Научная статья на тему 'Мастерство публичного выступления'

Мастерство публичного выступления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6174
955
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРАТОР / РЕЧЬ / ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Латыпов Э. Р.

В статье рассматриваются этапы подготовки к публичному выступлению. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Подготовка к выступлению очень важное и ответственное дело в деятельности делового человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастерство публичного выступления»

3. Медвеженко Н.А.,Петровская О.А. Социальная реклама в современном обществе. URL:http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/458.pdf [дата обращения 15.03.2016].

4. Павлова В.С., Забелина О.Г. Теоретические и практические аспекты социальной рекламы. Забайкальский государственный университет, 2015.

Приложения

1. Отчет о прохождении преддипломной практики в МО «Город Саратов»

2. Анкета для проведения социологического исследования на тему «Отношение к работе управления по наружной рекламе и художественному оформлению администрации МО «Город Саратов».

© Ермолаева А.Н., 2016

УДК 316.7: 82.085

Э.Р. Латыпов

Аспирант Башкирский ГАУ г. Уфа, Российская Федерация

МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Аннотация:

В статье рассматриваются этапы подготовки к публичному выступлению. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности делового человека.

Ключевые слова:

оратор, речь, ораторское мастерство, публичное выступление, деловой человек.

Для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать». Речь - это лучший паспорт человека. Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга [1, с. 4]. Известно, что во многих странах мира проблеме общения уделяется большое внимание. К примеру, курсы «Речь», «Деловое общение», «Корпоративная культура» включены в учебные программы университетов и колледжей. В нашей стране эти предметы только начинают пробивать себе дорогу. А ведь для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать» [2, с.60]. Сегодня в мире резко также возрос интерес к риторике.

Понятие «риторика» (от греч. rhetoriketechne - ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.

Как построить публичное выступление?

Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи. Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:

^ вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;

^ то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;

^ это актуально, для слушателей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.

Привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы. Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен. Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:

^ Кому я буду говорить?

^ Для чего?

^ Что должны уяснить слушатели?

Задача плана - сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок [3, с.167-168].

Надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей, и это в первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало вашего выступления.

Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным [5].

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланием аудитории. Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение. Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления. Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение

- важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда - публичное исполнение

- был пройден успешно [6].

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [4, с.53-54]. Мастерство публичной речи, искусство полемики и общения в любом обществе - ключ к популярности, признанию, лидерству, самореализации и высокому уровню жизни.

Список использованной литературы:

1. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. -144 с.

2.Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 293 с.

4. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 - С.53 - 55.

5. http://www.orator.ru/soper.pdf

6. http://master-slova.narod.ru/book/lemmerman_u4ebnik_ritoriki.pdf

© Латыпов Э.Р., 2016

УДК 368.19

И.В.Лещукова

студентка 3 курса

Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева

г. Самара, Российская Федерация

СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ Аннотация

Космическое страхование - отрасль страхования, появившаяся в 1965 г. Сегодня данная отрасль является стремительно развивающейся в основном за счет развития такой космической подотрасли, как развитие спутниковых технологий. Так же в настоящее время авиаперевозки занимают одну из самых больших долей в общей массе перевозок всеми видами транспорта. Поэтому изучение страхования этой области является очень актуальной темой. Цель статьи - определить место авиационного и космического страхования в системе воспроизводства и развития экономики и уровень развития данного вида страхования в современный период.

Ключевые слова

Страхование, космическое страхование, виды космического страхования, объекты космического страхования, субъекты космического страхования, перспективы развития космического страхования, риски

космической деятельности.

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Космическое страхование (или страхование космических рисков) является одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности.

Страхование ракетно-космических рисков - новая, развивающаяся отрасль страхования, история которой началась в 1965 году, когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата. Сегодня данная отрасль стремительно развивается.

В стадиях проектирования, производства, подготовки к запуску и запуска страхуется потенциальная возможность нанесения ущерба одних подрядчиков своими работами другим, то есть гражданская ответственность одних участников программы перед другими, а так как в реализации каждого этапа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.