya) [Tomsk University of the Ministry of Public Education]. D. 27 (Dokumenty ob otkrytii Muzeya anatomii) [Documents on the opening of the Anatomy Museum]. Op. 1. L. 1-5 (in Russian).

8. GATO [State Archive of Tomsk Region]. F. 126 (Upravleniye Zapadno-sibirskogo uchebnogo okruga) [Office of the West Siberian school district]. D. 455 (Khodataystvo soveta obshchestva popechiteley o nachal'nom obrazovanii o utverzhdenii Muzeya prikladnykh znaniy) [Petition of the Board of Trustees of the Society for Primary Education on the approval of the Museum of Applied Knowledge]. Op. 1. L. 3-4 (in Russian).

9. Tomilov N. A. Novosibirskiy oblastnoy krayevedcheskiy muzey v 1920 gody [Novosibirsk Regional Museum of Local Lore in the 1920s]. Problemy muzeyevedeniya i narodnaya kul'tura [Problems of museology and folk culture]. Novosibirsk, 1999. Pp. 139-141.(in Russian).

10. Fominykh S. F., Chernyak E. I. Istoriya komplektovaniya muzeynykh kollektsiy Sibirskogo (Tomskogo) universiteta v dokumentakh [History of acquisition of museum collections of the Siberian (Tomsk) University in documents]. Tomskiye muzei: sb. dokumentov i statey [Tomsk museums: collection of documents and articles.]. Tomsk, TSU Publ., 2010. Pp. 172175 (in Russian).

11. GATO [State Archive of Tomsk Region]. F. 233 (Tomskaya gorodskaya uprava) [Tomsk City Government]. D. 3367 (Prosheniye ob otkrytii v Tomske Nauchno-khudozhestvennogo muzeya) [Application for the opening of the Science and Art Museum in Tomsk]. Op. 2. L. 1 (in Russian).

12. Arkhiv Tomskogo oblastnogo krayevedcheskogo muzeya (TOKM) [Archive of the Tomsk Regional Museum of Local Lore]. F. 213 (Okhrana pamyatnikov iskusstva i stariny) [Protection of monuments of art and antiquities]. D. 18 (Resheniye ob otkrytii v Tomske Muzeya kraya) [The decision to open the Tomsk Region Museum in Tomsk]. Op. 1. L. 1 (in Russian).

13. Rassamakhin Y. K. Pervyy muzey v Narymskom kraye [First Museum in Narym Krai]. Zemlya Parabel'skaya: sb. nauch.-popul. ocherkov [Parabel Land: collection of popular science essays]. Tomsk, TSU Publ., 1996. Pp. 245-251 (in Russian).

14. Zhatkov A. V. Iz istorii Narymskogo muzeya [From the history of the Narym Museum]. Trudy Tomskogo gosudarstvennogo ob"yedinennogo istoriko-arkhitekturnogo muzeya, 1994, vol. 7, pp. 189-194 (in Russian).

15. Arkhiv Muzeya istorii razvitiya narodnogo obrazovaniya Tomskoy oblasti (MIRNOTO) [Archive of the Museum of the History of the Development of Public Education in Tomsk Region]. F. 11 (Muzeynye khroniki) [Museum Chronicles]. D. 103 (Iz istorii muzeyevedeniya) [From the history of museology]. Op. 2. L. 13-16 (in Russian).

16. Arkhiv MIRNOTO [Archive of the Museum of the History of the Development of Public Education in Tomsk Region]. F. 43 (Muzei Tomska i Tomskoy oblasti) [Museums of Tomsk and Tomsk Region]. D. 103 (Informatsionnaya spravka ob eksponatakh shkol'nogo muzeya goroda) [Information certificate about the exhibits of the school museum of the city]. Op. 1. L. 1-4 (in Russian).

17. Arkhiv Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Tomskoy oblasti (TsDNI TO) [Archive of the Documentation Center of the Newest History of Tomsk Region]. F 80 (Nauchnoye sodruzhestvo g. Tomska) [Scientific community of Tomsk]. D. 79 (Otkrytiye muzeya sledstvennoy tyur'my) [Opening of the Investigation Prison Museum]. Op. 2. L. 1-6 (in Russian).

Revyakina V. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: revyakinavi@tspu.edu.ru; val.rev@yandex.ru

Semibratov S. O., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: Sevenbrothers.s.o@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.