Научная статья на тему 'Завоевание советской авиацией господства в воздухе в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )'

Завоевание советской авиацией господства в воздухе в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3911
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / ВОЙНА / ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ / ПОТЕРИ САМОЛЕТОВ / AIR FORCE / WAR / HOSTILITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербин Николай Макарович

Анализируются боевые действия советской авиации по отражению превосходящих воздушных сил Германии. Рассматривается процесс завоевания Военно-воздушными силами Красной армии господства в воздухе и дается оценкаих боевых действий в период коренного перелома в ходе войны и на завершающем ее этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Щербин Николай Макарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Achieving air superiority by Soviet air fleet during World War II (1941-1945)

This article discusses the state of the Soviet Air Force at the beginning of the war, the fighting of the aircrafts at the early stage of the war, the losses of German and Soviet aircrafts. The actions of the Soviet pilots to gain operational excellence in the Moscow area are described. The causes of air combats that Soviet pilots won are explained. The estimation of inefficient use of aircrafts by many joint commanders during the transition to the centralised management of it. Having large numbers of aircrafts, they sought to use all their force regardless of the situation for air support and cover for troops on the battlefield solely. The summer and autumn of 1942 were a critical step in the development of the Soviet Air Force as the share of new aircrafts grew over the months from 28.7 to 77.2 percent, while in the army aviation it went from 44.7 to 81.1 per cent. In this period of war the country had extensive experience in fighting for supremacy in the air. Of the total of 803 sorties of combat aircrafts in the fight against the enemy planes, the Soviet fighters made 184,686 sorties to cover up the Army and the most important objects in the rear of the front and 69,397 to support other types of aircrafts. In the Stalingrad offensive action the scope of action of the Soviet Air Force for the destruction of enemy aircrafts directly on the ground widened. The designated turning point at Stalingrad in the struggle for supremacy in the air further developed in Kuban region and ended in the summer of 1943 near Kursk. During the air battles in May June 1943, the leaders, commanders and staffs at all levels had a good schooling in air units control in a complex environment. As a result of the victories by the Soviet aircrafts and air-defence artillery in the winter and spring of 1944 the Wehrmacht lost about five thousand aircrafts. The 4th Air Force and 16th Air Army in the period from 29 June to 3 July made 4000 sorties, and the Long-Range Aviation 3200 sorties. The Air Force of the Soviet Union entered 1945 at the height of its power. They outnumbered the Wehrmacht fleet by over 3 times. Thus, it should be noted that in the third period of the war (1944 May 8, 1945) all operations of the Land Forces were made in the atmosphere of air supremacy of the Soviet Air Force, but intense struggle with enemy aircrafts continued until the defeat of Nazi Germany. Thus, the struggle for air superiority was an essential part of the warfare of the Soviet Union against Nazi Germany.

Текст научной работы на тему «Завоевание советской авиацией господства в воздухе в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )»

Н.М. Щербин

ЗАВОЕВАНИЕ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИЕЙ ГОСПОДСТВА В ВОЗДУХЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

Анализируются боевые действия советской авиации по отражению превосходящих воздушных сил Германии. Рассматривается процесс завоевания Военно-воздушными силами Красной армии господства в воздухе и дается оценка их боевых действий в период коренного перелома в ходе войны и на завершающем ее этапе.

Ключевые слова: Военно-воздушные силы; война; господство в воздухе; потери самолетов.

Война застала Военно-воздушные силы Красной армии в стадии организационной перестройки. Итогом модернизации стала децентрализация управления и подчинение различным инстанциям общевойскового командования. Это в значительной мере затрудняло маневр и массированное применение авиации на важнейших направлениях боевых действий [1. С. 65]. Авиационный парк западных пограничных округов располагал только 1 540 современными самолетами, в то время как противник имел почти 5 000 самолетов новых конструкций. Используя внезапность и численное преимущество, немецкое командование в первый же день войны, утром 22 июня 1941 г., воздушным налетам подвергло 26 аэродромов Западного, 23 - Киевского, 11 - Прибалтийского военных округов. Военно-воздушные силы Красной армии потеряли за этот день 1 200 самолетов, из которых 738 было уничтожено на аэродромах Западного особого военного округа. Советским летчикам удалось совершить в это день только 6 тыс. самолето-вылетов и сбить свыше 200 самолетов противника.

Отражая превосходящие воздушнее силы противника, советская авиация несла большие потери. Только в Белорусской оборонительной операции, в период с 22.06 по 9.07.1941 г., среднесуточные потери боевых самолетов составили 99 машин. Всего же за 18 дней боев было потеряно 1 777 самолетов [2. С. 368]. Советские летчики не дрогнули в боях. Уже 22 июня 1941 г. они шестнадцать раз таранили фашистские самолеты [3. С. 25]. Решительность и самоотверженность личного состава Красной армии, в том числе и Военно-воздушных сил, были вынуждены признать даже бывшие фашистские генералы и офицеры - авторы книги «Мировая война 1939-1945 гг.». Они писали: «...потери немецкой авиации не были такими незначительными, как думали некоторые... За период с 22 июня по 15 июля 1941 г. немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля - 477» (Цит. по: [4. С. 11]).

Командованию Красной армии в первые 18 дней войны удалось привлечь к боевым действиям всю советскую авиацию, которая совершила более 47 тыс. самолето-вылетов. За три месяца оборонительных боев советскими летчиками было уничтожено около

1 600 самолетов противника [5. С. 74]. Готовясь к захвату Москвы, вермахт в начале октября 1941 г. сосредоточил на московском направлении мощную группировку войск. На этот раз противник превосходил в силах три советских фронта (Западный, Резервный и Брянский), державших здесь оборону: у него было в

1,4 раза больше людей, в 1,7 раза - танков, в 1,8 раза -орудий и минометов, в 2 раза - самолетов. Оценив сложившуюся обстановку на подступах к Москве, Ставка ВГК приказала командующему ВВС Красной

армии организовать 11-12 октября массированные удары по вражеским аэродромам. Выполняя эту задачу, авиация Северо-Западного, Западного, Брянского и Юго-Западного фронтов уничтожила большое количество немецких самолетов.

С 5 по 8 ноября операция по уничтожению немецких самолетов на аэродромах повторилась. На этот раз советское командование, сосредоточив под Москвой около

1 000 самолетов, создало количественное превосходство над противником в воздухе. К участию в операции были привлечены военно-воздушные силы Калининского, Западного, Брянского фронтов, 81-я дивизия дальней бомбардировочной авиации и авиация Московской зоны обороны. Мощным ударам были подвержены 28 вражеских аэродромов, а 12 и 15 ноября - еще 19 аэродромов немецко-фашистской группировки, на которых было уничтожено 88 самолетов [6. Т. 4. С. 104].

Начатое в ноябре наступление немецко-фашистских войск закончилось провалом. Военно-воздушные силы фронтов за два месяца совершили более 51 тыс. самолето-вылетов, из них 14% - на воздушное прикрытие столицы. К началу декабря впервые завоевали оперативное господство на московском направлении, потеряв в период с 30.09 по 5.12.1941 г. 293 боевых самолета, имея в наличии после этого 860, а противник - немного более 600 самолетов. Летом и осенью 1942 г. центр борьбы за господство в воздухе переместился на южное крыло советско-германского фронта. Между Волгой и Доном развернулись ожесточенные воздушные бои. В отдельные дни проходило по 60-70 воздушных схваток, в которых участвовало до 100-120 самолетов. Фашистская авиация имела на 1 мая численное превосходство над советской в 1,5 раза [7. С. 197, 368].

Создание в мае - июне воздушных армий (ВА) обеспечило гибкость и оперативность управления. В резерве Ставки ВГК в летнее-осенний период сформировались три армии. В сентябре - октябре они были переформированы в 11 смешанных и однородных корпусов, пять из которых убыли в октябре - ноябре на фронт. Количественный и качественный рост фронтовой авиации позволил повысить напряженность ее действий в 1,5 раза по сравнению с зимней наступательной кампанией 1941-

1942 гг. На сталинградском направлении немецкая авиация имела превосходство над советской более чем в два раза. 8-я ВА, противостоящая ей, имела 454 самолета, в том числе 74 ночных бомбардировщика. В боевых действиях вместе с частями армии участвовали до 150200 дальних бомбардировщиков и 60 самолетов-истребителей авиационной дивизии ПВО страны [6. Т. 5. С. 158]. В Сталинградской наступательной операции, в период с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 г., советская авиация потеряла 706 боевых самолетов (среднесуточ-

ные потери составляли 9 машин), а противник - около 3 000 самолетов [8. С. 704].

Этот перелом под Сталинградом в борьбе за господство в воздухе получил дальнейшее развитие на Кубани и завершился летом 1943 г. под Курском. В день начала наступления войск Северо-Кавказского фронта с целью разгромить таманскую группировку противника (29 апреля) советские летчики произвели 1 308 самолето-вылетов. В этот же день враг потерял 74 самолета в воздушных боях. И еще 7 самолетов - от огня зенитной артиллерии. В последующие дни напряжение борьбы в воздухе возросло на порядок. Над участком фронта (25-30 км) в день происходило до 40 воздушных боев, в каждом из которых с обеих сторон участвовало 50-80 самолетов. За 12 дней (29 апреля - 10 мая) только в результате воздушных боев противник потерял 368 самолетов. Советская авиация полностью захватила инициативу. Однако удержать ее не удалось. Противник сумел сосредоточить в короткий промежуток времени (с 26 мая по 7 июня) около

1 400 самолетов. Добившись тем самым численного превосходства (в 1,5 раза) в авиации, противник вновь захватил инициативу в воздухе.

Воздушные сражения на Кубани, длившиеся с перерывом около двух месяцев, по числу воздушных боев и количеству участвовавших в них самолетов были самыми крупными из всех предшествующих операций. С 17 апреля по 7 июня 1943 г. советская авиация уничтожила 1 100 самолетов противника [6. Т. 6. С. 108]. Этим самым она еще больше укрепила свое положение в воздухе. Немецко-фашистское командование не смирилось с этим. Готовясь к наступлению в районе Курской дуги, оно постепенно стягивало туда наиболее боеспособные авиационные соединения.

Ставка ВГК, готовя Вооруженные силы к летнеосенним сражениям 1943 г., придавала очень большое значение завершению борьбы за стратегическое господство в воздухе и дезорганизации сосредоточения немецко-фашистских войск на курском направлении. К началу Курской битвы в войсках советских фронтов было

2 172 самолета. Фронтовая авиация на курском направлении усиливалась дивизиями и корпусами резерва Верховного Главнокомандования. Из 18 авиационных корпусов, находившихся на фронтах, и 4 корпусов резерва Ставки к июню 1943 г. здесь находилось 13. Истребительные части получали в большом количестве новые самолеты, которые по сравнению с основным типом немецкого истребителя Ме-109ф имели лучшую маневренность и более высокую горизонтальную скорость.

В воздушной операции приняли участие шесть воздушных армий - 1-я Западного, 15-я Брянского, 16-я Центрального, 2-я Воронежского, 17-я Юго-Западного и 8-я Южного фронтов. 1-я воздушная армия нанесла массированный удар по пяти крупным аэродромам, в том числе в районе Сещи и Брянска. Из-за удаленности места базирования из состава 15-й ВА в нанесении удара по аэродромам в районе Орла участвовали два авиационных полка. Авиационные соединения 16-й ВА уничтожали самолеты на пяти аэродромах в районах Орла, Навли. 254 самолето-вылета по шести аэродромам, главным образом харьковского аэродромного узла, совершили летчики 2-й ВА. Два аэродрома бомбили авиаполки 17-й, и три - части 8-й ВА. Всего советские

ВВС в первом массированном ударе подвергли воздействию 17 вражеских аэродромов. Противник, застигнутый врасплох, не смог оказать организованного противодействия и потерял 194 самолета на аэродромах и 21 боевую машину в воздушных боях. Урон, причиненный советской авиации, составлял 21 самолет. Повторные удары по неприятельским аэродромам наносились днем 6, утром 7 и 8 мая [9. С. 176]. Достигнутые результаты обеспечили улучшение воздушной обстановки в советских войсках на центральном и южном участках фронта. Однако силы немецко-фашистской авиации не были сломлены.

По решению Ставки ВГК в первой половине июня была проведена вторая воздушная операция ВВС. К ней привлекались силы трех воздушных армий фронтовой авиации (1-й, 15-й и 2-й) и бомбардировочные соединения авиации дальнего действия. Боевые действия начались 8 июня, вечером. Достигнуть полной внезапности удара по аэродромам немецкой авиации не удалось. Противник учел опыт майских действий советских ВВС и держал противовоздушную оборону в полной боевой готовности. Успеха добились те воздушные армии, которые наносили удары большими группами и выделяли значительные авиационные силы для подавления средств ПВО врага. Так, 1-я ВА нанесла удар по аэродрому Сещи 111 самолетами, более половины которых были выделены для подавления зенитной артиллерии и борьбы с истребителями противника. Гитлеровцы потеряли на аэродроме и в воздушных боях 35 самолетов.

В последующие дни по аэродрому Сещи нанесли удар 160, а по аэродрому Брянска 113 самолетов этой же воздушной армии. Ими было сожжено и повреждено на земле 76 и сбито в воздухе 14 немецких самолетов. Авиация дальнего действия в течение трех ночей бомбила аэродромы в Сеще, Брянске, Орле, Олсуфьеве, Карачеве, Запорожье, Сталино, Боровском, Клинцах (3 360 самолето-вылетов). Всего за три дня воздушной операции, с 8 по 10 июня, было подвергнуто воздействию 28 вражеских аэродромов. Общими усилиями фронтовой авиации дальнего действия было уничтожено и выведено из строя свыше 245 самолетов противника.

2 июня немецко-фашистская авиация совершила повторный, более крупный дневной налет на железнодорожный узел Курск. В нем участвовало 543 самолета, в том числе 424 бомбардировщика. Для их перехвата были подняты в воздух 280 истребителей 16-й и 2-й ВА фронтовой авиации и 106 истребителей 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. К противодействию была привлечена и зенитная артиллерия Курской группы противовоздушной обороны.

Первый вражеский эшелон в составе более 130 бомбардировщиков и 30 истребителей сопровождения был встречен истребителями 16-й ВА с орловского направления. В результате атак истребителей было сбито 58 немецких самолетов. К железнодорожному узлу прорвались лишь отдельные бомбардировщики. Во втором и третьем эшелонах противника шли 120 бомбардировщиков и 55 истребителей сопровождения. Против них было поднято 86 советских истребителей, которые сбили 34 неприятельские машины. В четвертом и пятом эшелонах летели 167 бомбардировщиков и 14 истреби-

телей. Эти два эшелона шли к Курску с обоянского направления на больших высотах (6-7 тыс. м). Для отражения налета советское командование привлекло 205 истребителей. Однако им не удалось перехватить все группы вражеских бомбардировщиков. Около ста машин прорвались к Курску, нанесли удар по железнодорожному узлу и вывели его из строя на 12 часов. За этот сравнительно небольшой успех враг заплатил высокую цену. За день боев на подступах к Курску и непосредственно над городом он потерял 145 самолетов. Потери советской авиации составили 27 истребителей.

В результате ожесточенной борьбы за стратегическое господство в воздухе весной и в начале лета

1943 г. мощь немецко-фашистской авиации была подорвана. Ее потери на советско-германском фронте с апреля по июнь составляли около 3,7 тыс. самолетов. Она уже утрачивала стратегическую инициативу в воздухе, но всеми силами старалась удержать ее. Борьба с новой силой развернулась в начале июля 1943 г., когда немецко-фашистские войска перешли в наступление на курском направлении. За трехмесячный период подготовки к Курской битве авиация фронтов и резерва Ставки совершила на центральном участке фронта более 42 тыс. боевых самолето-вылетов, а авиация дальнего действия - 6 506. Силы 6-го и 4-го немецких воздушных флотов, действовавших на курском направлении, к началу июля 1943 г. были значительно ослаблены. Битва под Курском, в которой противник потерял

3 700 самолетов, явилась завершающим этапом в борьбе за господство советской авиации в воздухе в стратегическом масштабе [6. Т. 7. С. 131-133].

После поражения в летних операциях 1943 г. противник оказался неспособным восполнить урон в самолетном парке, и особенно в летном составе на советско-германском фронте. К концу 1943 г. авиационная группировка противника насчитывала 3 073 боевых самолета. В результате побед, одержанных советской авиацией и зенитной артиллерией зимой и весной 1944 г., вермахт потерял около 5 тыс. самолетов. К началу Белорусской операции в войсках 4 фронтов, которым предстояло ее выполнить, насчитывалось 5 300 боевых самолетов, у противника - 1 350. Советская авиация на 23.06.1944 г. превосходила по численности самолетов немецкую авиацию почти в 4 раза. Чтобы ослабить авиагруппировку противника в Белоруссии, авиация дальнего действия еще за 6-10 суток до начала наступления провела воздушную операцию по уничтожению немецких самоле-

тов на аэродромах. В течение 4 ночей начиная с 13 июня

1944 г. были подвергнуты сильным ударам 8 основных аэродромов, на которых базировалось около 60% воздушного флота [10. С. 45, 47, 51].

Военно-воздушные силы Советского Союза вступили в 1945 г. в зените своего могущества. Они превосходили воздушный флот вермахта более чем в 3 раза [6. Т. 10. С. 449]. При завершении освобождения Польши советская авиация 2 фронтов: 1-го Белорусского и 1-го Украинского, привлекаемых в этих целях, имела 5 000 самолетов, а противник - 630. Таким образом, соотношение самолетов в полосе наступления двух фронтов было в пользу советских войск - 7,9:1. Массирование авиации заключалось в том, чтобы с ее помощью путем разгрома фашистской группировки в Польше создать благоприятные условия для нанесения решающего удара по Берлину. Группировка советской авиации трех фронтов, которые привлекались к проведению Берлинской операции, состояла из трех воздушными армий: 4-й ВА 2-го Белорусского, 16-й ВА 1-го Белорусского и 2-й ВА 1-го Украинского фронтов. Кроме того, к операции привлекались 18-я ВА, ВВС войска Польского. Общая численность авиации в Берлинской операции составляла 7 500 боевых самолетов, в том числе 297 польских. Немецкая авиация в районе Берлина имела около

2 тыс. самолетов, в том числе 70% истребителей. В Берлинской операции советские истребители провели 1 317 воздушных боев, в ходе которых сбили 1 132 немецко-фашистских самолета и уничтожили 100 самолетов противника непосредственно на аэродромах. Потери советской авиации в этой битве составили 917 самолетов.

В третий период войны (1944 - 8 мая 1945 г.) все операции Сухопутных войск проводились в обстановке господства в воздухе советской авиации, но напряженная борьба с ВВС противника продолжалась до полного разгрома фашистской Германии. Авиация противника потеряла более 21 тыс. самолетов, советские войска - 8 611 самолетов [10. С. 119-120]. Таким образом, борьба за господство в воздухе составляла важнейшую часть всей вооруженной борьбы Советского Союза против немецко-фашистской Германии. Советская авиация уничтожала авиацию противника в воздухе, поражала самолеты на аэродромах, подавляла средства управления авиацией, выводила из строя взлетнопосадочные полосы, уничтожала склады авиационных горюче-смазочных материалов и другие средства обеспечения боевых действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скоморохов Н.М. Развитие оперативного искусства в годы Великой Отечественной войны и значение опыта войны для современности //

Роль Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг. (По материалам IX военно-научной конференции ВВС). М. : Воениздат, 1986.

2. Гриф секретности снят: Потери Вооруженных сил СССР в войсках, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование

/ под общ. ред. Г. В. Кривошеева. М. : Воениздат, 1993.

3. Тимохович И.В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М. : Воениздат, 1976.

4. Ефимов А.Н. Роль советских Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне // Роль Военно-воздушных сил в Великой Отечествен-

ной войне в 1941-1945 гг. (По материалам IX военно-научной конференции ВВС). М. : Воениздат, 1986.

5. Военно-исторический журнал. 1966. № 10.

6. История Второй мировой войны. 1939-1945 : в 12 т. М. : Воениздат, 1975-1982.

7. Яковлев Н.Н. Жуков. М. : Молодая гвардия, 1992.

8. Военно-энциклопедический словарь. М. : Воениздат, 1996.

9. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / предс. ред. комиссии С.И. Руденко. М. : Воениздат, 1968.

10. Военно-воздушные силы Красной армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Военно-исторические очерки. Новосибирск : Ново-

сибир. кн. изд-во, 2009.

Статья представлена научной редакцией «История» 12 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.