Научная статья на тему 'Совершенствование системы аграрного образования в соответствии с требованиями рынка'

Совершенствование системы аграрного образования в соответствии с требованиями рынка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / AGRICULTURAL SECTOR / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / YOUNG PROFESSIONAL / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / BUSINESS DIALOGUE / ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / BUSINESS COMMUNICATIONS / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игебаева Фания Абдулхаковна

Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки специалистов для агросектора Республики Башкортостан по новым образовательным программам. В настоящее время для успешного продвижения по служебной лестнице, эффективного взаимодействия с деловыми партнерами необходимо ориентироваться в вопросах делового общения. В этой связи в соответствие с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения определены новые общекультурные и профессиональные компетенции выпускников вузов, формирование и развитие которых предполагает обязательное изучение дисциплины «Деловые коммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the system of agricultural education according to the requirements

The article is devoted to the problems of professional training of specialists for the agricultural sector of Republic Bashkortostan for new educational programs. Nowadays for successful career development, effective interaction with business partners should focus on issues of business communication. In this regard, in compliance with the requirements of Federal state educational standards of the third generation sets new General cultural and professional competence of graduates of universities, formation and development of which involves the compulsory study of the discipline «Business communication».

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы аграрного образования в соответствии с требованиями рынка»

ISSN 1029-3388

Игебаева Ф.А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РЫНКА

Сельское хозяйство, как и любая другая отрасль, нуждается в молодых кадрах, поскольку именно молодежь в современном обществе является главным фактором устойчивого развития и в определенной степени движущей силой коренных преобразований общества. Молодёжь наиболее восприимчива к различным формирующим и обучающим воздействиям. Отметим, что переход к рынку предопределил необходимость профессиональной подготовки и переподготовки молодых специалистов по новым образовательным программам, предусматривающих углубленное изучение экономических и управленческих проблем развития сельского хозяйства. В этой связи главной задачей развития образования на селе должно стать формирование развитой личности и обеспечение квалифицированными кадрами агропромышленного производства. Совершенствование уровня образования состоит в обмене идеями и опытом, развития его инновационного потенциала, а также реформирование в интересах возрождения и развития сельского социума в России и Башкортостане.

Минсельхозы России и Башкортостана через систему аграрного образования проводят целенаправленную работу по обеспечению отрасли молодыми специалистами с высшим образованием, внедрению контрактно-целевой подготовки, обеспечивающей их закрепление на селе. С этой целью необходимо обеспечить: условия для всеобщего полного среднего образования и профессиональной подготовки сельской молодёжи на базе общеобразовательных и профессиональных школ и училищ; профессиональную ориентацию выпускников сельских школ на профессии и специальности, необходимые для работы в агропромышленном производстве и других отраслях сельской экономики; повышение доступности сельской молодёжи высшего и среднего специального образования (в том числе и за счёт подготовки на контрактно-целевой основе по профессиям и специальностям, востребованным на селе); совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства в соответствии с требованиями рынка [3, 198].

Многие из выше обозначенных мер нашли отражение в Республиканской целевой программе «Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2011 - 2020 годы», отраслевой программе развития системы аграрного образования, принятой Минсельхозом совместно с Министерством образования РФ. Основные цели этих программ - создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, ее духовно-нравственное воспитание; подготовка кадров молодых ученых и специалистов, владеющих глубокими знаниями и практическими навыками [1, 94].

Сегодня именно образованные, творческие, инициативные молодые люди должны стать главным фактором экономического роста и развития Башкортостана, способные обеспечить реализацию конкурентных преимуществ региона.

Безусловно, важным моментом в становлении личности является развитие и фор-

62

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

мирование себя как специалиста, владеющего не только профессиональными знаниями и умениями, необходимыми деловыми и личностными качествами, но и способного в будущем обеспечить эффективную производственную деятельность на основе умения управлять собой, контролировать свое поведение. В практике межличностных и деловых отношений очень важно умение видеть себя со стороны, нацелить себя на терпеливую и трудную работу над собой, глубже понять себя и других, реализовать свой творческий потенциал и стать конкурентоспособным специалистом.

Сегодня молодым людям, стремящимся к карьере, мечтающим стать ведущим специалистом, руководителем, предпринимателем, необходимо разбираться не только во всех нюансах своего дела, но и знать правила поведения в обществе, в сфере бизнеса. Успех дела во многом будет зависеть от умения создать собственный имидж, умения соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, правильно излагать свои мысли. Это умение составляет основу жизнедеятельности и профессионального успеха.

Отметим, что овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления. Однако как свидетельствует практика современного российского бизнеса, к сожалению, у наших руководителей, предпринимателей крайне низка культура устной речи, что значительно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Известно, что во многих странах мира курсы «Речь», «Деловое общение», «Корпоративная культура» входят в учебные программы университетов и колледжей. В нашей стране эти предметы только начинают пробивать себе дорогу. А ведь для делового человека низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать». Речь - лучший паспорт человека. Поэтому кто хочет успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области деловых коммуникаций.

В настоящее время в условиях рыночной экономики ценность образования, безусловно, растет, поскольку достойное место в жизни обеспечивается не столько связями и протекцией, сколько трудолюбием, инициативой, состязанием умов. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной деятельности, но и важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается. [5, 4]. А студенческие годы - прекрасное время в получении этих знаний для дальнейшей самореализации и самосовершенствования.

Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Прагматичный Дж.Д.Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для профессиональной деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Конечно, быть эффективным в общении - задача достаточно трудоемкая. Существуют как теоретические, так и практические аспекты ее решения. Важной становится не только сумма знаний по изучаемой дисциплине, но способность к саморазвитию и

63

ISSN 1029-3388

самосовершенствованию. Восточная мудрость гласит: «Знать, чтобы уметь».

Учитывая тот факт, что сегодня Башкирский государственный аграрный университет является своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров, экономистов, специалистов для агросектора республики, должны меняться и требования к самому студенту. Следовательно, современный выпускник агроуниверситета должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть профессионально компетентным человеком, знающим принципы организации и развития общества, в котором он живет и работает, владеющим азами грамотного и культурного общения, умеющим решать поставленные жизнью проблемы [4, 3].

Поэтому перед нами преподавателями стоит главная задача - давать такие знания, формировать такие общекультурные и профессиональные компетенции, такие ценностные ориентации и установки, обладая которыми наши выпускники - будущие специалисты, смогут успешно трудиться во всех сферах многофункциональной экономики республики.

В настоящее время в соответствие с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения определены новые общекультурные и профессиональные компетенции выпускников вузов, формирование и развитие которых предполагает обязательное изучение дисциплины «Деловые коммуникации». Данный учебный курс ставит следующие цели: научить студентов правильно, грамотно говорить, сформировать свой речевой имидж; повысить их уровень владения теоретическими и практическими аспектами культуры речи, ораторского мастерства, искусства спора; дать студентам глубокие знания в области психологии и этики делового общения, необходимые любому цивилизованному человеку, претендующему на звание «культурного и образованного», помочь развить у будущих специалистов коммуникативную и психологическую компетентность, высокую культуру делового взаимодействия, от которых зависит эффективность реализации намеченных целей и программ, способствовать формированию у студентов соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их успешной профессиональной деятельности.

Предмет относится к профессиональному циклу и входит в его базовую часть, рекомендуется к изучению как сопряженный, до начала преподавания теории организации, теории управления, основ делопроизводства и документооборота. «Деловые коммуникации» тесно связаны с такими дисциплинами, как русский язык и культура речи, риторика, логика, социальная психология, этика государственной и муниципальной службы.

Процесс изучения дисциплины «Деловые коммуникации» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

ОК-9 умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;

ОК-10 способностью к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творче-

64

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

ски и во взаимодействии с другими членами коллектива.

б) профессиональных (ПК):

ПК-25 умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

ПК-26 способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования.

ПК-29 способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;

ПК-30 умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание;

ПК-31 умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации, институтами гражданского общества, способность определять потребность информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию;

ПК-33 умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации;

ПК-34 способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности;

ПК-35 способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению;

ПК-37 владением медиативными технологиями, умением организовывать, проводить и оценивать эффективность переговоров и примирительных процедур;

ПК-38 владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные характеристики делового взаимодействия;

- методы анализа и самопознания личности и познания других людей;

- этические нормы деловых взаимоотношений;

- принципы и методы организации деловых коммуникаций;

- сущность и методы управления организационной культурой;

- особенности национального этикета.

- способы и приемы психической саморегуляции и снятия напряжения.

уметь:

- преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в общении;

- распознавать невербальные сигналы делового общения;

- формировать положительный имидж делового человека и вызвать к себе симпатию;

65

ISSN 1029-3388

- вести деловые переговоры, совещания, телефонные беседы;

- диагностировать проблемы морально-психологического климата в организации;

- правильно оформлять деловую документацию.

владеть:

- основными инструментами эффективной деловой коммуникации;

- навыками управления и предупреждения конфликтов в деловом взаимодействии;

- использования психологических приемов влияния на партнера;

- основами ораторского искусства ведения деловых бесед, совещаний, споров;

- техникой вербального и невербального делового общения;

- делового этикета, культуры делового человека;

- психодиагностики и прогнозирования наиболее вероятного поведения партнера;

- современными методами управления человеческими ресурсами;

- навыками деловых коммуникаций [2, 5].

Очевидно, что сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности. Высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга. Карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров. Китайская мудрость гласит: хочешь сделать человека счастливым на один день - дай ему рыбу; хочешь сделать человека счастливым на всю жизнь - научи его ловить рыбу [6, 7].

Полагаем, что введение дисциплины «Деловые коммуникации» в учебную программу агроуниверситета является необходимым и востребованным в соответствие с требованиями рынка, а его изучение будет способствовать приобретению студентами соответствующих знаний и навыков для успешной реализации их в профессиональной деятельности. Именно сельская молодёжь в перспективе будет определять будущее российского села, качество его трудового потенциала и в целом жизнеспособность аграрного сектора Республики Башкортостан.

66

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

Литература

1. Долгушкин Н.К. и др. Проблемность современного сельского бытия и пути его оздоровления. // Социологические исследования. - 2009. - № 2. - С.94-97.

2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - 176 с.

3. Игебаева Ф.А. Состояние человеческого потенциала на селе: проблемы и перспективы //Состояние, проблемы и перспективы развития АПК /Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Часть III. - Уфа: ВПО Башкирский ГАУ, 2010. - С.197 -199.

4. Игебаева Ф.А. Социология: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2014. - 236с.

5. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. - 576 с.

6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. -СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001. - 496 с.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.