Игебаева Ф. А.
МОЛОДЕЖЬ КАК ИННОВАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА БАШКОРТОСТАНА
2.3. МОЛОДЕЖЬ КАК ИННОВАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА БАШКОРТОСТАНА
Игебаева Фания Абдулхаковна, кандидат философских наук, доцент, преподаватель Место работы: Башкирский государственный аграрный университет
igebaeva.fania@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки и переподготовки молодых специалистов для агросектора Республики Башкортостан по новым образовательным программам. Сельская молодёжь в перспективе должна определять будущее российского села, качество его трудового потенциала и в целом жизнеспособность аграрного сектора Республики Башкортостан.
Ключевые слова: сельская молодёжь, молодые специалисты, аграрное образование, подготовка кадров, агропромышленное производство.
YOUTH AS INNOVACIONNO CREATIVE POTENTIAL OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF BASHKORTOSTAN
Igebaeva Fania A., PhD in Philosophy, associate Professor, teacher Place of employment: Bashkir State Agrarian University
igebaeva.fania@yandex.ru
Abstract: Article is devoted to the vocational training and retraining of specialists for the agricultural sector of the Bashkortostan Republic on new educational programs. It is the rural youth in the future will determine the future of the Russian village, the quality of its labor potential and overall viability of the agrarian sector in the Bashkortostan Republic.
Keywords: rural youth, young specialists, agrarian education, vocational training, agro-industrial production.
В настоящее время агропромышленный комплекс Башкортостана является наиболее трудоёмким отраслевым комплексом в экономике республики. В современных условиях хозяйствования рыночного типа для поддержания стабильности социально-экономического развития отрасли требуются новые подходы к управлению экономикой. Очевидно, что сельское хозяйство, как и любая отрасль экономики, нуждается в молодых кадрах, поскольку именно молодежь является главным фактором устойчивого развития и в определенной степени движущей силой коренных преобразований современного общества.
Сельская молодёжь - социально перспективная группа российского социума, которая определяет будущее российского села, его трудовые ресурсы, жизнеспособность аграрного сектора страны, сохранение села как исторически обусловленной модели жизнеустройства, традиционно характерного для России и Башкортостана [1, с.248].
Отметим, что молодёжь наиболее восприимчива к различным формирующим и обучающим воздействиям. Мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать инновации делают её бесценным ресурсом страны. Именно поэтому взаимодействие с молодёжью является одной из ключевых проблем для государства, стремящегося работать на перспективу, ставящего перед собой долговременные стратегические планы.
Переход к рынку предопределил необходимость профессиональной подготовки и переподготовки молодых специалистов по новым образовательным программам, предусматривающих углубленное изучение экономических и управленческих проблем развития сельского хозяйства. В этой связи главной задачей развития образования на селе должно стать формирование развитой личности и обеспечение квалифи-
цированными кадрами агропромышленного производства. Совершенствование уровня образования состоит в обмене идеями и опытом, развития его инновационного потенциала, а также реформирование в интересах возрождения и развития сельского социума в России и Башкортостане [2, с. 47].
Минсельхозы России и Башкортостана через систему аграрного образования проводят целенаправленную работу по обеспечению отрасли молодыми специалистами с высшим образованием, внедрению контрактно-целевой подготовки, обеспечивающей их закрепление на селе. С этой целью необходимо обеспечить:
- условия для всеобщего полного среднего образования и профессиональной подготовки сельской молодёжи на базе общеобразовательных и профессиональных школ и училищ;
- профессиональную ориентацию выпускников сельских школ на профессии и специальности, необходимые для работы в агропромышленном производстве и других отраслях сельской экономики;
- повышение доступности сельской молодёжи высшего и среднего специального образования (в том числе и за счёт подготовки на контрактно-целевой основе по профессиям и специальностям, востребованным на селе);
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства в соответствии с требованиями рынка [3, с.198].
Реализация этих решений возможна лишь на основе новых социально-экономических и политических технологий социального возрождения села, в основу которых необходимо положить подход к селу как к социально-территориальной подсистеме, выполняющий широкий спектр функций общественного производства [4, с. 94].
Вместе с тем необходимо отчетливо осознавать, что полученные знания могут быстро потерять потенциал влияния на успешность профессиональной деятельности, если не будут постоянно совершенствоваться и обогащаться продуктивным опытом и инновационно-творческим компонентом.
Социально-политические науки
3'2017
Новый хозяйственный механизм, направленный на интенсификацию производства в агросекторе республики, требует более гибкого отношения к формированию и рациональному использованию трудового потенциала, реального повышения роли и ответственности работников, создания возможностей для проявления ими инициативы, усиления материальной заинтересованности каждого в результатах своего труда. Если мы хотим иметь конкурентоспособный бизнес в аграрной сфере не только в рамках Башкортостана, но и в России, то следует добиться изменения психологии сельского труженика, а именно - ликвидировать иждивенческий подход ко всем формам жизнедеятельности, воспитать предпринимательские качества, соответствующее отношение к освоению квалификации, а также изменения трудового поведения работников АПК. А для этого молодёжь в условиях рыночных отношений должна быть наделена определенными чертами характера, которые бы постоянно проявлялись в её трудовом поведении. Другими словами, она должна обладать предпринимательской «хваткой», соответственно вести себя в обществе - стремиться в ходе конкурентной борьбы только к победе и полному успеху, стремиться завоевать высокое положение в обществе, иметь авторитет и оказывать влияние на окружающих его людей, более того активно стремиться к власти и быстрому продвижению по «карьерой лестнице».
Как показало социологическое исследование, проведенное в ряде районов Башкортостана, способность к самостоятельному фермерскому труду ощущает 35% респондентов, 23% - сомневаются в своих силах, 29% - не видят в себе особого таланта к данному виду занятий. Причем мужчины обладают большей предпринимательской хваткой, чем женщины. Так, 43% представителей сильного пола отметили, что способны заниматься предпринимательской деятельностью, 22% сомневаются в своих способностях, категорически заявили «нет» - 24% опрошенных. Среди представительниц прекрасной половины это соотношение выглядело скромнее: «да» - 19%; сомневаются в своих силах - 26% и «нет» - 38% [5,с.185].
Безусловно, новое трудовое поведение человека зависит от многих факторов, которые в той или иной мере влияют на комплекс трудовой деятельности определенного работника. Социологические исследования сотрудников НИИ труда показывает, что при отсутствии необходимости работать тяга человека к продолжению трудовой деятельности в определенной степени зависит от пола и возраста. Те люди, которых привлекает в работе «интерес», творческое начало, содержательность и общественная полезность труда, а не уровень материального вознаграждения, более склонны к активной трудовой деятельности и продолжению ее, несмотря даже на возникающие временные трудности.
Сегодня именно образованные, творческие, инициативные, креативно мыслящие молодые люди стано-
вятся главным фактором экономического роста и развития Башкортостана, способные обеспечить реализацию конкурентных преимуществ региона. Учитывая тот факт, что Башкирский государственный аграрный университет по праву считается своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров и специалистов для агросектора республики соответственно меняются и требования к самому студенту. Современный выпускник агроуниверситета должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть социально компетентным человеком, знающим принципы организации, строение и развитие общества, в котором он живет и работает, владеющим азами грамотного общения, умеющим хорошо ориентироваться в сложных ситуациях общественной жизни [6, с.54].
В заключение отметим, что в сложившейся ситуации государство и его институты в партнерстве с общественными организациями должны занимать активную общественную позицию в развитии потенциала молодежи как главного условия наращивания качества человеческого капитала социально-экономических преобразований. Ведь от здоровья, образования, профессиональной подготовки, культуры и гражданской зрелости нынешней молодежи во многом зависит величина и качество будущих специалистов АПК, способных к внедрению инновационных технологий в агроэкономику, для того, чтобы поднять и поддерживать на должном уровне агропромышленное производство России и Башкортостана.
Список литературы:
1. Морозов А. В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. - 576 с.
2. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе. Гулякин Д. В., Донкова И. А., Игебаева Ф. А., Майер Р. В., Москвин К. М., Пряхина Е. Н., Фадеев А. С., Цой Г. А., Цеб-ренко К. Н., Цымбал М. В., Шпырня О. В. // Коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации; Георгиевский технологический институт (филиал); Северо-Кавказский государственный технический университет. Георгиевск, 2011. Том Книга 4.
3.Игебаева Ф. А. Состояние человеческого потенциала на селе: проблемы и перспективы //Состояние, проблемы и перспективы развития АПК /Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Часть III. - Уфа: ВПО Башкирский ГАУ, 2010. - С.197 -199
4. Долгушкин Н. К. и др. Проблемность современного сельского бытия и пути его оздоровления. // Социс. -2009. - №2. - С.94.
5. Игебаева Ф. А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам //Социально-политические науки. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 - С.53 - 55.
6. Игебаева Ф. А. Формирование нового трудового поведения работников агросектора Башкортостана // Теория и практика современного научного знания: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х ч. 4.II. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С.183 - 186.