Научная статья на тему 'Графический диктант как средство формирования языковой компетенции и развития логического мышления обучаемых'

Графический диктант как средство формирования языковой компетенции и развития логического мышления обучаемых Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1436
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LANGUAGE COMPETENCE / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / LOGICAL THINKING / ДИКТАНТ / DICTATION / ДИКТАНТЫ С ЗАМЕНОЙ ДИКТУЕМОГО / DICTATIONS WITH THE REPLACEMENT OF THE DICTATED / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ / GRAPHIC DICTATION / РАЗДЕЛЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА / SECTIONS OF THE SCHOOL COURSE OF RUSSIAN / СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ / SYNTAX AND PUNCTUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Граф Татьяна Александровна

В статье рассматривается графический диктант как средство формирования языковой компетенции обучающихся при изучении синтаксиса, пунктуации и иных разделов школьного курса русского языка. Анализируются и сопоставляются точки зрения учёных-методистов по поводу разновидностей графического диктанта, методики его проведения на уроках русского языка. Выявляется положительное влияние графического диктанта на развитие логического мышления школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graphic Dictation as Means of Developing Language Competence and Logical Thinking of Students

The article considers graphic dictation as means of forming language competence of students when studying syntax, punctuation and other sections of the school course of Russian. The author analyzes and compares viewpoints of scientists-methodologists concerning varieties of the graphic dictation and techniques to organize the dictation at the lessons of Russian. The author also shows positive influence of the graphic dictation on the development of logical thinking of school students.

Текст научной работы на тему «Графический диктант как средство формирования языковой компетенции и развития логического мышления обучаемых»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.8:37.025.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ

Т. А. Граф

Научный руководитель — Н. В. Кудряшова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается графический диктант как средство формирования языковой компетенции обучающихся при изучении синтаксиса, пунктуации и иных разделов школьного курса русского языка. Анализируются и сопоставляются точки зрения учёных-методистов по поводу разновидностей графического диктанта, методики его проведения на уроках русского языка. Выявляется положительное влияние графического диктанта на развитие логического мышления школьников.

Ключевые слова: языковая компетенция, логическое мышление, диктант, диктанты с заменой диктуемого, графический диктант, разделы школьного курса русского языка, синтаксис и пунктуация.

Важнейшая функция современной школы - формирование и становление личности школьника, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, включая практическое владение русским литературным языком. На уроках русского языка обучающиеся должны усвоить основы всех разделов лингвистики: орфографии, фонетики и орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Наиболее сложными для изучения являются такие разделы языка, как синтаксис и пунктуация [1, с. 3]. Синтаксис требует владения абстрактно-логическим мышлением. При этом среди сведений по синтаксису, изучаемых в школе, имеются такие, которые непосредственно связаны с пунктуацией, поэтому их учебный статус повышается. Пунктуация опирается на синтаксис, поэтому в любом случае необходимо обеспечить усвоение детьми грамматической структуры предложения, понимание ими логико-предметных значений, а также овладение пунктуационно-синтаксическими умениями. В письменных творческих работах обучающихся (школьников и студентов) зачастую наблюдается бедность грамматического строя речи, пунктуационных ошибок практически всегда больше, чем орфографических и иных. В связи с этим проблема повышения эффективности обучения синтаксису и пунктуации по-прежнему остаётся актуальной.

В данной статье рассматривается графический диктант как средство формирования пунктуационно-синтаксических умений и развития логического мышления обучаемых.

Современная пунктуация имеет системный характер, поскольку знаки препинания представляют собой совокупность обозначений, внутренне связанных устойчивыми отношениями, закономерно проявляющимися на письме [2, с. 3-5]. В учебной и методической литературе выделяются следующие методы и приёмы обучения пунктуации: 1) пунктуационно-синтаксический разбор (объяснение постановки знаков препинания); 2) списывание текстов с попутной расстановкой знаков препинания; 3) отыскивание примеров на данное правило; 4) самостоятельное придумывание примеров; 5) выразительное чтение связных текстов; 6) диктанты; 7) стилистические упражнения; 8) работа со схемами; 9) сочинения; 10) изложения [1, с. 29].

Каждый вид упражнения характеризуется определёнными особенностями применения на уроке, а также варьированием форм и разновидностей, что позволяет разнообразить процесс обучения. Кроме того, некоторые из упражнений являются «синкретичными», то есть совмещающими в себе признаки сразу нескольких видов работ. К таким можно отнести графический диктант, находящийся на стыке диктантов и графических схем. От обычного составления схем предложения, как отмечает В. С. Каданцев, он отличается тем, что «схемы здесь составляются не после записи всего предложения, а вообще без этой записи» [3, с. 62]. В отдельных случаях предложение может быть записано, но уже после составления его схемы, когда важно проверить правильность её составления. Преимущество графического диктанта перед обычным составлением схем предложений заключается в том, что он развивает у обучающихся своего рода «грамматическую зоркость», учит их воспринимать на слух не только конкретное содержание текста, но и грамматическую структуру [3]. В то же время графический диктант требует сложной мыслительной работы, поэтому В. С. Каданцев отмечает, что проводить его целесообразно только «после всех других предшествующих упражнений в анализе предложений: синтаксического разбора, составления схем предложений, грамматического конструирования» [3, с. 62]. В этом случае графический диктант можно считать упражнением, подводящим итог изучения данной пунктуационно-синтаксической темы.

Учёный-методист Г. И. Блинов именует графический диктант диктантом лишь условно, поскольку «при его выполнении отсутствует обязательное соотношение элементов диктанта: чтение текста и его запись» [4]. Основная цель графического диктанта заключается, по мнению методиста, в выработке умения на слух, мысленно представить схему предложения. В этом и есть его методическая ценность. Однако применять графический диктант предпочтительнее в сочетании с записью предложений, поскольку в таком случае выполняется главное условие пунктуационного умения - запись текста и одновременное его членение с помощью знаков препинания [4, с. 49].

С учётом сущности и особенностей проведения графического диктанта учёными-методистами было определено его место в общей системе диктантов. Не без оснований графический диктант относится к диктантам с заменой диктуемого, поскольку в процессе его написания происходит полная замена вербального материала невербальным (кодированным), другими словами, меняется форма записи диктанта: из словесной в графическую [5, с. 36; 6, с. 106, 111]. Необходимо отметить, что в разделе «Синтаксис и пунктуация» схемы могут применяться при изучении всех составляющих элементов: словосочетания, предложения и текста. Так, например, по теме «Словосочетание» часто даются задания такого типа: Найти и выписать из текста по 2-3 примера словосочетаний, соответствующих схемам:

1) [прил. + сущ.];

2) [гл. + сущ.];

3) [сущ. + сущ.].

Также важно отметить связь синтаксиса и пунктуации при изучении темы «Предложение», когда детям необходимо не только вставить пропущенные знаки препинания, но и обозначить их в схемах. Одним из примеров этому может служить тема «Тире между подлежащим и сказуемым»:

[--ВОТ = ]. Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.

[--ЭТО = ], Художественная литература - это искусство слова.

[ с — с Жизнь человека - чудо из чудес.

[I — I. Шутки шутить - людей мутить.

Графические схемы на уровне текста используются, как правило, тогда, когда нужно в соответствии со схемами расположить предложения таким образом, чтобы получился текст. Схема может выглядеть следующим

образом:

[--=]-

[ОиО?ОкО— ©],

[0?Н0и0], [0:0,0,0]

Составление графических схем на уроках русского языка может рассматриваться не только как графический диктант, но и как дополнительное задание, что даёт основание говорить уже о другом методе обучения - работе со схемами [1, с. 29].

При описании синтаксических явлений в учебниках используются схемы, отражающие суть изучаемого понятия. Схема наглядно изображает то, о чём говорится в основном учебном тексте. Часто схемы используются для конкретизации фактов. Так, в большинстве школьных учебников по русскому языку при описании знаков препинания в предложениях с обобщающими словами в виде схем конкретизированы способы и возможные случаи употребления обобщающих слов.

Как видно из примера, правила тоже могут иллюстрироваться графическими схемами, которые обычно не отражают структуру предложения в целом, а показывают построение частей, к которым применяется правило.

Далее отметим некоторые особенности использования графического диктанта на уроках русского языка. Г. И. Блинов подробно формулирует основные требования к проведению графического диктанта: 1) предложения нумеруются, как и графические схемы к ним; 2) при чтении предложения повторяются в зависимости от сложности их структуры; 3) если структура предложения прозрачна, достаточно прочитать его один-два раза; 4) многократное повторение не будет способствовать развитию оперативной памяти; 5) предложения со сложной структурой включать в такие диктанты не рекомендуется. Возможно несколько вариантов использования графических схем:

- обычная диктовка, сопровождаемая вычёркиванием схем предложений по указанию учителя;

- составление схем после прослушивания предложения, затем запись предложения;

- вычёркивание схемы предложения после его прослушивания, затем составление своего предложения по этой схеме [4, с. 49-50].

Н. М. Матвеева предлагает учителю при проведении графического диктанта зачитывать не отдельные предложения, а целый текст. Причём количество предложений в тексте зависит от возрастных особенностей детей. Так, для 5-го класса тексты не должны превышать трёх предложений [7, с. 38].

Не менее значим данный вид диктанта и при изучении других разделов языка - лексики, орфографии, словообразования, морфологии. Так, М. Т. Баранов определяет его как вид словообразовательного упражнения, где воспроизводится «запись не слова, а его схемы» [8, с. 145]. В. Я. Булохов, опираясь на труды Е. А. Бариновой и Л. П. Федоренко, рассматривает графический диктант как упражнение, применяемое на уроках не только при изучении морфемики, но и орфографии и пунктуации [9, с. 32-33]. Вслед за В. Я. Булоховым, Н. М. Матвеева предлагает примеры разных видов графических диктантов по разделам русского языка [7, с. 39-40]. Вот как формулируются задания к ним.

1. Фонетика: определите, мягкими или твёрдыми звуками являются выделенные буквы (1 - тв.; 2 - мягк.).

2. Словообразование: найдите окончание и определите, какое значение слова оно выражает (1 - род, число, падеж существительного; 2 - род, число и падеж прилагательного в ед. ч.; 3 - число и падеж прилагательного во мн. ч.; 4 - лицо и число глагола в наст. и буд. времени; 5 - род и число глагола в прош. времени.

3. Морфология: обозначьте буквой П переходные глаголы, буквой Н непереходные.

4. Синтаксис: составьте словосочетания и определите способы связи слов (С - существительное; П - прилагательное; Ч - числительное; М - местоимение; Г - глагол; Прич. - причастие; Н - наречие).

1) М + С; 2) Н + Г; 3) П + от + С род.; 4) Г + в + С вин.; 5) Н + для + М.

Данные примеры иллюстрируют использование таких разновидностей графического диктанта, как цифровой и буквенный. Т. А. Острикова определяет графический, схематический, цифровой и буквенный диктанты как подвиды диктантов-тестов [10, с. 187]. Но однозначного мнения по поводу перечисленных диктантов нет. Так, Л. П. Федоренко рассматривает цифровой диктант как самостоятельный вид [11, с. 52]. Н. М. Матвеева относит его к разряду графических, «так как цифра - это знак, в данном случае теряющий количественное значение», выделяя ещё, кроме тех, что обозначены Т. А. Остриковой, символический и знаковый (+, -, *, V) диктанты [7, с. 39]. В. Я. Булохов кратко даёт характеристику каждому из перечисленных видов, добавляя такие диктанты, как номерной и диктант с буквенными обозначениями, рассматривая их отдельно от цифрового и буквенного [9, с. 21, 32-34].

Схожесть перечисленных диктантов позволяет объединить их в одну группу и отнести к разновидностям графического, поскольку все они, как уже было отмечено выше, представляют собой кодирование вербального текста с помощью графических схем, букв, цифр, знаков и т. д. В зависимости от используемой графики и выделяются разновидности графического диктанта, но принцип замены остаётся прежним.

Таким образом, графический диктант направлен как на формирование языковой компетенции, так и развитие логического мышления обучаемых. Анализ конкретных предложений и составление схем помогают закрепить в сознании обучающихся законы логико-грамматических связей, объяснить функции и расстановку знаков препинания, виды и типы предложений, их членов, обособленных членов и оборотов речи. При написании графического диктанта требуется активизация таких мыслительных операций, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и систематизация, которые в совокупности составляют основу логического мышления (абстрактно-обобщённого).

Психологами установлено, что человеческое мышление существует в наглядно-образной и логической формах. [12, с. 263-267]. Наглядно-образное мышление активно развивается у детей в дошкольный и младший школьный период в связи с определёнными возрастными особенностями. Логическое мышление формируется в средних и старших классах на всех общеобразовательных предметах. В процессе изучения русского языка это реализуется как способность и умение учащихся правильно представлять себе явления языка в их существенных свойствах и отношениях. При написании графического диктанта логическое мышление проявляется в следующих умениях: 1) анализ структуры предложения; 2) составление схемы предложения; 2) сопоставление графических схем; 3) чтение графических схем; 4) нахождение в тексте предложения, соответствующего данной схеме; 5) составление предложений по заданной схеме [4, с. 48-49].

Составляя собственные схемы по заданным графическим схемам, дети не только развивают логическое мышление, но и совершенствуют письменную речь, а значит, овладевают культурой письменной речью, а это даёт основание говорить также о формировании коммуникативной компетенции.

Использование графического диктанта позволяет реализовать общедидактический принцип в обучении русскому языку - принцип наглядности, согласно которому «обучение строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком» [1, с. 83].

Таким образом, графический диктант обладает значительным методическим потенциалом. Использование графических диктантов является эффективным упражнением по развитию пунктуационно-синтаксических умений, включая «чтение» знаков препинания и анализ структуры предложения.

Библиографический список

1. Ломизов, А. Ф. Обучение пунктуации в средней школе / А. Ф. Ломизов; под ред. А. В. Текучёва. - М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

2. Валгина, Н. С. Трудные вопросы пунктуации: пособие для учителя / Н. С. Валгина. - М.: Просвещение, 1983. - 176 с.

3. Каданцев, В. С. Графический диктант / В. С. Каданцев // Русский язык в школе. - 1970. - № 1. - С. 62-63.

4. Блинов, Г. И. Методика изучения пунктуации в школе / Г. И. Блинов. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

5. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: история, теория и практика диктанта: учеб.-метод. комплекс по дисциплине: учеб. пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им Н. Ф. Катанова», 2016. - 176 с.

6. Баринова, Е. А. Методика русского языка: учеб. пособие для студ. фак. рус. яз и лит-ры пед. ин-тов / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев; под общ. ред. Е. А. Бариновой. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.

7. Матвеева, Н. М. Графический диктант / Н. М. Матвеева // Русская словесность. - 1990. - № 1. - С. 38-42.

8. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. уч. зав. / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполито-ва и др.; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 368 с.

9. Булохов, В. Я. Сто разновидностей диктанта: учеб.-метод. пособие / В. Я. Булохов. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1994. -72 с.

10. Острикова, Т. А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения / Т. А. Острикова. - М.: Вербум-М, 2008. - 222 с.

11. Федоренко, Л. П. Контрольные работы по методике преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов-заочников фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов / Л. П. Федоренко, Л. К. Кузнецова, Ю. Г. Федотова. - М.: Просвещение, 1987. - 127 с.

12. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М.: Юрайт, 2010. - 639 с.

© Граф Т. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.