Научная статья на тему 'О методах формирования коммуникативной компетентности выпускника аграрного университета'

О методах формирования коммуникативной компетентности выпускника аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИК / ЗНАНИЯ / ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКТИКУМ / HIGHER EDUCATION / GRADUATE / KNOWLEDGE / BUSINESS COMMUNICATION / INTERPERSONAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / TRAINING WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игебаева Фания Абдулхаковна

Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки студентов аграрного университета по новым образовательным программам. Подчеркивается важность и необходимость введения в учебные программы вуза новых дисциплин «Деловые коммуникации» и «Межличностное общение и коммуникации» для формирования коммуникативной компетентности выпускников. Автор делится опытом применения в качестве метода преподавания этих дисциплин учебных практикумов, которые помогают студентам в овладении знаниями и умениями в области межличностного общения и коммуникации для дальнейшей реализации их в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игебаева Фания Абдулхаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF AGRICULTURAL UNIVERSITY GRADUATES

The article is devoted to the problems of students' professional training in the agricultural university according to new educational programs. The author emphasizes the importance and necessity of introducing into university educational program new subjects «Business communication» and «Interpersonal interaction and communication» with the purpose to form graduates communicative competence. The author shares the experience of implementation these disciplines through the method of training workshops that help students in mastering knowledge and skills in the sphere of interpersonal interaction and communication with its further implementation in their professional activities.

Текст научной работы на тему «О методах формирования коммуникативной компетентности выпускника аграрного университета»

Indexing By Latent Semantic Analysis. Journal of the American Society For Information Science, 41, 391-407.

12. Foltz, P. W. (1996). Latent semantic analysis for text-based research. Behavior Research Methods, Instruments, & Computers, 28, 197-202.

13. Landauer, T.K., Laham, D., & Foltz, P. W. (2003). Automated scoring and annotation of essays with the Intelligent Essay Assessor. // Automated essay scoring: A cross-disciplinary perspective, Mahwah, NJ:Erlbaum.

14. Wolfe, M. B., Schreiner, M. E., Rehder, B., Laham, D., Foltz, P. W., Kintsch, W., & Landauer, T. K. (1998). Learning from text: Matching readers and text by Latent Semantic Analysis. Discourse Processes, 25, 309-336.

15. Kintsch, E., Steinhart, D., Stahl, G., Matthews, C., Lamb, R., & the LSA research Group (2000). Developing summarization skills through the use of LSA-backed feedback. Interactive Learning Environments, 8(2), 87-109.

Игебаева Ф.А.

О МЕТОДАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности. Высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга. А коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и намерения, стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров.

Поэтому тот, кто хочет достичь успеха в деловом общении, успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области делового общения, поскольку речь - лучший паспорт человека. Способность передавать информацию, а потом ясно и недвусмысленно дать указания, чтобы все было правильно истолковано, может стать условием того, насколько правильно ваши коллеги поймут суть дела. От взаимопонимания будут зависеть результаты совместной работы, ее эффективность.

В настоящее время в условиях рыночной экономики ценность образования, безусловно, растет. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной деятельности, но и важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается. А студенческие годы - прекрасное время в получении этих знаний для дальнейшей самореализации и самосовершенствования [5].

Вместе с тем меняются и требования к личности специалиста с высшим образова-

нием. Сейчас после окончания вуза он должен рассчитывать на себя, на свои возможности, способности, знания, умения и навыки; уметь адаптироваться в новой обстановке; быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Другими словами, сегодня получить «достойное место под солнцем» личность может не столько благодаря связям и протекции, сколько благодаря своим знаниям, трудолюбию и инициативе, умеющим хорошо ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Сегодня Башкирский государственный аграрный университет по праву считается своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров и специалистов для агросек-тора республики. Это значит, что современный выпускник агроуниверситета должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть профессионально компетентным человеком, знающим принципы организации, строение и развитие общества, в котором он живет и работает, владеющим азами грамотного и культурного общения [4].

В настоящее время в соответствие с требованиями ФГОС ВО третьего поколения определены новые общекультурные и профессиональные компетенции выпускников вузов, формирование и развитие которых предполагает обязательное изучение дисциплин «Деловые коммуникации» и «Межличностное общение и коммуникации». Оба предмета относятся к профессиональному циклу, входят в его базовую часть, и тесно связаны с такими дисциплинами, как русский язык и культура речи, риторика, логика, социальная психология, этика государственной и муниципальной службы.

Целью изучения дисциплин «Деловые коммуникации» и «Межличностное общение и коммуникации» является: подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего прочными теоретическими знаниями о сущности и структуре межличностного и делового общения, способного к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Задачами дисциплин являются: обучение технологии эффективной речевой коммуникации; ознакомление с основными методиками организации и проведения деловых бесед, коммерческих переговоров, деловых совещаний, брифингов, пресс-конференций и т.д.; освоение тактических приемов на переговорах и техники аргументации; формирование у студентов соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их успешной профессиональной деятельности и карьерного роста

[3].

Конечно, было бы неверно полагать, что ответственность за «серые» занятия несет только преподаватель. Никакие дидактические приемы и задачи не дадут желаемых результатов, если единственным побудительным мотивом пребывания студента в аудитории является это самое пребывание. Успех обучения зависит от степени включенности преподавателя и студента в единый процесс познания - это система вузовской дидактики.

Для того чтобы перевести пассивные знания студентов в русло активного мыслительного процесса, мы используем в процессе преподавания курсов «Деловые коммуникации» и «Межличностное общение и коммуникации» учебные практикумы, которые подготовлены с учетом требований современного Государственного образовательного

стандарта высшего образования Российской Федерации. Они составлены с целью оказания помощи студентам в овладении знаниями и умениями в области межличностного общения и коммуникации для дальнейшей реализации их в профессиональной деятельности.

Быть эффективным в общении, безусловно, - задача весьма непростая и достаточно трудоемкая. Существуют как теоретические, так и практические аспекты ее решения. Изучение теоретических вопросов эффективного общения - необходимое, но недостаточное условие совершенствования практических навыков общения. Важно помнить положение о том, что мало знать - надо уметь; мало уметь - надо делать.

Следовательно, коммуникативная компетентность требует постоянных тренировок, направленных на развитие мастерства делового общения, поскольку понимание информации и даже овладение ею, еще не есть овладение умениями и навыками. Для этого необходим постоянный тренинг, упражнения, освоение технологий и приемов, затем закрепление их в игровом моделировании: разыгрывание ситуаций и ролевые игры, учебные и деловые игры, воспроизводящие практику делового взаимодействия [6] .

Исходя из поставленной задачи, практикумы построены таким образом, чтобы студент мог последовательно, в приемлемой для усвоения форме, в соответствии с учебной программой, освоить необходимые знания, с помощью самодиагностики определить свой потенциал и возможности, и затем, выполняя различные упражнения и тренинги развить умения и навыки эффективной коммуникации.

Практикумы по дисциплинам - это объемные практические блоки, содержащие удобные для студента формы самоконтроля: упражнения, таблицы, логические задания, проблемные вопросы, кейс-задачи, тесты для самопроверки полученных знаний, вопросы для размышления, деловые ситуации по каждой пройденной теме. Таким образом, формируется обширное пространство для самостоятельной работы студента, которое играет роль своеобразной практической лаборатории, где он может проверить, апробировать и закрепить свои знания. Практические упражнения ориентированы на индивидуальное и групповое выполнение заданий с целью актуализации собственного опыта.

Остановимся на некоторых заданиях практикума.

Упражнение - занятие для усовершенствования каких-либо навыков. Благодаря упражнениям, т.е. постоянным действиям, закрепляется какой-нибудь навык, вырабатывается привычка делать что-то правильно. Например, на выработку навыков формулирования вопросов в деловой коммуникации или формирование навыков диагностирования жестов делового партнера и др.

Логическим заданием называют вопрос, ответ на который предполагает предварительный глубокий анализ материала, или систему особым образом сформулированных вопросов, нацеливающих студента на самостоятельное продумывание содержания первоисточника. В данных практикумах логические задания имеют форму вопроса или таблицы, обработка которых позволит самостоятельно и с достаточной глубиной усвоить необходимый материал.

Проблемный вопрос - высшая, наиболее сложная форма продуктивного вопроса. Он ставит студента в затруднительное положение, так как для ответа на него не всегда достаточно имеющихся знаний и чаще всего требуются новые знания, поиск решения.

Главное назначение проблемных вопросов состоит в том, чтобы побудить студента к творческому осмыслению учебного материала к самостоятельной мысли. Это может быть анализ различных высказываний в публицистике, научной и учебной литературе; разных точек зрения (в том числе и противоположных) на одну и ту же проблему; формулирование своей собственной оценки данной проблемы.

Опыт проблемного обучения показывает, что все проблемные вопросы можно разделить на девять основных типологических групп:

1. Категориальный тип - включает в себя вопросы, в которых круг проблем охватывает категориальный или понятийный аппарат данной темы изучаемого курса.

2. Дискуссионный тип - включает в себя вопросы, содержащие явления, методы, способы, технику и процедуру исследований и т. д., которые не имеют в научной литературе однозначного объяснения, одинакового применения, носят дискуссионный характер.

3. Диспутный или неформальный тип - во многом похож на дискуссионный по постановке задачи и характеру ситуации, но отличается тем, что охватывает учебно-познавательные проблемы, которые к учебной программе имеют косвенное значение. Тем не менее, ознакомление с ними способствует углублению и расширению знаний по программным темам, ориентируют студентов на изучение специальной литературы, формируют интерес к проблеме.

4. Ложный тип - связан с тем, что студентам предлагается заведомо ложная или надуманная посылка, и они должны разобраться, в чем ошибка в суждениях, каким должен быть ход рассуждений, исправить ошибки, объяснить источники ошибок и ожидаемые последствия от них.

5. Вопросительный тип - самая распространенная группа проблемных вопросов, что объясняется их простотой, односложностью, доступностью. Возможностью преподавателя импровизировать в процессе лекции или практического занятия. Ответы могут быть формализованы на «да» и «нет».

6. Вариативный тип предполагает выбор студентами правильного варианта ответа из представленных оценок, мнений, определений и аргументированное обоснование своего выбора.

7. Аналитический тип построен таким образом, что предлагаемая преподавателем проблемная ситуация только вызывает затруднения в разрешении учебной проблемы, а студенты, исходя из прошлых знаний, должны провести анализ ситуации, источников, причин, вызывающих проблемы, пути и условия ее разрешения.

8. Методологический (методический) тип объединяет ситуации, в которых от студентов требуется находить правильные методы, способы, приемы их решения, дать определения методом.

В практикумах представлены разнотипные проблемные вопросы, раскрывающие различные аспекты делового и межличностного общения, которые требуют неоднозначного ответа. Студенты стараются прорабатывать все проблемные вопросы и высказать свою точку зрения по данной проблеме.

Тест (от англ. test - проба, испытание, исследование) - понятие многозначное, активно использующееся в различных областях знаний. Поскольку в настоящее вре-

мя все более распространенной становится тестовая форма контроля знаний, практикумы снабжены образцами тестовых заданий, которые разработаны в соответствии с государственным стандартом профессионального образования. Они предназначены как для самостоятельного контроля знаний, так и для проведения практических занятий, контрольных замеров знаний студентов преподавателем. Привлекательность тестов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить оперативный контроль усвоения учебного материала, а кроме того исключить предвзятость и субъективность оценок, нередко возникающих в личных отношениях экзаменатора и экзаменуемого.

Согласно учебному рабочему плану дисциплин «Деловые коммуникации» и «Межличностное общение и коммуникации» в качестве задания для самостоятельной работы запланировано написание студентом эссе. Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк) - это сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме. Главными особенностями жанра эссе, отличающими ее от научной статьи, являются:

- небольшой объем и конкретность темы;

- личностный подход к раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

- свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

- свободное использование языка - от слов высокого стиля до разговорной лексики;

- атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

Тематика эссе предложена в конце практикума, и студент может выбрать любую, наиболее интересную и актуальную, по его мнению, тему. Текст эссе должен быть набран на компьютере. Объем работы - 5-7 страниц. Студенты рассказывают свои эссе на практическом занятии, и затем выбираются самые лучшие среди них.

Деловая игра имеет целью формирование практических навыков подготовки и проведения различных форм делового общения. Деловая игра представляет собой заранее подготовленный и разыгранный в лицах диалог, в ходе которого его участники (собеседники) должны поставить определенную проблему и решить ее в ходе игры. При подготовке к деловой игре следует учитывать следующие рекомендации:

- соблюдение норм литературного языка, стиля, жанра;

- соблюдение правил этикета;

- временной регламент (до 5 минут);

- конструктивность (содержательность) диалога;

- элемент актерской игры.

Деловая игра предполагает анализ диалога с позиций указанных рекомендаций.

Метод кейс-стади - это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его.

В целом данный метод позволяет:

а) научиться принимать верные решения в условиях неопределенности;

б) разрабатывать алгоритм принятия решения;

в) овладеть навыками исследования ситуации;

г) разрабатывать план действий;

д) применять полученные теоретические знания на практике.

Учитывая тот факт, что для эффективной коммуникации с другими людьми, каждому человеку нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, сильных и слабых сторонах, мы предлагаем студентам в качестве дополнительной работы по каждой теме, задания для саморазвития и самодиагностики по психологическим тестам «Познай себя». Эти тестовые материалы выполняют двойственную роль, с одной стороны, помогают аккумулировать определенную информацию о себе и побуждают интерес к собственной личности, а с другой, - заставляют задуматься и присмотреться к себе [1].

В заключение отметим, что знания о деловом общении лишь тогда превратятся в конкретные умения и навыки выпускника - будущего специалиста, когда станут неотъемлемым элементом его деятельности, и он начнет постоянно применять их везде, где это возможно. Эти знания должны служить не только залогом высокой профессиональной деятельности специалиста, но также представлять собой важнейший личностный ресурс. Безусловно, в любой профессии человек может остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а может достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом.

Древняя китайская мудрость гласит: «Дорогу осилит идущий!» [2].

Надеемся, что практикумы по «Деловым коммуникациям» и «Межличностному общению и коммуникациям» помогут студентам в заинтересованном изучении данных учебных курсов, и в получении знаний, совершенствовании умений и навыков коммуникативного мастерства.

Литература

1. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров. - М., Издательство «Юрайт», 2012. - 463с.

2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - 175с.

3. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144с.

4. Игебаева Ф.А Совершенствование системы аграрного образования в соответствии с требованиями рынка // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2014, № 6. - С. 62 - 67.

5. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. - 576с.

6. Панфилова А.П. Деловая практика в профессиональной деятельности: Учебное пособие. - Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. - 496с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.