Научная статья на тему 'М. Эльфинстон и некоторые проблемы истории таджиков Афганистана'

М. Эльфинстон и некоторые проблемы истории таджиков Афганистана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1026
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИ / ЭТНОНИМ / ЭТНОГЕНЕЗ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ETHNONYM / ETHNOGENESIS / ETHNIC HISTORY / TAJIK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саидов Хомид Саидович

В этой статье рассматриваются ценнейшие свидетельства английского дипломата и политика Маунтстюарта Эльфинстона (1779-1859), касающиеся истории и этногенеза таджиков в Афганистане. На основе преданий, с помощью анализа исторических материалов и изучения археологических находок можно раскрывать новые страницы истории отдаленного таджикского и афганского прошлого. Учитывая большие заслуги М. Эльфинстона в изучении истории таджиков, автор предлагает внимательно изучать его труды и обязательно учитывать их в современных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOUNTSTUART ELPHINSTONE AND SOME PROBLEMS OF AFGHAN TAJIK HISTORY

The paper discusses valuable testimonies regarding history and ethnogenesis of the Tajiks in Afghanistan provided by English diplomat and politician Mountstuart Elphinstone (1779-1859). Analysis of local folklore and historical materials, as well as study of archeological findings, can shed new light on the Tajik and Afghan distant past. Given Elphinstone's significant contribution to research in the field of the Tajik history, the author recommends that any contemporary researcher of Tajik history pay serious attention to the works by Mountstuart Elphinstone.

Текст научной работы на тему «М. Эльфинстон и некоторые проблемы истории таджиков Афганистана»

№ 2_______________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ____________________________2015

УДК 94(581)

М. ЭЛЬФИНСТОН И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ТАДЖИКОВ АФГАНИСТАНА

Х.С. Саидов

Российско-Таджикский Славянский университет (Душанбе, Таджикистан) e-mail: homid-saidov@mail.ru

Авторское резюме

В этой статье рассматриваются ценнейшие свидетельства английского дипломата и политика Маунтстюарта Эльфинстона (1779-1859), касающиеся истории и этногенеза таджиков в Афганистане. На основе преданий, с помощью анализа исторических материалов и изучения археологических находок можно раскрывать новые страницы истории отдаленного таджикского и афганского прошлого. Учитывая большие заслуги М. Эльфинстона в изучении истории таджиков, автор предлагает внимательно изучать его труды и обязательно учитывать их в современных исследованиях.

Ключевые слова: таджики, этноним, этногенез, этническая история.

MOUNTSTUART ELPHINSTONE AND SOME PROBLEMS OF AFGHAN TAJIK HISTORY

Khomid Saidov

Russian-Tajik Slavonic University (Dushanbe, Tajikistan) e-mail: homid-saidov@mail.ru

Abstract

The paper discusses valuable testimonies regarding history and ethnogenesis of the Tajiks in Afghanistan provided by English diplomat and politician Mountstuart Elphinstone (1779-1859). Analysis of local folklore and historical materials, as well as study of archeological findings, can shed new light on the Tajik and Afghan distant past. Given Elphinstone's significant contribution to research in the field of the Tajik history, the author recommends that any contemporary researcher of Tajik history pay serious attention to the works by Mountstuart Elphinstone.

Keywords: Tajik, ethnic history, ethnogenesis, ethnonym.

Среди западных историков и востоковедов, стоявших у истоков изучения истории таджикского народа, несомненно, выделяется фигура выдающегося английского дипломата и политика - Маунтстюарта Эльфинстона (Mountstuart Elphinstone, 1779-1859). Он являлся четвёртым бароном и одиннадцатым в поколении Эльфинстонов. В 1796 г. он поступает на службу в Ост-индскую компанию. В 1801 г. его назначают заместителем британского политического представительства в г. Пуне. В будущем М. Эльфинстон в составе дипломатического представительства сэра Артура Вилсли (Arthur Wellsley) посещает территории маратхов. В 1808 г. его назначают главой политического представительства в г. Нагпуре. В это время он

___________________________________________117__________________________________________

№ 2_____________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ_________________________2015

возглавляет британскую миссию и посещает эмира Афганистана, а после возвращения в Индию и представления отчёта о своей поездке назначается политическим представителем Британии в городе Пуне.

Эльфинстону было всего двадцать четыре года, когда его назначили резидентом в Нагпуре в критический период, и еще не было тридцати, когда его послали во главе посольства в Кабул. Предки Эльфинстона были известными людьми в истории Шотландии. Его прадедушка - епископ Эльфинстон основал Университет Абердина и был одним из основателей полиграфического искусства в Шотландии. Отец воевал под Вулфом в Канаде. Его дядя по материнский линии служил в военно-морском флоте и за заслуги во французской войне ему был присвоен титул барона. Другой дядя в течение тридцати трех лет исполнял обязанности директора компании «Восток индимейн». Один из его братьев был известным генералом, а другой стал губернатором Челси.

26 февраля 1796 г. Эльфинстон с сэром Джоном Шором, в будущем генерал-губернатором Калькутты, а также Верховным Главнокомандующим, сэром Робертом Аберкромби прибывает в Калькутту. Именно здесь под влиянием известного историка Эдварда Стрэчи у Эльфинстона формируются исследовательские способности по истории. После войны 1817 г. он становится постоянным представителем на территории маратхов, которые к этому времени входили в подчинение британских властей. С 1819 по 1827 гг. он является губернатором Бомбея (Мумбаи).

О его тяге к знаниям и науке свидетельствует то, что он пишет в своих мемуарах: «Когда мне исполнилось двадцать два года, я уже успел прочитать много книг, посвященных Тимуру, большую часть трудов Секретного комитета и повествовательную историю Стрэчи о Персии, много знал о Коране. Со Стрэчи вместе перевели значительную часть арабской грамматики на английский язык. Хафиза и Саади я прочитал много раз. Был знаком с некоторыми отрывками «Маснави...» Джалалуддина Балхи, и несколько глав Геродота и др.» (Sir William Wilson Hunter 1892: 56).

М. Эльфинстон после возвращения в Англию в 1829 г. отказывается от нового назначения - губернатора Британских колоний в Индии и продолжает работу над изучением истории народов Афганистана. Его перу принадлежит сочинение по истории народов Афганистана в двух томах, опубликованное под общим названием «Отчет о королевстве Кабула и сопредельные к нему страны Персии, Татарии и Индии», включающее в себя географические обзоры Афганистана, сведения о сельском хозяйстве региона, финансах и торговле, истории народов Афганистана, в частности, вопросы этнической истории таджиков Афганистана, сведения о политическом устройстве и военно-административной системе Кабульского королевства и др. Он написал также несколько классических трудов по истории Индии и колониальной Британии (Elphinstone 1853; The Rise British Power in the East 1857).

Работы М. Эльфинстона по Афганистану были написаны в период с 1809 по 1838 гг. Исходя из политической значимости афганской проблематики в колониальной политике Британии, отдельные его исследовании были переданы

__________________________________118________________________________

№ 2_____________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ________________________2015

английским властями для служебного пользования. После чего со стороны Эльфинстона были приложены большие усилия по переработке, систематизации и публикации материалов по истории, культуре и этнографии народов Афганистана.

Несмотря на уникальность и обширность содержащихся в исследованиях М. Эльфинстона по истории народов Афганистана материалов, высокую оценку, данную этим трудам востоковедами и историками, его работы по различным причинам остаются малоизученным. Труды Эльфинстона, чиновника английской колониальной службы в Индии, одного из самых эрудированных западных востоковедов, по единодушному утверждению специалистов считаются самым подробным и достоверным собранием сведений и исследований об Афганистане и сопредельных к нему странах, о различных народах, проживавших в этих странах. Основой для работы послужили личные наблюдения М. Эльфинстона, главы делегации Ост-индской компании, прибывшего в феврале 1809 г. в Пешавар к афганскому шаху Шудже ал-Мулку (1803-1809), а также богатый фактологический материал, собранный им и членами английской дипломатической миссии. Некоторым членам миссии удалось посетить территории Восточной Бухары и Памир, районы расселения афганских племен, и собрать основанный на исторической традиции народов этих регионов уникальный материал, который послужил прекрасным источником для изучения истории таджиков.

Таким образом, наряду с выполнением дипломатической миссии и подписанием договора с Кабульским двором М. Эльфинстон продолжает работу над изучением истории Афганистана, результаты которой освещены в его трудах. В его исследованиях даётся общая характеристика различных аспектов истории таджиков, описывается их антропологический тип, язык, этноним, динамика численности и расселения таджиков в начале Х!Х века и их положение в контексте межнациональных отношений народов Афганистана. В работах «Общее сведение о народах Афганистана» (Эльфинстон 2000: 153-300) и «Специальное сообщение об афганских племенах» (Эльфинстон 2000: 301-412) М. Эльфинстон в контексте общей истории народов Афганистана приводит этно-исторические сведения о таджиках и рассматривает вопросы пуштуно-таджикского взаимодействия.

В исследовании «История королевства Кабул со времён возникновения царства дурранидов» (Эльфинстон 2000: 481-538) и «Некоторые сведения о дальних административно-территориальных образованиях» (Эльфинстон 2000: 557-572) в связи с анализом вопросов социально-политического и торгово-экономического взаимоотношения Афганистана с Бухарским эмиратом, М. Эльфинстон переходит к освещению политики афганского правителя Ахмад-шаха Дурани в отношение территории проживании таджиков, и приводит сообщение о географическом положении Бадахшана (границы, административное деление, население и его занятия) и др.

В следующем произведении М. Эльфинстона «Избранные записки Макартни» (Эльфинстон 2000: 573-603) приведены физико-географические данные о горах Памира (рельеф и полезные ископаемые), Амударье (Пяндж), реках Сурхаб или Каратегин, Гисар, Кафирниган, Зарафшан, Мургаб, Сыр-Дарья, об Аральском море,

__________________________________119________________________________

№ 2______________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ________________________2015

а также информация о Самарканде, Бухаре, Хиве, Ярканде, Термезе, Каратегине, Гисаре, Регаре, Кургантюбе, Шугнане, Дарвазе и др.

В своих произведениях М. Эльфинстон после пуштунов особое внимание уделяет таджикам, проживающим в Афганистане и Средней Азии. По его утверждению, в Афганистане существовало не так много областей, где население представляло собой исключительно афганцев. Они на западе ассимилировались с таджиками, а на востоке - с индийцами (Эльфинстон 2000: 289).

Как отмечает Эльфинстон, таджики, как и другие национальности, не были сосредоточены в определенных местах, а были разбросаны в областях всей Азии. Они зачастую проживали бок о бок с узбеками и афганцами. Таджиков можно было встретить и в таджикской части Китая, и в горных областях Каратегина, Дарваза, Ваханаи Бадахшана (Эльфинстон 2000: 287). В Иране, Афганистане и других районах, заселенных узбеками, они правили до того, как туда переселились другие племена. Однако использование понятия «таджик» везде было одинаковым. Названию «таджик» и «перс» как в Афганистане, так и в Туркестане придавался одинаковый смысл. Афганцы таджиков называли «дехгон», а узбеки называли их «сирд» и «сарт».

По мнению М. Эльфинстона, относительно этнонима «таджик» существовали разные толкования, однако, более подходящим является то, что оно происходит от слова «тозик» (Tauzik) или «таджик», которое из пахлавитских текстов переведено на арабский язык, а в нескольких персидских толковых словарях оно встречается как обозначение арабской народности (т.е. арабы, ассимилированные с местными племенами) на персидской территории или в других иностранных государствах.

Уместно заметить, что ещё в начале Х!Х в. М. Эльфинстон одним из первых отмечал, что вопрос о принадлежности таджиков к потомкам арабов не может быть принят в качестве исторической реальности и «эти легенды не отражают истинного положения таджиков в этих краях и не соответствуют действительному их положению, месту и роли в истории» (Эльфинстон 2000: 287). Интересна в этой связи позиция М. Хайат-хан, афганского автора, пребывавшего на службе у англичан в середине Х!Х в. Он утверждал, напротив, что таджики являются потомками арабов, рожденные в Фарсе и в других областях (Мухаммад Хайат-хан 2003: 242).

Продолжая рассказ об истории таджиков, М. Эльфинстон отмечал, что «в Афганистане всех, для кого персидский является родным языком, называют «таджиками» (Мухаммад Хайат-хан 2003: 287). В этой связи он поясняет значение этнонима «таджик», и относительно истории возникновения таджиков отмечает, что после смерти пророка Мухаммада вся территория Ирана попала под владычество арабов. Афганистан также был подвергнут нашествиям, однако, полностью не был ими захвачен. Горные области ещё в течение трёх столетий оставались не захваченными арабами. Эти территории находились под владычеством Иранской империи, поэтому языком местного населения в основном был персидский язык. Возможно, при этом две нации ассимилировались, составив предков современных таджиков. Но это всего лишь общие предположения.

М. Эльфинстон интересовался вопросами историко-этнографических особенностей таджиков. Таджики были оседлым народом, поэтому по сравнению с

__________________________________120________________________________

№ 2_____________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ________________________2015

другими народами особо были привязаны к земледелию. Многие из них имели амлаки (земельные наделы) в западной части Афганистана, некогда принадлежавшей им. Таджики были миролюбивыми и славились своим трудолюбием. С образованием Афганского государства в 1747 г. начинается долгий процесс подчинения таджиков и других народностей этой территории со стороны афганцев.

Так в 1749 г. Ахмад-шах предпринял поход против Газни и Кабула, населенных, в основном, таджиками. После взятия Газни и Кабула в 1750 г. Ахмад-шах подошел к стенам Герата. Следующим городом был Мазари Шариф. В это время мелкие ханства левобережья Амударьи, входившие ранее в состав Бухары, чувствовали себя самостоятельными и старались не повиноваться ни Бухаре, ни Дурранийской державе. Эти ханства в силу того, что естественным образом были ограждены от Бухары - рекой Амударьей, и от Афганистана - Гиндукушем, при малейшей возможности старались сохранить независимость.

Как отмечает М. Эльфинстон, таджики имели добрососедские отношения с афганцами, несмотря на то, что считали их пришлым населением. Они вели себя по отношению к афганцам без высокомерия и даже вступали с ними в родственные связи. По утверждению М. Эльфинстона, таджики больше, чем афганцы приносили финансового дохода правительству, внося огромный вклад в вооруженные силы страны. Численность таджиков в городах была значительной, составляла большую часть населения городов Кабул, Кандагар, Герат, Балх и др. Кроме того, таджиков можно было найти и в местностях, где проживали хазарейцы, в южных и западных областях царства Кабул и на территтории племени пуштунов - какар (Мухаммад Хайат-хан 2003: 290).

В описании М. Эльфинстона можно найти также сведения о таджиках, которые проживали в местности Лугар и Бутхок. Они имели своих правителей и прославились как отличные воины. Они обладали обширными землями и поставляли значительное количество воинов для властей. По своему поведению и характеру они больше были похожи на афганцев, которые относились к ним с большим уважением, нежели к другим таджикам (Мухаммад Хайат-хан 2003: 292).

«Фурмулиты» или «фурмулитские таджики», которые также упоминается в трудах М. Эльфинстона, являлись одной из ветвей таджиков, относящихся к баракидам. Многие из них проживали в Ургуне среди хурритских племен. В настоящее время доказано, что баракиды являются этнографической частью народа ормури. В своем описании Эльфинстон называет также племена «сардехиды» и «сиистониды». Сардехиды проживали в Сардехе в юго-восточной части территории, занятой балучами, их можно также называть таджиками. Однако среди них не было признаков социального расселения. Общая численность таджиков, по сообщениям М. Эльфинстона, в Кабулском царстве в начале XIX века доходила до 1500 тыс. человек.

Эльфинстон, описывая народы разных областей Афганистана, большое внимание обращал на горных жителей. Первыми из них были «горцы», проживающие в предгорьях Кабула. Горные таджики на западе располагались в

__________________________________121________________________________

№ 2_____________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ________________________2015

области Хазора и в районе горной цепи Порупомиз, Бадахшан, Памир, Каратегин, Дарваз и др. Горная местность имела также три протяженные долины: Наджров, Панджшер и Гурбанд, что состоит из множества долин, на территории которых протекали большие и малые реки. Из этой горной территории можно выделить небольшую область по называнию Реги Равон. Жители тех мест не подчинялись центральной власти Кабула, имея своих правителей. По своим личностным качествам они были смелыми и упрямыми людьми, предпочитали сражения, считали позором умереть у себя дома в постели. Оружием горцев были легкие обрезы, карабины, ружья и короткие сабли. Их одежда состояла из узкого халата (джелак), горных шальвар из шерсти, шубы и небольшого шелкового головного убора.

Говоря об их вероисповедании М. Эльфинстон отмечал, что они были мусульманами суннитского, шиитского толка и исмаилитами. Они имели добрые отношения с персами и другими мусульманами. Ими правили местные ханы, главного из которых называли «хонджи». Эти правители не имели по существу прочной внутренней власти, однако, они успешно вели внешнеполитические дела. Каждый правитель имел при себе небольшой отряд воинов. Жители горных мест (Кухистон) были очень разрозненны, что вызывает немалые удивления. По сведениям М. Эльфинстона их там насчитывалось около 40 тыс. семей.

Для изучения истории таджикского народа большой интерес представляет также краткое сообщение М. Эльфинстона о Каратегине, Дарвазе и Бадахшане (нынешние территории Таджикистана). Так, опираясь на сведения и предания о них, исследователь отмечает, что часть населения, которая проживала в долинах, попала под монгольское иго. А таджики, проживавшие в горах, сохранив свою независимость, со временем создали отдельные Дарвазские, Каратегинские и Бадахшанские государственные образования. Эльфинстон, обращая внимание на этническую историю Бадахшана, Вахана, Шугнана, Рушана и Дарваза, отмечает, что согласно легенде, местные правители этих регионов по своему происхождению считают себя из рода Александра Македонского, и эту версию подтверждают их соседи.

Этот вопрос нуждается в некотором уточнении. В частности, В.В. Бартольд считал, что Бадахшан вплоть до ХV в. продолжал находиться под властью местных правителей, ведших свое происхождение от Александра Македонского и дочери согдийского владетеля Оксиарта Роксаны (Раушанак), по другой версии - дочери Дария (Бартольд 1925: 105). Мохан Лал Кашмири, секретарь А. Борнса во время его путешествия в Бухару, сообщал со слов одного из встреченных им бадахшанцев, что население этого региона, а также читральцы, ведут свое происхождение от Александра Македонского и прибывших с ним македонских воинов (Mohan Lal 1846: 250). Далее, пишет Мохан Лал, англичане об этом имели сведения ещё раньше, и при посещении Бадахшана он получил специальное поручение от английского посланника в Персии Макниля о необходимости любым путём раздобыть родословную книгу, содержащую сведения о родственных связях бадахшанских правителей с прославленным полководцем (Mohan Lal 1846: 201). Немного в другом

_________________________________122________________________________

№ 2__________________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ_________________________________2015

варианте эту версию повторял известный английский путешественник и исследователь Дж. Вуд, который объяснял данное обстоятельство тем, что будто бы существовали связи между бадахшанскими правителями и правителями Читрала, «кровь которых, якобы, считается особенно благородной» (Wood 1872: 244).

Возражая против подобных точек зрения, известный специалист по истории Бадахшана Т.Г. Абаева на основе многочисленных исторических известий приходит к противоположному мнению (Абаева 1964: 98-99). Впрочем, эта теория на сегодня в исторической науке полностью опровергнута.

Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что на основе преданий, с помощью анализа исторических материалов и изучения археологических находок страны можно раскрывать новые страницы истории отдаленного прошлого Бадахшана, Каратегина и Дарваза. Учитывая большие заслуги М. Эльфинстона в изучении истории таджиков, справедливо будет считать его одним из основателей школы таджикской этнологии в Новое время, а также включить его труды в историографию истории таджикского народа как наиболее важные источники.

ЛИТЕРАТУРА

Абаева 1964 - Абаева Т.Г. Очерки истории Бадахшана. Ташкент, 1964.

Бартольд 1925 - Бартольд В.В. Таджики. Исторический очерк. Таджикистан. Сборник статей. Ташкент, 1925.

Мухаммад Хаят-хан 2003 - Мухаммад Хаят-хан. Хаят-и афгани (Афганская жизнь). Кабул, 2003.

Ч. II.

Эльфинстон 2000 - Эльфинстон М. Гозорищ - е омоми аз мардомон - е Афгонистон // Гозориш - ешохигари - йе Кабул (Общее сведение о народах Афганистана // Отчет о королевстве Кабул). Тегеран, 2000.

Elphinstone 1853 - Elphinstone M. History of the Hindu and Muhammadan periods. London, 1853. John Wood 1872 - John Wood. A Journey to the Source of the river Oxus. By captain John Wood, Indian Navy. New edition edited by him son. With an Essay on the geography of the vallty of the Oxus / By Colonel Henry Yule, C.B. London, 1872.

Mohan Lal. 1846 - Mohan Lal. Travels in the Panjab, Afghanistan and Turkistan, Balk, Bokhara and Herat; and a Visit to Great Britain and Germany. By Mohan Lal, Esq. London, 1846.

Sir William Wilson Hunter 1892 - Sir William Wilson Hunter. Rulers of India. London; Oxford. At the clarendon press: 1892.

The Rise British Power in the East 1857 - The Rise British Power in the East. London, 1857.

REFERENCES

Abaeva 1964 - Abaeva T.G. Ocherki istorii Badahshana [Sketches of history of Badakhshan], Tashkent, 1964 [in Russian].

Bartol'd 1925 - Bartol'd V.V. Tadzhiki. Istoricheskij ocherk. Tadzhikistan. Sbornik statej [Tajiks. Historical sketch. Tajikistan. Collection of articles], Tashkent, 1925 [in Russian].

Jel'fiston 2000 - Jel'finston M. Gozorishh - e omomi az mardomon - e Afgoniston [General data on the people of Afghanistan], Gozorish - eshohigari - je Kabul [Report on the kingdom Kabul], Tegeran, 2000 [in Persian].

Elphinstone 1853 - Elphinstone M. History of the Hindu and Muhammadan periods, London, 1853 [in English].

Mohan Lal. 1846 - Mohan Lal. Travels in the Panjab, Afghanistan and Turkistan, Balk, Bokhara and Herat; and a Visit to Great Britain and Germany, By Mohan Lal, Esq., London, 1846 [in English].

________________________________________123_______________________________________

№ 2____________________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ___________________________________2015

Muhammad Hajat-han 2003 - Muhammad Hajat-han. Hajat-i afgani [Afghan life], Kabul, 2003. Ch. II [in Pashto].

Sir William Wilson Hunter 1892 - Sir William Wilson Hunter. Rulers of India. London; Oxford, At the clarendon press: 1892 [in English].

The Rise British Power in the East 1857 - The Rise British Power in the East, London, 1857 [in English].

Wood 1872 - Wood, John. A Journey to the Source of the river Oxus. By captain John Wood, Indian Navy. New edition edited by him son. With an Essay on the geography of the vallty of the Oxus, By Colonel Henry Yule, C.B., London, 1872 [in English].

Саидов Хомид Саидович - Доктор политических наук, профессор, Российско-Таджикский Славянский университет (Душанбе, Таджикистан) Saidov Khomid - Doctor of political sciences, Professor,

Russian-Tajik Slavonic University (Dushanbe, Tajikistan)

E-mail: homid-saidov@mail.ru

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.