Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ОСОБО ОПАСНЫЙ РЕЦИДИВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ОСОБО ОПАСНЫЙ РЕЦИДИВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / РЕЦИДИВ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна, Пиюкова Светлана Станиславовна

Статья посвящена рассмотрению педагогических аспектов исправительного воздействия в отношении осужденных, совершивших особо опасный рецидив, как сложного социального феномена, детерминирующего эффективность реализации уголовно-правовых отношений. Раскрывается сущность и содержание понятия исправительного воздействия в отношении осужденных, рассматривается педагогический потенциал мер исправительного воздействия, которые в большей степени носят воспитательный характер, не связаны непосредственно с преступлением и не имеют характера возмездия. Авторами статьи анализируется сложившаяся практика реализации исправительного воздействия в отношении осужденных, совершивших особо опасный рецидив, на примере ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, являющегося исправительной колонией особого режима, в которой отбывают наказание осужденные, неоднократно совершавшие тяжкие и особо тяжкие преступления. На основании результатов опроса сотрудников ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области и осужденных, отбывающих наказания в указанном исправительном учреждении, делается вывод об эффективности отдельных мер исправительного воздействия, в том числе «встреч с родными и близкими» и «встреч со священнослужителями». Формулируются рекомендации по повышению эффективности мер исправительного воздействия в отношении осужденных, совершивших особо опасный рецидив преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна, Пиюкова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FRAMEWORK FOR CORRECTION OF PRISONERS COMMITTED ESPECIALLY DANGEROUS REPEATED OFFENCES

The article is devoted to the consideration of the pedagogical aspects of corrective treatment in relation to prisoners committed especially dangerous repeated offences, as a complex social phenomenon that determines the effectiveness of the implementation of criminal law relations. The essence and content of the concept of corrective treatment in relation to prisoners is revealed, the pedagogical potential of corrective treatment measures that are not directly related to the crime, do not have the nature of retribution, and, to a greater extent, are of an educational nature, are considered. The authors of the article analyze the existing practice of implementing corrective treatment in relation to prisoners committed especially dangerous repeated offences, using the example of a correctional colony with special regime № 29 of the Federal Penitentiary Service of Russia in Samara Region, where prisoners committed repeated felonies and especially serious crimes are held. Based on the results of a survey of employees of the correctional colony № 29 of the Federal Penitentiary Service of Russia in Samara region and prisoners serving sentences in this correctional institution, a conclusion is drawn about the effectiveness of certain corrective measures, including «visits relatives and friends» and «visits priests». Recommendations are formulated to improve the effectiveness of corrective measures in relation to prisoners committed especially dangerous repeated offences.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ОСОБО ОПАСНЫЙ РЕЦИДИВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

DOI 10.37523/SUI.2021.46.5.016 УДК 37.018

Ежова Олеся Николаевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-olesja2008@mail.ru

Пиюкова Светлана Станиславовна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: piyukova@gmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ОСОБО ОПАСНЫЙ РЕЦИДИВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению педагогических аспектов исправительного воздействия в отношении осужденных, совершивших особо опасный рецидив, как сложного социального феномена, детерминирующего эффективность реализации уголовно-правовых отношений.

Раскрывается сущность и содержание понятия исправительного воздействия в отношении осужденных, рассматривается педагогический потенциал мер исправительного воздействия, которые в большей степени носят воспитательный характер, не связаны непосредственно с преступлением и не имеют характера возмездия.

Авторами статьи анализируется сложившаяся практика реализации исправительного воздействия в отношении осужденных, совершивших особо опасный рецидив, на примере ФКУ ИК-29 УФСИНРоссии по Самарской области, являющегося исправительной колонией особого режима, в которой отбывают наказание осужденные, неоднократно совершавшие тяжкие и особо тяжкие преступления.

На основании результатов опроса сотрудников ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области и осужденных, отбывающих наказания в указанном исправительном учреждении, делается вывод об эффективности отдельных мер исправительного воздействия, в том числе ©встреч с родными и близкими» и ©встреч со священнослужителями».

Формулируются рекомендации по повышению эффективности мер исправительного воздействия в отношении осужденных, совершивших особо опасный рецидив преступления.

Ключевые слова: осужденные, рецидив, исправление, исправительное учреждение, исправительное воздействие, воспитательный процесс.

PEDAGOGICAL FRAMEWORK FOR CORRECTION OF PRISONERS COMMITTED ESPECIALLY DANGEROUS REPEATED OFFENCES

Summary. The article is devoted to the consideration of the pedagogical aspects of corrective treatment in relation to prisoners committed especially dangerous repeated offences, as a complex social phenomenon that determines the effectiveness of the implementation of criminal law relations.

The essence and content of the concept of corrective treatment in relation to prisoners is revealed, the pedagogical potential of corrective treatment measures that are not directly related to the crime, do not have the nature of retribution, and, to a greater extent, are of an educational nature, are considered.

Olesya N. Ezhova

Candidate of Psychology, Associate Professor, Assistant Professor of Penal Psychology and Pedagogy Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-olesja2008@mail.ru

Svetlana S. Piyukova

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Head of Penal Psychology and Pedagogy Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022,

e-mail: piyukova@gmail.com

© 2021 Ежова О. Н., Пиюкова С. С.

The authors of the article analyze the existing practice of implementing corrective treatment in relation to prisoners committed especially dangerous repeated offences, using the example of a correctional colony with special regime № 29 of the Federal Penitentiary Service of Russia in Samara Region, where pri soners committed repeated felonies and especially serious crimes are held.

Based on the results of a survey of employees of the correctional colony № 29 of the Federal Penitentiary Service of Russia in Samara region and prisoners serving sentences in this correctional institution, a conclusion is drawn about the effectiveness of certain corrective measures, including «visits relatives and friends» and «visits priests».

Recommendations are formulated to improve the effectiveness of corrective measures in relation to prisoners committed especially dangerous repeated offences.

Keywords: prisoners, repeat offences, correction, correctional institution, corrective treatment, educational

process.

Совершение умышленных преступлений лицами, имеющими судимость за ранее совершенные умышленные преступление, является важным показателем эффективности реализации уголовно-правовых отношений и индикатором социального здоровья общества. В этой связи проблема эффективности исправительного воздействия, осуществляемого в отношении осужденных, неоднократно совершавших тяжкие и особо тяжкие преступления, постоянно находится в фокусе внимания исследователей-пенитенциаристов, практических работников и широких слоев общественности.

Актуальные тенденции правового регулирования работы, направленной на предотвращение распространения рецидивной преступности, нашли свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р. В ней предусмотрен ряд мер, нацеленных на сокращение рецидивов преступлений, в том числе: организация системы ресоциа-лизации и социальной адаптации; осуществление преемственности при оказании социальной, воспитательной и психологической помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в местах лишения свободы и др.

Исправительное воздействие на осужденных является предметом исследования специалистов в области права, социологии, психологии, педагогики и ряда других гуманитарных наук, что и определяет сложную и междисциплинарную природу данного явления.

Вопрос о том, можно ли достичь исправления посредством уголовного наказания, которое является мерой государственного принуждения, неоднократно поднимался в научной литературе.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ исправление является одной из целей наказания, при этом содержание данного понятия раскрывается только в ст. 9 УИК РФ. Отсутствие дефиниции ©исправление» в УК РФ подтверждает тот факт, что исправление относится в большей степени к институту исполнения наказаний, так как исправление отражает именно средства, обеспечивающие процесс исправления.

Из ст. 9 УИК РФ следует, что результатом исправления будет правопослушное поведение осужденных, а также положительная динамика их отношения к конкретному человеку и обществу в целом, принятым в нем нормам взаимоотношений, трудовой деятельности. При этом подчеркивается, что отношение осужденного должно стать уважительным, что в соответствии с толковым словарем Д. Н. Ушакова, означает, что он должен признавать достоинства, заслуги, высокие качества других людей и соблюдать требования, предъявляемые государством [1].

В ч. 2 ст. 9 УИК РФ определены средства исправления осужденных, включающие в себя установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Реализация указанных мер рассчитана на длительный период, вплоть до достижения цели исправления осужденного.

На необходимость применять перечисленные средства исправления с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения указывается в ч. 3 этой же статьи УИК РФ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, результат исправления в большей степени зависит не от продолжительности наказания, а от того, насколько при применении средств исправления учитываются особенности личности и поведения осужденного, а также характер содеянного преступления.

Исправительное воздействие, по мнению А. Л. Санташова и В. Б. Шабанова, должно носить комплексный характер и не ограничиваться только средствами исправления, указанными в ст. 9 УИК РФ [2, с. 33].

Меры исправительного воздействия, в отличие от мер наказания, по мнению В. А. Уткина, не связаны непосредственно с преступлением и не носят характера возмездия. Они направлены на изменение личности преступника: его мировоззрения, ценностей и убеждений, негативных привычек и стереотипов поведения [3].

Таким образом, меры исправительного воздействия не связаны непосредственно с преступлением, не имеют характера возмездия и носят, в большей степени, воспитательный характер. По мнению В. П. Ковтуна, они также требуют постоянного совершенствования в целях соответствия современным тенденциям развития общества [4, с. 135].

Таким образом, сущность исправительного воздействия в отношении лиц, пребывающих в исправительных учреждениях, заключается в создании целостной динамической воспитательной системы, которая конструируется, реализуется и развивается в пенитенциарном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки. Ведущим системообразующим фактором при этом будет являться исправление осужденных.

Изучение научной литературы и нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс исправления осужденных, позволили прийти к выводу о том, что исправительное воздействие предполагает также изменение ценностно-смысловой сферы личности осужденного. Так, по мнению М. В. Киселева и Н. Н. Ивашко, только формирование устойчивых морально-волевых навыков может помочь лицам, осужденным к лишению свободы, преодолеть негативное воздействие внешних факторов, и именно на их формирование необходимо нацелить воспитательный процесс [5, с. 93].

В этой связи осужденные, относящиеся к категории особо опасных рецидивистов и часто характеризующиеся низким образовательным и культурным уровнем, асоциальной направленностью личности, слабым самоконтролем и повышенной эмоциональной возбудимостью являются одним из наиболее сложных объектов для реализации исправительного воздействия [6].

Рассмотрим один из вариантов реализации исправительного воздействия в отношении осужденных, совершивших особо опасный рецидив, на примере ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, являющимся исправительной колонией особого режима, в которой отбывают наказание осужденные, совершившие особо опасный рецидив преступлений.

В настоящее время в исправительном учреждении содержится 607 осужденных, что составляет 85 % от лимита его наполнения (711 мест), из них на обычных условиях содержатся 203 человека (34 %); на облегченных условиях - 354 человека (58 %); на строгих условиях -50 человек (8 %). На профилактическом учете по 13 категориям состоят 49,9 % осужденных.

В ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области реализуются все средства исправления, законодательно закрепленные в ст. 9 УИК РФ. В то же время в процессе реализации исправительного воздействия на осужденных в колонии уделяется особое внимание организации общественно полезного труда лиц, отбывающих наказания, воспитательной работе с ними, а также мерам общественного воздействия на спецконтингент.

В исправительном учреждении имеются различные виды производств: банно-прачечный комбинат; пельменный цех; хлебопекарня; швейный цех; металлообработка; ремонт автомобилей; деревообработка; производство строительных шлакоблоков, корпусной мебели; изготовление сувенирной продукции. Это позволяет обеспечивать лиц, отбывающих наказания, разнообразной трудовой деятельностью, стимулировать их к повышению квалификации, получению новых специальностей, зарабатыванию денежных средств в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, выплаты исков и алиментов и т. д.

С осужденными в колонии проводится воспитательная работа, цель которой заключается в создании условий для разностороннего развития личности. В рамках нее проводятся лекции, индивидуальные и групповые беседы, осуществляется просмотр видеоматериалов просветительской направленности и художественных фильмов, физкультурно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. Силами осужденных в колонии оборудована хоккейная площадка.

Важным направлением общественного воздействия, способствующим изменению мировоззрения осужденных и формированию просоциальной направленности их личности, является духовно-нравственное воспитание. В условиях исправительной колонии эта миссия возлагается на религиозные организации и осуществляется в рамках обеспечения права на осужденных на вероисповедание и отправление религиозных обрядов. В исправительном учреждении имеется молельная комната, в которой осужденные имеют возможность пообщаться со священником, окорм-ляющим пенитенциарное учреждение и осуществляющим над ними духовное наставничество, принять участие в религиозных праздниках, изучить основы веры в соответствующей литературе.

Тем не менее, обширный арсенал мер исправительного воздействия, имеющийся в колонии, оказывается эффективен далеко не во всех случаях. Многие из осужденных, совершивших особо опасный рецидив, имеют высокую степень криминальной зараженности, соблюдают обычаи и традиции криминальной субкультуры, не работают и не хотят менять свой образ жизни, уклоняются от получения профессионального образования и участия в общественной жизни учреждения.

Для того чтобы выявить дополнительные ресурсы, которые могут позволить повысить эффективность исправительного воздействия в отношении осужденных, повторно совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, нами был проведен опрос 15 сотрудников ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области и 30 осужденных, отбывающих наказания в указанном исправительном учреждении.

Согласно полученным данным, наиболее эффективными мерами исправительного воздействия осужденные считают ©встречи с родными и близкими» (81 %) и ©встречи со священнослужителями» (12 %). Всего 5 % осужденных остановили свой выбор на ©консультациях психолога» и 2 % указали в качестве действенной меры ©лекции на правовые темы».

Сотрудники исправительного учреждения при ответе на этот вопрос распределили меры исправительного воздействия в следующем порядке: на первом месте ©встречи с родными и близкими» (62 %); на втором - ©встречи со священнослужителями» и ©лекции на правовые темы» (по 29 %); на третьем месте - ©консультации психолога» (10 %). Обращает на себя внимание факт, что 10 % сотрудников выбрали вариант, требовавший развернутого ответа, в котором пояснили, что необходимо изучение причин и условий совершения преступления (18 %), отметили, что большое значение имеет мотивация самого осужденного (17 %), призвали ужесточить дисциплинарные взыскания (11 %). Около половины сотрудников (51 %), выбравших развернутый вариант ответа, назвали в качестве ведущей меры исправительного воздействия предоставление осужденным работы.

Мнения осужденных по поводу эффективности средств исправительного воздействия разделились. По мнению 34 % опрошенных, лишение свободы препятствует достижению цели исправления. Другая треть осужденных считает, что для скорейшего исправления необходимо ужесточить процесс наказания (сделать более жестким режим отбывания наказания (16 %) и отменить мораторий на смертную казнь (16 %)). Оставшиеся 34 % осужденных считают, что нужно придать процессу наказания человеческое лицо (гуманное отношение со стороны сотрудников УИС (17 %), предоставлять освобожденным возможность трудоустройства после освобождения, содействовать в бытовом устройстве (17 %)).

Почти две трети опрошенных сотрудников УИС (57 %) указали, что повышению эффективности исправительного воздействия на осужденных способствует предоставление рабочих мест; 33 % отметили важность поддержания контактов с членами семьи, предоставления осужденным большего количества посещений со стороны родственников; шанс получить образование и специальность, востребованную на рынке труда, обозначили 10 % респондентов.

Таким образом, результаты исследования показали, что, несмотря на то что персонал исправительного учреждения и осужденные с разных сторон смотрят на процесс исправления, тем не менее, они сходятся в оценке эффективности некоторых мер исправительного воздействия.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

К примеру, как те, так и другие поместили на первое место ©встречи с родными и близкими», а на второе - «встречи со священнослужителями». Сотрудники проявляют большое единодушие в ответах и подчеркивают необходимость изучения причин и условий совершения преступления, значимость для исправления наличия желания у самого осужденного, ужесточение подхода при оценке поведения осужденного (наложение на него дисциплинарных взысканий), обеспечение осужденных работой.

В связи с вышесказанным для повышения эффективности мер исправительного воздействия в отношении осужденных, совершивших особо опасный рецидив преступления, необходимо:

1) руководствуясь необходимостью изменения личности преступника: его мировоззрения, ценностей и убеждений, негативных привычек и стереотипов поведения, сформировать в исправительном учреждении целостную динамическую воспитательную систему, объединяющую комплекс основных средств исправления и иные средства, выделенные в пенитенциарной науке и практике, которые не связаны непосредственно с преступлением и не носят характера возмездия;

2) осуществлять активную деятельность, направленную на поддержание, восстановление и развитие социально-полезных связей осужденного, в том числе: при наличии возможности направлять осужденных указанной категории отбывать наказание в пределах того субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены; привлекать к разработке планов индивидуальной воспитательной работы с осужденным членов его семьи и других значимых близких;

3) при организации воспитательных мероприятий использовать тематические притчи и фильмы духовно-нравственной направленности, чтобы постепенно способствовать процессу восприятия осужденными духовных ценностей;

4) создать условия, позволяющие осужденному снять внутреннее напряжение через разнообразные виды общественно полезной деятельности (труд, занятия спортом, кружковая работа, занятия творчеством и др.).

Таким образом, осуществление исправительного воздействия в отношении осужденных, неоднократно совершавших тяжкие и особо тяжкие преступления, является одной из приоритетных задач развития отечественной уголовно-исполнительной системы. Условием достижения значимых результатов в этой области пенитенциарной практики, наряду с совершенствованием правового регулирования, выступает разработка современных и научно обоснованных подходов к ее решению, базирующихся на анализе передового опыта, сложившегося в исправительных учреждениях.

Библиографический список

1. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта -Принт, 2008. 1239 с.

2. Санташов А. Л., Шабанов В. Б. Особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4. С. 31-33.

3. Уткин В. А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. Томск, 1984. 189 с.

4. Ковтун В. П. Некоторые вопросы правового регулирования воспитательной системы в ЛТП // Правовые основы функционирования органов, исполняющих наказания. М., 1990. С. 132-136.

5. Киселев М. В., Ивашко Н. Н. Пенитенциарная педагогика: учебное пособие. Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России, 2013. 100 с.

6. Организация воспитательной работы с осужденными / Т. В. Кириллова, М. И. Кузнецов, С. А. Лузгин и др. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. 235 с.

References

1. Ushakov D. N. Bol'shoy tolkovyy slovar' sovremennogo russkogo yazyka [Big explanatory dictionary of the modern Russian language]. Moscow, 2008, 1239 p. [in Russian].

2. Santashov A. L., Shabanov V. В. Osobennosti protsessa ispravleniya nesovershennoletnikh osuzhdennykh k lisheniyu svobody [Peculiarities of the process of correction of juveniles sentenced to imprisonment]. Vestnik instituía: prestupleniye, nakazaniye, ispravleniye [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2013, no. 4, pp. 31-33 [in Russian].

3. Utkin V. A. Nakazaniye i ispravitel'no-trudovoye vozdeystviye [Punishment and corrective labor influence]. Tomsk, 1984, 189 p. [in Russian].

4. Kovtun V. P. Nekotoryye voprosy pravovogo regulirovaniya vospitatel'noy sistemy v LTP [Some issues of legal regulation of the educational system in the LTP]. Pravovyye osnovy funktsion-irovaniya organov, ispolnyayushchikh nakazaniya [Legal framework for the functioning of the bodies executing punishment]. Moscow, 1990, pp. 132-136 [in Russian].

5. Kiselev M. V., Ivashko N. N. Penitentsiarnaya pedagogika [Penitentiary pedagogy]. Novokuznetsk, 2013, 100 p. [in Russian].

6. Organizatsiya vospitatel'noy raboty s osuzhdennymi [Organization of educational work with convicts]. Vologda, 2018, 235 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.