ПЕДАГОГИКА
Pedagogics
УДК 378
© Белоусова О. А., 2020
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ
В статье рассмотрены цели и задачи преподавания исторических дисциплин в непрофильных вузах, проблемы патриотического воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: исторические дисциплины; преподавание в системе вузов ФСИН России; патриотизм; история уголовно-исполнительной системы.
© Belousova O. A., 2020
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF HISTORICAL DISCIPLINES
IN EDUCATIONAL PROGRAMS OF NON-CORE UNIVERSITIES
The article discusses the goals and objectives of teaching historical subjects in non-core universities, the problems of Patriotic education of employees of the penal system.
Keywords: historical disciplines; teaching in the system of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia; patriotism; history of the penal system.
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед современной Россией, является формирование идеи, способной объединить общество. На протяжении многих веков в борьбе с внешним врагом и складывании единого государства в русских людях укреплялась любовь к своей земле. Наибольший накал патриотизма проявлялся в кризисных ситуациях — в условиях войн, революционных потрясений, стихийных бедствий. В экстремальных условиях человек способен проявить наивысшую степень доблести, самопожертвования во имя Родины [9].
В Советском Союзе самопожертвование ради общечеловеческих и общегосударственных идей было нормой. Великая Отечественная война закрепила эти понятия в сознании граждан, обозначив наивысшей ценностью любовь к Родине. К сожалению, объявленная в 1985 г. перестройка экономической и политической системы изменила моральные ценности советского общества. Резкая критика советской идеологии, шедшая со страниц газет и с экранов телевизоров,
привела к тому, что к началу 1990-х гг. общество, в первую очередь молодежь, резко отказалось от своего прошлого, объявив существующие ценности ложными. Слово «патриот» на целое десятилетие стало почти ругательством. Под предлогом борьбы с коммунистической идеологией были распущены пионерская и комсомольская организации, любая патриотически направленная деятельность подвергалась постоянной критике и практически прекратилась. В Российской Федерации было заявлено построение общества «вне идеологии», на деле — фактически без национальной идеи, национального духа, гордости, любви к Родине. На первый план вышли материально-потребительские, индивидуально-прагматические цели, деформировавшие у современного человека понимание смысла жизни.
Как известно, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Для изменения мировосприятия достаточно чуть иначе расставить акценты при изучении истории в школах, пропустить
несколько дат. Наиболее уязвимой частью общества является молодежь с ее только формирующимися моральными устоями, малым объемом знаний, неумением анализировать, отделять ложь от истины. Ситуацию усугубляет тот факт, что молодежь мало читает, большую часть информации получает через социальные сети.
С начала 2000-х гг. ситуация в стране стала меняться. Государство объявило патриотическое воспитание молодежи общенациональной задачей. Принимаются различные законопроекты, национальные программы и т. д., направленные на решение задач по формированию патриотизма, консолидации общества.
Особая ответственность в этом вопросе возложена на высшую школу, на блок социально-экономических и гуманитарных дисциплин, федеральным компонентом которого выступает дисциплина «Отечественная история». Результатом изучения данного курса должно стать не только приобретение обучающимися систематизированных знаний о движущих силах и основных закономерностях и особенностях исторического процесса России и мирового сообщества. Знание истории своей страны поможет в формировании системы гражданских ценностей: патриотизма, духовности, межэтнической и межконфессиональной толерантности [8].
Тем парадоксальнее выглядит реализуемая на сегодняшний день образовательная политика Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в отношении гуманитарной составляющей высшей школы в целом и дисциплины «Отечественная история» в частности.
Борьба историков за право и необходимость преподавания истории на неисторических специальностях в вузах ведется уже не одно десятилетие. Позиция власти по этому вопросу была озвучена еще в 2010 г.: «Зачем еще раз изучать историю, тем более в заведомо сокращенном по объему подготовки варианте? Что нового в понимании истории вообще и
родной истории в частности призван добавить этот курс по отношению к тому, что изучалось в школе?» [6]. Однако задачей высшей школы является формирование не просто специалиста, но широко образованного человека, интеллигента. Кругозор, широта мышления формируются с помощью гуманитарных предметов — истории, философии, политологии, социологии, русского языка и культуры речи, иностранных языков.
Одна из целей образования — это воспитание человека культуры с эмоционально-ценностным отношением к миру. Поэтому мы видим, как меняется роль исторических знаний для современного общества. «Сегодня историческое образование (наряду с гуманитарным образованием в целом) выполняет базовую функцию — формирует Soft Skills — навыки, способствующие личному развитию» [5, с. 64]. Отечественная история призвана помочь в формировании навыков коммуникации, интеллектуального мышления. При этом мнение о необязательности запоминания обучающимися дат, терминов, событий, имен героев или государственных деятелей — абсолютно ошибочно. Аргумент о том, что эти знания не пригодятся в жизни, не просто не верен, а вреден. Изучение гуманитарных дисциплин на непрофильных специальностях необходимо для совершенствования самых разных умений и навыков.
Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 № 773 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» и принятыми затем на его основе нормативными актами история была включена в перечень обязательных к изучению в вузах дисциплин, независимо от получаемой специальности [4]. Задачей преподавателей вузов было углубление полученного в школе исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, помощь в формировании собственной позиции по отношению к истории своей страны [4].
Но как раз историческое образование у сдавших ЕГЭ по отечественной истории фактически отсутствует. Средний балл у выпускников с 2010 г. и по настоящее время колеблется по стране в районе 52. Однако количество полученных на экзамене баллов совершенно не отражает картину реальных знаний. Автор статьи в рамках преподавания спецкурса «История УИС и органов юстиции» ежегодно проводит входной опрос у первокурсников. Наиболее слабые знания обучающиеся показывают по истории ХХ в. Среди вчерашних выпускников школ, к сожалению, часто встречаются люди, не знающие, с кем воевал Советский Союз в Великой Отечественной войне, что такое Освенцим, кто такие В. И. Ленин, Н. С. Хрущев или Зоя Космодемьянская. При таких исходных данных говорить о росте гражданской позиции или культурной преемственности нельзя. Фактически историки «неисторических» вузов вынуждены восполнять пробелы школьного образования, одновременно углублять полученные обучающимися знания, учить их строить причинно-следственные связи и не забывать о патриотическом воспитании молодежи. И все это в условиях снижения аудиторных часов по отечественной истории.
И здесь опять возникает вопрос о возлагаемой на историческую науку функции патриотического воспитания. Сокращение дидактических единиц по историческим дисциплинам ведет к тому, что в отведенное время педагог с трудом успевает выдать необходимый фактический минимум. На разговор о моральных ценностях, патриотизме времени уже не остается. Возникает закономерный вопрос: а нельзя ли научиться всему этому, не усваивая огромное количество фактического материала? Нельзя ли перейти непосредственно к выводам, минуя долгие рассуждения (что позволит существенно сократить количество аудиторных часов по «непрофильной» дисциплине)? Однако следует помнить, что форма должна быть содержательной, а содержание должно иметь форму. В ис-
торическом образовании разделять твердые знания и гибкие навыки нельзя. Историю можно изучать только последовательно, в хронологическом порядке, в повествовательном ключе. Тогда формируется логическое мышление. Перешагнуть, пропустить эту ступень невозможно.
Снижение аудиторных часов по отечественной истории руководство некоторых вузов пытается компенсировать введением спецкурсов по региональной истории либо истории профессии. Так, например, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности издал учебник «История Кузбасса». В ведомственных вузах есть курсы по истории органов внутренних дел [2], истории воздухоплавания и авиации [1], истории пожарной охраны [3] и др. Эти предметы изучаются не вместо истории России, а в дополнение к ней, что позволяет обучающимся лучше понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, ее вклад в развитие нашей страны.
Многократная смена поколений государственных стандартов негативно отразилась на истории как дисциплине. Так, с 2011 г. согласно новому ФГОС3+ отечественную историю перестали преподавать в ведомственных вузах ФСИН России по программам 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.03.01 «Юриспруденция», так она не указана в требованиях стандарта. При этом, не являясь профильной дисциплиной на юридических факультетах, «Отечественная история», несомненно, остается для них дисциплиной базовой. Знание этого предмета требуется при изучении истории государства и права России, зарубежных стран, истории политических и правовых учений, истории уголовно-исполнительной системы и др. Кроме того, для будущего офицера уголовно-исполнительной системы знание истории свое страны составляет значительную часть его общекультурной и профессиональной подготовки. «Движение России к гражданскому обществу требует от молодых специалистов в целом и начсоста-
ва ФСИН России в частности таких личностных качеств, как патриотизм, верность традициям своей страны, демократичность, долг и ответственность. Их формированию способствует грамотно поставленный процесс исторического образования», — указывал профессор Академии права и управления ФСИН России (г. Рязань) Ю. А. Реент [7].
Таким образом, в вузах ФСИН России сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, государство требует развитие патриотического воспитания обучающихся (к тому же — будущих офицеров), с другой — исключает из образовательного процесса дисциплину, напрямую за это отвечающую.
Альтернативой изучению «Отечественной истории» для будущих и действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы стала дисциплина «История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции», включенная в вариативную часть учебных планов. Ю. А. Реент, автор первого учебника по истории УИС, отмечает: «Население нашей страны получает информацию о деятельности сотрудников правоохранительной системы почти исключительно из боевиков или криминальных сводок. Особо плачевное состояние сложилось в вопросах формирования имиджа сотрудников уголовно-исполнительной системы, а средства массовой информации, деятели искусства не хотят ничего противопоставить созданному негативному образу. К сожалению, даже в стенах ведомственных вузов ряд учебных дисциплин, нацеленных на воспитание обучаемых на историческом опыте лучших профессионалов, на боевых и трудовых традициях службы, сокращаются либо ликвидируются» [7].
Специалист, не подготовленный к своей профессии морально, не может полноценно выполнять свои обязанности. В условиях минимального количества аудиторных часов по дисциплине либо ее фактического отсутствия преподаватели вузов ФСИН России вынуждены искать самые разные формы обучения, способ-
ствующие развитию патриотизма, гражданской сознательности и любви к своей профессии. Так, в Кузбасском институте ФСИН России с 2004 г. функционирует музей истории уголовно-исполнительной системы Сибири. Описанием музейных экспонатов, разработкой эскизов макетов и воссоздаваемой форменной одежды, работой по оформлению и развитию экспозиции занимаются курсанты под руководством преподавателей.
Также на базе музея курсанты занимаются научно-исследовательской работой (подготовка статей, докладов, научных работ). Слушатели заочной формы обучения готовят исторические обзоры о своих учреждениях, иллюстрируемые фотографиями. С их помощью постепенно пополняется коллекция экспонатов. Поскольку музей располагается в учебной аудитории, это позволяет использовать его в учебном процессе, а также как площадку для работы конференций, занятий по служебной подготовке, проведения курсантских научных кружков.
Одним из способов развития патриотизма и формирования профессиональной и гражданской позиции являются проводимые вузом научно-практические конференции курсантов, слушателей, студентов — «История Великой Победы» и «История УИС: человек-общество-государство». Для повышения исторической грамотности курсантов и слушателей преподаватели организовывают посещение музеев города.
В настоящее время группа курсантов начала работу по сбору воспоминаний ветеранов УИС Кузбасса. Такая форма деятельности позволит, на наш взгляд, глубже погрузиться в профессию, оценить ее социальную и общегосударственную значимость. Изучение истории в целом помогает развивать внепроизвод-ственный ресурс личности курсанта.
Таким образом, не вызывает сомнений необходимость преподавания истории в вузах России вообще и в вузах ФСИН России в частности. Данная дисциплина призвана помочь более качественно решать задачи, связанные с раз-
витием морально-этических качеств выпускников и их профессиональных навыков. Для этого необходимо увеличить количество аудиторных часов по предмету (а для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» ввести его преподавание заново, сохранив также преподавание исторических спецкурсов). Следует также совершенствовать методику преподавания истории в вузах с целью избегания простого дублирования школьного материала. А для вузов ведомственной направленности необходи-
Литература
1. История воздухоплавания и авиации : рабочая программа учебной дисциплины / Егорьевский АТК имени В. П. Чкалова — филиал МГТУ ГА. — Егорьевск, 2018. — 11 с. — URL: http://eatkga.ru/sveden/files/Programma_Istoriya_vozduxoplavaniya _i_aviacii.pdf (дата обращения: 06.05.2020).
2. История органов внутренних дел : рабочая программа дисциплины. 40.05.01 Правоохранительная деятельность / сост. А. Д. Котенев. — Ставрополь: Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, 2014. — 46 с.
3. История пожарной охраны : рабочая программа дисциплины / Кубанский социально-экономический институт. — Краснодар, 2017. — 47 с. — URL: http://ksei.ru/ netcat_files/userfiles/EIOS/200501/Istoriya_pozharnoy_ohrany.pdf (дата обращения: 06.05.2020).
4. Методика преподавания отечественной истории для студентов неисторических специальностей высших учебных заведений. — URL: https://lib.kreatiffchik.ru/ metodika-prepodavaniya-otechestvennoy-istorii-dlya-studentov-neistoricheskih-spetsialnostey-vyisshih-uchebnyih-zavedeniy.html (дата обращения: 06.05.2020).
5. Плеве, И. Р. Взаимосвязь исторического и технического образования в СГТУ им. Ю. А. Гагарина // Первый Всероссийский съезд преподавателей истории в вузах России : материалы съезда, Москва, 16-17 ноября 2017 г. / под общ. ред. проф. В. С. Порохни. — М.: ФГУП «Издательство «Наука», 2017.
6. Порохня, В. С. Мы историю отстояли, наша задача — добиться ее стабильного преподавания во всех вузах России // Первый Всероссийский съезд преподавателей истории в вузах России : материалы съезда, Москва, 16-17 ноября 2017 г. / под общ. ред. проф. В. С. Порохни. — М.: ФГУП «Издательство «Наука», 2017.
7. Реент, Ю. А. Методологические особенности преподавания исторических дисциплин в системе высшего ведомственного образования ФСИН России. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osobennosti-prepodavaniya-istoricheskih-distsiplin-v-sisteme-vysshego-vedomstvennogo-obrazovaniya-fsin-rossii (дата обращения: 06.05.2020).
8. Рябая, С. А., Замостьянова, Т. В., Кручинская, М. В. К вопросу о современном состоянии и проблемах преподавания дисциплины «История» в технических вузах Российской Федерации // Концепт : научно-методический электронный журнал. — 2016. — Т. 15. — С. 1961-1965. — URL: http://e-koncept.ru/2016/96311.htm (дата обращения: 06.05.2020).
9. Самарин, В. А., Шуманский, И. И., Ермолаев, Д. Е. Формирование патриотического сознания как один из важнейших факторов единения нации. Совершенствование системы патриотического воспитания работников УИС : лекция. — СПБ.: СПБ
мо проводить дополнительную подготовку специалистов-педагогов данного профиля.
Закончить хочется словами директора Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ В. С. Порохни: «России нужна исторически и политически грамотная молодежь, способная по зову сердца защитить свою Родину. Воспитывают же эту способность, прежде всего, преподаватели отечественной истории» [6, с. 42-43].
ИПКР ФСИН России, 2012. — 27 с. — URL: http^^^/images/docs/UK /lekciya%20ipkr3.pdf (дата обращения: 06.05.2020).
Сведения об авторе
Белоусова Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат исторических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Belousova Olga Aleksandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), chief of the Chair of Humanitarian, Social and Economics and Natural Sciences, candidate of historical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 372.881.111.1
© Игумнова О. В., 2020
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К АНАЛИЗУ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА КАК СПОСОБА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Иностранный язык на неязыковых факультетах образовательных организаций высшего образования чаще всего выполняет инструментальную функцию. В связи с этим иноязычная компетенция курсантов должна позволять им реализовать свое коммуникативное намерение в профессиональных целях. Метод ситуационного анализа с использованием иностранного языка совмещает в себе инструментальную, профессио-графическую и содержательную функции. Результативность применения этого метода на практике зависит от готовности курсантов к осуществлению указанного анализа. В данной статье автор перечисляет педагогические условия формирования готовности обучающихся к анализу кейсов, предлагает алгоритм планирования образовательного процесса на примере одной темы. Способы оценивания эффективности применения кейсов в учебном процессе также представлены. Информация данной публикации носит практико-ориентированный характер. Предлагаемая методика работы может рассматриваться в качестве инструмента профессионализации курсантов.
Ключевые слова: профессионализация курсантов; профессионально-ориентированный иностранный язык; готовность; педагогические условия формирования готовности; анализ конкретных ситуаций; методы обучения; планирование образовательного процесса; оценка готовности курсантов к анализу конкретных ситуаций.
Исследование выполнено в рамках НИОКТР «Профессионализация сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», рег. № АААА-А20-120021790006-6, дата регистрации 17.02.2020.