УДК 359:947.081 ББК 68.53 (2 Рос) 5-1
КЛАССЫ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОГО ФЛОТА
Карамнова Анастасия Владимировна,
соискатель кафедры истории России Воронежского государственного педагогического университета (г. Воронеж)
Аннотация. Статья рассматривает систему офицерских классов Российского Императорского флота, сложившуюся во второй половине XIXв., исследует повседневные учебные программы и мероприятия Морского министерства России, связанные с военно-морским образованием.
Ключевые слова: Минный класс, учебный отряд, Морское министерство России, офицер флота, Кронштадт.
OFFICTRS' CLASSES OF RUSSIAN FLEET
Karamnova A.V., applicant of chair of Russian history of
Voronezh state pedagogical university
(Voronezh)
Abstract. In the article system of officers' classes of Russian Imperial fleet in the second half of the XIX c. is considered, casual educational programs and activities of Russian Navy department are explored. Key words: Mine class, training detachment, Russian admiralty, fleet officer, Kronstadt.
Офицерские классы и школы Российского Императорского флота представляли собой краткосрочные курсы повышения квалификации по военно-морским специальностям (принимались офицеры флота, прослужившие не менее 2 лет). Если говорить об офицерских
классах, то большинство из них было открыто уже в начале XX в.: Морской артиллерийский класс (1905 г.), класс подводного плавания (1906 г.), Штурманский класс (1910 г.). Наконец, в 1914 г. в Петрограде открылась офицерская школа морской авиации.
Самый известный во второй половине XIX в. Минный офицерский класс, открытый в 1874 г. в Кронштадте, был рассчитан на 30 офицеров. В сборнике, выпущенном к 25-летнему юбилею Минного класса, сообщалось: «1-го октября 1874 года Минный офицерский класс был открыт в 12 час. дня лекцией профессора Ф.Ф. Петрушевского, при 20 обязательных слушателях и до 70 флотских офицерах вольнослушателях, во главе с заведующим минною частью на флоте контр-адмиралом К.П. Пилкиным, в помещении физического кабинета Технического училища морского ведомства, ныне Инженерного училища императора Николая I, вследствие неготовности помещения Минного класса, где спешно заканчивались сложные работы по переделке».
Надо отметить, что директор Минного класса Константин Павлович Пилкин был известным российским военно-морским деятелем. К.П. Пилкин - адмирал, организатор минного дела в русском флоте, известный капитан и флагман.
Он родился в 1824 г., окончил курс Морского кадетского корпуса в 1842 г.; лейтенантом под командованием капитана Изыльметьева ушел в кругосветное плавание на фрегате «Аврора», на котором и принял участие в славном для нашего оружия отражении нападения англо-французского флота на Петропавловск. В роли батарейного командира на фрегате «Аврора» К.П. Пилкин управлял в сражении 24 авг. 1854 г. артиллерийским огнем, нанесшим значительные повреждения неприятельским судам; за участие в рукопашном бою на Никольской горе он был награжден чином капитан-лейтенанта и орденом святого Владимира 4-й степени с бантом, а за перестрелку с англо-французским флотом в заливе Де-Кастри весной 1855 г. - орденом святого Станислава 2 степени [4, с. 110].
В штаб-офицерских чинах К.П. Пилкин многие годы командовал судами, в том числе с 1861 по 1865 гг. клипером «Абрек», блестящее плавание которого в Тихом океане описано в морских рассказах Станюковича. Назначенный в 1869 г. начальником отряда клиперов в Тихом океане, он поддерживал в отряде лучшие традиции своих учителей, адмиралов Бутакова и Попова, и вер-
нулся в Россию в 1872 г. на пост капитана над Кронштадтским портом.
В этой должности, наряду с прямыми обязанностями службы, К.П. Пилкин принимал участие в разработке нового положения о воинской повинности, а в 1874 г. был призван к созданию в русском флоте только что зарождавшегося тогда минного дела. Его энергией и трудами в короткое время в России был создан минный флот, выделявшийся своей живой организацией, деятельностью и исключительным подбором талантливых личностей, составляя справедливую гордость родного флота.
Результаты данной кипучей работы успели уже сказаться в начавшейся в скором времени войне с турками, когда русские моряки, вооруженные лишь новым своим оружием, с ничтожными материальными средствами, на паровых катерах и шлюпках, своими смелыми атаками и постановкой минных заграждений оспаривали у турецкого флота владения морем и приводили в трепет бронированные флотилии мониторов на Дунае.
Упомянутая заслуга К.П. Пилкина была признана в сопровождавшем орденские знаки святого Андрея Первозванного Высочайшем рескрипте, в день 70-летнего его пребывания в офицерских чинах, в следующих выражениях: «.. .Вам теперь обязан весь Мой флот, как положившему твердое начало в употреблении грозного оружия - мины» [6, с. 100].
Начиная с 1883 г., К.П. Пилкин, оставив минный отряд, командовал в должности старшего флагмана практической эскадрой, в то время представлявшей российский боевой действующий флот.
В 1884 г., в ожидании разрыва с Англией, он был назначен командующим всеми соединимыми отрядами Балтийского моря. После командования эскадрой он был председателем Морского технического комитета, членом адми-ралтейств-совета, а в 1906 г. в чине полного адмирала получил почетное назначение состоять при Особе Его Императорского Величества. Плавание судов, отрядов и эскадры под командованием К.П. Пилкина было для личного состава отличной тактической школой, лишь в силу общих причин и беспощадной системы
25
царившего тогда морского ценза, не пустившей глубоких корней во флоте. Он учил и воспитывал подчиненный ему личный состав «показом», своим личным примером, живой деятельностью судов, отрядов и эскадры, которыми он командовал.
Не замыкаясь и не отгораживаясь от своих подчиненных, он никогда не носил маски ложного величия и надменности; нравственный авторитет и престиж его не поддерживались искусственными мерами, но основывались на бесспорном признании благородных качеств его ума и сердца. С именем К.П. Пилкина в личном составе связывалось представление не только как о боевом офицере, основателе минного дела и талантливом флагмане, но и как о носителе лучших традиций русского флота, неизменная верность которым обеспечила ему исключительное положение в рядах нескольких поколений русских моряков. Умер К.П. Пилкин в 1913 г.
Давайте посмотрим расписание занятий в Минном классе, составленное К.П. Пилкиным. «...Первые две лекции по электричеству продолжались с 12 ч. до 3 ч. дня, и третья лекция по химии была прочитана полковником Лавровым. Этот день и должен быть признан днем основания Минного офицерского класса, 25-летие которого истекает 1-го октября 1899 года» [6, с. 100].
В основу создания Минного офицерского класса лег проект, разработанный в 1873 г. капитаном 1-го ранга М.П. Новосильским. Автор проекта предлагал для подготовки специалистов минного дела учредить две школы: одну - для офицеров, другую - для нижних чинов. В проекте отмечалось, что при офицерской школе необходимо иметь современные физический и механический кабинеты, музей с образцами мин, запалов и других приборов, библиотеку, мастерскую, лабораторию и чертежную. Курс должен быть зимою теоретический, а летом практический. Для летних занятий необходим особый специальный отряд кораблей, вооруженных минами и снабженных всем необходимым для применения.
Трудами и стараниями контр-адмирала К.П. Пилкина - заведующего минным делом на фло-
те, его помощника капитан-лейтенанта В.П. Вер-ховского, ставшего первым заведующим класса, и лейтенанта В.А. Шпаковского - одного из пионеров минной специальности на российском флоте, данный проект удалось реализовать почти полностью: были созданы Минный офицерский класс, Минная школа и Минный отряд (позднее преобразованы в учебно-минный отряд). При утверждении проекта временно управляющий Морским министерством адмирал С.С. Лесовский признал необходимым, «...чтобы Минный офицерский класс и Минная школа были учреждены непременно в Кронштадте, дабы между этими учреждениями и флотом существовала тесная связь, хотя бы для сего и пришлось на первое время усилить расходы на вознаграждение преподавателей» [6. с. 101].
К 1880 г. Минный класс подготовил уже 70 специалистов минного дела. Это заведение вело и научно-исследовательскую работу. Там давались солидные знания в области математического анализа и теории электрических колебаний, причем сочетались учебная и научно-исследовательская работа, что позволило привлечь в преподавательский состав многих видных ученых и специалистов-практиков. В разные годы в Минном классе преподавали Ф.Ф. Петрушев-ский, М.М. Боресков, А.Р. Шуляченко, И.М. Чель-цов, А.А. Степанов, А.С. Попов, А.А. Петровский, М.Н. Беклемишев, Е.П. Тверитинов [5, Л. 15].
26 апреля 1890 г. главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О. Макаров поздравил преподавателя Минного офицерского класса А.С. Попова с выдачей ему денежного вознаграждения «.за непрерывные труды по применению телеграфирования без проводов на судах флота.» [3, с. 18]. Уже в июле того же года под руководством А.С. Попова офицеры Минного класса приступили к оборудованию первой отечественной радиомастерской между Екатерининским каналом и мастерской ремонта динамо-машин в Кронштадте [2, с. 123].
Кроме того, благодаря прекрасной лабораторной базе Минный офицерский класс очень быстро стал подлинным центром российской научной мысли и передовых разработок в обла-
сти электро- и радиотехники. Именно в нем А.С. Попов изобрел и в 1895 г. продемонстрировал первые средства радиосвязи, здесь же он проводил работы по их дальнейшему совершенствованию.
В 1878 г. впервые в Санкт-Петербурге было устроено освещение Михайловского манежа, которое выполнили специалисты класса. Собственно они выполняли все наиболее значительные электротехнические работы в России: установку электрического освещения в Кронштадте (1878 - 1880 гг.), освещение Зимнего (1878 г.) и Гатчинского (1881 г.) дворцов. Наибольшую известность получила электрическая иллюминация Московского кремля, выполненная специалистами класса к коронации Александра III (1883 г.). Непосредственным руководителем упомянутых работ был выпускник Минного офицерского класса Е.П. Тверитинов - основоположник отечественной корабельной электротехники.
Кстати, уже в XX в. в 1905 - 1914 гг. число выпускников данного учебного заведения возросло с 9 до 22 в год. В 1913 г. при Минном классе была сформирована школа радиотехников, действовавшая всю войну. В годы войны вместо офицерского класса созданы краткие курсы на 36 офицеров, еще 51 офицер прошел обучение при минных дивизиях и 22 - на электротехнических курсах. Минные курсы на 24 офицера действовали и в Севастополе.
Однако главным достижением Минного офицерского класса стало впервые в России создание в одном месте многоуровневой системы образования. Помимо него существовал с 1874 г. еще и класс Минных механиков. Задачей учебного заведения было ознакомление в течение полугода офицеров корпуса инженер-механиков с техникой электрического освещения, изучение материальной части мин Уайтхеда (торпеды - Авт.). Количество офицеров, поступающих в класс Минных механиков, каждый год определялось управляющим морским министерством, после чего они назначались для прохождения курса обучения распоряжением главного командира Кронштадтского порта [1, с. 190].
Затем 27 ноября 1878 г. в Кронштадте был основан Артиллерийский офицерский класс.
Его первоначальной задачей было знакомить офицеров флота с аппаратами автоматической стрельбы Давыдова. Первым заведующим классом стал А.С. Кротков. Программа обучения включала следующие учебные дисциплины: стрельба на море, аппараты автоматической стрельбы, запалы, проводники и гальванические батареи, разрушительное действие стрельбы, дальномеры. Кроме того, проводились практические занятия на плавучей батарее «Не тронь меня».
На обучение принимались офицеры флота и корпуса морской артиллерии. Для выпускников был учрежден особый темно-бронзовый нагрудный знак. 1 декабря 1880 г. Высочайшим распоряжением была утверждена задача класса -подготовка батарейных и башенных командиров из флотских офицеров, старших артиллерийских офицеров - из чинов корпуса морской артиллерии. Одновременно в программу добавлены новые дисциплины: меткость стрельбы, артиллерийские припасы, материальная часть артиллерии. После теоретического курса проводились плавание и последующая годичная стажировка на кораблях Учебно-артиллерийского отряда. На основании Положения от 26 ноября 1883 г. офицерский класс включили в состав Учебно-артиллерийского отряда, начальник которого одновременно был и заведующим классом. В данном случае Учебно-артиллерийский отряд тоже объединил офицеров и унтер-офицеров флота. По штату 1885 г. в постоянный состав отряда были назначены «Первенец», «Кремль», «Русалка» и канонерская лодка «Щит», приписанные к 4-му флотскому экипажу. 25 мая 1886 г. командующим Учебно-артиллерийским отрядом с оставлением в должности капитана над Кронштадтским портом был назначен контр-адмирал В.Ф. Серков [2, с. 123].
Сначала срок обучения в Артиллерийском офицерском классе довели до двух лет, а с 1890 г. вновь сократили до года. С 1887 г. слушатели дополнительно изучали учебные курсы: о службе и обязанностях судового артиллерийского офицера, тактическая часть артиллерии, приложение законов механики к стрельбе на море, черчение, оптика и дальномеры, строевая и хозяйственная части артиллерии.
В 1892 г. начальник Учебно-артиллерийской команды, капитан 2 ранга В.Х. Иениш добился пересмотра программы подготовки с целью приближения к условиям реального боя. Выдающийся артиллерист, автор труда «Тактическая часть морской артиллерии», Иениш в обучении стремился к сочетанию огня и маневра. Такое направление деятельности Учебного артиллерийского отряда могло бы превратить его в тактическую школу для всего флота, если бы не гибель В.Х. Иениша 7 сентября 1893 г. вместе с экипажем «Русалки», которой он командовал в летнем плавании [1, с. 192].
С 20 января 1896 г. выпускникам стало присваиваться звание артиллерийского офицера 2-го разряда с правом назначения на должности младшего артиллерийского офицера корабля 1-го ранга или старшего офицера артиллерийского корабля 2-го ранга. Среди преподавателей класса были лучшие специалисты флота и известные ученые, такие, как профессор Ф.Ф. Пет-рушевский (курс электричества), А.Л. Гершун (оптика), один из пионеров артиллерийского приборостроения В.Г. Наумов и др. Активное превращение класса в один из центров военно-технической и тактической мысли флота началось с назначения в 1896 г. начальником Учебно-артиллерийского отряда капитана 1-го ранга З.П. Рожественского. В программу были включены курсы по химии (профессор И.М. Чельцов), электротехнике (профессор О.Д. Хвольсон), морской тактике (лейтенант Н.Л. Кладо), проведение военно-морской игры, организована химическая лаборатория. Класс стал получать современные образцы артиллерийского вооружения и боеприпасов, изучались приборы управления стрельбой, взрывчатые вещества. Слушатели посещали заводы и полигоны для знакомства с новейшей техникой и оружием.
В кампании 1897 г. участвовали шесть кораблей артиллерийского отряда, на них проходили усиленную подготовку 17 офицеров и 934 нижних чина. Корабли провели 456 стрельб, выпустив более 40 тысяч снарядов. Каждый старший ученик комендорской школы сделал около 35 выстрелов, не считая
стрельб из учебных стволов и винтовок Берда-на. Однако новые системы орудий осваивались недостаточно интенсивно, поскольку имелись всего две 75-мм, две 120-мм и одна 152-мм скорострельная пушка Канэ.
С 1900 г. ежегодный набор составлял 30 человек со стажем офицерской службы не менее двух лет, наличием плавательного ценза не менее 6 месяцев внутреннего или 12 месяцев заграничного плавания. Срок обучения составлял один год (8 месяцев теоретического курса и 4-месячное плавание на кораблях Учебно-артиллерийского отряда с практической стрельбой). Периодически создавались также вечерние курсы для офицеров других специальностей, желавших усовершенствовать знания по артиллерии.
В 1897 г. в Кронштадте был создан Водолазный офицерский класс, куда для обучения отбирались физически подготовленные по специальной программе офицеры флота [2, с. 118].
Таким образом, в Российской Империи во второй половине XIX в. создается разветвленная структура морских учебных заведений для профессиональной переподготовки офицеров: Николаевская морская академия, Минный офицерский класс, Артиллерийский офицерский класс, способствовавшие в деле подготовки грамотных специалистов для броненосного флота России.
Список литературы:
1. Волков, C.B. Русский офицерский корпус / С.В. Волков. - М., 1993. - С. 190.
2. Красавкин, В.К. Здесь град Петра и флот навеки слиты / В.К. Красавкин, Ф.С. Смуглин. - СПб., 2004. - 575 с.
3. Пересыпкин, И.Т. Военная радиосвязь / И.Т. Пересыпкин. - М., 1962. - С. 18.
4. Полководцы, военачальники, военные деятели России в «Военной энциклопедии» И.Д. Сытина. - СПб.: Изд. Экополис и культура, 1995. -Т. 1 - 320 с.
5. Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 440. Оп. 1. Д. 100.
6. Сергеева, ЛИ. К 125-летию Минного офицерского класса в Кронштадте / Л.И. Сергеева, М.А. Партала // Гангут. - Вып. 21. - 1999. -С. 98 - 102.
28
29