ВКЛАД А. А. СЕМЕНОВА В ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ТАДЖИКОВ ПАМИРА
В данной статье рассматриваются вопросы духовной культуры Горного Бадахшана в трудах известного русского и советского востоковеда А. А. Семенова. Анализ научных трудов А. А. Семенова подтверждает, что он в результате полевых работ, путём метода опроса и собственного наблюдения собрал уникальный материал по истории и этнографии таджикского народа. Учёный, в основном, увлёкся изучения традиционного Ислама среды таджиков.
Ключевые слова: Бадахшан, духовная жизнь, таджики, таджики Памира, этнография, вера, традиции, нрав и обычаи.
THE CONTRIBUTION OF A. A. SEMENOV TO THE STUDY OF THE SPIRITUAL HERITAGE OF TAJIKS OF PAMIR
This article discusses the spiritual culture of Badakhshan in the works of the famous Russian and Soviet orientalist A. A. Semenov. Analysis of the scientific works of A. A. Semenov confirms that, as a result offield work, he collected unique material on the history and ethnography of the Tajik people as a result of field work, using the survey method and his own observation. The scholar mainly became interested in studying the traditional Islam of the Tajik environment.
Key words: Badakhshan, spiritual life, Tajiks, Pamir Tajiks, ethnography, faith, traditions, character and customs.
Сведение об авторе:
Сайнаков Сайнак Парпишоевич - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел: (+ 992934162099), E-mail: [email protected]
About the author:
Saynakov Saynak Parpishoevitsh - candidate of historical sciences, head of the Department of General History of the Tajik State Pedagogical University Sadriddin Aini, phone: (+992934162099); E-mail: [email protected]
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Ш - VII ВВ. - Н. УШ В.)
Каландарова Л.И.
Таджикский государственный педагогический университет им.САйни
Раннее средневековье истории таджикского народа охватывает период с Ш - VII вв. - н. УШ в.). Этим периодом интересовались ученые, занимавшиеся разработкой данной проблемы. Начало раннего средневековья (IV-V вв.) это наименее изученный период истории Центральной Азии (в некоторой литературе вместо Центральной Азии используется термин Средняя Азия) [1]. Автору данной статьи потребовалось долгое время, чтобы найти материал, для написания данной статьи.
В раннем средневековье на территории исторических Бактрии, Маргианы, Парфии, Согда, Хорезма, Ферганы и прилегающих земледельческих оазисов, скотоводческих степей и гор формируется группа новых областей и районов, сильно изменивших культурно-географическую карту Средней Азии [2, с.4].
Процессы, связанные с изменениями в социально-экономических отношениях привели к распаду больших государств и разрыву установленных связей. Этот спад экономики стал причиной кризиса во всех областях региона[3].
Археологические раскопки подтвердили исчезновение многих крупных городов Центральной Азии, запустение многих оазисов и сокращение обрабатываемых земель [4].
В начале Ш в. на политической арене происходит возвышение государства Сасанидов (226-651 гг.), которое начало проводить свою захватническую политику, в результате чего Кушанское государство было разрушено.
О Сасанидском государстве говорится в I томе книги Президента Республике Таджикистан Э. Рахмона «Таджики в зеркале истории. От арийцев до Саманидов». В данной работе исследуется история таджикского народа, начиная от их предков вплоть до образования централизованного государства Саманидов.
Автор исследования указывает на роль Сасанидов в восстановлении священной книги зороастрийцев «Авесты». Например, «Основатель
государства Сасанидов Арташир I Папакан Сасанид, который правил в 224-247 гг. играл важную роль в редактировании и улучшении текстов «Авесты». Главный священник государства, которого звали Тансар, был вовлечен к работе по добавлению новых частей текстов к уже существующим» [5, с.35].
В работе канадского историка и исследователя Богдана-Филиппа Лозинского "The original homeland of the parthians" дается значение термина Сасанид, который взят от корня «сан» о чем определенно свидетельствует Аммиан Марцеллин (древнеримский историк, живший в IV в. н.э.). Персы называют Sapor «Saan-Saan and perison» (латинское выражение), что переводится «царь-царей» и «победитель в войнах» [6, с. 37].
Истории раннего средневековья Центральной Азии, включающей период с 250 - 750 гг. посвящена исследовательская работа UNESCO, выпущенная в 1999 г. В данном труде рассматривается политическая, экономическая, социальная и культурная история Центральной Азии.
В этой работе говорится о том, что в Ш веке Сасаниды разрушили огромную Кушанскую империю и аннексировали часть ее владений, включая Бактрию (Тохаристан). Этот регион впоследствии стал частью небольшого Кушано-Сасанидского царства и затем, частью крупной и могущественной Сасанидской империи, которая простиралась от южных регионов западной Центральной Азии и Афганистана до Закавказья, Месопотамии и части Аравии [7, с. 24].
О каком Кушано-Сасанидском царстве идет речь непонятно. Об этом факте не упоминается ни в работе Б.Гафурова «Таджики», ни в 6-томнике «История таджикского народа», изданном Институтом истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН РТ. Б.Гафуров упоминает только о кушано-сасанидских и сасанидо-кушанских монетах.
Политически в VI-VII вв. Средняя Азия входила в Сасанидскую державу (Хорасан и Тохаристан), Эфталитский и Западнотюркский каганат (области бассейна Сырдарьи, Тяньшанских и Памиро-Алайских гор), хотя фактически каждой областью - государством управляли свои потомственные династии шахи, ихшиды, афшины дихкане, худаты [8, с.5].
Американский иранист, почетный профессор Гарвардского университета Ричард Нельсон Фрай в своей работе "Bukhara. The medieval achievement" рассматривает историю Бухары с древности включая период правления Саманидов. Ричард Нельсон Фрай родился 10 января 1920 г. в Бирмингеме, Алабама. В 1938 г. он поступил в Пристонский университет. В 1941 г. он изучал арабский, персидский и турецкий языки в Школе исследования Востока и Африки при Лондонском университете [9]. В данной работе Ричард Нэльсон Фрай рассматривает распространение буддизма при Кушанах в Средней Азии и Китае. Бухара не входила в состав Сасанидской империи [10, с.27].
Исследуемый период затрагивается и в труде Питера Бенджамина Голдена "Central Asia in World History" - американского историка-тюрколога, исламоведа, почетного профессора Рутгерского университета, научного руководителя Центра ближневосточных исследований. Он является автором обширного перечня книг, статей и других печатных трудов в области тюркологических и центральноазиатских исследований [11].
В работе описываются народы, жившие на территории Центральной Азии, начиная с древности, кочевники, города-государства, города Великого Шелкового Пути, возникновение ислама, нашествие монголов, Тимур и Тимуриды. Автор рассматривает историю Центральной Азии до наших дней. В раннее средневековье Центральная Азия становится центральным звеном Шелкового Пути, сетью часто меняющихся караванных путей, связующих города Евразии [12, с.16].
У Питера Бенджамина Голдена бытует мнение, что в Трансаксонии существовали города-государства. Здесь следует не согласиться с этой точкой зрения автора и возразить ему, что города государства существовали в Греции и на Руси.
В раннем средневековье происходил важнейший исторический процесс начало этнического формирования таджикского народа на базе согдийского, бактрийско-тохаристанской, маргиано-парфянской (хорасанской), хорезмской и ферганской народностей, а также степных и горных сакских, массагетских, кангюйских и эфталитских конфедераций племен - всего родственного восточноиранского этнического, языкового и культурного субстрата Средней Азии. Этногенез современных таджиков, начавшись в пределах государства Сасанидов - в Хорасане, охватил последовательно Мавераннахр и завершился в основном уже в пределах государства Саманидов на просторах между Гиндукушем и Тянь-Шанем, Каспием и Памиром [13, с.5].
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что раннее средневековье истории таджикского народа в англоязычной литературе (Ш - VII вв. - н. VIII в.) отражен очень слабо.
ЛИТЕРАТУРА
1. https://www.googIe.com/ Central Asia in the early Middle Ages.
2. 2. История таджикского народа. Эпоха формирования таджикского народаТЛ-Душанбе, 1999. -638 с.
3. https://www.google.com/ Central Asia in the early Middle Ages.
4. Там же.
5. Rahmanov E. The Tajiks in the mirror of history. From the Aryans to the Samanids. Vol. I. Great Britain. 115 p.
6. Philip Lozinski. The original homeland of the parthians. Printed in the Netherlands by Mounton & CO-S-Gravenhage. 1959. -55 p.
7. History of civilizations of Central Asia. VolIE The crossroads of civilizations: AD. 250 to 750. UNESCO Publishing Paris. 1999. -
558 p.
8. История таджикского народа. Эпоха формирования таджикского народа. Т.П. Душанбе, 1999, -638 с.
9. https://www.google.com
10. Bukhara. The medieval achievement. By Richard N.Frye. University of Oklahoma. Press. Norman. USA. -209 p.
11. https://www.google.com
12. Central Asia in World History. Peter B.Golden Oxford University Press. 2011.- 193 p.
13. История таджикского народа. Эпоха формирования таджикского народа. Т.П. Душанбе, 1999, -638 с.
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Ш - VII ВВ. - Н. УШ В.)
В статье говорится о том, как изучено раннее средневековье истории таджикского народа в англоязычной литературе. Автор приходит к выводу, что раннее средневековье истории таджикского народа в англоязычной литературе слабо отражено.
Ключевые слова: раннее средневековье, история, таджикский народ, англоязычный, литература, автор, отражать.
EARLY MIDDLE AGES OF TAJIK HISTORY IN THE ENGLISH LITERATURE (the 3rd - 7th - the BEGINNING OF the 8th CENTURY)
The article tells as studied the early middle ages of Tajik history in the English literature. The author makes a conclusion that early middle ages of Tajik history in the English literature faintly reflected. Keywords: early middle ages, history, Tajik people, English, literature, author, reflect.
Сведения об авторе:
Каландарова Лутфия - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа Душанбинского государственного педагогического университета имСАйни Республики Таджикистан [email protected]
About the author:
Kalandarova Lutfiya - Associate professor, Candidate of historical sciences of the historical department of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini [email protected]
НАКЩИ РУСИЯИ ПОДШОЩ ДАР СИЁСАЩОИ ИСТИБДОДИИ АМИРОНИ МАНЕИТИЯ ДАР БУХОРОИ ШАРКЙ (БАР МАБНОИ САРЧАШМАВД
Саидов С.М.
Донишгоуи давлатии тщорати Тоцикистон
Дар нимаи дуюми асри Х1Х Аморати Бухоро, ки аз дохил низоми муайян ва якдигарфахмиро доро набуд, сарнавишти талхи худро аз сар мегузаронд. Амири чохил ва кохил аз сабаби надоштани кудрати харбй, бо артиши пешрафтаи русхо муковимат карда натавонист, аз ин чост, ки мулкхои аз даст рафтаи худро дигар сурог накард ва бо бастани шартномае иктифо кард [1, с.25]. Аммо, шурише, ки писари калонии амир ва хамзамон чойнишини амир Музаффар бо исми Каттатура (Абдумалик) тавассути рухониён ва феодалони дарборй ба рох андохт, 2 - июни с.1868 ба шикасти пурраи артиши амир оварда расонд[1, с.29]. Пас аз эъзомияе, ки аз чониби русхо дар бахори с.1870 ба болооби Зарафшон, бо рохбарии полковник Абрамов сурат мегирад ва он бе куштаю сухта намеанчомад, сархад миёни Россия ва Аморати Бухоро дарёи Зарафшон муайян гардид. Дар идомаи хамин нукта, ёдовар бояд шуд, ки кариб хамаи сарфармондехони рус, ки дар гасби сарзаминхои Осиёи Миёна ширкат кардаанд, аз худ берахмихои зиёд нишон додаанд. Ба ин мисол шуда метавонад вахшониятхое, ки генералхо Кауфман дар Самарканд, Абрамов дар водии Зарафшон, Скобелев дар Хива, Романовский дар Хучанду Нов нисбати халки махаллй аз худ нишон додаанд, дар пешоруи таърих аз Чингизхону Темур камтар набудааст. Дар хамаи ин тачовузхои артиши рус нисбати халкхои махаллй, кабл аз хама мардуми бумй, ки асосан точикон буданд, зарари чиддй дидаанд.
Дар тобистони с.1870 - Абрамов бо куввахои отряди харбии хеш ба самти кухи Оксой Той харакат намуда, дар муддати кутох шахрхои Китоб, Шахрисабз, Чирчи ва Кдрширо забт намуд. Хайратовар он буд, ки сарзаминхои зикршударо русхо ба ихтиёри худ надароварда, ба амири Бухоро «тухфа» намуданд. Барои тамоми мухаккикони таърихи хамин давр шигифтовар он буд, ки аз чй сабаб русхо ин минтакахоро, ки хамеша бо аморати Бухоро муносибати душманона доштанд пас аз забт намудан, ба амир эхдо намуданд? Аморати Бухоро, ки собикаи мавчудияти пуравчу