8. ЦГА НКВД Таджикской ССР. Ф. 2/с, оп.1, д. 9, л.159.
9. ЦГА НКВД /Сборник материалов по истории восстания 1916 г. в Таджикистане, л.10.
10. ЦГА, фонд Ходжентского уездного управления, дело №2246, л.42.
11. ЦГА Респ. Узб. Ф. И-461, оп. 1, д. 2107, л. 47.
ВЛИЯНИЕ ПАНИСЛАМИЗМА И ПАНТЮРКИЗМА НА СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 1916 ГОДА В СРЕДНЕЙ АЗИИ
В настоящей статье на основе доступных архивных материалов делается попытка раскрыт происхождение и влияние одного из заразных, весьма влиятельной идеологии, превратившейся в мощное движение и идеологическое оружие - панисламизм и пантюркизм в годы первой мировой войны. По ходу рассматривается проникновение этих идей в Туркестанский край, деятельность агентурной сети и отдельных лиц, некоторые методы распространения идеи, а также мусульманский вопрос.
Ключевые слова: империя, идеология, война, нация, соотечественник, религиозное объединение, движения, распространение.
THE INFLUENCE OF PAN-ISLAMISM AND PAN-TURKISM TO THE SOCIAL CONFLICT OF 1916 YEARS IN CENTRAL ASIA
In this article, based on available archival materials, an attempt to make to reveal the origin and influence of one of the infectious, very influential ideology, which turned into a powerful movement and ideological weapon -pan-Islamism andpan-Turksm during the First World War. The penetration of these ideas into the Turkestan region, the activities of the intelligence network and individuals, some methods ofdissemination of the idea, as well as the Muslim question are considered.
Keywords: Empire, ideology, war, nation, compatriot, religious Association, movements, distribution.
Сведения об авторе:
Мамадалиев И.А. - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Всеобщей истории электроная почта [email protected], Худжандского государственного университета им акад. Б.Гафурова.
About the autor:
Mamadaliev I.A. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of General History E - mail: [email protected], Khujand State University named akademic B.Gafurov.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОГРАФИИ ПАМИРА В ТРУДАХ А.Г. СЕРЕБРЕННИКОВА
Сайнаков С.П.
Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни
Алимшоев М. М.
Хорогский государственный университет им М. Назаршоева
К числу дореволюционных русских специалистов, которые оставили после себя в наследие уникальные материалы по этнографии Памира входит Андриан Георгиевич Серебренников. Именно под его руководством солдатами 4-го Туркестанского батальона построено в 1893 году на реке Мургаб первое постоянное укрепление - пост Памирский.
В результате путешествий на Памир, он опубликовал бесценные труды по истории и этнографии края. В своих работах исследователь даёт антропологические характеристики таджиков - памирцев и приходит к выводу, что в них монгольская кровь отсутствует. Наблюдая антропологический тип памирских таджиков, он подчеркивает, что вы в нем «увидите весьма симпатичные черти добродушного и мирного хлебопашца». Автор пишет, что почти все таджики бреют голову и носят усы и бороды и лишь немногие из них от афганцев заимствовали обычай, носить длинные волосы на голове [10, 70]. Следует объяснить, что ношение длинных волос, таджиками Памира не заимствовано от афганцев, такой обычай имел этнический и религиозный характер. Например, один из его причин выяснил другой русский исследователь И. Зарубин. По его мнению, иногда мужчины, «в случае большого горя, например, если умерли отец и мать, волосы отпускают до плеч»» [4, 137].
Далее А.Г.Серебренников пишет, что особенностью характерной черты таджиков Памира является «их замечательная способность к упорному труду и земледелию любовь к оседлости»» [10, 70].
Исследователь отмечает, что все поля таджиков поливные [10, 71], но с этим мнением автора частично нельзя согласиться. Уместно отметим, что в дореволюционный период и даже до сороковых годов XX века в некоторых районах Памира широко использовали богарные участки земли для возделывания пшеницы. Эта практика и сегодня широко используется земледельцами на афганском Памире.
А.Г.Серебренников интересовался земледельческими традициями памирских таджиков, в частности пишет, что вспахивание полей производится посредством деревянных плугов примитивного устройства с парой быков. Для жатвы используют снопы, молотят хлеб посредством волов. Он сделал вывод, что при благоприятных условиях в местах, ближайших к реке Пяцджу и в долине этой реки получают хороший урожай, а в верхних частях долин рек, где короткое лето, население ограничивается посевом хлеба в малом размере, в основном занимаются скотоводством.
Автор, дает информацию о действующие среди горцев местной меры весов и длины. Например, он наблюдал, что в Шугнане «зерно измеряется не по весу, а по объёму, причём единицею меры служит сэр - мерка в виде деревянной чашки известного размера. Два сэра составляют кауш, соответствующий приблизительно нашему пуду. В общежитии наиболее употребительными мерами сыпучих тел были такэ или тюбетейка, какие носят на голове все восточные люди. Шесть такэ составляет один сэр, или 20 фунтов, а, следовательно, одна такэ соответствует 3 - 4 фунтам, само собою, разумеется, что подобная мера не может, в сущности, говоря, даже быть названа единицей меры, так как она величина непостоянная и зависит, прежде всего, от величины головы, владельца тюбетейки, но для несложных торговых операций таджиков она является вполне удовлетворительной» [11, 415 - 416]. Далее он отмечает, что материи измеряют обыкновенно кусками имеющий одинаковый размер, такие предметы как саман (рубленая солома) измеряется капами (мешками) а расстояние между пунктами измеряют, по времени езды.
Надо добавить, что существовали и другие меры, и весы, которых А. Г. Серебренников не показывает в своих работах. Например, одна из единиц мера веса «аМбон» единиц, мера измерения «вёв», то есть ровно размер одного шага, «вдед» мера ровно размер одной открытой ладони. Тем не менее, сведения А. Г. Серебренникова имеют особое значение по определению традиционных народных измерений, использующиеся населением в дореволюционном Памире.
Полковник Муханов отмечает, что «мерами земли у таджиков служит количество высеваемых на ней зерен. Единицами измерения служат амбан, равный нашим 5 пудам и каум - 1 пуд 10 ф.» [7, 56]. З. Бахромов на основе собранных им материалов в результате полевых исследований показывает единицами измерения площади в дореволюционном Шугнане [3, 24 - 25]. Наиболее подробно о существующие меры у населения Памира рассмотрено в работе М. С. Андреева [2, с.176 - 180].
А.Г.Серебренников отражает и садоводство, огородничество, животноводства и охота, изготовление пороха и других отраслей население Западного Памира. Он отмечает, что на Памире очень распространены кустарные производства, особенно гончарное, ткацкое, кожевенное, изготовление седел, пороха и жернов для мельниц. Гончарным делом и выделкой материй занимаются в основном женщины. Исследователь высоко оценивает мастерство таджиков Памира в области изготовления гончарных изделий и ткани пишет, что «встречаются образцы посуды замечательно искусной работы, особенно котлы ... отличаются большой прочностью и при постукивании по ним издают металлический звук. ... очень нежные тонкие матери, высокие качества которых делают честь мастерицам и свидетельствуют об их искусстве. Красок не употребляют и подбирают шерсть под цветами соответствующим образом, вследствие чего шерстяная материя местного изделия не отличаются разнообразием рисунков и цветов, выбор которых ограничивается чёрным, белым и серым» [10, 73 - 74].
Из приведенной нами цитаты, явно видно, что краски, которые показывает автор, эти природные цвета шерсти. Но согласно нашим данным, на Памире при изготовлении и окраска материи, чулок и даже кожи употребляли разные цвета красок местного производства. Сначала в чистом виде красили шерсть, кожу или из него готовили какое - ни будь изделие, потом его красили. Примером этого С. Коржинский в своей работе приводит те некоторых красильные растения, из которых горцы изготавливали краски [5, с.22]. Наиболее подробно о красильных растениях, методах крашение таджиков Памира освещено в работе М. С. Андреева [1, с.2].
Духовная культура таджиков Памира тоже нашла своё отражение в работах А. Г. Серебренникова. Грамоте обучаются дети периода от 8 до 12-ти летнего возраста. Брачный возраст начинается с 15 лет, многоженства почти не существует, притом женщины являются равноправными членами семьи [10, 75].
Такой тонкий наблюдатель как А. Г. Серебренников не мог не описать одежду и обувь таджиков Памира на предмет выявления её отличительности [10, 75].
А.Г.Серебренников в своих трудах всесторонне описывает структуру жилищ таджиков Памира. Он правильно отмечает, что жилой частью дома под одной крышею строили, кладовые для хранения различных припасов, хлев для скота [10, 76].
А.Г.Серебренников, отмечая питание населения Памира, выявил её скудность. По его наблюдениям наиболее распространенное кушанье среди таджиков является атоля (похлебки) иногда с добавлением муки и масла. Вторым после похлебки занимает омач - кусочки теста, сваренные в воде с добавлением сухого творога. Лепёшки выпекаются из пшеничной и ячменной муки. Кроме этого
население широко употребляет молочные продукты, фрукты и особенно овощи, халва, приготовленная из сушеных ягод тутовника. Шурпа и плов здесь в основном употребляются преимущественно богатыми семьями, а бедными лишь изредка [10, 78].
Рассматривая состав, пиши у горцев, мы должны отметить, что питание, каждого народа тесно связано с природными, хозяйственными и религиозными условиями. В этом плане религия приобретает догматический характер. Согласно Корану, мусульманам строго запрещено принимать в пищу свинину, мертвечину и кровь. Добавляя к этому, у исмаилитов запрещено принимать в пищу лошадиное мясо. Некоторые русские дореволюционные исследователи смогли, выявить этот вопрос [4, 107; 8, 80; 9, 543].
А. Г. Серебренникову принадлежат заслуги и в изучении музыкального искусства дореволюционного Памира. Он отмечает, что горцы «развлекаются музыкой, танцами и пением, которое они все очень любят. Поводом для таких собраний большею частью, служат свадьбы и праздничные дни. Мотивы песен горцев-таджиков очень мелодичны и отличаются задушевностью с непременным оттенком грусти, являющимся результатом тяжёлой, полной разных невзгод жизни» [10, 79]. Совершенно ясно, что исследователь не мог, выявить музыкальных жанров, не разбираясь в их тональностях. В дореволюционном Памире имели место свадебные, религиозные и траурные музыкальные жанры. Капитан П. А. Кузнецов тоже внимательно наблюдал народное музыкальное искусство горцев в Дарвазе [6, 18].
«Нельзя не упомянуть, - пишет А. Г. Серебренников, - о чрезвычайно оригинальном и характерном обычае таджиков приветствовать друг друга при встречах. Обыкновенно, при встрече со старшими по годам, младший берёт руки его одной, или обеими своими и целует её, а старый отвечает ему поцелуем в лоб, или посылает ему воздушный поцелуй. . Равные между собою целуют друг у друга руки, или прикладывают кулак ко лбу. Этот обычай, исполняемый всем таджиками, свидетельствует, прежде всего, об уважении ими старших .» [10, 79].
А. Г. Серебренников интересовался также вопросами религии и верований горцев. Данный обзор является наиболее подробным, и он описывает место и роль духовных лидеров в общественных отношениях памирских таджиков [10, 80 - 83].
В работах А. Г. Серебренникова относительно проблемы преступлений среди горцев заложены значимые информации. Наблюдая общественные отношений горцев, он отмечает: «Такие преступление, как убийство и воровство случаются у них, весьма редко и наказывается очень строго; ещё реже преступление против супружеской верности, а некоторые же виды преступлений, как, например, детоубийство, можно сказать, совершенно неизвестны, так что подобных случаев не запомнят даже старожилы» [10, 80].
Исследователь причисляет ряд мазаров, в том числе Шоабдол, Хазрати Имама отмечает, что они «известны не только у таджиков, но также среди памирских киргизов», к тому же суеверие тоже имеет место между населением [10, 82 - 83].
Не менее важным сведением А. Г. Серебренникова является место алкогольных напитков среди памирских таджиков. Автор, выявил, что пьянство среди таджиков - памирцев совершенно отсутствует, и они даже не употребляют ни каких спиртных напитков [10, 84].
В работах А. Серебренникова нашло своё отражение судебное разбирательство на Памире, виды подати и налога и тому подобное. Он также подробно описывает и этнографию киргизского населения Памира.
Таким образом, Андриан Георгиевич Серебренников входит в числе тех русских дореволюционных исследователей, которые в изучение истории и этнографии Памира имеют особые заслуги. Собранные ему материалы по этнографии Памира по сей день не тратили свою научную значимости, а его труды достойно пополняют источниковедческую базу истории и этнологии таджикского народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. 1Андреев М. С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму - дарьи). - Выпуск I. - Труды АН Таджикской ССР. - Т. 7. -Сталинабад, 1953. -247 с.
2. 2Андреев М. С. Таджики долины Хуф. - Выпуск П. - Сталинабад, 1958. -522 с.
3. 3.Бахромов З. К вопросу о состоянии хозяйства Шугнана в дореволюционный период // Очерки по истории Таджикистана. - Т. - П. - Сталинабад, 1959. - С.11 - 30.
4. 4.Зарубин И. И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга. Отдельный оттиск из V тома Сборника музея антропологии и этнографии при Российской академии наук. - Пт., 1917. - С. 97- 148.
5. 5.Коржинский С. Очерк Рошана и Шугнана с сельскохозяйственной точки зрения. - СПб., 1898. -26 с.
6. 6.Махмудова Н. С. Отражение духовной культуры народов Горного Бадахшана, Дарваза и Каратегина в трудах русских дореволюционных востоковедов. - Худжанд, 1999. - 60 с.
7. 7.Муханов. Памирский район. Военно-статистическое описание Туркестанского военного округа. - Ташкент: Изд. штаба Туркестанского военного округа, 1912. - 112 с.
8. 8.Разгонов А. К. По восточной Бухаре и Памиру. - Ташкент, 1910. -230 с.
9. 9.Семенов А. А. Из области религиозных верований шугнанских исмаилитов // Мир ислама. - Т. - I. - № 4. - СПб., 1912. - С. 523 - 561.
10. Ю.Серебренников А. Г. Очерк Памира. - СПб., 1900. - 97 с.
11. 11.Серебренников А. Г. Очерк Шунана // Военный сборник. - СПб., 1895. - N° 12. - С. 405 - 436.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОГРАФИИ ПАМИРА В ТРУДАХ А. Г. СЕРЕБРЕННИКОВА
В статье рассматривается вклад одного из русских дореволюционных исследователей Российской империи Андриана Георгиевича Серебренникова в освещение этнографии Памира. Таким образом, авторы на основе опубликованных материалов А. Г. Серебренникова и их сопоставительного анализа с материалами других исследователей края, приводят интересные факты о характере, обычаи и традиции горцев-таджиков. Андриан Георгиевич Серебренников, посещая край, в результате полевых работ, путём методов наблюдения и опроса собрал уникальный материал по этнографии Памира.
Ключевые слова: Памир, Россия, таджики, А. Г. Серебренников, этнография, жизнь, язык, обряд, традиция.
SOME QUESTIONS OF THE ETHNOGRAPHY OF PAMIR IN A. G. SEREBRENNIKOV'S WORKS
The article discusses the contribution of one of the Russian pre-revolutionary researchers of the Russian Empire, Andrian Georgievich Serebrennikov, in the coverage of Pamir ethnography. Thus, the authors, on the basis of the published materials of A. G. Serebrennikov and their comparative analysis with the materials of other researchers of the region, gives interestingfacts about the character, customs and traditions of Tajiks mountaineers. Andrian Georgievich Serebrennikov, visiting the region, as a result of field work, by means ofobservation and survey methods collected unique material on the ethnography of the Pamirs.
Keywords:Pamir, Russia, Tajiks, A.G.Serebrennikov, ethnography, life, language, rite, tradition.
Сведение об авторах:
Сайнаков Сайнак Парпишоевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета им С. Айни, Тел.: (+992) 934162099; E-mail: [email protected]
Алимшоев Мамадризо Мамадасанович - кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной части Хорогского государственного университета им. Моёншо Назаршоева, Тел.: (+992) 935984596; E-mail: [email protected]
About the authors:
Saynakov Saynak Parpishoevich - candidate of historical sciences, head of the Department of General History of the Tajik State Pedagogical University Sadriddin Aini (Tajikistan, Dushanbe), Тел.: (+992) 934162099; E-mail: [email protected]
AHmshoev Mamadrizo Mamadasanovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Khorog State University named after Moyonsho Nazarshoev (Tajikistan,) Tel.: (+992) 935984596;E-mail:[email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ И ИРАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА А.Ф. МИДДЕНДОРФА
Валиев А.
Российско-Таджикский (Славянский) университет Наджмиддинов Т.
Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни
Во второй половине XIX века, после присоединения Средней Азии к России открылись широкие возможности русским исследователям всесторонне изучать жизнь и быт населения Центральной Азии. Наряду с выполнением задания Российского правительства по изучению природных богатств края, исследователи собрали огромное количество материала, относящегося к истории и этнографии местного населения. Посещавшие различные регионы Центральной Азии, в т.ч. территории расселения таджиков и других ираноязычных народов, они, как правило, собрали достоверные сведения о природе, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре местного населения. К ним относятся А.Ф. Федченко, В.П. Наливкин. Г.А. Арандаренко, В.В. Радлов, А.Л. Кун и др. Среди них особое место занимает видный востоковед, академик А.Ф. Миддендорф.