ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.8:37.025.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ
Т. А. Граф
Научный руководитель — Н. В. Кудряшова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается графический диктант как средство формирования языковой компетенции обучающихся при изучении синтаксиса, пунктуации и иных разделов школьного курса русского языка. Анализируются и сопоставляются точки зрения учёных-методистов по поводу разновидностей графического диктанта, методики его проведения на уроках русского языка. Выявляется положительное влияние графического диктанта на развитие логического мышления школьников.
Ключевые слова: языковая компетенция, логическое мышление, диктант, диктанты с заменой диктуемого, графический диктант, разделы школьного курса русского языка, синтаксис и пунктуация.
Важнейшая функция современной школы - формирование и становление личности школьника, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, включая практическое владение русским литературным языком. На уроках русского языка обучающиеся должны усвоить основы всех разделов лингвистики: орфографии, фонетики и орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Наиболее сложными для изучения являются такие разделы языка, как синтаксис и пунктуация [1, с. 3]. Синтаксис требует владения абстрактно-логическим мышлением. При этом среди сведений по синтаксису, изучаемых в школе, имеются такие, которые непосредственно связаны с пунктуацией, поэтому их учебный статус повышается. Пунктуация опирается на синтаксис, поэтому в любом случае необходимо обеспечить усвоение детьми грамматической структуры предложения, понимание ими логико-предметных значений, а также овладение пунктуационно-синтаксическими умениями. В письменных творческих работах обучающихся (школьников и студентов) зачастую наблюдается бедность грамматического строя речи, пунктуационных ошибок практически всегда больше, чем орфографических и иных. В связи с этим проблема повышения эффективности обучения синтаксису и пунктуации по-прежнему остаётся актуальной.
В данной статье рассматривается графический диктант как средство формирования пунктуационно-синтаксических умений и развития логического мышления обучаемых.
Современная пунктуация имеет системный характер, поскольку знаки препинания представляют собой совокупность обозначений, внутренне связанных устойчивыми отношениями, закономерно проявляющимися на письме [2, с. 3-5]. В учебной и методической литературе выделяются следующие методы и приёмы обучения пунктуации: 1) пунктуационно-синтаксический разбор (объяснение постановки знаков препинания); 2) списывание текстов с попутной расстановкой знаков препинания; 3) отыскивание примеров на данное правило; 4) самостоятельное придумывание примеров; 5) выразительное чтение связных текстов; 6) диктанты; 7) стилистические упражнения; 8) работа со схемами; 9) сочинения; 10) изложения [1, с. 29].
Каждый вид упражнения характеризуется определёнными особенностями применения на уроке, а также варьированием форм и разновидностей, что позволяет разнообразить процесс обучения. Кроме того, некоторые из упражнений являются «синкретичными», то есть совмещающими в себе признаки сразу нескольких видов работ. К таким можно отнести графический диктант, находящийся на стыке диктантов и графических схем. От обычного составления схем предложения, как отмечает В. С. Каданцев, он отличается тем, что «схемы здесь составляются не после записи всего предложения, а вообще без этой записи» [3, с. 62]. В отдельных случаях предложение может быть записано, но уже после составления его схемы, когда важно проверить правильность её составления. Преимущество графического диктанта перед обычным составлением схем предложений заключается в том, что он развивает у обучающихся своего рода «грамматическую зоркость», учит их воспринимать на слух не только конкретное содержание текста, но и грамматическую структуру [3]. В то же время графический диктант требует сложной мыслительной работы, поэтому В. С. Каданцев отмечает, что проводить его целесообразно только «после всех других предшествующих упражнений в анализе предложений: синтаксического разбора, составления схем предложений, грамматического конструирования» [3, с. 62]. В этом случае графический диктант можно считать упражнением, подводящим итог изучения данной пунктуационно-синтаксической темы.
Учёный-методист Г. И. Блинов именует графический диктант диктантом лишь условно, поскольку «при его выполнении отсутствует обязательное соотношение элементов диктанта: чтение текста и его запись» [4]. Основная цель графического диктанта заключается, по мнению методиста, в выработке умения на слух, мысленно представить схему предложения. В этом и есть его методическая ценность. Однако применять графический диктант предпочтительнее в сочетании с записью предложений, поскольку в таком случае выполняется главное условие пунктуационного умения - запись текста и одновременное его членение с помощью знаков препинания [4, с. 49].
С учётом сущности и особенностей проведения графического диктанта учёными-методистами было определено его место в общей системе диктантов. Не без оснований графический диктант относится к диктантам с заменой диктуемого, поскольку в процессе его написания происходит полная замена вербального материала невербальным (кодированным), другими словами, меняется форма записи диктанта: из словесной в графическую [5, с. 36; 6, с. 106, 111]. Необходимо отметить, что в разделе «Синтаксис и пунктуация» схемы могут применяться при изучении всех составляющих элементов: словосочетания, предложения и текста. Так, например, по теме «Словосочетание» часто даются задания такого типа: Найти и выписать из текста по 2-3 примера словосочетаний, соответствующих схемам:
1) [прил. + сущ.];
2) [гл. + сущ.];
3) [сущ. + сущ.].
Также важно отметить связь синтаксиса и пунктуации при изучении темы «Предложение», когда детям необходимо не только вставить пропущенные знаки препинания, но и обозначить их в схемах. Одним из примеров этому может служить тема «Тире между подлежащим и сказуемым»:
[--ВОТ = ]. Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.
[--ЭТО = ], Художественная литература - это искусство слова.
[ с — с Жизнь человека - чудо из чудес.
[I — I. Шутки шутить - людей мутить.
Графические схемы на уровне текста используются, как правило, тогда, когда нужно в соответствии со схемами расположить предложения таким образом, чтобы получился текст. Схема может выглядеть следующим
образом:
[--=]-
[ОиО?ОкО— ©],
[0?Н0и0], [0:0,0,0]
Составление графических схем на уроках русского языка может рассматриваться не только как графический диктант, но и как дополнительное задание, что даёт основание говорить уже о другом методе обучения - работе со схемами [1, с. 29].
При описании синтаксических явлений в учебниках используются схемы, отражающие суть изучаемого понятия. Схема наглядно изображает то, о чём говорится в основном учебном тексте. Часто схемы используются для конкретизации фактов. Так, в большинстве школьных учебников по русскому языку при описании знаков препинания в предложениях с обобщающими словами в виде схем конкретизированы способы и возможные случаи употребления обобщающих слов.
Как видно из примера, правила тоже могут иллюстрироваться графическими схемами, которые обычно не отражают структуру предложения в целом, а показывают построение частей, к которым применяется правило.
Далее отметим некоторые особенности использования графического диктанта на уроках русского языка. Г. И. Блинов подробно формулирует основные требования к проведению графического диктанта: 1) предложения нумеруются, как и графические схемы к ним; 2) при чтении предложения повторяются в зависимости от сложности их структуры; 3) если структура предложения прозрачна, достаточно прочитать его один-два раза; 4) многократное повторение не будет способствовать развитию оперативной памяти; 5) предложения со сложной структурой включать в такие диктанты не рекомендуется. Возможно несколько вариантов использования графических схем:
- обычная диктовка, сопровождаемая вычёркиванием схем предложений по указанию учителя;
- составление схем после прослушивания предложения, затем запись предложения;
- вычёркивание схемы предложения после его прослушивания, затем составление своего предложения по этой схеме [4, с. 49-50].
Н. М. Матвеева предлагает учителю при проведении графического диктанта зачитывать не отдельные предложения, а целый текст. Причём количество предложений в тексте зависит от возрастных особенностей детей. Так, для 5-го класса тексты не должны превышать трёх предложений [7, с. 38].
Не менее значим данный вид диктанта и при изучении других разделов языка - лексики, орфографии, словообразования, морфологии. Так, М. Т. Баранов определяет его как вид словообразовательного упражнения, где воспроизводится «запись не слова, а его схемы» [8, с. 145]. В. Я. Булохов, опираясь на труды Е. А. Бариновой и Л. П. Федоренко, рассматривает графический диктант как упражнение, применяемое на уроках не только при изучении морфемики, но и орфографии и пунктуации [9, с. 32-33]. Вслед за В. Я. Булоховым, Н. М. Матвеева предлагает примеры разных видов графических диктантов по разделам русского языка [7, с. 39-40]. Вот как формулируются задания к ним.
1. Фонетика: определите, мягкими или твёрдыми звуками являются выделенные буквы (1 - тв.; 2 - мягк.).
2. Словообразование: найдите окончание и определите, какое значение слова оно выражает (1 - род, число, падеж существительного; 2 - род, число и падеж прилагательного в ед. ч.; 3 - число и падеж прилагательного во мн. ч.; 4 - лицо и число глагола в наст. и буд. времени; 5 - род и число глагола в прош. времени.
3. Морфология: обозначьте буквой П переходные глаголы, буквой Н непереходные.
4. Синтаксис: составьте словосочетания и определите способы связи слов (С - существительное; П - прилагательное; Ч - числительное; М - местоимение; Г - глагол; Прич. - причастие; Н - наречие).
1) М + С; 2) Н + Г; 3) П + от + С род.; 4) Г + в + С вин.; 5) Н + для + М.
Данные примеры иллюстрируют использование таких разновидностей графического диктанта, как цифровой и буквенный. Т. А. Острикова определяет графический, схематический, цифровой и буквенный диктанты как подвиды диктантов-тестов [10, с. 187]. Но однозначного мнения по поводу перечисленных диктантов нет. Так, Л. П. Федоренко рассматривает цифровой диктант как самостоятельный вид [11, с. 52]. Н. М. Матвеева относит его к разряду графических, «так как цифра - это знак, в данном случае теряющий количественное значение», выделяя ещё, кроме тех, что обозначены Т. А. Остриковой, символический и знаковый (+, -, *, V) диктанты [7, с. 39]. В. Я. Булохов кратко даёт характеристику каждому из перечисленных видов, добавляя такие диктанты, как номерной и диктант с буквенными обозначениями, рассматривая их отдельно от цифрового и буквенного [9, с. 21, 32-34].
Схожесть перечисленных диктантов позволяет объединить их в одну группу и отнести к разновидностям графического, поскольку все они, как уже было отмечено выше, представляют собой кодирование вербального текста с помощью графических схем, букв, цифр, знаков и т. д. В зависимости от используемой графики и выделяются разновидности графического диктанта, но принцип замены остаётся прежним.
Таким образом, графический диктант направлен как на формирование языковой компетенции, так и развитие логического мышления обучаемых. Анализ конкретных предложений и составление схем помогают закрепить в сознании обучающихся законы логико-грамматических связей, объяснить функции и расстановку знаков препинания, виды и типы предложений, их членов, обособленных членов и оборотов речи. При написании графического диктанта требуется активизация таких мыслительных операций, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и систематизация, которые в совокупности составляют основу логического мышления (абстрактно-обобщённого).
Психологами установлено, что человеческое мышление существует в наглядно-образной и логической формах. [12, с. 263-267]. Наглядно-образное мышление активно развивается у детей в дошкольный и младший школьный период в связи с определёнными возрастными особенностями. Логическое мышление формируется в средних и старших классах на всех общеобразовательных предметах. В процессе изучения русского языка это реализуется как способность и умение учащихся правильно представлять себе явления языка в их существенных свойствах и отношениях. При написании графического диктанта логическое мышление проявляется в следующих умениях: 1) анализ структуры предложения; 2) составление схемы предложения; 2) сопоставление графических схем; 3) чтение графических схем; 4) нахождение в тексте предложения, соответствующего данной схеме; 5) составление предложений по заданной схеме [4, с. 48-49].
Составляя собственные схемы по заданным графическим схемам, дети не только развивают логическое мышление, но и совершенствуют письменную речь, а значит, овладевают культурой письменной речью, а это даёт основание говорить также о формировании коммуникативной компетенции.
Использование графического диктанта позволяет реализовать общедидактический принцип в обучении русскому языку - принцип наглядности, согласно которому «обучение строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком» [1, с. 83].
Таким образом, графический диктант обладает значительным методическим потенциалом. Использование графических диктантов является эффективным упражнением по развитию пунктуационно-синтаксических умений, включая «чтение» знаков препинания и анализ структуры предложения.
Библиографический список
1. Ломизов, А. Ф. Обучение пунктуации в средней школе / А. Ф. Ломизов; под ред. А. В. Текучёва. - М.: Педагогика, 1975. - 160 с.
2. Валгина, Н. С. Трудные вопросы пунктуации: пособие для учителя / Н. С. Валгина. - М.: Просвещение, 1983. - 176 с.
3. Каданцев, В. С. Графический диктант / В. С. Каданцев // Русский язык в школе. - 1970. - № 1. - С. 62-63.
4. Блинов, Г. И. Методика изучения пунктуации в школе / Г. И. Блинов. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
5. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: история, теория и практика диктанта: учеб.-метод. комплекс по дисциплине: учеб. пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им Н. Ф. Катанова», 2016. - 176 с.
6. Баринова, Е. А. Методика русского языка: учеб. пособие для студ. фак. рус. яз и лит-ры пед. ин-тов / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев; под общ. ред. Е. А. Бариновой. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
7. Матвеева, Н. М. Графический диктант / Н. М. Матвеева // Русская словесность. - 1990. - № 1. - С. 38-42.
8. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. уч. зав. / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполито-ва и др.; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 368 с.
9. Булохов, В. Я. Сто разновидностей диктанта: учеб.-метод. пособие / В. Я. Булохов. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1994. -72 с.
10. Острикова, Т. А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения / Т. А. Острикова. - М.: Вербум-М, 2008. - 222 с.
11. Федоренко, Л. П. Контрольные работы по методике преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов-заочников фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов / Л. П. Федоренко, Л. К. Кузнецова, Ю. Г. Федотова. - М.: Просвещение, 1987. - 127 с.
12. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М.: Юрайт, 2010. - 639 с.
© Граф Т. А., 2017