Игебаева Ф.А., к.ф.н.
доцент Гареева А.М. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Аннотация: В статье рассматривается визуальный контакт, как одна из составляющих кинетических средств общения. При любой встрече установление контакта на визуальном уровне формирует доверие, интерес к партнеру, готовность к принятию решений.
Ключевые слова: невербальные средства общения, кинесика, визуальный контакт, взгляд,
Невербальное общение - общение посредством неречевых знаковых систем. Оно связано с психическими состояниями человека и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.
Наиболее значимы среди невербальных средств общения кинесические средства. К ним относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде. В данной статье мы рассмотрим визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Глаза называют не только «окном в мир», но и «окном в душу», отсюда известное выражение: «Глаза - это зеркало человеческой души». Взгляд способен сказать о многом, а точнее - об истинных чувствах вашего собеседника. «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон) [1, с.101-102].
На протяжении многих веков люди задумывались о значении взгляда и его влиянии на поведение человека. В нижеследующей таблице представлены виды взглядов и их трактовка [2, с.152].
Таблица 1.
Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Рекомендуемые действия
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, я подумаю Прервать контакт
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно легкий поклон Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Продолжить контакт
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд в пол Страх и желание уйти Уйти от контакта
Как считают американские психологи Р.Экслайн и Л.Винтерс, в деловом взаимодействии взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, то чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда же трудность преодолена -больше. Обычно в процессе деловой коммуникации тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера - только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность, а вот слушающий должен смотреть на говорящего больше, «посылая» ему сигналы обратной связи.
Визуальный контакт свидетельствует о расположении. Глаза человека способны выразить любое чувство. По их выражению всегда можно установить, как человек воспринимает наши слова. Ученые пришли к выводу, что при деловом общении взгляд выполняет функцию синхронизации. Как уже было сказано, говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий, так как он концентрируется на содержании своих высказываний и не отвлекается. Но за несколько секунд до окончания фразы он поднимает глаза и смотрит на слушающего. Это - своего рода сигнал, говорящего о том, что партнер может взять слово.
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Но если при разговоре партнер смотрит на нас мало, то мы начинаем думать, что к нам или к тому, что мы говорим, он относится недоброжелательно. Как отмечают специалисты, в процессе деловой коммуникации партнерам нужно встречаться взглядами около 60-70% всего времени общения. Собеседник, который смотрит на вас менее одной трети времени разговора, вряд ли вызовет доверие к себе [3, с.103].
На продолжительность взгляда также может влиять национальная принадлежность делового партнера.
Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. А японцы при деловой беседе смотрят скорее в шею, нежели в лицо. Именно поэтому в деловом взаимодействии необходимо делать скидку на национальную принадлежность собеседника.
Для того чтобы освоить «технологии взгляда» и эффективно применять их в общении с другими людьми, как свидетельствует практика, требуется около 30 дней постоянной усиленной тренировки [4, с.93].
Использованные источники: 1. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация
культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.
2. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Инфра-М, 2000.
3. Игебаева Ф.А. Там же. - С.103.
4. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров. - М.,Изд-во «Юрайт». 2012. - 463.
Игебаева Ф.А., к.ф.н.
доцент Ишимгужина А. С.
магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ
Аннотация: В статье дается краткий очерк деятельности Зигмунда Фрейда. Оценивается его вклад в создание и развитие не только психоанализа, но и психотерапии в целом.
Ключевые слова: психоанализ, структура личности, сфера подсознания, сфера самосознания, сфера сверхсознания.
В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности - социальная, индивидуальная, рациональная или этическая - является ведущей.
Психоаналитический подход к изучению личности, сформированный З.Фрейдом, оказал заметное влияние на развитие представлений о природе человека. По мнению ученого, человек всегда находится в конфликте с обществом, а его биологические побуждения противоречат социальным нормам. В этой постоянной борьбе между удовлетворением инстинктивных потребностей и социально-нормативными ограничениями общества и формируется структура личности, состоящая их трех компонентов:
1). Ид («Оно») - сфера подсознания личности, где господствуют бессознательные импульсы, обусловленные сексуальной энергией (либидо), и агрессивные побуждения.
2). Эго («Я») - сфера самосознания личности, которая стремится контролировать побуждения бессознательного компонента в приемлемой для общества форме.
3). Суперэго («Сверх-Я») - сфера сверхсознания личности, включающая моральные нормы, принятые в данном обществе (своеобразный «моральный цензор») [1, с. 82-83] .
Психоаналитическая теория личности по З. Фрейду опирается на представление о том, что люди являются сложными энергетическими системами. Основываясь на достижениях физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией,