МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
на рабочую силу, идет обеспечение занятости населения. [2, с.153] Социокультурная значимость туризма раскрывается в повышении образовательного уровня страны и региона в частности, как со стороны познания истории, культуры, так и улучшение навыков знания иностранного языка для обслуживания туристов из зарубежья. Стабилизация межэтнических и международных отношений, способствует возникновению взаимного интереса, толерантности и уважения между людьми различных национальностей.
При научном определении перспектив туристской индустрии, один из аспектов касается оценки имеющегося потенциала. Ульяновский объект туристского интереса в данном маршруте соответствует многим унифицированным требованиям [2, с.120], к примеру:
1. Оперативная транспортная и информационная доступность, Ленинский мемориал находится в самом центре города, где постоянно функционирует общественный транспорт, а в самом здании мемориала расположен туристский информационный центр.
2. Качественный стандарт отелей и средства размещения туристов. В связи с проведением Чемпионата мира по хоккею с мячом в Ульяновске в 2016г, многие гостиницы, отели прошли международную сертификацию для размещения участников соревнования.
3. Международная известность. Личность В.И. Ленина известна не только в России, но и за ее пределами. Город Ульяновск напрямую связан с этим политическим деятелем, так как в именно этом месте он родился, провел детство и получил образование в гимназии.
Список использованной литературы:
1. Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ. - СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000 - 192 с.
2. Кусков А С. Основы туризма: учебник/ А.С. Кусков, Ю. А. Джаладян, - М.; КНОРУС, 2008. - 400 с.
© Богданова Р.И., 2016
УДК 309
А. Н.Ермолаева
студентка 2 курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при президенте Российской Федерации» Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
Ключевые слова
социальная реклама, социальный заказ, рекламная деятельность.
В условиях развития современного общества правомерно ожидать повышенного внимания исследовательского интереса к теоретическим и прикладным аспектам социальной рекламы в муниципальных органах власти. Социальная реклама, как правило, рассматривается как социальная технология, направленная на гармонизацию социального пространства и первичных социальных отношений, на информирование населения об актуальных общественных проблемах, их профилактику и решение, а также выработку новых социальных ценностей и одобряемых поведенческих моделей социальных микрорайонов личности с учетом обеспечения государством, некоммерческими организациями и социально ориентированным бизнесом (основные субъекты социальной рекламы) качественных характеристик этой социальной практики и их социальной ответственности [2, с. 130].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Как показывает анализ научной литературы, термин «социальная реклама» применяется именно в России. Во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая» и «общественная» реклама. Отсюда и разница в толковании терминов: «Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе» [6, с. 138].
В СССР преобладала социальная реклама, которая носила, в первую очередь, пропагандистский характер, потому что говорить о коммерческой рекламе товаров и услуг в стране тотального дефицита не приходилась. Социальная составляющая, без элементов пропаганды в СССР, в последние его годы, была представлена разнообразными плакатами, прославляющими здоровый образ жизни, говорящими о помощи престарелым, заботе о детях и так далее. О первой социальной рекламе в России заговорили с появлением в 1994-95 г. г. на всех центральных телеканалах проекта «Позвоните родителям».
Мировая история социальной рекламы официально начинается с начала XX века. В 1906 году общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую социальную рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями [4, URL:http://www.socreklama.ru/analytics/Hst.php?ELEMENT_
ro=390&SECTIONJD=m&sphrase_id=85&gdid=CPKfhtaalcsCFcsxcgodbycA-A дата обращения: 13.03.2016].
Особое значение и назначение социальной рекламы возрастает в кризисных ситуациях, в периоды войн. Во время Первой мировой войны, в 1917 году в Америке очень популярным стал рекрутинговый плакат Дж. М. Флегга «Ты нужен американской армии», на котором дядя Сэм призывал новобранцев идти в армию. Сама идея и композиция его очень напоминает распространенный в Англии призыв «Твоя страна нуждается в тебе» и знаменитый в 20-е годы в СССР плакат Д.Мора «Ты записался добровольцем?». Все эти примеры могли бы быть историей только одного вида рекламы - политической, если бы они не являлись частью социальных рекламных кампаний, проводимых государственными либо общественными советами в военное время [4, URL: http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_
ID=390&SECTION_ID=122&sphrase_id=85&gclid=CPKfhtaalcsCFcsxcgodbycA-A дата обращения: [13.03.2016].
Социальная реклама может распространяться через широкий спектр каналов передачи информации. К ним можно отнести плакаты, заставки, клипы, рекламные щиты, листовки, значки, эмблемы на товарах массового потребления, граффити, компьютерную графику, комиксы, фотографии и карикатуры. Работы могут быть представлены также в литературной форме в виде сценариев спектаклей, слоганов, стихотворений, частушек, сказок, репортажей, фельетонов и басней [3, с. 124]. В настоящее время социальная реклама все активнее используется PR деятельности муниципальных образований. Так, например, в Саратове социальная реклама представлена широко и разнообразно. Большое внимание социальной рекламе уделяют профильные подразделения администрации города Саратова, а также некоммерческие общественные организации. Законодательно регулирование социальной рекламы осуществляется на основании федерального закона № 38 «О рекламе». Согласно этому документу рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В рамках реализации Ф3-38, в муниципальном образовании «Город Саратов» разработаны и опубликованы Правила размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы в городе Саратове (в ред. Решения Саратовской городской Думы от 26.12.2002 N 29-272), Технические нормы и требования к объектам наружной рекламы и информации условиям их размещения и эксплуатации (в ред. Решения Саратовской городской Думы от 26.12.2002 N 29-272), типовые заявка на размещение рекламы и договор на размещение объекта наружной рекламы и Укрупненная дифференциация мест размещения рекламы на территории города Саратова. Все эти документы, в первую очередь, способствуют развитию экономики Саратова и пополнению бюджета муниципального образования «Город Саратов». В настоящее время специальные налоговые и неналоговые отчисления от предпринимательской деятельности именно в сфере
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
распространения наружной рекламы на территории города направляются непосредственно в муниципальный бюджет. [ 1, URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-i-regulirovanie-lokalnogo-rynka-naruzhnoi-reklamy-v-prostranstve-krupneishego-gorod#ixzz41HSEZmI8 дата обращения: 13.03.2016 ].
Немалую роль эти документы играют и при размещении наружной социальной рекламы. Благодаря определенным и закрепленным рекламным площадям у городской администрации, иных заинтересованных лиц есть возможность проводить массированные и действенные социальные рекламные акции. К таковым можно отнести рекламные акции здоровый образ жизни, приуроченные к Олимпийским играм в Сочи, акции «Я люблю Саратов» с использованием изображений известных людей города и так далее. Однако при размещении социальной рекламы существуют серьезные проблемы. А именно - пятипроцентное ограничение на распространение бесплатной социальной рекламы. Этот процент даже на региональном уровне увеличен быть не может. Есть вопросы и по контролю в сфере социальной рекламы.
В апреле 2015 года на улицах Саратова появились баннеры Общественной палаты Саратовской области с социальной рекламой, призывающих горожан к соблюдению чистоты в Саратове. «"Мир неидеален? Сделай его лучше! Хочешь чистый город? Начни с себя!"- гласит надпись на нескольких плакатах. На других - призыв звучит более масштабно: "Волнует судьба страны? Наведи порядок в своем городе!" - подразумевая чистоту и бережное отношение к природе. Баннеров - девять. Размещены они во всех районах города: на улицах Новоузенская, Вольская, Большая Горная, Шехурдина, Усть-Курдюмская, проспекте Энтузиастов» [5, URL: оп64.рф/новости/2015/04/17/на-улицах-саратова-появились-социаль/ дата обращения 13.03.16].
На баннерах в черте города Саратова регулярно размещается социальная реклама, призывающая любить город, делать его чище и краше. Но на многих мероприятиях представители исполнительной власти, общественники говорят о недостатке социальной рекламы на улицах Саратова. "В Саратове недостаточно социальной рекламы. У нашей организации есть опыт, мы уже создавали ее. Возможно, это больше разговор с бизнесом. У бизнеса есть обязанность выделения средств на создание социальной рекламы. Продуманная и честная социальная реклама решит такие проблемы саратовцев, как пьянство, курение и другие. Я предлагаю создавать общественную рекламу и сделать так, чтобы этим занимались общественники", -отметила Ольга Коргунова на встрече губернатора Валерия Радаева с представителями общественных организаций Саратовской области [6, URL: http://www.vzsar.ru/news/2015/12/21/socialnaya-reklama-reshit-problemy-puschih-i-kyryaschih-saratovcev.html дата обращения 13.03.16].
В целях повышения эффективности PR деятельности муниципальных образований была разработана концепция рекламной кампании «80-летие Саратовской области», одним из направлений которой является праздничное оформление города. И тут в полной мере может быть использована социальная реклама, которая, в черте муниципального образования «Город Саратов» может размещаться на билбордах, баннерах, остановочных павильонах.
Для того, чтобы социальная реклама, приуроченная к празднованию 80-летия Саратова была выполнена в едином ключе, следует разработать и распространить по предприятиям, занимающимися выпуском размещением рекламной продукции Бренд-бука, в котором были бы определены цвета, шрифты, размеры изображений. Разработку Бренд-бука целесообразно поручать общественным организациям, которые неоднократно заявляли о своем желании заняться социальной рекламой.
Для формирования пакета рекламной продукции следует провести социологические исследования, чтобы определить, какие из направлений общественной жизни наиболее важны саратовцам и близки для их восприятия. Наверняка, среди этих направлений будет защита материнства и детства, пропаганда здорового образа жизни, призывы к занятию спортом. Безусловно, одним из приоритетных направлений надо считать проблемы благоустройства и охраны окружающей среды. Вероятно, с помощью социальной рекламы следует формировать у жителей города позитивный настрой по отношению к городу, его культурному наследию, памятникам архитектуры. Однозначно, следует помнить, что Саратов - студенческий город, что именно в муниципальном образовании «Город Саратов» находится множество музеев, театров и иных культурных площадок.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Аселкан З.И. Развитие и регулирование локального рынка наружной рекламы в пространстве крупнейшего города: кандидат эконом.наук. Екатеринбург, 2008 http://www.dissercat.com/content/razvitie-i-regunrovanie-lokalnogo-rynka-naruzhnoi-reklamy-v-prostranstve-krupneishego-gorod#ixzz41HSEZmI8 [дата обращения 13.03.2016].
2. Калмыков С. Б. Концепция социальной рекламы организации здорового питания в системе образования Российской Федерации // Ученые записки РГСУ, 2010. №7. - с.129-137.
3. Ковалева Дарья. Социальная реклама в современной России основные направления развития, 2012.
4. Николайшвили Г. Краткая история социальной рекламы http://www.socreklama.ru/ [дата обращения 15.03.2016].
5. Решение Саратовской городской Думы от 26.12.2002 № 29-272 оп64.рф/новости/2015/04/17/на-улицах-саратова-появились-социаль/ [дата обращения 13.03.16]
6. Социальная реклама решит проблемы пьющих и курящих саратовцев http://www.vzsar.ru/news/2015/12/21/socialnaya-reklama-reshit-problemy-puschih-i-kyryaschih-saratovcev.html [дата обращения 13.03.2016].
7. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С., Реклама: принципы и практика СПб., 1999.
© Ермолаева А. Н., 2016
УДК 309
А. Н.Ермолаева
студентка 2 курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при президенте Российской Федерации» Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Ключевые слова
Социальная реклама, социологический опрос, PR деятельность, эффективность рекламной деятельности.
Развитие гражданского общества актуализирует развитие пиар деятельности администраций муниципальных образований, важным направлением которой в современных условиях является социальная реклама, направленная на гармонизацию первичных общественных отношений. Социологический опрос был проведён летом 2015 года среди жителей города Саратова. Выборка случайная. Количество опрошенных -200 человек, 112 из которых - женского пола, а 88 человек - мужского.
Целю социологического опроса - является определение общественного мнения о социальной рекламе в муниципальном образовании «Город Саратов» и выявление проблем в этой области. В управлении по наружной рекламе и художественному оформлению администрация МО «Город Саратов» был проведён социологический опрос. Анкета, по которой проводился опрос, состояла из 15 пунктов, каждый из которых был направлен на выяснение эффективности отдельной, значимой для деятельности Управления и всего муниципального образования сферы деятельности. При этом часть опроса носила провокационный характер, предложенный с целью подтверждения или опровержения предложенных гипотез. Как показало исследование, реклама, в целом вызывает у респондентов по большей части негативные эмоции. К такому