_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Аселкан З.И. Развитие и регулирование локального рынка наружной рекламы в пространстве крупнейшего города: кандидат эконом.наук. Екатеринбург, 2008 http://www.dissercat.com/content/razvitie-i-regulirovanie-lokalnogo-rynka-naruzhnoi-reklamy-v-prostranstve-krupneishego-gorod#ixzz41HSEZmI8 [дата обращения 13.03.2016].
2. Калмыков С. Б. Концепция социальной рекламы организации здорового питания в системе образования Российской Федерации // Ученые записки РГСУ, 2010. №7. - с.129-137.
3. Ковалева Дарья. Социальная реклама в современной России основные направления развития, 2012.
4. Николайшвили Г. Краткая история социальной рекламы http://www.socreklama.ru/ [дата обращения 15.03.2016].
5. Решение Саратовской городской Думы от 26.12.2002 № 29-272 оп64.рф/новости/2015/04/17/на-улицах-саратова-появились-социаль/ [дата обращения 13.03.16]
6. Социальная реклама решит проблемы пьющих и курящих саратовцев http://www.vzsar.ru/news/2015/12/21/socialnaya-reklama-reshit-problemy-puschih-i-kyryaschih-saratovcev.html [дата обращения 13.03.2016].
7. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С., Реклама: принципы и практика СПб., 1999.
© Ермолаева А. Н., 2016
УДК 309
А. Н.Ермолаева
студентка 2 курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при президенте Российской Федерации» Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Ключевые слова
Социальная реклама, социологический опрос, PR деятельность, эффективность рекламной деятельности.
Развитие гражданского общества актуализирует развитие пиар деятельности администраций муниципальных образований, важным направлением которой в современных условиях является социальная реклама, направленная на гармонизацию первичных общественных отношений. Социологический опрос был проведён летом 2015 года среди жителей города Саратова. Выборка случайная. Количество опрошенных -200 человек, 112 из которых - женского пола, а 88 человек - мужского.
Целю социологического опроса - является определение общественного мнения о социальной рекламе в муниципальном образовании «Город Саратов» и выявление проблем в этой области. В управлении по наружной рекламе и художественному оформлению администрация МО «Город Саратов» был проведён социологический опрос. Анкета, по которой проводился опрос, состояла из 15 пунктов, каждый из которых был направлен на выяснение эффективности отдельной, значимой для деятельности Управления и всего муниципального образования сферы деятельности. При этом часть опроса носила провокационный характер, предложенный с целью подтверждения или опровержения предложенных гипотез. Как показало исследование, реклама, в целом вызывает у респондентов по большей части негативные эмоции. К такому
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
выводу приводят результаты опросов респондентов во всех регионов страны. На вопрос, какие ассоциации возникают у них при слове «реклама», каждый девятый респондент (11%) ответил «негативные». В эпитетах недостатка не было: «Кошмар!»; «Ужас!»; «Гадость!»; «Ад». Позитивных ассоциаций куда меньше - только 2%. [1, URL: http://www.superjob.ru/research/articles/111350/reklama-razdrazhaet/ дата обращения 15.03.2016].
В этом исследовании речь идет как о рекламе в целом, так и о социальной рекламе в частности. При этом выяснилось, что респонденты относятся к социальной рекламе вполне положительно. В будущем ее хотят как можно больше видеть (75% респондентов), считают, что социальная реклама может и уже меняет поведение людей и взгляды на общество. На наш взгляд это вызвано тем, что она использует различные механизмы воздействия на общество, благодаря которым индивиды больше узнают о социальных проблемах, меняют свое поведение. Также важное значение имеет шоковая социальная реклама. Она производит больший эффект на общество, привлекает внимание, а это самый важный механизм воздействия, который подталкивает человека к действию на изменение жизни. Значение социальной рекламы в современном обществе достаточно высоко. Она является одним из механизмов регуляции современного общества, так как влияет на общество и отдельного индивида также как и все общественные институты, в которых происходит первичная социализация человека. Социальная реклама раскрывает проблемы в современном обществе, ищет пути их решения [3, URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/458.pdf дата обращения 15.03.2016].
В исследовании также изучалась эффективность PR деятельности управления по наружной рекламе и художественному оформлению администрации МО «Город Саратов». Здесь выдвигалась гипотеза, что население любого муниципального образования мало волнует ее деятельность администрации. Негативные или позитивные эмоции работа администрации может вызывать или при очень плохой работе чиновников (мусор на улицах, разбитые дороги, неремонтируемые фасады) или при выдающихся прорывах в их деятельности (например, победа саратовских спортсменов на Олимпийских играх). В остальных случаях работа чиновников населением не замечается или воспринимается как должное. В ходе опроса также планировалось подтвердить (опровергнуть) следующие гипотезы:
• Населению не безразлично состояние рекламы на улицах города, население волнует ситуация с благоустройством города.
• Население не интересует работа власти в сферах, напрямую не затрагивающих интересы населения.
• Населению не безразлично состояние рекламы на улицах города.
Исходя их полученных данных, можно сделать вывод что населению не безразлично состояние рекламы в городе, но его абсолютно не интересуют механизмы ее отбора, изготовления и размещения. Так, на вопрос «как вы относитесь к демонтажу самовольно установленных рекламных конструкций на территории города», большинство респондентов - 134 человека - ответили «хорошо», 17 -«Удовлетворительно», 29 - «приветствую». И только семь респондентов поставили галочку напротив слова «Никак». Один опрашиваемый назвал «Другое». Это, на наш взгляд свидетельствует о том, что люди понимают, что незаконно установленная реклама не только портит внешний вид города, но и наносит уму экономический ущерб. Как показало исследование, большинство респондентов (102 человека) считают рекламу важным делом, 35 - считают, что реклама влияет на внешний вид города, 28 уверены, что реклама не столь важна для человека. Большинство опрошенных (107 человек) считают, что наружная реклама поможет развитию Саратова, 83 человека, 87 из которых - пенсионеры, уверены, что наружная реклама «абсолютно не поможет», 10 респондентов считают, что реклама может помочь в отдельных сферах.
Таким образом, ответы на два вышеприведенных вопроса подтверждает гипотезу о том, что люди начинают понимать роль эффективности рекламы . Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что население МО «Город Саратов» имеет слабое представление о механизме воздействия рекламы на экономику и общественные отношения города. Исследование также позволяет сделать вывод, что население города не интересует работа власти в сферах, напрямую не затрагивающих ее интересы. Несмотря на то, что большая часть опрошенных в ходе анкетирования респондентов оказалась не безразличной к ситуации с рекламой на улицах Саратова и благоустройством города, в ходе опроса выяснилось, что люди не имеют ни малейшего представления о работе муниципальных властей в сфере рекламной деятельности. Так, на вопрос «Как вы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
считаете, эффективна ли работа Управления рекламы при администрации города», подавляющее число респондентов (194 человека) затруднились ответить. И только пятеро поставили галочку напротив «да, я думаю, эффективно).
Аналогичная ситуация сложилась и с ответами на вопрос, «Слышали ли вы что либо о взаимодействии общественных объединений с Управлением по рекламе», «Слышали ли вы о проведении конкурсов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» и «Как вы относитесь к реализации на территории Саратовской области закона «О рекламе». Большинство респондентов (193) -поставили галочку напротив слов «Ничего не слышали».
Исследование также выявило ряд проблем эффективности PR деятельности администрации муниципальных образований. Так, например, в ФЗ РФ «О рекламе» сформулированы требования к социальной рекламе: «в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах». В соответствии с ФЗ 38, заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций) [2, Электронный ресурс - Законодательство Консультант плюс, дата обращения 15.03.2016]. Именно эти площади по нашему мнению следует использовать наиболее эффективно, потому как именно социальная реклама играет огромную роль в воспитании гражданского общества, решении многочисленных социальных проблем. Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов. Первый вывод говорит о том, что социальная реклама- одна из составляющих PR, и ее необходимо рассматривать исключительно в рамках общей системы связей с общественностью. Социальная реклама имеет принципиальные отличия от коммерческой рекламы. У них абсолютно разные цели, идеология, целевые аудитории. Так, если коммерческая реклама преследует очевидные цели, связанные с получением прибыли, то цели социальной рекламы простому наблюдателю сформулировать не так просто. Основное предназначение социальной рекламы - привлечение внимания широкой общественности к тому или иному явлению общественной жизни, причем, как правило, проблемному. Социальная реклама указывает на определенные общественные изъяны или недостатки: например, высокий уровень наркомании, низкий уровень рождаемости, отсутствие внимания к престарелым людям и т.д. Но иногда социальная реклама может и не иметь прямого отношения к социальным изъянам, а наоборот, заниматься продвижением (прямой рекламой) того или иного общественного института, например, вооруженных сил. При этом «сверхцелью» социальной рекламы является не просто привлечение общественного внимания к каким-либо общественным феноменам, но и изменение отношения общества к ним [4, с. 102].
Исходя из вышесказанного очевидно, что Управление по наружной рекламе МО «Город Саратов» выполняет важные функции по формированию общественного мнения по отношению к важным социальным задачам, решаемым администрацией муниципального образования. Для достойной реализации этих функций управление должно проводить большую аналитическую работу по выявлению особо важных социальных задач, которые должна решать социальная реклама. Наиболее «острые» места возможно определять как с помощью социологических опросов, так и посредством мониторинга и анализа средств массовой информации. В этом случае особое внимание нужно уделять независимым и оппозиционным СМИ, в которых проблемы МО «Город Саратов» могут освещаться наиболее часто.
Список использованной литературы:
1. Исследовательский центр портала Superjob.ru http://www.superjob.ru/research/articles/111350/reklama-razdrazhaet/ [дата обращения 15.03.2016]
2. Российская Федерация. Законы. Закон о рекламе [Электронный ресурс]: федер.закон от 13.03.2006 №38-ФЗ: (ред.от 09.02.2007) // Доступ из справ.-правовой системы Версия Проф (2) «КонсультантПлюс».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
3. Медвеженко Н.А.,Петровская О.А. Социальная реклама в современном обществе. URL:http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/458.pdf [дата обращения 15.03.2016].
4. Павлова В.С., Забелина О.Г. Теоретические и практические аспекты социальной рекламы. Забайкальский государственный университет, 2015.
Приложения
1. Отчет о прохождении преддипломной практики в МО «Город Саратов»
2. Анкета для проведения социологического исследования на тему «Отношение к работе управления по наружной рекламе и художественному оформлению администрации МО «Город Саратов».
© Ермолаева А.Н., 2016
УДК 316.7: 82.085
Э.Р. Латыпов
Аспирант Башкирский ГАУ г. Уфа, Российская Федерация
МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Аннотация:
В статье рассматриваются этапы подготовки к публичному выступлению. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности делового человека.
Ключевые слова:
оратор, речь, ораторское мастерство, публичное выступление, деловой человек.
Для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать». Речь - это лучший паспорт человека. Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга [1, с. 4]. Известно, что во многих странах мира проблеме общения уделяется большое внимание. К примеру, курсы «Речь», «Деловое общение», «Корпоративная культура» включены в учебные программы университетов и колледжей. В нашей стране эти предметы только начинают пробивать себе дорогу. А ведь для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать» [2, с.60]. Сегодня в мире резко также возрос интерес к риторике.
Понятие «риторика» (от греч. rhetoriketechne - ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.
Как построить публичное выступление?
Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи. Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:
^ вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;
^ то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;
^ это актуально, для слушателей.