Научная статья на тему 'Формирование метапредметных умений подростков с девиантным повдением на уроках математики'

Формирование метапредметных умений подростков с девиантным повдением на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова М.А.

В данной статье рассмотрены подростки с девиантным поведением, а так же формирование у таких детей метапредметных умений. Здесь важным является создание условий, позволяющих обучающемуся с девиантным поведением в процессе обучения математике проявить свои способности, работать в соответствии со своими интересами. Все это требует особых подходов для достижения результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование метапредметных умений подростков с девиантным повдением на уроках математики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 378.1; 371.3

Рау Н. А.,

студент,

Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УТОЧНЕНИИ КАТЕГОРИИ «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ»

Аннотация

В статье описана практика уточнения категориального аппарата в структуре продуктивного использования педагогического моделирования и оптимизации средств самореализации личности в конструктах технологии системно-педагогического моделирования.

Ключевые слова

Педагогическое моделирование, педагогическая методология, технологии системно-педагогического моделирования.

Специфика уточнения и детализации словесно-логических моделей категории «самореализация» могут быть определены в конструктах использования технологии системно-педагогического моделирования [1-3], гарантирующей персонифицированный учет возможностей развития личности и общества в использовании научного исследования [4-5] и продуктов педагогического моделирования [6-9].

Самореализация в широком смысле - конструкт детерминации, оптимизации, модификации и реализации условий выявления противоречий и их решений в системе целеполагания и мотивации деятельности, визуализация особенностей которых может быть отражена в иерархии составных «хочу - могу - надо - есть», целостно описывающих практику самосохранения личности и общества в самоорганизации условий, принципов, средств, методов, ресурсов, технологий воспроизводства антропосреды как колыбели и продукте всех происходящий изменений в личности и ноосфере в целом.

Самореализация в узком смысле - процесс акмеверификации качества решения задач конструирования будущего в системе учета всех составных развития («хочу - могу - надо - есть»), фасилитирующих оптимальное воспроизводства опыта социальных отношений и способов продуктивного выбора личности в моделях деятельности и общения.

Самореализация в унифицированном смысле - процесс определения перспектив и возможностей их достижения, где личность верифицирует качество постановки целеполагания и рефлексии, мониторинга и контроля продуктивности выполнения всех звеньев определяемого процесса в педагогическом воспроизводстве условий и возможностей описываемого процесса.

Самореализация в локальном смысле - процесс и механизм решения задач продуцирования в модели ведущей деятельности и хобби, располагающих в единстве потенциалом оптимизации всех возможностей развития личности и общества.

Самореализация личности может быть исследована в структуре анализа портфолио обучающегося, профессионально-педагогических кейсов.

Портфолио обучающегося - совокупность описания достижений и их подтверждающих документов, определяемых в модели или конструкте объективного педагогического мониторинга, гарантирующего личности и обществу качественное решение задач продуктивного обучения и самореализации личности в различных социально значимых и личностно определяемых моделях и способах оптимизации заявленного педагогического процесса.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Профессионально-педагогический кейс - средство визуализации возможностей самоанализа личности педагога в конструктах детерминант и условий оптимизации качества решения профессионально-педагогических задач.

Список использованной литературы:

1. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.

2. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.

3. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.

4. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.

6. Кочуганов С. С. Самореализация как категория современной педагогики развития // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфр. (Томск, 25 мая 2016 г.) : в 5 ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2016. С.116-118.

7. Чеканов Н. Е. Возможности детерминации категории «самореализация» в структуре изучения основ педагогической деятельности // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч. -практ. конфер. (Томск, 25 мая 2016 г.) : в 5 ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2016. С.215-217.

8. Питнявко В.А., Козырева О.А. Статистический анализ анкетирования в модели исследования социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. №5.

9. Козырева О.А., Питнявко В.А. Педагогические конструкты социализации и самореализации личности в системе занятий сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5.

© Рау Н. А., 2016

УДК37

М.А. Сидорова

Студентка КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярск, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ

ПОВДЕНИЕМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены подростки с девиантным поведением, а так же формирование у таких детей метапредметных умений. Здесь важным является создание условий, позволяющих обучающемуся с девиантным поведением в процессе обучения математике проявить свои способности, работать в соответствии со своими интересами. Все это требует особых подходов для достижения результатов.

Ключевые слова

Метапредметные умения, обучение математике, девиантное поведение.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Актуальность проблемы формирования метапредметных умений при обучении математики в связи с переходом основной школы на стандарты нового поколения подтверждается появившимися в последнее время многочисленных публикаций, отражающих результаты исследований данной проблемы [1, 5 и др.]. Следует отметить, что в большинстве работ, предлагающих конструктивные решения проблемы формирования метапредметных умений в процессе обучения математике, речь идет об обучающихся имеющих определенную подготовку и не нарушающих правовые и нравстенные нормы. Между тем, анализ реальной школьной практики показывает, что обучающихся с девиантным поведением с каждым годом становится все больше. Для многих из них характерна потеря позиции школьника. Они не видят связи своего будущего с учебой, у них отсутствуют определенные жизненные цели, их потребности либо искажены, либо не развиты [4]. Все это требует особых подходов в обеспечении достижения новых образовательных результатов, в том числе и при обучении математике.

К основным принципам организации обучения математике подростков с девиантным поведением можно отнести следующие: повышение мотивации учения, систематичность и последовательность в отработке каждого умения, обязательное вовлечение в совместную деятельность, вовлечение в проектную деятельность [4]. Учет выделенных принципов при формировании метапредметных умений в процессе обучения подростков с девиантным поведением позволяет выделить следующие стратегии.

Навыки делового общения, умения слышать и догововариваться эффективнее формируются у детей с девиантным поведением при включении их групповую работу по достижению общей цели. При этом важным является предоставление им возможности выполнять функции лидера и отвечать за результат работы группы. Этому способствует применение на уроках математики учебных деловых игр [2], вовлечение школьников в решение проектных задач [3].

Очевидно, что девиантные дети нуждается в специальных знаниях, умениях и навыках исследовательского поиска, в умениях делать умозаключения и выводы из полученных сведений. Создание специальных учебных программ и методик, проектирования специального содержания обучения позволяющих воспитывать и развивать способности ребенка к верной мыслительной оценке, к исследованию и проектированию, также является одной из важных задач деятельности.

Каждый ребенок, посещающий школьное учреждение, должен иметь возможность проводить собственные исследования и выполнять творческие проекты, разной тематической направленности. Реализация этого направления работы требует разработки методики выбора темы работы, организации по сбору и обработке материалов и т.п. Здесь важным является создание условий, позволяющих обучающемуся с девиантным поведением в процессе обучения математике проявить свои способности, работать в соответствии со своими интересами. Ребенок должен почувствовать, с одной стороны, себя успешным в предлагаемом ему виде деятельности. С другой, увидеть заинтересованность педагога в положительных результатах его деятельностию

Обеспечение выделенных стратегий позволит не только сформировать метапердметные умения у обучающихся в девиантным поведением, но и сменить позицию таких обучающихся в образовательном процессе.

Список использованной литературы:

1. Новикова М.Н. Формирование метапредметных умений учащихся на уроках математики с помощью приемов технологии критического мышления // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы II Всерос. науч.-метод. конф. Красноярск, 2014. - С. 168 -173;

2. Тумашева О.В., Абрамова Е.В. Учебная деловая игра в процессе обучения математике // Вестник ОГУ. 2016. № 2 (190). - С. 62 - 66.

3. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. - № 10. - С. 27 - 30.

4. Тумашева О.В. Основные принципы организации обучения математике подростков с девиантным поведением // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы I Всерос. науч.-метод. конф. Красноярск, 2014. - С. 733 — 734.

5. Тумашева О.В. Формирование метапредметных умений при обучении математике: проблемы и пути решения // Математика в школе. - 2016. - № 2. - С. 35 - 38. и др.

© Сидорова М. А., 2016

УДК 37.013.2

А.В.Синчуков

К.п.н., доцент Кафедра высшей математики, РЭУ им. Г.В.Плеханова г. Москва, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ» В СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье приведены некоторые методические особенности учебного модуля «Дифференциальные уравнения», представлены его методические характеристики в контексте математической подготовки бакалавра экономики.

Ключевые слова

Дифференциальные уравнения, уровень сложности, уровень методической адаптации, уровень технологизации, уровень информатизации, эконофизика.

Проведенный логико-методический анализ уровней содержательной изученности и технологической разработанности проблемы прикладной направленности математической подготовки бакалавров экономики позволяет констатировать, что в настоящее время весь прикладной потенциал учебного модуля «Дифференциальные уравнения» в реализации прикладной направленности обучения математике в вузе остается реализованными не в полном объеме.

Результаты многолетнего педагогического эксперимента по технологизации и информатизации учебного модуля «Дифференциальные уравнения» (кафедра математического анализа, МПГУ; кафедра математических и естественно научных дисциплин, МГГУ им. М.А.Шолохова; кафедра высшей математики, МЭСИ; кафедра высшей математики РЭУ им.Г.В.Плеханова) в рамках создания целостной системы прикладной математической подготовки бакалавра в России представлены в статьях [1,2,4]. В качестве одной из причины трудностей практической реализации следует указать отсутствие или недостаток в существующих учебных печатных и электронных пособиях системы задач и упражнений, способной в полной мере обеспечить прикладную направленность подготовки бакалавра в соответствии современными требованиями.

Целенаправленное применение передовых педагогических технологий В.М. Монахова (технологии проектирования учебного процесса, проектирования методической системы обучения, проектирования образовательной траектории студента и т.д.) и современных информационных технологий, позволяет выделить следующие опорные разделы учебного модуля «Дифференциальные уравнения», содержание которых оказывает существенное влияние на уровень развития ключевых и предметных компетенций студента, готовности к принятию оптимальных решений [5].

В таблицах 1 и 2 представим компоненты инвариантного содержания учебного модуля «Дифференциальные уравнения», которым поставлены в соответствие следующие методические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.