УДК 358.43 / 338.242
К 70 - летию Великой Победы
ВКЛАД АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ И ВОЕННО - ВОЗДУШНЫХ СИЛ СССР В ДЕЛО ПОБЕДЫ НАД ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ
Москатов Генрих Карлович
профессор МИРЭА, научный консультант ФГУП «ЦНИИ «Центр», доктор технических наук, академик Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
Статья посвящена Юбилею Победы. Дан краткий обзор достижений советского авиапрома и важнейших результатов операций Военно-воздушных сил Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Ключевые слова
• авиационная промышленность,
• военно-воздушные силы,
• боевые операции.
Moskatov Genrikh, scientific consultant Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow, Russian Federation.
A contribution of the Soviet aviation industry and the Red Army Airforce to victory in the Great Patriotic War
The paper is dedicated to V-Day Jubilee. It's a concise overview of Soviet Aviation Industry accomplishments and the Red
Army Airforce operations principal results in the Great Patriotic War.
Keywords
• aviation industry,
• airforce,
• combat operations.
В первые часы 22 июня 1941 года гитлеровская авиация нанесла мощный удар по всем 66 советским западным аэродромам. Наши ВВС в первый день войны потеряли 1136 самолетов, из них более 800 - на аэродромах. С 22 июня по 31 июля 1941 года суммарные потери западных военных округов составили катастрофическую сумму - 2243 самолета. Причем в воздушных боях было потеряно только 470 самолетов. Подавляющая же часть машин была уничтожена на аэродромах1.
Утром 22 июня 1941 года состоялось экстренное заседание руководства на-
родного комиссариата авиационной промышленности (НКАП). Было решено разработать конкретные предложения, направленные на формирование производства авиатехники по каждому главку и предприятию. К концу дня была составлена программа действий в военных условиях. Она предусматривала2:
1) всемерное ускорение строительства заводов - дублеров в восточных регионах страны; создание в этих регионах филиалов уже действующих предприятий;
2) срочно перебазировать в глубь страны авиазаводы и смежные с ними производства из приграничных областей;
3) свернуть фундаментальные НИР и ОКР, которые не сулили результатов в ближайшем будущем; отдавать предпочтение совершенствованию уже освоенных промышленностью моделей и наращиванию темпов их выпуска;
4) поиск и разработку различных заменителей авиаматериалов, дефицит которых тормозит рост авиавыпуска.
Основные пункты этой программы весьма быстро получили практическое воплощение2.
На восьмой день войны для координации усилий государственных органов был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). К нему перешло руководство всей экономикой, военым производством, обороной, а в ведении правительства оставались отрасли, не связанные непосредственно с "оборонкой".
20 июля 1941 года ГКО принял решение о переброске в восточные районы страны 11 авиазаводов, находившихся в опасной близости к фронту. Эта дата, как отмечается в работе М.Ю. Мухина2, - начало крупномасштабной эвакуации авиапромышленности на восток. В ноябре 1941 года на фронт было отправлено 627 машин, то есть в 3-5 раз меньше, чем в сентябре, а в декабре - 600, наименьшая партия за весь период войны.
В ноябре - декабре 1941 года львиная доля авиавыпуска приходилась на горь-ковские и саратовские самолетостроительные заводы. Нельзя не согласиться с утверждением, что "эвакуация авиапредприятий представляла собой титаническое свершение, по масштабам не имевшее на тот момент аналогов"2.
При всей сложности обстоятельств первого дня войны наши летчики уничтожили тогда более 200 самолетов противника; кроме того, в этот день было совершено 16 воздушных таранов (Д.В. Кокарев, И.И. Иванов, А.И. Мокляк, Л.Г. Бутелин, С.М. Гудимов, В.С. Лобода, Л.С. Данилов, Е.М. Памфилов, П.С. Рябцев и другие). Со второго дня войны к выполнению боевых задач в тылу противника (Кенигсберг, Данциг, Люблин, Варшава, Краков) приступила дальняя авиация.
В результате действия советских ВВС в Белорусской операции авиационная группировка противника была существенно ослаблена. Только за период с 22 июня по 10 июля 1941 года наши ВВС уничтожили на аэродромах и в воздухе более 1000 гитлеровских самолетов3. Первый с воздуха удар по Берлину был нанесен 8 августа 1941 года группой дальних бомбардировщиков С.В. Ильюшина ДБ-3 Краснознаменного Балтийского флота под командованием полковника Евгения Николаевича Преображенского. Наша
ДБ -3Ф - модификация дальнего бомбардировщика ДБ -3, совершившего первый налет на Берлин
морская авиация выполнила 9 налетов на Берлин. Последний был совершен 5 сентября 1941 года.
За выполнение ответственного задания уже 13 августа Е.Н. Преображенский, В.А.Гречишников, А.Я. Ефимов, М.Н. Плоткин и П.И. Хохлов были удостоены звания Героя Советского Союза. В сентябре Героями Советского Союза стали еще 5 участников налетов на Берлин. Сталин сказал тогда Н.Г. Кузнецову: "Морские летчики достойны самых больших похвал. Они первыми по воздуху проложили путь на Берлин. Этот факт имеет историческое значение"4.
Идея первого налета на Берлин принадлежит наркому ВМФ адмиралу Николаю Герасимовичу Кузнецову. Для ее разработки он направил к авиаторам Балтики начальника авиации ВМФ генерал-лейтенанта Семена Федоровича Жаворонкова. Командир авиационного полка Балтфлота полковник Е.Н. Преображенский представил С.Ф. Жаво-ронкову свои расчеты и карту полета на Берлин. Было ясно, что операция может быть осуществлена на пределе возможностей экипажа и техники, риск был очень большим. Доложили Сталину, и он, рассмотрев все расчеты, разрешил провести эту операцию4.
Положение на фронте к концу осени 1941 года стало выравниваться за счет передислокации в зоны боевых действий авиации из Дальневосточного и внутренних военных округов и налаживания производства на эвакуированных предприятиях.
При обороне Москвы за 67 суток ВВС фронтов произвели свыше 51 тысячи самолетовылетов, из них 86% - в интересах обороняющихся фронтов и 14% - на прикрытие столицы от ударов с воздуха. Проведены две воздушные операции (с 11 по 18 октября и с 5 по 8 ноября 1941
года) по разгрому авиационных группировок противника, в результате которых было завоевано оперативное господство в воздухе. 5-6 декабря фронты, перешли в контрнаступление, начали Московскую наступательную операцию3.
В 1942 году произошло важное событие в истории советских ВВС - создание воздушных армий - крупных авиационных оперативных объединений, обеспечивающих масссирование авиации фронта на главных направлениях действий войск, централизацию управления и эффективность ударов авиации5. Это стало возможным благодаря значительному увеличению самолетного парка ВВС действующей армии (декабрь 1941 года - 2495 самолетов, май 1942 года - 3164 самолетов), поступлению на вооружение боевых машин новых конструкций: ЛаГГ-3, Як-1, Як-9, Пе-2, Ил-2 и других.
В марте 1942 года соединения дальней авиации были объединены в Авиацию дальнего действия с непосредственным подчинением Ставке Верховного Командования, что позволило по единому замыслу планировать и наносить массированные удары по наиболее важным стратегическим целям, расположенным в глубоком тылу противника.
Наш авиапром обеспечил, начиная с лета 1943 года, устойчивый выпуск 8-8,5 тысяч самолетов в квартал. В 1944 году суммарный авиавыпуск составил 40 тысяч самолетов, что приблизительно в 4 раза выше уровня 1940 года. Уже во второй половине 1944 года авиапром и ВВС обеспечили полное господство в воздухе. "Высокие боевые качества советских ВВС проявились в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, на Кубани, в операциях на правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. Если в операциях 1941 года участвовало 200-
400 самолетов, то в 1943-1945 годах - до нескольких тысяч, а в Берлинской операции до 7500 самолетов"1. На ней мы остановимся особо.
К началу Берлинской операции (16 апреля - 8 мая 1945 года) Германия еще располагала значительными силами. "Фашисткие войска (группы армий "Висла" и "Центр") насчитывали 1 млн человек, 10400 орудий и минометов, 1500 танков и штурмовых орудий и 3300 боевых самолетов. Наша авиация в этой операции насчитывала 7500 боевых самолетов. Средняя плотность авиации на 1 км фронта составляла 30 самолетов. На направлениях главных ударов она составляла 100-170 самолетов.
В целом в ходе Берлинской операции воздушные армии трех фронтов и 18-я воздушная армия сбили 1132 самолета противника и 100 уничтожили на аэродромах. По завершении операции в качестве трофеев был взят весь воздушный флот "Рейх", призванный защищать воздушное пространство Берлина и его района. "За годы Великой Отечественной войны фронтовая и дальняя авиации совершили около 3 млн 125 тысяч боевых самолетовылетов и нанесли противнику большой невосполнимый урон в живой силе и боевой технике. Из 77 тысяч самолетов, потерянных противником на советско-германском фронте, советской авиацией было уничтожено 57 тысяч, из них 44 тысячи в воздушных боях и 13 тысяч на аэродромах. 7313 самолетов противника было сбито средствами ПВО"1.
"Победу в той страшной войне добывали на фронте и ковали в тылу. Перед тысячами работников, в том числе работников авиапрома, стояла воистину титаническая задача - превозмочь, пересилить экономику практически всей Европы,
сцементированную руководством гитлеровской Германии в единый комплекс военных производств. Победа в той войне, конечно, не была результатом усилий только авиастроителей и ВВС, но их доля в той победе - весома и несомненна"2.
В годы войны было выпущено 125655 самолетов, из них более 108 тысяч боевых, в то время как Германия смогла выпустить только 88906 самолетов, в том числе 78890 боевых. В конечном счете именно это соотношение и определило исход борьбы за господство в воздухе.
У авиастроителей в том титаническом противостоянии был свой участок фронта, и они на нем победили2.
Эпилог
Советская авиапромышленность и Военно-воздушные силы Красной Армии оказали огромное влияние на ход и исход Великой Отечественной войны и победу над фашистской Германией.
Литература
1. Шибанов Г.П. Вклад Военно-воздушных сил СССР в дело победы над гитлеровской Германией // Вооружение и экономика. - 2015.- №2 (31).- с. 196-198.
2. Мухин М.Ю. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны. -М.:Вече, 2011. - 352 с.
3. Лазукин В.В. Военно-воздушные силы в годы Великой Отечественной войны и на современном этапе развития // Вооружение и экономика. - 2015 . - № 2 (31).- с. 110-116.
4. Додонов В. Самое интересное в истории российского флота // http//www. korvet2.ru/morjaki-bombjat-berlin.html (дата обращения:14.04.2015).
5. Лашков А.Ю., Голотюк В.Л. 100 лет Военно-воздушным силам России (1912-2012 годы). - М.: Русские витязи, 2012.- 792 с.