Научная статья на тему 'Роль социальной фрустрации в формировании телесного Я-образа у юношей'

Роль социальной фрустрации в формировании телесного Я-образа у юношей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
709
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ / ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ / РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокофьева Н.С., Зотова Р.А., Цветков А.В.

В данной статье описывается исследование, направленное на выявление особенностей формирования телесного образа в юношеском возрасте под воздействием социальной фрустрации. Регуляторноличностные свойства, проводится сравнение восприятия своего телесного «Я» у юношей и девушек. Исследуется восприятие атмосферы в учебном коллективе у юношей и девушек под воздействием социальной фрустрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прокофьева Н.С., Зотова Р.А., Цветков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социальной фрустрации в формировании телесного Я-образа у юношей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 159.9.01

Прокофьева Н.С.,

ООО Содружество Атмосфера, психолог-консультант г. Москва, Российская Федерация Зотова Р. А.,

к.псх.н., Высшая школа психологии и бизнеса, профессор

г. Москва, Российская Федерация Цветков А. В., д.псх.н., заместитель директора по науке Центра нейропсихологии «Изюминка» г. Москва, Российская Федерация

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕЛЕСНОГО

Я-ОБРАЗА У ЮНОШЕЙ

Аннотация

В данной статье описывается исследование, направленное на выявление особенностей формирования телесного образа в юношеском возрасте под воздействием социальной фрустрации. Регуляторно-личностные свойства, проводится сравнение восприятия своего телесного «Я» у юношей и девушек. Исследуется восприятие атмосферы в учебном коллективе у юношей и девушек под воздействием социальной фрустрации.

Ключевые слова

Социальная фрустрация, телесный образ, регуляторно-личностные свойства, юношеский возраст.

Психологический анализ телесности касается не только патологических аспектов (внутренняя картина болезни), но и механизмов формирования телесного опыта, его смысловых аспектов телесного опыта, его связи с субъективной картиной мира личности, обращают внимание В.В. Николаева[11,12], О.Г. Мотовилин[10], В.Е. Каган[6], С.А. Кулаков[7].

Современные исследования личности человека, в области клинической психологии касаются, увы, в основном, только вопросов отношени к болезни (Соколова Е.Т.[14], Николаева В.В.[12], Тхостов А.Ш.[15]).

Однако представляется возможным посмотреть на данную проблему с несколько иного ракурса, формирования телесного Я-образа с точки зрения различных психических состояний, которым оно может быть подвержено.

В качестве модели психического состояния нами предложена социальная фрустрация: крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, возникающая в условиях отрицательной социальной оценки, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать дезорганизации сознания и деятельности[3].

Продолжая мысль, прозвучавшую в данном определении, можно предположить, что фрустрация, приводя к дезорганизации сознания и деятельности, может также оказывать влияние на возникновения различных соматических заболеваний или формирование телесного образа.

Влияние фрустрации на телесный опыт почти не рассматривается, хотя проблемами фрустрации как отдельно взятым явлением занимались: В.П. Зинченко[4], Б.Г. Мещеряков[9], К.К. Платонов[13], Р.М. Грановская[2].

Р.М. Грановская придерживается мнения о том, что «фрустрация есть эмоциональная реакция на помеху к достижению осознанной цели».

Американские исследователи Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон[19] рассматривая проблему фрустрации, делают акцент на конструктивной составляющей фрустрации для личности, полагая, что фрустрацию можно расценивать как движущий механизм, способствующий развитию личности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

H.Д. Левитов, рассматривает фрустрацию как психическое состояние, возникающее в условиях сильной мотивации удовлетворить значимую потребность и наличия препятствия для осуществления, которое непреодолимо или субъективно понимается как непреодолимое, что часто выражается в характерных особенностях переживания, в том числе и телесного образа "Я" и поведения, которое нередко сопровождается социальной дезадаптацией.

Кроме того, Н.Д. Левитов особое внимание уделяет понятию «толерантность», а также тому, что воздействие фрустраторов может приводить к возникновению различных реакций (стенических и астенических). По его мнению, толерантность представляет собой отсутствие тяжелых переживаний в ответ на воздействие фрустрации [8] и может проявляться в следующих формах: а) спокойное рассудительное отношение к ситуации; б) сдерживание негативных реакций; в) принимать форму бравады, что на самом деле является вариантом маскирования негативных реакций [8]. В таком случае толерантность как явление приобретает охранительно-приспособительную форму и не может быть рассмотрена с позиции «сознательного претерпевания» негативных воздействий [1].

Исходя из изложенного выше, закономерно возникает вопрос о том, какая возрастная категория людей может быть наиболее подвержена воздействию социальной фрустрации; в каком возрастом периоде толерантность, как некий защитный механизм, может быть недостаточно зрелой, а воздействие социальной фрустрации наиболее выраженным?

Мы предполагаем, что в период ранней юности (15-17 лет), фрустраторы могут оказать наиболее выраженное влияние на формирование личности и телесного образа в частности.

В своих исследованиях юношеского возраста Э. Эриксон одним из центральных новообразований указывает поиск идентичности [18], обретение целостности и баланса между интенсивно развивающимся внутренним миром и требованиями социальной среды. Понятие идентичности по Эриксону неразрывно связано с обретением собственного «Я». В процессе личностного развития в результате взаимодействия с окружающими людьми у человека возникает определенный баланс внутренних сил и внешних воздействий, обеспечивающий полноценную адаптацию личности в обществе.

Согласно Д.И. Фельдштейну [16] ведущей деятельностью подросткового возраста является общение, особой формой которого в данном возрасте является интимно-личностное, реализуемое не столько через систему «подросток-взрослый», а через взаимодействие «подросток-подросток». Таким образом, через принятие со стороны сверстников осуществляется поиск Эго-идентичности, происходит ориентировка в системе ценностей, которая не может быть целиком осуществлена при помощи взрослого.

Можно предположить, что воздействие социальной фрустрации, при условии низкой толерантности к фрустраторам, может привести, в данный возрастной период, к различного рода невротическим реакциям, повлиять на формирование личности, а также привести к искажению телесного образа «Я».

Проведенный анализ литературных данных позволяет нам формулировать следующие гипотезы исследования:

I. Существуют половые особенности уровня развитости регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств.

2. Существуют половые особенности восприятия своего физического Я.

3. Социальная фрустрированность будет оказывать влияние на регуляторные процессы, регуляторно-личностные свойства, восприятие коллектива и телесный потенциал личности.

Для проверки выдвинутых гипотез нами был выбран следующий диагностический инструментарий:

С целью исследования образа телесного «Я» использовались следующие методики:

• опросник саморефлексии телесного потенциала Ложкин Г. В., Рождественский А. Ю.;

• гомункулус Семенович А.В.

с целью исследования социальной фрустрации:

• опросник ССП - 98 Моросанова В. И.

• методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (модификация Бойко ВВ.)

• опросник Фидлера А.Ф.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

В исследовании приняли участие юноши (50 человек) и девушки (50 человек) в возрасте от 16 до 19 лет, средний возраст которых составлял 17,5±1,2 лет, среднегрупповой возраст как у юношей так и у девушек (17,5±1,2). Выборка респондентов является однородной по возрасту и полу. Результаты исследования и обсуждение.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели развития индивидуальной саморегуляции /Х±о /

Шкалы Все Юноши Девушки

Планирование 5,59±1,93 6,46±0,99 4,72±2,23

Моделирование 3,62±1,47 3,06±1,25 4,18±1,47

Программирование 5,08±1,8 5,64±1,29 4,52±2,05

Оценивание результатов 3,8±1,56 3,24±1,12 4,36±1,75

Гибкость 5,08±1,68 5,8±1,25 4,36±1,76

Самостоятельность 5,07±1,83 6,06±1,13 4,08±1,87

Общий уровень саморегуляции 23,82±4,35 25,54±3,04 22,1±4,79

В результате дескриптивной статистики было выявлено, что у исследуемых респондентов среднегрупповые показатели планирования (5,59±1,93), программирования (5,08±1,8), гибкости (5,08±1,68) и самостоятельности (5,07±1,83) находятся в пределах среднего уровня развития, а такие шкалы, как моделирование (3,62±1,47) и оценивание результатов (3,8±1,56) развиты плохо. Однако такую закономерность можно проследить только у юношей (таблица 1), у девушек среднегрупповые показатели по всем исследуемым шкалам саморегуляции имеют практически одинаковые значения. Если рассматривать с точки зрения половых различий в уровне выраженности саморегуляции, то видно, что у юношей по шкалам планирования, программирования, гибкости и самостоятельности среднегрупповые значения выше и находятся на уровне выше среднего развития саморегуляции, в то время как у девушек, все исследуемые шкалы находятся в пределах ниже среднего уровня развития саморегуляции.

Приведенный непараметрический и-критерий Манна-Уитни, который был использован в связи с тем, что практически все исследуемые данные не подчиняются закону нормального распределения, на выявления половых различий показал, что по таким шкалам, как планирование (и=657,5, 2=-4,08 при р<0,001), программирования (и=851,5, г=-2,75 при р=0,006), гибкости (и=606,5, 2=-4,44 при р<0,001) и самостоятельности (и=486,5, 2=-5,26 при р<0,001) у юношей наблюдаются значимо более высокие значения, а у девушек по сравнению с юношами, значимо более высокие значения наблюдаются по шкалам моделирования (и=707, 2=3,74 при р<0,001) и оценивания результатов (и=776, 2=3,27 при р<0,001). К тому же, сравнивая общий уровень саморегуляции, у юношей этот показатель также значимо выше, чем у девушек (и=724, 2=-3,63 при р<0,001).

Судя по среднегрупповым показателям, психологическую атмосферу в коллективе респонденты оценивают как удовлетворительную (34,2±10,4), однако юноши оценивают атмосферу в коллективе более положительно (25,9±4,7), чем девушки (42,4±7,6), и данное различие статистически значимо (и=79, 2=8,07 при р<0,0001).

Также было выявлено, что среднегрупповой показатель социальной фрустрированности находится в пределах пониженного уровня фрустрированности (1,5±1,04), причем у юношей среднегрупповой показатель находится на очень низком уровне социальной фрустрированности (0,6±0,2), а у девушек этот показатель достигает умеренного уровня выраженности (2,5±0,5). Данное различие между юношами и девушками по уровню выраженности социальной фрустрированности статистически значимое (и=1, 2=8,6 при р<0,0001).

Также было получено, что у девушек, чем ниже уровень социальной фрустрированности они испытывают, тем хуже они оценивают психологический климат в своем учебном коллективе.

В связи с такими результатами, было принято решение проверить, существует ли влияние

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

испытываемого уровня социальной фрустрации на восприятие психологической атмосферы в коллективе учащихся, как у юношей, так и у девушек. Для того чтобы, проверить данное предположение был использован простой регрессионный анализ.

Таблица 2

Выявление влияния испытываемого уровня социальной фрустрированности на восприятие

психологической атмосферы в учебном коллективе в зависимости от пола

Респонденты Multiple R Multiple R2 df ß F p

Юноши 0,20 0,04 1 0,2 2,07 0,1565

Девушки 0,45 0,20 1 -0,45 12,06* 0,0011

Примечание: * отмечены значимые F-критерии

Выявлено (таблица 2), что уровень испытываемой социальной фрустрированности оказывает влияние на восприятие психологической атмосферы в учебном коллективе только у девушек ^=12,06 при р=0,001). Причем, если рассматривать полученные Р-коэффициенты (Р=-0,45), то видно, что снижение уровня испытываемой социальной фрустрированности будет сопровождаться более отрицательными оценками психологического климата в учебном коллективе.

Далее нами были рассмотрены и проанализированы результаты, полученные по методикам, направленных на диагностику социальной саморефлексии телесного потенциала и восприятия своего физического Я.

Таблица 3

Среднегрупповые показатели типов репрезентации телесного потенциала /Х±о /

Тип репрезентации Все Юноши Девушки

Витальный 27,2±7,4 25,3±7,1 29±7,2

Просоциальный 27,8±6,5 26±6,1 29,6±6,5

Личностный 29,2±6,4 29,5±6,1 28,8±6,8

Общий балл 84,1±16,2 80,8±13,1 87,4±18,3

В ходе дескриптивного анализа было выявлено (таблица 3), что у респондентов более выражен личностный тип репрезентации телесного потенциала (84,1±16,2 или 8 стайнанов). Если рассматривать полученные данные по половому признаку, то несмотря на то, что у юношей общий показатель несколько ниже (80,8±13,1 или 7 стайнанов), чем у девушек (87,4±18,3 или 8 стайнанов), все же, среднегрупповые показатели для обоих полов находятся на уровне личностного типа репрезентации телесного потенциала.

Проведенный и-критерий Манна-Уитни показал, что у девушек значения по витальному (и=888,5, 2=2,49 при р=0,01), просоциальному типам (и=851, 2=2,75 при р=0,006) и общему баллу (и=958, 2=2,17 при р=0,03) значимо выше, чем у юношей. что может говорить о том, что в группе девушек, вероятно, будет наблюдаться большее количество случаев доминирования личностного типа репрезентации телесного потенциала. Для этого было подчитано процент доминирования одного из типов репрезентации во всей выборке и в группах, разделенных по половому признаку.

У исследуемых респондентов наблюдается преобладание личностного типа репрезентации телесного потенциала (75%), над просоциальным (24%), а витальный тип (1%) практически не представлен в данной выборке. Причем личностный тип репрезентации телесного потенциала значимо чаще встречается, чем просоциальный тип (%2=52,03 при р<0,0001). В группе как юношей (68%), так и девушек (82%), также преобладает личностный тип репрезентации телесного потенциала. К тому же как у юношей (%2=12,96 при р<0,001), так и у девушек (%2=43,58 при р<0,0001), личностный тип репрезентации значимо чаще встречается, чем просоциальный тип. Между юношами и девушками существует только тенденция (р=0,08) к преобладанию личностного типа репрезентации телесного потенциала у девушек, по сравнению с юношами, т.е. у девушек чаще, чем у юношей телесный потенциал непосредственно интегрируется в Я-структуру, становится его имманентной характеристикой, которая ни при каких условиях не может быть отделена от Я как целостного психотелесного существа.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

Также необходимо рассмотреть восприятие своего физического Я, исследованного через методику «Гомункулус».

Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод, что у девушек, образ своего физического Я (4,38±1,24) приближен к значениям, свойственных здоровым людям с неизмененным отношением к своему физическому Я (Цветков А.В.[17]), в то время, как у юношей наблюдаются более низкие показатели (3,94±1,45), причем это различие между юношами и девушками статистически значимое (U=851, Z=2,75 при р=0,006).

Для выявления значимых различий между полученными данными в ранее проведенном фундаментальном исследовании (Цветков А.В.[17]) и результатами настоящего исследования, был проведен одновыборочный t-критерий Стьюдента.

Таблица 4

Результаты одновыборочного t-критерия Стьюдента при сравнении особенностей восприятия образа физического Я у юношей и девушек с показателями нормы

Респонденты t-value df p

Юноши -1,76 49 0,0851

Девушки 0,45 49 0,6512

Судя по результатам сравнения (таблица 4), между показателями восприятия своего образа физического Я у девушек (4,38) и группы нормы (4,3), значимых различий не существует. У юношей (3,94) выявлена тенденция (р=0,08) к более низким показателям дифференцированности образа физического Я, что может вести за собой «одномерность» его восприятия.

Таблица 5

Результаты одновыборочного ^критерия Стьюдента при сравнении особенностей восприятия образа физического Я у юношей и девушек с показателями, характерными для юношеского возраста

Респонденты t-value df p

Юноши -0,29 49 0,7709

Девушки 2,16* 49 0,0356

Примечание: * отмечены значимые ^критерии

Однако, если сравнивать с показателями образа физического Я у юношей (4) и, результатами, полученными в ходе данного исследования (таблица 5), то видно, что при сравнении показателей восприятия образа физического Я у юношей из данного исследования и ранее проведенного исследования, значимых различий выявлено не было. Однако у девушек при сравнении были выявлены значимые различия ^=2,16 при р=0,04), которые указывают на более развитое восприятие образа своего физического Я, соответствующее следующему возрастному этапу - взрослости. Таким образом, можно предположить, что данный факт указывает на более высокий темп развития у девушек, нежели у юношей.

Для того, чтобы увидеть общую картину взаимосвязей особенностей саморегуляции респондентов, их восприятия того коллектива, где они учатся, их эмоционального состояния и «телесности», был проведен корреляционный анализ Спирмена отдельно для юношей и девушек.

В ходе анализа было выявлено, что у юношей прямопропорциональные (положительные) связи между: оцениванием психологической атмосферы в коллективе и оцениванием результатов (г=0,28 при р<0,05); образом физического Я и самостоятельностью (г=0,48 при р<0,05); образом физического Я и общим уровнем саморегуляции (г=0,29 при р<0,05).

И обратнопропорциональные (отрицательные) связи между: витальным типом телесной репрезентации и образом физического Я (г=-0,4 при р<0,05); просоциальным типом телесной репрезентации и моделированием (г=-0,41 при р<0,05); просоциальным типом телесной репрезентации и общим уровнем саморегуляции (г=-0,3 при р<0,05); личностным типом телесной репрезентации и оцениванием результатов (г=-0,29 при р<0,05); общим баллом телесной репрезентации и оцениванием результатов (г=-0,35 при р<0,05); общим баллом телесной репрезентации и общим уровнем саморегуляции (г=-0,29 при р<0,05); общим баллом телесной репрезентации и образом физического Я (г=-0,31 при р<0,05).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

У юношей были выявлены прямопропорциональные (положительные) связи между: уровнем социальной фрустрированности и программированием (r=0,39 при р<0,05); уровнем социальной фрустрированности и общим уровнем саморегуляции (r=0,34 при р<0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И обратнопропорциональные (отрицательные) связи между: оцениванием психологической атмосферы в коллективе и программированием (r=0,31 при р<0,05); уровнем социальной фрустрированности и оцениванием психологической атмосферы в коллективе (r=-0,41 при р<0,05); личностным типом телесной репрезентации и планированием (r=-0,29 при р<0,05); личностным типом телесной репрезентации и оцениванием результатов (r=-0,35 при р<0,05).

Также, для выявления влияния уровня социальной фрустрированности на исследуемые психологические параметры, был проведен простой регрессионный анализ.

В ходе анализа было доказано, что уровень социальной фрустрированности оказывает влияние на планирование (F=13,4, ß=-0,35 при р=0,0004), моделирование (F=19,8, ß=0,41 при р=0,00002), оценивание результатов (F=16,9, ß=0,38 при р=0,0001), гибкость (F=20,1, ß=-0,41 при р=0,00002), самостоятельность (F=32,3, ß=-0,5 при р<0,0001), общий уровень саморегуляции (F=6,9, ß=-0,26 при р=0,01), оценку психологической атмосферы в коллективе (F=78,7, ß=0,67 при р<0,0001), витальный тип (F=5,7, ß=0,23 при р=0,02) и просоциальный тип (F=7,6, ß=0,27 при р=0,007) телесной репрезентации. Причем уровень социальной фрустрированности детерминирует оценивание психологической атмосферы в коллективе на 50%.

Выводы.

1. Существуют половые особенности уровня развитости регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств и половые особенности восприятия своего телесного Я. Половые особенности стали первоочередными, а уровень социальной фрустрированности - вторичным фактором, влияющим на исследуемые особенности личности.

2. Планирование деятельности более осознанное, детализированое и реалистичное, они склонны проявлять гибкость в достижении целей, склонны к гибкой перестройке программы действий при изменении обстоятельств.

3. Девушки умеют выделять значимые явления для достижения целей на текущий момент времени и на будущее время. Им свойственно адекватно оценивать результаты, как общей цели, так и всей деятельности на пути к цели.

4. Юноши склонны к положительной оценке атмосферы в коллективе по сравнению с девушками.

5. У юношей выявлен низкий уровень социальной фрустрации по сравнению с девушками.

6. Девушки в среднем продемонстрировали умеренные показатели социальной фрустрированности, но были выявлены повышенный и высокий уровни. При этом, у девушек при более низких показателях социальной фрустрации проявлялась негативная оценка атмосферы в коллективе.

7. Было выявлено, что для данного возраста характерно личностная репрезентация телесного потенциала, но у юношей и девушек встречается просоциальный тип. При этом, для юношей просоциальный более характерен, чем для девушек. Витальный тип встречается редко и только у девушек.

8. Восприятие своего телесного «Я» более адекватно развито у девушек, чем у юношей, что указывает на снижение дифференциации своей телесности у юношей и высокий темп развития восприятия своего физического «Я» у девушек.

Список использованной литература:

1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1986. - 498с.

2. Грановская Р.М. Психологическая защита. — СПб.: Речь, 2007

3. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. - 1967. - № 1. - С. 21-29.

4. Зинченко В.П. От генезиса ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Наука, 1983. - С. 140-149

5. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития //Вопросы психологии. № 3-4, 1992 С. 50-60

6. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья и психосоматический потенциал индивида // Психогенные и психосоматические расстройства: Тезисы научной конференции 24-25. XI. 1988. Тарту, 1988. Т. 1. С. 201-204.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

7. Кулаков С.А. Основы психосоматики. — СПб. :Речь , 2003 . —288с,илл.

8. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С.118-129.

9. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., «Олма-Пресс», 2005. -С. 580.

10.Мотовилин О.Г. Развитие представлений о собственном теле у детей в условиях семьи и интерната: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.04. - Москва, 2001. - 188 с.

11.Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. № 1. Т. 24. С. 119-126.

12.Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.,1987

13.Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности в истории советской психологии // Социальная психология личности. М., 1969

14.Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях [Учеб. пособие]. - М. SvR-Аргус 1995. - 359 с.

15.Тхостов А.Ш., Степанович Д.А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С.128-134.

16.Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды: В 2 т. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005 - .Т. 2. - 454 с.

17.Цветков А.В. Образ Я: структура, функции, развитие. - М.: Издательство «Спорт и Культура -2000»,2012. - 176с.

18.Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 416 с

19.D. Krech, R. Crutchfield and N. Livson. Elements of psychology. N. Y., 1969, pp.219-229.

© Прокофьева Н.С., Зотова Р.А., Цветков А.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.624.3

Т.А. Двойнина ФГБОУ ВО ГАГУ г. Горно-Алтайск, Российская Федерация

СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ КАК ПРИЧИНА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Статья просвещенна изучению вопроса влияния семейного насилия на формирование девиантного поведения подростков. Автор рассматривает причины и последствия девиантного поведения подростков.

Ключевые слова

Семейное насилие, девиантное поведение, семья, дисгармония, ролевая структура.

Семья является фундаментальным социальным институтом, непосредственно участвующим в социализации личности. Можно с полной уверенностью сказать, что нет практически ни одного психосоциального аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий.

Семья как агент первичной социализации в течение длительного времени играет основополагающую роль в становлении личности человека, причем на различных возрастных этапах роль семьи меняется и носит специфические особенности.

Но, несмотря на значимость семьи в современном мире она находится в незащищенном положении. Уже ни для кого не является секретом, что традиционный институт семьи подвержен кризисным явлениям, что приводит к дисгармонии в ролевой структуре.

Под дисгармонией следует понимать невыполнение семьей своих основных функций, частичное или полное неудовлетворение потребностей членов семьи, отсутствие эмоциональной связи, порождающее нарушение коммуникативных каналов. Зачастую дисгармоничные отношения супругов являются причиной дисфункциональных отношений «дети-родители», к которым подростки очень восприимчивы, к тому же в силу своего психоэмоционального состояния в пубертатном периоде, дисгармония в семейной ролевой структуре воспринимается ими более остро.

Наиболее тяжелым по своим последствиям проявлением дисгармонии в семье является бытовое насилие.

По официальным данным ООН, ежегодно в мире около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет подвергаются насилию со стороны родителей. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2% -самоубийство. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей [2].

Не следует упускать из внимания и тот факт, что эти данные не отражают всю негативную картину в целом, поскольку семейное насилие и как следствие, преступления, совершаемые в семейно-бытовой сфере, обладают большой латентностью. Но, если совершеннолетние члены семьи, подвергшиеся насилию, как правило, не обращаются за помощью по собственному внутреннему выбору, в силу страха, ложного стыда, нежелания разрушать семью, то подростки помимо совокупности психологических факторов еще и просто не знают где искать помощи. Ведь именно семья должна в первую очередь осуществлять охранительную функцию по отношению к подросткам, как в психосоциальном, так и физическом плане. Но если угроза исходит непосредственно из самой семьи, а не от внешних факторов, как быть подростку? Не имея возможности противостоять сложившейся ситуации в семье, у подростка начинает формироваться девиантное поведение, которое может быть выражено как вербально, так и в виде поступков.

Насилие в семье может проявляться в следующих видах: физическое, сексуальное, психическое, экономическое, эмоциональное. Так же насилие может выражаться в пренебрежении к нуждам ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.