Научная статья на тему 'Северный Кавказ в политике Турции в начале XX века'

Северный Кавказ в политике Турции в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ТУРЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / АГЕНТЫ / "МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОПРОС" / NORTH CAUCASUS / TURKEY / FOREIGN POLICY / DIPLOMACY / GEOPOLITICS / AGENTS / "MUSLIM ISSUE"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдулаева Мадина Изамутдиновна

В статье рассмотрена политика Турции на Северном Кавказе в начале ХХ в. Охарактеризована пропаганда панисламизма, как главное направление деятельности турецкой агентуры на Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северный Кавказ в политике Турции в начале XX века»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Абдулаева Мадина Изамутдиновна к.и.н., с.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. Mady.62@mail.ru Аннотация:

В статье рассмотрена политика Турции на Северном Кавказе в начале ХХ века. Охарактеризована пропаганда панисламизма, как главное направление деятельности турецкой агентуры на Кавказе.

Ключевые слова:

Северный Кавказ, Турция, внешняя политика, дипломатия, геополитика, агенты, «мусульманский вопрос».

Madina I.Abdulaeva PhD (in History), Senior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation Mady.62@mail.ru Annotation:

The article discusses the policy of Turkey in the North Caucasus in the early twentieth century. Characterized by the promotion of pan-Islamism as the main direction of activity of Turkish agents in the Caucasus.

Keywords:

North Caucasus, Turkey, foreign policy, Diplomacy, geopolitics, agents, "Muslim issue".

На протяжении нескольких столетий военно-политическая доктрина Османской империи была ориентирована на Северный Кавказ как на один из главных объектов своих геополитических устремлений. Официальные турецкие власти во все времена направляли на Кавказ своих эмиссаров с различными миссиями, в зависимости от конкретной политической ситуации. В начале XX века многочисленная турецкая агентура активно распространяет идеи панисламизма и призывает горцев к восстанию против русской власти.

Атмосфера политической нестабильности и всеобщей анархии, воцарившаяся на Северном Кавказе после Февральской и Октябрьской революций, создала весьма благоприятные условия для осуществления планов Турции. Своевременным оказалось и «приглашение Горского правительства, отправившего делегацию в Константинополь с тем, чтобы позвать «варягов» для борьбы с политическими противниками. В это же время активизировалась политика Англии - давней соперницы России в этом регионе.

События первой четверти XX в. не теряют своей актуальности. Сегодня, как и в прошлом, Кавказ является объектом пристального внимания различных государств (и в том числе старых участников «большой игры»), только геополитика приобрела нефтяной и газовый привкус.

В исследуемый период времени Османская империя являлась практически единственным самостоятельным мусульманским государством с преимущественно тюркским населением. В силу языковой близости, религиозного единства и общих исторических корней Турция не могла не привлекать особое внимание российских мусульман. И это хорошо понимали в Петербурге. Именно это обстоятельство «вызывало в правительстве и националистических кругах опасения и предложения, что российские мусульмане имеют сепаратистские намерения, реализацию которых увязывают именно с Османской империей».[1. с. 254.]

Действительно, одной из самых сложных проблем для дома Романовых на Кавказе в начале XX века стал «мусульманский вопрос». По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на Кавказе числилось 3.208.857 жителей, исповедующих мусульманство». [2, с.326]

В Петербурге также хорошо понимали, что в соответствие с исламскими догмами мусульманское население империи ориентируется во многих аспектах своей жизнедеятельности на турецкого султана, как великого халифа правоверных. Обострившаяся социально-политическая обстановка на Кавказе привела имперское правительство к пониманию необходимости изменения системы управления регионом.

В феврале 1905 г. была возрождена упраздненная в 1881 г. должность кавказского наместника. Им стал генерал-адъютант И.И. Воронцов-Дашков.

В результате внимательного анализа обстановки на Кавказе чиновниками Особого от-

дела тифлисской канцелярии И.И. Воронцова-Дашкова была составлена секретная справка «О распространении идей панисламизма на Кавказе».

Панисламизм - идейное течение, исходящее из замысла объединения всего мусульманства под руководством султана Турции, считавшегося халифом всех суннитов.[з, с.400-403; 4]

Пропаганда панисламизма становится главным направлением деятельности турецкой агентуры на Кавказе. Царские чиновники отмечают усиление этой пропаганды в связи с «государственным переворотом в Турции» (имея в виду младотурецкую революцию 19081909 гг.). Младотурки стали развивать усиленную панисламскую деятельность, обратив особое внимание на Россию, где среди многочисленного мусульманского населения идеи панисламизма могли бы найти благоприятную почву для распространения. «В этих видах, в пределы империи, будто бы послано из Турции значительное число опытных эмиссаров, под видом коммерсантов и паломников. Слух этот оказался правдоподобным, т.к. была замечена пара турецко-подданных в нашем владении». [5, с.174]

Министерство иностранных дел совместно с департаментом полиции направляет по всем начальникам губернских жандармских управлений циркуляр, в котором предупреждают о том, что младотурки поставили своей целью «захватить под свое влияние мусульманские школы и общества», для чего «командируются из Турции особо уполномоченные лица, которые, скрывая действительную цель своего приезда, подыскивают на местах способных к пропаганде лиц, через коих распространяют свои идеи ... Такими уполномоченными, главным образом являются чалманосцы и офицеры турецкой армии. Последние, прибыв на места, умышленно не скрывают от мусульман своего офицерского звания из желания воспользоваться в интересах дела тем престижем, которым пользуется звание турецкого офицера среди мусульманского населения». [6, л.172]

В случае появления таких лиц департамент полиции призывает начальников жандармских управлений и охранных отделений «учреждать за ними длительное наблюдение и по выяснению связей и революционной деятельности ликвидировать их, донеся о последнем департаменту». [6, л.172]

В начале 1910 г. МИД России получил сведения о готовящемся в Турции плане по сбору средств на усиление армии и флота. План содержал обращение к российским мусульманам оказать турецкой армии посильную помощь. Это не могло не насторожить официальные власти. Ситуация усугублялась тем, что подавляющее большинство мусульман России проживало в недавно завоеванных, а потому не вполне благонадежных колониальных окраинах империи. В этих условиях МИД и МВД России с большей долей вероятности полагали, что в случае военного столкновения с Турцией приверженцы ислама в России встанут на сторону братьев-мусульман. Поэтому потребовалось установление самого тщательного контроля за перемещением на территории России лиц, имеющих турецкое подданство. Так, в циркулярном письме департамента духовных дел МВД России от 7 октября 1910 г. отмечалось, что эти опасные для единства российского государства «проповедники» посылаются большей частью на Волгу, в Иран, на Кавказ и Туркестан.[7, с.203]

Турция была заинтересована в нагнетании внутриполитической ситуации в России накануне войны и делала это всеми доступными средствами. Самым эффективным способом оказалась спекуляция на имеющейся в России религиозной и национальной нетерпимости. Однако массы простых мусульман империи в силу целого комплекса причин не всегда были в состоянии в полной мере воспринять те идеологические установки, которые турецкие агитаторы пытались плавно внедрить в их сознание. Почти единогласно все агенты признавали, что одной из главных причин медленного распространения идей панисламизма является «малая культурность низших слоев мусульманского населения, невежество их духовенства и существующая между мусульманскими сектами религиозная ненависть». [7. С.205]

Вследствие этого было решено разделить панисламизм на две ветви - политическую и религиозную, и начать с религиозного объединения мусульман обратив особое внимание на развитие фанатизма в народных массах.

Немаловажная роль в этом отводилась и бывшим северокавказским эмигрантам. Как сообщается в донесении помощника Бакинского жандармского управления г. Петровска, со ссылкой на помощника начальника Кутаисского губернского жандармского управления: «В

настоящее время из Турции в Россию возвращаются много горцев, которые разновременно туда переселились. Главная цель их - пропаганда панисламистских идей, причем, возможно, что многие из них привозят прокламации». [6, л. 108]. В этом же документе, несколько раньше дается определение панисламизма и степень его распространения в России. Мы приведем еще одну выдержку из документа: «Главный принцип, около которого сосредотачивается панисламистское движение и который составляет его душу - это объединение всего мусульманского мира в политическом и экономическом отношениях под эгидой Турции, с конечной целью - образование всетюркской республики, причем выдающиеся турецкие и русские мусульманские публицисты в последнее время усиленно занимаются открытием племен, принадлежащих к одной с ними расе, в целях возбуждения в них ненависти к России и присоединения их к будущей общей мусульманской федерации».

Говоря о политических целях пантюркистских движений, помощник Бакинского жандармского управления подчеркивает, что «строго определяемой программы и тактики панисламисты не выработали ближайшая задача их - сплочение всех сознательных мусульман для политической борьбы с ныне существующим в империи государственным строем, который является в глазах панисламистов главным препоном к национальному самоопределению мусульман». [6, с.103]

Несмотря на строгий надзор за турецкими эмиссарами со стороны соответствующих органов, последние достаточно успешно «работают» по всему Северному Кавказу. Их агитация прослеживается особенным образом в Терской и Дагестанской областях. Как сообщает начальник Терского областного жандармского управления: «По полученным агентурным сведениям, недавно в Мекке, у гроба пророка Магомеда, во время молитвы, мулла Сеид Салих Гусейнов (турецкий подданный, проживал в Грозненском округе) ... в присутствии массы паломников, в том числе и 200 человек с Кавказа, главным образом из Дагестана, произнес речь, в которой указывал на притеснения правоверных в России ... и особенно в последнее время». [5, с.183]

По окончании своей речи вышеупомянутый чеченец Саид Гусейнов обратился по всем присутствующим с просьбой помолиться «о скорейшем освобождении мусульман от гнета христиан. Молитва эта сопровождалась всевозможными замечаниями и проклятиями по адресу лиц, состоящих во главе Русского правительства». [5, с.183]. Поскольку в скором времени данный житель Грозненского округа намерен вернуться в Россию и по мнению властей будет продолжать свою агитацию, начальник Терского жандармского управления рекомендует «принять соответствующие меры».

В 1908-1909 гг. усиливается деятельность турецких агентов, распространителей идей панисламизма и в Дагестане. Причем некоторые из них открыто призывают к выступлению горцев против русской власти. В рапорте начальника полицейского департамента г. Дербента от 4 февраля 1908 г. военному губернатору Дагестанской области говорится о неком ту-рецко-подданом Хаджи Мухаммад Гусейн-оглы, который пребывал в Кубинском уезде в качестве ученого-шейха и там пропагандировал среди мусульман о возможной скорой войне между Турцией и Россией и о необходимости мусульман стать на сторону единоверной Турции. По слухам он привлек массу приверженцев, которые смотрят на него, как на посланного самим султаном». [8, л. 2]

В этом же году (14 мая 1908 г.) из канцелярии наместника Е.И.В. на Кавказе военному губернатору Дагестанской области в секретном донесении говорится о приезде в Дагестан турецкого эмиссара Гасан-Осман Байрахтор-оглы, который секретно общался с некоторыми дагестанцами, ездил в Темир-Хан-Шуру и также говорил о предстоящей войне с Турцией.[9, л. 48]

В марте 1909 г. военный губернатор Дагестанской области отправляет циркуляр к начальникам округов и полицмейстерам области с грифом «спешно» и «секретно». В данном циркуляре говорится, что по имеющимся у него сведениям из Константинополя на Кавказ отправлены турецкие эмиссары для пропаганды идей панисламизма среди местного мусульманского населения, вследствие чего необходимо установить негласное наблюдение за упомянутыми эмиссарами в целях своевременного пресечения их деятельности». [10, л.16]

Напуганные появлением «вредных идей, разлагающе влияющих на мусульманское население» чиновники особого отдела кавказского наместничества подчеркивают, что из всех

областей Северного Кавказа именно Дагестан представляет собой «наиболее благоприятную среду для успехов пропаганды идей панисламизма. Причина этого - сильный среди Дагестанского населения фанатизм, представляющий благодатную почву для всякого рода агитации на религиозной почве». Подтверждением тому служат наблюдения русских офицеров и чиновников в Темир-Хан-Шуре о том, что местное население стало относиться к русским неприязненно и «под влиянием циркулировавших тогда слухов о войне с Турцией высказывалось даже в том смысле, что русским не место в Дагестане. Симпатии к Турции и угроза по адресу русских высказывались и среди сельского населения, причем последнее, по тем же сведениям запасалось огнестрельным оружием и припасами». [5, с. 117].

Согласно собранным агентурным сведениям практически во всех горных округах работает сеть турецких агентов. В Гунибском округе в 1909-1910 гг. были два турецко-подданных, которые посетили в Салтах шейха Узун-хаджи, были в Чохе, Телетле и Согратле, собирали деньги под видом милостыни, толковали о новом переустройстве Турецкой империи и о великом ее будущем, о турецких войсках и их успехах на поле брани.

В Аварском округе в это же время были четыре подозрительных турка. Один из них Сеид Абдулла в 1910 г. прибыл из Чечни сначала в Андийский округ с проводником - жителем с. Саситль того же округа, Асланбеком, который направил его к ободинцу Абдул Ка-дыр Хаджи, причем в письме к последнему Асланбек просит оказать Сеид Абдулле полное содействие, для достижения каких-то неизвестных целей. Сеид Абдулла выдавал себя за учителя географии одной из турецких гимназий, прибывшего в Дагестан для географических исследований, то за простого путешественника. Он посетил много селений и интересовался всем, что попадалось ему на глаза, производил сбор денег в Аварском и Андийском округах. [5, с. 178].

Собранные деньги в сумме 2000 рублей Сеид Абдулла пожелал отослать в Константинополь, но хунзахское почтово-телеграфное отделение отказало ему в приеме таковых, ссылаясь на то, что в отделении не имеется книга, в которую записывается международная корреспонденция.

Вполне очевидно, что это был всего лишь повод для отказа и на почте проявили бдительность, не пропустив собранные в Дагестане деньги на турецкие нужды. Трое прочих турок, один из которых хорошо владел русским, как и Сеид Абдулла были в Аварском округе, разъезжали по селениям и также собирали деньги. В Ункратль - Дидоевский участок Андийского округа ежегодно прибывают переселившиеся из Дагестана горцы, «анхоевец Абду-рахман и хошатлинец Абдурахман Гаджиясул-оглы», а также другие лица, которые своими рассказами о дешевизне и удобствах жизни в Турции волнуют жителей участка. В Казику-мухском округе в 1910 г. был один турецко-подданный, который, не успев проявить ничего особенного, был выслан из округа властями.

Таким образом, «судя по добытым администрацией сведениям, пропаганда тайных и явных эмиссаров из Турции ведется в Дагестане в крупном масштабе». [10, л.3].

Потенциальными проводниками протурецкой политики на Кавказе являлись люди духовного звания: шейхи, устазы, муллы, а также кавказские эмигранты, многие из которых засылались на родину османскими властями с вполне определенными целями.

Переселившийся, например, в Турцию кикунинский шейх Магомед-хаджи Осман-оглы и его ученик Ширафудин ведут постоянно секретную переписку со своими родными и призывают их, а также прочих жителей переселиться в Турцию. По их требованию, несколько лет тому назад в области собрали 5000 руб. будто бы на постройку приюта в Мекке для паломников. Шейхи очень популярны на родине и их требования выполняются бескорыстно.

Реакция на рост панисламистских настроений среди горцев со стороны жандармских властей была в виде директивы «зорко следить за появлением турецких эмиссаров, усилить бдительность и принять все меры к предупреждению агитации ...». [5, с.180].

Военный губернатор генерал-майор Вольский, обобщая результаты наблюдений за жизнью дагестанских горцев, делал любопытное, хотя вполне логичное резюме: «дагестанцы, относясь безразлично к событиям русской политической жизни, живо интересуются всем происходящим в Турции и Персии. Особенное внимание их привлекает Турция». [11,с. 451].

Последняя турецко-итальянская война также отразилась на настроении горцев, что выразилось значительным увеличением числа паломников в Мекку, несмотря на сведения о

том, что там свирепствует холера. «Увеличение числа паломников объясняется тем, что в массе народа циркулирует слух, что турецкое духовенство готовит объявление газавата европейцам за нападение Италии на Триполи». Серьезную обеспокоенность царских властей вызывает то, что «... в Турции сейчас стоит особенный подъем духа в ожидании газавата и паломники ... на месте наэлектризуются насколько возможно этим настроением, получат политическое воспитание в духе воинствующего ислама, при посредстве бесчисленных турецких эмиссаров, как передают, ожидающих мусульман из России ...

Туркофильствующая пропаганда различного рода клерикалов и националистических элементов явилась оной из причин, в частности, переселения в Турцию в 1900-1903 гг. до 4-х тысяч кабардинцев, и до 3-х тыс. черкесов - в 1905 г. [12, с.131]. Из Дагестана по данным турецких архивов в 1901 г. переселилось 2330 человек, чуть позже 1031, в 1902 г. - 1392 чел., а в 1907 г. - 836 чел. [12, с.131]. Агитация к переселению в Османскую империю наряду с пропагандой идей панисламизма и призывами к населению неповиноваться русским властям становятся основными направлениями деятельности турецкой агентуры на Северном Кавказе в 1900-1914 гг.

Непосредственно перед I мировой войной «на Северном Кавказе активизировалась деятельность эмиссаров и различного рода общественных комитетов иностранного происхождения. В марте 1914 г. в ряде кавказских городов активно распространялись книги, выпущенные турецким комитетом по сбору добровольных пожертвований на сооружение турецкого флота». [13, с. 409]. Как сообщал наместник на Кавказе: - «Обложка книги снабжена рисунками военных судов, печатями названного комитета и печатным текстом на турецком языке, с призывом к пожертвованиям на создание флота, без которого страна не может дать отпора врагу и обеспечить спокойствия народу». [14, л.64].

Об активизации протурецкой пропаганды непосредственно перед мировой войной свидетельствуют архивные документы из ЦГА РД. Вот один из них. Возвратившийся со службы в Карской области житель с. Н. Дженгутай Джамав Гамзатов призывает своих односельчан не поступать на службу в Дагестанский конный полк, т.к. воевать придется с Турцией, и что последняя сама готовится к войне. Поэтому дагестанцам надо быть готовыми в любой момент откликнуться на призыв единоверной Турции.[15, л.46].

Современная исследовательница проблем турецкой агентуры в России исследуемого периода Т.В. Катюкова отмечает, что Турция наметила целую программу для привлечения на свою сторону мусульманского населения Российской империи. Основными пунктами этой программы были: 1) открытие во всех городах с мусульманским населением возможно большего числа духовных школ, в которых вести преподавание по данной программе на арабском языке; 2) устройство время от времени в главнейших мусульманских городах съездов духовенства и видных общественных деятелей, составление и издание религиозной литературы для распространения бесплатно среди народа; 3) издание во всех городах газеты на местном языке, которая бы способствовала развитию идей религиозного объединения мусульман всего мира; 4) бесплатное обучение мусульманского юношества всех стран в высших мусульманских миссионерских школах Мекки и Медины, чтобы после окончания их последние возвращались к себе на родину и пропагандировали полученные знания среди соплеменников; 5) посылка во все города и села с мусульманским населением посвященных лиц для религиозного объединения местного населения.[7. с.205].

Если первые 3 пункта относительно политики Турции на Кавказе у нас вызывают определенные сомнения, то последние два были успешно реализованы. О религиозной пропаганде мы уже достаточно говорили, поэтому вкратце остановимся на мусульманском образовании за пределами России. В нашем распоряжении имеется документ из турецкого архива Баш Векалет (Архив министерства иностранных дел Турции), который называется: «О дагестанцах, казанских и крымских татарах и кавказцах, желающих поступить на учебу в Университет и педагогический институт Стамбула.[16. с.92].

Согласно распоряжению Садразама Ферид-паши, - говорится в документе, мусульманам Крыма, Дагестана, Казани и Кавказа разрешается поступать на учебу в Университет и педагогический институт Стамбула с целью подготовки учителей для школ в своих регионах. Ежегодно принималось на учебу по восемь студентов из каждого региона.

Из этого документа видно, какое значение Турция придавала образованию мусульман

Российской империи, особенно если вспомнить, что к началу XX в. Османская империя находилась в полной зависимости от иностранного капитала.

Очевидно, что первоначально Россия не очень-то препятствовала этому процессу. Однако со временем русские власти осознали всю пагубность подобного положения и в 1916 г. наместник Кавказа Великий князь Николай Николаевич в докладе царю «О политическом положении на Кавказе» подчеркивает, что значительная часть мусульманского духовенства получала образование в Турции и Персии и поэтому явилась проводниками вредных политических идей. «Вопрос о положении мусульманского духовенства и о степени государственной благонадежности его ближайшим образом связан с постановкой специальных мусульманских школ в России». [17, с.549].

В заключении вышесказанного отметим, что несмотря на экономическую и военную слабость, а также невозможность открытого противостояния России, Турция тем не менее в начале XX. не оставляет свои попытки влиять на внутриполитическую обстановку на Северном Кавказе. Для этих целей используется богатый арсенал средств многочисленной турецкой агентуры, которая успешно работает по трем направлениям: 1) призывает население к восстанию против русской власти; 2) агитирует горцев переселиться в Турцию; 3) распространяет идеи панисламизма.

Последнее обстоятельство особенно сильно встревожило царские власти на Кавказе, основное население которого исповедовало ислам и в случае подобной цементирующей идеи, каковой, безусловно, являлся панисламизм, представляло бы серьезную угрозу царской власти в данном регионе.

Список литературы:

1. Усманова Д.М. Мусульманские депутаты государственной Думы в российско-турецких отношениях накануне и в период первой мировой войны (1907-1916 гг.) / Исторические записки 8(Пб). М., 2005.

2. Ислам в Российской империи. Сост. Д.Ю. Арапов. М., 2001.

3. Бартольд В.В. Панисламизм. (Бартольд В.В. Сочинения. Т. VI.) М., Наука. 1965.

4. Гасанов Э.Ю. Идеология буржуазного национализма в Турции. Баку, 1966.

5. РГИА. Ф. 851. Оп. 133. Д. 469. Л. 335 // Кавказский сборник. Т. 2 (34). М., 2005.

6. ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 2.

7. Котюкова Т.В. Турецкая агентура в России накануне первой мировой войны // Последняя война Российской империи. М. 2006.

8. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 9. Д. 14.

9. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 8. Д. 17.

10. ЦГА РД. Ф. 115. Оп. 1. Д. 103.

11. История народов Северного Кавказа конец XVIII в. - 1917 г. М.: Наука, 1988.

12. Habicogly B. Kafkaiadan Anadolya gocler. Istanbul, 1993.

13. Эмирова М.П., Керимханова А.Б. Геополитические интересы иностранных государств на Северном Кавказе в начале XX в. / Чеченцы в сообществе народов России. Т. 2. Назрань, 2008.

14. ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 1. Д. 96.

15. ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 5. Д. 41.

16. Osmanli devleti ile Kafkasya, Turkistan ve Kirim hanliklari arasindaki munasebebetlere dair arciv belgeleri: C I (1687-1908). Istanbul, 1992.

17. Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность // Сборник документов. Санкт-Петербург, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.