Научная статья на тему 'Характеристика основных этапов деловой беседы'

Характеристика основных этапов деловой беседы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3408
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА / СОБЕСЕДНИК / ЭТАПЫ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ / ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова М.В.

Статья посвящена характеристикам основных этапов деловой беседы. Наиболее распространенной и часто применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Поэтому каждый деловой человек, независимо от его профессиональной деятельности, обязан знать правила ведения деловой беседы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных этапов деловой беседы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

подразделений и индивидов. Процесс управления нравственными конфликтами локализован в организационно-управленческом поле и коррелирует с высокими рисками. Руководителю организации необходимо обладать компетенциями по осуществлению аналитики, систематики и стратегированию рисков, которые позволят грамотно диагносцировать конфликты, урегулировать/разрешать их и осуществлять профилактические мероприятия, направленные на снижение рискогенности и конфликтогенности современных организаций.

Список использованной литературы:

1. Аверченко, Л.К., Удальцова, М.В. Социология и психология управления. / Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

2. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

3. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. - М.: Издат. Группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998. - 488 с.

4. Управление персоналом. Теория и практика. Управление конфликтами и стрессами: учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Проспект, 2013. - 84 с.

5. Федорова А. Современные системы управления. LAP LAMBERT Academic Publishing. 2014.

6. Федорова А.В. Коррупционные риски: эффективные стратегии управления // противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество. Саратов: Поволжский институт управления им. П.А.Столыпина, 2015. - С.153-156.

7. Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013.

8. Шуванов, В.И. Внимание конфликт: предупреждение, управление, разрешение конфликтов. - М.: Дашков и Ко, 2005.

© Федорова А.В., Коростень А.В., 2016

УДК 174:316.3

М.В. Шакирова

Аспирант Башкирский ГАУ г. Уфа, Российская Федерация

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ

Аннотация:

Статья посвящена характеристикам основных этапов деловой беседы. Наиболее распространенной и часто применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Поэтому каждый деловой человек, независимо от его профессиональной деятельности, обязан знать правила ведения деловой беседы.

Ключевые слова:

деловая беседа, собеседник, этапы деловой беседы, деловой человек, коммуникативная компетентность.

Динамика развития современного общества, оптимизация социальных отношений приобретают особую актуальность в контексте поиска путей преодоления кризиса цивилизации, столкновения мировых культур, выработки стратегии самосохранения мирового сообщества. Эта во многом практическая задача связана с проблемой коммуникации социально значимых проектов, интересов, поддержания диалога различных сил и мировоззренческих позиций.

Деловая практика XXI века представляет собой новый этап в развитии деловых отношений, когда первостепенное значение приобретает профессиональная подготовка будущих специалистов в любой сфере общественной жизни. Вместе с тем, сегодняшнее, быстроменяющееся время, с новым образом мыслей и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

действий, предъявляет спрос на активных, предприимчивых, компетентных деловых людей. А это, в свою очередь, требует развития коммуникативных возможностей современного специалиста.

Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [1, с. 53].

Коммуникативные технологии служат эффективным инструментом создания определенных умонастроений в обществе. В этом плане особенно важно, с одной стороны, глубоко понимать механизмы их влияния на сознание и чувства человека, с другой - разрабатывать комплекс мер позитивного коммуникативного воздействия на людей, с тем чтобы снизить уровень социально-политической напряженности на международной арене и не допустить обострения обстановки внутри страны [2, с.237].

При всем многообразии форм общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой. Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению [3, с.83].

Основные этапы деловой беседы:

• Подготовительные мероприятия

Место деловой беседы выбирается с учётом его влияния на ожидаемый результат. Для лиц, не работающих в фирме, наиболее удобным местом будет служебный кабинет приглашающего или специальная комната для гостей, оборудованная всем необходимым.

• Начало беседы.

Начало беседы - очень важный этап, и поэтому не следует им пренебрегать. Задачи это этапа следующие:

S установление контакта с собеседником;

S создание рабочей атмосферы;

S привлечение внимания к деловому разговору.

Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10 - 15 % времени. Она необходима для создания атмосферы взаимопонимания между собеседниками и снятия напряженности.

• Информирование присутствующих.

Следующим основным этапом деловой беседы является информирование присутствующих, то есть передача сведений, с которыми человек должен познакомить их. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности), профессиональной и по возможности наглядной (наглядные пособия). При этом всегда, когда это возможно, следует сообщить присутствующим источник информации человека.

• Аргументирование выдвигаемых положений.

После информирования присутствующих и ответов на вопросы наступает основной этап деловой беседы - обоснование выдвигаемых положений. На этом этапе формируется предварительное мнение, занимаемая позиции собеседников. С помощью аргумента можно полностью или частично изменить позицию и мнение собеседника, смягчить противоречия, критически рассмотреть положение и факты, изложенные обоими собеседниками.

• Завершение беседы.

Последний этап беседы - её завершение. Успешно завершить беседу - это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе беседы решаются следующие задачи:

S достижение основной цели;

S обеспечение благоприятной атмосферы;

S стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий.

Таким образом, успех в проведении деловой беседы зависит от качества ее подготовки. Разрабатывая стратегию предстоящей деловой беседы, необходимо тщательно продумать проведение основных ее этапов: вступления, информирования делового партнера, аргументация выдвигаемых идей и предложений, ответов на предполагаемые вопросы и нейтрализация возможных возражений. Необходимо заранее подготовить материалы. Заключительную часть беседы следует провести так, чтобы вне зависимости

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

от результатов беседы, у партнеров осталось хорошее впечатление друг от друга и не пропало желание сотрудничать в дальнейшем [4, 189].

После проведения беседы необходимо тщательно проанализировать ее ход, достигнутые результаты, свое поведение и поведение партнера, возможность поддержания дальнейших контактов.

В заключение отметим, что для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса. Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [5, с. 122].

Список использованной литературы:

1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 - С.53 - 55.

2. Радюк А. Кооперативные коммуникативные стратегии и тактики как средства гармонизации английского делового дискурса - Вестник МГИМО-Университета -№ 5, 2015 - С.236-240.

3. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. -144 с.

4. Яковлева Н.Ф. Деловое общение. Учеб. пособие. - 2-е изд. стер. - М.: Флита, 2014. - 269с.

5. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.

© Шакирова М.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.