Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма в курсантах как важнейшее направление воспитательной работы в ведомственных вузах ФСИН России'

Воспитание патриотизма в курсантах как важнейшее направление воспитательной работы в ведомственных вузах ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / КУРСАНТ / CADET / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PATRIOTIC FEELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гантимуров Андрей Сергеевич, Черемин Никита Викторович

В статье рассматриваются вопросы воспитания патриотизма у молодого поколения России и курсантов вузов ФСИН России будущих сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы. Патриотическое воспитание населения страны рассматривается как неотъемлемая составляющая нравственной культуры общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of patriotism in the cadets as an important direction of educational work in the higher education institutions of the Federal penal service of Russia

This article touches upon the relevance of patriotism instilling in the education of the young generation of Russia and directly to the cadets of the FPS of Russia future employees of the penal facilities. Patriotic education of the population of the country is considered as an integral part of the moral culture of society as a whole.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма в курсантах как важнейшее направление воспитательной работы в ведомственных вузах ФСИН России»

УДК 37.035.6

© Гантимуров А. С., Черемин Н. В., 2018

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ — ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ ФСИН РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы воспитания патриотизма у молодого поколения России и курсантов вузов ФСИН России — будущих сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы. Патриотическое воспитание населения страны рассматривается как неотъемлемая составляющая нравственной культуры общества в целом.

Ключевые слова: патриотизм; воспитательная работа; курсант; уголовно-исполнительная система.

© Gantimurov A. S., Cheremin N. V., 2018

EDUCATION OF PATRIOTISM IN THE CADETS AS AN IMPORTANT DIRECTION OF EDUCATIONAL WORK IN THE HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

This article touches upon the relevance of patriotism instilling in the education of the young generation of Russia and directly to the cadets of the FPS of Russia — future employees of the penal facilities. Patriotic education of the population of the country is considered as an integral part of the moral culture of society as a whole.

Keywords: patriotic feeling; educational work; cadet.

Одним из важных направлений разви- патриотизма в стране, улучшения патри-

тия уголовно-исполнительной системы отического воспитания населения,

(УИС) на современном этапе является под- совершенствование воспитательных си-

готовка высококвалифицированных кад- стем — как неотъемлемой составляющей

ров, владеющих новейшими психолого- нравственной культуры общества.

педагогическими методиками и техноло- В любой профессиональной среде

гиями воздействия на осужденных [4, ценности способствуют формированию

с. 207]. Формирование профессионально профессионально-нравственной культуры

значимого уровня нравственной культу- молодого сотрудника. С одной стороны,

ры сотрудника УИС неизменно является осмысление нравственной составляющей

предметом пристального внимания. В со- любой профессии поддерживает такие

временных условиях развития нашего нравственные приоритеты, как честь, об-

государства одной из актуальных про- щественное благо, ответственность, пат-

блем становится вопрос возрождения риотизм и долг. С другой, в настоящее

время из профессиональных отношений все чаще вытесняются коллективизм и гуманизм, уступаю место эгоизму и прагматизму. К моменту поступления в вуз молодые люди уже имеют четко сложившуюся систему ценностей. Предпочтение отдается здоровью, отсутствию материальных затруднений, свободе от обязательств, счастливой семейной жизни и независимости в поступках. Второстепенные роли играют саморазвитие, нужная и интересная работа.

Сравнение показывает, что за последние годы ценностные ориентации молодежи кардинально изменились. В конце 1980-х гг. «лидировали» познание и возможность творчества, социальная активность и интересная работа. Сегодня же доминирующим фактором в иерархии ценностей является индивидуалистический, а общественные ценности остаются на периферии [2, с. 19-20].

Трудно переоценить роль патриотизма в многовековой истории нашего Отечества. Сегодня мы серьезно осознали, что, не возродив патриотических чувств народа, особенно молодежи, его веры в великое будущее своей Родины, нельзя успешно созидать новую Россию. Роль и значение патриотизма особенно возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества и государства сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, стихийные бедствия, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, борьба за власть и др.). Проявление патриотизма в такие периоды, как правило, отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенно-

стью во имя своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о действительно сложном и неординарном явлении. Преданность Отечеству и офицерскую честь П. А. Румянцев понимал как высшее проявление всех добродетелей [6, с. 208]. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, которое сегодня становится важнейшим направлением государственной политики и всей системы воспитания граждан России в целом.

Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно говорил о важной роли патриотизма для нашего движения вперед и сохранения России. Президент РФ считает, что патриотизм является фундаментом нашего общества и нравственным ориентиром для молодежи страны. По мнению В. В. Путина, основу патриотизма современной молодежи составляет уважительное и бережное отношение к историческому прошлому, сложившимся традициям, сформировавшимся духовным ценностям многонационального народа, отечественной многовековой культуре и совместной жизнедеятельности народов, населяющих Россию [5, с. 175].

Патриотическое воспитание курсантов — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательных

15

учреждений обучающихся), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание является неотъемлемым элементом воспитательной работы.

Обобщая сказанное, следует отметить острую необходимость активизации патриотического воспитания курсантов Кузбасского института ФСИН России и всех сотрудников УИС в целом, совершенствования концепции и системы воспитания патриотов своей страны.

В качестве основных постулатов создания патриотического воспитания курсантов образовательных организаций ФСИН России обозначим следующее:

1) развитие и учет стратегии федерально-национальной политики России по патриотическому воспитанию молодежи;

2) опора на историю, социально-культурные особенности развития нашей страны в плане организации патриотического воспитания молодежи;

3) рассмотрение факторов и условий построения системы воспитательной работы применительно к курсантам вузов ФСИН России.

Воспитательная работа с курсантами является составной частью учебного процесса в Кузбасском институте ФСИН России и одним из направлений деятельности руководящего и профессорско-преподавательского составов. Она ориентирована на качественное выполнение 16

курсантами обязанностей, соблюдение законности, выработку психологической и физической готовности к службе в УИС, которая зачастую превышает нормы рабочего времени.

Воспитание патриотизма в курсантах предполагает:

1) формирование государственно-патриотической ориентации;

2) привитие активной политической и созидательной деятельности;

3) согласованное сочетание интересов личности и общества;

4) исключение негативного влияния неприемлемых для нашего социума, разрушительных ценностей.

Значимость социально-нравственного воспитания молодой личности в современных условиях заметно возросла. В России происходит становление правового государства и социально-нравственного общества. Происходит постепенное ограничение государственного вмешательства в экономическую, социальную и личную жизнь. Возрастает самостоятельность общественной жизни, особенно личности. Объединяющим началом общественной системы (социума) в этих условиях все больше становится «внутреннее» качество этих субъектов (социальных групп, коллективов, личностей). Гражданственность и развитие патриотизма, с нашей точки зрения, и выступает таким объединяющим качеством.

К «человеку в погонах» современная жизнь предъявляет повышенные требования: умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и дефицита времени, находить компромиссное решение, адаптироваться к условиям

социальных изменений, нести ответственность за принимаемые решения, от которых зависит благополучие и собственная жизнь не только сотрудника, но и его подчиненных, и т. д. Поэтому вопрос воспитания в курсантах такого качества, как патриотизм, развитие и совершенствование профессионально значимых качеств, приобретение умений и навыков, необходимых в служебной деятельности, воспитание курсантов в духе неукоснительного соблюдения правовых и нравственных норм, верности присяге, профессиональному долгу и офицерской чести в настоящее время являются как никогда актуальными.

Современный офицер должен быть человеком с глубоким пониманием гражданского долга, социальной значимости своей профессиональной деятельности, с прочными духовно-нравственными основами и высокой культурой цивилизованного обращения и поведения.

Возрождение и развитие нации, воспитание благородных, талантливых людей во многом зависит от того, что предлагается личности в качестве предметов познания, размышления, общения, переживания, преобразовательной деятельности, достижения. А. Энштейн сказал однажды, что человека недостаточно учить только специальности: без духовной сферы такой специалист будет похож на обученную собаку. Личность должна не адаптироваться, а интегрироваться в социокультурное пространство [3, с. 141].

Воспитание курсантов, как и обучение, должно быть максимально направлено на их развитие, обеспечивая процесс положительного формирования будущего

офицера, приобретение качеств, опыта, необходимых для осуществления служебной деятельности. Для наиболее успешного применения методов и приемов психолого-педагогического взаимодействия особенно важно уметь предвидеть тот воспитательный эффект, который может быть достигнут в той или иной ситуации.

В связи с этим концептуальная и прогностическая модели воспитания в вузе не могут не сопрягаться с признанными сегодня в культурологии педагогическими теориями диалога культур и личностно-развивающего образования.

При разработке концепции воспитательной работы в вузе следует исходить из характеристики ее структурных компонентов. На наш взгляд, это:

1) воспитательная деятельность профессорско-преподавательского состава в процессе обучения;

2) внеучебная деятельность курсантов;

3) внеучебная деятельность препод а-вателей с курсантами;

4) система управления внеучебной деятельностью.

Целью воспитательной работы в вузе должно стать формирование у курсантов социально значимых и востребованных профессией качеств, позволяющих им не только успешно выполнять возложенные на них обязанности, но и занимать ведущее место в культурной жизни общества [1, с. 53].

Системообразующим началом учебно-воспитательной работы в вузе с курсантами должна стать гуманитарная педагогическая среда, позволяющая реализовать следующие гуманистические функции:

1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих преодолевать жизненные трудности;

2) формирование характера и моральной ответственности в различных ситуациях;

3) обеспечение возможностей личностного и профессионального роста, нравственной свободы, личной автономии;

4) создание условий для саморазвития и самореализации творческой индивидуальности человека и раскрытия его потенциала.

Воспитательная работа — это целенаправленный процесс. Основным ориентиром служит государственно-патриотическая направленность. Она становится эффективной только тогда, когда педагоги и командиры специально выделяют цель воспитания или модель, к которой стремится обучающийся. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель известна и понятна курсанту.

Формирование у курсанта государственно-патриотического мировоззрения — многофакторный процесс. Данный процесс предполагает учет и реализацию в воспитательной работе преподавателями и командирами курсантских подразделений совокупности объективных и субъективных факторов и условий. Для достижения положительного эффекта в учреждениях и органах УИС должна быть организована общественно-государственная подготовка, общественно-политическое и государственно-правовое информирование. Курсант как субъект воспитательного процесса подвергается воздействию 18

множества влияний. У него формируется как положительный, так отрицательный опыт. Воспитательная работа с курсантами гуманистической направленности обеспечивает целенаправленное преодоление, минимизацию, в конечном счете, ослабление и устранение отрицательных последствий социализации.

В воспитательной работе по воспитанию патриотизма у курсантов большую роль играет личность офицера-педагога, его командирские и личностные качества, ценностно-смысловые ориентиры. Процесс воспитания патриотизма у курсантов имеет четкую цель, четкую организацию в учебном заведении. Одновременно мы говорим об отдаленности результатов в устойчивом проявлении патриотизма от момента непосредственного воспитательного воздействия. Это может быть длительный период.

Президент России В. В. Путин в Кремле на встрече с выпускниками военных вузов 26 июня 2017 г., обращаясь к выпускникам, отметил: «Мало просто любить Родину, нужно своими действиями служить ее интересам».

Таким образом, коррекция индивидуалистических ценностных ориентаций в системе профессионального образования должна проводиться через воспитание у личного состава верности Присяге, строгого соблюдения норм Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, развитие профессионально значимых качеств личности сотрудника УИС. Обучение этике поведения в конфликтных ситуациях, развитие навыков

профессионального этикета и такта, решение проблемы соотношения целей и средств в пользу общественного интереса перед частным, осознание ответственности за моральный выбор перед государством, коллегами, руководителем — таковы основные педагогические ориентиры вуза ФСИН России.

Перед воспитательной системой современной высшей школы стоит сложная

задача — разработать концепцию организации такой воспитательной работы с курсантами, чтобы она не только учитывала основные современные тенденции социума, но и способствовала становлению личностных качеств курсантов, которые будут востребованы как в профессиональной деятельности, так и в обществе в целом.

Литература

1. Беловолов, В. А, Султанбеков, Т. И. Образовательная среда как социально-педагогический феномен // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 2 (45).

2. Денисенко, С. В., Кузнецов, А. Ф., Кузнецова, М. А. Представление о системе жизненных ценностей курсантов как основной педагогический ориентир воспитательной работы вуза МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2008. — № 2 (33).

3. Дмитриев, А. И., Максимов, А. В., Плюхин, А. Ю. Особенности индивидуальной воспитательной работы с курсантами военного института и института ФСИН / сборник трудов XI межвуз. науч.-практ. конф. «Перспективные направления развития артиллерийского вооружения, методов его эксплуатации и ремонта». — Пермь, 2017.

4. Коноплин, Н. Ю. Формирование готовности курсантов к воспитательной работе с осужденными в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний // Международный пенитенциарный журнал. — 2017. — Т. 3. — № 2.

5. Рыбаков, В. Н. Содержание воспитательной работы по развитию социально-нравственной направленности личности курсанта // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2010. — № 1 (18).

6. Шамбаров, В. Е. За веру, царя и Отечество! — М.: Алгоритм, 2003.

Сведения об авторах

Гантимуров Андрей Сергеевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник отделения воспитательной и культурно-массовой работы отдела по работе с личным составом. E-mail: gantimurov.as@yandex.ru

Черемин Никита Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), инспектор отделения воспитательной

и культурно-массовой работы отдела по работе с личным составом. E-mail: gantimurov.as@yandex.ru

Information about the authors

Gantimurov Andrey Sergeevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), chief of Office of Educational and Cultural and Mass Work of Department of Work with Staff. E-mail: gantimurov.as@yandex.ru Cheremin Nikita Viktotovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), inspector of Office of Educational and Cultural and Mass Work of Department of Work with Staff. E-mail: gantimurov.as@yandex.ru

УДК 377.44

© Ивашко Н. Н., 2018

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ И КОНВОИРОВАНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрываются особенности профессиональной готовности сотрудников подразделений охраны и конвоирования исправительных учреждений к служебной деятельности. Специфика служебной деятельности сотрудников подразделений охраны и конвоирования служит источником психического напряжения, что в значительной мере снижает эффективность выполнения сотрудником своих должностных обязанностей и уровень профессиональной готовности к служебной деятельности.

В психолого-педагогической литературе встречается дифференцированное употребление понятий «готовность» и «подготовка», однако готовность является вторичной по отношению к подготовке, его результатом. Причем подготовка является путем достижения готовности.

В контексте данной статьи готовность рассматривается как результат профессиональной подготовки специалиста, обеспечивающей длительную потенциальную готовность к определенному виду деятельности.

Профессиональная подготовка проводится с целью воспитания и обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы. Профессиональная подготовка сотрудников подразделений охраны и конвоирования исправительных учреждений к служебной деятельности начинается на этапе подбора кандидатов на службу.

В период обучения в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России профессиональная подготовка обучающихся заключается в успешном формировании необходимых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.