УДК 81-13:811.161.1(075.8)
ТЕСТ-ДИКТАНТЫ С УСЛОВНЫМ (ЦИФРОВЫМ И БУКВЕННЫМ), НОМЕРНЫМ И МАТРИЧНЫМ МАРКИРОВАНИЕМ ОТВЕТОВ БЕЗ ЗАПИСИ ДИКТУЕМОГО МАТЕРИАЛА
Т. А. Острикова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Тест-диктанты автор понимает как мини-тесты, выполняемые под диктовку и используемые при экспресс-диагностике по разным разделам школьного и вузовского курсов русского языка, других школьных предметов и дисциплин. В методике русского языка тест-диктанты восходят к графическим, буквенным, цифровым и иным. По характеру кодирования диктуемого материала и особенностям его маркирования (обозначения, фиксации, нумерации) тест-диктанты подразделены на два вида: с условным и номерным маркированием ответов. Каждый вид тест-диктанта имеет свои разновидности.
Ключевые слова: экспресс-диагностика, тест-диктант условно-цифровой и условно-буквенный, тест-диктант номерной (нумераци-онно-цифровой) и матричный (нумерационно-матричный), линокарта, проверочный код (цифровой, буквенный, фигурный), метаметодика.
Тест-диктант мы понимаем как универсальный тип письменных экспресс-диагностических работ, применяемых при обучении детей и взрослых. Тест-диктант гибридно сочетает технологию аудиального (слухового) диктанта и бланочного теста1. Выполняется под диктовку без визуального предъявления материала на листах, в книге, на экране. Тест-диктант важен в обучении студентов и школьников, так как помогает развивать внимание, слуховую память, скорость реакции, актуализирует умение слушать и слышать, осознавать на слух диктуемый материал в соответствии с заданием.
Тест-диктант относится к формам экспресс-диагностики по ряду параметров: он не требует технических устройств; помогает без больших временных затрат проводить текущий контроль, так как диктуемый материал не записывается; посредством проверочного кода формализует и тем самым ускоряет проверку письменных работ.
Такая форма экспресс-диагностики неутомительна для испытуемых и интересна им, если диктуемое (вопросы, утверждения, термины, дефиниции, фактические примеры и др.) доступно по трудности, сами виды тест-диктантов разнообразны, а технология их выполнения отработана обучаемыми и аттестуемыми.
В тест-диктанте ученики не записывают диктуемый материал, а только слушают и анализируют его в уме, после чего свои выводы отражают формализованно, с помощью традиционных в дидактике и предметных методиках кодов, принятых при экспресс-диагностике. Кодированный ответ может быть дан с помощью символов, цифр, букв; см.: 1) математические символы плюс и минус; 2) арабские, реже римские цифры; 3) буквы кириллицы и/или латиницы [1, с. 117-122].
Как и другие типы письменных работ, тест-диктанты по ведущей учебной цели бывают обучающими и проверочными. По программной тематике учебного предмета или научной и профессиональной дисциплины тест-диктанты чаще всего являются тематическими: узкотематическими и обобщённо-тематическими. Проверочные тест-диктанты могут быть как тематическими, так и комплексными, то есть по разным разделам и темам предмета/дисциплины.
Понятие тест-диктант вводим для того, чтобы отграничить данный тип гибридных письменных работ от других «тестовых» диктантов. Этот многозначный термин встречается в литературе по разным предметным методикам. Например, в методике преподавания русского языка тестовым диктантом именуют: а) разновидность диктанта «Проверяю себя» [2, с. 11]; б) «зрительный» диктант как осложнённое списывание со вставкой пропущенных букв, знаков препинания, слов и др.
В лингводидактике тест-диктанты восходят к графическим диктантам, распространившимся во 2-й половине ХХ века в рамках программированного обучения (см., в частности, работы И. Д. Морозовой, Л. П. Федоренко и др. методистов). К графическим диктантам без записи диктуемых примеров названные и другие методисты относят не только диктанты со знаками + / -, но и с заменой примеров графическими схемами [3, с. 106, 111].
В дидактике термин графический можно считать родовым, общим для разных видов графических диктантов, так как термин графика многозначен. Графика может быть текстовой (см. письменность), художественно-изобразительной (см. графическое искусство), информационной (см. инфографика), условной, геометрической и иной.
В лингводидактике практикуются алфавитный графический диктант по буквенной графике языка (мы называем такой диктант буквенно-графическим); схематический графический диктант, в котором диктуемый материал заменяется условно-графическими схемами-моделями. К особой группе графических диктантов мы относим тест-диктант с такими его видами, как условно-цифровой, условно-буквенный, номерной (нумерационно-цифровой) и матричный (матрично-номерной или нумерационно-матричный - порядок терминоэлементов здесь значения не имеет).
Виды и технология тест-диктантов обусловлены такими параметрами, как: а) принципы кодирования диктуемого материала; б) визуальная форма линокарты и оформления письменной работы; в) сохране-
'Тест - это тип аспектных и комплексных диагностических и контрольных работ на основе визуально предъявленного теоретического и/или практического материала. Технико-технологические формы тестирования: а) книжно-бумажное, бланочное; б) технически опосредованное: с 1960-х годов выполнялось на обучающих программированных машинах, а с 2010-х годов проводится на компьютерах.
ние/изменение последовательности диктуемого (сплошная запись, распределённая, выборочная, выборочно-распределённая и др.).
Основных структурных элементов у тест-диктанта два: задание и диктуемый дидактический материал. Дополнительным, но обязательным компонентом тест-диктанта является формализованный проверочный код: цифровой, буквенный, фигурный, матричный, иной. В силу универсальности тест-диктантов ограничим число практических примеров, так как эти текст-диктанты могут быть использованы при текущей диагностике по разным школьным предметам и вузовским дисциплинам. Рассмотрим подробнее методическую/дидактическую специфику указанных видов экспресс-диагностических работ.
Тест-диктанты с сохранением порядка примеров и условным их маркированием (условно-цифровой и условно-буквенный)
Условно-цифровой диктант. Условно-цифровым является диктант с условной оцифровкой примеров: «перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление» (Л. П. Федоренко) или иное явление/группу фактов, то есть что обозначаем цифрой 1, что - цифрой 2, 3 и т. д.
Технология условно-цифрового диктанта описана довольно давно: учащиеся слушают диктуемый пример, но не записывают его, а ставят цифру, символизирующую нужное языковое явление или факт. Такие цифровые тест-диктанты распространены, например, в лингводидактике. В учебных курсах русского языка общеобразовательной и профессиональной школ они применимы при изучении большинства разделов и тем программы (см. правописные, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и другие языковые виды цифровых диктантов).
Например, «при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой 1 - двусоставные предложения, 2 - безличные, 3 - неопределённо-личные, 4 - определённо-личные и цифрой 5 -назывные. Диктуемый текст: 1) Морозит. Ветер. Небо топорщится и хмурится. Выполненная работа выглядит так: 251. 2) Еду-еду в чистом поле. Колокольчик дин-дин-дин. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин (П.). Выполненная работа: 412» [4, с. 192]. 412 - это цифровой проверочный код, составленный учителем, необходимый педагогу для экспресс-контроля, а учащимся для самопроверки. Такое понимание цифровых диктантов, основанных на условной оцифровке примеров, встречается в большинстве пособий (см., например: [5; 6]).
Условно-буквенный диктант с сохранением порядка примеров. Условно-буквенные диктанты идентичны условно-цифровым. Однако, в отличие от них, в условно-буквенных диктантах средством кодирования являются не цифры, а первые буквы русского, латинского/английского или иного алфавитов.
Тест-диктанты с номерным маркированием ответов (номерной и матричный)
Номерной диктант с сохранением порядка диктуемых примеров. В основе номерных (нумерационных) тест-диктантов лежит не условный, а нумерационно-статистический принцип оцифровки исходного материала по принципу «по порядку рассчитайсь». Всё диктуемое - вопросы, положения, утверждения, термины, дефиниции, факты - нумеруется по порядку следования примеров, которых обычно берётся 10-15 и более, что зависит от цели работы и этапа её проведения.
Обучающие и проверочные текст-диктанты можно выполнять в тетради и на пустых листочках в клетку. Номера примеров записываются в столбик или в строчку до диктовки. Обучаемым достаточно зачеркнуть не отвечающий заданию номер.
Пронумерованный материал для диктовки Ответ ученика (цифровая запись) Цифровой ключ
Проверочные и контрольные тест-диктанты (и короткие, и объёмные) легко проводить по таблицам-пустографкам, традиционно именуемым линокартами. В отдельных трудах их называют табличками-«матрицами» [7, с. 137-138]. Линокарты - это разграфлённые, но не заполненные раздаточные карточки одного размера. Они получаются, если разрезать одинаковые листы в клетку на 4, 6, 8, или более равных частей. Лино-карту легко начертить и в рабочей тетради по заданным формам, имеющим определённое число пунктов (номеров, клеточек).
На форму линокарт влияет количество примеров для диктовки и выбор горизонтального или вертикального их расположения. Линокарту, вытянутую по горизонтали, мы называем линейной, а вытянутую по вертикали, -вертикальной (столбиковой).
В зависимости от того, сколько ячеек занимает номер примера и ответ, линейные и столбиковые линокарты бывают однорядными и двурядными.
В двурядной линокарте ответ ставится двояко: а) под номерами, если они даны в строку (см. линейная лино-карта); б) справа или слева, если номера даны в столбик {см. столбиковая линокарта (вертикальная)}. Выбор графического маркирования ответа условен: в свободной ячейке можно поставить птичку, плюс, символ, букву, иной знак, формулу и т. д.
Приведём примеры двурядных линокарт линейной и вертикальной форм: а) двурядная линейная линокарта на 30 пунктов (по схеме 10 х 3):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
б) двурядная столбиковая линокарта на 14 пунктов (по схеме 7 х 2):
1 8
2 9
3 10
4 11
5 12
6 13
7 14
В однорядной линокарте номер и ответ совмещаются в одной ячейке. В ходе диктовки нужные номера перечёркиваются или отмечаются иначе. Для номерных диктантов приведём примеры однорядных линокарт линейной и столбиковой форм:
а) однорядная линейная линокартана 20 пунктов (по схеме 10 х 2):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
б) однорядная линокарта вертикальная на 20 пунктов (по схеме 10 х 2):
1 11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10 20
Однорядные линокарты могут быть квадратными. Они тоже выполнены на листках в клетку; нумерация клеточек не требуется, чтобы обучаемые делали нумерацию в уме по типовой форме линокарты. В обучении удобна квадратная линокарта на 25 пунктов (по схеме 5 х 5) (см. ниже).
Номерной тест-диктант без сохранения порядка примеров Номерной распределительный диктант (по таблице с одним входом). Такие тест-диктанты проводятся по таблице, состоящей из двух-трёх и более столбцов. Таблица может быть начерчена учениками в тетради, на доске, листочке или получена в виде готовой табличной линокарты, перфокарты, перфопапки [8; 9; 10, с. 110].
Обучаемым важно разъяснить задание, показать на одном-двух примерах, с какой целью и как работать в таблице, где и почему ставится номер прослушанного примера. Номер каждого примера педагог обязательно указывает перед его чтением; пример не записывается, поэтому диктовки нет: Слушаем первый пример... Вспомним задание... Как дать ответ в таблице? Слушаем второй пример... Дальше работаем самостоятельно...
Заглавия столбиков должны отражать основания выборки и/или распределения диктуемого материала. Распределительный матричный диктант (по таблице с двумя входами). Нумерацинно-матричные диктанты отличаются строением табличной линокарты и графическими средствами фиксации ответов: в линокарте ставятся по преимуществу только плюсы и/или минусы, хотя могут быть и «галочки».
Педагог сначала указывает в тест-диктанте общее количество примеров. Ученик в первом столбике слева делает вертикальную нумерацию, то есть ставит столько цифр (друг под другом), сколько будет примеров. Затем остальные столбцы, реже - строчки, озаглавливаются с учётом заданного принципа (основания, параметра) распределения ответов или условно обозначаются римскими цифрами, латинскими буквами либо иначе. После чтения примера ученик ставит на пересечении нужной строки и столбца знаки «плюс» (+) или «минус» (—) в соответствии с заданием.
Проверяется матричный тест-диктант по контрольной линокарте. Она накладывается на стопку собранных линокарт, которые прокалываются по заданной форме.
Если нужные по заданию ячейки заштриховать правильно, получим «фигурную» проверочную линокарту [11, с. 15]. Фигурная линокарта отражает правильные ответы (все плюсы) или неправильные (все минусы): они соединяются линией. Фигурная проверочная линокарта визуально похожа на однорядную линокарту номерного диктанта.
Номерные тест-диктанты разных видов и разновидностей следует отличать от заранее объявленных (например, на 4-ю четверть учебного года) проверочных и контрольных словарных диктантов на определённые программные темы, имеющие свой номер в открытом перечне и список слов, которые обязательно будут в диктанте [12, с. 33-34]. Номерным могут называться также текущие диктанты на определённые номера орфограмм, пунктограмм и других изученных явлений, тем, разделов.
В завершение отметим, что тест-диктанты являются простой и удобной формой текущей диагностики по разным школьным и профессиональным предметам и вузовским дисциплинам даже в полевых условиях и на натурных уроках.
Библиографический список
1. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учеб. пособие / Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2016. - 175 с.
2. Булохов, В. Я. Сто разновидностей диктанта: учеб.-метод. пособие / В. Я. Булохов. - Красноярск: КГПУ, 1994. - 72 с.
3. Баринова, Е. А. Методика русского языка: учебник / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев; ред. В. И. Баринова. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.
4. Федоренко, Л. П. Практикум по орфографии и пунктуации: учеб. пособие для пед. ин-тов / Л. П. Федоренко, В. К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.
5. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах: пособие / авт. -сост. М. Е. Кривоплясова. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2005. - 93 с.
6. Шевченко, М. Ю. Цифровой диктанта как форма текущего контроля знаний / М. Ю. Шевченко // Русский язык: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 2000. - № 7. - С. 14-15
7. Киселёва, О. Н. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие / О. Н. Киселёва. - Томск: ТГУ, 2005. - 312 с.
8. Григорьев, А. Г. Применение перфокарт на уроках русского языка / А. Г. Григорьев. - Красноярск: КГПИ, 1964.
9. Григорьев, А. Г. Об опыте применение перфокарт на уроках русского языка / А. Г. Григорьев // Русский язык в школе. - 1965. - № 3. -С. 47-48.
10. Текучёв, А. В. Методика преподавания русского языка в средней. школе: учебник для пед. ин-тов/ А. В. Текучёв. - 3-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
11. Горелова, С. В. Мгновенная проверка знаний / С. В. Горелова // Русский язык: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». -2000. - № 35. - 15 с.
12. Яковлева, Л. Д. Пути повышения грамотности учащихся (4 кл.) / Л. Д. Яковлева // Русский язык в школе. - 1990. - № 1. - С. 33-34 © Острикова Т. А., 2017
УДК 373.31:372.881.161.1(571.52)
ОБ ОБЪЁМЕ ИТОГОВЫХ ДИКТАНТОВ В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТУВИНСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Н. Т. Соян
Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрена проблема вариантности такого показателя учебной трудности контрольных диктантов по русскому языку, как их объём (в словах). Для учителей четвёртых классов начальной русско-тувинской школы даны методические рекомендации по выбору оптимального объёма итогового контрольного диктанта.
Ключевые слова: Республика Тыва, обучение русскому языку, нормативные документы начальной общей школы, всероссийская проверочная работа в 4-м классе, итоговый контрольный диктант, диктант с языковым заданием, объём диктанта, описки и ошибки.