МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
5. Игебаева Ф.А. О методах формирования коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2015, № 6. - С. 65-70.
© Игебаева Ф.А., 2017
УДК 316
Л.И. Кемалова
канд.филос.наук, доцент ФГБОУ ВО «КГМТУ» г. Керчь, Крым
К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ МОЛОДОСТИ Аннотация
В статье рассматривается молодость как социальный феномен, который в современном обществе не привязывается исключительно к возрастным параметрам, к биологическим характеристикам. Молодость характеризуется как особое ощущение, которое порождает специфические формы мировосприятия. Подчеркивается, что молодость становится характерной чертой современной культуры, а ее границы становятся подвижными.
Ключевые слова
Молодежь, образ жизни молодежи, молодость, культ молодости, возраст
Одна из основных характеристик молодежи как особой социально-демографической группы -молодость, которая представляет собой определенный жизненный цикл, имеющий особый стиль поведения, культурные нормы и ценности. Это период первичной социализации, когда формируется особое мироощущение.
Каждый цикл развития человека, именуемый возрастом, сопровождается определенными изменениями как физиологическими, так и психическими, и интеллектуальными. Помимо этого, с переходом на новый цикл развития меняется образ жизни человека. Одни из нас воспринимают эти перемены как должное и не противятся данному процессу. Для других - это катастрофа, поскольку уходит молодость: время безмятежности, даже некоторой безответственности заканчивается и наступает период бесконечных проблем и необходимости самостоятельно их решать. У этой категории людей часто возникают депрессивные состояния, и они всеми силами пытаются удержать состояние молодости, сохранить его как можно дольше (чаще - физически, - обращаясь к современной медицине, к пластической хирургии, разным диетам и т.п.). Третьи - рассматривают молодость как состояние не тела, а души, как особое мировоззрение, мироощущение, и для них возраст - всего лишь цифра, не влияющая на их отношение к жизни.
Что же такое молодость? Каковы ее возрастные характеристики? Существуют ли границы молодости? Эти вопросы актуализируются в связи с тем, что в последние десятилетия формируется так называемый культ молодости, который оказывает влияние на мировоззрение современного человека. Возникает противоречие: при общей тенденции к старению населения все больше насаждается культ молодости, что проявляется в желании сохранить ее как можно дольше, поскольку иначе человек может оказаться невостребованным социумом. Действительно, молодость, как особое состояние, как совокупность определенных качеств и свойств представителей конкретной социально-демографической группы, оказывается сегодня особенно востребованной, поскольку в меняющемся мире необходима быстрая реакция на происходящие перемены, умение перестраиваться, дабы соответствовать ритму жизни. И не только молодежь, но и люди зрелого возраста стремятся сохранить как можно дольше эти качества и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
свойства, чтобы не оказаться на обочине жизни, выброшенными за ненадобностью.
Следовательно, встает вопрос - в чем сущность феномена молодости, насколько подвижны ее границы?
Понятие «молодость» коррелирует с такими понятиями, как «молодежь» и «образ жизни молодежи». Раскрывая взаимосвязь этих понятий, ученые (В.Т. Лисовский, И.С. Кон, И.В. Бестужев - Лада и др.) исследовали молодость как социальный феномен. Молодость зачастую определяется как особое мироотношение, особое ощущение мира и самого себя, нестандартность мышления, активность поведения, особая энергия. Она является неотъемлемой характеристикой молодежи как социально-демографической группы. В то же время молодость рассматривается как время творческих исканий, неопределенности, двойственности мышления, склонности к конфликтам как с обществом, так и с самим собой, тяги к максимализму. Считается, что молодость начинается с физиологических и психологических изменений, связанных с половым созреванием молодого человека. А заканчивается тогда, когда человек по возрасту переходит в статус взрослого. Однако, «границы молодости индивидуальны и для каждого человека, их сложно загнать под стандартные общепризнанные рамки» [2].
Молодежная проблематика всегда была предметом научных исследований. При этом советские исследователи рассматривали молодежь исключительно как субъекта социальных преобразований, как надежду и опору будущего коммунистического государства. Молодость с этих позиций рассматривалась как наилучшее время для реализации планов, связанных со строительством коммунизма.
В современных условиях молодежная проблематика исследуется в контексте социальных перемен, сопровождающихся глобализационными процессами и кризисными явлениями в духовной сфере, экономике, политике. Сегодня изменилось и отношение к молодежи: она характеризуется не как субъект, а как объект целенаправленной политики государства, который нуждается в помощи и защите со стороны государства. Молодость становится не просто возрастной характеристикой, а брендом, который дает как преимущества, так и создает проблемы в процессе социального взаимодействия.
В современном обществе раздвигаются и сами рамки возраста молодежи: от 14 до 28 лет (в советское время) до 14-30, а то и 35 лет (в современных условиях). Однако, определяя возрастные рамки, необходимо учитывать, что у каждого человека существуют социально-психологические особенности и по-разному происходит процесс психофизиологического созревания, а также формирования его самостоятельности, ответственности, независимости. Поэтому границы молодости невозможно очертить конкретно. Можно лишь перечислить характерные черты взросления - этапа перехода от молодости к зрелости: экономическая независимость, ответственность - личная и социальная, самостоятельность, готовность к созданию семьи, способность ее защищать. Причем у разных людей этап взросления наступает в разное время: от 22 до 30 лет.
Специфика молодости как этапа жизненного цикла зависит от общественного строя, от культуры. В работе «Диагноз нашего времени» К. Манхейм писал, что у каждого поколения есть свое пространственно-временное измерение и для изучения особенностей поколений необходимо учитывать их «историко-культурное пространство». Несмотря на изменения возрастных границ молодости, проблемы молодежи всегда связаны с ее переходным положением от детства к взрослости, когда формируется ответственность, независимость от старших поколений. В процессе такого перехода возникают межпоколенческие конфликты, связанные с пониманием и восприятием традиционных социальных ценностей и т.д. И на этом этапе происходит формирование личности, определяются стратегии ее поведения.
Сегодня существует множество подходов к исследованию феномена молодости: психологический, субкультурный, стратификационный, аксиологический и др. [1, с.243-244]. Каждый из этих подходов раскрывает определенную грань данного феномена: как периода созревания личности; как особого образа жизни молодого человека; как характеристики молодежи со специфическим статусом и ролями; как особого жизненного этапа, на котором происходит формирование определенной системы ценностей.
В современном обществе молодость рассматривается не только с позиции возрастных рамок. Мода на молодость, моложавость довлеет над представителями самых разных возрастов. Это объясняется тем, что сегодня быть молодым - значит быть активным, уметь быстро ориентироваться в условиях
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
трансформаций, происходящих в обществе. И дело не в том, что «молодым везде у нас дорога» (как раз данный призыв не выполняется в современном обществе), а в том, что быть старым - не модно, поскольку старость - означает незащищенность, выброшенность на задворки общества. Часто пожилые люди боятся стареть, поскольку это ставит их в условия «не жить, а выживать, доживать свой век»...Синдром Дориана Грея - термин в психиатрии - страх перед старением, который приводит к психическим расстройствам.
Страх старения, отсутствие так называемой культуры старения приводят к тому, что люди просто боятся старости, боятся быть ненужными. Восприятие обществом старости как периода пассивности, ненужности приводит к тому, что и сами пожилые люди начинают себя воспринимать таким образом. Старость часто ассоциируется с бедностью и болезнями. С другой стороны, страх перед старением способствует стремлению как можно дольше сохранить себя молодым, что означает быть активным, востребованным во всех сферах жизни общества.
Таким образом, современная молодежная проблематика дополняется множеством вопросов, связанных с необходимостью теоретического и эмпирического исследования вопросов, связанных с личностным восприятием своего возраста, межпоколенческим взаимодействием и поведенческими особенностями людей, принадлежащих к разным возрастным группам. Список использованной литературы:
1. Вишневский ЮР. Современная российская молодежь: методология изучения [Текст] /Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко //Молодежь и общество на рубеже веков. - М., 1999. - С. 243-244.
2. Хасуев А.Э. Социально-философский анализ понятий молодежь и молодость /А.Э. Хасуев // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2. - С. 1574 - 1578.
© Кемалова Л.И., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 32.019.5
Сепеева А.Г., Царева Г.Р., ПГТУ г.Йошкар-Ола, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ СИСТЕМАХ
Аннотация
Статья посвящена вопросу проведения информационной политики в формировании положения университета в рейтинговой системе. Автор раскрывает понятие, стратегию, задачи информационной политики. Особое внимание уделяется влиянию рейтинга на российские вузы. На их основе исследованы важные критерии, используемые указанными системами.
Ключевые слова Продвижение вуза, информационная политика, влияние рейтинга.
В современной жизни, в условиях жесткой конкуренции во всех сферах деятельности общества, имидж и престиж играют важную роль, в том числе и на рынке образования.
Первым элементом для создания имиджа является информация. Также она является важным средством воздействия на потребителя с целью позиционирования и продвижения вуза в информационном пространстве. Управление информационными потоками невозможно осуществлять без проведения информационной политики.
Информационная политика понятие многогранное, и достаточно широкое. Но в данном случае, мы рассматриваем это понятие в сфере образования. Поэтому, информационная политика Университета -совокупность целостных установок (действий) Университета, реализуемых в сфере осуществления внешних и внутренних коммуникаций. [1]
Ее стратегия основана на подаче информации об образовательном учреждении. Основными задачами информационной политики Университета являются:
- объединение информационного пространства Университета, научно-образовательного сообщества, органов управления образованием;
- целенаправленное формирование и поддержание позитивного имиджа Университета также его защита и укрепление репутации.
Информационная политика изменчива и непрерывное формирование новых приоритетов и стратегий в рамках коммуникации вузов приводит к необходимости анализа изменений, происходящих в системе высшего образования. Вместе с этим возрастает значение рейтингов, как критерия успешности университета в международной среде. [4] Основное направление изменений связано с интеграцией российской системы образования в мировой образовательный процесс. Данный факт подразумевает необходимость соответствовать требованиям мирового сообщества с точки зрения качества образования, его соответствия основным критериям международных рейтингов. [2]
Чаще всего формируют мнение о вузе, исходя из информации через масс-медиа. Во всемирной сети основным источником является сайт вуза. Сайт - визитная карточка вуза в международном образовательном сообществе, отражение его образовательной и научной деятельности. [3] Ежегодно формируется рейтинг российских вузов на основе информации, представленной на их сайтах, а также их достижений.
На мой взгляд, положение университета в рейтинговой таблице является важным показателем его конкурентоспособности. С появлением конкурентной среды в сфере образования, возникает стремление в формировании сильного имиджа, способного оказывать влияние на общественность. Который, в свою очередь, привлекает в него талантливых абитуриентов, обеспечить доступ к разным ресурсам и тем самым добиться устойчивого и продолжительного успеха.
Проводимый нами мониторинг рейтинговых центров показал, что наиболее высокую известность