Научная статья на тему 'Особая роль семьи в формировании личности несовершеннолетних'

Особая роль семьи в формировании личности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1264
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ / АЛКОГОЛИЗМ / МНОГОДЕТНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыженкова Е.В.

В статье рассматривается роль семьи в социализации детей. Особое внимание уделяется основным отклонениям в семьях, которые приводят к девиантному поведению у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особая роль семьи в формировании личности несовершеннолетних»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_

законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

4. Обобщение практики применения судами положений уголовного законодательства о малозначительных деяниях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: files.sudrf.ru/1234/docum_sud/doc20130529-004131.doc (дата обращения 16.09.2017.).

5. Епифанова Е.В. Общественная опасность как научная категория, законодательная дефиниция: история и современность: научный очерк. М., 2012. 192 с.

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / под ред. Рарога А.И. М.: Проспект, 2016. 839 с.

7. Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций в 3 т. Т.1 Общая часть. М., 2007. 120 с.

8. Уголовное право. Общая часть. Учебник для бакалавров. / под ред. Чучаева А.И. М.: Проспект, 2016. 424 с.

© Перчемли А.А., 2017

УДК34

Е.В. Рыженкова

Студент ЮУрГУ г.Челябинск, Российская Федерация

ОСОБАЯ РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация

В статье рассматривается роль семьи в социализации детей. Особое внимание уделяется основным отклонениям в семьях, которые приводят к девиантному поведению у подростков.

Ключевые слова

Социализация, физическое насилие, вседозволенность, алкоголизм, многодетность, проблемы внутрисемейных отношений, материнская депривация.

Семья выражает собой неотъемлемую часть всего современного социума, которая играет значительную роль в ходе приобретения человеческим существом с конкретными биологическими задатками качеств, требуемых для жизнедеятельности в социуме. Конкретно в семье человек первоначально сознает себя личностью и готовится, усваивая социальный опыт, к включению в более обширную систему социальных отношений. В ходе данного процесса человек подвергается влиянию внешних факторов и активно социализирует сам себя. Передача подрастающему поколению требований и ожиданий, с которыми социум обращается к своим участникам, реализуется взрослыми участниками семьи, субъективно воспринимающими и интерпретирующими данные требования.

Говоря о семье, нельзя не указать, что конкретно данный институт выступает значимым этапом социализации личности подростка. Социализация, как мы знаем, выражает собой процесс становления личности в конкретных социальных условиях, социальных группах, а также приобретения жизненного опыта, усвоения норм, ценностей, правил поведения.

Социальные причины девиантного поведения несовершеннолетних многочисленны, имеют разную степень влияния и специфически группируются в каждом случае. Вместе с тем, исследования С.А. Беличевой, В.П. Кащенко, А.И. Захаровой и др. свидетельствуют, что причины данного поведения кроются, большей частью, в семье [5, с. 52].

Исследование условий и причин, способствующих образованию дефектов социализации, выделяет наиболее общие черты, которые применяются для описания характеристики семьи: ее численность, структура (количество поколений); характер семейной власти и взаимоотношений между определенными участниками семьи и входящими в нее возрастными, половыми и иными «подгруппами»; социальные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_

функции (воспроизводство поколений, социализация, организация и осуществление досуга, взаимопомощь и сотрудничество, хозяйственно-потребительская функция и др.).

Можно указать отдельные наиболее часто встречающиеся отрицательные отклонения в семьях.

Физическое насилие. Указанное отклонение выступает, пожалуй, наиболее распространенным среди семей, где у подростка присутствуют девиации разного рода (наркомания, бродяжничество, проституция и др.). Ненависть, злоба, а также разные психические расстройства превращают нормального подростка в боязливого и ущемленного асоциала. Насилие позднее становится «естественной средой обитания» для несовершеннолетнего, который не принимает никаких иных путей разрешения проблем, что всегда приводит к отрицательным последствиям.

Вседозволенность. Или чрезмерная любовь к подростку, или равнодушное отношение могут выражаться в том, что родитель будет слишком много позволять своему ребенку. В данном случае у человека будут размыты представления о рамках между нравственными и безнравственными поступками. И если в раннем возрасте в безобидных поступках вседозволенность еще никому не вредит, то в дальнейшем, во взрослой жизни, вполне может спровоцировать привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности [4, с. 163].

Переизбыток либо отсутствие родительского контроля. Само явление данного контроля педагоги подразделяют на несколько разновидностей: 1) демократичный (взаимодоверительный); 2) жесткий (контроль регулярный, ежедневный, ограничительный); 3) эпизодический (контроль от случая к случаю); 4) бесконтрольность (почти отсутствие контроля).

Проблемы внутрисемейных отношений. Под вышеуказанными отношениями подразумеваются: 1) Система отношений «Родитель - родитель»; 2) Система отношений «Ребенок - ребенок»; 3) Система отношений «Родитель - ребенок».

Данные отношения также можно подразделить на три группы: 1) искренние, хорошие; 2) равнодушные, безразличные; 3) конфликтные, плохие.

Личностные особенности родителей. Безусловно, что при личностных отклонениях родителей, при присутствии у них комплексов и проблем в характере это будет сказываться на детях. Э.Г. Эйдемиллер полагает, что особенную роль при формировании отклонений в семейном воспитании играют две группы причин: отклонения в личности самих родителей и наличие у них психологических трудностей, которые они пытаются разрешить за счет подростка. В специализированной литературе нередко ученые формировали разные поведенческие типы как самих родителей, так и их моделей поведения по отношению к несовершеннолетним. Последнее необходимо определить также и к зловредным педагогическим промахам. Необходимо указать тот факт, что у значительной части подростков-правонарушителей родители или имели (ют) судимость, или выступают правонарушителями [6, с. 63].

Алкоголизм родителей. Ввиду несостоятельности семьи и трудностей в ней подросток попадает в отрицательную социальную среду и приобщается к алкоголю как к средству разрешения своих проблем. Или при пьющих родителях (или одном из них) человек зачастую на подсознательном уровне воспринимает это как норму: отмечает праздники со спиртным, выпивать по выходным, употреблять «немного» после тяжелого дня либо когда хорошее или плохое настроение. Следовательно, алкоголизм в семье - один из неоспоримых показателей девиантности во время первичной социализации человека.

Низкое материальное положение. Расслоение социума приводит к социальным спорам, порождению чувства социального дискомфорта, зависти, переходящей в агрессию, которая приводит к игнорированию запретов на осуществление корыстных противоправных деяний, внутреннему оправданию данных действий, изменению психики несовершеннолетних, распространению в их среде потребительской психологии [2, с. 92].

Многодетность. Многодетными семьями в нашей стране признаются семьи с 3 и свыше детьми. Ввиду различных обстоятельств родителям в нашей стране сложно содержать и воспитывать одного ребенка, не говоря уже о трех и свыше. При этом, социум, большей частью, одобрительно относится к проявлениям многодетности, безусловно, при условии, что родители имеют возможность обеспечивать всех детей [7, с. 22].

Усыновление, опекунство. Семьи, в которых есть усыновленные дети, осуществляют значимую

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_

социальную функцию - адаптация и социализация сирот и детей, чьи родители утратили родительские права. Воспринимается зачастую как «чудачество», когда благополучная семья усыновляет ребенка, у которого родители были или преступниками, или наркоманами, или неизвестными людьми.

В.Д. Малков обращает внимание на то, что в настоящее время актуальным выступает вопрос об особенностях социализации в неполных семьях. Само по себе отсутствие в семье одного из родителей не исключает возможности нормального воспитания ребенка, его бездефектной социализации. Но сосредоточение всех семейных функций в руках одного родителя лишает процесс воспитания обязательных компонентов [3, с. 195].

Социальная роль отца, оказавшись «вакантной», нарушает гармонию воспитательного процесса, формирует у несовершеннолетнего острое чувство ущербности, отсутствие образа-носителя «мужских качеств» и, безусловно, приводит его к социомаргинальности.

Рост количества детей, рожденных вне брака, значительное число разводов формируют условия для увеличения удельного веса так именуемых «материнских семей», и, большей частью, в молодом возрасте. Результатом указанного процесса становится крайняя уязвимость института семьи, а также рост числа проблем, которые охватывают почти все стороны жизнедеятельности подрастающего поколения.

В России наблюдается значительная деформация функций женщины в социуме (гендерный аспект). В дополнение к исполнению ее исторических и естественных предназначенных функций в настоящее время представительнице нашего государства, как правило, приходится взваливать на себя и функцию обеспечения материального достатка семьи.

Сочетание напряженной профессиональной деятельности женщины с исполнением ею материнских, семейных обязанностей приводит к самым отрицательным последствиям. Это, большей частью, проявляется в том, что она все время трудится с перегрузками, регулярно испытывает усталость, нервное напряжение, боязнь не справиться с многочисленными делами, у нее возникает высокая тревожность, ощущение враждебности мира, психические расстройства.

Не выдерживая указанного, многие женщины перестают дорожить семьями, внутренняя духовная связь между супругами и детьми утрачивает ценность и значение, возникает отчуждение [1, с. 178].

Отрицательно сказывается на индивиде сам факт лишения матери. Материнская же депривация, а конкретно нежелание заботиться о своем ребенке, приводит к тому, что у подростка образуется острое ощущение отторгнутости, заброшенности и ненужности. Указанное приводит к образованию напряженности в отношениях с окружающими лицами. Усиливается крайне отрицательное отношение к иным лицам, к самому себе, безусловно, образуется заниженная самооценка.

Мы полностью поддерживаем указанную позицию, считая, что данный факт выступает серьезным провокатором для осуществления лицом преступных деликтов.

По данным ГУ МВД России по Челябинской области за 2016 год, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей к административной ответственности привлечено 13 456 родителей. По инициативе работников ОВД за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей 442 человека лишены родительских прав [8].

Таким образом, подростковый возраст отличается множеством психических, физиологических и социальных особенных признаков индивида, последние из которых могут повлиять на последующую жизнь, в старшем возрасте. В подростковом возрасте индивид довольно восприимчив к воздействиям окружающей его социальной среды и разных процессов. Конкретно в связи с этим следует обеспечить несовершеннолетнему оптимальные условия его социализации. Данная функция возлагается, в первую очередь, на первичный институт социализации - семью. Ее роль в формировании личности человека, на самом деле, велика. Многие трудности человека, его комплексы и фобии зачастую связаны конкретно с семейными происшествиями отрицательного характера. Аналогично и положительные стороны индивида, большей частью, образуются в семье. Семья, как и любой иной социальный организм, может иметь разного рода отклонения, которые оказывают воздействие на человека. Статистика говорит сама за себя - для несовершеннолетних, которые выросли в неблагополучных семьях, риск осуществления преступного деяния увеличивается в 4 - 5 раз по сравнению с их сверстниками из обычных семей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Антонян, Ю.М. Криминология: Учебник / Ю.М. Антонян. - М.: Норма, 2015. - 425 с.

2. Бузько, Н.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: дисс...канд. юрид. наук / Н.М. Бузько. - Москва, 2002. - 223 с.

3. Малков, В.Д. Криминология: Учебник / В.Д. Малков. - М.: Проспект, 2015. - 526 с.

4. Старков, О.В. Криминология: Учебник / О.В. Старков. - М.: Юрист, 2014. - 397 с.

5. Усольцева, В.С. Влияние семьи на формирование девиантности подростка / В.С. Усольцева // Экономико-юридический журнал. - 2014. - № 7. - С. 52 - 57.

6. Штефан, А.В. Состояние преступности несовершеннолетних в современной России / А.В. Штефан // Проблемы развития территорий. - 2017. - № 2. - С. 62 - 66.

7. Щеголева, А.Н. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения / А.Н. Щеголева // Наука. Практика. Право. - 2015. - № 8. - С. 21 - 27.

8. Официальный сайт ГУ МВД России по Челябинской области. - https://74.xn--b1aew.xn--p1ai/

© Рыженкова Е.В., 2017

УДК 347

С.В. Терещенко

магистрант РГЭУ («РИНХ») г. Ростов-на-Дону, РФ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ФОРМ СОГЛАШЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются правовые возможности разработки различных форм соглашений о государственно-частном партнерстве на основе Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ. Проводится анализ возможности применения отдельных элементов соглашений, а также рассматривается актуальность расширения сферы применения Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ.

Ключевые слова

Государственно-частное партнерство, Закон о ГЧП, форма соглашения, модели проекта, право

собственности, ограниченное право.

Правовые формы государственно-частного партнерства (далее по тексту - ГЧП) требуют особого внимания при изучении особенностей содержания соглашений о ГЧП.

В научной литературе имеются различные понимания понятия формы ГЧП, также нет единой позиции о том, какие формы взаимодействия публичной власти и частных лиц стоит классифицировать как ГЧП. Например, Варнавский В.Г. дает понятие формам ГЧП как различным контрактам, которые государство заключает с частными компаниями [4]. Другие ученые определяют формы ГЧП более сложно, выделяя основные модели ГЧП, основанные на принципах распределения собственности, способов финансирования, управления и контроля проектом, например, выделяя модели оператора, кооперации, концессии, договорную и лизинга [5, с. 9]. Существует множество моделей и форм ГЧП. Ефремов А.А. в своей работе выделяет 22 основных модели ГЧП [6].

В современной России самой распространенной формой ГЧП является концессия. Однако, с принятием Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] (далее по тексту - Закон о ГЧП) такая ситуация должна измениться, поскольку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.