Научная статья на тему 'Вклад адмирала Г. И. Бутакова в создание системы морской учебной практики'

Вклад адмирала Г. И. Бутакова в создание системы морской учебной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКОЙ ПРАКТИКИ / УЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дельвиг Н.А.

В статье рассматривается вклад адмирала Г. И. Бутако-ва в процесс усовершенствования системы военно-морского образования на Черноморском флоте: в создание базы для прохождения морской практики, а также в разработку методики проведения практических занятий для кадет морских корпусов и для постоянного состава Черноморского флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF ADMIRAL G.I. BUTAKOV TO THE CREATION OF MARINE TRAINING PRACTICE

The article examines the contribution of admiral G.I. Butakov to the process of improving the system of naval education in the Black Sea Fleet: in creating a base for marine practice, and in developing methods for conducting practical exercises for the cadets of the marine corps and for the permanent staff of the Black Sea Fleet.

Текст научной работы на тему «Вклад адмирала Г. И. Бутакова в создание системы морской учебной практики»

УДК 376.1

ВКЛАД АДМИРАЛА Г. И. БУТАКОВА В СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МОРСКОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматривается вклад адмирала Г. И. Бутако-ва в процесс усовершенствования системы военно-морского образования на Черноморском флоте: в создание базы для прохождения морской практики, а также в разработку методики проведения практических занятий для кадет морских корпусов и для постоянного состава Черноморского флота.

Ключевые слова: организация морской практики, учебное плавание, военно-морской флот, военно-учебные заведения, практическая подготовка, личный состав.

Н. А. Дельвиг N.A. Delvig

CONTRIBUTION OF ADMIRAL G.I. BUTAKOV TO THE CREATION OF MARINE TRAINING PRACTICE

The article examines the contribution of admiral G.I. Butakov to the process of improving the system of naval education in the Black Sea Fleet: in creating a base for marine practice, and in developing methods for conducting practical exercises for the cadets of the marine corps and for the permanent staff of the Black Sea Fleet.

Keywords: organization of marine practice, training navigation, naval fleet, military educational institutions, practical training, personnel.

По первоначальному замыслу Петра I Навигацкая школа должна была являться учебным заведением, дающим общее специальное теоретическое образование его воспитанникам в преддверии второго, заключительного этапа подготовки отечественных морских специалистов - плавания на морских судах.

Изначально каждое военно-морское образовательное учреждение ежегодно финансировалось государством по установленным нормам на все виды их деятельности, но впоследствии финансирование кадетских корпусов происходило не только из казны, но и за счет пожертвований дворянства на их строительство, содержание и субсидирование [1]. Отдельной строкой предусматривались дополнительные деньги на финансирование ежегодной морской практики кадет и гардемаринов, а также на содержание отряда учебных кораблей при крупных военно-морских учебных заведениях [2].

На Черноморском флоте процесс становления и развития военно-морского образования начался с момента основания флота - 1783 г. Одним из приоритетных направлений подготовки высококвалифицированных морских специалистов изначально было создание военно-учебных заведений с полноценной практической базой.

Одним из основоположников системы практической подготовки на Черноморском флоте был Г. И. Бутаков - герой Севастопольской обороны, организатор парового броненосного флота России, командующий Черноморским флотом, основоположник принципиально новой морской тактики -тактики броненосных судов. Он требовательно и внимательно относился к подбору и подготовке кадрового состава флота, лучшей школой воспитания которого контр-адмирал считал море, так как именно в «обстановке суровой морской стихии», по его мнению, и формировались качества, необходимые военным морякам: патриотизм, находчивость, хладнокровие, самообладание, ответственность, решительность, стойкость, любовь к морю, товарищество, воинская честь, интуиция и др. [3, с. 141].

В педагогическом наследии Г. И. Бутакова, несмотря на наличие теоретических работ по военно-морскому искусству, доминирует практическая деятельность по осуществле-

нию воспитания и практической подготовки личного состава флота. Личный пример рассматривался адмиралом как нравственное право на осуществление командирских обязанностей; организация соревнований в процессе службы - как средство оценки моральных качеств подчиненных; поощрение - как залог дальнейших успехов; знание индивидуальных особенностей нижних чинов - как необходимое условие военно-патриотической деятельности офицерского состава [4].

Особое внимание Г. И. Бутаков уделял морской подготовке личного состава, стремясь при этом превратить учения из рутинных занятий в увлекательные состязания. В отчете о плавании эскадры летом 1860 г. Григорий Иванович отмечал: «Считая необходимым основать всякое совершенствование флота на соревновании, я ввел в отряде, чтобы из всякой работы выходила гонка и первым кораблям в каждой работе немедленно изъявлялось сигналом удовольствие. Если же работа была произведена быстрее предшествовавшего раза, - то особенное удовольствие» [5, с. 90]. На возглавляемой Г. И. Бутаковым эскадре часто в воскресные дни устраивались состязания по плаванию, по бросанию лота, шлюпочные гонки и т. п., что безусловно стимулировало интерес личного состава к практической деятельности.

Огромное значение Г. И. Бутаков придавал морской подготовке и, в частности, шлюпочным гонкам. В Приказе № 30 от 1 сентября 1867 г. он отмечал «...Это едва ли не лучший из находящихся в наших руках способов, чтобы молодым людям узнать себя, начать закаливать свои нервы, изощрять свой глазомер и готовить себя ко всем непредвиденным случайностям нашей службы... Состязания шлюпок, вместе с тем, прекрасное средство нам всем узнавать, кто из нас из какого металла» [6, с. 21]. Призы победителям соревнований командующий вручал лично на флагманском корабле. Г. И. Бутаков был уверен, что состязательная деятельность дает возможность активно проявить личностные качества в соревновательных ситуациях, а соревновательность определяет стремление к успеху и умение вести честную и справедливую борьбу.

Кроме того, он осознавал, что для интенсификации развития флота требовалось разработать совершенно новую

систему боевой подготовки. Если в эпоху парусного флота (конец XVIII - первая половина XIX вв.) для приобретения навыков в управлении кораблями было необходимо как можно больше находиться в плавании, то с появлением парового флота такая система подготовки оказалась непригодной. Теперь нужно было еще до выхода в море теоретически подготовить личный состав к обслуживанию не только сложных механизмов и устройств, но также к использованию оружия. Г. И. Бутаков обосновал важность грамотного сочетания теоретических и практических занятий. После приобретения необходимых теоретических навыков личный состав начинал готовиться к обслуживанию техники, стоя на якоре, и лишь за этим следовала подготовка одиночного корабля на ходу, сперва на рейде, потом в море [6, с. 17]. Таким образом, Г. И. Бутаковым был введен поступательный принцип боевой подготовки, завершающим этапом которой было обучение совместному плаванию в составе отряда или эскадры. Введенная на флоте система боевой подготовки дала блестящий результат в первую же учебную кампанию.

В целях повышения эффективности боевой подготовки Г. И. Бутаков разработал типовое недельное расписание практических занятий, которое закрепил по эскадре [7]. В этом же приказе он потребовал от командиров кораблей проявления самой широкой инициативы в организации учений и занятий. В приказе № 27 от 4 августа 1867 г. он также указывал на то, что «в наше время войны будут внезапны, энергичны и недолговременны, а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться необходимо всегда, постоянно, неотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы» [8, с. 118]. По распоряжению адмирала впервые на флоте начали проводиться и общие ночные учения эскадры.

Уже в середине XIX века Морская практика имела особое значение для гардемаринов и ее ежегодная продолжительность составляла 3-4 месяца плавания в море. После успешной сдачи выпускных экзаменов и 6 месяцев морского плавания выпускнику присваивался чин гардемарина. На Черноморском флоте в учрежденном «Положении о морской практике» говорилось о том, что учебный год заканчивался в мае сдачей экзаменов, после чего происходило распределение на боевые корабли Черноморского флота для участия в учебном плавании.

С 1852 г. особо преуспевающих в учебе отправляли на суда, идущие в заграничные плавания. Отличительной особенностью таких походов было не только занятие практической учебной деятельностью, но и организованные для кадет и гардемаринов экскурсии, продуманная культурная программа, организация посещения военных кораблей иностранных государств и организация визитов на свой корабль. Так, в письме гардемарина, проходившего морскую практику на корабле «Ретвизан», совершавшего поход по Европе, написанном 14 августа 1858 г., говорится о том, что занятия практикантов были разделены на 2 вахты - утреннюю и вечернюю. Также вахтенным методом проводились и занятия по французскому языку, в которые входил курс французской литературы, перевод и письмо под диктовку. Преподаватель французского языка был специально прикомандирован на судно на время учебного похода. Кроме того, практиканты

обучались ведению метеорологического журнала. Особое внимание уделялось снабжению практикантов. В частности, в морском походе рацион был усиленным по сравнению с обычным. За обедом подавали красное вино или херес. На завтрак выдавали дополнительную порцию сыра и сливочного масла.

Обязательным ритуалом в выходные дни было проведение Божественной литургии, где хор певчих состоял из кадет-практикантов. Во время обеда всегда играл военный оркестр под руководством флотского капельмейстера, находившегося на борту.

В письме говорится о том, что по прибытии в Нюборг (Дания) для практикантов была организована экскурсия по городу, после чего кадеты отправились в двухдневную поездку в немецкий Гамбург с ночевкой в отеле. На следующий день практиканты побывали в Гамбургском театре. По возвращении на корабль, перед отплытием принимали активное участие в организации посещения корабля местными жителями. На палубе был организован фуршет и концерт военного оркестра. По отплытию капитан подписал приказ о проведении занятий только «на морских переходах», так как на стоянках в порту практиканты участвовали в культурной программе. На следующем переходе к занятиям добавились астрономия для гардемарин, навигация - для юнкеров. На занятия по морской инженерии под руководством старшего механика направлялись кадеты инженерных специальностей. Артиллерийский офицер руководил занятиями по морской артиллерии для кадет артиллерийского училища. Старшие палубные офицеры руководили такелажной работой для практикантов всех морских специальностей.

По прибытии в Брест (Франция) по инициативе портовых властей учащиеся морских учебных заведений осматривали сам порт, арсенал, судоверфь и морской музей. Но, учитывая благоприятные условия обустройства портовой территории, корабельные офицеры организовали занятия по шлюпочной гребле [9].

Программа морской практики была тщательно продумана и спланирована на всех уровнях. Для практикантов были созданы не только условия для проведения учебных практических занятий в целях повышения уровня знаний и владения специальностью, но и мероприятия, прививающие любовь к морской службе, направленные на осознание престижа статуса морского офицера, а также культурная программа, которая позволяла практикантам развиваться всесторонне, знакомиться с культурными ценностями иностранных держав, приобретать социальный опыт, повышать собственный уровень культуры и образованности.

В 1882 г. программы были полностью пересмотрены. Обучение артиллерийских специалистов состояло из двух частей: береговой - в учебно-артиллерийской команде и морской - в учебном отряде артиллерийских кораблей. [10].

В 1890 г. было утверждено новое Положение об учебном отряде. В нем формулировалось назначение отряда, взаимоотношения командующего отрядом и начальника училища, права и обязанности судовых офицеров и воспитателей, правила распределения воспитанников по судам, программы обучения, способы проведения на судах проверочных испытаний и экзаменов. В приложении были подробно изложены обязанности старшего училищного офицера,

Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)

111

вахтенные обязанности воспитанников, распределение времени занятий на судах и дисциплинарные взыскания, применяемые к учащимся [2].

Строго регламентировалась и тематика практических занятий. Для будущих штурманов было предусмотрено определение координат корабля на карте пеленгами, крюйс-пеленгами и углами, вычисление широт и долгот, склонения компаса и проверка часов по астрономическим наблюдениям. Особенностью практики была подготовка к проведению гидрографических работ: топографическая и геодезическая части учебной программы. Поэтому занятия, в ходе которых отрабатывались навыки работы с морскими инструментами, изначально проводились на берегу. Корабли, на которых проходили практику будущие штурмана снабжались дополнительными картами. Отдельное дополнение к учебному плану регулировало и прохождение морской практики будущими морскими артиллеристами.

Окончательно система эффективной организации морской практики и подготовки морских кадров на Черноморском флоте сложилась к началу XX века.

Особенностями подготовки будущих офицеров в Российской империи, не потерявшими актуальности в наши дни, являются: многоуровневая подготовка офицерских кадров; дифференциация успеваемости кадет, учитываемая при назначении на должность и распределении; организация практических и развивающих занятий во внеучебное время под руководством преподавателей и офицеров-воспитателей; благотворительный характер военного образования; повышенное внимание к духовному воспитанию.

В целом анализ проблемы позволяет сделать вывод, что методика проведения практических занятий и программы обучения модифицировались с учетом потребностей времени под непосредственным руководством командования флота с целью подготовки высококвалифицированного

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРЕДПРОЕКТНОМУ АНАЛИЗУ

В статье раскрыта суть сторителлинга как метода, используемого в дизайн-проектировании. Изложены виды сторителлинга, дана характеристика базовых элементов сторителлинга, формы представления повествования. Выявлена эффективность использования данного метода при обучении студентов-дизайнеров предпроектному анализу.

Ключевые слова: сторителлинг, метод обучения, дизайн, проектирование, контент.

Для организации процесса обучения студентов способам проектирования следует рассмотреть приемы и методы,

личного состава, способного нести военно-морскую службу не только на берегу, но и выполнять свои обязанности в море в периоды участия России в морских кампаниях, чему и способствовала гибкая, проверенная временем система организации морской практики.

1. Басаев В. Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России, XVIII век - начало XX века : дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2000. 169 с.

2. Грабарь В. К. Вскормленные с копья. Очерки по истории детского воспитания. СПб. : СПбГУ, 2009. 580 с

3. Толстова Л. Н. Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX вв.: Истори-ко-педагогический анализ : дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 299 с.

4. Лукьянов А. А. Военно-патриотические взгляды русских флотоводцев конца XVII - начала XX вв. (исторический аспект) // Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 5. С. 52-59.

5. Морской сборник. 1860. Т. 50. № 12, декабрь. Часть неофициальная. С. 90.

6. Морской сборник. 1867. Т. 92. № 10, октябрь. Морская хроника. С. 17-21.

7. Морской сборник. 1866. Т. 83. № 4, апрель. Часть неофициальная. С. 138, 140-141.

8. Сборник приказов и инструкций адмиралов / сост. С. А. Скрягин. СПб. : Тип. морского министерства в главном адмиралтействе, 1898. 353 с.

9. Морской сборник. 1858. Т. 37. № 9, сентябрь. Смесь. С. 92-97.

10. Свод морских постановлений. СПб., 1887. Кн. 2. С. 23-26.

© Дельвиг Н. А., 2017

Г. А. Ланщикова G. A. Lanshchikova

APPLICATION OF THE METHOD OF STORITELLING IN THE TRAINING OF STUDENTS-DESIGNERS TO PRE-PROJECT ANALYSIS

The article reveals the essence of storytelling as a method used in design-projecting. The types of storytelling are described, the characteristics of the basic elements of storytelling, the form of presentation of narrative are given. The effectiveness of using this method in teaching design students to the pre-project analysis has been revealed.

Keywords: storytelling, teaching method, design, projecting, content.

используемые современными дизайнерами в профессиональной деятельности. Методика обучения дизайну - наука

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.