Научная статья на тему 'К вопросу о семантике пластической коммуникации'

К вопросу о семантике пластической коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
939
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПЛАСТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ПРОСОДИКА / ПРОКСЕМИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Струнина Елена Николаевна

Невербальная коммуникация раскрывается в контексте современной проблематики становления личности. Реалии насупившего XXI века всё более остро ставят вопрос о внутренней сущности личности и расширяющемся диапазоне его интерпретаций. С данной точки зрения по-новому раскрываются пластическая культура и пластический образ личности, трансформируется система средств невербального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о семантике пластической коммуникации»

УДК 316.772.2

Е.Н. Струнина

К ВОПРОСУ О СЕМАНТИКЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Невербальная коммуникация раскрывается в контексте современной проблематики становления личности. Реалии насупившего XXI века всё более остро ставят вопрос о внутренней сущности личности и расширяющемся диапазоне его интерпретаций. С данной точки зрения по-новому раскрываются пластическая культура и пластический образ личности, трансформируется система средств невербального общения.

Ключевые слова: пластическая культура, невербальная коммуникация, пластическая коммуникация, пластический образ, просодика, проксемика.

Ученые традиционно выделяют два основных пути коммуникации: вербальный и невербальный. Ими установлено, что во время процесса общения от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств, и только 20-40% информации передается вербально. К примеру, американский исследователь А. Мейерабиан установил, что «передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения» [1, с. 9-10]. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько острой сегодня является необходимость знакомства широкой аудитории, например, студентов, с особенностями пластической культуры, со структурой невербальной коммуникации. От этого напрямую зависит уровень общения и, главное, понимания собеседника, успех в бизнесе, в частности, во время переговоров, деловых бесед, собеседования, т.е. эффективность общения. Данный материал в учебном плане мог бы быть представлен определенными разделами в таких курсах как «Этика и культура управления», «Деловое общение», «Этика деловых отношений». Как правило, лекции на подобные темы вызывают живой интерес слушателей, многие потом осознают в процессе профессиональной деятельности их практическую значимость.

Во время исследований по данной проблеме выявлена закономерность: при низком уровне интеллектуального развития человек в повседневной практике шире обращается к невербальным средствам коммуникации. Его жесты зачастую оказываются резкими, лишенными грациозности, плавности и начинают передавать ту информацию, которая, в силу низкого развития культуры речи, не может быть передана вербально. И, наоборот, при более высоком уровне интеллектуального развития человек может использовать все богатство языка, а его движения становятся более спокойными, мягкими, приобретают особую выразительность. Таким образом, культура речи отражается в культуре пластики.

Каждый человек, живя в обществе, впитывает в себя энергию, идущую из окружающей действительности, как отрицательную, так и положительную. Последняя, как правило, идет на поддержание созидательной деятельности человека, подтверждая, таким образом, мысль о том, что добро порождает добро. Отрицательная же энергия находит выход в различных формах агрессии, что, так или иначе, отражается на пластическом облике человека. Ярким примером тому служат многие современные танцевальные проекты. Как правило, в них господствуют резкие, лишенные завершенности и гармонии движения, прерывистые линии, что, с одной стороны, отражает некоторые закономерности времени (агрессия, жесткость общения), с другой, показывает в целом уровень пластической культуры молодого поколения.

Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека, пола, темперамента, национальности, социального статуса, состояния здоровья человека, уровня его культуры. Различия в мужских и женских способах поведения приводят, например, к тому, что в западном деловом мире именно женщин чаще посылают на переговоры. Женщины лучше читают язык тела партнера, поскольку с детства, имея телесный капитал от природы, привыкли подстраивать свое тело по отношении к другим. А также у них имеется опыт воспитания детей на довербальном уровне. Наблюдая жесты тела, сопоставляя их со словами, они способны различить несогласованность между ними. Открытое или закрытое положение рук, ладоней, ног могут отчетливо свидетельствовать об открытости или закрытости партнеров по отношению друг к другу. Невербальное общение порой «выдает» собеседников и обнажает то, что они зачастую хотели бы скрыть, поэтому необходимо учиться понимать этот язык. Его особенностью является то, что проявление этого языка связано с работой подсознания, и отсутствие возможности подделать импульсы подсознания позволяет доверять невербальному языку больше, чем вербальному. В истории были целые эпохи, когда невербальной культуре придавали огромное значение, например, Средние века. Эту эпоху иногда называют культурой жеста, подчеркивая ту роль, которую играли движения человеческого тела в социальных отношениях, и то, что сама эпоха много размышляла о своих жестах, создавая, по сути, их теорию. Французский историк и философ М. Блок отмечал, что ритуализа-ция феодального общества в гораздо большей степени выражена в жестах, чем в устных словах или письменных текстах. Обыкновенный жест обладал огромной религиозной и юридической силой, способной привести в движение не только отдельных людей, но и целые коллективы.

Существует традиционно принятая система средств невербального общения. В нее входят движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения, мимику, направленность взгляда. Их нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста или движения может существовать несколько значений, их следует читать в системе.

Наиболее значимыми являются кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения собеседника. К визуальным невербальным средствам относятся жесты, мимика, взгляд, походка. Создателем науки кинесики является Р. Бердвиссл, автор работы «Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела» (1952).

Жесты обычно разделяют на коммуникативные (жесты приветствия, прощания, утвердительные, отрицательные, вопросительные), выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия), описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания). Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать, противоречие между ними является свидетельством лжи. Л. С. Вечер систематизировала и интерпретировала жесты, чаще всего встречающиеся в деловом общении [2, с. 186]. Она выделила жесты открытости (развернутые навстречу собеседнику руки, расстегнутый пиджак), жесты закрытости (скрещенные на груди руки), оценочные жесты (наклон головы набок, выражающий заинтересованность, почесывание подбородка, символизирующий размышление и оценку), жесты подозрительности и скрытности (сложенные руки, отклоненный назад корпус, скрещенные ноги, взгляд исподлобья), жесты уверенности (гордая прямая поза, руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх), жесты нервозности (покашливание, рука прикрывает рот), жесты неуверенности (переплетенные пальцы рук, человек грызет или держит во рту авторучку или карандаш), жесты скуки (постукивание по столу рукой, голова лежит на ладони, машинальное рисование на бумаге). Существуют и другие классификации. Например, И.Н. Кузнецов [3, с.51-52] выделяет жесты механические, ритмические, эмоциональные указательные, изобразительные, символические. Однако ни одна классификация не способна отразить то многообразие жестов, которое можно увидеть, наблюдая за собеседниками.

Некоторые психологи рекомендуют во время деловой беседы понаблюдать за левой рукой собеседника, которая выдает тайные чувства своего владельца. Если в разговоре человек жестикулирует преимущественно ею, то есть вероятность, что человек говорит не то, что думает или негативно относится к происходящему. При трактовке жестов следует соотносить их с конкретными обстоятельствами, с окружающей обстановкой, например, торопливое потирание рук может означать не только нервозность, но и то, что человек просто замерз. Нельзя также забывать о национальной окраске жестов. Одна и та же мысль может быть представлена по-разному представителями различных национальностей, например, в Испании смысл «я оскорблен тобой» выражается прикосновением к мочке уха, а в Греции - поднятой рукой с раскрытой ладонью в сторону адресата. Испанцы, колумбийцы, мексиканцы смысл «восхищение» выражают невербально путем комбинации прикладывания к губам трех пальцев и звука поцелуя, а в Бразилии для выражения восхищения используется та же форма, которой испанцы кодируют смысл «оскорбление», а именно «прикосновение к мочке уха» (жест «взяться за мочку уха»). Жест «о’кей» или кружок, образуемый пальцами руки, обозначающий первую букву в слове «о’кей» хорошо известен во всех англоязычных странах, а также в Европе и в Азии. Во Франции он обозначает «ноль» или «ничего». В Японии он значит «деньги», а в некоторых странах средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины. Проникая в семантику жеста, стоит учитывать, является ли привычный для кого-то из собеседников язык жестов известным для всех участников общения, нет ли противоречий между жестом и словесным высказыванием. Особое внимание необходимо уделить контексту, обстановке, в которой рождается жест.

Определенную информацию в процессе общения несет и походка человека, которая определяется как стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние, причем легче узнаются по походке гнев, страдание, гордость, счастье. Самая легкая походка при радости, самая тяжелая - при гневе, вялая, угнетенная - при страдании.

Следующий уровень невербальной коммуникации - мимика, под которой понимают движения мышц лица. Она тесно связана с эмоциями и позволяет догадаться о чувствах собеседника, а также передает настроение и отношение к тому, что человек говорит. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления, презрения) все движения мышц лица скоординированы. При выражении радости мускулы лица приводятся в движение, и все черты лица кажутся приподнятыми кверху. Брови принимают изогнутый вид. Чувство гнева выражается в мимике нахмуриванием лба, когда брови сдвигаются. В межбровном пространстве появляются вертикальные складки, и губы при этом плотно сжаты. Психологи установили, что люди, не зависимо от принадлежности к какой-либо национальной культуре, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций [4, с.197]. Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Особая роль в мимике принадлежит улыбке, ведь она является своеобразным символом дружелюбия, открытости. Однако, она может быть ироничной, снисходительной и вызывать иной эффект.

Взгляд тесно связан с мимикой. Наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения называется окулесикой. Взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, а когда она полностью готова - на собеседника. Когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, если трудность преодолена - больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Сумма взглядов, или, что фактически то же самое, время контакта глаз, - это в европейской культуре ключевой момент в установлении степени близости или симпатии людей. Взгляд передает наиболее точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков им не контролируется. При сердитом, мрачном настроении зрачки невольно сужаются, при приподнятом, радостном -

расширяются. Не смотря на это, лицо человека менее информативно по сравнению с телом, ведь мимика гораздо лучше поддается контролю, чем движения тела. Важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но и та область лица и тела, на которую он устремлен. Деловой взгляд - на область лба собеседника, создает серьезную атмосферу, деловой настрой. Светский взгляд - ниже уровня глаз собеседника, способствует созданию непринужденного общения, часто возникает во время приемов и вечеров. Интимный взгляд устремлен в район между грудью и глазами, мужчина и женщина используют этот взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге. Выделяют также взгляд поверх очков, взгляд искоса, «пустой» взгляд.

Существует ряд невербальных средств общения, связанных с голосом, их относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также разных психофизиологических явлений, например, кашля, плача, смеха. Голос тоже может многое сказать о человеке. Тихий голос присущ робким людям, не уверенным в себе, высоким часто передаются энтузиазм, радость, а горе, печаль передается мягким, приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Важна и скорость речи. Медленная речь говорит об угнетенном состоянии или болезни, горе, а иногда о высокомерии; быстрая - о взволнованности или обеспокоенности чем-либо.

К такесическим явлениям общения относятся динамические прикосновения в виде рукопожатий, похлопывания, поцелуя. Прикосновение остается знаком, который выражает, прежде всего, чувства к партнеру по общению. Грубые и болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение, а мягкие - сигнализируют о симпатии и доверии к собеседнику. У каждого народа складываются свои представления о прикосновениях. Например, в Англии собеседники почти не прикасаются друг к другу, а в странах латинской Америки частота прикосновений велика. Существует разница в отношении к рукопожатию. В Азии не следует сжимать руку партнера слишком долго и сильно, а в Западной Европе не терпят вялых рукопожатий.

Важной частью невербалики становится проксемика - это наука о пространстве коммуникации, о том, как человек мыслит коммуникативное пространство, как он его использует. Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание дистанций позволяет прогнозировать реакцию другого человека в процессе контакта. Выделяют следующие зоны в общении [2, с. 194]:

• интимная зона (до 50 см), в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, преждевременно нарушение ее границ воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

• личная или персональная зона (50-120 см), характерна для обычной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между собеседниками;

• социальная зона (120 - 400 см), обычно создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях с малознакомыми и незнакомыми людьми;

• публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей в лекционной аудитории, на митинге.

Исследователи обращают внимание на то, что определяющим фактором расстояния между людьми являются социально-возрастные отличия, чем больше разница в возрасте, тем больше расстояние между ними. Существует связь между ростом человека и дистанцией, выбираемой им. Чем выше мужчина, тем ближе он старается подойти к собеседнику. У женщин просматривается обратная зависимость. Существует различие в пространственных зонах у разных народов, так у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев. Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве, например, в процессе общения в условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом собеседники могут занимать четыре ос-

новных позиции, наиболее успешной из которых становится «позиция сотрудничества», при которой собеседники располагаются за одной стороной стола. На создание психологического климата существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратный стол устанавливает соревновательные или оборонительные отношения между партнерами, круглый - создает атмосферу неформального отношения и является идеальным для ведения дискуссий среди людей, занимающих одинаковое положение в обществе. Имеет значение также размер и форма стула. Чем выше спинка стула, тем большей властью обладает человек, тем выше его статус. Многие начальники сидят на стульях с высокими спинками, а посетителям предлагают обычные. Вращающиеся стулья или стулья на колесиках позволяют человеку иметь некоторую свободу движения, когда он находится в затруднительном положении. Обычные стулья не дают такой свободы, и это компенсируется за счет различных жестов. Таким образом, рассмотрев составляющие системы невербальной коммуникации, можно с уверенностью говорить, что овладение этой культурой может существенно помочь как в процессе делового общения, так и в повседневной жизни.

Каждый индивид является носителем определенного пластического образа. Этот образ создается самим человеком и, соответственно, является его прямым отражением. По нему можно судить о социальном статусе человека, об особенностях его характера, о его темпераменте, об уровне его образованности и т.д. Необходимо помнить, что пластический образ - это не только показатель особенностей характера движений, но и прямое отражений внутренней сущности личности.

Пластический образ человека отличает в первую очередь цельность, но, в отличие от той цельности, которая возникает в учении холизма, нельзя однозначно говорить о том, что она не сводится к сумме частей, его составляющих, и что она непознаваема. «Холизм» - это идеалистическая философия целостности, возникшая в двадцатых годах ХХ века. Сам термин был введен и описан Я. Смэтсоном в 1926 году в книге «Холизм и эволюция». По мнению философа, миром управляет процесс творческой эволюции, который создает новые целостности. В ходе данной эволюции материя, как и ее формы, никогда не сохраняется, она лишь преобразуется и обновляется, никогда не оставаясь постоянной. Само понятие целостности в данном контексте выступает в качестве высшего философского, которое синтезирует в себе как объективные, так и субъективные свойства. Оно провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно учению холизма высшая конкретная форма органической целостности - человеческая личность. Сам «фактор целостности» считается нематериальным, непознаваемым, и ему в учении придается мистический характер. Необходимо особо отметить то, что целое не сводится к сумме элементарных частей его составляющих. Помимо Я. Смэтсона идеи холизма развивали также Дж. С. Холдейн («Философские основы биологии», 1931) и А. Майер-Абих («Идеи и идеалы биологического познания», 1934).

На современном этапе сам термин «холизм» является обозначением принципа целостности, и именно этот принцип становится актуальным, в частности, при анализе человеческой пластики.

Анализируя пластический образ человека, можно отдельно рассмотреть его походку, характер движения его рук, ног, корпуса, его мимику. Но при этом анализе возникает главная задача: определить, какая внутренняя идея кроется за этими движениями. Что выражают эти жесты, рассмотренные в комплексе? Можно ли человека, который является создателем и носителем пластического образа, считать существом гармоничным или нет? Каковы отличительные особенности той или иной личности?

В итоге, если мы рассматриваем пластический образ человека, исходя из принципа холизма, т.е. целостно, мы можем проникнуть в суть личности и ответить на актуальный в настоящее время вопрос: является ли она пластичной, в широком смысле слова, т.е. такой, в которой гармонируют внутреннее и внешнее начала.

Не всегда можно традиционными путями объяснить какие-либо действия человека, тогда в этом на помощь могут быть привлечены знание и понимание пластики.

Это становится очевидным при взгляде на современную женщину. Исконно в понятие женственности вкладывалась не только мягкость, умение сочувствовать, сопереживать, но и особый характер движений, отличавшихся выразительностью, плавностью, спокойствием. Женщина должна была уметь снять напряжение, которое могло быть принесено в дом мужчиной, и создать ощущение внутреннего спокойствия, восстановить гармонию в доме. Достаточно вспомнить образ «русской лебедушки», некрасовской женщины, которая красива, выразительна в своих движениях.

К сожалению, к окончанию ХХ века общество пришло к совершенно иному взгляду на женщину. Теперь это человек, зачастую не несущий в себе внутреннюю уравновешенность. Напротив, женщина начинает демонстрировать решительность, некоторую агрессию, что ведет к ответной реакции у окружающих. Этому есть многочисленные примеры: большое количество рекламы на телевидении, где это ярко проявляется, поведение современных дам, которое ранее могло бы считаться вызывающим, теперь это становится определенной нормой. Даже показы мод последних лет свидетельствуют об ином понимании роли женщины, она стала более дерзкой, резкой, отсюда возникает новый социальный тип, названный на Западе businesswomen. Эти преобразования в первую очередь отразились в характере движений «обновленной» женщины. Появляется целый ряд доказательств, которые подтверждают это: исчезает мягкость в походке, чаще появляется отставленный в сторону локоть, который считается неким вызовом, плавную линию в движении кисти заменили мелкие отрывистые жесты, жесткий взгляд исподлобья дополняет этот «пластический портрет». В итоге, мы вынуждены констатировать, что изменение роли женщины и взгляда на ее сущность могли стать одной из причин отсутствия гармонии в обществе, создав постоянные столкновения на разных социальных уровнях, и, как следствие, царящую бездуховность, дисгармонию, стремление к тому, чтобы различными путями избавиться от внутреннего напряжения.

Соответственно, пластический облик личности нельзя рассматривать односторонне. Это понятие отличается многообразием значений, которые его наполняют. Эти значения могут эволюционировать, изменяться с течением времени, приобретать новые дополнительные оттенки.

Таким образом, особенное значение трактовка невербальной коммуникации начинает приобретать в XXI веке, когда остро ставится вопрос о современной личности, ее внутренней сущности, ее интерпретации. От глубины этого проникновения зависит не только уровень познания собеседника, но и, возможно, успех в бизнесе, эффективность общения с клиентами, комфорт в общении с другими людьми в обществе. Эти факторы нельзя недооценивать, ими необходимо овладевать в ходе профессиональной подготовки современного специалиста, особенно в сфере социальной коммуникации.

Библиографический список

1. Пиз, А. Язык телодвижений [Текст] / А. Пиз. - СПб.: «Издательский дом Гутенберг», 2000. - 186 с.

2. Ладатко, Л.В. Этика и культура управления [Текст] / Л.В. Ладатко. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. - 320 с.

3. Кузнецов, И.Н. Деловой этикет [Текст] / И.Н.Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 446 с.

4. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений [Текст] / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. -М.: Инфра-М, 2009. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.