Научная статья на тему 'Вклад М. Т. Баранова в упорядочение понятийно терминологического аппарата методики обучения пунктуации'

Вклад М. Т. Баранова в упорядочение понятийно терминологического аппарата методики обучения пунктуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1595
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИХАИЛ ТРОФИМОВИЧ БАРАНОВ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ / ПУНКТУАЦИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ / MIKHAIL TROFIMOVICH BARANOV / METHODS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE / CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL APPARATUS / PUNCTUATION / TEACHING METHODS OF PUNCTUATION / METHODOLOGICAL TERMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Наталия Владимировна

В статье описан вклад учёного-методиста М. Т. Баранова в упорядочение понятийно-терминологического аппарата методики обучения пунктуации. Представлены типовые образцы заданий, направленных на усвоение студентами-филологами понятийно-терминологического аппарата методики преподавания русского языка в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON M. T. BARANOV’S CONTRIBUTION TO THE ORDERING OF THE CONCEPTUAL TERMINOLOGICAL APPARATUS OF THE PUNCTUATION TEACHING METHODS

The article describes the contribution of the scientist-methodologist M. T. Baranov to the streamlining of the conceptual and terminological apparatus of the punctuation teaching methodology. Typical examples of tasks are presented, aimed at students of philology mastering the conceptual and terminological apparatus of the methodology of teaching the Russian language at school.

Текст научной работы на тему «Вклад М. Т. Баранова в упорядочение понятийно терминологического аппарата методики обучения пунктуации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 8ПЛ61Л'367:371.3

ВКЛАД М. Т. БАРАНОВА В УПОРЯДОЧЕНИЕ ПОНЯТИЙНО ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ

Кудряшова Наталия Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье описан вклад учёного-методиста М. Т. Баранова в упорядочение понятийно-терминологического аппарата методики обучения пунктуации. Представлены типовые образцы заданий, направленных на усвоение студентами-филологами понятийно-терминологического аппарата методики преподавания русского языка в школе.

Ключевые слова: Михаил Трофимович Баранов, методика преподавания русского языка, понятийно-терминологический аппарат, пунктуация, методика обучения пунктуации, методические термины.

ON M. T. BARANOV'S CONTRIBUTION TO THE ORDERING OF THE CONCEPTUAL TERMINOLOGICAL APPARATUS OF THE PUNCTUATION TEACHING METHODS

Kudryashova Natalia Vladimirovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, the Department of the Russian Language and Literature, Katanov Khakass State University (Abakan)

The article describes the contribution of the scientist-methodologist M. T. Baranov to the streamlining of the conceptual and terminological apparatus of the punctuation teaching methodology. Typical examples of tasks are presented, aimed at students of philology mastering the conceptual and terminological apparatus of the methodology of teaching the Russian language at school.

Key words: Mikhail Trofimovich Baranov, methods of teaching the Russian language, conceptual and terminological apparatus, punctuation, teaching methods of punctuation, methodological terms.

Лингводидактическая деятельность Михаила Трофимовича Баранова, известного учёного-методиста второй половины XX века, является многоаспектной [1-9]. Одна из его заслуг -уточнение и упорядочение понятийно-терминологического аппарата методики преподавания русского языка как науки, в том числе отдельных её областей/разделов (методики обучения лексике, методики обучения фонетике и смежным разделам, методики обучения орфографии, методики обучения пунктуации и т. д.) [8, с. 38-44]. М. Т. Баранов разрабатывает вопросы терминологии науки целостно и последовательно, что позволяет в настоящее время иметь строгую систему обобщающих понятий

методики преподавания русского языка, способную к уточнению, расширению и дополнению по мере развития самой науки. По мнению профессора Т. А. Остриковой, «все методологические подходы, теоретические положения и классификации учёного требуют специального научного изучения и современного прочтения. Теоретико-практический вклад М. Т. Баранова, неутомимого труженика науки второй половины XX века, необходимо адекватно отражать в будущих словарях, справочниках и энциклопедиях по методике русского языка компьютерной эпохи, создание которых потребует коллективных усилий многих специалистов» [8, с. 43].

В данной статье актуализирована проблема упорядочения понятийно -терминологического аппарата методики обучения пунктуации.

Описание терминосистемы методики преподавания русского языка, представленное в трудах М. Т. Баранова, является актуальным и на современном этапе развития науки. С учётом этого описания возможно провести упорядочение понятийно-терминологического аппарата аспектных методик, в данном случае методики обучения пунктуации. Так, согласно предложенной М. Т. Барановым классификации методических терминов по определённым тематическим группам, термин методика пунктуации входит в тематическую группу методических терминов «области методики преподавания русского языка»; термин принципы методики пунктуации - в группу «принципы методики преподавания русского языка»; термин пунктуационное умение - в группу «содержание обучения»; термин пунктуационный анализ - в группу «методы обучения русскому языку»; термины таблицы по пунктуации, пунктуационно-синтаксический дидактический материал - в группу «средства обучения русскому языку»; термины закономерности овладения пунктуацией, пунктуационная ошибка, исправление пунктуационных ошибок, работа над пунктуационными ошибками, учёт пунктуационных ошибок - в группу «уровень знаний, умений и навыков» и т. д. [10, с. 5-6].

Кроме того, учёный-методист говорит о парадигматических (ассоциативных) связях методических терминов. Эти связи обнаруживаются и в области методики обучения пунктуации. Например, в синонимические отношения вступают термины пунктуационная ошибка -неправильная постановка знака препинания; антонимические отношения: пунктуационная ошибка - правильная постановка знака препинания, устный пунктуационный разбор -письменный пунктуационный разбор; гипони-мические (родовидовые) отношения: пунктуа-

ционные упражнения - неосложнённое списывание, осложнённое списывание, диктант, конструирование, составление схем-моделей предложений, пунктуационный разбор и др.; пунктуационный разбор - устный пунктуационный разбор, письменный пунктуационный разбор.

Описывая грамматическую структуру методических терминов, М. Т. Баранов выделяет словные термины и термины-словосочетания. Последние в свою очередь делятся на двуслов-ные (бинарные) и многословные (комплексные). Это описание применимо к терминам методики обучения пунктуации. Так, к слов-ным можно отнести термины пунктограмма, списывание; к двусловным (бинарным) -пунктуационная ошибка, пунктуационная норма, пунктуационное правило, пунктуационное умение и др.; к многословным (комплексным) - абсолютная пунктуационная грамотность, относительная пунктуационная грамотность, позитивное пунктуационное правило, негативное пунктуационное правило, пунктуационная подготовка к изложениям, пунктуационная подготовка к сочинениям, работа над пунктуационными ошибками обучающихся и др. Двусловные термины создаются на основе общеупотребительных слов, приобретающих терминологическое значение, или на основе терминов из разных областей науки. К первым можно отнести пунктуационную зоркость, ко вторым -пунктуационное умение.

Любая наука, теория непрерывно развиваются; соответственно, развивается (то есть расширяется, уточняется, видоизменяется, усложняется) и понятийно-терминологический аппарат науки. Так, давно известное слово «пунктуация» первоначально имело совсем не тот смысл, который мы вкладываем в него в настоящее время. До середины XVII века пунктуацией называлось употребление точек около согласных для обозначения гласных звуков в тексте на иврите, а в латинском тексте

написание знаков называлось простановкой точек. И только в середине XVII века слово «пунктуация» стало употребляться в привычном для нас значении. Как отмечает Н. С. Арапова, в научных источниках слово «пунктуация» «в форме понктуация известно с 1764 года (Порошин С. А. Записки, 1764, СПб., 1881, 75), пунктуация с 1806 года (по ССРЛЯ). Ср.: «понктуация, отточка» (Курганов Н. Г. Российская универсальная грамматика..., 1769, 405); «пунктуация (точкоставление)» (Нейман Ф. И. Критико-философическое рассмотрение гомеопатической системы, 1838, Предисловие, IV)» [11, с. 17].

Пунктуация (ср. лат. punctuatio, от лат. punctum - точка) - 1) система графических внеалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка; главное назначение пунктуации - членение и графическая организация письменного (печатного) текста; 2) правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка; 3) раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания [12, с. 406; 13, с. 401; 14, с. 245-246].

В школьной учебной литературе под пунктуацией понимается «раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки» [15, с. 59].

Таким образом, современную пунктуацию можно представить как область лингвистических знаний; объект нормализации; объект интерпретации; предмет изучения и обучения в школе и вузе.

К основным понятиям пунктуации относятся: знаки препинания, функции знаков препинания, принципы русской пунктуации, пунктуационная норма и её условия, пунктуационное правило, пунктуационная ошибка. Современные исследователи отмечают нали-

чие лакун в лексикографическом описании тематической группы «пунктуация», считая её «динамичной» и открытой», что обусловлено «активными, живыми процессами в современном русском языке» [16, с. 81]. По мнению исследователей, дискуссионным остаётся вопрос о количественном составе тематической группы «Наименования знаков препинания», что обусловлено тремя факторами: неоднозначной интерпретацией ряда небуквенных знаков; конкурентностью исконно русских и заимствованных эквивалентов; активными процессами в области пунктуации [16, с. 77].

Как отмечается в словарях-справочниках по методике русского языка, «методика пунктуации - раздел методики русского языка. Изучает методы и приёмы формирования у учащихся умения пользоваться русской системой знаков препинания для точного выражения мысли, интонаций и для построения конструкций. Изучает также типичные трудности и ошибки, их причины, частоту, пути преодоления. В основе методики пунктуации лежат принципы - синтаксический (понимание внутренних связей в предложении), смысловой и интонационный, то есть методика пунктуации опирается на синтаксический разбор предложения, на точное и тонкое понимание его значения, на выразительность речи и на чувство интонации» [17, с. 106]. Таким образом, на данный момент методика обучения пунктуации является самостоятельным разделом методики преподавания русского языка в школе, обладающим своими целями, содержанием, предпосылками, принципами и методами обучения и контроля, а также и своим понятийно-терминологическим аппаратом.

Методика обучения пунктуации в современном виде сформировалась в 50-70 годы XX века. В указанное время и в последующие периоды в научно-методических работах был исследован ряд основополагающих для данной науки вопросов (А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, Г. П. Фирсов, В. А. Добромы-

слов, А. Ф. Ломизов, А. В. Дудников, П. О. Афанасьев, А. Б. Шапиро, Л. П. Федо-ренко, И. А. Фигуровский, В. И. Бухарин, Г. И. Блинов, А. В. Текучёв и др.). Одним из центральных вопросов был вопрос систематизации основных понятий методики обучения пунктуации.

Важным и относительно новым понятием теории пунктуации и методики обучения пунктуации стало понятие пунктограммы (впервые термин употребил учёный-методист В. А. Добромыслов для обозначения понятия, соответствующего понятию орфограммы). Пунктограмма - правильное, соответствующее правилам или традиции употребление знака препинания (или его отсутствие), «конкретный случай применения пунктуационного правила» [18, с. 39]. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию.

С понятием «пунктограмма» тесно связаны такие понятия, как «пунктуационная норма» и «пунктуационное правило». Пунктуационная норма - это «узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте» [19, с. 193].

Начальным этапом усвоения пунктуационной нормы является пунктуационное правило. Если при орфографическом оформлении текста пишущий во многих случаях опирается на зрительные образы слов, то при пунктуационном оформлении он во всех случаях должен опираться на конкретные пунктуационные правила, которые необходимо точно понимать, прочно помнить и умело применять. Пунктуационное правило - особая инструкция, включающая перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака. Пунктуационное правило регулирует пунктуационную норму, соблюдение которой обязательно для пишущего. Как отмечает М. Т. Баранов, «умение пользоваться правилами выделения смы-

словых отрезков знаками препинания - центральное пунктуационное умение, результатом которого оказывается правильное пунктуационное оформление собственных высказываний» [19, с. 196]. Указанное умение складывается из ряда действий, которым необходимо научить школьников: найти смысловой отрезок и выяснить его природу; установить его границы; определить место смыслового отрезка в коммуникативной единице; произвести выбор нужного знака препинания; поставить знак препинания. Перечисленные действия реализуются пишущим достаточно быстро, нередко нерасчленённо и даже свёрнуто. В процессе овладения центральным пунктуационным умением существенную роль играет умение обосновывать выбор знаков препинания. Оно включает в себя свободное знание пунктуационного правила и владение грамма-тико-смысловым анализом предложения; нахождение смыслового отрезка, его места, его значения и характера интонации.

Как известно, в школьном курсе русского языка наблюдается не компактное, а рассредоточенное изучение пунктуации, то есть работа над усвоением пунктуационных правил происходит параллельно с изучением синтаксиса. Это объясняется тем, что каждая пунктуационная норма содержит в качестве одного из условий выбора знака препинания указание на конкретную синтаксическую категорию. При этом М. Т. Баранов указывает, что некоторые пунктуационные понятия и умения «желательно было бы компактно преподнести учащимся как своеобразную базу перед изучением конкретных пунктуационных норм. В специальный раздел «Пунктуация» могли бы войти понятия пунктуация, знаки препинания, функции знаков препинания, пунктуационно-смысловой отрезок, условия выбора знака (знаков) препинания, опознавательный признак применения пунктуационного правила, пунктуационное правило, а также умение находить пунктуаци-онно-смысловой отрезок» [19, с. 190].

Таким образом, М. Т. Барановым последовательно вводится новый объект обучения пунктуации - пунктуационно-смысловой отрезок. Учёный-методист отмечает: «В соответствии с назначением пунктуации её основной единицей (то есть конечной осмысленной структурой, остающейся после членения) является смысловой отрезок, который выделяется знаком или знаками препинания. В этом смысле его целесообразно называть пунктуа-ционно-смысловым отрезком, то есть смысловым отрезком, выделяемым знаками препинания. <...> Пунктуационно-смысловой отрезок обладает воспроизводимостью и повторяемостью, имеет особую синтаксическую природу, включая интонацию, и своё логико-предметное значение» [19, с. 193]. Далее автор поясняет, почему пунктограмма не может выступать в роли основной единицы пунктуации: пунктограмма, «во-первых, отождествляется со знаком препинания и с пунктуационным правилом, во-вторых, отрывается от назначения пунктуации членить коммуникативные единицы на осмысленные отрезки» [19, с. 193]. М. Т. Баранов при этом рассматривает структуру (словные, словосочетательные, предло-женческие) и опознавательные признаки пунк-туационно-смысловых отрезков (не пункто-грамм!), то есть их морфологические, синтаксические, звуковые и смысловые особенности [19, с. 195].

Описывая пунктуационные умения, учёный-методист связывает их в первую очередь именно с нахождением и осмыслением пунк-туационно-смысловых отрезков: «В школе формируются следующие виды пунктуационных умений: находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания; ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами» и др. [19, с. 196]. Начинать изучение любой пунктуационной нормы М. Т. Баранов рекомендует с восприятия пунктуационно-смыслового отрез-

ка. Автор последовательно разрабатывает методику ознакомления с пунктуационно-смысловым отрезком, предлагая связывать знакомство с основной единицей пунктуации с изучением однородных членов предложения, поскольку в таком случае есть возможность показать, что пунктуационно-смысловые отрезки могут иметь как словную, так и словосо-четательную природу [19, с. 203-204].

М. Т. Баранов отмечает: «Система умений и навыков по русскому языку имеет огромное теоретическое и практическое значение. В области теории она послужит источником методических исследований выбора рациональных путей и этапов их формирования, выявления в каждом из них конкретных операций (движений), из которых складывается то или иное действие, определения минимума знаний, необходимых для их формирования и т. п. В области практики она определяет направление деятельности учителя, становится единой основой контроля над результатами обучения» [20, с. 24].

Учёный-методист говорит о том, что «создание систематизированного перечня умений и навыков должно существенно повысить уровень обучения наших учащихся и результаты работы учителя» [20, с. 24]. Классифицируя упражнения для формирования различных умений и навыков, он выделяет в том числе упражнения, формирующие пунктуационные умения. К таким упражнениям относятся: нахождение в предложениях пунктуационно-смысловых отрезков; осложнённое и неослож-нённое списывание, диктанты (диктант полный без изменения, с изменением формы слов, выборочный; письмо по памяти, или самодиктант); неспециальные упражнения - конструирование предложений, свободный и творческий диктанты [21, с. 39-40]. М. Т. Баранов отмечает высокий потенциал пунктуационных упражнений. Но поскольку на одном уроке невозможно использовать всю систему пунктуационных упражнений в связи с недостатком

времени и возможной перегрузкой учащихся, учитель может комбинировать их виды в зависимости от характера пунктуационной нормы, этапов её изучения и подготовленности учащихся. Учёный отмечает, что «в создаваемые комбинации пунктуационных упражнений целесообразно вводить списывание, диктант и какую-либо творческую работу» [19, с. 213]. Система упражнений, направленных на формирование пунктуационных умений, в настоящее время расширяется и дополняется новыми видами и подвидами пунктуационно-синтаксических и пунктуационно-речевых упражнений [22-24].

Таким образом, описание терминосистемы методики преподавания русского языка, представленное в научных трудах известного учёного-методиста М. Т. Баранова, позволяет не только полнее и точнее осмыслить понятийно -терминологический аппарат современной лин-гвометодической науки, но и применить это описание в отношении детальной разработки терминосистем отдельных областей/разделов методики, являющихся в настоящее время уже самостоятельными разветвлёнными науками (аспектными методиками).

В процессе обучения студентов-филологов теории русской пунктуации и методике пунктуации значительную роль играет правильно организованная преподавателем терминологическая работа. Предлагаем студентам-филологам на учебных занятиях, посвящённых изучению методики обучения пунктуации, следующие виды упражнений.

- составление терминологического минимума (лингвометодического словаря-минимума), отражающего содержание методики обучения пунктуации в школе;

- создание тематических групп терминов (по теории русской пунктуации; по методике обучения пунктуации);

- создание терминологического словаря (по пунктуации; по методике обучения пунктуации);

- составление/дополнение синонимических или антонимических терминологических пар;

- визуализация учебно-научной информации, например, составление схем, отражающих гипонимические (родовидовые) отношения между терминами;

- терминологический диктант (например, диктант по методическим словам-терминам определённой тематической группы);

- вставка нужных терминов в методический текст с пропусками;

- исправление ошибок в употреблении методических терминов в устном/письменном сообщении;

- создание лингвистических/методических мини-текстов, включающих заданные лингвистические/методические термины;

- решение тестовых заданий;

- составление методических кроссвордов, чайнвордов, ребусов и др. [25, с. 128-130; 26, с. 137];

- создание творческих продуктов, например, написание лингвистической сказки, миниатюры или стихотворения по теории пунктуации (или визуализация готовой авторской сказки).

Приведём примерные образцы заданий, связанных с усвоением студентами-бакалаврами понятийно-терминологического аппарата методики обучения пунктуации.

Задания для студентов-филологов

Задание 1. Вставьте в научно-методический текст пропущенные термины.

......- это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.......противопоставляется...... , отражённой в.......Работа над......- необходимое звено в системе формирования у учащихся ... умений.

Ключ к упражнению: 1) пунктуационная ошибка; 2) пунктуационная ошибка; 3) пунктуационной норме; 4) в пунктуационном пра-

виле; 5) над пунктуационными ошибками; 6) пунктуационных умений.

Примечание. Источник материала для упражнения: Баранов М. Т. Методика пунктуации // Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова. М., 2000. С. 219.

Задание 2. В данном сообщении студента найдите ошибку в употреблении методического термина.

Пунктуационная грамотность - это умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное. Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная пунктуационная грамотность и относительная пунктуационная грамотность. Сформированная пунктуационная грамотность есть конечная цель обучения детей пунктуации в школе. При этом современная школа ставит цель -достижение абсолютной пунктуационной грамотности. Уровень пунктуационной грамотности в школе определяется количеством изучаемых пунктуационных правил.

Ответ: При этом школа ставит цель -достижение относительной пунктуационной грамотности.

Задание 3. Из перечисленных ответов выберите тот, который является, на ваш взгляд, правильным.

1. Пунктуационной нормой называется:

а) узаконенное специальным правилом употребление знаков препинания в предложении и в тексте;

б) узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте;

в) узаконенное употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении;

г) узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление знака или знаков препинания в тексте.

2. Впервые термин «пунктограмма» употребил учёный-методист:

а) Г. И. Блинов;

б) М. Т. Баранов;

в) В. А. Добромыслов;

г) А. В. Текучёв.

3. Особая инструкция, включающая перечень условий выбора места для знака препинания и выбора необходимого знака, называется:

а) констатирующим правилом;

б) основным правилом;

в) пунктуационным правилом;

г) орфографическим правилом.

Ответы к тестовым заданиям: 1. б) 2. в) 3. в)

Усвоение студентами-филологами методической терминосистемы положительно влияет на их интеллектуальное развитие, составляет основу для формирования системных знаний по методике преподавания русского языка в школе, является необходимой частью профессионально-методической компетентности будущего учителя-словесника.

Библиографический список

1. М. Т. Баранов (К 60-летию со дня рождения) / Кафедра методики преподавания русского языка МПГУ, редакция журнала «Русский язык в школе» // Русский язык в школе. - 1984. - № 2. - С. 120-121.

2. М. Т. Баранов (К 70-летию со дня рождения) / Кафедра методики преподавания русского языка МПГУ, редакция журнала «Русский язык в школе» // Русский язык в школе. - 1994. - N° 2. - С. 127-128.

3. Дейкина, А. Д. Методическое наследие Михаила Трофимовича Баранова (1924-1999) / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2004. -№ 4. - С. 47-50.

4. Гадалова, В. В. Методическая продуктивность разработанной М. Т. Барановым концепции общих вопросов обучения русскому языку / В. В. Гадалова // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования: мат-лы конференции, посвящённой памяти проф. М. Т. Баранова / сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова. - М., 2004. - С. 5-9.

5. Гадалова, В. В. Концепция общих вопросов методики обучения русскому языку в научном наследии М. Т. Баранова / В. В. Гадалова, Н. Ю. Бочагова // Научный поиск. - 2015. - № 4(18). - С. 24-26.

6. Михаил Трофимович Баранов: учёный и человек: коллективная монография / сост. А. Д. Дейкина и др. - М.: Прометей, 2005. - 156 с.

7. Михаил Трофимович Баранов: научный биобиблиографический очерк / А. Д. Дейкина, Т. А. Острикова // Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об учёных Российской Федерации и зарубежья: биобиблиографический справочник / сост. и ред. Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. - С. 16-21.

8. Острикова, Т. А. О вкладе М. Т. Баранова в методологию школьной методики русского языка / Т. А. Острикова // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 38-45.

9. Сборник статей Михаила Трофимовича Баранова, опубликованных в журнале «Русский язык в школе» в 1960-1998 годах / сост. Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2001. - 200 с.

10. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка и её терминология / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1980. - N° 1. -С. 3-8.

11. Арапова, Н. С. Хорошилище грядет по гульбищу / Н. С. Арапова // Русский язык в школе и дома. - 2013. - № 9. - С. 17-20.

12. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева; ред. коллегия: Н. Д. Арутюнова, В. А. Виноградов, В. Г. Гак и др. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.

13. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во «АСТ», 2001. - 624 с.

14. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов; ред. коллегия: Г. В. Степанов (гл. ред.), Ф. Д. Ашнин, С. Г. Бархударов и др. - М.: Педагогика, 1984. - 352 с.

15. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 191 с.

16. Перфильева, Н. П. Лакуны в лексикографическом описании слов тематической группы «Пунктуация» / Н. П. Перфильева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2(24). - С. 76-82.

17. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

18. Блинов, Г. И. Методика изучения пунктуационных правил / Г. И. Блинов. - М.: Просвещение, 1972. - 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Баранов, М. Т. Методика пунктуации / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 368 с. - С. 187-226.

20. Баранов, М. Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1979. - № 4 - С. 18-24.

21. Баранов, М. Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1993. - № 3 -С.36-43.

22. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка. История, теория и практика диктанта: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие монографического характера / Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2016. - 176 с.

23. Кудряшова, Н. В. Схематические диктанты по синтаксису и пунктуации русского языка / Н. В. Кудряшова // Языковые и неязыковые диктанты в школе и вузе (вопросы истории, теории и практики): коллективная монография / науч. ред. Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2018. - С. 186-198.

24. Кудряшова, Н. В. Содержательный анализ текста в системе пунктуационно-речевых работ / Н. В. Кудряшова // Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово - история - искусство: коллективная монография / отв. науч. ред. А. Д. Дейкина; сост. и ред. А. П. Еремеева, Л. А. Ходякова, В. Д. Янченко, О. Ю. Ряузова. Организационно-методическая работа по составлению монографии выполнена Р. К. Рамазановым. - М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2013. - С. 344-347.

25. Острикова, Т. А. Творческий практикум по методике русского языка: учебное пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2000. - 140 с.

26. Кудряшова, Н. В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником / Н. В. Кудряшова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова; науч. ред. И. В. Пекарская, отв. за выпуск В. П. Антонов. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2017 (№ 21). - С. 134-137.

© Кудряшова Н. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.