Научная статья на тему 'Боевой путь 125, 15, 198, 373-го гвардейского Севастопольского Краснознаменного бомбардировочного полка авиации дальнего действия в годы Великой Отечественной войны'

Боевой путь 125, 15, 198, 373-го гвардейского Севастопольского Краснознаменного бомбардировочного полка авиации дальнего действия в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Боевой путь 125, 15, 198, 373-го гвардейского Севастопольского Краснознаменного бомбардировочного полка авиации дальнего действия в годы Великой Отечественной войны»

К 70-летию ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

БОЕВОЙ ПУТЬ 125, 15, 198, 373-го ГВАРДЕЙСКОГО СЕВАСТОПОЛЬСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО БОМБАРДИРОВОЧНОГО ПОЛКА АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Косорукова Мария Ивановна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: maki21@bk.ru

COMBAT OPERATIONS OF 125th, 15th, 198th, 373rd GUARDS SEVASTOPOL LONG-RANGE BOMBER AIRCRAFT REGIMENT AWARDED WITH THE RED BANNER ORDER DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Kosorukova, Mariya I.

PhD, Assistant Professor of the Department for History of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: maki21@bk.ru

В 2015 г. весь мир, каждый сознательный гражданин отметит 70-ю годовщину окончания самой страшной войны в истории человечества - Второй мировой войны. Решающая роль в разгроме гитлеровской Германии, в победе над фашизмом принадлежит нашей стране, для которой эта война была прежде всего Отечественной.

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину; в бой было брошено 190 дивизий, тысячи самолетов, танков, десятки тысяч орудий и минометов. Над нашей страной нависла смертельная опасность. Для противостоя-

ния врагу за короткий срок были мобилизованы все экономические, моральные и военные силы страны.

1 418 дней и ночей длилась невиданная в истории жесточайшая борьба. Советская армия предстала перед миром как армия героев-освободителей.

Всемирно-историческое значение нашей победы над фашизмом подчеркнуто в Обращении Президента Российской Федерации В. В. Путина к современной армии (12 декабря 2012 г.), в котором отмечается, что боевой дух Вооруженных Сил держится на традициях, на живой связи с истори-

ей, на примерах мужества и самопожертвования героев.

Вечно будут жить в памяти народа победы советских воинов над фашистскими захватчиками в великих сражениях под Одессой и Севастополем, Киевом и Ленинградом, Москвой и Сталинградом, Курском и Орлом, Новороссийском и Керчью, на Днепре и Дунае, под Будапештом и Веной, в заключительной битве за Берлин. Необходимо еще и еще раз обращаться к подвигам героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Настоящая статья посвящена истории 125, 15, 198, 373-го Гвардейского Севастопольского Краснознаменного бомбардировочного полка авиации дальнего действия, летчики и технический состав которого мужественно и героически выполняли свой долг перед Родиной (статья написана по материалам монографии М. И. Косору-ковой «Воздушные рабочие войны», посвященной истории данного полка (книга находится в печати) и личного архива автора; большинство архивных материалов вводится в научный оборот впервые). Смена номера полка происходила из-за постоянных его переформирований, неизбежных в период военных действий.

Важно отметить роль полка при освобождении от фашистов Крыма и Севастополя, воссоединение которых с Россией (после искусственного отторжения в результате распада Советского Союза) состоялось в 2014 г.

Необходимо подчеркнуть многонациональный состав полка. «Воздушных рабочих войны» (это были русские, украинцы, грузины, армяне, представители других народов нашей страны) сплачивала главная цель - борьба против фашистских захватчиков, за освобождение нашей Родины. Особое значение приобретает тот факт, что ряд летчиков полка родились в Ворошиловграде (ныне Луганск). Единство народов нашей страны в годы Великой Отечественной войны стало одним из решающих факторов, обеспечивших нашу Победу.

125-й бомбардировочный авиационный полк был сформирован в августе 1940 г. в Могилеве в составе авиации Западного особого военного округа. В действующей армии во время Великой Отечественной войны полк сражался с 22 июня 1941 по

25 июля 1941 г. и с 17 сентября 1941 по 23 января 1942 г., как 125-й полк авиации дальнего действия - с 8 августа 1942 по

26 марта 1943 г., как 373-й - до августа 1945 г. После войны полк был дислоцирован в селе Кода (Грузия).

Полк первоначально базировался на аэродроме белорусского города Быхов и имел в своем составе 38 фронтовых бомбардировщиков СБ (средних бомбардировщиков) конструкции А. Н. Туполева и 30 Пе-2. Командовал полком майор Александр Иванович Кобец.

С первого дня Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. полк вместе с другими авиационными частями 13-й бомбардировочной авиадивизии Военно-Воздушных Сил Западного фронта принял удар гитлеровских люфтваффе. Боевые машины полка ежедневно вылетали на бомбардировку и штурм наземных войск противника. Летали днем, что увеличивало риск, без сопровождения истребителей, в районах, насыщенных немецкой истребительной авиацией и прикрытых мощной зенитной артиллерией. Не удивительно, что спустя месяц интенсивных боевых действий из 38 самолетов полка уцелело только 7. Погибло свыше половины летных экипажей. Командир полка А. И. Кобец не вернулся из боевого вылета 9 июля 1941 г.

25 июля 1941 г. полк был переведен на переформирование с фронта под Казань, где летчики прошли переобучение на новейшие пикирующие бомбардировщики Пе-2 конструкции В. М. Петлякова. Учеба и отдых были недолгими: 7 сентября 1941 г. летчики прибыли под Ленинград. А уже 17 сентября 1941 г. полк начал боевые вылеты в составе Военно-Воздушных Сил Ленинградского фронта в районах населенных пунктов Синявино, Мга, Тосно, Ижора, Урицк, Саблино, Сиверская. В сен-

тябре - октябре 1941 г. летчики полка действовали в районах населенных пунктов Невской Дубровки и Отрадного. С сентября по декабрь 1941 г. командиром 125-го бомбардировочного авиаполка был Владимир Александрович Сандалов, «железный майор», как прозвали его летчики, а их в свою очередь называли «сандалов-цы».

Бои по обороне Ленинграда стали одними из самых жестоких за всю историю полка. В течение 128 дней боев полк потерял 22 самолета и 60% летного состава. Первоначально полк действовал из района города Тихвина, а с начала октября 1941 г. - с аэродрома на северо-западе Ленинграда. Под прикрытием истребителей 15-го истребительного полка 12 октября и 6 ноября 1941 г. полк наносил чувствительные удары по аэродрому Сиверская. 16 декабря 1941 г. полк бомбил колонны противника у города Чудово. Именно в этот день на подступах к Ленинграду при защите города Чудова проявил героизм экипаж летчика И. С. Черных, направив горящий самолет в район наибольшего скопления вражеской техники и тем самым повторив подвиг Н. Ф. Гастелло. Полк принимал участие в ходе Тихвинской оборонительной и Тихвинской наступательной операций.

За время боев под Ленинградом было совершено 162 групповых боевых вылета для нанесения бомбовых ударов по скоплениям боевой техники и пехоты врага, сброшено 21 355 авиационных бомб, разгромлен крупный штаб, два эшелона с живой силой и техникой, три склада с боеприпасами, повреждены 10 железнодорожных станций, уничтожено 89 самолетов противника. К январю 1942 г. полк потерял 60% летного состава и 22 самолета, а к 21 января 1942 г. в полку остался один исправный самолет.

В январе 1942 г. полк перебросили на аэродром подмосковного города Монино для выполнения особой задачи. Летчикам 125-го авиаполка предстояло одними из первых в Военно-Воздушных Силах Крас-

ной армии освоить американский средний бомбардировщик North American B-25 Mitchell, поставки которого по ленд-лизу начались в начале 1942 г. По воспоминаниям летчиков полка, это были мощные и удобные в управлении боевые машины, на них полк успешно воевал до самой Победы.

Новые бомбардировщики имели большую дальность полета, поэтому в июле 1942 г. 125-й бомбардировочный авиаполк был включен в состав вновь сформированной 222-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии Резерва Верховного Главнокомандования, а в сентябре того же года вместе с авиадивизией вошел в состав авиации дальнего действия.

Авиация дальнего действия находилась в ведении Верховного Главнокомандования и в состав фронтов не входила, а участвовала в особых операциях. Полк воевал на огромном участке территории от Ленинграда до Севастополя.

С 8 августа 1942 г. полк, базируясь на аэродроме Чкаловское Московской области, начал боевые вылеты и вплоть до конца марта 1943 г. действовал как бомбардировочный полк дальней авиации. Полк участвовал в операциях, проводимых Западным, Калининским, Сталинградским, Брянским фронтами. Летчики полка наносили удары по войскам и скоплениям техники на станциях и железнодорожных узлах Гомель, Вязьма, Витебск, Орша, Смоленск, Брянск, по авиации на аэродромах Курск, Смоленск, Сеща, Витебск, Ново-Дугино.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. личный состав полка одерживал одну победу за другой, громя немецко-фашистских захватчиков днем и ночью, на переднем крае обороны и в глубоком тылу противника.

Кроме нанесения бомбовых ударов по врагу ночные бомбардировщики полка оказывали помощь партизанам Белоруссии и Чехословакии, забрасывали в глубокий тыл врага наших разведчиков, скидывали листовки.

Боевые успехи воинов полка были по достоинству оценены командованием. Приказом Наркома обороны СССР от 26 марта 1943 г. № 138 полку было присвоено гвардейское звание, он стал именоваться 15-м Гвардейским бомбардировочным полком авиации дальнего действия. В 1944 г. после расформирования полк был переименован в 15-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк. За мужество личного состава полка при освобождении Крыма и Севастополя полку было присвоено наименование «Севастопольский».

В боях 1942-1944 гг. бессменным командиром полка был полковник Сергей Алексеевич Ульяновский. А на завершающем этапе войны командиром гвардейцев стал подполковник Владимир Савич Цыганен-ко.

В 1945 г. полк был снова переформирован, бомбил Кенигсберг (Калининград) и участвовал в Берлинской операции как 373-й БАБП (Берлинский авиационный бомбардировочный полк). 9 мая 1945 г. полк встретил в Германии.

По официальным данным полк совершил 5 319 боевых вылетов, из них в составе авиации дальнего действия - 4 000. Боевой налет - 18 987 часов, из них ночью -17 741 час. На врага было сброшено 6 082 тонны бомб различного калибра, уничтожено 286 самолетов, 12 500 солдат и офицеров, 149 танков, 321 автомашина, потоплено 4 баржи, взорвано 116 складов с боеприпасами, подожжено 114 железнодорожных эшелонов, подавлено 157 орудий зенитной артиллерии, 97 прожекторов.

За военную доблесть и мужество личному составу полка от имени Верховного Главнокомандующего тов. И. В. Сталина было объявлено 11 благодарностей.

В 125, 15, 198, 373-м Гвардейском Севастопольском Краснознаменном бомбардировочном полку авиации дальнего действия служили 12 Героев Советского Союза, 45 орденоносцев полка.

В качестве примера хотелось бы привести биографии двух летчиков и описание

их подвигов, реконструированное на основе полковых стенгазет.

Владимир Александрович Сандалов

Родился 26 января 1906 г. в Санкт-Петербурге в семье военного фельдшера. Отец умер в 1911 г., мать - в 1914 г. Воспитывался в Гатчинском сиротском институте. В 1918 г. - беспризорный, в 1919 г. - воспитанник детского дома. С сентября 1926 г. начал службу в Красной армии. Член ВЛКСМ с 1919 г. Член КПСС с 1928 г.

В 1927 г. окончил Военно-теоретическую школу летчиков, в 1929 г. - 3-ю военную школу летчиков. С 1929 по 1935 г. - командир корабля 55-й тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрильи. В 1939 г. принимал участие в финской войне.

С сентября по декабрь 1941 г. был командиром 125-го бомбардировочного авиаполка и 2-й смешанной авиационной дивизии. Участвовал в обороне Ленинграда. Личный состав его полка действовал смело, дерзко и находчиво, не давая покоя фашистам как на передовой, так и в тылу. Самолеты совершали по 5-6 боевых вылетов в день. В. А. Сандалов был примером смелости и отваги для личного состава полка.

За образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и за безупречную службу В. А. Сандалов награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и 15 медалями.

За успешное выполнение боевых заданий, высокое боевое мастерство и личный героизм при обороне города Ленинграда В. А. Сандалову присвоено звание Героя Советского Союза. В 1960 г. В. А. Сандалов уволен в запас в звании генерал-майор авиации, помощник командующего ВВС Туркестанского военного округа. Умер в 1980 г. Похоронен в Сестрорецке.

Из полковой стенгазеты: «СЛАВНАЯ ПОБЕДА ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЛКА»:

«Накануне 24-й годовщины Великого Октября в листовках, сброшенных на Ленинград, фашисты угрожали: «Шестого и седьмого будем бомбить, а восьмого будете хоронить». Шестого ноября 1941 года «сандаловцы» под командованием своего «железного майора» в 11 часов 25 минут нанесли внезапный бомбовый удар по аэродрому Сиверская, где были сосредоточены фашистские самолеты, готовые для нанесения бомбового удара по Ленинграду. Через три часа под командованием капитана Резвых был нанесен повторный удар. Газета «Ленинградская правда» в то время писала: «В ноябре 1941 года на Ленинград не упала ни одна бомба. И причиной тому были пикировщики, которые при поддержке штурмовиков и истребителей разгромили гнездо немецких бомбардировщиков. Наши авиаторы заставили фашистов 7 ноября 1941 года оттаскивать на свалки искореженную дюраль Юнкер-сов и Хейнкелей, рыть на обширном кладбище новые могилы».

Василий Иванович Пономарёв

Родился 30 января 1911 г. в городе Рязани (Церковный тупик, дом 1). Отец - Иван Иванович Пономарёв, мать - Мария Алексеевна Пономарёва. Русский. Член ВЛКСМ с 1925 г. Член КПСС с 1937 г. В 1935 г. окончил Ейское авиационное училище. В 1940 г. прибыл в 125-й бомбардировочный полк авиации дальнего действия на должность комиссара авиационной эскадрильи в звании старшего политрука. С первого и до последнего дня войны принимал активное участие в разгроме немецко-фашистских захватчиков, в качестве командира экипажа наносил бомбовые удары по врагу на поле боя и в его тылу. Пономарёв героически сражался с врагом и, будучи комиссаром, воодушевлял личный состав на боевые подвиги.

За образцовое выполнение заданий в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за безупречную службу В. И. Пономарёв награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны

I степени, орденом Отечественной войны

II степени, двумя орденами Красной Звезды и тринадцатью медалями. Войну окончил заместителем командира полка по политической части в звании подполковника. Уволен в запас в звании полковника. Член агитбригады. Вел большую работу по воспитанию молодежи на примерах героических подвигов нашего народа. Ушел из жизни 5 июля 1992 г. Похоронен в Рязани на Ново-Гражданском (Сысоевском) кладбище.

Из полковой стенгазеты: «УДАР ПО ПЕРЕПРАВЕ ВРАГА»:

«Командиру 5-й авиационной эскадрильи Быкову было поручено сорвать переправу немецких войск через реку Шаря. Шестерка самолетов стрелкового батальона взяла курс в направлении переправы. На одном из них был комиссар авиационной эскадрильи В. И. Пономарёв. Штурман авиационной эскадрильи Михайлов вывел группу на заданную цель. Бомбы с большой точностью сброшены на врага. Переправа противника была сорвана. На обратном пути наши самолеты были атакованы восемью истребителями врага. Наши бомбардировщики шли без прикрытия. Несколько самолетов стрелкового батальона были объяты пламенем, в том числе и самолет комиссара. Огонь полз по кабине Пономарёва, а штурман и стрелок молчали - вероятно, были убиты. В это время перестал работать один мотор, и Василий Иванович покинул объятый пламенем самолет на парашюте. Приземлился в болоте западнее Пинска (Белоруссия). Когда добрался до своих, узнал, что от полка осталась небольшая группа самолетов, которая продолжала вести боевую работу».

Сегодня почти нет ничего, что внешне напоминает о войне, разве что памятники - бронзовые фигуры солдат, склонившихся в скорбном молчании над Вечным огнем. Но война оставила кровоточащие рубцы в сердцах миллионов людей. Вот почему мы говорим: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.