Вестник Томского государственного университета _Культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (24)_
УДК 94:069(571.16) DOI: 10.17223/22220836/24/16
С.Е. Григорьева
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ: НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ
В статъерассматриеается недостаточно изученный вопрос о начальном этапе становления Томского краеведческого музея, характеризуются основные виды музейной работы - комплектование, экспозиционное строительство, публикационно-издатель-ская деятельность. Обосновывается ведущая роль Михаила Бонифатьевича Шатилова в создании Томского краевого музея, выявляются его представления о музее как общественно-научном учреждении, раскрывается вклад в формирование фондов, обновление экспозиции, популяризацию знаний о музее.
Ключевые слова: история музейного дела, Томский краеведческий музей, М.Б. Ша-тилов.
Задачу изучения истории отдельных музеев, исследования музееведческой мысли в стране первым поставил A.M. Разгон [1]. Он сам и его коллеги-музееведы приступили к решению поставленной задачи, в течение 1957-1971 гг. они издали 7 тематических сборников по истории музейного дела и истории отдельных музеев России XVIII-XX вв. Как продолжение начатого можно рассматривать работы современных исследователей, посвященные изучению отдельных музеев, освещающие внутримузейную жизнь [2-7]. В этом отношении считаю необходимым обратиться к малоизученному вопросу о начальном периоде становления Томского краевого музея (ныне Томский областной краеведческий музей) и о роли М.Б. Шатилова в этом процессе.
Михаил Бонифатьевич Шатилов (1882-1937), юрист по образованию, общественный и политический деятель, публицист, активный участник революции 1917 г., со временем отошел от политической деятельности, с 1920 г. работал в Томском университете на кафедре «Туземное право и быт». С молодости интересуясь вопросами сибиреведения, Шатилов участвовал в подготовительных работах по созданию в Томске музея и 1 сентября 1922 г. был назначен на должность заведующего Томским краевым музеем. Он занимал эту должность вплоть до 1933 г., когда был арестован по сфабрикованному обвинению. По приговору коллегии ОГПУ СССР отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения и впоследствии был расстрелян [8. С. 909-910].
Как руководитель Томского краевого музея на начальной стадии его развития М.Б. Шатилов вполне реализовал свой научный и организаторский потенциал, провел все основные работы по созданию музея как научно-исследовательского и культурно-просветительного центра Томска и всей Сибири. Немалую роль в укреплении музееведческих интересов М.Б. Шатилова сыграло его общение и сотрудничество с Г.Н. Потаниным, который работал в сибирских музеях, активно пополнял их собственноручно собранными коллекциями, участвовал в строительстве экспозиций, популяризировал музееведческие знания [9]. Думается, что под влиянием Г.Н. Потанина Шатилов сформировал свои представления о музее как общественно-научном учреждении, был осведомлен об истории музейного дела в Томске [10. С. 1-3].
Обладая разносторонними талантами, М.Б. Шатилов занимался всеми видами музейных работ. В августе 1924 г. он обследовал остяко-самоедов (современные селькупы) и тунгусов (современные эвенки), живших на землях вдоль р. Иссан. Им были собраны и доставлены в Томский музей 118 предметов, характеризовавших домашний обиход, средства передвижения и, главным образом, промыслы населения [11]. В последующем М.Б. Шатилов принял участие еще в четырех этнографических экспедициях, в результате которых в Томский краевой музей было передано 162 предмета материальной культуры хантов, предметы русского крестьянского искусства (бранное тканье, шитье, резьба по дереву) и другие материалы по этнографии [12-14]. Вместе с этнографическими и археологическими материалами М.Б. Шатилов привозил в музей письменные источники, заложив таким образом базовые основы архива Томского краеведческого музея.
Усилиями М.Б. Шатилова были установлены контакты с центральными музеями страны: Эрмитажем, Музеем фарфора (позже - Государственный музей керамики в Москве), Русским музеем, Третьяковской галереей. В эти музейные хранилища из Томска были отправлены письма с просьбой поделиться экспонатами, поскольку, как писал Шатилов, «музей не может в достаточной мере обслуживать художественные запросы трудящихся в смысле выявления всех направлений в живописи, особенно западноевропейской» [15. Л. 1, 30]. В архиве ТОКМ сохранились сведения о том, что некоторые просьбы были удовлетворены. Так, в 1929 г. из Музея фарфора в Москве была отправлена в Томский музей коллекция, включавшая 82 предмета, иллюстрировавшая историю российского фарфорового и керамического производства [15. Л. 43; 16]. Летом 1929 г. в Томский краеведческий музей были доставлены из Третьяковской галереи 65 подлинных живописных работ Венецианова, Кипренского, Серова, Маковского, Верещагина, Шишкина, Васнецова [17. С. 58].
Активно занимаясь формированием и пополнением музейных фондов, М.Б. Шатилов участвовал в обработке поступающих коллекций. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в фондах Томского областного краеведческого музея учетные карточки музейных предметов, написанные рукой Шатилова.
Наиболее важным вкладом М.Б. Шатилова в становление Томского краевого музея является, несомненно, разработка экспозиции. Первая музейная экспозиция была представлена публике 18 марта 1922 г., с ней связывается открытие музея. Но довольно скоро первая экспозиция стала перерабатываться и перестраиваться. Скорее всего, это было связано с приходом в музей Б.М. Шатилова, имевшего собственные представления о музейном показе. Планы обновления музейной экспозиции не сохранились, но подробное описание в статье М.Б. Шатилова позволяет дать ей вполне адекватную оценку. Следует отметить, что он подходил к созданию новой экспозиции по-иному, чем его предшественники. Главную идею музейного показа Шатилов формулировал так: «Былое вокруг нас, оно отходит в область преданий, спешите его зафиксировать!.. Былое вокруг нас... познайте старое, чтобы творить новое!» [10. С. 32].
Особое внимание Шатилова привлекал художественный отдел, который завершал музейный показ. Экспозиционер подчеркивал органическую связь самого музейного здания с задачами художественного отдела: «Главное здание музея принадлежало когда-то томскому золотопромышленнику И.Д. Асташеву, по-
строено архитектором А.П. Деевым в 40-х гг. XIX в. и является высоко художественным архитектурным памятником стиля «ампир», наиболее выдержанным прекрасным образцом этого стиля в Томске». И далее писал: «Памятники художественные, исторические, несомненно, должны включаться в дома, носящие характер соответствующей эпохи, ибо только так - в сочетании архитектуры, мебели, картин, бронзы и исторических документов, - по памятникам материальной культуры может быть понято то или иное время. Усвоен дух эпохи; в этом смысле дом Асташева - единственный в своем роде в Томске памятник... Перенесенный в другое место художественно-исторический отдел музея -стильная мебель, гобелены, картины (старая живопись) не смогли бы воссоздать памятник высокой художественно-исторической ценности, выявить дух эпохи» [10. С. 32].
В художественном отделе был использован ансамблевый метод экспонирования, воссоздана обстановка бывшего асташевского дома как образец дворянской культуры 1830-1840-х гг. Что касается живописных работ, то они были представлены через систематическую экспозицию. Картины были размещены по направлениям творчества художников - от старой западной живописи до футуристов, включая работы сибирских, в основном томских, авторов. Созданная под руководством М.Б. Шатилова экспозиция Томского краевого музея практически целиком опиралась на подлинные источники -вещественные, изобразительные, письменные, многие из них были настоя-щимиуниками [10. С. 23-35; 18. Л. 114-115; 19. Л. 184].
Видное место в осуществлении научно-исследовательского направления Томского краевого музея занимала издательская деятельность. По этому поводу М.Б. Шатилов писал: «Музей придает большое значение изданию музейных материалов, так как издание трудов является действительно завершением, последним моментом научно-исследовательской деятельности, с одной стороны, и средством вовлечения в краеведческую работу более широких кругов - с другой» [20. С. 98]. За неполных три года, с 1927 по 1929 г., удалось выпустить 3 тома «Трудов Томского краевого музея», поместить в них 24 научные статьи, авторами которых по большей части были сотрудники музея. Ведущим автором-исследователем был, несомненно, сам М.Б. Ша-тилов. Статьи по истории Томского краевого музея, труды по этнографии вывели их автора в первый ряд совет -ских этнографов и музееведов первой половины XX в. Его знаниями, трудами, увлеченностью и преданностью музейному делу в кратчайшие сроки был создан Томский краеведческий музей, ставший одним из самых крупных в Сибири.
Литература
1. Разгон A.M. К вопросу об изучении истории музейного дела: (Вместо предисловия) // Очерки истории музейного дела в СССР. М., 1971. Вып. 7. С. 5-7.
2. ТомилоеН.А. Новосибирский областной краеведческий музей в 1920-1987 гг. // Проблемы музееведения и народная культура. Новосибирск, 1999. С. 65-113.
3. ГригоръеваС.Е. Основание и открытие Томского краеведческого музея // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1. С. 137-140.
4. Дмитриенко Н.М. К истории создания Сибирского областного научно-художественного музея в Томске (1911-1920 гг.) / Н.М. Дмитриенко, С.Е. Григорьева // Вестн. Том. гос. ун-та.
2014. № 381. C. 119-122.
5. ЧернякЭ.И. Д.А. Клеменц и создание музея в Кяхте // Вестник Том. гос. ун-та. История.
2015. № 4. С. 5-8.
6. ДмитриенкоН.М. Музеи Императорского Томского университета: первые годы создания и деятельности / Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняк // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397. C. 81-90.
7. БурлыкинаМ.И. Московский государственный университет: история музейного дела (1755-2015). М. : МАКС Пресс, 2015. 320 е.: ил.
8. Энциклопедия Томской области: в 2 т. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009. Т. 2. С. 465-1000.
9. ДмитриенкоН.М. Вклад Г.Н. Потанина в музейное дело Сибири / Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняк // Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 404. С. 67-76.
10. Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Тр. Том. краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. С. 1-37.
11. ТучковаН.А. Этнографические сборы М.Б. Шатилова 1924 г. в фондах Томского краеведческого музея // Тр. Том. гос. объединенного историко-архитектурного музея. Томск, 1995. Т. 8. С. 104-120.
12. ЛукинаН.В. Шатилов как этнограф // Тр. Том. гос. объединенного историко-архитектурного музея. Томск, 1994. Т. 7. С. 56-58.
13. ТучкоеА.Г. Материалы по истории этнографической экспедиции М.Б. Шатилова на р. Вах (1926 г.) // Тр. Том. обл. краевед. музея. Томск, 2004. Т. 13. С. 31-55.
14. АртюховаИ.В. Экспедиция М.Б. Шатилова к русскому населению Томского края // Тр. Том. обл. краевед. музея. Томск, 2008. Т. 15. С. 16-25.
15. Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 32.
16. МалофиенкоЕ.А. Вазы Императорского фарфорового завода середины XIX в. с картинной живописью в собрании ТОКМ // Тр. Том. обл. краевед. музея. Томск, 2008. Т. 15. С. 155-163.
17. История Томского краеведческого музея языком архива / публ. Е.А. Андреевой // Тр. Том. обл. краевед. музея. Томск, 2002. Т. 11. С. 3-159.
18. Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 18.
19. Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 73.
20. Шатилов М.Б. Обзор деятельности Томского краевого музея (1927-1928 гг.) // Тр. Том. краевого музея. Томск, 1929. Т. 2. С. 92-104.
Grigorieva Svetlana E. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation); Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (4) 24; 148-152 pp. DOI: 10.17223/22220836/24/16
TOMSK MUSEUM OF LOCAL HISTORY STUDIES: THE PHASE OF ESTABLISHMENT
Key words: history of museum science, Tomsk museum of local history studies, M.B. Shatilov.
The article is devoted to the little known aspect of the history of Tomsk regional museum of local history studies during his formative years. It reveals the leading role of M.B. Shatilov as the creator of the Museum. It is underlined that Mikhail Bonifatievitch Shatilov was known as political activist, publicist, and investigator on ethnography. However, there is not enough knowledge of Shatilov' museum science. Now we know that Shatilov had good contacts with G.N. Potanin, who had worked in many Siberian museums, and had a good experience in Museum works. Under the influence of Potanin Shatilov formed his ideas about museums as public and science institutions. As the head of Tomsk regional museum, M.B. Shatilov was able to realize museological ideas.
The article shows that Shatilov could fulfil all kinds of Museum work. He was involved in a fund work, held large expeditions on the Tomsk province / okrug. He delivered good ethnographic, archaeological materials, and they still represent one of the great value of Tomsk Museum. M.B. Shatilov added written sources to Museum, so he laid the foundations of the Museum archive. Shatilov arranged with Central Russian museums about gifts. Paintings, vases and other objects were delivered from Hermitage Museum, Porcelain Museum, and Tretyakov Gallery in Tomsk Museum. It should be note that M.B. Shatilov participated in processing of incoming collections; he compiled record cards of museum objects by himself.
We can say that the main Shatilov' contribution to the formation of Tomsk Museum was his working out of the exhibition. The making of art department had the great importance in the museum exhibition; it was used ensemble method of exposure. There were presented home interiors of Tomsk gold manufacturer Astashev (as it is known, the Museum occupies Astashev' house). The arrangement of paintings reflected the
artistic trends; they included the works of European artists, Russian futurists, as well as Tomsk authors. The exhibit, created by M.B. Shatilov, was based on original sources and was very interesting.
An important role in the organization of Tomsk regional Museum belonged to publishing. M.B. Shatilov produced and published four volumes named as Proceedings of Tomsk regional Museum. These books contain good articles on the history of the Museum, and on specific kinds of Museum work. They can be seen as crucial evidence about works of M.B. Shatilov who needed short time to create one of the largest Siberian Museum.
Reference
1. Razgon, A.M. (1971) K voprosu ob izuchenii istorii muzeynogo dela: (Vmesto predisloviya) [On studying the history of museums: (Foreword)]. In: Ocherki istorii muzeynogo dela v SSSR [Essays on the history of museums in the USSR]. Issue 7. Moscow: Research Institute of Museology. pp. 5-7.
2. Tomilov, N.A. (1999) Novosibirskiy oblastnoy kraevedcheskiy muzey v 1920-1987 gg. [Novosibirsk Regional Museum in 1920-1987]. In: Patrusheva, G.M. (ed.) Problemy muzeevedeniya i narodnaya kul'tura [Problems of muzeology and folk culture]. Novosibirsk: SB RAS. pp. 65-113.
3. Grigorieva, S.E. (2011) The foundation and opening of Tomsk regional museum of local lore]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 1(13). pp. 137-140. (In Russian).
4. Dmitrienko, N.M. & Grigorieva, S.E. (2014) On the history of foundation of the Siberian Scientific and Art Museum in Tomsk (1911-1920). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta -Tomsk State University Journal. 381. pp. 119-122. (In Russian).
5. Chernyak, E.I. (2015) D.A. Klements i sozdanie muzeya v Kyakhte [D.A. Klements and his role in foundation of the Kyakhta museum]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Is-toriya - Tomsk State University Journal of History. 4(36). pp. 5-8.
6. Dmitrienko, N.M. & Chernyak, E.I. (2015) Muzei Imperatorskogo Tomskogo universiteta: pervye gody sozdaniya i deyatel'nosti [ ]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 397. pp. 81-90. DOI: 10.17223/19988613/36/1
7. Burlykina, M.I. (2015) Moskovskiy gosudarstvennyy universitet: istoriya muzeynogo dela (17552015) [Moscow State University: History of museum business (1755-2015)]. Moscow: MAKS Press.
8. Mayer, G. V., Dmitrienko, N.M. et al. (eds) (2009) Entsiklopediya Tomskoy oblasti: v 2 t. [The Encyclopedia of Tomsk Region: In 2 vols]. Vol. 2. Tomsk: Tomsk State University. pp. 465-1000.
9. Dmitrienko, N.M. & Chernyak, E.I. (2016) G.N. Potanin's contribution to Siberian museum science. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 404. pp. 67-76. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/404/10
10. Shatilov, M.B. (1927) Istoricheskiy ocherk i obzor Tomskogo kraevogo muzeya [Historical background and overview of the Tomsk Regional Museum]. Tr. Tom. kraevogo muzeya. 1. pp. 1-37.
11. Tuchkova, N.A. (1995) Etnograficheskie sbory M.B. Shatilova 1924 g. v fondakh Tomskogo kraevedcheskogo muzeya [M.B. Schatilov's ethnographic collections of 1924 in Tomsk regional museum collections]. Tr. Tom. gos. ob"edinennogo istoriko-arkhitekturnogo muzeya. 8. pp. 104-120.
12. Lukina, N.V. (1994) Shatilov kak etnograf [Shatilov as ethnographer]. Tr. Tom. gos. ob"edinennogo istoriko-arkhitekturnogo muzeya. 7. pp. 56-58.
13. Tuchkov, A.G. (2004) Materialy po istorii etnograficheskoy ekspeditsii M.B. Shatilova na r. Vakh (1926 g.) [Materials on the history of M.B. Schatilov's ethnographic expedition to the River Wah (1926)]. Tr. Tom. obl. kraeved. muzeya. 13. pp. 31-55.
14. Artyukhova, I.V. (2008) Ekspeditsiya M.B. Shatilova k russkomu naseleniyu Tomskogo kraya [M.B. Schatilov's expedition to the Russian population of Tomsk Region]. Tr. Tom. obl. kraeved. muzeya. 15. pp. 16-25.
15. The Archives of Tomsk Regional Museum of Local Lore. List 1. File 32.
16. Malofienko, E.A. (2008) Vazy Imperatorskogo farforovogo zavoda serediny XIX v. s kartinnoy zhivopis'yu v sobranii TOKM [Vases of the Imperial Porcelain Factory in the middle of the 19th century in the paintings of the Tomsk Regional Museum of Local Lore collection]. Tr. Tom. obl. kraeved. muzeya. 15. pp. 155-163.
17. Andreeva, E.A. (2002) Istoriya Tomskogo kraevedcheskogo muzeya yazykom arkhiva [History of the Tomsk Regional Museum in archival documents]. Tr. Tom. obl. kraeved. muzeya. 11. pp. 3-159.
18. The Archives of Tomsk Regional Museum of Local Lore. List 1. File 18.
19. The Archives of Tomsk Regional Museum of Local Lore. List 1. File 73.
20. Shatilov, M.B. (1929) Obzor deyatel'nosti Tomskogo kraevogo muzeya (1927-1928 gg.) [The Tomsk Regional Museum in 1927-1928)]. Tr. Tom. kraevogo muzeya. 2. pp. 92-104.