Научная статья на тему 'Методологические особенности преподавания исторических дисциплин в системе высшего ведомственного образования ФСИН России'

Методологические особенности преподавания исторических дисциплин в системе высшего ведомственного образования ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ / PEDAGOGICAL METHODS / HISTORICAL DISCIPLINES / TEACHING IN THE SYSTEM OF HIGHER SCHOOLS OF THE PENAL SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реент Юрий Арсенович

статья раскрывает методологические особенности, педагогические цели и задачи преподавания исторических дисциплин в вузах с использованием внеаудиторных форм работы и междисциплинарных подходов. Публикация приурочена к проведению Года российской истории и рассчитана на широкий круг преподавателей образовательных учреждений и практических работников ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реент Юрий Арсенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF TEACHING OF HISTORICAL DISCIPLINES IN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION OF THE PENAL SERVICE OF RUSSIA

The article touches upon the methodological peculiarities, the pedagogical purposes and tasks of teaching of historical disciplines in high schools using the out-of-class forms of work and interdisciplinary approaches. The publication is dated for carrying out of the Year of the Russian history and designated on a wide range of teachers of educational institutions and practical workers of the Penal Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности преподавания исторических дисциплин в системе высшего ведомственного образования ФСИН России»

УДК 343.83 J.A. REYENT*

ББК 67.409р30-2 Р33

METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF TEACHING OF HISTORICAL DISCIPLINES IN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION OF THE PENAL SERVICE OF RUSSIA

А ннотация: статья раскрывает методологические особенности, педагогические цели и задачи преподавания исторических дисциплин в вузах с использованием внеаудиторныхформ работы и междисциплинарных подходов Публикация приурочена к проведению Г ода российской истории и рассчитана на широкий круг преподавателей образовательных учреждений и практических работниковФСИН России.

Ключевые слова: педагогические методы, исторические дисциплины, преподавание в системе вузов ФСИН России.

ЮРИЙ

АРСЕНОВИЧ

РЕЕНТ*

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВЕДОМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ

Abstract: The article touches upon the methodological peculiarities, the pedagogical purposes and tasks of teaching of historical disciplines in high schools using the out-of-class forms of work and interdisciplinary approaches. The publication is dated for carrying out of the Year of the Russian history and designated on a wide range of teachers of educational institutions and practical workers of the Penal Service of Russia.

Keywords: pedagogical methods, historical disciplines, teaching in the system of higher schools of the Penal Service of Russia.

На 2012 год выпадает немало исторических дат. Помимо 1150-летия российской государственности, будет отмечаться и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, и юбилей П.А. Столыпина, и многое другое. Совокупность этих событий стала поводом для того, чтобы Д. А. Медведев 22 июля 2011 г. на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию счел целесообразным объявить наступивший год Годом российской истории1 . Недавно это решение было подкреплено соответствующим Указом2. Такое внимание к отечественной истории очень важно, поскольку одним из наиболее действенных механизмов поддержки национальной идентичности является механизм формирования исторического самосознания. Кроме того, по мнению Д.А. Медведева, преподавание истории в школе и университетах - это «вопрос сверхактуальный»3.

Управленческие реформы, происходящие в современной России, в совокупности с экономическими преобразованиями неуклонно ведут к структурной перестройке сфер занятости и соответственно к изменению потребностей в специалистах. Как было отмечено на одном из всероссийских совещаний руководителей территориальных органов УИС и образовательных учреждений ФСИН России, решение кадровых проблем «является непременным условием и

* Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры философии и истории (Академия ФСИН России).

E-mail: editor62@yandex.ru.

Управление

Педагогика

важнейшим резервом повышения эффективности деятельности как УИС в целом, так и ее подразделений»4. Особое внимание должно уделяться начальствующему составу.

В таких условиях системе высшего профессионального образования принадлежит приоритетная роль. Она должна оперативно реагировать на реальные потребности не только ведомства, но и государства и общества в целом. Вполне очевидно, что профессиональные умения и навыки должны формироваться с учетом требований, определяемых конкретными историческими и политическими условиями, замещаемой специалистом должности5. В связи с этим Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года прямо требует повышения «качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственногоуправ-ления...»6.

Достижению поставленных целей, среди прочего, в значительной степени способствует качественное изучение исторических дисциплин. Правда, сегодня история, как таковая, «растаскана» по отраслевому принципу. Такие учебные курсы, как «История философии», «История экономических учений», «История педагогики», «История права и государства», «Культуроло гия» и многие другие, теперь вроде бы никак не связаны, например, с историей России и зарубежных стран. Все это порождает ряд методологических проблем. С одной стороны, здесь действительно требуются узкие специалисты, с другой стороны, без укрепления междисциплинарных подходов уже не обойтись.

В стенах Академии ФСИН России, как и в других вузах системы, к историческим дисциплинам в первую очередь относили отечественную историю. В плане педагогического воздействия она была фактической осью комплекса исторических дисциплин, включавших историю государственного управления в России, историю государства и права России, историю государства и права зарубежных стран, историю уголовно-исполнительной системы России и др. К огромному сожалению, сегодня на юридических факультетахтакой учебной дисциплины нет. Как ни странно, она исключена без предложения каких-либо альтернатив! Согласно новым ФГОС ВПО третьего поколения на других факультетах отечественную историю заменили достаточно расплывчатой просто «историей». И если для специалитета все-таки оставлен экзамен, то для бакалавриата объем лекционных часов приближается к программе заочного обу-

чения, завершается формальным зачетом. В связи с этим хотелось бы высказать некоторые соображения, нацеленные на совершенствование преподавания и учебно-методической работы в данном направлении.

В первую очередь следует подчеркнуть, что движение России к гражданскому обществу требует от молодых специалистов в целом и начсостава ФСИН России в частности таких личностных качеств, как патриотизм, верность традициям своей страны, демократичность, долг и ответственность. Их формированию способствует грамотно поставленный процесс исторического образования. Как нам кажется, в первую очередь внимание профессорско-преподавательского состава должно быть обращено на методику преподавания того или иного курса, то есть должны быть осмыслены концепция, структура, содержание, понятийный аппарат, система межпредметных и междисциплинарных связей, учебно-методическая база, организация и формы учебных занятий, педагогический анализ учебного процесса.

Важно осознавать, какие цели преследует та или иная деятельность. В современных условиях при обучении и воспитании молодежи в вузах ФСИН России в качестве приоритетных надо выделять следующие духовно-нравственные ценности:

- социальная активность, ответственность за нарушение норм морали и права;

- гражданственность, надклассовость, над-партийность, надкорпоративность;

- общенациональность в государственном масштабе;

- приоритет общественно-государственных интересов над личными;

- лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

- патриотизм, преданность своему Отечеству;

- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций уголовно-исполнительной системы и других государственных формирований и органов;

- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что методологическая база управления качеством преподавания исторических дисциплин также должна быть нацелена на развитие системы духовно-нравственного воспитания. С учетом этого в основу теоретических и практических разработок профессорско-преподавательского состава необходимо закладывать универсаль-

ные культурно-исторические традиции педагогики, связанные с усилением воспитательной направленности обучения, которые достигаются путем:

- выявления и утверждения единых духовных ценностей;

- транслирования предметного знания в контексте его личностного осмысления;

- проектирования ситуаций, закрепляющих позитивные образцы коллективного опыта;

- диагностики саморазвития педагога.

Таким образом, к наиболее общим методологическим принципам организации и проведения занятий, в том числе по курсам исторических дисциплин, следует отнести:

- принцип воспитывающего обучения -реализуется при использовании дидактических средств для извлечения духовно-нравственного опыта в предметном обучении, основатель теории - К. Д. Ушинский;

- принцип образовательной общности -реализуется при формировании ценностно-ориентационного единства группы, основатель теории - В.И. Слободчиков;

- принцип системности - реализуется при выявлении межпредметных и междисциплинарных системных взаимосвязей, основатели теории - Ю.А. Конаржевский, В. С. Лазарев и др.;

- принцип педагогической культуры - выражается в изучении педагогом личностных характеристик курсантов и слушателей, что обеспечивает благоприятный климат в группе;

- принцип результативности - обнаруживается по истечении определенного периода.

Динамичность освоения материалов учебного курса напрямую зависит как от способностей обучаемых, так и от квалификации педагогических кадров. В связи с этим представляется, что при формировании программ обучения за основу необходимо брать деятельностный подход, то есть систему задач, которые должны решать слушатели, активизируя и развивая три типа способностей:

- концептуальных, основанных на умении анализировать положение дел с различных точек зрения (политической, экономической социальной, этической, религиозно-этнической и т. д.), определять общие цели и стратегию развития;

- коммуникативных, касающихся умения работать с людьми, управлять коллективом;

- технических, выражающихся в умении работать с материальными факторами управления, новыми технологиями (в том числе информационными).

Развитие кадрового потенциала - долговременная и объемная задача. Она должна совмещать все достижения, общие усилия науки и практики. В отличие от Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», где эта проблематика была слабо отражена, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года данному аспекту уделено самое серьезное внимание (разд. 7 «Кадровое обеспечение и социальный статус работников уголовно-исполнительной системы). Считаем, что решение указанной проблемы возможно только в том случае, если среди ее важных составных частей найдется место разработкам, связанным с историко-патриотической подготовкой специалистов, соответствующих новому уровню требований. Это позволит достичь ряда важных целей:

- выявить мотивы доблестного (или, по крайней мере, добросовестного) служения Отечеству;

- укрепить историческую и социальную память;

- сохранить преемственность духовного опыта старших поколений;

- воспитать гордость за наше историческое прошлое и соотнести его с современной социо-культурнойреальностью;

- способствовать национальной идентификации россиян в современном мире;

- осмыслить сакральные символы России;

- создать опору на культурные исторические, боевые и трудовые традиции в педагогической деятельности;

- осуществить историческую инверсию патриотических чувств во времени и в пространстве (отношения по оси: человечество - государство - Родина - общество - профессиональное сообщество - трудовой коллектив - семья -личность)7 .

Педагогические задачи по развитию гражданственности, патриотизма и других важных духовно-нравственных ценностей у курсантов и слушателей вузов ФСИН России в ходе изучения исторических дисциплин могут быть решены посредством:

- проведения научно обоснованной педагогической и организационной деятельности по созданию условий для эффективного историкопатриотического воспитания курсантов и слушателей;

- утверждения в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурномуи истори-

Педагогика

Педагогика

ческому прошлому России, традициям правоохранительной системы, особенно УИС;

- создания новой эффективной системы историко-патриотического и правового воспитания, обеспечивающей оптимальные условия подготовки сотрудников ФСИН России к достойному служению государству и обществу, честному выполнению законов, уставов и служебных обязанностей;

- формирования организационных и административно-правовых механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование целостной системы историко-правового и военно-патриотического воспитания руководящегососта-ва органов и подразделений УИС и правоохранительной системы в целом.

Все это будет способствовать усилению позитивной направленной личности будущих сотрудников ФСИН России и других правоохранительных органов. Огромное значение в этом процессе имеют нетрадиционные формы обучения, хотя их в силу разных причин используют далеко не повсеместно. Можно рассмотреть на примере кафедры философии и истории некоторые из этих направлений.

Хорошие результаты дает ознакомление обучаемых с документальными первоисточниками, архивными фондами, музейными материалами и экспонатами. Правда, она действенна в отношении курсантов и студентов, склонных к исследовательской и теоретической работе.

Вторая форма, предполагающая охват практически всех слоев обучаемых, это посещение мест, где происходили исторические события, либо музейных экспозиций. Например, на кафедре ежегодно организуется посещение курсантами наиболее крупных военных музеев, таких как Центральный музей Вооруженных Сил России, бронетанковых войск в Кубинке, воздушно-десантных войск в Рязани и др. Чрезвычайно важную роль в организации такой работы может сыграть институт кураторов.

По нашему мнению, одними из лучших кураторов учебных групп в академии являются наши преподаватели К.В. Зотова и С. А. Васи-льева,которые неоднократно организовывали поездки курсантов к историческим памятникам областного значения, в Суздаль, Владимир, Санкт-Петербург, Новгород, Тулу (музей оружия), Москву (музей ГУЛАГа) и др. В.В. Бурукин и О. А. Сальников специализируются на проблемах краеведения. Результатом такой работы становятся доклады, рефераты и выступления на конференциях (на ежегоднойнаучно-практической конференции «Человек: преступление и наказа-

ние» только по историческим дисциплинам в рамках кафедры организуются 3-4 секции).

У кафедры налажены неплохие контакты с представителями других подразделений академии, в первую очередь с кафедрой теории государства и права, международного и европейского права, преподаватели которой ведут учебные курсы «Истории государства и права России» и «Истории государства и права зарубежных стран». Регулярно проводятся научно-практические конференции, в которых нередко исторические аспекты являются определяющими. Разумеется, не стоит упускать из поля зрения и межвузовское научно-педагогическое общение.

Группа курсантов и преподавателей, объединившихся в военно-патриотический клуб «Поиск», ведет большую и интересную поисковую работу, раскопки на местах сражений Великой Отечественной войны, основываясь на информации старожилов о боевых действиях. В ходе раскопок под Рязанью найдены фрагменты самолетов, которые переданы в музей дальней авиации, музей ВДВ, создана собственная музейная экспозиция, останки летчиков торжественно захоронены.

Особый упор нами делается на подключение курсантов и студентов к научно-исследовательской работе в области истории отечественных органов внутренних дел, в первую очередь уголовно-исполнительной системы. Активно ведется агитационная и лекционная деятельность, с материалами по истории УИС сотрудникам кафедры довелось выступать в центральном аппарате ФСИН России, в вузах Пскова, Омска, Тольятти, Рязани, Нижнего Новгорода, на телевидении в Москве и Рязани. Записи передач используются в качестве элементов интерактивных форм обучения либо как самостоятельные учебные программы. Важным этапом работы по исследованию истории нашего вуза стал выход иллюстрированного издания «Этапы большого пути».

Руководство ФСИН России проявляет значительный интерес к пропаганде материалов, связанных с историей ведомства. В связи с этим были подготовлены три серии статей для журналов «Преступление и наказание» и «Ведомости УИС», для организации служебной подготовки в подразделениях и учреждениях УИС издана монография «История уголовно-исполнительной системы России. 1879-2009», объединенной редакцией ФСИН России принята к изданию книга «Уголовно-исполнительная система России: колесо истории», на обществен-

ных началах выпускается научно-публицистический альманах «Гуманитарно-пенитенциарный вестник». В 2011 г. начаты подготовительные работы по созданию центрального музея ФСИН России в Москве, а председателем его научно-консультационного совета избран представитель кафедры философии и истории нашей академии.

В свете проводимого реформирования системы высшего образования вполне оправданы более детальный подход к осмыслению роли и значения некоторых из лекционных курсов, пересмотр концепции ряда учебных программ с учетом междисциплинарных подходов к обучению. Хотелось бы выделить два наиболее общих направления преобразований.

Первое затрагивает проработку административных решений, позволяющих курсантам и слушателям получить более полные знания в этой области. Государственный стандарт подготовки специалистов подразделяет весь комплекс изучаемых дисциплин на два больших блока: а) обязательные для изучения (федеральный компонент); б) рекомендуемые(регио-нальный, вузовский компонент).

Решение о том, какие лекционные курсы читать, на основании требований ФГОС ВПО принимает ученый совет по представлению учебного отдела. На наш взгляд, профессорско-преподавательский состав ведомственных вузов ФСИН России готов предложить расширенный перечень лекционных курсов вспомогательного блока, который основывался бы на принципах факультатива или дисциплины по выбору. Сегодня такая практика реальна только в отношении адъюнктов и аспирантов.

Другим направлением преобразований, непосредственно связанным с формированием лучших профессиональных традиций, может стать переосмысление концепции преподавания истории. Программа вузовскогокурса не должна быть простым повторением материалов, знакомых по школьным учебникам, но и не должна дублировать аналогичный курс в вузах другого профиля. Особого разговора заслуживает вопрос о разработке специальных учебных программ для наших

зарубежных слушателей. К сожалению, сегодня тематически программа исторических дисциплин почти везде нивелирована.

В отличие от Минобороны России в Минюсте России подготовкой специалистов-пе-дагогов подобного профиля всерьез никто не занимался. Преподаватели из гражданских вузов не сразу могут уяснить специфику деятельности правоохранительных органов. В результате у будущих выпускников нередко нет целостного видения тенденций развития и значимости ведомства, принимающего их на службу.

Население нашей страны получает информацию о деятельности сотрудников правоохранительной системы почти исключительно из боевиков или криминальных сводок. Особо плачевное состояние сложилось в вопросах формирования имиджа сотрудниковуголовно-испол-нительной системы, а средства массовой информации, деятели искусства не хотят ничего противопоставить созданному негативному образу. К сожалению, даже в стенах ведомственных вузов ряд учебных дисциплин, нацеленных на воспитание обучаемых на историческом опыте лучших профессионалов, на боевых и трудовых традициях службы, сокращаются либо ликвидируются.

Учет всех этих проблем поможет более качественно решать задачи, связанные с совершенствованием как морально-этических, так и профессиональных качеств выпускников. Г одрос-сийской истории, как было отмечено Д.А. Медведевым, - хороший «повод для осмысления и современных проблем. Историческое наследие дает нам бесценный материал для этого, но в то же время дает и драйвер для развития на будущее)8. Действительно, «сегодня есть уникальная ситуация, когда мы способны и этот юбилей отпраздновать должным образом, и в то же время дать толчок к развитию исторической науки, археологии и целого комплекса других наук, которые связаны с историей нашего государства. Но в конечном счете это делается для того, чтобы мы получили дополнительные возможности для развития нашего государства»9.

1 См.: Заседание по вопросу подготовкик празднованию 1150-летия зарождения российской государственности [Электронный ресурс] // URL: http://президент.рф/news/i2G75.

2 См.: О проведении в РоссийскойФедерации Годароссийской истории: Указ Президента Рос. Федерации от 9 января 2012 г. [ Электронный ресурс] // URL: http:// президент.рф/news/14238/print.

3 Российскойгосударственностиисполнится1150 лет // Рос. газ. 2011. 25 июля.

4 Нам нужны кадры новой формации! // Преступление и наказание. 2GG8. № 1. С. 2.

Педагогика

Педагогика

5 См.: ФиллиповаЛ.Е. Формирование кадрового потенциала уголовно-исполнительнойсистемы - методы исследования и значение в социуме // Неклассическое общество: векторы развития. Владимир, 2008. С. 326.

6 Концепцияразвития уголовно-исполнительной системы РоссийскойФедерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. N° 1772-р.

7 См.: ВыращиковА.Н., КусмарцевМ.Б., ЛутовиновВ.И. Концептуальныеосновы патриотическоговос-питания учащейся молодежи // Молодежь и формирование гражданского общества в России. Волгоград, 2007. С. 554-555.

8 Российскойгосударственностиисполнится 1150 лет.

9 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.