Научная статья на тему 'ВКЛАД А. А. СЕМЕНОВА В ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ТАДЖИКОВ ПАМИРА'

ВКЛАД А. А. СЕМЕНОВА В ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ТАДЖИКОВ ПАМИРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАДАХШАН / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / ТАДЖИКИ / ТАДЖИКИ ПАМИРА / ЭТНОГРАФИЯ / ВЕРА / ТРАДИЦИИ / НРАВ И ОБЫЧАИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайнаков Сайнак Парпишоевич

В данной статье рассматриваются вопросы духовной культуры Горного Бадахшана в трудах известного русского и советского востоковеда А. А. Семенова. Анализ научных трудов А. А. Семенова подтверждает, что он в результате полевых работ, путём метода опроса и собственного наблюдения собрал уникальный материал по истории и этнографии таджикского народа. Учёный, в основном, увлёкся изучения традиционного Ислама среды таджиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF A. A. SEMENOV TO THE STUDY OF THE SPIRITUAL HERITAGE OF TAJIKS OF PAMIR

This article discusses the spiritual culture of Badakhshan in the works of the famous Russian and Soviet orientalist A. A. Semenov. Analysis of the scientific works of A. A. Semenov confirms that, as a result of field work, he collected unique material on the history and ethnography of the Tajik people as a result of field work, using the survey method and his own observation. The scholar mainly became interested in studying the traditional Islam of the Tajik environment.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД А. А. СЕМЕНОВА В ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ТАДЖИКОВ ПАМИРА»

первостепенную задачу-как можно быстрее уравновесить политическую обстановку в Таджикистане. С претворением этой цели её представители старались пригласить двусторонние противоборствующие силы Таджикистана к миру и согласию. В результате, достигнув своей заключительной цели, с помощью переговоров примирили противоборствующие силы, было подписано Соглашение об установление мира и национального согласия.

Ключевые слова: организации, международные силы, ООН, политическое положение, цель, представители, старание, круглосуточный, противоборствующие силы, обоюдной, мир и согласие, переговоры, основная цель, перемирие, согласие, результат, общий, национальный.

THE UNS CONTRIBUTION TO THE TRIM TO THE OF THE POLITICAL MEMBERS IN THE 1990 S IN THE REPUDLIC OF TAJIKISTAN

The role of the international organization among them the UN to the trim of the republican political members in the providing peace and unity of the Tajiks is great. The UN saw its primary task- as soon as possible to balance the political situation in Tajikistan. With the implementation of this goal her representatives tried to invite the bilateral and opposing forces of Tajikistan towards peace and agreement .As a result achieved theirfinal goal with the help of negotiation reconciled the opposing forces was signed the agreement ofpeace and national concert.

Keywords: organization, international, forces, the UN, political situation, goal, representatives, try opposing, day and night, mutual, peace and unity negotiation main goal, result, mutual, national.

Сведение об авторе:

Ганджакова М.Г - к.и.н., преподаватель кафедры истории таджикского народа Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни

About the autor:

Ganjakova M.G. - Candidate of historical science, teacher of the historical department of the Tajik State Pedagogical Universite named after S. Aini

ВКЛАД ААСЕМЕНОВА В ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ

ТАДЖИКОВ ПАМИРА

Сайнаков СП.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Семенов Александр Александрович академик Академии наук Таджикской ССР (1951), член -корреспондент АН Узбекской ССР (1943), заслуженный деятель науки Узбекской (1944) и Таджикской ССР (1946), действительный член Бомбейского научного общества, первый директор Института истории, археологии и этнографии Таджикистана (1951 - 1958), профессор, из крестьян Тамбовской губернии, выпускник Тамбовского учительского института и Лазаревского института восточных языков (1900) [15, 728 - 729], внёс большой вклад в изучение истории, филологии и этнографии таджикского народа.

Летом 1898 года, Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии командировало в верховья Амударьи научную экспедицию в составе графа А. А. Бобринского, молодого специалиста А. А. Семенова и антрополога Н. В Богоявленского.

Ещё молодой, А. А. Семенов, интересовался особенностями языка и фольклора горных таджиков. Участие молодого А. Семенова в составе экспедиции явилось для него началом трудного пути к знанию. Он смог собрать уникальные для того периода материалы и на базе их опубликовал отдельную работу [14]. «Материалы для изучения наречия горных таджиков Центральной Азии» [11] тоже была результатам исследования учёного 1898 года. Исследование было рекомендовано в качестве дипломной работы. При защите в Лазаревском институте она получила высокую оценку [6, 28]. Это, по сути, было первое исследование в области изучения говоров горных таджиков в России. Таким образом, А. Семёнов в иранистике заложил прочный фундамент в изучение диалектов современного таджикского языка [8, 60]. Надо особо отметить, что его работа «Этнографический очерк Зерафшанских гор, Каратегина и Дарваза» играла фундаментальную роль в изучении истории и этнографии таджиков Бадахшана. В этой работе изложена первостепенная информация о быте, занятности населения, характере отходничества горцев и вероисповедание горных таджиков.

В 1902 году в Ашхабаде А. А. Семенов познакомился со знаменитым русским востоковедом В. В. Бартольдом, который на формирование научного мировоззрения молодого учёного оказал большое влияние. А. Семенов в одном из своих писем к В. В. Бартольду даже называет его своим пиром (наставником) [1, 86]. С этого момента А. А. Семенов рос как действительный учёный, и перед публикацией всегда своих рукописей предлагал В. В. Бартольду для редактирования.

В 1912 году он перевел и опубликовал труд «История Шугнана», который в том же году на основе рассказов и перееданий своих соотечественников сочинил житель село Поршинева Шугнанского района Саид Хайдаршо [5]. В этой книге в основном речь идёт о генеалогии местных правителей, отрывочные истории региона до присоединения его к России. Учёный, кроме перевода, составил источнику введение, интерпретацию и подробное заключение.

В 1912 А. А. Семенов в Ташкенте беседовал с шугнанцами, от них собрал информацию и опубликовал нескольких статей. В том же году в свет вышла статья А. А. Семенова о религиозных верованиях бадахшанских исмаилитов [9]. Разница между работами А. А. Бобринского, который первым среди русских исследователи края написал о бадахшанских исмаилитов, и А. А. Семенова в том, что первый написал свой труд, как он сам излагает, в основном по итогам бесед с исмаилитскими пирами, а второй в результате бесед с двумя простыми приверженцами исмаилизма.

В нём автор пишет, что исмаилизм весьма любопытный рационалистический мусульманское течение [9, 525].

В основном, данная работа А. А. Семенова содержит сведения о вероучении исмаилитов Бадахшана. «По учению исмаилитов, - пишет А. А. Семенов, - во главе всего мира стоит Бог (Худой), существо непостижимое человеческим разумом и потому стоящее превыше людского понимания» [9, 534]. Его собеседники рассказывали, что Бог везде присутствует, где захочет «поэтому для него не может быть определённых, угодных ему мест, где ему было бы особенно принято принимать человеческие молитвы» Он не нуждается в храмах [9, 535]. Древнегреческий историк Геродот еще в период правление Ахеменидов сообщил, что иранцы не строят для Бога храмы и алтарей [3, 54].

А.А. Семенов получил от своих респондентов, сведения по исмаилитскому вероучению, информацию о месте и роли посланника и его заместителя в мире, что миссия Пророка (нотика) есть видимое руководительство людьми в переделах указываемого им внешнего божественного закона, а сущности Имама есть духовное водительство людей воспитание их чувств и мыслей в необходимости беспрерывного духовного совершенствования в целях приближения к Богу, исходя из проповедуемой нотиком доктрины [9, 536].

Настоящий труд А. А. Семенова ещё уникален тем, что в нём автор приведёт традиционные народные и религиозные праздники горцев, в частности Навруз - Новый год, Рамазан, Курбан, Хирпичор, Хирчизван и другие.

По его мнению, в праздник Курбан по состоянию, люди обычно приносят в жертву верблюда, корову и овцу. Владелец принимает в качестве еды только печень, остальное мясо туши варенное съедается присутствующими при жертвоприношении. Курбан празднуется три дня. На первый день зажигают светильники, на второй и третий день устраиваются различные гуляния и увеселения. Рамазан тоже отмечается три дня, первый день совершается общая молитва, далее сопровождается праздничным мероприятием, и с хождением по домам заканчивается. Хирпичор празднуется после окончания осени, хирчизвон спустя двадцать дней после начала зимы [9, 552 - 553].

Особое внимание горцы придавали празднованию Навруза - национальному новому году, который отмечается 21-го марта. А. А. Семенов отметит, что горцы отмечают Навруз в течении шести дней. В этот период проводятся разнообразные увеселения, игры, скачки в козлодранием, игра в яйца и тому подобное. «Празднество начинается со среды. Утром в тот день из домов все выносится наружу, и в доме варится кушанье из воды, пшеничной муки и соли; когда это смесь окажется достаточно проваренною, на нее сверху льют масло и едят. После этого мужчины уходят из дома, а женщины начинают вес дом и все домашние вещи чистить и приводить в порядок, после чего расстилаются ковры. ... Потом возвращаются мужчины и слушают чтение Корана, а затем идут визиты с хлебом и кушаньем по соседям и знакомым» [9, 553].

Таким образом, стало очевидно ясно, что среди жителей Памира наряду с народными праздниками были популярны и религиозные праздники, и оба они торжественно отмечались. В их праздновании мы не видим различия, религиозные и народные обычаи на Памире стали так смешаны, что трудно это можем мы наблюдать среди обитателей других регионов Средней Азии. Об этом свидетельствуют сведения ряда русских дореволюционных исследователей, в том числе А. А. Семенова. Это способствовало тому, что древнеиранские традиции сохранили свой первозданный вид среди населения Памира. Вообще, исмаилитское учение не стало преградой в сохранении и развитии иранской традиционной культуры на Памире. Наоборот, исламская цивилизация и иранская пополняли друг друга.

Важность данной работы А. А. Семенова ещё в том, что в ней автор излагает обычаи о рождении и воспитании детей, обряд обрезания, бракосочетание и о смерти у горцев. Исследователь от начала и до конца освещает процесс этих церемоний в дореволюционном Памире [9, 554 - 558].

В это время по рассказам жителей Памира под редакцией В. В. Бартольда увидели свет ещё две статьи учёного о Шайх Баховуддини Бухорои и Мавлоно Джалолуддини Руми [13]. Обе статьи начинаются с введения А. А. Семенова, которые посвящены жизни и деятельности этих двух великих мудрецов Востока. Статья, посвященная Шейху Баховиддину, написана на основе записей беседы А. А. Семенова с одним

грамотным жителем села Ёмджа Шугнана. Наряду с этим автор приведёт в ней информацию одного из жителей села Поршинева по имени Муборакшо о закоте, который имеет огромное научное значение.

Источником для написания статьи посвященной Джалолиддину Руми стала запись беседы автора с одним из жителей села Поршинева, который по непонятным причинам А. А. Семенов не называет его имя. Данная статья освещает встречи и беседы Джалолиддина Руми с Шамси Табрези (по исмаилитскому преданию и традиции 28 имам исмаилитов Шамсиддин Мухаммад - С. С.), который в своей книге «Маколот» вместил ученик и секретарь первого Хисомуддин [7, 4]. В ней, кроме этого, исследователь показывает место и роль употребления титулов «шах», «сайид», «мир» и «бек» - среди населения Бадахшана.

Несмотря на то, что в русской историографии А.А. Бобринской заложил прочный фундамент исследование в области исмаилизма на Памире, но именно в дальнейшем А. Семенов [12] поднял данную проблему на научном уровне и наряду с другим российским ученным И. Зарубиным [4, 359 - 386] активно начал собирать исмаилитские рукописи. Таким образом, А. А. Семенов в науке впервые начал изучение исмаилитского учения на основе самых исмаилитских источников и написал в этом направление очень важные для науки труды [10]. В результате этого, в дальнейшем он стал первым специалистом по исламоведению в Советском Союзе [15, 729]. Именно А. А. Семенов и И. Зарубин побудили другого российского специалиста В. А. Иванова, чтобы заняться изучением данной проблемы и их статьи стали для него путеводителем, а собранные ими рукописи источником в изучении исмаилизма. А под влиянием А. И. Иванова Фарход Дафтари начал заниматься изучением исмаилизма, и в итоге на современном этапе считается самым крупным специалистом в области исмаилизма.

А.А.Семенов, в советские годы тоже занимался изучением истории и культуры таджикского народа. Он входил в состав Общества изучения Таджикистана и избирался председателем редакционной коллегии и печати этой организации. В результате под его редакцией вышло из печати сочинение Б. Кушкеки «Каттаган и Бадахшан» [2], в котором содержится, бесценные сведения по географии, этнографии и истории Бадахшана.

Анализ научных работ А. А. Семенова подтверждает, то, что он в результате полевых работ, путём метода опроса и собственного наблюдения, изучения письменных источников собрал уникальный материал по истории и этнографии таджикского народа. Учёный, в основном, увлёкся изучением традиционного Ислама среди таджиков.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акрамов Н. Из неопубликованных писем А. А Семенова В. В. Бартольду // Учёные записки кафедры истории СССР

ДГПИ имени Т. Г. Шевченко. - Т. 66. - Душанбе, 1970. - С. 71 - 92.

2. Бурхан-уд-Дин-хан-и- Кушкеки. Катаган и Бадахшан. - Ташкент, 1926. -248 с.

3. Геродот. История. Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Л., 1972. - 600 с.

4. Иванов В. А. Исмаилитские рукописи Азиатского Музея. (Собрание И. Зарубина, 1916 г.) В. А. Иванова. (Представлено

Директором Азиатского Музея в заседании Исторических наук и Филологии 11 января 1917 г.) // Известия Академии Наук - IV серия. - №> 6. - Пг., 1917. - С. 359 - 386.

5. История Шугнана. Пер. А. А. Семенова // Протоколы заседания и сообщения членов Туркестанского кружка любителей

археологии. Год XXI. - Ташкент, 1917.

6. Литвинский Б. А., Акрамов Н. М. Александр Александрович Семенов (научно-биографический очерк). - Душанбе, 1971.

- 180 с.

7. Лутфишо К. Гулбарге аз гулзори маърифати Шамси Табрезй, ё Мавлои Рум // Пайгоми Рушон. - № 6 - 7 (3449). -

Июн - июли соли 1997. - С. 4.

8. Неменова Р. Л. А. А. Семёнов - лингвист и лексикограф // Памяти А А. Семенова. - Душанбе, 1980. - С. 60.

9. Семенов А. А. Из области религиозных верований шугнанских исмаилитов // Мир ислама. - Т. I. - .№ 4. - СПб., 1912. - С.

523 - 561.

10. Семенов А. А. К догматике памирского исмаилизма (XI глава «Лицо веры» Носыр-и Хосрова). - Ташкент, 1926.; Взгляд на Коран в восточном исмаилизме // Иран. Сборник статей. - Л., 1927.

11. Семенов А А. Материалы для изучения наречия горных таджиков Центральной Азии - Ч. I. (Грамматический очерк и памятники народного творчества). - М., 1900. - 56 с.; Ч. II. - Памятники народного творчества и словарь. - М., 1901. - 74 с.

12. Семенов А. А. Описание исмаилитских рукописей, собранных А. А. Семеновым // Записки Восточного отделения Русского археологического общество. - Пг., 1919. 2171 - 2202

13. Семенов А. А. Рассказ шугнанских исмаилитов о бухарском шейхе Беха-уд-Дине // Запись Восточного отделения императорского русского Археологического общество. - Т. XXII. - Выпуск Ш - IV. - Пг., 1915. - С. 321 - 326.; Шейх Джглал-уд-Дин-Руми по представлениям шугнанских исмаилитов // Запись Восточного отделения императорского русского Археологического общество. - Т. XXII. - Выпуск Ш - IV. - Пг., 1915. - С. 247 - 256.

14. Семенов А А. Этнографический очерк Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза. - М., 1903. - 112 с.

15. Советская историческая энциклопедия. Главный редактор Е. М. Жуков. - Т. 12. - Москва, 1969. - 976 с.

ВКЛАД А. А. СЕМЕНОВА В ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ТАДЖИКОВ ПАМИРА

В данной статье рассматриваются вопросы духовной культуры Горного Бадахшана в трудах известного русского и советского востоковеда А А. Семенова. Анализ научных трудов А А. Семенова подтверждает, что он в результате полевых работ, путём метода опроса и собственного наблюдения собрал уникальный материал по истории и этнографии таджикского народа. Учёный, в основном, увлёкся изучения традиционного Ислама среды таджиков.

Ключевые слова: Бадахшан, духовная жизнь, таджики, таджики Памира, этнография, вера, традиции, нрав и обычаи.

THE CONTRIBUTION OF A. A. SEMENOV TO THE STUDY OF THE SPIRITUAL HERITAGE OF TAJIKS OF PAMIR

This article discusses the spiritual culture of Badakhshan in the works of the famous Russian and Soviet orientalist A. A. Semenov. Analysis of the scientific works of A. A. Semenov confirms that, as a result offield work, he collected unique material on the history and ethnography of the Tajik people as a result of field work, using the survey method and his own observation. The scholar mainly became interested in studying the traditional Islam of the Tajik environment.

Key words: Badakhshan, spiritual life, Tajiks, Pamir Tajiks, ethnography, faith, traditions, character and customs.

Сведение об авторе:

Сайнаков Сайнак Парпишоевич - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел: (+ 992934162099), E-mail: [email protected]

АЬоМ the author:

Saynakov Saynak Parpishoevitsh - candidate of historical sciences, head of the Department of General History of the Tajik State Pedagogical University Sadriddin Aini, phone: (+992934162099); E-mail: [email protected]

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Ш - VII ВВ. - Н. УШ В.)

Каландарова Л.И.

Таджикский государственный педагогический университет им.САйни

Раннее средневековье истории таджикского народа охватывает период с Ш - VII вв. - н. УШ в.). Этим периодом интересовались ученые, занимавшиеся разработкой данной проблемы. Начало раннего средневековья (IV-V вв.) это наименее изученный период истории Центральной Азии (в некоторой литературе вместо Центральной Азии используется термин Средняя Азия) [1]. Автору данной статьи потребовалось долгое время, чтобы найти материал, для написания данной статьи.

В раннем средневековье на территории исторических Бактрии, Маргианы, Парфии, Согда, Хорезма, Ферганы и прилегающих земледельческих оазисов, скотоводческих степей и гор формируется группа новых областей и районов, сильно изменивших культурно-географическую карту Средней Азии [2, с.4].

Процессы, связанные с изменениями в социально-экономических отношениях привели к распаду больших государств и разрыву установленных связей. Этот спад экономики стал причиной кризиса во всех областях региона[3].

Археологические раскопки подтвердили исчезновение многих крупных городов Центральной Азии, запустение многих оазисов и сокращение обрабатываемых земель [4].

В начале Ш в. на политической арене происходит возвышение государства Сасанидов (226-651 гг.), которое начало проводить свою захватническую политику, в результате чего Кушанское государство было разрушено.

О Сасанидском государстве говорится в I томе книги Президента Республике Таджикистан Э. Рахмона «Таджики в зеркале истории. От арийцев до Саманидов». В данной работе исследуется история таджикского народа, начиная от их предков вплоть до образования централизованного государства Саманидов.

Автор исследования указывает на роль Сасанидов в восстановлении священной книги зороастрийцев «Авесты». Например, «Основатель

государства Сасанидов Арташир I Папакан Сасанид, который правил в 224-247 гг. играл важную роль в редактировании и улучшении текстов «Авесты». Главный священник государства, которого звали Тансар, был вовлечен к работе по добавлению новых частей текстов к уже существующим» [5, с.35].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.