Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ И ИРАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА А.Ф.МИДДЕНДОРФА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ И ИРАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА А.Ф.МИДДЕНДОРФА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИ / УЗБЕКИ / САРТЫ / ГАЛЬЧА / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / СКОТОВОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валиев Абдусалом, Нажмуддинов Т. А. С.

В статье анализируется исследования академика А.Ф. Миддендорфа, где рассматривается этническая история, хозяйственная деятельность, в частности, земледелие, скотоводство таджиков Ферганы. В работе особое внимание уделено антропологической характеристике таджиков, узбеков, сартов и других народов, проживавших в Ферганской долине в Х1Х веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF TRADITIONAL CULTURE OF TAJIKS AND IRANIAN PEOPLE OF FERGANA VALLEY IN THE RESEARCH WORK OF THE ACADEMIC A.F. MIDDENDORF

The article describes about the researches of the academic A.F. Middendorf, in which considers the ethnical history, economic activity in particular an agriculture and the cattle breeding of Fergana tajiks. The main special attention is paid to an anthropological characteristics of Tajiks, Uzbeks, Sarts and other people who lived in Fergana valley in XIX century.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ И ИРАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА А.Ф.МИДДЕНДОРФА»

7. 7.Муханов. Памирский район. Военно-статистическое описание Туркестанского военного округа. - Ташкент: Изд. штаба Туркестанского военного округа, 1912. - 112 с.

8. 8.Разгонов А. К. По восточной Бухаре и Памиру. - Ташкент, 1910. -230 с.

9. 9.Семенов А. А. Из области религиозных верований шугнанских исмаилитов // Мир ислама. - Т. - I. - № 4. - СПб., 1912. - С. 523 - 561.

10. Ю.Серебренников А. Г. Очерк Памира. - СПб., 1900. - 97 с.

11. 11.Серебренников А. Г. Очерк Шунана // Военный сборник. - СПб., 1895. - N° 12. - С. 405 - 436.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОГРАФИИ ПАМИРА В ТРУДАХ А. Г. СЕРЕБРЕННИКОВА

В статье рассматривается вклад одного из русских дореволюционных исследователей Российской империи Андриана Георгиевича Серебренникова в освещение этнографии Памира. Таким образом, авторы на основе опубликованных материалов А. Г. Серебренникова и их сопоставительного анализа с материалами других исследователей края, приводят интересные факты о характере, обычаи и традиции горцев-таджиков. Андриан Георгиевич Серебренников, посещая край, в результате полевых работ, путём методов наблюдения и опроса собрал уникальный материал по этнографии Памира.

Ключевые слова: Памир, Россия, таджики, А. Г. Серебренников, этнография, жизнь, язык, обряд, традиция.

SOME QUESTIONS OF THE ETHNOGRAPHY OF PAMIR IN A. G. SEREBRENNIKOV'S WORKS

The article discusses the contribution of one of the Russian pre-revolutionary researchers of the Russian Empire, Andrian Georgievich Serebrennikov, in the coverage of Pamir ethnography. Thus, the authors, on the basis of the published materials of A. G. Serebrennikov and their comparative analysis with the materials of other researchers of the region, gives interestingfacts about the character, customs and traditions of Tajiks mountaineers. Andrian Georgievich Serebrennikov, visiting the region, as a result of field work, by means ofobservation and survey methods collected unique material on the ethnography of the Pamirs.

Keywords:Pamir, Russia, Tajiks, A.G.Serebrennikov, ethnography, life, language, rite, tradition.

Сведение об авторах:

Сайнаков Сайнак Парпишоевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета им С. Айни, Тел.: (+992) 934162099; E-mail: [email protected]

Алимшоев Мамадризо Мамадасанович - кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной части Хорогского государственного университета им. Моёншо Назаршоева, Тел.: (+992) 935984596; E-mail: [email protected]

About the authors:

Saynakov Saynak Parpishoevich - candidate of historical sciences, head of the Department of General History of the Tajik State Pedagogical University Sadriddin Aini (Tajikistan, Dushanbe), Тел.: (+992) 934162099; E-mail: [email protected]

AUmshoev Mamadrizo Mamadasanovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Khorog State University named after Moyonsho Nazarshoev (Tajikistan,) Tel.: (+992) 935984596;E-mail:[email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ И ИРАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА А.Ф. МИДДЕНДОРФА

Валиев А.

Российско-Таджикский (Славянский) университет Наджмиддинов Т.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Во второй половине XIX века, после присоединения Средней Азии к России открылись широкие возможности русским исследователям всесторонне изучать жизнь и быт населения Центральной Азии. Наряду с выполнением задания Российского правительства по изучению природных богатств края, исследователи собрали огромное количество материала, относящегося к истории и этнографии местного населения. Посещавшие различные регионы Центральной Азии, в т.ч. территории расселения таджиков и других ираноязычных народов, они, как правило, собрали достоверные сведения о природе, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре местного населения. К ним относятся А.Ф. Федченко, В.П. Наливкин. Г.А. Арандаренко, В.В. Радлов, А.Л. Кун и др. Среди них особое место занимает видный востоковед, академик А.Ф. Миддендорф.

В 1877 г. он организовал экспедицию в Ферганскую долину для всестороннего изучения этого региона. После возвращения в Россию, в 1882 году в городе СанКт-Петербурге издал книгу «Очерки Ферганской долины»[4]. Работа посвящена этническому составу, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре населения долины. В разделе «Обработка почвы» автор подробно останавливается на подготовке почвы к посеву. А.Ф. Миддендорф пишет: «Я заметил, что в Ферганской долине деревья распускают листья необыкновенно поздно; подобно тому, там, кажется, злаки, и сорные травы также всходят и зеленеют при значительно более высокой температуре, чем у нас. Но суть дела в том, чтобы почва достаточно нагрелась, а температура воздуха не делала больших скачков. Растения развиваются тем роскошнее и сильнее, чем быстрее они проходят первый период развития, не подвергаясь в промежутки неблагоприятным влияниям температуры»[4, с. 226]. Автор пишет, что сельскохозяйственная работа ускорялась с приходом тепла. Далее он подробно пишет о сельскохозяйственных орудиях. Употребляемый в Фергане плуг (омач) представлял первобытнейший рыхлитель, построенный, где - то возможно, из абрикосового дерева, так как у этого твердого дерева легко найти желаемой формы изгиб, для плужного корпуса вверху приделана маленькая рукоятка. При скреплении дышла в плуге вполне рационально: оно сделано, возможно, низко, чтобы вспашку можно было производить на глубину до 1 У футов. Глубина регулируется при помощи трех отверстий на переднем конце дышла. Остальное достаточно объясняется показанными материалами» [4, с.228]. Далее автор подробно описывает плуг и его части. Лемех, как самая основная часть всего орудия, снимался, и каждый раз уносился домой. Он являлся единственной частью, сделанной из железа. В плуг впрягались не только волы, но и лошади. А.Ф. Миддендорф о качестве плуга пишет так: «На орошенном поле, пашущее орудие выворачивает большие глыбы, так как таджик ждет подходящего времени, т.е. приступает к работе тогда, когда высыхающая почва начала трескаться. Это сжатие леса сберегает значительную долю силы влечения животных: выброшенные глыбы образуются, уже заранее отделяются посредством более широких трещин. Ждут, пока у орошенной почвы не начнут показываться беловатые пятна, т.е. пока покроется корою; тогда и волы, и лошади грузнут мало»[4,228 ].

Миддендорф А.Ф. с восхищением рассказывает о превосходных таджикских дехканах. Он пишет: «Как ни примитивно землеобработывающее орудие обитателей Востока, однако таджики умеют и с помощью его превосходно исполнять культурные работы; поэтому мы не можем признать справедливыми не редкие жалобы русских, составителей отчетов, о непригодности орудия и чересчур мелкой обработке почвы»[4,229 ]. Автор отмечает, что борона производилась для размельчивания глыбы. Волокуша работала отчасти как каток. Часть глыб распадалась в порошок. А другая часть вдавливалась в мелкую пыльную массу. Иногда в качестве волокуше использовали особенную доску. А.Ф. Миддендорф пишет: «Таджик, в отличие от нас, не приступает к боронованию лишь тогда, когда вся пахота закончена. Он обрабатывает маленькие участки, и прежде, чем мы успеем заметить это, плуг оборочен и работает далее, как волокуша, а затем снова совершенно невзначай пашет, как рыхлитель. Пахарь с напряженным вниманием следит за степенью влажности леса и безупречно обрабатывает начисто хорошенький участок, прежде чем перейти на соседний, пока еще слишком влажной, кусок земли»[4, с.231]. Дехкане очень хорошо работали со своим главным орудием -кетменнем. Он служил не только для разрыхления почвы. С его помощью возводили, выглаживали и выравнивали запрудные валы, открывали протоки при орошении, с кетменем очищали водопроводы, арыки и т.д.

Миддендорф А.Ф. перечисляет все работы, которые исполнялись таджикскими дехканами: 1. Взметь. 2. Глубокая вспашка. 3. Двоение. 4. Орошение. 5. Мелкая пахота. 6. Обработка волокушкею в поперек. 7. Проведение борозд и загонная пахота. 8. Посев, 9. Прикрытие семян на глубину 2 дюймов, 10. Полка, 11. Вырывание слабосильных и излишних растений, 12. Разрыхление сапою (или упряжными орудиями). 13. Орошение, 14. Окучивание, 15. Прореживание настолько, чтобы одно растение отстояло от другого на расстоянии около 2, 16. Разрыхление и окучивание, 17. Орошение, 18. Разрыхление и окучивание, 19. Орошение (если необходимо), 20. Обрывание верхушечных побегов, 21, 22 и 23. Обрывание коробочек в три различных срока - до глубокой осени[4, с. 268].

В разделе «Культурные растения Ферганы» автор дает подробные сведения о растениях Ферганы. Распространенными культурными растениями были овес, рис, горох, пшеница, просо, бобы, огурцы, дыни, арбузы, лук, редька, морковь. Из технических культур большое значение имели хлопок, лен и люцерна. Джугара впервые появилась в Средней Азии в средние века. С приходом русских в Фергану направился новый поток культурных растений. Картофель, капуста простая (кочанная) и цветная были занесены русскими в огороды дехкан. Далее автор останавливается на каждой культуре. В частности он пишет: «Просо-джугара... дает наивысший доход, но требует сильного удобрения; когда оно достигает почти таких, же роста в толщине, как низкорослые сорта кукурузы. Шаровидные метелки весят 2-3 фунта, так как виды сорго, подобно сортам кукурузы, очень легко скрещиваются между собою, то на эти культурные растения должны обратить особое внимание

в видах распространения наилучших сортов»[4, с.242]. Далее он отмечает, что разведение риса было любимой отраслью полеводства в Фергане. Из него приготавливали главное кушанье Востока - плов.

Миддендорф А.Ф. особо останавливается на выращивании хлопка. «Это растение, бывшее в употреблении в Индии, - пишет он, - уже с незапамятных времен, достигло Персии и Египта лишь в начале нашего летосчисления. Для Средней Азии оно имеет особую цену, так как, подобно шелку, дает занятие множеству рук, хотя нигде не имеется больших мастерских или фабрик»[4, с.248].

Миддендорф А.Ф. в разделе «Скотоводство» в краткой форме рассказывает о состоянии скотоводства в Ферганской долине[4, с.268].

Для этнографа большое значение имеет раздел «Земледельцы:. Этнографические сведения». Здесь автор подробно останавливается на антропологическом описании таджиков, иранцев, сартов, узбеков и киргизов. Автор пишет, что «нужно упомянуть о двояком значении наименований: таджик и сарт. Оба они.. часто употребляются как равнозначащие; земледельцы преимущественно называются таджиками, а городские жители, главнейшем занимающиеся другими промыслами, но вместе с тем, по крайней мере, садоводством и огородничеством, если не земледелием, носят название сартов»[4, с.395]. Необходимо отметить, что исследователь Уйфальви часто видел белокурых таджиков, и половина населения в Наукате состояла из белокурых и голубоглазых таджиков. А.Ф. Миддендорф пишет, что «у тех таджиков даже преобладал каштановый цвет волос. Это приводит нас к одной из типических разновидностей таджиков - к гальча, или горным таджикам, которых мы встречаем даже в самых непреступных горных долинах на юге Ферганской котловины»[ 4, с.396-397].

В своей работе А.Ф. Миддендорф приводит интересный факт о территории расселения таджиков. Он подчеркивает, что «таджики распространены не только по течению Аму-Дарьи, но и в гористых странах, простирающихся к северу от первоначального местопребывания их; таким образом, в землях Кабул, Кундуз, Бадахшан, Самарканд, Ферганаи Кошгар, даже до Хотана и к северу от Турана они образуют если не преобладающую, но все-же существенную составную часть населения»[ 4, с.371]. Автор далее дает характеристику таджикам: «Только благодаря своему превосходству в духовном отношении, так как всякой житейской этике, таджик мог сохранить свою этнографическую самостоятельность. Способность к работе и великое искусство подчинять себе природу тяжелым трудом и обращать негостеприимные пустыни в райские оазисы выработали в этих людях особую выносливость, которой переход из руки в руки, от одного тирана к другому, придал еще большую эластичность»[4, с. 402]. А.Ф. Миддендорф подчеркивает, что в «лице таджика соединяются ремесленник, мелкий предприниматель, работник и торговец. Разделение труда, машинное и фабричное дело ему еще совершенно чужды «лишь в одной духовной области, - отмечает он, - таджик с каждым днем все более теряет свою первоначальную оригинальность.. .Я говорю о языке. До времен Чингис - хана разговорным языком был персидский (т.е. таджикский - А.В.), язык Согда. Даже во времена султана Бабера (Бабура-А.В.) язык этот употреблялся в городах, причем говорили очень чистым персидским языком»[4, с.395].

Ученый отмечает, что таджик отличается от других народов ловкостью и умелостью в ремеслах и промыслах, склонностью к домашней жизни и усовершенствованиям, но что всего более возвышает таджика над евреем - так это превосходные способности к земледелию и скотоводству, его удивительная производительность на этом поприще, благодаря чему он сделался в Центральной Азии, среди чистейших номадов, учителем и защитником этой основы всего государственного благосостояния. Таджик, только благодаря своему превосходству в духовном отношении мог сохранить свою этнографическую самостоятельность.

Миддендорф А.Ф. останавливается и на сартах. Он пишет: «Прежде всего, нам надо выяснить самую обширную группу - сартов, которых, как мы уже говорили, одни считают однозначащими с таджиками, а другие - помесями (среднеазиатскими метисами), третьи, наконец - даже монголами.

К вышесказанному нам остается только прибавить, что в этнографическом смысле, под сартом мы должны понимать помесь (большею частью близко подходящего к таджикскому типу) монгольской крови, в особенности - же крови узбекской то этнографическое понятие, так сказать, извращается тем распространенным предположением, будто сарт - оседлый житель и притом преимущественно горожанин. Сарт - название неудачное, могущее легко повести к недоразумениям; а потом у него следовало бы вычеркнуть из этнографического словаря, подобно другому термину: «татарские народы», которым так много злоупотребляли. Я удержал это слово под своими гравюрами только потому, чтобы не помешать позднейшему, более просветленному представлению о позднейшем таджикском типе.

Большинство сартов переходит в таджикский тип таким образом, что их почти нельзя отличать от настоящих таджиков. Обыкновенно думают, что можно различить по следующему единственному, еще и поныне сохранившемуся признаку монгольского облика, именно: у сартов несколько сильнее, чем у таджиков, выдаются челюстные кости (яремные дуги)»[4, с.400]. Необходимо подчеркнуть, что вопрос о сартах остается спорным. Потому что по сей день, нет единого мнения среди исследователей

о принадлежности этой группы населения. Еще в конце XIX века исследователь Л.Ф. Костенко отмечал, что в Бухаре название «сарт» уже не встречался[3, с. 79]. На наш взгляд, сарты это перешедшие к оседлости и смешавшие с местными таджиками кочевые тюркские племена. Исследователь С.И. Абашин свою докторскую диссертацию посвятил имеено этому вопросу[1].

А.Ф. Миддендорф останавливается и на описании персов или иранцев. В частности он приводит сообщения русского исследователя А.П. Хорошхина о том, что ново-персы Туркестана носили название ирани [7, с.507]. «Преимущественно это потомки 500 персидских рабов, переведенных в конце XVIII столетия из Мерва бухарским эмиром, а также пришельцы из Персии (Герата и Кандагара), торговля невольниками, продолжалась до самого последнего времени, и примесь таджиков; представителей этой группы насчитывается в Самарканде около 2000, а в Бухаре - около 8000 человек»[4, с.396].

А.Ф. Миддендорф пишет и о гальча. Он отмечает, что «этот горный народ бесспорно иранского происхождения, говорит на древнеперсидском языке,...так как он, обитая на высоких горах, все же более смугл, нежели таджики, то этих гальча можно считать чистейшим типом древне-иранских аборигенов, которые укрылись от турецко-монгольских степных орд в неприступных горных высотах Когистана»[4, с.397]. Исследователь подчеркивает, что «у гальча телосложение более компактное, руки и ноги большей величины, голова короче (спереди назад), чем у таджиков (имеется в виду равнинных таджиков - А.В.), и даже короче, нежели у тюрко-монголов Туркестана»[4, с.397]. Ученый подчеркивает, что необходимо резко отличать гальча от равнинных таджиков[4, с.397].

Русский исследователь В.П. Наливкин, написав в газете «Туркестанские ведомости» рецензию на книгу академика А.Ф. Миддендорфа критикует целый ряд утверждений ученого. В частности, он отмечает, что в сообщениях А.Ф. Миддендорфа неправильно приведены приложения к книге и почти все названия местностей. Кроме того, по мнению рецензента, ошибочны утверждения А.Ф. Миддендорфа о заселенности большей части Ферганской долины таджиками, так как основным населением являются узбеких[6].

Таким образом, необходимо отметить, что, несмотря на некоторые ошибочные суждения ученого по поводу иранских народов Средней Азии, в целом его исследования являются ценным источником при изучении жизни и быта иранских народов Средней Азии в конце XIX века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашин С.И. Этнографическое знание и инациональное строительство в Средней Азии (проблема сартов в Х1Х -

начале XX в.)л йтореф. дис.. .д-ра ист.наук. - М.,2009. -53 с.

2. Валиев А. Освещение этнографии таджикского народа в трудах русских дореволюционных исследователей (вторая

половина XI X - начало XX вв.). - Душанбе,2013.- 229 с.

3. Костенко Л.Ф. Средняя Азия и водворение в ней русской гражданственности. - СПб.,1871. - 417 с.

4. Миддендорф А.Ф. Очерки. - СПб.,1882.- Ферганской долины489 с.

5. Кун А.Л. Некоторые сведения о Ферганской долине. - СПб.,1876.

6. Наливкин В.П. По поводу книги А.Ф. Миддендорфа «Очерки Ферганской долины» // Туркестанские ведомости. -

1883. - №35-39.

7. Xорошхин А.П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. - СПб.,1876. - 532 с.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ И ИРАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА А.Ф.МИДДЕНДОРФА

В статье анализируется исследования академика А.Ф. Миддендорфа, где рассматривается этническая история, хозяйственная деятельность, в частности, земледелие, скотоводство таджиков Ферганы. В работе особое внимание уделено антропологической характеристике таджиков, узбеков, сартов и других народов, проживавших в Ферганской долине в Х1Х веке.

Ключевые слова: таджики, узбеки, сарты1, гальча, земледелие, скотоводство

SOME ASPECTS OF TRADITIONAL CULTURE OF TAJIKS AND IRANIAN PEOPLE OF FERGANA VALLEY IN THE RESEARCH WORK OF THE ACADEMIC A.F. MIDDENDORF

The article describes about the researches of the academic A.F. Middendorf, in which considers the ethnical history, economic activity in particular an agriculture and the cattle breeding of Fergana tajiks. The main special attention is paid to an anthropological characteristics of Tajiks, Uzbeks, Sarts and other people who lived in Fergana valley in XIX century.

Keywords: Tajiks, Uzbeks, Sarts, Galchas, agriculture, cattle breeding.

Сведения об авторах:

Валиев Абдусалом - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Российско-Таджикского (Славянского) университета,тел.: (+992 37) 227-55-08; Нажмуддинов Т. А. - Старщий преподаватель кафедры всеобщей истории Таджикский государственный педагогический университет имени С.Айни Тел: (+992) 985624423 электронная почта: [email protected]

About the autors:

Valiev Abdusalom - candidate if historical sciences, associate professor of the chair of the general history of the Russian - Tajik (Slavonic) university, tel.: (office) (+992 37) 227-55-08; Najmuddinov T. A. - Senior teacher in the Department of General History of the Tajik State Pedagogical University named after S.Ayni Phone: (+992) 985624423 E - mail [email protected]

. ХДМКОРИХРИ ТОЧИКИСТОН ВА ПОКИСТОН

ДАР САМТИ ЭНЕРГЕТИКА (с.2007-2011)

Турсунов Т.Х.

Донишгоуи миллии Тоцикистон Кудратов К.А.

Донишго^и давлатии омузгории Тоцикистон ба номи САйнй

Хамкорихои мутакобилаи Чумхурии Точикистон ва Чумхурии Покистон пас аз баркарор гардидани муносибатхои дипломата ба мархилаи сифатан нави рушди худ ворид гардид. Хануз соли 1992 Чумхурии Истомин Покистон ва Чумхурии Точикистон Ёддошти тафохум оид ба хамкорй дар бахши энергетика ба имзо расониданд, ки мувофики он интиколи 1000 мегаватт ба Покистон ва бунёди хати баландшиддати интиколи барк тавассути Афганистан ба накша шрифта шуда буд [1]. Дар мархилаи солхои 1992-2007 дар рушди хамкорихои гидроэнергетикй мулокотхо ва гуфтушнидхои рохбарияти олии ду кишвар накши назаррас гузоштааст. Дар ин мархила метавон вохурихои бевоситаи сарвари давлат Эмомалй Рахмон бо Сарвазири Покистон Мухаммад Навоз Шариф (4 июли соли 1993, дар мехмонхонаи «Конрад»-и Истамбул), бо Президенти Покистон (23 марти соли 1997, дар шахри Ислолмобод), бо Вазири корхои хоричии Чумхурии Исломии Покистон Гавхар Аюбхон (20 июни соли 1997), бо вазири корхои хоричии Чумхурии Покистон Абдул Саттор (12 апрели соли 2002), вазири молияи Покистон Шавкат Азиз (13 майи соли 2004, дар Исломообод, 6 июли соли 2005, дар Остона), бо Президенти Покистон Парвиз Мушарраф (22 апрели соли 2005 дар Индонезия, 7 декабри соли 2005 дар шахри Маккаи Арабистони Саудй), бо вазири хочагии обу энергетикаи Чумхурии Исломии Покистон Лиёкат Алй Чатой (30 марти соли 2005), бо Раиси сенати Чумхурии Покистон Мухаммад Миан Сумро (26 июни соли 2006)-ро ёдовар шуд. Дар вохурихои зикршуда бо рохбарият ва намояндагони хукумати Покистон дар катори дигар масъалхо хамкорихо дар самти энергетика мавриди баррасии тарафхо карор гирифтанд.

Дар Чумхурии исломии Покистон як катор неруггоххо аз кабили неругохи Дамбаи Мангла, ки дар Чамму ва Кашмир соли 1967 сохта шудааст, [18]. неругохи Дамбаи Тербало дар дарёи Хинд, дар 50 километрии Исломобод соли 1977 ба истифода дода шуда, мухдати истифодаи он то соли 2060 муайян карда шудааст, фаъолият мекунад. Хачми истехсоли неруи барк дар Покистон дар соли 2003 ба 76,92 миллиард кВ баробар буд. Талаботи кишвар бошад 71,54 миллиард кВт-ро ташкил медихад. [15]. Аммо мутахассисон бар он назаранд, ки дар Покистон норасоии кувваи барк (тахминан 8000 мВатт) хамасола вучуд дорад. [3].

16 январи соли 2007 Президенти Точикистон Эмомалй Рахмон хангоми суханронй дар маросими ифтитохи анчумани тичоратию иктисодй дар шахри Пекин аз чумла кайд карданд, ки мувофики пешгуии мутахассисон, иктисодиёти муттасил тараккиёбандаи бисёр мамлакатхо, пеш аз хама, Хиндустону Покистон ва дигар кишвархо ба хачми хеле калони захирахои энергетикй, хусусан кувваи барк эхтиёчи зиёд дорад. Точикистон дорои захирахои хеле бузурги гидроэнергетикй мебошад ва аз руи захирахои умумии гидроэнергетикй дар микёси чахон яке аз чойхои аввалинро иштол мекунад. Имкони истехсоли 527 миллиард кВт-соат кувваи барк дар давоми сол мавчуд аст. Аммо, айни хол танхо шаш фоизи захирахои мавчуда истифода карда мешавад. К^айд гардид, ки то соли 2020 хачми истехсоли кувваи барк то 80 миллиард кВт-соат расонида мешавад. Дар ин робита масъалаи ба кишвархои дигар, аз чумла Покистон фурухтани кувваи барк мавриди баррасй карор гирифтааст ва айни замон бо баъзе сармоягузорони эхтимолй масоили сохтмони неругоххои нави барки обй матрах, карда мешавад.

Ба маврид аст, кайд намоем, ки ин накшахо аз нигохи иктисодй манфиатовар буда, масрафоти онхо дар кутохтарин фурсат бароварда шуда, пасон дар давоми солхо суди зиёд меоранд. Хамзамон,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.