Научная статья на тему 'О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам'

О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игебаева Фания Абдулхаковна

Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки молодых специалистов для агросектора Республики Башкортостан по новым образовательным программам. В этой связи показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного и делового общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN THE AGRARIAN UNIVERSITY ON NEW EDUCATIONAL PROGRAMS

Article is devoted to the vocational training and retraining of specialists for the agricultural sector of the Bashkortostan Republic on new educational programs. In this regard, the importance of study in the Agrarian University the discipline "Interpersonal relations and communications", which is aimed at development and improvement of professional communicative competence of students in the field of interpersonal contacts.

Текст научной работы на тему «О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам»

Игебаева Ф. А.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

4. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕСТВА

4.1. О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

ПРОГРАММАМ

Игебаева Фания Абдулхаковна, кандидат философских наук, доцент, преподаватель Социологии и политологии Место работы: Башкирский государственный аграрный университет

igebaeva. [email protected]

Аннотация: Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки молодых специалистов для агросектора Республики Башкортостан по новым образовательным программам. В этой связи показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного и делового общения

Ключевые слова: образование, знания, навыки, межличностное общение, деловые коммуникации, коммуникативная компетентность

ABOUT PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN THE AGRARIAN UNIVERSITY ON NEW EDUCATIONAL PROGRAMS

Igebaeva Fania, candidate of philosophical sciences, Associate Professor, teacher Place of employment: Bashkir State Agrarian University

igebaeva. [email protected]

Abstract: Article is devoted to the vocational training and retraining of specialists for the agricultural sector of the Bashkortostan Republic on new educational programs. In this regard, the importance of study in the Agrarian University the discipline "Interpersonal relations and communications", which is aimed at development and improvement of professional communicative competence of students in the field of interpersonal contacts.

Keywords: education, knowledge, skills, interpersonal relations, business communications, communicative competence

Деловая практика XXI века представляет собой новый этап в развитии деловых отношений, когда первостепенное значение приобретает профессиональная подготовка будущих специалистов в любой сфере общественной жизни, что в равной степени, относится и к сфере аграрного производства. Вместе с тем, сегодняшнее, быстроменяющееся время, с новым образом мыслей и действий, предъявляет спрос на активных, предприимчивых, компетентных деловых людей. В республике Башкортостан созданы условия и предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, оценок, убеждений. А это, в свою очередь, требует развития коммуникативных возможностей современного специалиста.

Поэтому овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления.

В настоящее время в условиях рыночной экономики ценность образования растет, поскольку достойное

место в жизни обеспечивается не столько связями и протекцией, сколько трудолюбием, инициативой, состязанием умов. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной деятельности, но и важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается. А студенческие годы - прекрасное время в получении этих знаний для дальнейшей самореализации и самосовершенствования [1, с. 4].

Общеизвестно, что во многих странах мира проблеме общения уделяется большое внимание. К примеру, курсы «Речь», «Деловое общение», «Корпоративная культура» включены в учебные программы университетов и колледжей. В нашей стране эти предметы только начинают пробивать себе дорогу. А ведь для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать». Речь - это лучший паспорт человека. Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга.

Следует отметить, что Башкирский государственный аграрный университет по праву считается своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров и специалистов для агросектора Башкортостана. В этой

53

Социально-политические науки

32014

связи современный выпускник агроуниверситета должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть профессионально компетентным человеком, знающим принципы организации и развития общества, в котором он живет и работает, владеющим азами грамотного и культурного общения, умеющим решать поставленные жизнью проблемы. Поэтому перед нами преподавателями стоит главная задача - давать такие знания, формировать такие общекультурные и профессиональные компетенции, такие ценностные ориентации и установки, обладая которыми наши выпускники - будущие специалисты, смогут успешно трудиться во всех сферах многофункциональной экономики республики [2, с.7].

В настоящее время в соответствие с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения определены новые общекультурные и профессиональные компетенции выпускников вузов, формирование и развитие которых предполагает обязательное изучение дисциплины «Межличностное общение и коммуникации». Целями изучения данной дисциплины являются: развитие и совершенствование профессионально-

коммуникативной компетенции студентов в сфере межличностного и делового общения. Задачами освоения дисциплины являются: дать студентам основы межличностного общения; научить их правильно, грамотно говорить, сформировать свой речевой имидж; формировать соответствующие культурные, психологические и нравственные качества студента для достижения им необходимого уровня культуры межличностного общения.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- основные ограничения в межличностной коммуникации, факторы, препятствующие ее эффективному осуществлению;

- понимать методы познания людей и себя, в целях достижения эффективности в профессиональной деятельности;

- иметь представление об основных формах устной и письменной межличностной профессионально-деловой коммуникации, уметь опознавать их специфические признаки;

- знать причины и типы коммуникативных конфликтов и конфликтогенных факторов.

- основные стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации, а также способы разрешения конфликтов.

уметь:

- формулировать мысль, ясно излагать и аргументировать собственную точку зрения;

- преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в общении;

- осуществлять письменную межличностную профессионально-деловую коммуникацию в соответствии с принятыми в профессиональном сообществе нормами и правилами;

- поэтапно реализовать основные жанры устной межличностной профессионально-деловой коммуникации: деловую беседу, дискуссию, совещание и др.

- мобилизоваться на достижение поставленной цели;

владеть:

- навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи;

- основами публичного выступления, деловой полемики, устранения коммуникативных барьеров.

- техникой вербального и невербального межличностного общения;

- навыками нейтрализации факторов, вызывающих межличностные конфликты, владеть стратегиями их преодоления;

- осуществления адекватной перцепции собеседника, владеть достаточным уровнем сформированности эмпатии в межличностном общении;

- основными жанрами Интернет-коммуникации, нормами и

правилами оформления электронной переписки;

- стратегиями и тактиками опосредованного межличностного профессионально-делового общения: телефонной деловой коммуникации, профессионально-делового Skype-общения [3, с.5].

Дисциплина «Межличностное общение и коммуникации» нацелена на формирование умений в использовании языковых и других символических средств -вербальных и невербальных - в построении межличностных взаимодействий, на формирование основных коммуникативных умений, необходимых в различных ситуациях межличностного общения. В основу курса заложен необходимый потенциал не только для углубления базовых знаний, навыков, умений, но и для развития интеллектуальных качеств личности студента. Для реализации содержания данной программы предполагается эффективное использование современных подходов, методов, стратегий, приемов обучения [4, с.24]. При этом важным становится не только сумма знаний по изучаемой дисциплине, но также способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Надо помнить, что карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что введение дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» в новые учебные программы вуза является необходимым и востребованным, а его изучение будет способствовать приобретению студентами агроуниверситета соответствующих знаний и навыков для успешной реализации их в профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. - 576 с.

2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. -Уфа: Башкирский ГаУ, 2013. - 176 с.

3. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - 144 с.

4. Межличностное общение и коммуникации: методическое пособие / В. Б. Куриленко [и др.] - М.: Изд-во ЭКОН-ИНФОРМ, 2012. - 50 с.

5. Игебаева Ф. А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки №2, 2013, с. 79-81

Reference list:

1. Morozov A.V. Business psychology. Textbook for higher and secondary special educational institutions. SPb.: Publishing house "Union", 2002. - 576 Р.

2. Igebaeva F.A. Business communications: practical course. - Ufa: Bashkir State Agrarian University, 2013. - 176 Р.

3. Igebaeva F .A. Interpersonal relations and communication: practical course. -Ufa : Bashkir State Agrarian University, 2013.-144Р.

4. Interpersonal relations and communication: methodological manual / V.B. Kurylenko [and others] - M.: Publishing house ECON-INFORM, 2012. - 50 Р.

54

Игебаева Ф. А.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доцента кафедры философии, социологии и педагогики Башкирского государственного аграрного университета Игебаевой Ф.А. «О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам».

Автор отмечает, что развитие рыночных отношений в нашей стране вызывает огромную потребность в высококвалифицированных, компетентных, творческих, креативно мыслящих молодых людях. Поэтому сегодня одной из важнейших задач государства является формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения, стремящегося работать на перспективу и ставящего перед собой долговременные стратегические планы. При этом необходимо помнить, что для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как эффективная коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса.

Однако как свидетельствует практика современного российского бизнеса, к сожалению, у наших руководителей, предпринимателей крайне низка культура устной речи, что значительно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности. Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности. Следовательно, тот, кто хочет успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностных и деловых коммуникаций.

Исходя из этого, рецензируемая статья посвящена актуальной проблеме - изучению в аграрном вузе дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая включает в себя знания по психологической и нравственной культуре специалистов, делового общения, управления персоналом, столь необходимые современному деловому человеку для успешной профессиональной деятельности.

Карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров. Китайская мудрость гласит: хочешь сделать человека счастливым на один день - дай ему рыбу; хочешь сделать человека счастливым на всю жизнь - научи его ловить рыбу.

Полагаем, что овладение основами межличностной и деловой коммуникации в процессе изучения дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» поможет студентам в совершенствовании умений и навыков коммуникативного мастерства, и в перспективе позволит эффективно взаимодействовать с партнерами по работе, применяя правильные в конкретной ситуации стратегии и тактики поведения, направленные на достижение компромисса и сотрудничества.

Доктор экономических наук, профессор кафедры организации менеджмента БашГАУ

А.А. Аскаров

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.