Научная статья на тему 'Крым. Севастополь. Флот'

Крым. Севастополь. Флот Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2064
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / СЕВАСТОПОЛЬ / ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА / РУССКИЙ ВОЕННЫЙ ФЛОТ / ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ / ВОЕННО-МОРСКАЯ МОЩЬ / УКРАИНИЗАЦИЯ / CRIMEA / SEVASTOPOL / NAVAL BASE / RUSSIAN NAVY / BLACK SEA FLEET / NAVAL POWER / UKRAINIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриев Владимир Александрович

В статье дан краткий очерк истории создания и развития базы российского флота в Севастополе и участия Черноморского флота в реализации военно-стратегических планов Российской империи и СССР. Представлен авторский взгляд на задачи укрепления Черноморского флота в связи с воссоединением Крыма с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimea. Sevastopol. Fleet

Interrelation of naval power and place of fleet basing is an important direction of geopolitical and military strategic studies, especially in a changing geopolitical picture of the world. My article is a brief sketch of the history and development of the Russian naval base in Sevastopol and Black Sea Fleet participation in the implementation of the military-strategic plans of the Russian Empire and the Soviet Union. Analyzing Russian tsars'' decrees related to naval building, archival documents and military-history researches, I tried to show the dependence of the Black Sea Fleet military power from military-technical, scientific and moral state of its base in Sevastopol. So, I argue the most important reasons for the defeat, and then the death of Russian Black Sea Fleet in 1918 were destruction of the unity of command in the army and navy (‘democratization’ of the army and navy in accordance with Order number 1), activation of Ukrainian nationalism and the policy of Ukrainization in the Navy and as a consequence, its moral decay. I pay special attention to the objectives of strengthening Black Sea Fleet in the new geopolitical situation; especially I focused on military-technical aspect and creation of naval infrastructure.

Текст научной работы на тему «Крым. Севастополь. Флот»

УДК 93:359

Дмитриев В.А.

Крым. Севастополь. Флот

Дмитриев Владимир Александрович, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Президент Отделения погранологии Международной академии информатизации, академик МАИ, контр-адмирал в отставке

E-mail: [email protected]

В статье дан краткий очерк истории создания и развития базы российского флота в Севастополе и участия Черноморского флота в реализации военно-стратегических планов Российской империи и СССР. Представлен авторский взгляд на задачи укрепления Черноморского флота в связи с воссоединением Крыма с Россией.

Ключевые слова: Крым, Севастополь, военно-морская база, русский военный флот, Черноморский флот, военно-морская мощь, украинизация.

В деле воссоздания нашего морского могущества, нашей морской мощи может быть только один лозунг, один пароль, и этот пароль - «вперед».

П.А Столыпин

Простое включение Крыма ... в Украинское государство не соответствовало бы желаниям большинства населения.., ибо ни русские, ни немцы, ни татары украинцами быть не желают.

Меморандум крымских земцев. Октябрь 1918 г.

Есть в мире территории и города, которые окружены ореолом героики, доблести и славы. Крым и Севастополь из такой категории. Особенно интересна и даже сакральна их история для Русского Мира. Здесь в 960-е гг. у Керченского пролива возникает русское Тмутараканское княжество со столицей в Тмутаракани на Таманском полуострове и с частью территории в Крыму на Керченском полуострове. В 988 г. в Херсонесе Таврическом происходит крещение Святого Князя Владимира, с чего начинается Крещение Руси. Многочисленные морские походы и торговые плавания русских по Черному морю привели к тому, что народы Европы и Азии все чаще стали называть его Русским морем1.

Затем семь веков за владение Крымом борются половцы, крестоносцы, монголы, татары, турки, русские, поскольку положение Крыма в центре Азово-Черноморского региона, близость к проливу Босфор и Керченскому проливу, а также его относительная обособленность от материка делают полуостров стратегически-важной территорией всего Причерноморья. Крым -исторический перекресток народов и торговых путей. В ХУІ-ХУІІ вв. воды Черного моря активно осваивали донские и запорожские казаки, неоднократно появлявшиеся у стен Трапезунда и Константинополя. Весь XVIII век и особенно его вторая половина ознаменовались для России многочисленными и затяжными войнами с Турцией. Одной из целей России в этих войнах было завоевание выхода к Черному морю и установление контроля над ним, что было крайне необходимо как с точки зрения суверенитета империи, так для ее дальнейшего экономического развития .

Русско-турецкая война 1769-1774 гг. велась на суше и на море, причем впервые русская эскадра, выйдя из Петербурга и обогнув Европу, вошла в Средиземное море, где под командованием графа Алексея Григорьевича Орлова и адмирала Г еоргия Андреевича Спиридова дала туркам бой в Чесменском проливе, полностью разгромив турецкий флот. В ходе кампании 1771 г. русская армия под командованием князя Василия Михайловича

1 «Днепр втечеть в Понетьское море жерелом, еже море словеть Руское» (Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. Т. 1. Повесть временных лет. М.: Языки славянской культур, 2006. С. 34).

2 См., в частности: Россия и Черноморские проливы: XVIІ-XX столетия / Под ред. Л.Н. Нежинского, А.В. Игнатьева. Международные отношения, 1999; Белавенец П.И. Материалы по истории русского флота. М. - Л.: Государственное военноморское издательство НКВМФ Союза ССР, 1940; Белова Е.В. Русско-турецкие войны и миграционная политика России в первой половине XVII в // Вопросы истории. 2008. №. 5. С. 131-145; Широкорад А.Б. Русско-турецкие войны. М.: АСТ, М^ск: Харвест, 2000.

Чесменский бой. Гравюра Кано и Ватца Крепость Перекоп (Ор-Капу). С гравюры XVII в.

с картины Патона. Конец XVIII в.

Алексей Наумович Сенявин (Си-нявин; 1722-1797) -адмирал, командующий Донской и Азовской военными флотилиями

Херсон. План крепости в конце XVIII в. (по материалам ЦГВИА): 1 - собор, 2 - дворец Г.А. Потемкина, 3 - главная аптека, 4 - монетный двор, 5 -арсенал, 6 - Очаковские ворота, 7 - Московские ворота

Долгорукова взяла штурмом крепости Перекоп и Арабат и, войдя в Крым, захватила города Гёзлёв, Ак-Мечеть, Керчь, Балаклаву, крепость Еникале. Итогом этой войны стало подписание знаменитого Кючук-Кайнарджийского договора 1774 г., по которому к России отходили Азов, Керчь, Еникале, Кинбурн. России стали доступны Черное, Азовское моря, проливы Босфор и Дарданеллы1. Русские торговые корабли получили право заниматься коммерцией на Черном море и выходить в Средиземное. Крымское ханство объявлялось независимым от Турции. Молдавия и Валахия получили автономию.

Однако воспользоваться правом выхода в Черное море Россия сразу не смогла: для этого не было флота, хотя подготовка к его созданию велась и ранее. Так, в 1770 г. контр-адмирал Алексей Наумович Синявин начал срочно строить Донскую флотилию, предназначенную для охраны черноморского берега от вторжения турок. В письме И.Г. Чернышеву2 от 25 апреля 1771 г. он писал: «...вообразите себе мое удовольствие: видел с 87-футовой высоты стоящие пред гаванью (да где же? в Таганроге) суда под военным российским Императорским флагом, чего со времени Петра Великого, то есть с 1699 года, здесь не видали»3. На Дунае также под руководством вице-адмирала Сенявина началось строительство кораблей для Дунайской флотилии. Несмотря на несовершенство кораблей новой флотилии, они с 1772 г. не только охраняли устье Дуная, но даже выходили на крейсирование в море и совершали переходы до берегов Крыма.

В 1773 г. «Описная партия» под руководством штурмана Ивана Батурина составила первую карту и описание Ахтиарской (впоследствии Севастопольской) бухты и ее окрестностей. Стратегическое значение бухты первым оценил Александр Васильевич Суворов, писавший Екатерине II: «... подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли»4.

Корабли, построенные в Таганроге и на Дунае, обладали незначительной мореходностью и слабой артиллерией, относились большей частью к низкосидя-щим, быстроходным и маневренным «новоизобретенным» кораблям5, для плавания в Черном море оказались в основном малопригодными. Было ясно, что Турция, оправившись после войны, попытается силой вернуть утраченные позиции в Крыму и Северном Причерноморье. Встал вопрос о быстром выборе и строительстве нового центра судостроения и военной гавани для Черноморского флота.

18 июня 1778 г. Екатерина II издала Указ - заложить в устье Днепра город-крепость Херсон6, который стал центром зарождения судостроения и флота на Черном море. 17 ноября 1782 г. фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под командованием капитана 1 ранга Ивана Максимовича Одинцова вошли в Ахтиарскую

1 См.: Кючук-Кайнарджийский мирный договор 10 июля 1774 г. // Под стягом России: Сб. архивных документов. М.: Русская книга, 1992. С. 78-92.

2 Граф Иван Григорьевич Чернышёв (1717 или 1726-1797) - генерал-фельдмаршал по флоту, президент Адмиралтейств-коллегии.

3 Цит. по: Военные строители Черноморского флота; историческая хроника./ Авт. кол-в под рук. С.А. Полоцкого. Севастополь, 1997.

4 Цит. по: История Штурманской службы флота России, М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

5 Класс парусных плоскодонных кораблей, строившихся в России в конце XVIII в. на старых Петровских верфях. Они были вооружены 12-16 орудиями калибра 6-12 фунтов, хорошо зарекомендовали себя в Азовском море, в условиях прибрежного плавания. Однако на волнении они имели плохую остойчивость и низкую мореходность, уступая в открытом море турецким кораблям и фрегатам.

6 Указ 1778 г. Июня 18. Именной, данный Новороссийскому Генерал-губернатору князю Потемкину. «О назначении места для заведения на Лимане, Гавани и верфи и о наименовании оного Херсоном» // История Херсона: малая иллюстрированная энциклопедия. Часть I. XVIII век. «Благополучный град Херсон» / Сост. П.Е. Осминин, И.Н. Илиади. Под общ. ред. С.Н. Черевко. Херсон, 2009. С. 57-59.

Вид Ахтиарской (Севастопольской) бухты. Раскрашенная гравюра по оригиналу Х.Г. Гейслера. 1794

бухту. Становилось все более ясным, что Крым и Ахтиар-ская бухта наиболее пригодны для базирования будущего Черноморского флота, способного противостоять Турции. Но для этого Крым должен быть российским.

Поэтому важнейшим очередным шагом в реализации «южной морской идеи» стало мирное присоединение рескриптом Екатерины II от 8 апреля 1783 г. «О присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую» Крыма к России, происшедшее благодаря дипломатическим усилиям князя Григория Александровича Потемкина. В своих письмах к Екатерине II он неоднократно подчеркивал, что до тех пор, пока Крым не будет русским, южные границы России будут постоянно находиться под угрозой удара со стороны Турции и что только с присоединением Крыма будет действительно решена проблема заселения южных земель и создания военного и торгового флота на Черном море1. В декабре 1782 г. Екатерина II отправила на имя Потемкина «секретнейший рескрипт» о необходимости присоединения Крыма к России. Руководство этой акцией возлагалось на Потемкина. В результате переговоров Потемкина с крымским ханом Шагин-Гиреем последний в конце февраля 1783 г. отрекся от престола в пользу России и отдал себя под ее покровительство2. За успешное осуществление присоединения Крыма Потемкин получил титул князя Таврического. В 1791 г. по Ясскому мирному договору Османское государство признало Крым владением России . Так Крым навечно стал российским.

Первыми шагами Потемкина по реализации этого рескрипта стали строительство Севастополя как военного и морского порта России и создание Черноморского флота, как военного, так и торгового.

2 (ст. ст.) мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошла эскадра из 13 российских кораблей под командованием вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева, где незадолго до того контр-адмиралом Фомой Фомичом Мекензи было положено начало новому городу - Севастополю4. Через несколько дней, 18 (7 ст.ст.) мая 1783 г. Ф.А. Кло-качев напишет об этом вице-адмиралу П.А. Костливцеву5:

1 См.: Екатерина II и Г.А. Потемкин. Личная переписка (1769-1791) / Сост. В.С. Лопатин. М.: Наука, 1997.

2 О сложной политической интриге Шагин-Гирея и усилиях Г.А. Потемкина по приведению к присяге Императрице татарской знати Крымского ханства (присяга состоялась на плоской вершине скалы Ак Кая под Карасубазаром в начале июля 1783 г., см. письмо светлейшего князя - ЦГАДА. Ф. I. Оп. 1/1. Д. 43. Л. 86) подробнее см.: Екатерина II и Г.А. Потемкин. Личная переписка...

3 См.: Ясский мирный договор между Российской и Османской империями (Трактат вечного мира и дружбы заключенный между Империею Всероссийскою и Оттоманскою Портою в Яссах в 29 день Декабря 1791-го года чрез назначенных к тому с обеих Сторон Полномочных и подтвержденный обоюдными Г осударскими Ратификациями размененными между взаимными Полномочными в Яссах в 29 день Генваря 1792 года) // Договоры с Востоком политические и торговые / Собрал и издал Т. Юзефович. СПб: 1869. С. 41-49.

4 «Севастополь» (греч.) - «величественный город», «город славы», «имперский город». Первым поселением на месте Севастополя был форпост Херсонес-1, возникший в VI в. до н.э. В 988 г. город был захвачен киевским князем Владимиром, а в период с 1475 по 1781 гг. перешел под контроль Османской империи.

5 Костливцев Петр Антонович (1724-1786) - вице-адмирал, командир Таганрогского порта.

Светлейший князь (с 1776) Григорий Александрович Потёмкин-Таврический (1739-1791)

Федот Алексеевич Клока-

чёв (1739-1783), вицеадмирал, командующий Черноморским флотом России, первый кавалер ордена святого Георгия среди русских моряков

Шахин-Герай (Шагин-Гирей, 1745 —1787), последний крымский хан

Фома Фомич Мекензи

(Томас МакКензи, Thomas MacKenzie; 1740 -1786), российский контрадмирал шотландского происхождения, основатель Севастополя

«...Из Керчи я с эскадрою отправился в поход самого того ж 26 числа, как к вам в последний раз писал оттуда, в Ахтиарскую гавань пришел сего мая 2 благополучно, о которой могу вам объявить, подобной еще гавани не видал, и в Европе действительно таковой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, т.е. военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надежно к здоровью, словом сказать лучше нельзя найти к содержанию флота место.»1. Именно вице-адмирала Ф.А. Клокачева - одного из героев Чесменского сражения - 11 января 1783 г. (т.е. еще до официального включения Крыма в состав России) Императрица назначает «для командирования заводимым флотом на Черном и Азовском морях», который стал предшественником Потемкина - первым командиром Черноморского флота Российской империи.

3 июня 1783 г. с помощью судовых команд началась расчистка берегов от леса и строительство Севастополя. Руководил строительством начальник штаба эскадры флаг-капитан при контр-адмирале Ф.Ф. Мекензи Дмитрий Николаевич Сенявин. По приказу контр-адмирала Ф.Ф. Мекензи были заложены церковь во имя Николая Чудотворца, дом командующего , пристань, кузница в адмиралтействе, само адмиралтейство, магазины, госпиталь, а также казармы и жилые дома для офицеров; его заботами устроены были каменоломни и печи для выжигания извести, а хорошо налаженное хозяйство на отведенных морскому ведомству землях давало большую часть продуктов, необходимых для снабжения тогдашнего деревянного флота и питания команд. Кроме собственно морских команд, в Херсон и Севастополь из разных губерний выслано было несколько сот рабочих, и в числе их из Петербурга 40 семейств охтенских плотников2. Оставаясь начальником эскадры и держа свой флаг на фрегате «Крым», Мекензи был, в сущности, первым главным командиром Севастопольского порта. Памятью о его трудах осталось название Мекензиевых гор вокруг Севастополя, на которых находился его хутор, данный Мекензи Г.А. Потемкиным в награду за службу. 14 июня (по новому стилю) 1783 г. считается Днем рождения города Севастополя.

13 июля вице-адмирал Ф.А. Клокачев представил в ад-миралтейств-коллегию Петербурга карту Ахтиарской (Севастопольской) гавани, которая закрепила названия бухт и служила руководством для всех последующих работ в новом порту. Главную бухту назвали Северной (Большой), вторую -Южной (отводилась под торговый порт), следующую -Корабельной (для стоянки крупных кораблей). Бухта, где хранились порох и ядра, стала Артиллерийской. Подальше от города -Карантинная (морской карантин), Ки-лен-бухта (место для килевания - осмотра и ремонта подводной части корпуса -кораблей и судов). Сюда стали прибывать офицерские и матросские семьи, «работные люди», на своих подводах приезжали на стройку бала-клавцы, из Т аганрога доставлялись крайне дефицитные инструменты и металлические изделия. Несмотря на многие трудности весной 1784 г. город уже довольно образовался. 10 февраля 1784 г. Екатерина II утвердила имя новому городу на Черном море и распорядилась выбить по этому случаю медаль с девизом «Польза России». Весной 1784 г. Севастополь был открыт для торговли не только русским, но и иностранным судам.

Хотя Днем рождения Черноморского флота считается 13 мая 1783 г. - день перехода из Керчи в Ахтиарскую бухту авангардного отряда флотилии вицеадмирала Ф.А. Клокачева в составе четырех фрегатов, бомбардирского корабля, шхуны и бота, формальным документом, закрепившим образование Черноморского флота, стал указ Императрицы от 13 (24) августа 1785 г. об утверждении его штата. Согласно этому штату, Черноморский флот должен был состоять из двух 80-пушечных, десяти 66-пушечных линейных кораблей; восьми 50-пушечных, шести 32-пушечных, шести 22-пушечных фрегатов; пяти 12-пушечных судов и восьми транспортов с общей численностью личного состава 13 504 человека. Офицеры и матросы в первое время строительства флота присылались с Балтийского флота, а в 1786 г. в Херсоне был основан 2-й Морской кадетский корпус, готовящий офицеров непосредственно для Черноморского флота.

Указом Екатерины командование созданным флотом поручалось его создателю генерал-фельдмаршалу князю Г.А. Потемкину, наместнику Императрицы на юге России. В соответствии с этим указом было создано и Черноморское адмиралтейское правление, получившее фактическую независимость от Адмиралтей-ств-коллегии в решении вопросов по управлению Черноморским флотом. Старшим членом правления стал капитан 1 ранга Николай Семенович Мордвинов. В честь столь знаменательного события была выбита медаль «Слава России».

И.М. Берсенев. Карта Ахтиарской гавани от Бельбека до Херсонского мыса. Июнь 1783 г С сайта http://wrww.runivers.ru/Kunivers/calendar2.php ?Ю=6153 7 &шопШ=&уеаг=

Граф Николай Семёнович Мордвинов (1754-1845), русский флотоводец, экономист, один из организаторов Черноморского флота, первый в истории России морской министр (1802), председатель Вольного экономического общества (1823-1840)

Менее чем через пятнадцать лет флоту предстояло воевать с Францией. Под

1 ЦГВИА СССР. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 160. Ч. 1. Л. 23, 61.

2 Охтенская слобода близ Петербурга - поселение вольных плотников-судостроителей.

командованием вице-адмирала Федора Федоровича Ушакова Черноморский флот одержал ряд блестящих побед, в частности, взяв штурмом французские укрепления на острове Корфу. Россия обрела военно-морскую базу на Средиземном море, усилив свое господство в этом регионе.

Через полвека благодаря развитию судостроения Черноморский флот становится одним из лучших парусных флотов Европы. На его вооружении уже стоят мощные линейные корабли, число которых к середине XIX в. достигло 14-ти. Помимо них, в составе флота числилось четыре корвета, 12 бригов, шесть пароходофрегатов, шесть фрегатов и др. Лучшим из линейных кораблей того времени являлся 74-пушечный корабль «Азов», отличившийся в 1827 г. в Наваринском сражении. В русско-турецкой войне 1828-1829 гг. прославился 18-пушечный бриг «Меркурий», одним из первых награжденный кормовым Г еорги-евским флагом. На поприще кораблестроения здесь проявили себя знаменитые русские самородки Иван Иванович Афанасьев (1730-1793, конструктор «новоизобретенных кораблей») и Александр Степанович Катасанов (17371804, проектировщик новых 74-пушечных кораблей, с 1801 г. - генерал-лейтенант). В отправленном в июне 1783 г. письме Адмиралтейств-коллегии говорится: «... объявленную от господина вице-адмирала и кавалера похвалу ему мастеру Катасанову объявить, сказав при том и от коллегии за то его изрядное строение удовольствие, а таковое ж объявить и другому мастеру Афанасьеву»1.

Заметную роль в становлении и развитии Черноморского флота сыграли моряки-пограничники. Наличие мощного военного флота выдвинуло Россию в число крупных морских держав. Это позволило государству заняться установлением пограничного контроля на море и побережье, реализацией таможенных действий в морских пространствах. Охрана берегов Черного моря в таможенном отношении началась в 1793 г., вскоре после завоевания и окончательного присоединения Крыма и строительства Одессы. Досмотр здесь осуществлялся на основании положений Указа Екатерины II от 27 сентября 1782 г. о таможенной цепи и страже2. Основными направлениями военно-морской политики Российской империи в рассматриваемый период были: защита морских торговых путей, конвоирование купеческих караванов и защита прибрежного пространства материка и прилегающих к нему островов. Так, например, для того, чтобы воспрепятствовать проникновению турок к берегам Крыма и Таманского полуострова суда Азовской флотилии были разделены на отряды, охранявшие Керченский пролив и ограждавшие линией крейсеров все северные берега Черного моря. Необходимость иметь мореходные, скоростные и маневренные пограничные

корабли также стимулировала строительство, прежде всего, легких шхун и крейсерских яхт.

На протяжении всей своей истории Черноморский флот успешно выполнял стоявшие перед ним задачи. В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг., несмотря на численное превосходство флота противника, русские моряки нанесли ему крупные поражения в сражениях у Фидониси (1788 г.), в Керченском морском сражении 1790 г., у Тендры (1790 г.) и у мыса Калиакрия (1791 г.). В войне ярко проявилось флотоводческое искусство адмирала Федора Федоровича Ушакова, командовавшего Черноморской эскадрой в 1790-1798 гг.

В 1804 г. во время войны с Францией эскадра Черноморского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова вела боевые действия в Средиземном море, освободила Ионические острова, штурмом овладев о. Корфу.

В 1806-1807 гг. эскадра под командованием вице-адмирала Дмитрия Николаевич Сенявина, действуя в Эгейском море, разгромила турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях, применив новый прием боя - сосредоточение двойного превосходства сил (два своих корабля против одного вражеского) на решающем участке боя.

74-пушечный корабль «Азов»: общий вид (наверху) и чертежи (внизу). С сайта http://and-kin2008.narod.ru/drawingazov. html

Федор Федорович Ушаков (1745-1817)

Дмитрий Николаевич Сенявин (1763-1831)

1 Цит. по: Скрицкий Н.В. Самые знаменитые кораблестроители России. М.: Вече, 2002. С. 74.

2 См.: Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской от 27 сент. 1782 [Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров]: Из Правительствующаго Сената объявляется во всенародное известие. Печатан в Санктпетербурге: При Сенате: 10 окт. 1782. 5 с.; 2° // Полное собрание законодательства Российской империи (ПСЗРИ). Собрание 1. Т. XXI. СПб., 1830. № 15522. С. 682-684.

18-пушечный бриг «Меркурий»

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. Художник И.К Айвазовский. 1892

Григорий Иванович Бутаков (1820-1882), генерал-адъютант, адмирал, исследователь Черного моря

Михаил Петрович Лазарев (1788-1851), адмирал (1843), командующий Черноморским флотом

В русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Черноморский флот содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Победа брига «Меркурий», одержанная им в бою с двумя турецкими линейными кораблями, была отмечена высокой наградой - кормовым Георгиевским флагом, - вошла в историю военного искусства и увековечена живописцами (И. Айвазовским и Н. Красовским).

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. эскадра под командованием вицеадмирала Павла Степановича Нахимова разгромила турецкую эскадру в Синопском сражении 1853 г. Во время обороны Севастополя (1854-1855) черноморские моряки под руководством адмиралов П.С. Нахимова, Владимира Алексеевича Корнилова и Владимира Ивановича Истомина героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам.

После окончания Крымской войны по Парижскому мирному договору 1856 г. Россия была лишена права иметь военный флот на Черном море. Это ограничение суверенных прав России на Черном море было отменено лишь в 1871 г. Возрождение флота в конце XIX в. связано с именами адмиралов Григория Ивановича Бутакова и Степана Осиповича Макарова. В 1877 г. Г.И. Бутаков предложил строить крейсера и броненосцы сериями, спроектированными в соответствии с предполагаемыми задачами флотов, и заранее готовить для них кадры. В этом же году С.О. Макаров впервые в мире применил торпеды против турецких броненосцев. В 1881 г. он провел гидрологические исследования в Босфорском проливе, опубликовав впоследствии труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей»1, удостоенный премии Академии наук.

Здесь уместно подчеркнуть, что еще в первой половине XIX в. укрепление военно-морской мощи России на Черном море сопровождалось развитием научного знания о нем. Так, в 1820 г. берега Черного моря исследовала совместная российско-французская экспедиция в составе капитан-лейтенанта М.Б. Верха, штурмана Григорьева и капитана Готье (Франция)2. В 1826-1836 гг. гидрографическая экспедиция Егора Павловича Манганари3 работала у русских и турецких берегов на бриге «Николай» и яхте «Голубка», делая промеры до глубины 300 м. По результатам работ этой экспедиции в 1842 г. издан «Полный атлас Черного и Азовского морей». Наиболее же масштабной была экспедиция Г.И. Бутакова (тогда лейтенанта) на тендере «Поспешный» и лейтенанта И.А. Шестакова на тендере «Скорый», снаряженная в 1846 г. и отправленная в 1847 г. из Одессы по инициативе выдающегося русского мореплавателя и флотоводца адмирала Михаила Петровича Лазарева, командовавшего в то время Черноморским флотом.

В 1881 г. была принята кораблестроительная программа для Черного моря. К началу ХХ в. в составе Черноморского флота было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др.4, к началу Пер-

1 Макаров С.О. Об обмене вод Черного и Средиземного морей. СПб., 1885.

2 См.: Виноградов К.А. Очерки по истории отечественных гидробиологических исследований на Черном море. К.: Изд-во АН УССР. С. 14.

3 Егор Павлович Манганари (1796- после 1857) - русский гидрограф. Заслужил известность деятельностью по описи Чёрного и Азовского морей (1829-1841). Составленные им планы и карты подвергались изменениям, но ими на протяжении десятилетий руководствовались русские мореплаватели. В 1849-1857 - директор черноморских и азовских маяков. Награждён орденом св. Г еоргия 4-й степени.

4 Развитие парового броненосного флота в России в конце XIX в. характеризовалось не только постройкой броненосных кораблей береговой обороны и первого в мире мореходного броненосца «Петр Великий», но и созданием крейсерских сил. Так, в России был впервые создан новый тип корабля - броненосный крейсер, который позже взяли на вооружение и другие морские державы. Исключительно важное значение для военно-морского флота имело изобретение АС. Поповым радио в 1895 г.

вой мировой войны - 6 дредноутов1, 2 крейсера, 17 эсминцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. В ходе войны Черноморский флот пополнился 3 линейными кораблями (один из них -«Императрица Мария» -погиб в 1916 г.), 9 эсминцами, 10 подводными лодками и 2 гидроавиатранспортами.

Флот участвовал в боевых действиях на Черном море против германотурецких сил, содействовал сухопутным войскам Кавказского и Румынского фронтов на приморских направлениях, нарушал коммуникации противника.

Даже с учетом гибели линкора «Императрица Мария» можно говорить об успехах Черноморского флота в 1916 г.2: высокими темпами наращивались авиация флота и его подводные и миноносные силы, формировались авианосно-ударные группы (скоординированные действия тяжелых линкоров и авиатранспортов). ЧФ столь уверенно контролировал море, в ходе подготовки Босфорской операции практически блокируя минными полями Босфор и совершая десантные операции, что Черное море начинало оправдывать свое известное по средневековым источникам название -Русское море. Еще в январе 1917 г. 2ая бригада линкоров во время похода уничтожила 39 турецких транспортников, а 27-30 января эскадренные миноносцы «Поспешный» и «Дерзкий» у Анатолии уничтожили 13 и захватили 7 парусников. За период с 25 декабря 1916 г. по 11 сентября 1917 г. Подводная лодка «Кашалот» ходила в 8 походов, утопила и захватила 25 суден, единственная за весь период боевых действий потерянная флотом подводная лодка «Морж» в 1917 г. совершила 4 похода, уничтожив и захватив 14 парусников.

Однако Февральская революция, отречение императора (2 марта) и политика Временного правительства не просто подорвали боевой дух и дисциплину - встал вопрос о существовании Черноморского флота как таково-го3. Воплощение в жизнь Приказа № 1 Петроградского совета, Военного и Морского министра - введение «демократии» в армии и на флоте, разрушение всей военной системы империи - привели к неподчинению экипажей офицерам и разоружению последних в июне 1917 г.; к июлю 1917 г. флот был дезорганизован, а его командующий А.В. Колчак оставил свою должность. Боевая подготовка прекратилась, экипажи вгоняли с кораблей не угодных им офицеров, процветало пьянство и спекулятивная торговля, роспуск полиции и Севастопольской жандармерии способствовал росту отнюдь не политических свобод, а криминализации. В ранее спокойном Севастополе начались грабежи.

В этих условиях, фактически поощряя бурно расцветший украинский национализм, Временное правительство передало под контроль созданной в Киеве Центральной раде несколько губерний Малой России; потакание националистам привело к началу агитации украинской «самостийности» в Крыму и на Черноморском флоте. В августе-сентябре 1917 г. часть его кораблей стояли под Андреевскими флагами, часть - под красными, часть под черными (анархистскими) и четыре - под желто-голубыми украинскими, причем с кораблей «Воля» и «Память Меркурия» было списано около половины всего состава матросов-неукраинцев. И только 16 октября Морской министр контр-адмирал Д.Н. Вердеровский отправит Центральной Раде в Киев телеграмму о том, что «подъем на судах Черноморского флота иного флага, кроме русского, есть недопустимый акт сепаратизма, так как Черноморский флот есть флот Российской республики, содержащийся на средства государственного казначейства. Считаю Вашей нравственной обязанностью разъяснить это увлекающимся командам Черноморского флота»4.

1 Дредноут (англ. dreadnought - «бесстрашный», по имени первого корабля этого класса) - появившееся в начале XX в. поколение артиллерийских военных кораблей, характерной особенностью которых было однородное артиллерийское вооружение из большого числа орудий только крупного калибра (all-big-gun). В широком смысле термин может применяться к кораблям различных классов, обладающим этой особенностью (линейным кораблям, линейным крейсерам, тяжёлым крейсерам и т. д.), однако наиболее часто это понятие ассоциируется с линейным кораблём и является синонимом линейного корабля первой четверти XX века.

2 См.: Некрасов Г. У врат Царьграда. Боевые действия Черноморского флота в войне 1914-1917 гг. СПб.: Стела, 2002.

3 Подробнее см.: Королев В.И. Черноморская трагедия (Черноморский флот в политическом водовороте 1917-1918 гг.). Симферополь, Таврия, 1994.

4 Цит. по: Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М.: Интерпракс, 1995. С. 158.

Группа броненосцев русского Черноморского флота. Фото 1914 г. Первый - «Евстафий», русский линкор додредноутного типа (1911-1919), во время Первой мировой войны — флагман Черноморского флота

Подводная лодка «Морж. Фото 1915 г.

Интервенция и Гражданская война нанесли Черноморскому флоту огромный ущерб1. В условиях наступления немецких войск, которые «докатились уже до Новочеркасска и Ростова-на-Дону и не исключалась возможность занятия ими Новороссийска, .в этом последнем оплоте флота не было ни запасов (угля, снарядов и т.д.) - для его снабжения, ни доков и мастерских - для необходимого ремонта. Дезорганизованные, без снабжения и запасов, суда Черноморского флота были лишены всякой возможности сопротивления, а следовательно, перед личным составом стояла дилемма - сдаться неприятелю, вернувшись в Севастополь, или уничтожить себя в Новороссийске. После тяжелого анализа и бурных переживаний, передаваемых автором воспоминаний, большинство склонилось к последнему решению, и 18 июня 1918 года многие суда были потоплены своими командами»2. После окончания Гражданской войны, несмотря на трудности, с помощью других флотов и флотилий флот постепенно восстанавливался. В 1921-1928 гг. корабельный состав был незначительным. В 1923 г. вошел в строй крейсер «Коминтерн» и эсминец «Незаможник», в 1927 - крейсер «Червона Украина». В 1930 г. с Балтики были переведены линкор «Парижская Коммуна» и крейсер «Профинтерн», а в начале 1930-х гг. закончена модернизация крейсера «Красный Кавказ». В строй вошли эсминцы «Петровский», «Шаумян», лидеры3 «Москва», «Харьков» и другие корабли. Полностью обновился состав морской авиации.

К началу Великой Отечественной войны на Черном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линейного корабля, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, несколько дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров. ВВС флота насчитывала более 600 самолетов, была создана сильная береговая оборона. Высокая боевая готовность Черноморского флота сорвала попытку врага вывести из строя основные силы флота в первые дни войны. Авиация флота нанесла удары по Констанце, Сулине, Плоешти. Черноморский флот активно участвовал в Одесской обороне 1941 г. и героической Севастопольской обороне 1941-1942 гг. В 1942-1943 гг. Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, в Ясско-Кишиневской операции 1944 года. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза. За боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 г. Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.

В 1950-1960 гг. произошли количественные и качественные изменения во всех родах сил Черноморского флота. Пополнение флота новыми кораблями, оснащение новейшей боевой техникой, вооружение ракетным оружием, радиоэлектронными средствами различного назначения позволили поставить перед Черноморским флотом совершенно новые задачи. Флот по сути стал океанским. Корабли Черноморского флота совершали дальние плавания и походы в Средиземное море и различные районы Мирового океана, во время которых отрабатывали задачи боевой подготовки и обеспечивали защиту государственных интересов Советского Союза на море.

«В ходе многолетней борьбы за выходы к морям, - писал адмирал флота Советского Союза С. Г. Г оршков, - Россия сумела создать мощный военно-морской флот и судостроительную промышленность, обладавшую большими потенциальными возможностями. Талант русских офицеров и адмиралов выкристаллизовывался в передовое военно-морское искусство в кораблестроительную науку» .

Распад Российской империи породил серьезные проблемы для Крыма, Севастополи и всего Черноморского флота. В течение краткого существования независимой Украины, т.е. в периоды правления Рады, гетманщины и петлюровщины, возникали идеи присоединения Крыма к Украине. Так, гетман Павел Скоропадский заявлял: «Особое значение для возрождения Украины имеет установление ее границ, особенно южной, и, таким образом, овладение Крымом. Владея южным берегом Крыма, Украина получила бы такие природные порты, как Севастополь и Феодосия. Без Крыма Украина была отрезана от Черного моря. Украина должна обязательно усиливать стремление к захвату этого морского побережья»5. Осенью 1918 г. Скоропадский сделал попытку включить Крым в состав Украины на правах территориальной автономии, однако падение гетманского режима помешало ее реализации.

Великая Отечественная война и борьба с ОУН и УПА окончательно оформили отказ от поддержки идей украинского национализма. Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР 19 февраля 1954 г. по личной инициативе главы КПСС Н.С. Хрущева к 300-летию Переяславской Рады «в знак вечной дружбы русского и украинского народов». Это было решено 25 января 1954 г. на заседании Президиума ЦК КПСС и затем оформлено сначала указом Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1954 г., затем указом Президиума ВС УССР от 13 февраля и, наконец, указом президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля того же года. В то время это ничего не изменило в жизни населения Крыма, Севастополя и флота, поскольку государство было одно, с одной властью, одними законами.

После расчленения единого государства в 1991 г. русское население Крыма стало подвергаться насильственной украинизации и потребовало на основе референдума возвращения Крыма в состав России в связи с распадом СССР. В Акте провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г. было заявлено, что Украина не обрела свою государственность, а продолжила «тысячелетнюю традицию государственности на Украине»6, как бы автоматически считая Крым своей исторической территорией.

1 См.: Кукель В.А. Правда о гибели Черноморского флота 18 июня 1918 г. Л.: Редакционно-Издательский Отдел Морского Ведомства, 1923; Гражданская война в России: Черноморский флот / Сост. В. Доценко. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 От редакции издания 1923 года // Кукель В.А. Указ. соч. С. 3.

3 Лидер эскадренных миноносцев - подкласс торпедно-артиллерийских кораблей, существовавший в военно-морских силах ряда стран в первой половине XX в. Советская военно-морская классификация определяла лидер, как корабль подкласса эсминцев, но большего водоизмещения, с большей скоростью и усиленным артиллерийским вооружением, предназначенный для вывода в атаку эсминцев (Военно-морской словарь. М.: Военное издательство, 1990. С. 223).

4 Горшков С.Г. Морская мощь государства. 2-е изд. М.: Воениздат. 1979. С. 112.

5 Буккер И. Мы заставим Крым стать Украиной [Электронный ресурс] // Милли Фирка. Крымские татары. Крым.

05.10.2013. Режим доступа: http://www.milli-firka.org/content/DвAGFCFA/title/Мы-заставим/#sthash.VZcHYhSJ.dpuf

6 Акт проголошення незалежності України. Про проголошення незалежності України. 24 серпня 1991 року [Электронный ресурс] // Верховна Рада України. Офщшный веб-портал. Режим доступа: http://gska2.rada.gov.ua/site/postanova/akt_nz.htm

После развала Советского Союза моряки-черноморцы смогли сохранить для России свой флот, основные силы которого оказались на территории, находящейся под юрисдикцией Украинского государства. Именно моряки обеспечили его пребывание и функционирование в своих исторических, созданных ими же базах, в одночасье оказавшись за рубежом. В этот период, занимая должность командующего Черноморским флотом на пике российско-украинского противостояния, адмирал Игорь Владимирович Касатонов проявил себя как масштабная личность, настоящий лидер, поддержанный массами: моряками-черноморцами, севастопольцами и крымчанами, свое прошлое, которые настоящее и будущее связывали с Россией. Только благодаря принципиальной позиции, которую занял адмирал И.В. Касатонов, и твердости русских моряков, российский Черноморский флот не стал украинским. В 2000 г. был в основном завершен процесс раздела наследства бывшего Краснознаменного Черноморского флота СССР и на его базе окончательно сформировались Военно-морские силы Украины и Черноморский флот Российской Федерации. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя как основной военно-морской базы двух флотов на Черном море.

В результате раздела флота1 к России отошли более 50 боевых кораблей, свыше 120 вспомогательных судов, около 430 единиц боевой техники и вооружения, около 100 самолетов и вертолетов. ВМС Украины получили 30 боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения. Таким образом, после раздела Черноморского флота соотношение боевых кораблей в бассейне Черного моря стало 1:2,5 в пользу Турции, следовательно в существующем составе Черноморский флот неспособен был решать задачи защиты интересов России и отражения военной агрессии на южном направлении.

О преодолении сложившейся ситуации стало возможным говорить после 21 марта 2014 г., когда Крым вновь вошел в состав России. Референдум в Крыму, поводом для этого стал проамериканский государственный переворот в Киеве в январе-феврале, приход к власти бандеровцев, запретивших официальное употребление русского языка в регионах и начавших репрессии против русских активистов и пророссийски настроенных украинцев, и последующее отделение Крыма от Украины произошло при политической поддержке также и частей Черноморского флота, базирующихся в Севастополе.

На сегодняшний день общая численность личного состава ЧФ РФ составляет порядка 21 000 военнослужащих. Боевой состав флота включает в себя 1 ракетный крейсер, 1 большой противолодочный корабль, 3 сторожевых корабля, 7 больших десантных кораблей, 3 десантных катера, 2 ракетных корабля на воздушной подушке, 2 малых ракетных корабля, 5 ракетных катеров, 7 малых противолодочных кораблей, 7 морских 2 базовых и 2 рейдовых тральщика, 4 противодиверсионных катера, 4 разведывательных корабля и 2 дизельные подводные лодки. Кроме этого в его составе имеется около 180-ти вспомогательных судов и катеров. Морская авиация составляет порядка 70-ти самолетов и вертолетов, с учетом вспомогательной авиации. Береговые войска флота включают одну ракетно-артиллерийскую бригаду, зенитно-ракетный полк, части РЭБ, ПДСС и отдельную бригаду морской пехоты, общая численность которой составляет 3000 человек. Структура дислокации включает Севастополь -главную база флота и Новороссийскую военно-морскую базу. В Феодосии располагается группа судов обеспечения, в Темрюке и Туапсе - несколько вспомогательных судов и катеров, а также судоремонтные заводы.

После двадцатилетнего выживания Черноморский флот необходимо укреплять со всех позиций, флот должен получать новые боевые корабли и подводные лодки, осваивать новую технику и вооружение. В рамках государственной программы обновления и модернизации вооруженных сил Российской Федерации Черноморский флот до 2020 г. должен принять в свой состав 6 фрегатов проекта 11356, 1-2 фрегата проекта 22350 типа «Адмирал Горшков», несколько корветов проекта 20385 типа «Стерегущий» и новые дизельные подводные лодки проекта 0636.3, которых планируется ввести до 6 единиц. Кроме того, в состав флота постепенно будут поступать новые десантные и противодиверсионные катера, малые ракетные корабли, а также новые вспомогательные суда. Необходимо обустраивать новую государственную границу с Украиной на суше и на море, возрождать в Балаклаве бригаду пограничных сторожевых кораблей.

Такое пополнение флота во многом усилит его боевую мощь и расширит его возможности. У России есть интересы как в Черном море так и за его пределами, и Черноморский флот сможет обеспечить их защиту, доказав, что Россия является великой морской державой. Эйфория и высокий накал народного энтузиазма, вызванные воссоединением Крыма с Россией, постепенно пройдут, но этот импульс необходимо использовать для срочного перехода от либерализма к политике развития, модернизации всех сфер жизни государства и общества, оздоровлению экономики и сельского хозяйства, развернуть созидательный «фронт работ».

Вот уже 230 лет Черноморский флот несет свою службу на южных рубежах нашей Родины. Сквозь толщу лет отчетливо видно, что без морских сил Россия в те далекие времена не смогла бы ни отвоевать, ни отстоять Северное Причерноморье, ни присоединить Крым и выйти в Средиземное море. Наглядно подтвердились пророческие слова Петра Великого о том, что «всякий потентант [правитель - В.Д.], который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет»2.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. (Киев, 28 мая

1997 года) [Электронный ресурс] // Черноморский флот. Информационный ресурс. Режим доступа: http://flot.sevastopol.info/history/dogovor/dogovor.htm

2. Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской от 27 сент. 1782 [Об учреждении особой таможен-

ной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров]: Из Правительствующаго Сената объявляется во всенародное известие. Печатан в Санктпетербурге: При Сенате: 10 окт. 1782. 5 с.; 2° // Полное собрание

1 См.: Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. (Киев, 28 мая 1997 года) [Электронный ресурс] // Черноморский флот. Информационный ресуурс. Режим доступа: http://flot.sevastopol.info/history/dogovor/dogovor.htm

2 Книга Устав морской. О всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море [1720]. Напечатася повелением Царскаго Величества, 6-м тиснением. СПб: При Императорской Академии наук, 1780. С. 2.

законодательства Российской империи (ПСЗРИ). Собрание 1. Т. XXI. СПб., 1830. № 15522. С. 682-684.

3. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 10 июля 1774 г. // Под стягом России: Сборник архивных документов. М.:

Русская книга, 1992. С. 78-92.

4. Указ 1778 г. Июня 18. Именной, данный Новороссийскому Генерал-губернатору князю Потемкину. «О назначении ме-

ста для заведения на Лимане, Гавани и верфи и о наименовании оного Херсоном» // История Херсона: малая иллюстрированная энциклопедия. Часть I. XVIII век. «Благополучный град Херсон» / Сост. П.Е. Осминин, И.Н. Илиади. Под общ. ред. С.Н. Черевко. Херсон, 2009. С. 57-59.

5. Ясский мирный договор между Российской и Османской империями (Трактат вечного мира и дружбы заключенный

между Империею Всероссийскою и Оттоманскою Портою в Яссах в 29 день Декабря 1791-го года чрез назначенных

к тому с обеих Сторон Полномочных и подтвержденный обоюдными Государскими Ратификациями размененными между взаимными Полномочными в Яссах в 29 день Генваря 1792 года) // Договоры с Востоком политические и торговые. Собрал и издал Т. Юзефович. СПб: 1869. С. 41-49.

6. Акт проголошення незалежності України. Про проголошення незалежності України. 24 серпня 1991 року [Электронный ре-

сурс] // Верховна Рада України. Офщшный веб-портал. Режим доступа: http://gska2.rada.gov.ua/site/postanova/akt_nz.htm

7. ЦГАДА. Ф. I. On. 1/1. Д. 43. Л. 86

8. ЦГВИА СССР. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 160. Ч. 1. Л. 23, 61.

9. Белавенец П.И. Материалы по истории русского флота. М. - Л.: Государственное военно-морское издательство

НКВМФ Союза ССР, 1940.

10. Белова Е.В. Русско-турецкие войны и миграционная политика России в первой половине XVII в // Вопросы истории.

2008. №. 5. С. 131-145.

11. Боярский В.И., Дмитриев В.А., Кудинов Н.Н. Пограничный надзор на море. М.: Граница, 2006.

12. Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. Т. 1. Повесть временных лет / Сост. Ю.А. Артамонов. М.: Языки славян-

ской культур, 2006.

13. Буккер И. Мы заставим Крым стать Украиной [Электронный ресурс] // Милли Фирка. Крымские татары. Крым.

05.10.2013. Режим доступа: http://www.milli-firka.org/content/DBAGFCFA/title/Мы-заставим/#sthash.VZcHYhsJ.dpuf

14. Виноградов К.А. Очерки по истории отечественных гидробиологических исследований на Черном море. К.: Изд-во АН

УССР.

15. Военно-морской словарь. М.: Военное издательство, 1990.

16. Военные строители Черноморского флота; историческая хроника./ Авт. кол-в под рук. С.А. Полоцкого. Севастополь, 1997.

17. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии русского императорского флота. М.: Гипербо-

рея, 2007.

18. Города России. М.: Ридерз Дайджест. 2006.

19. Горшков С.Г. Морская мощь государства. 2-е изд. М.: Воениздат. 1979.

20. Гражданская война в России: Черноморский флот / Сост. В. Доценко. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.

21. Екатерина II и Г.А. Потемкин. Личная переписка (1769-1791) / Сост. В.С. Лопатин. М.: Наука, 1997.

22. Золотарев В.А., Козлов И.А. Российский военный флот на Черном море и в Восточном Средиземноморье. М., 1988.

23. История Штурманской службы флота России, М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

24. Книга Устав морской. О всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море [1720]. Напечатася пове-

лением Царскаго Величества, 6-м тиснением. СПб: При Императорской Академии наук, 1780.

25. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М.: Интерпракс, 1995.

26. Королев В.И. Черноморская трагедия (Черноморский флот в политическом водовороте 1917-1918 гг.). Симферополь:

Таврия, 1994.

27. Кукель В.А. Правда о гибели Черноморского флота 18 июня 1918 г. Петроград: Редакционно-Издательский Отдел Мор-

ского Ведомства, 1923.

28. Куликов И.И., Кот В.П., Крестьянников В.В., Кулик С.И., Скрипниченко А.А., Терещук Н.М., Фесенко А.А. История

Севастополя в лицах: военные и гражданские руководители города и флотов. К 225-й годовщине со дня основания города. Севастополь: Арт-политика, 2008.

29. Лебедев А.А. У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия в борьбе за Крым и в создании Черномор-

ского флота (1768-1783 гг.). СПб.: Гангут. 2011.

30. Макаров С.О. Об обмене вод Черного и Средиземного морей. СПб., 1885.

31. Мязговский Е.А. История Черноморского флота. 1692-1912. СПб., 1914.

32. Некрасов Г. У врат Царьграда. Боевые действия Черноморского флота в войне 1914-1917 гг. СПб.: Стела, 2002.

33. Россия и Черноморские проливы: XVII-XX столетия / Под ред. Л.Н. Нежинского, А.В. Игнатьева. М.: Международные

отношения, 1999.

34. Севастополь: энциклопедический справочник. Севастополь: Музей героической обороны Севастополя, 2000.

35. Скрицкий Н.В. Самые знаменитые кораблестроители России. М.: Вече, 2002.

36. Флот России. М.: ООО «Дом славянской книги», 2009.

37. Широкорад А.Б. Русско-турецкие войны. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2000.

38. Энциклопедия царей и императоров. М.: РООССА, 2012.

39. Mosse W.E. "The End of the Crimean System: England, Russia and the Neutrality of the Black Sea, 1870-1871." The Historical

Journal 4.02 (1961): 164-190.

40. Simonsen S.G. "“You Take Your Oath Only Once:” Crimea, the Black Sea Fleet, and National Identity Among Russian Offic-

ers." Nationalities Papers 28.2 (2000): 289-316.

41. Torbakov I.B. "Russian-Ukrainian Relations, 1917-1918: A Conflict Over Crimea and the Black Sea Fleet." Nationalities Pa-

pers 24.4 (1996): 679-689.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Дмитриев, В. А. Крым. Севастополь. Флот / В.А. Дмитриев // Пространство и Время. — 2014. — № 2(16). — С. 189—198. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st2-16.2014.67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.