Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНИСЛАМИЗМА И ПАНТЮРКИЗМА НА СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 1916 ГОДА В СРЕДНЕЙ АЗИИ'

ВЛИЯНИЕ ПАНИСЛАМИЗМА И ПАНТЮРКИЗМА НА СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 1916 ГОДА В СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ВОЙНА / НАЦИЯ / СООТЕЧЕСТВЕННИК / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ДВИЖЕНИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамадалиев И. А.

В настоящей статье на основе доступных архивных материалов делается попытка раскрыт происхождение и влияние одного из заразных, весьма влиятельной идеологии, превратившейся в мощное движение и идеологическое оружие - панисламизм и пантюркизм в годы первой мировой войны. По ходу рассматривается проникновение этих идей в Туркестанский край, деятельность агентурной сети и отдельных лиц, некоторые методы распространения идеи, а также мусульманский вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PAN-ISLAMISM AND PAN-TURKISM TO THE SOCIAL CONFLICT OF 1916 YEARS IN CENTRAL ASIA

In this article, based on available archival materials, an attempt to make to reveal the origin and influence of one of the infectious, very influential ideology, which turned into a powerful movement and ideological weapon - pan-Islamism and pan-Turkism during the First World War. The penetration of these ideas into the Turkestan region, the activities of the intelligence network and individuals, some methods of dissemination of the idea, as well as the Muslim question are considered.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНИСЛАМИЗМА И ПАНТЮРКИЗМА НА СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 1916 ГОДА В СРЕДНЕЙ АЗИИ»

правления этого государственного деятеля, признанного опытным дипломатом в Бухарском эмирате со стороны русского царя. Гиссар был бунтарской территорией и не подчинялся центральной власти, именно деятельность и политическая компетентность Астанукула -кушбегирегулировала создавшуюся в то время политическую обстановку.

Опыт его политической деятельности стал примером для других правителей регионов Бухарского эмирата.

Ключевые слова: Бухора, эмират, Астанакул - кушбеги, Байсун, Хисори Шодмон, налог, Ахмад Дониш, Алимхан, Абдулмуминхан, Абдулахадхан, царская Россия, посольство.

HISSAR IN THE PERIOD OF ASTANAQUL QUSHBEGI'S RULING (THE END OF XIX AND THE BEGINNING OF XX CENTURIES)

The article deals with the question on the basic criterion of the governing period of Astanaqul Qushbegi. It was the time ofthe conquest ofroyal Russia on the areas of the emirates ofBukhara and it's turning into rightless colony. At that time the Eastern Bukhara was governed by Astanakul Kushbegi. The Political situation the economic condition of the period, methods ofgoverning the statefigure, acknowledged as experienced diplomat in the emirates of Bukhara by the Russian Tsar is reviewed in the article. Hissar was seditious territory and didn't obey the central authorities, especially the activities and political competence of Astanaqul Qushbegi controlled the formulated political condition ofthat period.

The experience of his political activity became the example for the other governors of the regions of the emirates of Bukhara.

Keywords: Bukhara, emirate, Astanaqul Qushbegi, Baysun, Hisori Shodmon (Hissar), tax, Ahmad Donish, Olimkhon, Abdulmuminkhan, Abdulahadkhan, royal Russia, embassy.

Сведения об авторах:

Собиров Шодибек, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и межкультурной коммуникации Таджикского Государственного института языков имени Сотима Улугзода, 734019, г. Душанбе, ул. Мухаммадиева, 17/6, Тел (+ 992) 919582891, Е-mail: Sobirov47@ mail.ru

Каноатова Гулдаста Ибрагимовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и межкультурной коммуникации Таджикского Государственного института языков имени Сотима Улугзаде, 734019, г. Душанбе, ул. Мухаммадиева, 17/6, Тел (+ 992) 918622992

About the authors:

Sobirov Shodibek, candidate of history, docent of the department of history and intercultural communications of the Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda, 734019, Dushanbe city, 17/6Muhammadievst., Phone: (+ 992) 919582891, Е-mail: Sobirov47@ mail.ru Kanoatova Guldasta Ibrohimovna, candidate of history, docent of the department of history and intercultural communications of the Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda, 734019, Dushanbe city, 17/6 Muhammadiev st., Phone: (+ 992) 918622992

ББК 63. 3(5) УДК 950+322 М 22.

ВЛИЯНИЕ ПАНИСЛАМИЗМА И ПАНТЮРКИЗМА НА СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 1916 ГОДА В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Мамадалиев И. А.

Худжандский государственный университет им академик Б. Гафурова

Перваямировая война, стало большой ареной и для развития разных идейно-политических течений. Главным образом, Турция и другие мусульманские страны Ближнего Востока стали базой для возникновениятаких течений, как панисламизм и пантюркизм.

В период, непосредственно предшествовавший первой империалистической войне, в оттоманской Турции и в др. мусульманских странах Ближнего Востока возникло политическое течение, известное в истории под названием "панисламизм и пантюркизм". Примерно к этому времени относится одна из широких кампаний, когда-либо предпринятых панисламистами по распространению своих идей. Руководители панисламистских и пантюркистских комитетов в Турции командируют во все страны мусульманского мира своих эмиссаров, поставив им задачу - детальное ознакомление с деятельностью поборников панисламизма в этих странах и изучение условий, форм и методов дальнейшей борьбы за политическое и религиозное объединение мусульманских народностей. После тщательного изучения собранных этими эмиссарами материалов вожди

панисламизма решили принять энергичные меры: 1) открытие во всех городах с мусульманским населением по возможности большего числа духовных школ с преподаванием по однотипной программе на арабском языке; 2) регулярное проведение съездов видных общественных деятелей и духовенства в главнейших мусульманских городах для обмена опытом и выбора издательской комиссии, в которую должны войти лица, знающие религию и современные науки и на которую будут возложены полномочия по составлению и изданию учебников и книг по всем отраслям знаний на общедоступном языке и бесплатно распространены среди народа; 3) издание газет на местном языке во всех городах с мусульманским населением, которые осторожно, но умело будут способствовать развитию идеи религиозного объединения среди мусульманского мира; 4) бесплатное обучение мусульманского юношества всех стран в высших мусульманских миссионерских школах Мекки и Медины, по окончании которых последние возвращались к себе на родину и распространяли среди своих соотечественников идеи религиозного объединения мусульман; 5) поселение в города и села всех стран с мусульманским населением просвещенных лиц для религиозного объединения местного населения».[7, с. 142]

В этом свою роль сыграл принятая прокламация для мусульманского населения Российской империи, где в частности говориться: «О, верующие! Для вас настало время освободит себя от русского правительства. В настоящее время уже известно, что правоверный исламский халиф, то есть турецкий султан, воюет как с Россией, так и с другими державами, врагами ислама. Поэтому необходимо каждому мусульманину в настоящие дни, даже в близкие часы пожертвовать всем в этой борьбе. Если таковые общества мусульман не в состоянии пожертвовать деньгами, то должны вступить на поле сражения в рядах воюющих за ислам армий. Собранные деньги передать подателю сего объявления».[11, с.47]

В 1914 г. в соответствии с планом военных действий, разработанным в начале войны, задача турецких войск заключалась в том, чтобы, ведя наступательную войну против России, войти в соприкосновение с ее мусульманским населением. Наступление турецкой армии должны были быть поддержанной организацией (имеется виду эмигрантская организация «Комитет защиты тюркских народов России», - И.М.) в тылу противника восстаний, волнений, диверсионных актов и т.п.[3, с.51]

Важность такой деятельности заключалась в том, чтобы с распространением подобных воззваний среди мусульманских народов Средней Азии во время первой мировой войны старались разложить тыл царской России, ослабить ее силы на фронтах, поскольку она вынуждена была держать в Средней Азии значительные вооруженные силы для подавления вспышек антиправительственных бунтов и восстаний.

Об участие турецкой агентурной сети, - Васильев А.Д., пишет следующее, - <.. .> Значительный массив документов Османского архива Кабинета премьер-министра в Стамбуле все еще не введен в научный оборот в силу различных обстоятельств, а документы организации «Тешкелият-и-Махсуса» (османской контрразведки), созданный в 1913 г., были уничтожены после прихода к власти Ататюрка. Поэтому вероятность обнаружить комплексы документов, проливающих свет на заинтересованное участие Турции и Германии в восстание 1916 г., не стоит игнорировать». [1, с.с. 109]

Конечно, основываться на данных фактах и принимать их как историческую правду сложно, однако игнорировать их тоже нельзя, учитывая то, что этот документ хранится в архиве спецслужб, и не доверять ему я просто не вправе. К великому сожалению, полноценные архивные или документальные материалы до нас сохранились очень мало (имеется в виду в условиях Таджикистана). Существующие же материалы под грифом «совершенно секретно» хранятся в фондах спецслужб, которые не доступны независимым исследователям. Однако на основе доступных материалов, которые хоть немного подтверждают предлагаемую гипотезу, можно утверждать, что эти факты становятся научной истинной. Но некоторые коллеги и ветераны спецслужб, имею ввиду киргизских коллег, - Мурат Суюнбаев, и ветеран спецслужб Досмир Узбеков и др., [4, с.25] на основе обнаруженных ими материалов, также говорят о существовании внешнего фактора таких как, пантюркизм и панисламизм.

Надо помнить, что социальный конфликт 1916 года разыгрался на тот момент, и на том пространстве, то есть в пределах Российской империи (Туркестан, Степной край, Кавказ, Сибирь), где перемещались всё и вся, даже спустя 100 лет трудно найти исторические реалии.

Туркестанский край стал ареной пропаганды идей панисламизма и пантюркизма, которая приняла особенно широкий размах в период непосредственной подготовки к первой империалистической войне и еще более усилилась в годы войны. Эта пропаганда велась под лозунгом мобилизации мусульманских масс мира к «священной войне» против неверных (кяфиров) и, прежде всего, против Англии, России и Франции.

Первая попытка вождей панисламистско-пантюркистского движения начать всеобщую священную войну мусульман, направленную своим острием, прежде всего, против славянских стран Балканского полуострова и покровительствовавшей им царской России, была сделана ими во время

Балканской войны. Как известно, эта попытка кончилась неудачей. Лозунги панисламистов, оказалось, не пользуются популярностью среди широких народных масс мусульманского мира.

О том, насколько озабочены были деятели панисламистско-пантюркистского движения неудачной войной Турции против Балканских стран, свидетельствует политическое настроение мусульман России в то время. В секретном циркуляре Департамента полиции от 30 марта 1913 года за № 97244 говорится, что - <...> В местностях Империи с мусульманским населением, преимущественно же в Туркестане, Семиреченской и Ферганской областях, под влиянием поражений и неудач турок в войне с Балканскими государствами и в виду, якобы, оказываемой Россией помощи славянам, в настоящее время наблюдается настроение мусульман и проявление враждебного отношения их к русским вообще и к русскому правительству, в частности. среди мусульман Туркестанского края распространяется прокламация с призывом мусульман к сбору пожертвований в пользу раненых турецких воинов».[8, с. 159]

В любой политической игре важен ажиотаж, раздувание того или иного призывающего лозунга или прокламации с целью более широко охватить население и убедить в том, что это единственный верный и справедливый путь, а на самом деле организаторы и игроки этой игры всего лишь шли к своей политической цели. Например, в продолжение вышеуказанного циркуляра говорится, - <.> Мусульмане, усиленно обсуждают вопрос о, якобы, предстоящей войне России с Китаем и не скрывают своих симпатий к китайцам, выражая пожелания успеха китайскому оружию. Под влиянием, упорно циркулирующих среди мусульман слухов о том, что Китайское правительство деятельно готовится к войне, приглашая, подвластных России, мусульман, при открытии военных действий, отложиться от России, туземное население упомянутых выше местностей и, в частности, киргизы одной из областей, высказывают необходимость сплотиться всем мусульманским народностям и, в союзе с Японией и Китаем, напасть на Россию».[8, с.159-160]

Из приведенного материала становится очевидным, что на фоне политической близорукости местного населения, которых можно быстро ввести в заблуждение, одурманивая народ, распространяют самые противоречащие информации, тем самым рассеивая зерно народной вражды, усиливая политическую активность, добивались социальной нестабильности. Любая война не зависимо от географии и характера перемалывает огромные людские и материальные ресурсы, это в свою очередь заставляет военные умы искать альтернативные пути, то есть избегать прямых военных столкновений. Одним из альтернативных методов была борьба изнутри, то есть метод эффективного проникновения в слабые и уязвимые области противника, путем внедрения политизированных лозунгов, приводимых к дестабилизации и конфликтности, что позволяет достичь своих целей, то есть крушения существующего режима.

Об этом свидетельствует нижеприводимый материал, такие сведения поступали ежедневно. Например, самые разные информации об агитационной деятельности иностранных подданных поступали в Штаб Туркестанского военного округа в совершенно секретной форме. Вот что сообщалось в письме от 18 октября 1914 г. за №6470, - <...> По городам Туркестанского края разъезжает турецкий эмиссар турецко-поданный, житель города Константинополя Хатыбл Омарнаджи-Бек, который производил сборы пожертвований среди мусульман на военные нужды Турции»[7, с.256].

В свое время бывший английский консул в Кашгарии П. Эссертон писал, - <.> во время Первой мировой войны вражеские агенты буквально кишели и в Кашгарии, и в Русском Туркестане <.>[5, с. 225].

В этом же документе далее отмечено, что - <.> Командир этапной роты в г. Гузаре (Бухарское ханство) в своей секретной телеграмме на имя Самаркандского уездного воинского начальника сообщил, что у Диван-Беги ночевал турецкий мулла с полномочием от султана (Бухарского эмира) на беспрепятственный проезд от бекства к бекству для пропаганды. Утром выехал в сопровождении бекского посланца»[7, с.256].

Помимо устной пропаганды центры панисламистско-пантюркистского движения широко практиковали печатную пропаганду идей политического и религиозного объединения мусульман. Чрезвычайно характерен в этом отношении манифест-воззвание, выпущенный в Турции в начале войны под заглавием «Священная война обязательна».[7, с. 296-297]

Агенты панисламистов проникали даже в театры военных действий. Так, некий Аскеров, родом из Азербайджана, был замечен на фронте, где он «своими постоянными разъездами в районе театра войны, без видимой к тому надобности, навлекает на себя подозрение в занятии шпионством. Аскеров. 22 марта сего года (1916 г.) выбыл в Новую Бухару».[9, с. 10]

Хочу отметить, во-первых, на сцене военных действий ни один агент никаких спецслужб в открытую не ведут деятельность по установленной цели; во-вторых, во время войны обычный человек не ходит в гости к другому, это указывает на то, что Аскеров имел конкретную установку с

определенной целью; в-третьих, это не единичный случай, и не единственный человек, мы по всему краю видим иностранных подданных, чья деятельность была целенаправленной.

Также надо отметить, что некоторые чиновники признавали разрушительную силу колониальной политики по отношении к исламу, вот о чем гласит нижеследующий документ, - <.. .> Все туземное население, - отмечает далее полковник Иванов, - пришло к выводу, что русские принесли с собой в край «скверну», нетерпимую мусульманским вероучением и, что скверна эта грозит заражением всему правоверному населению. Отсюда успех распространения идей панисламизма, но население, слишком практичное для выступления ради одной идеи, не решалось, под страхом силы, реагировать иным способом, чем втайне мечтать о низвержении ненавистного иноверного ига, представляя, однако, почву, вполне подготовленную для массового противогосударственного движения».[9, с.117]

К этому времени относится одна из широких кампаний, когда-либо предпринятых панисламистами по распространению своих идей. Поскольку именно в это время главари панисламистских и пантюркистских комитетов в Турции командируют во все страны мусульманского мира своих эмиссаров, поставив им задачу - детальное ознакомиться с этими странами и изучить условия, формы и методы дальнейшей борьбы за политическое и религиозное объединение мусульманских народностей. [7, с. 142]

Данную гипотезу можно подтвердить следующим документом: <...> Турецкое правительство командировало в Туркестанский край 15 эмиссаров персов из Азербайджана для ведения в крае панисламистской пропаганды, оказании помощи Турции и объединении всех мусульман под владычеством Турции, как главы Ислама. Из числа эмиссаров агентура отмечает следующих: Абдуль Гафур, Аббас Али, Абдуль Хуссейн. Названные эмиссары уже появились в пределах края, разъезжают по городам, поселкам и кишлакам и ведут агитацию среди туземного населения края, выдавая себя за докторов /хакимов/ или отчитывателей корана /озаимханов/. В случае надобности они предъявляют персидские паспорта, и полиция их оставляет в покое <.>.[6, с. 18]

Хочу отметить, что агенты, прикрывающиеся паспортами, идентичны местному населению, и, естественно, не вызывали опасения у представителей охранной службы, тем более тщательная проверка требовала много времени, а подделка документов для этого времени была не трудной. С другой стороны, и знание языка, и их ориентировка по местности также не вызывали сомнения.

В этом контексте интерес представляет еще один документ, в котором говорится, что - <...> правы были, и генерал-майор Н.С. Лыкошин, тогдашний военный губернатор Самаркандской области, и полковник Иванов, когда утверждали, что восстание 1916 г. в Средней Азии было вызвано, наряду с другими причинами, также панисламистско-пантюркистской пропагандой, широко проведенной немецко-турецкой агентурой. Одновременно с сим, - утверждает там же полковник Иванов, - облегчалась возможность широкого паломничества в Мекку и сотни тысяч ходжей разносили по краю фанатические доктрины ислама и почерпнутые в Турции идеи панисламизма вместе с описанием своих впечатлений о величии мусульманского государства <.>.[9, с. 117]

Распространение подобных воззваний среди мусульманских народов Средней Азии во время первой империалистической войны разлагало тыл царской России, ослабляло ее силы на фронтах, поскольку она вынуждена была держать в Средней Азии значительные вооруженные силы для подавления вспышек антиправительственных восстаний.

Военный губернатор Самаркандской области генерал-майор Н.С. Лыкошин в своем сов. секретном письме на имя Туркестанского генерал-губернатора от 23 мая 1916 г. за № 530 сообщил: «Для выяснения деятельности Шаршаузского (Шахризябского) Агалука Ходжи-Расуль Кулия, а также построения, прилегающих к границе, вверенной мне области, бекств, был послан на место 22 марта сего года агент, которы[й] 5-го сего мая вернулся, доложив следующее: Шаршаузский Агалук Ходжа-Расуль Куль, безусловно, враждебно настроен против русских. Он пользуется громадным влиянием среди населения Шаршаузского и примыкающих к нему бекств. Большинство этого населения распропагандировано афганскими и турецкими агентами-ишанами и представляет из себя горючий материал».[9, с. 11]

В секретном письме Туркестанского охранного отделения от 6 июня 1914 г. за №3750 говорилось следующее, что «Видный член Комитета «Единение и прогресс» и пропагандист идей панисламизма Мохаммед Рахим-Бей отправляется в Россию с русским паспортом на имя Хусейна Каримова» с целью «распространить фетву, написанную по-арабски, с переводом на татарский язык, которая убеждает мусульман всего мира отдавать в министерство финансов халифата религиозный налог», а также «возобновить переговоры с Измаиль-Беем Гаспринским по поводу созыва в Мекке исламистского конгресса».[7, с.156]

Основными причинами, вызвавшими, по мнению генерал-майора Н.С. Лыкошина, восстание 1916 г. в Средней Азии, он называет: <.> Агитация из Турции через периодически появляющиеся в

крае разного рода ходжи, далилеи и других агентов турецкого правительства. Агитация германских военнопленных, признаки которой были замечены в Джизаке».[2, с.28]

Набор местного населения на тыловые работы приобрел такую остроту, что в какой-то миг мог превратиться в национальную рознь. Следующий материал может отражать этот факт, «Во время сборов русского населения по мобилизации, - по доносу начальству полковника Писемского, -туземцы (Кулябского бекства Бухарского ханства) отнеслись очень враждебно: не давали подвод платных, кричали на них (русских), угрожали и, когда мужское население ушло, туземцы облили керосином живого быка и зажгли его, при этом угрожая, что это же самое будет с русскими, как и с этим быком».[10, с.42]

Социальный конфликт 1916 г. не был ни первым, ни последним звеном в длинной цепи подрывной деятельности панисламистов. Более мелких фактов, враждебных интересам России, история Средней Азии знает очень много. Вот один из них, маленький по своей значимости, но чрезвычайно характерный для понимания той дикой злобы к русским, которая была привита мусульманам Средней Азии турецко-немецкой агентурой руками панисламистов. Социальный конфликт (восстание) 1916 года, всколыхнувшее всю Среднюю Азию и отвлекшее значительные военные силы России для его усмирения в наиболее напряженный период борьбы на русско-германском фронте, не без оснований, можно считать подготовленным, наряду с другими причинами, также и панисламистско-пантюркистской пропагандой.

И если этот социальный конфликт, вызванный непосредственно нежеланием мусульман Средней Азии бороться за интересы России и отстаивание ее территории от нашествия немецких захватчиков (что также результаты подрывной деятельности панисламистов), объективно носило освободительный характер, то субъективно оно было подготовлено и проведено на почве крайнего национализма. Как по своему социальному составу, так и по идеологии социального взрыва (восстание) 1916 г. было направлено не только против царизма, но и, прежде всего, против русских, против «неверных» вообще.

В этом контексте, предлагаю следующий материал, в котором указывается, что даже русские офицеры и администраторы были уверены в причастности иностранных спецслужб и идеологических течений, - <...> Генерал-майор Н.С. Лыкошин, тогдашний военный губернатор Самаркандской области, и полковник Иванов, военный губернатор Ферганской области, утверждали, что восстание 1916 г. в Средней Азии было вызвано, наряду с другими причинами, также панисламистско-пантюркистской пропагандой, широко проведенной немецко-турецкой агентурой. Одновременно с сим, - утверждает там же полковник Иванов, - облегчалась возможность широкого паломничества в Мекку и сотни тысяч ходжей разносили по краю фанатические доктрины ислама и почерпнутые в Турции идеи панисламизма, вместе с описанием своих впечатлений о величии мусульманского государства».[9, с.117]

В этом материале важен один момент, полковник Иванов выявляет еще один беспрецедентный фактор - паломничество. Совершившие хадж, - как с опаской говорит Иванов, становятся объектом агентурных сетей, и, восприняв и вооружившись идеями пантюркизма и панисламизма, по возвращению они распространяли чуждые идеи, что само по себе вызывало у охранных отделений (МВД) пристального внимания. Да этот фактор имел очень заразительный характер, это и беспокоило, поскольку местный ходжа имел больше влияние на окружающих, чем иностранец.

Использование панисламистского движения против России германский империализм осуществлял не только через Турцию и массовое паломничество мусульман в Мекку. Агентура Германии проникла в Афганистан и Западный Китай, где создавались ее центры подрывной деятельности, направленной против интересов России и Англии.

Приведенные данные в определенной степени убеждает нас в том, что панисламистско-пантюркистское движение в странах мусульманского мира неразрывно связывается со шпионско-подрывной деятельностью немецко-турецкой агентуры. Их основным усилием было разложение тыла России и поднятие мусульманских народов невооруженную борьбу против России и ее союзников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев АД. К вопросу о внешнем влиянии на события 1916 г. Шшилизащонно-культурньЕ аспекты взаимоотношений России и народов Центральной Азии начале XX века (к 100-летию восстания 1916 г.). - М., 2016. - С.109.

2. Восстание 1916 г. в Средней Азии. - Ташкент, 1932. - С.28.

3. Лудшувейт Е.Ф. Турция в годы первоймировой войны 1914-1918гг. М., 1966. - С.51.

4. Суюнбаев, М., Курманов, З., Узбеков, Д., Суюнбаев, И. «Агенты с правом на убийство». Часть 2. «Никогда не говори «никогда». kghistory.akiptess.org'unewsAun_post7088. Датаобращения 25 сентября 2018 г.

5. Ethrton P.T. In the Heart of Asia. - London, 1925, 225p.

6. ЦГА Респ. Тадж. Ф.1, оп. 6, д. 101, л. 18.

7. ЦГА НКВД Таджикской ССР. Ф.5, оп.1, д. 11, л.142. Секретное сношение Департамента полиции от 27 апреля 1914 г. № 170354.

8. ЦГА НКВД Таджикской ССР. Ф. 2/с, оп.1, д. 9, л.159.

9. ЦГА НКВД /Сборник материалов по истории восстания 1916 г. в Таджикистане, л.10.

10. ЦГА, фонд Ходжентского уездного управления, дело №2246, л.42.

11. ЦГА Респ. Узб. Ф. И-461, оп. 1, д. 2107, л. 47.

ВЛИЯНИЕ ПАНИСЛАМИЗМА И ПАНТЮРКИЗМА НА СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 1916 ГОДА В СРЕДНЕЙ АЗИИ

В настоящей статье на основе доступных архивных материалов делается попытка раскрыт происхождение и влияние одного из заразных, весьма влиятельной идеологии, превратившейся в мощное движение и идеологическое оружие - панисламизм и пантюркизм в годы первой мировой войны. По ходу рассматривается проникновение этих идей в Туркестанский край, деятельность агентурной сети и отдельных лиц, некоторые методы распространения идеи, а также мусульманский вопрос.

Ключевые слова: империя, идеология, война, нация, соотечественник, религиозное объединение, движения, распространение.

THE INFLUENCE OF PAN-ISLAMISM AND PAN-TURKISM TO THE SOCIAL CONFLICT OF 1916 YEARS IN CENTRAL ASIA

In this article, based on available archival materials, an attempt to make to reveal the origin and influence of one of the infectious, very influential ideology, which turned into a powerful movement and ideological weapon -pan-Islamism andpan-Turksm during the First World War. The penetration of these ideas into the Turkestan region, the activities of the intelligence network and individuals, some methods ofdissemination of the idea, as well as the Muslim question are considered.

Keywords: Empire, ideology, war, nation, compatriot, religious Association, movements, distribution.

Сведения об авторе:

Мамадалиев И.А. - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Всеобщей истории электроная почта [email protected], Худжандского государственного университета им акад. Б.Гафурова.

About the autor:

Mamadaliev I.A. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of General History E - mail: [email protected], Khujand State University named akademic B.Gafurov.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОГРАФИИ ПАМИРА В ТРУДАХ А.Г. СЕРЕБРЕННИКОВА

Сайнаков С.П.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Алимшоев М. М.

Хорогский государственный университет им М. Назаршоева

К числу дореволюционных русских специалистов, которые оставили после себя в наследие уникальные материалы по этнографии Памира входит Андриан Георгиевич Серебренников. Именно под его руководством солдатами 4-го Туркестанского батальона построено в 1893 году на реке Мургаб первое постоянное укрепление - пост Памирский.

В результате путешествий на Памир, он опубликовал бесценные труды по истории и этнографии края. В своих работах исследователь даёт антропологические характеристики таджиков - памирцев и приходит к выводу, что в них монгольская кровь отсутствует. Наблюдая антропологический тип памирских таджиков, он подчеркивает, что вы в нем «увидите весьма симпатичные черти добродушного и мирного хлебопашца». Автор пишет, что почти все таджики бреют голову и носят усы и бороды и лишь немногие из них от афганцев заимствовали обычай, носить длинные волосы на голове [10, 70]. Следует объяснить, что ношение длинных волос, таджиками Памира не заимствовано от афганцев, такой обычай имел этнический и религиозный характер. Например, один из его причин выяснил другой русский исследователь И. Зарубин. По его мнению, иногда мужчины, «в случае большого горя, например, если умерли отец и мать, волосы отпускают до плеч»» [4, 137].

Далее А.Г.Серебренников пишет, что особенностью характерной черты таджиков Памира является «их замечательная способность к упорному труду и земледелию любовь к оседлости»» [10, 70].

Исследователь отмечает, что все поля таджиков поливные [10, 71], но с этим мнением автора частично нельзя согласиться. Уместно отметим, что в дореволюционный период и даже до сороковых годов XX века в некоторых районах Памира широко использовали богарные участки земли для возделывания пшеницы. Эта практика и сегодня широко используется земледельцами на афганском Памире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.