Научная статья на тему 'Культура речи в деловом общении специалиста'

Культура речи в деловом общении специалиста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9219
850
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Игебаева Ф. А.

В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного специалиста. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи и речевого этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура речи в деловом общении специалиста»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

24.01.2017)

3. Снимщикова Э. В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития. 2009. №2 С.17-25.

© Двойнина Т А., 2017

УДК 316.6

Ф.А. Игебаева

К.ф.н., доцент Башкирский ГАУ г. Уфа, Российская Федерация

КУЛЬТУРА РЕЧИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного специалиста. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи и речевого этикета.

Ключевые слова

Деловое общение, культура речи, речевой этикет, коммуникативная компетентность.

Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения. Одним из направлений культуры речи является деловое общение - самый массовый вид социального общения. Оно обслуживает сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Особое внимание уделяется формированию умений в области устного и письменного делового общения.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [1, с.17].

Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом социальные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению.

Показателями культуры речи в деловом общении являются:

• Словарный запас - от него напрямую зависит яркость речи и способность человека внятно и красиво донести свои мысли, убедить партнеров и коллег в значимости своих идей.

• Состав речи - люди, которые разговаривают на чистом языке, уместно употребляют профессиональные термины, как правило, внушают больше доверия, чем те, кто часто использует не литературные выражения и жаргонизмы.

• Грамотность - фразы и предложения должны быть составлены с учетом стилистических и грамматических правил языка, на котором разговаривает человек.

• Произношение и интонация - важно не только ЧТО говорит человек, но и КАК он говорит. Неправильное или невнятное произношение слов и быстрая или слишком медленная однотонная речь

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

способна свести на нет интерес к говорящему.

• Невербальные составляющие - мимика, жесты, поза говорящего играют значимую роль в культуре делового общения. Если поза и жесты человека выказывают его неуверенность в себе, растерянность или страх, его значимость в глазах собеседника с большой вероятностью снизится [2, с.38].

Особых знаний, умений и навыков требует искусство исследователя выступать публично. Сообщение оратора обычно вызывает различную реакцию слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие. Хороший оратор обладает способностью по ходу корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей. Конечно, делать это непросто.

Возможность получения опыта ораторского искусства достигается только с помощью практических методов. Именно практические навыки способствует развитию способности искусства выстраивать свою речь грамотно.

Внешний облик и поведение также является неотъемлемой частью его деловой культуры. Как известно, первое и, как правило, самое сильное впечатление о человеке складывается на основании оценки его внешнего облика, манеры держаться. Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена тем, что люди склонны распространять внешнюю аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах. Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об уважении человека по отношению к окружающим его людям.

Не менее важным компонентом культуры делового общения, на наш взгляд, является коммуникативная компетентность исследователя, в состав которой входят следующие навыки: ^ умение вступать в контакт; ^ умение задавать вопросы; ^ умение вести «малый разговор»;

^ умение стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений; ^ умение услышать и понять интенции партнера;

^ умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить; ^ умение передать партнеру, что его услышали и поняли; ^ умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе и др.[3, с.159].

В заключение отметим, знание о культуре речи и деловом общении лишь тогда превратятся в конкретные умения и навыки руководителя, специалиста, когда станут неотъемлемым элементом его деятельности, и он начнет постоянно применять их везде, где это возможно. Эти знания должны служить не только залогом высокой профессиональной деятельности делового человека, но также представлять собой важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается [4, с.127].

Безусловно, карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров [5, с.69].

Список использованной литературы:

1. Игебаева Ф.А. Профессиональная подготовка специалистов для агросектора в условиях рыночных преобразований (На примере Республики Башкортостан) // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК в области психологии, педагогики и социологии, 2016, № 2. - С.16 - 18.

2. Введенская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов-на / Д : Феникс, 1995. - 576с.

3. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. Пособие/ М.В.Колтунова.-М.: Логос, 2005. - 346с.

4. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука. // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070

5. Игебаева Ф.А. О методах формирования коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2015, № 6. - С. 65-70.

© Игебаева Ф.А., 2017

УДК 316

Л.И. Кемалова

канд.филос.наук, доцент ФГБОУ ВО «КГМТУ» г. Керчь, Крым

К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ МОЛОДОСТИ Аннотация

В статье рассматривается молодость как социальный феномен, который в современном обществе не привязывается исключительно к возрастным параметрам, к биологическим характеристикам. Молодость характеризуется как особое ощущение, которое порождает специфические формы мировосприятия. Подчеркивается, что молодость становится характерной чертой современной культуры, а ее границы становятся подвижными.

Ключевые слова

Молодежь, образ жизни молодежи, молодость, культ молодости, возраст

Одна из основных характеристик молодежи как особой социально-демографической группы -молодость, которая представляет собой определенный жизненный цикл, имеющий особый стиль поведения, культурные нормы и ценности. Это период первичной социализации, когда формируется особое мироощущение.

Каждый цикл развития человека, именуемый возрастом, сопровождается определенными изменениями как физиологическими, так и психическими, и интеллектуальными. Помимо этого, с переходом на новый цикл развития меняется образ жизни человека. Одни из нас воспринимают эти перемены как должное и не противятся данному процессу. Для других - это катастрофа, поскольку уходит молодость: время безмятежности, даже некоторой безответственности заканчивается и наступает период бесконечных проблем и необходимости самостоятельно их решать. У этой категории людей часто возникают депрессивные состояния, и они всеми силами пытаются удержать состояние молодости, сохранить его как можно дольше (чаще - физически, - обращаясь к современной медицине, к пластической хирургии, разным диетам и т.п.). Третьи - рассматривают молодость как состояние не тела, а души, как особое мировоззрение, мироощущение, и для них возраст - всего лишь цифра, не влияющая на их отношение к жизни.

Что же такое молодость? Каковы ее возрастные характеристики? Существуют ли границы молодости? Эти вопросы актуализируются в связи с тем, что в последние десятилетия формируется так называемый культ молодости, который оказывает влияние на мировоззрение современного человека. Возникает противоречие: при общей тенденции к старению населения все больше насаждается культ молодости, что проявляется в желании сохранить ее как можно дольше, поскольку иначе человек может оказаться невостребованным социумом. Действительно, молодость, как особое состояние, как совокупность определенных качеств и свойств представителей конкретной социально-демографической группы, оказывается сегодня особенно востребованной, поскольку в меняющемся мире необходима быстрая реакция на происходящие перемены, умение перестраиваться, дабы соответствовать ритму жизни. И не только молодежь, но и люди зрелого возраста стремятся сохранить как можно дольше эти качества и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.