УДК 9(C) 16 C. Х. АКРАМОВА
ББК 63.3(2)7-36
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ МУЗЫКАНТОВ ЭПОХИ БОРБАДА В РАБОТАХ УЧЕНЫХ-ИСКУССТВОВЕДОВ
По мнению многочисленных исследователей таджикская народная музыка имеет столь же древнюю, сколь богатую историю. Об этом свидетельствуют исторические и литературные источники, образцы миниатюр, труды древних и средневековых мыслителей, посвященные тематике музыкальной культуры Центральной Азии.(5)
Как отмечает известный исследователь древнейшей культуры таджикского народа М.М.Дьяконов следы настенных росписей в древнем Пенджикенте и обнаруженные в Самарканде глиняные скульптуры III-II века до нашей эры говорят о развитии музыкального искусства тех времен. Вместе с тем, пенджикентские росписи VII-VIII века тоже убедительно свидетельствуют о высоком уровне музыкального искусства древних согдийцев. (6,121)
Внимательно проанализировав струкутру и характерные черты мелодий таджикской народной музыки, М.М. Дьяконов, выделяет два переплетающихся элемента: 1)мелодии и напевы зороастрийской эпохи, большинство из которых связано со временем Борбада; 2)музыка и напевы, появившиеся с распространением ислама в Средней Азии. Хотя последний был воспринят таджикским народом позже, но оказал серьезное воздействие на развитие социально-экономической и культурной жизни. Интонация чтения сур и оятов Корана придали новый оттенок таджикскому устному народному творчеству и литературе. Следовательно, в дальнейшем развитии музыкального искусства таджикского народа и в целом материальной и духовной культуры ислам сыграл существенную роль.
К настоящему времени осуществлены всесторонние исследования эволюции и пути развития таджикской музыкальной культуры (иранских народов) до арабского завоевания, многочисленные историко-литературные материалы, раскрывающие красоту и прелесть музыкального наследия наших предков.(3.4.5.7.8.). В результате проведенных многочисленных исследований учёными историками, искусствоведами, языковедами, литературоведами, фольклористами и этнологами выявлены основные этапы и характерные особенности развития музыкальной культуры на различных этапах истории таджикского народа.
Это, прежде всего, определение историко-хронологических этапов формирования музыкально-творческой культуры эпохи Борбада и систематизация материалов (музыка и ее значение в иранских державах, формирование профессиональных музыкально-поэтических жанров, формы циклическо-монументальных систем, состояние и развитие музыкально-эстетических воззрений, датировка развития музыкального искусства эпохи Сасанидов (222651 гг.), создание специальных музыкально-творческих трудов, рассмотрение различных сторон вопросов теории музыки, датировка жизни выдающихся музыкантов и т.д.).
В таджикско-персидской литературе, энциклопедических и толковых словарях широко отражены образ Борбада и его творчество, восходящее к далекой древности. Портреты Борбада у Абулькасима Фирдоуси (927-1030 гг.), Абумансура Са'алаби (961-1038 гг.), Низами Ганджави (1141-1209 гг.), Амира Хусрава Дехлави (1253-1325 гг.) др. разработаны в историко-художественном плане на основе древних преданий. В ряде литературных произведений образ Борбада является центральным. Впервые образ Борбада встречается в арабоязычной литературе VII-VIII вв. Однако Фирдавси, Са'алаби, Низами, Амиром Хусравом разработан более полный образ Борбада, поэтому он прочно вошел в трактаты по музыке и поэзии, в толковые словари, энциклопедические издания. В источниках нашло свое активное отражение музыкально-исполнительское искусство Борбада (2; 4; 8).
Впервые в современном востоковедении роль и место Борбада в развитии музыкальной традиции народов Центральной Азии и Ближнего Востока освещены в сборнике статьей «Борбад, эпоха и традиции культуры» (4), подготовленном в связи с празднованием 140041
летия великого композитора, выдающегося певца, музыканта-инструменталиста и поэта, родоначальника персидско-таджикской музыки - Борбада. Сборник включает статьи учёных Таджикистана, Узбекистана и Армении, основанные на вновь обнаруженных или малоизвестных данных, касающихся жизни, деятельности и эпохи Борбада, культурной традиции, связанной с его творчеством.
История музыкального инструментария таджикского народа эпохи древности и раннего средневековья до арабского господства подробно впервые освещается в фундаментальной работе известного таджикского учёного Наима Хакимова (11). Подчеркивается, что именно в этот период были заложены основы традиций, сохранившиеся до настоящего времени. Эти традиции, как показал исторический опыт, до сих пор сохраняют эстетическую ценность в силу заключенных в них огромных гуманистических и демократических потенций.
Н. Хакимов утверждает, что музыкальный инструментарий иранских народов эпохи древности и раннего средневековья представляет собой не только материально-акустический феномен, но и отражающее процессы становления и развития инструментальной культуры яркое социально-историческое явление.
Применяемый метод в работе Н. Хакимова основывается на изучении конструкции, материала, способа изготовления, практики применения музыкального инструментария, что способствует пониманию исторических процессов развития музыкального инструментария, характера функционирования и исторического развития формы и конструкции, изучению морфологии инструментария.
Не прошла мимо внимания исследователей культуры Ближнего и Среднего Востока, которые попытались дать ей историко-искусствоведческую и художественную характеристику, музыкальная культура таджиков (иранских народов) в эпоху Борбада в общих чертах (3). Однако не могли опираться еще на не вполне совершенные историко-литературные, музыкально-поэтические данные первые опыты интерпретации музыкальной культуры иранцев (персов, таджиков) (эпохи Сасанидов).
Вопросы эволюции, формы функционирования музыкальной культуры в социокультурной жизни эпохи Борбада и Рудаки и хронология стилистической характеристики в работах доктора исторических наук, профессора Аскарали Раджабова рассматривались только на основе возможных, часто произвольных аналогий и интерпретаций.
Зарубежные авторы, такие как Артур Кристенсен, Эдвард Браун, Мехди Баркашли, Саид Мафией, Виктор Беляев, Виктор Виноградов, Рухулла Халики, Мэри Бойс, Насир Канани, Аббас Икбал, Сосон Сипанто, Дариюш Сафват, Мухаммадали Шуштари и другие суммировали свои выводы об общем историко-художественном значении музыкальной культуры иранских народов до исламского периода, в основном, опираясь на сасанидские материалы. Они впервые обратили внимание на своеобразные художественно-эстетические, историко-литературные черты художественной культуры эпохи Сасанидов (7; 8; 9; 10).
Особенно Артур Кристенсен, Алинаки Вазири, Сайд Нафиси, Рухулла Халики, Мехди Баркашли, Насир Канани, Мухаммадали Шуштари и др. были склонны видеть в музыкальном творчестве чисто иранскую, а именно местную, традицию и признавали отчетливо выраженное греческое музыкально-эстетическое влияние. (2;7)
О музыкальной культуре эпохи Сасанидов привлекающим внимание является исследование Мехди Баркашли, опубликованное в 60-х годах XX века.(10; 4; 8; 9; 10) В своей небольшой по объёму работе М.Баркашли приводит факты историко-музыкальной жизни эпохи Сасанидов, которые тесно связаны с проблемой изучения музыкальной культуры иранских народов до мусульманского периода. Исследователь приходит к убедительному мнению о том, что эпоха развития домусульманской музыкальной жизни является важнейшей частью истории музыкальной культуры иранских народов. Она представляет собой решающий период, способствующий изучению профессиональной музыкальной культуры до арабского нашествия.
Особого внимания заслуживают историко-теоретические статьи М. Бойса, Н.Канани и таджикских исследователей последней четверти ХХ века, посвященные музыкальной жизни эпохи Сасанидов, юбилейные издания, посвященные 1400-летию Борбада, а также последующие публикации (8; 9; 10). Особое значение в наши дни обретает историко-
теоретический анализ постановки проблемы по исследованию музыкальной культуры эпохи Борбада и ее классических традиций на основе материальной культуры, наконец, историко-искусствоведческая характеристика вопроса о роли и значении музыкального искусства иранских держав (эпохи Сасанидов), ее взаимовлиянии с другими культурами.
Важнейшая информация о музыкальной жизни эпохи Борбада и картина развития музыкальной и теоретической мысли даны в монографии А.Раджабова.(9) Автор, опираясь на письменные источники, сопоставляя сочинения отечественных и зарубежных исследователей, анализирует политические события, состояние творчества и исполнения музыки в IV-VII вв. В работе особое внимание уделяется эпохе могущественных Сасанидов (222- 24 - 461) в том числе времени правления Хосрава Парвиза, когда жил и творил Борбад Марвази.
Наряду с использованием новых сведений из письменных источников, собранных в музеях Индии, Ирана и Европы, в монографии автор рассматривает роль авестийской культуры в становлении поэтических и музыкальных форм и типов этих веков, вопросы формирования и развития стихотворных жанров и типов и профессиональной музыки (ustadana xuniya: trana, tranak, srud. patwoja, zandlof, chacoma, chikamak и тому подобное), великолепные цепные стихотворные и музыкальные жанры «Хусраваин» (Xusrawain srud), «Каркуй» (Karkuki), «Лоскави» (laskavi), «Уромани» (Uramani), исполнительные стили и направления в музыкальной цивилизации III-VII вв., профессиональную и непрофессиональную традицию музыкального исполнения (evamturik), достижения и сочетание других культур и их отражение в Ромишсарае (Fra-hangsray-i huniya- Академия искусства) Сасанидов, возникновение художественных кружков (Мерв, Тайсафун-Тисфун, Бухара и Самарканд), классификацию профессии мелодии и голоса в королевской административной структуре и т.д. Кроме того, предметно исследованы появление специальных теоретических руководств и трактатов музыки и песни
Таким образом, говоря об уровне развития музыки в эпоху Борбада, можно с уверенностью утверждать, что авторы выполненных работ рассматривают образование циклической системы профессиональной музыки иранских народов, а широкое распространение различных жанров и форм способствовали также становлению музыкальных и теоретических взглядов. Кроме того, изученные нами исследования позволяют делать вывод, что эпоха Борбада сыграла важную роль в развитии самой классической системы профессиональной музыки иранских народов.
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Boyce, М. The Parthian gosan and Iranian minstrel tradition / M.Boyce.-IRAS (1957);
2. Kanani, N. Die Persische kunst Music / N. Kanani. - Hamburg, 1998. - 198р.
3. Асадии, Тусй, Лугати фурс,Техрон,1977. -102 c. ;Мухаммад Авфии Бухорой, Лубоб-ал-боб.., Техрон, 1956. -86 c.; Низомй Арузии Самаркандй, Чахор макола, Техрон, 1983. -167 c.; Бертельс Е.Э.Теория музыки в современной Персии // В кн.: Музыкальная этнография, Ленинград, 1926. - 104 с.
4. Борбад, эпоха и традиции культуры. - Душанбе:Дониш, 1989. - 336 с.
5. Груббер, Р.И. История музыкальной культуры. -Тт.1-2. -М.-Л. -1941-1951. -304 с.; Его же. Всеобщая история музыки. -Ч.1. -М. -1965. -360 с.; Беляев В.М. Комментарии к трактату о музыке Абдурахмана Джами. -Ташкент. -1960. -144 с.; Его же. Очерки по истории музыки народов СССР. -Ч.1-2. -М. -1963. - 320 с.;
6. Дьяконов, М.М. Росписи Пенджикента и живопись Средней Азии/ М.М. Дьяконов //Живопись древнего Пенджикента. -М. -1954. -121 с.
7. Кристенсен, А.Эрон дар замони Сосониён / А. Кристенсен.- Техрон, 1958. -114 с
8. Раджабов, А. Традиции классической музыкальной культуры эпохи Сасанидов, Душанбе, 2005. -240 с.; он же: Мусикй дар тамаддуни Сомониён, Душанбе, 2000. - 314 с.; он же: Борбад ва замони у, Душанбе, 2004. - 244 с.
9. Раджабов, А. Эчод ва ичрои мусикй дар сада^ои IV-VII /А. Раджабов.- Душанбе, 2011. -256 с.
10. Раджабов, А. Мусикй дар тамаддуни Сомониён, Душанбе. 2000. - 216 с.; он же: Борбад ва замони у, Душанбе, 2004. - 204 с.; он же: Суннат ва навоварй дар тамаддуни мусикии замони Рудакй, Душанбе, 2008. - 188 с.
11.Хакимов, Н. Музыкальная культура таджиков: древнейшая, древняя, ран-несредневековая история. Книга 2. История музыкального инструментария таджиков / Н. Хакимов. - Худжанд, 2004. - 605 с
REFERENCES:
1. Boyce M. The Parthian gosan and Iranian minstrel tradition. - IRAS (1957), Kanani N. Die Persische kunt Music, Hamburg, 1998 - 190p.; Dr. Farahvashi, Farahvashi pahdavik, Tehron, 1967 - 138p.; Borbad, period and tradition of the culture, Dushanbe, 1989 - 420p.
2. Kanani N. Die Persisch kunt Music, Hamburg, 1998; Nafisi S Muhji, life and the Poems of Rudaki Dehron, 1963 -198p.
3. Asadii Tusi, Persian Dictionary, Tehron, 1977 - 102p.; Muhammad Avfis Buhoroi Lubob-al-bob, Tehron, 1956 - 86p.; Nizami Aruzii Samarkandi, Four Articles, Tehron, 1983 - 187p.; Bertelse E.A. The Theory of Modern Music of Persiall In.: Musical Ethnographi, Leningrad, 1926 - 104.;
4. Borbad, The Period and Tradition of Culture - Dushanbe: Donish, 1989 - 336p.
5. Corubber R.I. The history of Musical Culture. - Tt. - 1 - 2. - M. - L. - 1941 - 1951 - 304p.; Ibid. The history of Music. Part 1. - M. - 1965 - 360p.; Beliaev V.M. Comments to the Definition of the Music given by Abdurahmon Jomi - Tashkent . - 1960 -144p.; Ibid. Articles About The history of USSR Nation. - Parts 1-2. - M. - 1963 - 320p.;
6. Djankov M.M. The Paintings of Panjakent and Middle Asia // The Paintings of Acient Panjakent. - M. - 1954 -
7. Kristenson A. Iran in the period of Sosonids. Tehron. - 1958 - 114p.; Nafisi S. Mumhiti Life and Poems of Rudaki - Tehron, 1963 - 158p.
8. Rajabov A. The Tradition of Classical Cultural Music of Sosonid's Period, Dushanbe, 2000 -314p.; Ibid: Borbad and His Epoch, Dushanbe, 2004 - 244p.
9. Rajabov A. The Creation and Music Playing in the IV - VII Centuries, Dushanbe, 2011 - 256p.
10.Rajabov A. Music During The Civilization of Sosonids, Dushanbe, 2000 - 216p.; Ibid: Borbad and His Epoch, Dushanbe, 2004 - 204p.; Ibid: Customs and Novations During the Musical Civilization of Rudaki Epoch. Dushanbe, 2008 - 188p.
11.Hakimov N. Musical Culture of Tajik People: the most acient, acient, Early medieval History. Book P. History of Musical Instruments of Tajik People. Khujand, 2004 - 605p.; with illustration, 12p. KhSGKh tables.
Изучение наследия музыкантов эпохи Борбада в работах ученых-искуссствоведов
Ключевые cлoвa: музыкальное наследие, Борбад, иранский народ, Хорасан, Иран.
Статья посвящена истории исследования музыкального наследия таджикского народа эпохи Борбада. Подвергаются историографическому анализу монографические исследования учёных, историков и искуссствоведов, посвященные развитию музыкальной культуры периода правления Сасанидского государства. В результате анализа трудов учёных Таджикистана по упомянутой теме автор показала уровень исследования истории музыкальной культуры таджиков домусульманского периода. Автор приходит к заключению, что этой теме посвящены работы видных учёных и наряду с этим имеется необходимость дальнейшего исследования процесса взаимовлияния и взимообогощения духовного наследия народов Среднего Востока.
Study of musical heritage of the Borbad's epoch in the works of art scholars
Keywords: musical heritage, Borbad, Iranian people, Maverannahr, Khorasan, Iran
Article is devoted to history of research of musical heritage of the Tajik people of an era of Borbad. Is exposed to the historiographic analysis the monographic researches of scientific historians and art critics devoted to development of musical culture of the period of board of the Sasanidsky state. As a result of the analysis of works of scientists of Tajikistan on the mentioned subject the author has shown the level of research of history of musical culture of Tajiks of the domusulmansky period. The author comes to conclusion that works of prominent scientists are devoted to this subject and along with it there is a need further research ofprocess interference and a vzimoobogoshcheniye of spiritual heritage of the people of the Middle East.
Сведения об авторе:
Акрамова Санавбар Хайруллоевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела социально-гуманитарных и экономических наук Научно-исследовательского института Таджикского национального университета (Республика Таджикистан, г.Душанбе), E-mail:[email protected]
Information about the author:
Akramova Sanavbar Hairulloevna, candidate of historical science, senior research assistant of the department of social, the humanities and economic science of research and development institute of Tajik national university( Republic of Tajikistan, Dushanbe),E-mail: [email protected]