ИПКР ФСИН России, 2012. — 27 с. — URL: http^^^/images/docs/UK /lekciya%20ipkr3.pdf (дата обращения: 06.05.2020).
Сведения об авторе
Белоусова Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат исторических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Belousova Olga Aleksandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), chief of the Chair of Humanitarian, Social and Economics and Natural Sciences, candidate of historical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 372.881.111.1
© Игумнова О. В., 2020
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К АНАЛИЗУ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА КАК СПОСОБА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Иностранный язык на неязыковых факультетах образовательных организаций высшего образования чаще всего выполняет инструментальную функцию. В связи с этим иноязычная компетенция курсантов должна позволять им реализовать свое коммуникативное намерение в профессиональных целях. Метод ситуационного анализа с использованием иностранного языка совмещает в себе инструментальную, профессио-графическую и содержательную функции. Результативность применения этого метода на практике зависит от готовности курсантов к осуществлению указанного анализа. В данной статье автор перечисляет педагогические условия формирования готовности обучающихся к анализу кейсов, предлагает алгоритм планирования образовательного процесса на примере одной темы. Способы оценивания эффективности применения кейсов в учебном процессе также представлены. Информация данной публикации носит практико-ориентированный характер. Предлагаемая методика работы может рассматриваться в качестве инструмента профессионализации курсантов.
Ключевые слова: профессионализация курсантов; профессионально-ориентированный иностранный язык; готовность; педагогические условия формирования готовности; анализ конкретных ситуаций; методы обучения; планирование образовательного процесса; оценка готовности курсантов к анализу конкретных ситуаций.
Исследование выполнено в рамках НИОКТР «Профессионализация сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», рег. № АААА-А20-120021790006-6, дата регистрации 17.02.2020.
© Igumnova O. V., 2020
FORMATION OF THE CADETS' READINESS FOR CASE-STUDY IN THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES AS A MEANS OF THE PENAL OFFICERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT
A foreign language on non-linguistic faculties at higher education organizations often performs an instrumentation function. In this regard, the cadets' foreign language competence should allow them to realize their communicative intention for professional purposes. The case study method with the use of a foreign language combines instrumentation, job specification, and content functions. The effectiveness of this method in practice depends on the cadets' readiness for mentioned above analysis. The author of this article details the pedagogical conditions of the students' case-study readiness formation and offers an algorithm for the educational process planning within one topic. The procedures to assess the cadets' readiness for case study in the educational process are presented as well. The information in this publication is practice-oriented. Suggested teaching techniques can be viewed as a tool of the cadets' professional development.
Key words: the cadets' professional development; professionally-oriented foreign language; readiness; pedagogical conditions of readiness formation; case study; teaching methods; educational process planning; the cadets' readiness for case study assessment.
Иностранный язык в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) рассматривается в качестве языка для использования в сфере профессиональной коммуникации (Foreign Language for Specific Purposes). Соответственно, содержание дисциплины отражает профиль предстоящей профессиональной деятельности. Однако тематика учебного материала хоть и учитывает особенности каждой специализации (40.05.02 Правоохранительная деятельность, 44.05.01 Психология и педагогика девиантного поведения) или ведомственной направленности (40.03.01 Юриспруденция) реализуемой программы обучения, ориентирована на общепрофессиональные вопросы будущей службы в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). Будущие профессиональные обязанности сотрудников УИС с иностранным языком не связаны, поэтому изучаемый язык выполняет инструментальную функцию и служит информационной основой для профессионального самосовершенствования. Именно поэтому обучение иностранному языку сопряжено с формированием у курсантов готовности применять полученный комплекс знаний и
умении для анализа практических ситуаций, как в собственной профессиональной деятельности, так и с точки зрения их анализа в рамках общего функционирования отечественной УИС и ее зарубежных аналогов.
Применение метода анализа конкретных ситуаций распространено во многих отраслях знания. Чаще всего указанный метод используется в бизнес-образовании, в менеджменте, при преподавании психолого-педагогических дисциплин, профессиональной этики по образовательным программам высшего образования и в рамках курсов повышения квалификации или переподготовки кадров. В проанализированных работах отражены теоретические предпосылки применения метода анализа конкретных ситуаций. В них раскрываются:
- понятие и история происхождения этого метода обучения [7];
- разновидности кейсов и их функции [7; 12];
- требования к формированию кейса [2; 5];
- признаки наличия кейса в образовательной практике [12];
- этапы работы обучающихся с кейсом [5; 11].
В целом контент-анализ запроса «метод анализа конкретных ситуаций» выявил наличие нескольких вариаций наименования данного метода: case-study, кейс-стади, метод ситуационного анализа и метод анализа конкретных ситуаций. В связи с этим в данной статье перечисленные вариации будут рассматриваться и применяться в качестве синонимичных понятий.
Практико-ориентированные публикации по вопросам применения в учебном процессе по иностранному языку метода кейсов показали следующие тенденции:
- предложение в статьях формулировок ситуаций для составления устной /письменной речи [4];
- изложение системы работы с обучающимися, подготавливающей непосредственно к работе с кейсом либо уже в процессе его изучения [1; 3; 8; 10];
- описание подготовительных этапов работы микрогрупп по кейсу — проблемной задаче и хода итогового занятия-дискуссии и формирования предложений по разрешению проблемы [3];
- контрольной функции на этапе оценки сформированности комплексных знаний и умений по коммуникативной теме обучающихся, чья профессиональная деятельность будет связана с иностранным языком [6; 9].
В нашей статье мы подошли к проблеме использования кейсов комплексно с использованием системно-
функционального подхода к формированию методического базиса обучающей деятельности преподавателя. Считаем, что метод анализа конкретных ситуаций оправдан в большей мере на заключительном этапе изучения отдельной темы или всего курса изучения языка. В этом случае он может обеспечить оценку качества усвоения учебного материала. Во-вторых, специфика предмета «Иностранный язык» не позволяет применять указанный метод без предварительной языковой подготовки обучающихся. Следовательно, кейс будет выполнять свои функции только в том случае, если он ин-
тегрирован в общеметодическую систему работы с учебным материалом.
Системный подход предполагает наличие педагогических условий, удовлетворение которых обеспечивает эффективность применения метода ситуационного анализа. К таковым условиям мы отнесли:
- владение курсантами языковым материалом и экстралингвистическими знаниями, отражающими суть кейса;
- умение применять различные читательские стратегии для понимания сути кейса и его деталей;
- наличие навыков участия в устном обсуждении проблем на иностранном языке (навыков формулирования мнения по обсуждаемой проблеме, возражать/соглашаться с оппонентом /пропонентом; навыков применять компенсаторные умения для реализации коммуникативного намерения и т. п.);
- наличие навыков выдвигать предположения, защищать их важность, принимать решения (в том числе коллективные) и обобщать итоги полемики.
Если все обозначенные условия есть в наличии, то можно говорить о том, что курсант или учебная группа в целом готова к проведению анализа конкретных ситуаций профессионально-ориентированного характера.
Формирование искомой готовности осуществляется поэтапно одновременно с сформированием минимально необходимого уровня владения учебным материалом. Наличие готовности является предпосылкой свободного иноязычного общения в рамках обсуждаемой проблемы (однако понятие «свободное общение» не всегда предполагает безупречное владение языком, курсанты могут делать речевые и стилистические ошибки, однако они не мешают пониманию анализируемой ситуации и позиции коммуникантов).
В рамках системного подхода логичным становится моделирование образовательного процесса, как минимум, на уровне отдельной изучаемой темы курса. В нашем случае — коммуникативной
темы (далее — КТ) «Профессия — сотрудник пенитенциарной службы».
Алгоритм планирования представим следующими шагами:
1. Постановка цели и результата изучения данной темы. Так, целью освоения данной темы является формирование умений характеризовать специфику предстоящей профессиональной деятельности, ее нравственных, морально-этических оснований и повседневных обязанностей офицера, а также трудностей, с которыми может столкнуться практический работник.
2. Отбор новых содержательных линий изучения учебного материала, например:
- требования к поступающим на службу в УИС / пенитенциарную систему зарубежного аналога (далее — ПС);
- особенности функциональных обязанностей сотрудников УИС (в соответствии с предстоящей специализацией профессиональной деятельности);
- требования к сотрудникам различных отделов и служб, как в России, так и в зарубежных аналогах;
- перспективы личностного и профессионального роста сотрудников ранее упомянутых служб.
3. Определение взаимосвязи новых фактов с ранее изученным материалом (внутри- и межпредметными связями):
- общие сведения о видах исправительных учреждений (далее — ИУ) в России, в Великобритании, США и Канады, условиях отбывания наказания в них;
- цели и задачи отечественной УИС и зарубежных ПС;
- типичные функции сотрудников этих служб.
4. Выбор тематики и вариантов ситуаций для анализа в рамках применения case-study, например:
- для ведомственной направленности, отражающей особенности организации режима, надзора в УИС, деятельности уголовных исполнительных инспекций (УИИ) (40.03.01 Юриспруденция), а также для специализации «Оперативно-розыскная деятельность» (40.05.02 Пра-
воохранительная деятельность): «Анализ причин противоправных действий осужденных в ИУ» (на основании видеосюжетов, размещенных в открытом доступе в Интернете, сервис YouTube);
- для специализации «Организация воспитательной работы в УИС» (40.05.02 Правоохранительная деятельность): «Эффективность программ исправления для осужденных» по материалам официальных сайтов отечественных или зарубежных ИУ.
5. Уточнение (на основе избранной тематики кейса):
- видов занятий (а значит, и их основных задач) и объем языкового материала для формирования лексико-грамматических навыков и более сложных умений ими оперировать;
- ожидаемого результата каждого этапа (серии занятий) и его взаимосвязи с конечным кейсом, который подлежит анализу (см. табл. 1).
6. Планирование образовательного процесса внутри каждого занятия. Традиционно в методике преподавания иностранного языка этот этап организации целостного образовательного процесса представлен отбором:
- ведущих методов обучения (объяснительно-иллюстративным — для введения новой лексики; работа с книгой /иными информационными источниками; игровой — для автоматизации лексико-грамматических навыков и формирования комплексных иноязычных умений; практический — для совершенствования навыков письменной/устной речи; проектный; методы проблемного изложения материала; видеометод; метод ситуационного анализа);
- приемлемых методических приемов реализации ведущих методов обучения (беседа, опрос, дискуссия, упражнения, задачи, фреймы, «мозговая атака», «фишбоун» и т. п.);
- оптимальных форм работы (фронтальный, индивидуальный, парный и групповой).
7. Подготовка пакета документов по итоговому кейсу, уточнение плана работы
с кейсом, определение шкалы оценивания эффективности проводимого курсантами анализа конкретных ситуаций.
8. Реализация плана, организация обратной связи с курсантами, оперативное решение проблемных зон изучаемой темы, руководство и контроль самостоя-
тельной работы курсантов, подготавливающей к анализу конкретных ситуаций.
9. Проведение педагогической рефлексии полученного опыта работы с кейсом и темой в целом. Определение способов совершенствования системы преподавания с учетом применения метода ситуационного анализа.
Таблица 1
Взаимосвязь занятий по коммуникативной теме «Профессия — сотрудник ПС» с итоговым кейсом
Серия занятий Задача занятий Взаимосвязь с кейсом
Введение в тему Активизация ранее изученного материала. Формирование лексических навыков по теме Озвучивание общей тематики кейса и необходимых сведений для его анализа
Формирование и совершен-ствование речевых навыков Автоматизация лексико-грамматических навыков по теме Отбор наиболее типичных терминов для описания: а) функциональных обязанностей офицера УИС/ПС; б) характеристики личности сотрудника; в) особенностей осужденного
Формирование представлений о служебной деятельности сотрудника ПС Сведения: а) об особенностях функционирования и назначения на должности в ПС англоязычных стран; б) программ работы с осужденными в ПС
Развитие иноязычных ком-муникатив-ных умений Расширение представлений о служебной деятельности сотрудника ПС/УИС = самостоятельный поиск информации Общее представление о функционировании ИУ, УИИ в УИС/ПС
Систематизация и обобщение изученного материала Определение общего и специфики деятельности сотрудников ПС/УИС Обучающий мини-кейс, содержащий описание функционирования ИУ в России и зарубежного аналога. Цель: развитие умения систематизировать, сравнивать, представлять результаты работы, представлять аргументы в защиту своего мнения
Контроль комплексных умений иноязычной коммуникации по изученной КТ Решение кейса, в рамках которого курсанты проявляют: умение характеризовать специфику предстоящей профессиональной деятельности, ее нравственных, морально-этических оснований и повседневных обязанностей офицера, а также трудностей, с которыми может столкнуться практический работник
В соответствии с выделенными выше курсантов к анализу ситуаций примерные педагогическими условиями готовности критерии оценки успешности их итого-
вой деятельности можно оценивать, как минимум, в нескольких плоскостях:
1. В виде «зачтено / не зачтено». Наблюдение за речевым поведением участников группового обсуждения кейса по определенным критериям может по-
мочь выявить готовность и успешность применения метода ситуационного анализа как группы в целом, так и отдельных его участников. Возможные критерии оценки изложены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка готовности курсантов к анализу конкретных ситуаций
Критерии оценки Демонстрирует Отсутствует
Знание лексического минимума по теме
Умение использовать профессиональную лексику в устной речи
Умение выделять проблему в предложенном кейсе
Умение находить детали в описании ситуации, необходимые для понимания ситуации
Умение находить причинно-следственные связи в предложенной для анализа ситуации
Умение формулировать мысль на иностранном языке для представления квинтэссенции обсуждаемой ситуации
Участие в выдвижении идей по решению проблемы
Участие в выборе оптимального решения проблемы
Навык формулирования мнения по поводу принимаемых решений
Участие в дискуссии выражение согласия /несогласия с партнерами по дискуссии
Преобладающее количество отметок «Демонстрирует» или «Отсутствует» позволяет сделать вывод об уровне сформированности искомой готовности.
2. В виде дифференцированной оценки (баллы 2-5). В этом случае каждый из предложенных выше критериев обладает внутренней градацией уровня проявления каждого критерия. Возможные градации (уровни):
- «низкий, недостаточный», нозначен оценке «2»;
рав-
- «пороговый /базовый» — оценка
«3»;
- «средний» — оценка «4»;
- «высокий» означает «5».
При этом общий вид бланка оценивания имеет свои особенности (см. табл. 3). Помимо предложенного уточнения бланка преподаватель детализирует качественное описание того, что понимается под каждым уровнем готовности. Курсанты осведомлены о принципах оценивания их работы с ситуацией.
Таблица 3
Оценка готовности курсантов к анализу конкретных ситуаций
Критерии оценки Демонстрирует уровень Отсутствует (недостаточный)
пороговый средний высокий
Определение итоговой оценки осуществляется по сумме получившихся показателей:
- преобладание низкого /недостаточного уровня соответствует «2»;
- преобладание порогового уровня равно «3»;
- преобладание среднего уровня —
«4»;
- преобладание высокого уровня —
«5»;
- равнозначное количество уровней среднего и высокого равно отметке «4»;
- при одинаковом соотношении количества отметок по уровням «пороговый», «средний» и «высокий» преподаватель может интерпретировать результаты труда курсанта в индивидуальном порядке; это зависит от того, какие изменения в речевом поведении курсанта были замечены:
• оценка может быть округлена в лучшую сторону (мотивирующая оценка приложенных усилий обучающегося);
• оценка стремится к более объективной/сдержанной позиции преподавателя, например, при регрессе активности курсанта в процессе коллективного анализа ситуации.
Подводя итог всему вышесказанному, еще раз подчеркнем, что готовность обучающихся к анализу профессионально-
ориентированных ситуаций на занятиях по английскому языку формируется в рамках всего образовательного процесса. Данный процесс обязательно предполагает планирование учебной деятельности курсантов, формулирование критериальной оценки эффективности деятельности обучающихся и тщательной подготовки самих кейсов/ситуаций для анализа.
Поэтапная подготовка курсантов к аналитической деятельности (к реализации метода case study) определяется спецификой дисциплины «Иностранный язык», психологическими особенностями обучающихся младших курсов и уровнем сформированности их профессиональной, общепрофессиональной и универсальной компетентности.
В процессе педагогического наблюдения и оказания помощи курсантам в работе с конкретными ситуациями преподаватель может выявить готовность курсантов к подобного рода деятельности, а также уровень сформированности у обучающихся языковой картины профессионального мира.
Метод ситуационного анализа переводит акцент с заучивания учебного материала на формирование умения оперировать им при осуществлении неподготовленного устного высказывания в форме диалога/полилога, требующего аргументации ответа или позиции обучающегося.
Литература
1. Kan, G. Learning English through case study // Foreign Languages in Uzbekistan. — 2017. — № 5-6. — С. 127-131. — URL: https://journal.fledu.uz/en/learning-english-through-case-studies/ (дата обращения: 11.01. 2020).
2. Абаева, Ф. Б. Использование технологии case study в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — Т. 7. — № 2 (23). — С. 177-180.
3. Голуб, Л. Н., Медведева, С. А. Использование кейс-метода на занятиях по иностранному языку в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1. — С. 77-86.
4. Дорохов, Р. С. Кейс-стади как метод формирования прагматического аспекта в обучении иноязычной коммуникации // Перевод и межкультурная коммуникация: теория и практика. — 2018. — № 4. — С. 43-48.
5. Ивлева, М. Л., Саенко, Н. Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2016. — Т. 10. — № 2. — С. 59-67.
6. Куимова, М. В. The use of case study method in teaching English as a foreign language in technical university // Молодой ученый. — 2010. — Т. 2. — № 1-2. — С. 82-86.
7. Нигматуллина, И. В. Педагогические инновации в высшей школе: психологические особенности интерактивных методов обучения // Высшее образование сегодня. — 2018. — № 7. — С. 10-18.
8. Оськина, С. Д. Особенности метода case-study в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку // Актуальные вопросы лингвистического образования : сборник материалов II заочной Региональной научно-практической конференции с международным участием. — 2017. — С. 163-166.
9. Пересунько, Е. А. Метод кейс-стади в сфере профессиональной иноязычной коммуникации // Мир педагогики и психологии. — 2018. — № 7 (24). — С. 24-36.
10. Полякова, Д. Р., Ермошин, Ю. А. Корпоративное обучение взрослых немецкому языку на основе метода кейс-стади // Вестник Брянского государственного университета. — 2017. — № 4 (34). — С. 327-330.
11. Пономарева, О. Н., Евдокимова, О. В., Цаплюк, А. И. Совершенствование подготовки военных специалистов: метод «кейс-стади» в преподавании гуманитарных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. — С. 234.
12. Хамдамова, С. О. Использование на занятиях иностранного языка ролевой игры и анализа конкретных ситуаций // Проблемы педагогики. — 2019. — № 3 (42). — С. 77-79.
Сведения об авторе
Игумнова Ольга Викторовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Igumnova Olga Viktorovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 378
© Косарев К. В., 2020
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
В статье раскрывается ключевое понятие «чувство ответственности сотрудников правоохранительных органов и сотрудников уголовно-исполнительной системы», а также методы формирования чувства ответственности, которые могут применяться при проведении занятий по юридическим дисциплинам. Чувство ответственности рассматриваться как необходимое качество сотрудника, является его конкурентным преимуществом и успешным продвижением по карьерной лестнице в уголовно-исполнительной системе.