Научная статья на тему 'Тест-диктанты с условным (цифровым и буквенным), номерным и матричным маркированием ответов без записи диктуемого материала'

Тест-диктанты с условным (цифровым и буквенным), номерным и матричным маркированием ответов без записи диктуемого материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1000
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА / ТЕСТ-ДИКТАНТ УСЛОВНО-ЦИФРОВОЙ И УСЛОВНО-БУКВЕННЫЙ / ТЕСТ-ДИКТАНТ НОМЕРНОЙ (НУМЕРАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ) И МАТРИЧНЫЙ (НУМЕРАЦИОННО-МАТРИЧНЫЙ) / CONDITIONAL-NUMERIC AND CONDITIONAL-ALPHABETIC TEST DICTATION / ЛИНОКАРТА / ПРОВЕРОЧНЫЙ КОД (ЦИФРОВОЙ / VERIFICATION CODE (NUMBERIC / БУКВЕННЫЙ / LETTER / ФИГУРНЫЙ) / FIGURE) / МЕТАМЕТОДИКА / RAPID TESTING / NUMBERIC (NUMBERIC-DIGITAL) AND MATRIX (NUMERIC-MATRIX) TEST-DICTATION / LINOCHART / META-METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Острикова Татьяна Александровна

Тест-диктанты автор понимает как мини-тесты, выполняемые под диктовку и используемые при экспресс-диагностике по разным разделам школьного и вузовского курсов русского языка, других школьных предметов и дисциплин. В методике русского языка тест-диктанты восходят к графическим, буквенным, цифровым и иным. По характеру кодирования диктуемого материала и особенностям его маркирования (обозначения, фиксации, нумерации) тест-диктанты подразделены на два вида: с условным и номерным маркированием ответов. Каждый вид тест-диктанта имеет свои разновидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Test Dictations with Conditional (Numeric and Alphabetic), Numeric and Matrix Marking of Answers without Record of the Dictated Material

The author dwells on the test dictation as a mini-test performed by dictation to be used for the purpose of rapid testing in various sections of the school and University courses of the Russian language as well as in other school disciplines. The Russian language teaching methods test dictations include graphic, alphabetic, numeric and other types. According to the nature of the dictated material encoding and the characteristics of its marking (symbol, record, number) test dictations are divided into two types: with conditional and numeric marking of answers. Each type of the test dictation has its own varieties.

Текст научной работы на тему «Тест-диктанты с условным (цифровым и буквенным), номерным и матричным маркированием ответов без записи диктуемого материала»

УДК 81-13:811.161.1(075.8)

ТЕСТ-ДИКТАНТЫ С УСЛОВНЫМ (ЦИФРОВЫМ И БУКВЕННЫМ), НОМЕРНЫМ И МАТРИЧНЫМ МАРКИРОВАНИЕМ ОТВЕТОВ БЕЗ ЗАПИСИ ДИКТУЕМОГО МАТЕРИАЛА

Т. А. Острикова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Тест-диктанты автор понимает как мини-тесты, выполняемые под диктовку и используемые при экспресс-диагностике по разным разделам школьного и вузовского курсов русского языка, других школьных предметов и дисциплин. В методике русского языка тест-диктанты восходят к графическим, буквенным, цифровым и иным. По характеру кодирования диктуемого материала и особенностям его маркирования (обозначения, фиксации, нумерации) тест-диктанты подразделены на два вида: с условным и номерным маркированием ответов. Каждый вид тест-диктанта имеет свои разновидности.

Ключевые слова: экспресс-диагностика, тест-диктант условно-цифровой и условно-буквенный, тест-диктант номерной (нумераци-онно-цифровой) и матричный (нумерационно-матричный), линокарта, проверочный код (цифровой, буквенный, фигурный), метаметодика.

Тест-диктант мы понимаем как универсальный тип письменных экспресс-диагностических работ, применяемых при обучении детей и взрослых. Тест-диктант гибридно сочетает технологию аудиального (слухового) диктанта и бланочного теста1. Выполняется под диктовку без визуального предъявления материала на листах, в книге, на экране. Тест-диктант важен в обучении студентов и школьников, так как помогает развивать внимание, слуховую память, скорость реакции, актуализирует умение слушать и слышать, осознавать на слух диктуемый материал в соответствии с заданием.

Тест-диктант относится к формам экспресс-диагностики по ряду параметров: он не требует технических устройств; помогает без больших временных затрат проводить текущий контроль, так как диктуемый материал не записывается; посредством проверочного кода формализует и тем самым ускоряет проверку письменных работ.

Такая форма экспресс-диагностики неутомительна для испытуемых и интересна им, если диктуемое (вопросы, утверждения, термины, дефиниции, фактические примеры и др.) доступно по трудности, сами виды тест-диктантов разнообразны, а технология их выполнения отработана обучаемыми и аттестуемыми.

В тест-диктанте ученики не записывают диктуемый материал, а только слушают и анализируют его в уме, после чего свои выводы отражают формализованно, с помощью традиционных в дидактике и предметных методиках кодов, принятых при экспресс-диагностике. Кодированный ответ может быть дан с помощью символов, цифр, букв; см.: 1) математические символы плюс и минус; 2) арабские, реже римские цифры; 3) буквы кириллицы и/или латиницы [1, с. 117-122].

Как и другие типы письменных работ, тест-диктанты по ведущей учебной цели бывают обучающими и проверочными. По программной тематике учебного предмета или научной и профессиональной дисциплины тест-диктанты чаще всего являются тематическими: узкотематическими и обобщённо-тематическими. Проверочные тест-диктанты могут быть как тематическими, так и комплексными, то есть по разным разделам и темам предмета/дисциплины.

Понятие тест-диктант вводим для того, чтобы отграничить данный тип гибридных письменных работ от других «тестовых» диктантов. Этот многозначный термин встречается в литературе по разным предметным методикам. Например, в методике преподавания русского языка тестовым диктантом именуют: а) разновидность диктанта «Проверяю себя» [2, с. 11]; б) «зрительный» диктант как осложнённое списывание со вставкой пропущенных букв, знаков препинания, слов и др.

В лингводидактике тест-диктанты восходят к графическим диктантам, распространившимся во 2-й половине ХХ века в рамках программированного обучения (см., в частности, работы И. Д. Морозовой, Л. П. Федоренко и др. методистов). К графическим диктантам без записи диктуемых примеров названные и другие методисты относят не только диктанты со знаками + / -, но и с заменой примеров графическими схемами [3, с. 106, 111].

В дидактике термин графический можно считать родовым, общим для разных видов графических диктантов, так как термин графика многозначен. Графика может быть текстовой (см. письменность), художественно-изобразительной (см. графическое искусство), информационной (см. инфографика), условной, геометрической и иной.

В лингводидактике практикуются алфавитный графический диктант по буквенной графике языка (мы называем такой диктант буквенно-графическим); схематический графический диктант, в котором диктуемый материал заменяется условно-графическими схемами-моделями. К особой группе графических диктантов мы относим тест-диктант с такими его видами, как условно-цифровой, условно-буквенный, номерной (нумерационно-цифровой) и матричный (матрично-номерной или нумерационно-матричный - порядок терминоэлементов здесь значения не имеет).

Виды и технология тест-диктантов обусловлены такими параметрами, как: а) принципы кодирования диктуемого материала; б) визуальная форма линокарты и оформления письменной работы; в) сохране-

'Тест - это тип аспектных и комплексных диагностических и контрольных работ на основе визуально предъявленного теоретического и/или практического материала. Технико-технологические формы тестирования: а) книжно-бумажное, бланочное; б) технически опосредованное: с 1960-х годов выполнялось на обучающих программированных машинах, а с 2010-х годов проводится на компьютерах.

ние/изменение последовательности диктуемого (сплошная запись, распределённая, выборочная, выборочно-распределённая и др.).

Основных структурных элементов у тест-диктанта два: задание и диктуемый дидактический материал. Дополнительным, но обязательным компонентом тест-диктанта является формализованный проверочный код: цифровой, буквенный, фигурный, матричный, иной. В силу универсальности тест-диктантов ограничим число практических примеров, так как эти текст-диктанты могут быть использованы при текущей диагностике по разным школьным предметам и вузовским дисциплинам. Рассмотрим подробнее методическую/дидактическую специфику указанных видов экспресс-диагностических работ.

Тест-диктанты с сохранением порядка примеров и условным их маркированием (условно-цифровой и условно-буквенный)

Условно-цифровой диктант. Условно-цифровым является диктант с условной оцифровкой примеров: «перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление» (Л. П. Федоренко) или иное явление/группу фактов, то есть что обозначаем цифрой 1, что - цифрой 2, 3 и т. д.

Технология условно-цифрового диктанта описана довольно давно: учащиеся слушают диктуемый пример, но не записывают его, а ставят цифру, символизирующую нужное языковое явление или факт. Такие цифровые тест-диктанты распространены, например, в лингводидактике. В учебных курсах русского языка общеобразовательной и профессиональной школ они применимы при изучении большинства разделов и тем программы (см. правописные, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и другие языковые виды цифровых диктантов).

Например, «при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой 1 - двусоставные предложения, 2 - безличные, 3 - неопределённо-личные, 4 - определённо-личные и цифрой 5 -назывные. Диктуемый текст: 1) Морозит. Ветер. Небо топорщится и хмурится. Выполненная работа выглядит так: 251. 2) Еду-еду в чистом поле. Колокольчик дин-дин-дин. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин (П.). Выполненная работа: 412» [4, с. 192]. 412 - это цифровой проверочный код, составленный учителем, необходимый педагогу для экспресс-контроля, а учащимся для самопроверки. Такое понимание цифровых диктантов, основанных на условной оцифровке примеров, встречается в большинстве пособий (см., например: [5; 6]).

Условно-буквенный диктант с сохранением порядка примеров. Условно-буквенные диктанты идентичны условно-цифровым. Однако, в отличие от них, в условно-буквенных диктантах средством кодирования являются не цифры, а первые буквы русского, латинского/английского или иного алфавитов.

Тест-диктанты с номерным маркированием ответов (номерной и матричный)

Номерной диктант с сохранением порядка диктуемых примеров. В основе номерных (нумерационных) тест-диктантов лежит не условный, а нумерационно-статистический принцип оцифровки исходного материала по принципу «по порядку рассчитайсь». Всё диктуемое - вопросы, положения, утверждения, термины, дефиниции, факты - нумеруется по порядку следования примеров, которых обычно берётся 10-15 и более, что зависит от цели работы и этапа её проведения.

Обучающие и проверочные текст-диктанты можно выполнять в тетради и на пустых листочках в клетку. Номера примеров записываются в столбик или в строчку до диктовки. Обучаемым достаточно зачеркнуть не отвечающий заданию номер.

Пронумерованный материал для диктовки Ответ ученика (цифровая запись) Цифровой ключ

Проверочные и контрольные тест-диктанты (и короткие, и объёмные) легко проводить по таблицам-пустографкам, традиционно именуемым линокартами. В отдельных трудах их называют табличками-«матрицами» [7, с. 137-138]. Линокарты - это разграфлённые, но не заполненные раздаточные карточки одного размера. Они получаются, если разрезать одинаковые листы в клетку на 4, 6, 8, или более равных частей. Лино-карту легко начертить и в рабочей тетради по заданным формам, имеющим определённое число пунктов (номеров, клеточек).

На форму линокарт влияет количество примеров для диктовки и выбор горизонтального или вертикального их расположения. Линокарту, вытянутую по горизонтали, мы называем линейной, а вытянутую по вертикали, -вертикальной (столбиковой).

В зависимости от того, сколько ячеек занимает номер примера и ответ, линейные и столбиковые линокарты бывают однорядными и двурядными.

В двурядной линокарте ответ ставится двояко: а) под номерами, если они даны в строку (см. линейная лино-карта); б) справа или слева, если номера даны в столбик {см. столбиковая линокарта (вертикальная)}. Выбор графического маркирования ответа условен: в свободной ячейке можно поставить птичку, плюс, символ, букву, иной знак, формулу и т. д.

Приведём примеры двурядных линокарт линейной и вертикальной форм: а) двурядная линейная линокарта на 30 пунктов (по схеме 10 х 3):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

б) двурядная столбиковая линокарта на 14 пунктов (по схеме 7 х 2):

1 8

2 9

3 10

4 11

5 12

6 13

7 14

В однорядной линокарте номер и ответ совмещаются в одной ячейке. В ходе диктовки нужные номера перечёркиваются или отмечаются иначе. Для номерных диктантов приведём примеры однорядных линокарт линейной и столбиковой форм:

а) однорядная линейная линокартана 20 пунктов (по схеме 10 х 2):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

б) однорядная линокарта вертикальная на 20 пунктов (по схеме 10 х 2):

1 11

2 12

3 13

4 14

5 15

6 16

7 17

8 18

9 19

10 20

Однорядные линокарты могут быть квадратными. Они тоже выполнены на листках в клетку; нумерация клеточек не требуется, чтобы обучаемые делали нумерацию в уме по типовой форме линокарты. В обучении удобна квадратная линокарта на 25 пунктов (по схеме 5 х 5) (см. ниже).

Номерной тест-диктант без сохранения порядка примеров Номерной распределительный диктант (по таблице с одним входом). Такие тест-диктанты проводятся по таблице, состоящей из двух-трёх и более столбцов. Таблица может быть начерчена учениками в тетради, на доске, листочке или получена в виде готовой табличной линокарты, перфокарты, перфопапки [8; 9; 10, с. 110].

Обучаемым важно разъяснить задание, показать на одном-двух примерах, с какой целью и как работать в таблице, где и почему ставится номер прослушанного примера. Номер каждого примера педагог обязательно указывает перед его чтением; пример не записывается, поэтому диктовки нет: Слушаем первый пример... Вспомним задание... Как дать ответ в таблице? Слушаем второй пример... Дальше работаем самостоятельно...

Заглавия столбиков должны отражать основания выборки и/или распределения диктуемого материала. Распределительный матричный диктант (по таблице с двумя входами). Нумерацинно-матричные диктанты отличаются строением табличной линокарты и графическими средствами фиксации ответов: в линокарте ставятся по преимуществу только плюсы и/или минусы, хотя могут быть и «галочки».

Педагог сначала указывает в тест-диктанте общее количество примеров. Ученик в первом столбике слева делает вертикальную нумерацию, то есть ставит столько цифр (друг под другом), сколько будет примеров. Затем остальные столбцы, реже - строчки, озаглавливаются с учётом заданного принципа (основания, параметра) распределения ответов или условно обозначаются римскими цифрами, латинскими буквами либо иначе. После чтения примера ученик ставит на пересечении нужной строки и столбца знаки «плюс» (+) или «минус» (—) в соответствии с заданием.

Проверяется матричный тест-диктант по контрольной линокарте. Она накладывается на стопку собранных линокарт, которые прокалываются по заданной форме.

Если нужные по заданию ячейки заштриховать правильно, получим «фигурную» проверочную линокарту [11, с. 15]. Фигурная линокарта отражает правильные ответы (все плюсы) или неправильные (все минусы): они соединяются линией. Фигурная проверочная линокарта визуально похожа на однорядную линокарту номерного диктанта.

Номерные тест-диктанты разных видов и разновидностей следует отличать от заранее объявленных (например, на 4-ю четверть учебного года) проверочных и контрольных словарных диктантов на определённые программные темы, имеющие свой номер в открытом перечне и список слов, которые обязательно будут в диктанте [12, с. 33-34]. Номерным могут называться также текущие диктанты на определённые номера орфограмм, пунктограмм и других изученных явлений, тем, разделов.

В завершение отметим, что тест-диктанты являются простой и удобной формой текущей диагностики по разным школьным и профессиональным предметам и вузовским дисциплинам даже в полевых условиях и на натурных уроках.

Библиографический список

1. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учеб. пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2016. - 175 с.

2. Булохов, В. Я. Сто разновидностей диктанта: учеб.-метод. пособие / В. Я. Булохов. - Красноярск: КГПУ, 1994. - 72 с.

3. Баринова, Е. А. Методика русского языка: учебник / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев; ред. В. И. Баринова. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.

4. Федоренко, Л. П. Практикум по орфографии и пунктуации: учеб. пособие для пед. ин-тов / Л. П. Федоренко, В. К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

5. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах: пособие / авт. -сост. М. Е. Кривоплясова. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2005. - 93 с.

6. Шевченко, М. Ю. Цифровой диктанта как форма текущего контроля знаний / М. Ю. Шевченко // Русский язык: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 2000. - № 7. - С. 14-15

7. Киселёва, О. Н. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие / О. Н. Киселёва. - Томск: ТГУ, 2005. - 312 с.

8. Григорьев, А. Г. Применение перфокарт на уроках русского языка / А. Г. Григорьев. - Красноярск: КГПИ, 1964.

9. Григорьев, А. Г. Об опыте применение перфокарт на уроках русского языка / А. Г. Григорьев // Русский язык в школе. - 1965. - № 3. -С. 47-48.

10. Текучёв, А. В. Методика преподавания русского языка в средней. школе: учебник для пед. ин-тов/ А. В. Текучёв. - 3-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1980. - 414 с.

11. Горелова, С. В. Мгновенная проверка знаний / С. В. Горелова // Русский язык: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». -2000. - № 35. - 15 с.

12. Яковлева, Л. Д. Пути повышения грамотности учащихся (4 кл.) / Л. Д. Яковлева // Русский язык в школе. - 1990. - № 1. - С. 33-34 © Острикова Т. А., 2017

УДК 373.31:372.881.161.1(571.52)

ОБ ОБЪЁМЕ ИТОГОВЫХ ДИКТАНТОВ В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТУВИНСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н. Т. Соян

Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассмотрена проблема вариантности такого показателя учебной трудности контрольных диктантов по русскому языку, как их объём (в словах). Для учителей четвёртых классов начальной русско-тувинской школы даны методические рекомендации по выбору оптимального объёма итогового контрольного диктанта.

Ключевые слова: Республика Тыва, обучение русскому языку, нормативные документы начальной общей школы, всероссийская проверочная работа в 4-м классе, итоговый контрольный диктант, диктант с языковым заданием, объём диктанта, описки и ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.