О РОЛИ КОМСОМОЛА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ В 1941-1945 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
С.Г. Желаева
На материалах республики Бурятия автор попытался осмыслить деятельность ВЛКСМ как организатора социалистического соревнования комсомольско-молодежных и фронтовых бригад в годы Великой Отечественной войны. В статье освещаются основные этапы и тенденции развития соревнования, выявляются главные трудности и недостатки в его руководстве.
Ключевые слова: комсомол, социалистическое соревнование, комсомольско-молодежные и фронтовые бригады, Великая Отечественная война.
В исследовании трудовой деятельности молодежи в годы Великой Отечественной войны тема социалистического соревнования является, пожалуй, наиболее изученной. И все же достигнутое отражает, прежде всего, количественную сторону. В условиях идеологической заданности научных разработок советского периода трудовая активность комсомольцев как граждан часто отождествлялась с деятельностью ВЛКСМ как организации. Такой подход позволял опускать определенные недостатки организационной работы комсомола. Учитывая, что ведущая роль в организации соревнования трудящейся молодежи принадлежала ВЛКСМ, многие вопросы этой темы все еще нуждаются в более объективном и всестороннем исследовании.
Комсомол как полномочный проводник партийных установок во всех сферах производственной и общественной жизни страны активно участвовал в решении хозяйственных проблем, возникших с началом войны. Молодежь стала одним из основных источников восполнения рабочей силы. Так, на большинстве промышленных предприятий республики удельный вес молодых рабочих в годы войны колебался от 50 до 87 % [1]. На ведущих предприятиях г. Улан-Удэ, непосредственно обслуживающих нужды фронта, доля молодых рабочих составляла: на паровозовагонном заводе - 60 %, на авиационном заводе - 80 %, на мясокомбинате - 75 % [2]. Можно сказать, что судьбу выполнения фронтовых заказов решала молодежь. Это обстоятельство повлекло расширение сферы деятельности комитетов ВЛКСМ на производстве и увеличило требования к их работе. На уровне ЦК ВЛКСМ был принят ряд решений, призванных повысить персональную ответственность комсомольских работников
за выполнение производственных планов. Для оперативного руководства деятельностью комсомольских организаций важнейших сфер народного хозяйства в номенклатуру ВЛКСМ были введены новые должности - комсорг ЦК ВЛКСМ; на транспорте, совхозах и МТС - заместитель начальника политотдела по работе с молодежью (помпо-лит). Ряд секретарей комитетов ВЛКСМ крупных предприятий приобрели статус освобожденных работников. В структуре Бурят-Монгольского обкома ВЛКСМ был создан отдел рабочей молодежи, основной задачей которого являлась организация соревнования среди молодых рабочих.
В годы войны с успехом использовались все эффективные индивидуальные формы соревнования, внесшие значительный вклад в развитие военной экономики. Однако растущие задачи производства требовали новых подходов в организации трудовой деятельности молодежи. В Бурятии за семь месяцев с начала войны число комсомольцев-двухсот-ников увеличилось более чем в два раза, но при этом они составили лишь 15 % к общему числу комсомольцев, работающих в промышленности и транспорте республики [3].
Основная масса рабочей молодежи была инертна, а от 5 до 30 % молодых рабочих (в различных коллективах) вообще не стремилось выполнить плановые задания [4]. Учитывая, что расширение военного производства во многом зависело от миллионов молодых тружеников, ЦК ВЛКСМ в качестве важнейшей задачи перед комсомольскими организациями поставил - добиться, чтобы на предприятиях не было ни одного молодого рабочего, не выполняющего нормы. В связи с этим определяющим моментом в организации соревнования молодежи в годы Ве-
ликой Отечественной войны, на наш взгляд, стала оптимизация коллективных форм соревнования.
Правильно организованный трудовой коллектив представлял собой значительную силу. Обстановка взаимного участия и доверия в сочетании с требовательностью и высокой принципиальностью преображала людей. В архивных материалах есть немало свидетельств тому, как вчерашний лодырь и хулиган, попав в такой коллектив, становился ударником и примером для подражания. Задача комсомола заключалась в том, чтобы сформировать и направить мнение коллектива на пользу дела.
Еще до войны в 1940 г. на промышленных предприятиях г. Улан-Удэ успешно трудилось 38 комсомольско-молодежных бригад и смен [5]. В условиях войны такие бригады стали основной и наиболее эффективной формой организации рабочей молодежи, ее обучения и мобилизации на «трудовые подвиги».
Новый толчок развитию этого движения в стране дало появление в сентябре-октябре 1941 г. первых фронтовых бригад. Взяв на себя повышенные обязательства, эти коллективы работали под девизом «В труде, как в бою».
Вопрос о месте и времени возникновения фронтовых бригад в стране долгое время являлся спорным в советской историографии
[6]. В Бурятии официальные данные отчета областной организации ВЛКСМ констатируют создание первой фронтовой бригады в начале февраля 1942 г. комсомольцем И. Гордеевым в цехе подъемки депо ст. Улан-Удэ
[7]. Однако документы, обнаруженные в Национальном архиве Бурятии позволяют говорить о возникновении почина «фронтовиков тыла» в ноябре 1941 г. [8]. Но эта инициатива рядовых комсомольцев была проигнорирована вышестоящими органами. Не получив признания и поддержки почин не распространился.
Сложившуюся ситуацию можно объяснить лишь проявлением косности областного аппарата ВЛКСМ, который предпочел «не суетиться» без соответствующего указания сверху. Таким образом, на наш взгляд, в начале февраля 1942 г. бригада Гордеева положила начало движению фронтовых бригад в Бурятии, а нереализованный почин фронто-
вых бригад в республике возник не позднее ноября 1941 г.
Организация соревнования молодежных трудовых коллективов являлась одним из важнейших направлений деятельности ВЛКСМ. Начало соревнования, как правило, инициировалось обращением молодых тружеников. Вдохновленные своими достижениями и взятыми обязательствами они призывали последовать их примеру. Не исключено, что некоторые такие обращения разрабатывались непосредственно работниками областного комитета ВЛКСМ.
Так, в материалах Национального архива республики Бурятия мы обнаружили несколько редакций одного из таких призывов, что дает основание задуматься об истинных зачинщиках различных трудовых начинаний. Одновременно с публикацией обращения-призыва в печати помещалась информация об условиях соревнования, порядке подведения итогов и видах поощрения победителей. В соответствии с новыми задачами производства в число обязательных требований к участию в соревновании были включены: введение строгого режима экономии всех ресурсов, постоянное повышение квалификации и обучение начинающих рабочих. Коллективная форма ответственности в наибольшей степени способствовала решению этих насущных задач военного времени. Условия соревнования разрабатывались с учетом специфики отрасли производства и за период войны не раз пересматривались и уточнялись.
Этой работой занимался областной комитет ВЛКСМ совместно с представителями соответствующих наркоматов и управлений. После опубликования призыва и условий соревнования начиналась масштабная кампания по вовлечению в движение всех потенциальных участников. Для этой цели комсомол организовывал различные мини-митинги, собрания, вечера.
Обычно эти мероприятия приурочивались к торжественным датам, важнейшим событиям, происходившим на фронте и в тылу, а также в связи с выходом в свет новых документов партии и правительства. Для усиления идейно-политического влияния на молодежь применялись различные формы наглядной и устной агитации и пропаганды: плакаты, стенгазеты, боевые листки, встречи
с фронтовиками, ветеранами труда. Большое воздействие оказывали слеты молодых тружеников, совещания бригадиров и передовиков производства.
Как правило, в их работе участвовали крупные партийные, советские и комсомольские работники, прославленные ударники и стахановцы. Отличившейся в труде молодежи вручались награды, грамоты, премии. Все это оставляло у собравшихся яркое впечатление, вызывало прилив патриотических чувств, желание во всем походить и равняться на лучших. На этом этапе молодежи предлагалось принять конкретные обязательства и включиться в соревнование.
Комсомольские органы были обязаны контролировать ход выполнения обязательств. Для подведения итогов соревнования создавались специальные комиссии, в состав которых помимо комсомольского актива входили партийные руководители, представители заинтересованных организаций. Победители соцсоревнования поощрялись не только морально, но и материально.
В соревновании авиационного завода г. Улан-Удэ бригада, занявшая первое место, получала премию - 1,5 тыс. руб., 6 промтоварных ордеров и дополнительные пропуска в стахановскую столовую [9]. Однако вопросы изыскания средств материального поощрения не всегда удавалось разрешить сразу. Так, в 1944 г. в ходе совместной работы обкома ВЛКСМ и Байкалрыбтреста по разработке условий соревнования это стало проблемой, решить которую удалось только спустя год. Поэтому соревнование комсомольско-молодежных бригад в рыбной промышленности Бурятии началось лишь в августе 1945 г.
Всесоюзное социалистическое соревнование между комсомольско-молодежными бригадами было объявлено ЦК ВЛКСМ весной 1942 г. и продолжалось вплоть до 1946 г. На протяжении этих лет акценты в организации соревнования смещались. В 1942 г. основной задачей комсомола было расширение масштабов движения комсомольско-молодежных бригад. В 1942 г. на улан-удэнском паровозовагонном заводе была сделана попытка объявлять фронтовыми даже цеха [10]. Молодые рабочие брали обязательства и соревновались и с бригадами, и с предприятиями, и с соседними областями.
С 1943 г. упор ставился не только на количественный рост движения, но и на качественные показатели в работе. Главными задачами соревнования стали рост производительности труда за счет лучшей организации, совершенствования технологии, максимального использования всех внутренних резервов, борьба за высокое качество продукции. Если раньше молодежные бригады формировались, как правило, из стахановцев и ударников, то с 1943 г. бригады создавались из неопытных молодых рабочих во главе с передовиками производства [11].
Больше внимания уделялось гласности соревнования. Доски показателей, доски почета, плакаты, стенгазеты, боевые листки освещали достижения передовиков производства, критиковали бездельников и прогульщиков.
Вопросы повышения эффективности организации соревнования и распространения передового опыта обсуждались на совещаниях и слетах, проводившихся как в союзном, так и местном масштабе. В Железнодорожном районе г. Улан-Удэ только в 1943 г. было проведено 7 слетов, 9 собраний и 48 вечеров комсомольско-молодежных и фронтовых бригад [12]. Отделом рабочей молодежи обкома ВЛКСМ была подготовлена брошюра «Опыт работы молодежных бригад в промышленности Бурят-Монголии» [13].
Эти мероприятия позволяли широко популяризировать достижения передовых бригад, обобщать их опыт, находить пути дальнейшего совершенствования бригадного труда. Члены комсомольско-молодежных бригад первыми в республике подхватили известные почины Е. Барышниковой и Е. Агаркова. Активная деятельность комсомола по распространению метода Е. Барышниковой способствовала тому, что в течение первых трехчетырех месяцев 80 молодежных бригад республики высвободили из своего состава 150 квалифицированных рабочих [14]. В итоге перехода на работу по методу Е. Агаркова было высвобождено 250 рабочих и 65 инженерно-технических работников, что дало экономический эффект около 100 тыс. руб. [15]. Актуальность вышеназванных методов работы была также продиктована необходимостью высвобождать рабочих и ИТР для восстановления предприятий западных областей страны.
В 1944-1945 гг. наблюдался интенсивный рост комсомольско-молодежных и фронтовых бригад не только на предприятиях г. Улан-Удэ как основного промышленного центра республики, но и организация первых комсомольско-молодежных бригад в системе промкооперации, в лесной, рыбной, местной промышленности республики.
Архивные данные о численности комсомольско-молодежных и фронтовых бригад в Бурятии неоднозначны. Это обстоятельство во многом обусловлено определенными недостатками комсомольской статистики, которые были связаны со стремлением как местного, так и областного руководства выглядеть в более выгодном свете перед вышестоящими органами. Оперируя то реальными, то натянутыми цифрами, комсомольские работники часто сами путались, что приводило к разноречивости данных.
Тем не менее известно, что в мае 1942 г. в республике насчитывалось 37 фронтовых бригад с охватом 300 чел., а в мае 1945 г. число комсомольско-молодежных бригад достигло 370, из них 245 носили звание фронтовых, соревнование охватило 1900 чел. [16].
Таким образом, за годы войны в Бурятии количество молодежи, вовлеченной в соревнование, увеличилось в 6 раз. Однако не стоит преувеличивать размах движения. По нашим подсчетам, к началу 1945 г. только 12 % молодых рабочих в возрасте до 25 лет были вовлечены в это соревнование [17]. На фоне других регионов страны такой охват молодежи был невелик. Например, в Челябинской области юноши и девушки в комсомольско-молодежных бригадах составляли 41,6 % от всей работающей молодежи в промышленности, в Чкаловской (Оренбургской) области -31,1 % [18].
Отмечая заслуги комсомола в развертывании соревнования, следует сказать об определенных недостатках, допущенных в его организации. Являясь неотъемлемой частью сложившейся командно-административной политической системы, ВЛКСМ в своей организаторской работе перенял ее характерные особенности функционирования. Ущерб соревнованию наносили формально-бюрократические методы, которыми пытались достигнуть массовости движения. Зачастую молодежные коллективы включались в соревнование лишь на бумаге.
С одной стороны, ряд заводских комитетов ВЛКСМ вовсе не занимался организацией соревнования либо ограничивался участием только стахановцев и ударников, не замечая средних и отстающих.
С другой стороны, требования руководства по расширению масштабов движения приводили к попыткам форсировать создание бригад без соответствующей организаторской и политико-воспитательной работы. Директивные методы были малоэффективны, поскольку приводили к номинальной организации бригад, которые вскоре распадались.
Главный упор в организаторской работе комсомола ставился на обязательства, которые принимали с большой шумихой и помпезностью. Однако многие обязательства, превосходившие и без того завышенные планы, изначально были обречены на провал. Практические методы достижения поставленных целей, зачастую, сводились к самым общим и банальным декларациям.
В таких условиях каждому участнику соревнования заранее было ясно, что он берется за нереальное дело, что порождало пренебрежительно-ироническое отношение к соревнованию. В производственной практике завышенные обязательства нередко становились причиной «очковтирательства». Кроме того, выполнению обязательств в ряде случаев мешало отсутствие гласности и сравнимости результатов.
Недостатки организации контроля и учета приводили к тому, что успешная работа некоторых рабочих коллективов не получала должного поощрения. В таких обстоятельствах энтузиазм молодежи неизбежно иссякал. Когда комитет ВЛКСМ Улан-Удэнского ПВЗ ослабил работу по подведению внутризаводских итогов, число фронтовых бригад за июль-август 1944 г. сократилось с 42 до 23 [19].
Наконец, не все зависело от инициативы и желания молодых тружеников, т. к. не всегда имелись условия для выполнения норм выработки. Важнейшим направлением работы в руководстве соревнованием должен был стать анализ работы отстающих бригад, помощь им в создании необходимых производственных и материально-бытовых условий. Между тем, вынося свои решения и планы, бюро обкома ВЛКСМ нередко смутно представляло реальную ситуацию на производстве. Практика работы областного актива
ВЛКСМ почти исключала повседневное общение с рабочей молодежью. Заводские же комитеты ВЛКСМ большую часть времени затрачивали на составление всевозможных справок и сведений для вышестоящих органов, что отвлекало их от организаторской работы на местах.
Однако, оценивая эффективность организации соревнования, необходимо учитывать, что деятельность ВЛКСМ не ограничивалась рассматриваемым вопросом. Широкий разброс направлений работы при возрастающих задачах и кадровом кризисе, охватившем комсомол, способствовали развитию кампанейщины и поверхностного отношения к делу. Тем не менее, несмотря на все недостатки, соревнование молодежных коллективов, организованное под патронатом ВЛКСМ, бесспорно, способствовало повышению производительности труда. Если в июне 1943 г. около 1000 молодых рабочих г. Улан-Удэ не выполняли нормы выработки, то к началу 1945 г. их насчитывалось не более 300-350 чел. [20].
На современном этапе развития общества все чаще звучат мнения о том, что нынешняя система хозяйствования должна использовать состязательность и инициативу трудовых коллективов. В связи с этим многогранный опыт, накопленный ВЛКСМ в экстремальных условиях войны, несомненно, заслуживает вдумчивого анализа, а лучшие традиции - преемственности и, по возможности, практического применения.
1. Высотина Е.А. Рабочий класс Бурятской АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 1980. С. 58.
2. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 2222. Л. 10.
3. Подсчитано по: НАРБ. Ф. 1п. Оп. 1. Д. 4077. Л. 39; Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 1762. Л. 59-61.
4. Хромов Е.А. Коммунисты и молодежь тыла в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 1989. С. 128.
5. Дылыков Ю.Г. Славный путь комсомола Бурятии. Улан-Удэ, 1964. С. 71.
6. Митрофанова А.В. Героический труд комсомольцев и молодежи военных лет в советской историографии // Ленинский комсомол в Великой Отечественной войне. М., 1975. С. 140141.
7. НАРБ. Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 2222. Л. 10.
8. НАРБ. Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 1748. Л. 79-79об.; Д. 1748. Л. 178.
9. НАРБ. Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 1825. Л. 124.
10. Кузнецов И.И. Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны. Иркутск, 1974. С. 165.
11. Базаржапов В.Б. Национальные районы Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 1981. С. 138.
12. Кузнецов И. И. Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны. Иркутск, 1974. С. 259.
13. НАРБ. Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 2013. Л. 2.
14. НАРБ. Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 2015. Л. 26.
15. НАРБ. Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 2222. Л. 13.
16. НАРБ. Ф. 36-п, Оп. 1. Д. 2013. Л. 75; Д. 1881. Л. 6; Д. 2015. Л. 24об.
17. Посчитано по: НАРБ. Ф. Р-196. Оп. 14. Д. 298. Л. 37; Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 2015. Л. 35об.
18. Люкшина И.В. Молодежь Южного Урала в период Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2004. С. 109-110.
19. НАРБ. Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 2013. Л. 65.
20. НАРБ. Ф. 36-п. Оп. 1. Д. 1984. Л. 13.
Поступила в редакцию 27.02.2008 г.
Zhelaeva S.G. On the role of Komsomol in organization of socialist competition during years of World War II (according to archive data of the Republic of Buryatia). Having studied the archive data of Republic of Buryatia, the author made an attempt to analyze the activity of VLKSM as an initiator and organizer of socialist competition among Komsomol-youth and front brigades during years of World War II. The article deals with main stages and development tendencies of the competition. It also reveals main difficulties and drawbacks of Komsomol guidance.
Key words: Komsomol, socialist competition, Kom-somol-youth and front brigades, World War II.