Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 194-199. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 1 (94). Pp. 194-199.
Научная статья УДК 379.8
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Антон Сергеевич Бушмакин
Пермский институт ФСИН России, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на примере Пермского института ФСИН России рассматривается организация досуговой деятельности курсантов ведомственной образовательной организации как элемент формирования социокультурной среды учебного заведения. Внимание автора акцентируется на формировании у курсантов патриотизма, высокого уровня нравственного поведения и культурных ценностей, развитой культуры служебных отношений, а также ценностного отношения к культуре и традициям своей Родины путем создания в образовательной организации социокультурной среды.
Ключевые слова: курсанты, социокультурная среда, образовательная организация, досуг Для цитирования: Бушмакин А. С. Организация досуговой деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России как элемент социокультурной среды вуза // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). C. 194-199.
Original article
ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AS AN ELEMENT OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT
OF THE UNIVERSITY
Anton S. Bushmakin
Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. In the article, on the example of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, the organization of leisure activities of cadets of a departmental educational organization is considered as an element of the formation of the socio-cultural environment of an educational institution. The author's attention is focused on the formation of patriotism among cadets, a high level of moral behavior and cultural values, a developed culture of service relations, as well as a value attitude to the culture and traditions of their Homeland by creating a socio-cultural environment in an educational organization.
Keywords: cadets, socio-cultural environment, educational organization, leisure For citation: Bushmakin A. S. Organization of leisure activities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as an element of the socio-cultural environment of the university. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 1 (94), pp. 194-199. (In Russ.).
© Бушмакин А. С., 2023
Служба в пенитенциарных учреждениях России всегда требовала от своих сотрудников соответствия ряду требований1, основными из которых являются: высокая психологическая устойчивость, морально-деловые качества и твердая жизненная позиция. В первую очередь данные требования вызваны особым вниманием со стороны общественности и государства к личности государственных служащих. Именно поэтому сотруднику уголовно-исполнительной системы (УИС) крайне важно не только формировать и совершенствовать в себе профессионально-деловые и интеллектуальные стороны, но и развивать себя как человека, обладающего высокими общегражданскими, духовно-нравственными и социокультурными качествами личности.
На всестороннее развитие личности сотрудника правоохранительных органов в большей степени влияет среда, в которой он находится и развивается. Как показывает практика, процесс такого самосовершенствования и развития более эффективно протекает вследствие освоения человеком социального опыта, приобретения новых компетенций через социокультурное развитие и преемственность поколений.
Изучая кадровый вопрос подразделений уголовно-исполнительной системы, можно сделать вывод, что большая часть офицерского состава - это выпускники ведомственных образовательных организаций. Именно в стенах ведомственных высших учебных заведений происходит обучение и воспитание будущих офицеров, которые служат основой всей уголовно-исполнительной системы, и именно ведомственный вуз является наиболее подходящим местом для формирования и развития всех необходимых личностных характеристик сотрудников, а передача культурного наследия в современном обществе в большей степени осуществляется как раз через систему образования [1, с. 68].
Основной целью педагогической деятельности образовательных организаций ФСИН России выступает обучение высококвалифицированных компетентных специалистов со сформированными профессионально значимыми качествами личности, позитивными смыс-ложизненными идеалами в мировоззрении, с высоким уровнем нравственного поведения и культурных ценностей, развитой культурой служебных отношений, а также выработанными ценностными отношениями к культуре и традициям своей Родины. Именно поэтому воспитательной работе с личным переменным составом ведомственных вузов необходимо уделять особое внимание.
Несмотря на значительные изменения, происходящие в системе высшего образования последних лет, теоретическая подготовка курсантов ведомственных образовательных организаций превалирует над их социокультурным развитием и формированием социокультурного опыта. Данный факт может негативно сказаться на формировании внутренних характеристик личности будущего выпускника, послужить препятствием в процессе социализации после окончания института и трудоустройства, создавая трудности в адаптации на новом рабочем месте, в процессе взаимодействия с коллегами, а также при освоении новых знаний, выработке умений и навыков.
В целях исключения подобных проблем еще в период обучения крайне важно давать курсантам возможность развивать свой личностный потенциал, талант и инициативность личности, ориентируясь на социальное партнерство и взаимодействуя с различными институтами и агентами социализации, стимулируя личность обучаемых культурно развиваться через социум в течение всей жизни [2]. А решить проблему социокультурного развития курсантов в современных условиях поможет совершенствование потенциала воспитательной среды института.
1 О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: федер. закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ // ГАРАНТ.РУ: сайт. URL: https://base.garant.ru/71992738/ (дата обращения: 11.02.2023).
Воспитательный процесс обучающихся в Пермском институте ФСИН России организуется сотрудниками института по работе с личным составом, преподавателями и учебно-строевыми подразделениями с привлечением представителей сторонних организаций и учреждений.
В первую очередь воспитание курсантов осуществляется в целях формирования всесторонне развитой личности, обладающей культурными, нравственными, моральными нормами поведения, стремящейся достойно проявить себя в профессиональной деятельности. Основными направлениями воспитательной работы в институте являются информационно-пропагандистская работа с курсантами, работа по укреплению законности и служебной дисциплины, организация социокультурной деятельности курсантов путем поддержки их творческой инициативы (организация творческих коллективов, кружков и клубов по интересам), организация культурно-досуговой деятельности [3, с. 201-203]. Именно вопросу организации социокультурной деятельности в рамках ведомственного учебного заведения нам хочется уделить особое внимание, ведь прогрессивный характер данного процесса требует постоянного совершенствования и обновления форм и методов организации социокультурной и воспитательной деятельности образовательной организации.
На начало 2023 г. в Пермском институте ФСИН России осуществляют деятельность семь творческих коллективов института, в которые входят сорок семь участников: сборная команда КВН, танцевальная группа «Виктория», студия художественного слова, вокальная группа «Стентор», танцевальная группа исторического танца, а также индивидуальные исполнители - инструменталисты и вокалисты. Деятельность творческих кружков и коллективов института определяется приказами института и распорядком дня. Развитие кружковой деятельности осуществляется с участием постоянного и переменного личного состава.
Помимо этого, на территории института функционируют: одна постоянно действующая экспозиция по истории уголовно-исполнительной системы и образовательной организации, шесть комнат воспитательной работы с работниками УИС, один уголок с государственной символикой и ее историей, один элемент увековечения памяти работников УИС и граждан, внесших значительный вклад в развитие УИС. Деятельность экспозиции осуществляется в целях развития интереса обучающихся и работников института к историческому наследию пенитенциарной системы, привития уважения к социокультурным традициям, имеющимся в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, формирования объективных исторических знаний об истории развития службы, а также сохранения и развития этих традиций.
Следующей формой воспитательного воздействия на развитие нравственных качеств обучающихся назовем духовное воспитание. В рамках религиозного просвещения курсантов в институте функционирует программа духовно-нравственного воспитания, подписаны соглашения о сотрудничестве с Пермской епархией (Московский патриархат) и Духовным управлением мусульман Пермского края. На территории института функционирует часовня в честь преподобного Сергия Радонежского, где регулярно проводятся богослужения и молебны.
На регулярной основе проводятся встречи с представителями конфессий, на которых курсанты знакомятся с историей зарождения религий, религиозными праздниками, проводятся также беседы по профилактике экстремизма и радикализма, о терпимости к представителям других вероисповеданий. Работает факультатив «Школа духовного развития». Представители религиозных конфессий приглашаются для участия в различных торжественных мероприятиях института, начиная с принятия присяги и заканчивая выпуском молодых специалистов.
Кроме того, с ноября 2015 г. в институте функционирует ветеранская организация, члены которой принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню работника уголовно-исполнительной сис-
темы, Дню Победы, Дню ветерана уголовно-исполнительной системы, в церемониях выпуска молодых специалистов, присяги сотрудника УИС курсантами 1-го курса, вручения погон курсантам и пр.
Знакомство курсантов с ветеранами УИС традиционно проходит с начала обучения, в период первоначальной подготовки курсантов, а взаимодействие на регулярной основе продолжается в течение всего обучения. Председатели ветеранской организации вместе с курсантами регулярно посещают на дому ветеранов Великой Отечественной войны (тружеников тыла) и ветеранов УИС, закрепленных за образовательной организацией: поздравляют с днем рождения и знаменательными датами, оказывают помощь. Ветераны принимают также участие в общественной жизни коллектива образовательной организации и в работе по патриотическому воспитанию молодежи, увековечению памяти сотрудников УИС, передавая молодому поколению накопленный социальный опыт [4, с. 11]. В практику заседаний Совета ветеранов внедрено также проведение профилактических бесед с курсантами, отстающими в учебе или допускающими нарушения дисциплины.
Помимо этого, ветераны совместно с руководством института и курсантами регулярно участвуют в торжественных митингах, проводимых Главным управлением ФСИН России по Пермскому краю и Региональным отделением ветеранов УИС Пермского края у мемориала «Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, погибшим в военное и мирное время» и посвященных Дню работника уголовно-исполнительной системы, Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню ветерана уголовно-исполнительной системы. Ежегодно в День Героев Отечества председатель Совета ветеранов, сотрудники института и курсанты возлагают цветы к захоронениям Героев Советского Союза Петра Алексеевича Конева и Петра Андреевича Черняева.
Следующим механизмом формирования социокультурной образовательной среды учебного заведения является институт кураторства, успешно функционирующий в институте. Основной задачей данного направления является создание необходимых условий для социокультурного развития курсантов, формирования у них активной социальной позиции, гражданского самосознания и развития общего уровня культуры [5].
Начиная с 1-го курса за каждой учебной группой закрепляются кураторы из числа профессорско-преподавательского состава. Так, на 2022/2023 учебный год в Пермском институте ФСИН России кураторами учебных групп назначены двадцать три преподавателя и доцента. В первую очередь кураторы оказывают помощь в успешной адаптации поступивших на службу курсантов, контролируют и повышают уровень успеваемости и служебной дисциплины, организовывают внеучебную жизнь и досуговую деятельность, помогают в формировании и развитии позитивных морально-нравственных качеств курсантов. Вся работа куратора ведется планово, информация о ней отражается в дневнике куратора. Всего в течение 2021/2022 учебного года кураторами Пермского института ФСИН России было проведено 184 собрания, 171 тематический кураторский час и 38 встреч с ветеранами уголовно-исполнительной системы и министерства внутренних дел. На собраниях групп обсуждаются вопросы успеваемости, дисциплины, подводятся итоги деятельности в группе, ставятся задачи на предстоящий период и пр.
Кроме того, курсанты института под руководством куратора могут посещать учреждения культуры и различные спортивно-массовые мероприятия, проводимые вне стен образовательной организации, а также встречаться с практическими работниками и ветеранами уголовно-исполнительной системы, выдающимися личностями и успешными людьми. В своей работе куратор учебной группы оказывает существенное влияние на социокультурное развитие курсантов. В первую очередь это касается формирования общепрофессиональной культуры обучаемых и социально-культурного опыта путем изучения, развития и распространения ценностей культуры.
Так, кураторами учебных групп в 2021/2022 учебном году осуществлен 61 культурно-до-суговый выход в выходные и праздничные дни: экскурсионные поездки, посещение кинотеатров, парков, музеев, выставок, театров, торгово-развлекательных центров, спортивных соревнований, соревнований с собаками, ледовых катков, боулинга и батут-центров, пейнтбольных клубов и пр. Посещение музеев города, художественных галерей, культурных фестивалей, дискуссионных клубов, выставок, концертов и кинотеатров в первую очередь знакомит курсантов с историей, культурой и традициями Перми и Пермского края, а также благоприятно влияет на формирование морально-волевых качеств курсантов, культуры служебных отношений, высокого уровня нравственного поведения и культурных ценностей. Организация социокультурной деятельности в данном случае дает курсантам возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью и приобщает их к культурным мероприятиям, проводимым в городе, формируя тем самым внутреннюю потребность в социокультурном развитии.
Помимо этого, институт регулярно взаимодействует с волонтерскими организациями, действующими в Пермском крае. В целях реализации Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года1 в институте проводятся мероприятия по развитию добровольчества (волонтерства) в форме организации воспитательной работы с курсантами вуза. Согласно данной Концепции добровольчество (волонтерство) является деятельностью, направленной на конкретные социально значимые результаты, выражающейся в форме безвозмездного участия в мероприятиях, решающих социальные задачи в сферах социальной поддержки, культуры, образования, экологии, здравоохранения, физической культуры и спорта. Курсанты института совместно с волонтерами города участвуют в субботниках, проводимых в городских парках и лесных массивах города, оказывают бесплатную юридическую помощь нуждающимся.
Таким образом, организация досуговой деятельности курсантов, осуществляемая в целях создания социокультурной среды вуза, не только оказывает благоприятное влияние на поддержание уровня дисциплины в институте и формирование позитивных личностных качеств будущих сотрудников правоохранительных органов, но и формирует у курсантов стойкую потребность в системе социального и культурного развития. Однако, учитывая специфику образовательной организации ФСИН России, можно обозначить и ряд проблемных вопросов:
во-первых, социокультурное развитие курсантов хоть и является необходимостью, компоненты, критерии и специфика данного процесса в имеющихся социальных условиях недостаточно разработаны;
во-вторых, процесс выработки курсантами профессионально-значимых компетенций, выполнение служебных обязанностей, связанных с дежурством по институту, преобладают над социокультурным развитием и формированием социокультурного опыта курсантов;
в-третьих, учитывая высокий потенциал влияния досуговой деятельности на социокультурное развитие курсантов, существует острая проблема недостаточного финансирования данного процесса;
в-четвертых, не все сотрудники образовательной организации и курсанты готовы включаться в данную деятельность.
Рассматривая высокий потенциал влияния социокультурной деятельности курсантов на развитие их личностных характеристик посредством организации их досуговой деятельности на примере Пермского института ФСИН России, можно сделать вывод, что решение затронутых в статье проблемных вопросов поможет в значительной мере усовершенствовать данный процесс и стать очередной ступенью в совершенствовании кадровой пенитенциарной структуры, поднятии престижа службы исполнения наказаний и социальной эволюции всего современного общества.
1 Об утверждении Концепции развития волонтерства в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 27 дек. 2018 г. № 2950-р // ГАРАНТ.РУ: сайт. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039562 (дата обращения: 11.02.2023).
Список источников
1. Нархова Е. Н., Нархов Д. Ю. Социология культуры: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 302 с.
2. Тихонов К. Ю. Организация досуговой деятельности студентов в культурно-образовательном пространстве вуза // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. Т. 223. С. 198-204. EDN: GZQDAL.
3. Верминенко Ю. В., Митрахович В. А. Организация досуга как направление воспитательной работы в военном вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 1 (78). С. 201-203. EDN: XPQYLJ.
4. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебник. М.: Академия, 2003. 256 с.
5. Куприна А. В. Социокультурное развитие студентов под влиянием кураторской деятельности // Современные проблемы науки и образования: сетевое изд. 2013. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10152. Дата публикации: 26.09.2013.
6. Бубнова Ю. Г. Факторы, влияющие на подготовку кадров уголовно-исполнительной системы в высших образовательных учреждениях системы ФСИН России // Современный ученый: электрон. журнал. 2019. № 1. С. 281-284. URL: https://su-journal.ru/archives/10080 (дата обращения: 11.02.2023).
References
1. Narkhova E. N., Narkhov D. Yu. Sotsiologiya kul'tury [Sociology of culture]. Ekaterinburg, Ural'skiy universitet, 2019, 302 p. (In Russ.).
2. Tikhonov K. Iu. Organizatsiya dosugovoy deyatel'nosti studentov v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve vuza [Organization of leisure activities of students in the cultural and educational space of the university]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2021, vol. 223, pp. 198-204. (In Russ). EDN: GZQDAL.
3. Verminenko Yu. V., Mitrakhovich V. A. Organizatsiya dosuga kak napravlenie vospitatel'noy raboty v voennom vuze [Organization of leisure as a direction of educational work in a high military educational institutions]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 1 (78), pp. 201203. (In Russ). EDN: XPQYLJ.
4. Kraevskiy V. V. Obshchie osnovy pedagogiki [General foundations of pedagogy]. Moscow, Aka-demiya, 2003, 256 p. (In Russ.).
5. Kuprina A. V. Sotsiokul'turnoe razvitie studentov pod vliyaniem kuratorskoy deyatel'nosti [Socio-cultural development of students under the influence of curatorial activity]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 5. (In Russ.). Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10152 (accessed 11.02.2023).
6. Bubnova Yu. G. Faktory, vliyayushchie na podgotovku kadrov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy v vysshikh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh sistemy FSIN Rossii [Factors affecting the training of the criminal executive system personnel in higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Sovremennyy uchenyy, 2019, no. 1, pp. 281-284. (In Russ.). Available at: https://su-journal.ru/archives/10080 (accessed 11.02.2023).
Информация об авторе
А. С. Бушмакин - преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Пермский институт ФСИН России, майор внутренней службы.
Information about the author
A. S. Bushmakin - Lecturer of the Department of Regime and Security in the Penal Enforcement System, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Major of the Internal Service.
Статья поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 22.02.2023; принята к публикации 27.02.2023.
The article was submitted 13.02.2023; approved after reviewing 22.02.2023; accepted for publication 27.02.2023.