Научная статья на тему 'Семейное насилие как причина формирования девиантного поведения подростков'

Семейное насилие как причина формирования девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1334
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЬЯ / ДИСГАРМОНИЯ / РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Двойнина Т. А.

Статья просвещенна изучению вопроса влияния семейного насилия на формирование девиантного поведения подростков. Автор рассматривает причины и последствия девиантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное насилие как причина формирования девиантного поведения подростков»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.624.3

Т.А. Двойнина ФГБОУ ВО ГАГУ г. Горно-Алтайск, Российская Федерация

СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ КАК ПРИЧИНА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Статья просвещенна изучению вопроса влияния семейного насилия на формирование девиантного поведения подростков. Автор рассматривает причины и последствия девиантного поведения подростков.

Ключевые слова

Семейное насилие, девиантное поведение, семья, дисгармония, ролевая структура.

Семья является фундаментальным социальным институтом, непосредственно участвующим в социализации личности. Можно с полной уверенностью сказать, что нет практически ни одного психосоциального аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий.

Семья как агент первичной социализации в течение длительного времени играет основополагающую роль в становлении личности человека, причем на различных возрастных этапах роль семьи меняется и носит специфические особенности.

Но, несмотря на значимость семьи в современном мире она находится в незащищенном положении. Уже ни для кого не является секретом, что традиционный институт семьи подвержен кризисным явлениям, что приводит к дисгармонии в ролевой структуре.

Под дисгармонией следует понимать невыполнение семьей своих основных функций, частичное или полное неудовлетворение потребностей членов семьи, отсутствие эмоциональной связи, порождающее нарушение коммуникативных каналов. Зачастую дисгармоничные отношения супругов являются причиной дисфункциональных отношений «дети-родители», к которым подростки очень восприимчивы, к тому же в силу своего психоэмоционального состояния в пубертатном периоде, дисгармония в семейной ролевой структуре воспринимается ими более остро.

Наиболее тяжелым по своим последствиям проявлением дисгармонии в семье является бытовое насилие.

По официальным данным ООН, ежегодно в мире около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет подвергаются насилию со стороны родителей. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2% -самоубийство. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей [2].

Не следует упускать из внимания и тот факт, что эти данные не отражают всю негативную картину в целом, поскольку семейное насилие и как следствие, преступления, совершаемые в семейно-бытовой сфере, обладают большой латентностью. Но, если совершеннолетние члены семьи, подвергшиеся насилию, как правило, не обращаются за помощью по собственному внутреннему выбору, в силу страха, ложного стыда, нежелания разрушать семью, то подростки помимо совокупности психологических факторов еще и просто не знают где искать помощи. Ведь именно семья должна в первую очередь осуществлять охранительную функцию по отношению к подросткам, как в психосоциальном, так и физическом плане. Но если угроза исходит непосредственно из самой семьи, а не от внешних факторов, как быть подростку? Не имея возможности противостоять сложившейся ситуации в семье, у подростка начинает формироваться девиантное поведение, которое может быть выражено как вербально, так и в виде поступков.

Насилие в семье может проявляться в следующих видах: физическое, сексуальное, психическое, экономическое, эмоциональное. Так же насилие может выражаться в пренебрежении к нуждам ребенка.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

Данные разновидности семейного насилия могут спровоцировать формирование девиантного, и как крайнюю степень отклоняющего поведения, делинквентное поведение подростка.

Причем подросток необязательно должен являться объектом насилия, он может быть наблюдателем, но психосоциальная деформация его сознания может быть запущена.

В подростковом возрасте взаимоотношения родителей и детей переходят на качественно новый уровень.

Особенности отношений «семья-подросток» характеризуются в первую очередь, с точки зрения формирования и осознания подростком своей идентичности, которая также может формироваться путем моделирования поведения родителей или иных членов семьи, изменениями в мотивационной сфере его психосоциального развития.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Большинство родителей, у которых девиантные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье, большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве [3, с. 20].

У подростка одновременно существуют порой противоречащие друг другу два вида потребностей: во-первых, потребность в эмоциональной и физической независимости, уважении и самоопределении, во-вторых, потребность в моральной и физической поддержке, а также быть частью целого и единения с семьей, быть в «команде».

В том случае если подросток становиться объектом или наблюдателем насилия в семье, данные потребности не могут осуществляться, в результате чего происходит когнитивный диссонанс в его сознании. Так если к подростку в семье применяется психологическое насилие, которое может выражаться в оскорблениях, унижениях человеческого достоинства, принижении значимости, в негативных оценочных характеристиках и др. не осуществляется потребность подростка в уважении и эмоциональной поддержке. Что может привести к появлению психологических комплексов, а так же к психосоциальной деформации сознания. Девиантное поведение, как следствие данного воздействия, может проявиться в зеркальном отношении к окружающим, в отсутствии инициативы в социальной жизни, замкнутости, или в озлобленности и агрессии, как к членам семьи, так и другим субъектам социума.

Подростковый возраст является сензитивным периодом к различного рода неблагоприятным факторам и условиям развития. В сочетании с ускоренным и неравномерным развитием они могут отягощать физическое и психическое состояние подростка, что с наибольшей вероятностью проявится в форме поведенческих отклонений, в том числе и противоправных действиях [1, с. 58].

В сравнении с другими институтами социализации, институт семьи обладает специфическими особенностями. Отношения «семья-подросток» имеют устойчивый и длящийся характер, сопровождающийся накоплением опыта коммуникации, воздействия родителей и иных членов семьи. Семья является разноплановой группой имеющей различный гендерный и возрастной состав, в которой подросток приобретает опыт взаимодействия с представителями различного пола и возраста.

Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно, так же как и сам процесс социализации.

Таким образом, девиантное поведение является «нормальной реакцией» на ненормальные для подростка социальные условия, в которых он оказался в семье, и в то же время, как язык общения с социумом, когда другие социально адекватные способы общения исчерпали себя или недоступны.

Список использованной литературы:

1. Ждакаева Е.И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительны органов. 2010.№ 4 (43) С. 56-59.

2. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/index.html (дата обращение:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

24.01.2017)

3. Снимщикова Э. В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития. 2009. №2 С.17-25.

© Двойнина Т А., 2017

УДК 316.6

Ф.А. Игебаева

К.ф.н., доцент Башкирский ГАУ г. Уфа, Российская Федерация

КУЛЬТУРА РЕЧИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного специалиста. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи и речевого этикета.

Ключевые слова

Деловое общение, культура речи, речевой этикет, коммуникативная компетентность.

Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения. Одним из направлений культуры речи является деловое общение - самый массовый вид социального общения. Оно обслуживает сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Особое внимание уделяется формированию умений в области устного и письменного делового общения.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [1, с.17].

Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом социальные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению.

Показателями культуры речи в деловом общении являются:

• Словарный запас - от него напрямую зависит яркость речи и способность человека внятно и красиво донести свои мысли, убедить партнеров и коллег в значимости своих идей.

• Состав речи - люди, которые разговаривают на чистом языке, уместно употребляют профессиональные термины, как правило, внушают больше доверия, чем те, кто часто использует не литературные выражения и жаргонизмы.

• Грамотность - фразы и предложения должны быть составлены с учетом стилистических и грамматических правил языка, на котором разговаривает человек.

• Произношение и интонация - важно не только ЧТО говорит человек, но и КАК он говорит. Неправильное или невнятное произношение слов и быстрая или слишком медленная однотонная речь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.