Научная статья на тему 'Вклад комсомола в решение проблемы трудовых ресурсов тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах республики бурятия)'

Вклад комсомола в решение проблемы трудовых ресурсов тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах республики бурятия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМСОМОЛ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОБЛЕМА КАДРОВ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / KOMSOMOL / YOUTH / PROBLEM OF STAFF / GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базаржапов Владимир Батомункуевич, Желаева Светлана Геннадьевна

В статье рассматриваются основные направления работы комсомольских органов по восполнению, распределению и обучению трудовых ресурсов в условиях мобилизационной экономики 1941-1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Базаржапов Владимир Батомункуевич, Желаева Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of the Komsomol to the solution of the problem of labor resources of the rear during the Great Patriotic War of 1941-1945 (based on the archive data of the Republic of Buryatia)

The article considers the main areas of work of the Komsomol authorities on the supplying, distribution and training of human resources in terms of mobilization economy in 1941-1945.

Текст научной работы на тему «Вклад комсомола в решение проблемы трудовых ресурсов тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах республики бурятия)»

УДК 329.78(571.54):947.084.8

В.Б. Базаржапов, С.Г. Желаева Вклад комсомола в решение проблемы трудовых ресурсов тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

(на материалах Республики Бурятия)

В статье рассматриваются основные направления работы комсомольских органов по восполнению, распределению и обучению трудовых ресурсов в условиях мобилизационной экономики 1941-1945 гг.

Ключевые слова: комсомол, молодежь, проблема кадров, Великая Отечественная война.

V.B. Bazarzhapov, S.G. Zhelaeva

The contribution of the Komsomol to the solution of the problem of labor resources of the rear during the Great Patriotic War of 1941-1945

(based on the archive data of the Republic of Buryatia)

The article considers the main areas of work of the Komsomol authorities on the supplying, distribution and training of human resources in terms of mobilization economy in 1941-1945.

Keywords: komsomol, youth, problem of staff, Great Patriotic War.

Промышленность и сельское хозяйство Бурятии, испытывавшие недостаток в квалифицированных кадрах и рабочей силе еще в довоенные годы, в начале войны оказались в сложнейшей ситуации их дефицита. Политика государства в решении этого вопроса сочетала различные направления: от идеологического воздействия до введения трудовой мобилизации. Деятельность комсомола, как полномочного проводника партийно-государственных директив во всех сферах производственной и общественной жизни страны, нашла отражение в каждом из них.

Постановление Бурят-Монгольского обкома ВЛКСМ в первый день войны четко определило основные линии работы комсомола по этому вопросу: 1) выявление и учет женщин, имевших производственные, механизаторские специальности и привлечение их к работе; 2) перевод комсомольцев с канцелярской работы на производство; 3) форсирование процесса обучения новых механизаторских и рабочих кадров; 4) активизация агитационно-пропагандистской работы по привлечению всех слоев населения к труду [1]. Нужно отметить, что ни в Бурят-Монгольском обкоме ВКП (б), ни в ЦК ВЛКСМ в первый день войны таких решений принято не было. Удивляет прозорливость комсомольского руководства республики, которое оперативно, четко и по существу определило приоритеты в решении проблемы. Уже в ходе войны ряд из них потеряли былую актуальность, другие, например производственное обучение, напротив получили развитие; появились и новые направления: организация призывов в учебные заведения, трудовые мобилизации.

В самом начале войны роль комсомола в решении проблемы кадров сводилась в основном к агитационно-пропагандистской работе по привлечению всех слоев населения к труду. Идейное воздействие на патриотические чувства граждан оформилось в общесоюзные движения «Молодежь - на производство!», «Жена - вместо мужа, сестра - на место брата!», что приобрело массовый характер. Особое внимание уделялось привлечению на производство женщин-домохозяек, имеющих рабочие специальности. Росло движение женщин за овладение сложными «мужскими» профессиями. Бурят-Монгольский обком ВЛКСМ всячески содействовал распространению таких инициатив: имена отважных девушек звучали на митингах и собраниях, популяризировались в местной печати. И хотя темпы и масштабы объявленных кампаний на разных предприятиях существенно отличались, в целом результат был налицо: только в г. Улан-Удэ с июня по октябрь 1941 г. в промышленное производство было вовлечена 2181 женщина, удельный вес работниц по 13 промышленным предприятиям г. Улан-Удэ вырос с 37,9 до 52% [3].

Существенную роль в восполнении рабочей силы сыграли подростки: каждый девятый рабочий в БМАССР во время войны был несовершеннолетним; их доля среди мужчин составляла - 13,4%, среди женщин - 9,5% [2]. К февралю 1942 г. из 4897 комсомольцев предприятий промышленности и транспорта г.Улан-Удэ на производственных участках работало 3720 чел., т.е. 76%. При этом на ведущих предприятиях республики, обслуживающих фронт, доля комсомольцев-производственников

составляла более 80% [4]. Следует отметить, что проблема перехода молодежи, занятой в сфере обслуживания производства, непосредственно на рабочие места в цеха не была нова для комсомола. Накопленный в этом отношении в предвоенные годы опыт способствовал размаху движения, облегчая возможность рационального использования, в первую очередь, женского труда в народном хозяйстве. Для новых рабочих была развернута сеть кружков, курсов, технических школ по овладению производственными специальностями. Каждый комсомолец из числа мастеров и квалифицированных рабочих был обязан обучить не менее одной девушки, а все комсомолки - овладеть как минимум одной производственной профессией [5]. В конце августа 1941 г. от комсомола Бурятии рабочим специальностям обучалось 800 девушек, 308 комсомолок повысили свою квалификацию на один-два разряда [6]. Однако возникали трудности и в организации обучения. В начале 1942 г. Бурят-Монгольский обком ВЛКСМ констатировал: Центральный райком ВЛКСМ г. Улан-Удэ обязался обучить 500 девушек, а обучено было только 42. Всего по г.Улан-Удэ было взято обязательство обучить 1035 чел, а обучалось только 200 девушек [7]. Нередко комсомольские организации брали на себя нереальные обязательства, не задумываясь о возможностях и путях их решений, но были и объективные причины срыва планов, как, например, ограниченные технические возможности предприятий, вызванные перестройкой производства.

В привлечении дополнительных трудовых ресурсов для села комсомол сыграл особую роль в ходе уборки первого военного урожая, поскольку впоследствии методы обеспечения колхозов рабочей силой с города были оформлены законодательно. В разгар уборочной кампании 1941 г. решением Бу-рят-Монгольского обкома ВЛКСМ из молодых рабочих и служащих правлений колхозов и местных сельских учреждений были созданы комсомольско-молодежные бригады, которые работали в ночную смену без ущерба их основной работе [8].

С первых дней войны инициативу в помощи селу проявили городские комсомольцы: ученики школы № 1 г.Улан-Удэ и студенты педагогического института обратились с призывом ко всем учащимся поддержать колхозы республики [9]. Помощь пришла и от городских комсомольских организаций промышленности и транспорта, которые посылали не только квалифицированные кадры для ремонта сельхозтехники, но и агитаторов. В итоге в уборке первого военного урожая участвовало более 20 тыс. горожан - рабочих, служащих, домохозяек, студентов, учащихся [10].

Важное значение для села имела помощь комсомола в оснащении детских учреждений. Только весной 1943 г. силами сельских комсомольцев Бурятии было оборудовано 84 детских яслей и площадок [11]. Тимуровское движение под патронатом комсомола ослабило кадровую проблему детских учреждений. Расширение сети детских яслей и садов обеспечило условия труда женщин-матерей: доля трудоспособных женщин в колхозах возросла в 1,5 раза [12].

К февралю 1942 г., с введением всеобщей трудовой мобилизации, отпала необходимость в агитационной поддержке движения «на производство», увеличились темпы роста неквалифицированной рабочей силы. Первоочередной задачей ВЛКСМ стала помощь государству в обучении молодых рабочих, механизаторов и специалистов, как на производстве, так и в учебных заведениях, в том числе: организация набора молодежи, обустройство и оборудование учебных помещений, налаживание контроля над посещаемостью занятий и дисциплиной обучаемых, развертывание соревнования за быстрейшее овладение специальностью, а на крупных промышленных предприятиях - создание специальных комиссий по техническому обучению молодежи. В Бурятии за годы войны в стахановских школах, кружках техминимума на предприятиях промышленности и транспорта при непосредственном участии комсомола было обучено более 18,7 тыс. молодых рабочих, повышено в разрядах более 10 тыс. чел., более 1,5 тыс. чел. приобрели вторые специальности. В школах механизации и при МТС было подготовлено 6802 молодых специалиста [13].

Для подготовки животноводческих кадров летом 1942 г. решением V пленума Бурят-Монгольского обкома ВЛКСМ совместно с райземотделами были организованы кабинеты и уголки. Во многих колхозах стали функционировать курсы, кружки зоотехнического минимума. К весне 1944 г. в таких кружках, школах передового опыта и районных колхозных школах было обучено 1500 молодых животноводов [14]. С 1944 г. возобновил работу Бурят-Монгольский зооветеринарный институт. По заданию Бурят-Монгольского обкома ВЛКСМ среди молодежи проводилась пропаганда животноводческих профессий, разъяснялись условия поступления в вуз, содействие в оформлении документов.

Одной из важных задач государства в подготовке высококвалифицированных кадров как промышленного, так и сельскохозяйственного производства было повышение их общей грамотности. По

инициативе комсомола в 1943 г. в стране были созданы вечерние школы рабочей молодежи, а в 1944 г. - вечерние школы сельской молодежи.

Значительную роль в решении проблемы рабочих кадров в условиях мобилизационной экономики сыграла система учебных заведений трудовых резервов. Она обеспечила постоянный организованный приток квалифицированной рабочей силы. Комсомол работал в тесном контакте с Управлением трудовых резервов и в меру своих сил занимался всеми проблемами, которые вставали перед государством при подготовке рабочих кадров в училищах и школах ФЗО, в том числе и организацией набора учащихся. С началом войны принцип добровольности приема в учебные заведения трудовых резервов был заменен на организованный призыв. Размах мобилизаций был достаточно велик: только за 1941-1943 гг. по стране было проведено 17 мобилизаций молодежи, в том числе 14 призывов в школы ФЗО [15].

План набора из года в год все чаще срывался. В сентябре 1944 г. Бурят-Монгольский обком ВЛКСМ вынес постановление, в котором участие комсомола в подготовке и проведении призыва и особенно в проведении разъяснительной работы рассматривалось как важнейшая государственная задача. Для укрепления призывных комиссий в октябре 1944 г. СНК СССР включил в их состав первых секретарей райкомов и айкомов ВЛКСМ. В колхозы и рабочие поселки были направлены агитбригады; на местах организованы выставки работ учащихся, фотовитрины, выпуск стенгазет, освещающих работу училищ и школ ФЗО в республике. Комитетам ВЛКСМ поручалось проследить отправку призывников к месту назначения, их обеспеченность одеждой, обувью, продуктами питания. Улан-Удэнский горком ВЛКСМ, как принимающая сторона, контролировал подготовку училищ и школ ФЗО к новому учебному году.

Несмотря на все предпринятые меры, очередная мобилизация осени 1944 г. фактически провалилась. По линии комсомола в г. Улан-Удэ было призвано лишь 19 чел. при плане 155 чел. [16]. При недоборе учащихся сказывались объективные трудности, связанные с напряженной трудовой обстановкой в селах, недостаточной организацией учета и массово-разъяснительной работой с молодежью. Тем не менее роль выпускников школ и училищ трудовых резервов в решении кадровой проблемы трудно переоценить. За годы войны в системе трудовых резервов Бурятии было подготовлено 13 222 чел. [17].

Как известно, наиболее эффективной формой обеспечения производства рабочей силой стало законодательное оформление трудовой мобилизации и введение всеобщей трудовой повинности. Основная работа легла на бюро по учету и распределению рабочей силы при исполкомах областных и городских Советов депутатов трудящихся. Помимо общих трудовых мобилизаций в годы войны практиковались комсомольские мобилизации, которые проводились Бурят-Монгольским обкомом ВЛКСМ в соответствии с решениями ЦК ВЛКСМ и местных органов власти. На промышленные предприятия по линии комсомола для постоянной работы было мобилизовано 439 чел. (в т.ч. 150 чел. на Нижнетагильский металлургический завод) [18]. В 1943 г., когда в условиях острой нехватки рабочих рук и квалифицированных кадров в животноводческой отрасли Бурятии стали нарастать негативные тенденции, обком ВЛКСМ направил 706 комсомольцев для постоянной работы на колхознотоварные фермы и гурты [19]. В ходе проведения комсомольских мобилизаций было немало проблем, свойственных для всех подобных мероприятий. Во-первых, с трудом удавалось набрать необходимое количество молодежи, особенно с 1943 г. Во-вторых, нередко в число мобилизованных попадали молодые люди, которые по состоянию здоровья или своего юного возраста не могли быть задействованы в трудоемком производстве. Так, для работы забойщиками на Гусиноозерские угольные шахты были мобилизованы девушки 16-17 лет, большинство из которых страдало тяжелыми хроническими заболеваниями [20]. Решая важные народнохозяйственные задачи, молодые люди нередко были лишены самого необходимого: условия жизни и труда на ударных комсомольских стройках и «депрессивных» промышленных предприятиях были далеки от элементарных требований. Изнурительный труд и бытовые проблемы вынуждали некоторую часть молодежи самовольно покидать производство, несмотря на угрозу суда и исключения из комсомола.

Комсомол стал одним из основных источников пополнения управленческих сельскохозяйственных кадров. Уже к весне 1942 г. на руководящую работу в колхозы было направлено около 200 членов партийно-комсомольского актива г.Улан-Удэ и районных центров [21]. Для ведения учета на селе весной 1942 г. были обучены и распределены по деревням 56 комсомолок из г.Улан-Удэ [22]. В целом за годы войны в Бурят-Монголии из числа комсомольцев были выдвинуты 32 председателя колхозов, 96 бригадиров полеводческих бригад, 150 счетоводов и бухгалтеров колхозов, 203 заведующих фермами, гуртами и отарами, более 300 чел. стали учетчиками полеводческих и животноводческих

бригад, 290 комсомолок были выдвинуты старшими доярками [23].

Таким образом, в напряженный период войны комсомол внес свой посильный вклад в восполнение, распределение и обучение рабочей силы, обеспечивая промышленность и сельское хозяйство новыми кадрами. Роль комсомола в решении проблемы трудовых ресурсов четко прослеживается по ряду направлений: 1) целенаправленная агитационно-пропагандистская работа среди молодежи и всего населения; 2) организация производственно-технического обучения женщин и молодежи; 3) организация комсомольских трудовых мобилизаций; 4) организация призывов и наборов молодежи в систему учебных заведений; 5) содействие администрации учебных заведений в обустройстве и оборудовании помещений для занятий.

Нужно учесть, что реализация указанных направлений работы была лишь небольшой частью многоплановой деятельности комсомола. Именно широкий разброс решаемых вопросов был причиной не всегда эффективной работы комсомольских органов. Кроме того, сокращение общей численности комсомольцев и сети первичных организаций обусловило их организационную слабость, а глобальные изменения в кадровом составе комсомола, связанные с приходом в его руководящие структуры большого числа неопытных работников, нередко становились причиной поверхностного отношения к делу. Однако, говоря о проблемах в работе руководства ВЛКСМ в целом, нельзя упускать из внимания рядовых комсомольцев. Как в промышленности, так и в сельском хозяйстве если не основной, то

самой активной и целеустремленной частью молодежи являлись комсомольцы. Будучи передовым отрядом советской молодежи, комсомольцы стали застрельщиками многих славных начинаний и инициатив и своим примером смогли увлечь за собой остальную молодежь.

Литература

1. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ) Ф. 36-п. On. 1. Д. 1773. JL 33.

2. Базаржапов В.Б. Трудовой подвиг тыла. Улан-Удэ, 2000. С. 52.

3. Гордина И.В. Женщины Бурят-Монголии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): дис. ...канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2005. С. 30.

4. НАРБ. Ф. 1-п, Оп.1, Д.4077. Л.26.

5. НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д. 1702. Л.141.

6. НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д. 1748. Л.166.

7. НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д. 1748. Л.15.

8. НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д. 1702. Л. 143

9. НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д. 1773. ЛЛ.35-38.

10. НАРБ. Ф.Зб-п. Он. 1, Д. 2222, Л. 3; Ф. 1-п, Оп.1. Д.3824. Л.179.

11. НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д.1851. Л.40.

12. Зайцева Л.А. Сельское хозяйство Бурятии (1930-е - 1950-е). - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 1996. - С. 140.

13. НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д.2053. Л. 3; Д. 2222, Л. 24об.

14. НАРБ. Ф.Зб-п. Он. 1, Д. 1779, Л. 1979.

15. Лютых А.А. Опыт КПСС по созданию и развитию советской профессионально-технической школы. - Воронеж,

1985. - С. 37; Бардамова А.К. Становление и развитие системы профессионально-технического образования в Забайкалье (1724-1958 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006. - С. 126.

16. НАРБ. Ф. 36-п. On. 1. Д. 1942. Л. 30.

17. Докучаев, Г.А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны / Г.А. Докучаев. -М., 1973. -С. 402; Народное хозяйство Бурят-Монгольской АССР: ст.сб. -Улан-Удэ, 1957. -С. 115.

18. Подсчитано по НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д.1785. Л.6.; Д. 1702. Л. 97, Д.1870. ЛЛ. 70, 11об, 88, 101, 98.; Ф.1 п, Он. 1.

Д. 4077. Л..70.

19. НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д. 1979. Л. 137.

20. НАРБ. Ф. 36-п. Оп.1. Д.2014. Л.113.

21. Золотоев А.К. Бурятия в годы Великой Отечественной Войны. -Улан-Удэ, 1963. -С. 70.

22. НАРБ. Ф.Зб-п. Оп.1. Д. 1820. Л. 10-11.

23. НАРБ. Ф.Зб-п. Оп.1. Д. 2222. Л. 23об.

Базаржапов Владимир Батомункуевич, доктор исторических наук., профессор кафедры истории и архивного дела Вос-точно-Сибирского государственного университета технологии и управления.

Желаева Светлана Геннадьевна, соискатель кафедры истории и архивного дела Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления.

Bazarzhapov Vladimir Batomunkuevich, doctor of historical sciences, professor, department of history and archive work, East-Siberian State University of Technology and Management.

Zhelaeva Svetlana Gennadyevna, competitor of scientific degree, department of history and archive work, East- Siberian State University of Technology and Management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.