МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
«P» (исполнитель) это выполнять работу и выдавать результат — делать то, что должно быть сделано. Функция «I» (интегратор) про людей. Про то, как выстраивать отношения внутри команды и с клиентами. Везде где требуется психология и эмпатия включаются интеграторы. Они видят какие люди могут работать друг с другом, а какие нет.
Как и К. Юнг, И. Адизес считает, что в результате ранней социализации у человека хорошо развиваются только две функции, при этом одна из них будет основная, а вторая - поддерживающая. Так, например, это могут быть предпринимательство и производительность. Его заслуга в том, что он привел в соответствие организационные роли и типы людей, упростив менеджменту задачу оперативного управления. Теперь, подбирая сотрудника для той или иной должности или командной роли в проекте, руководитель может понимать, насколько тот или иной сотрудник соответствует поставленной ему задаче. На сегодняшний день школой И. Адизеса хорошо разработаны коды (и диагностический аппарат для их измерения) для большинства организационных функций и ролей. Например, код юриста - АР, код маркетолога EIp, код секретаря APi и т.д. Это позволяет эффективно применять данную методологию на практике.
Степень формализации и детализации профессионально-функциональных компонентов той или иной роли зависит от величины организации. В небольших организациях нет необходимости в обстоятельных формальных предписаниях, поскольку деятельность их членов, как правило, многофункциональна. Чем больше величина организации, тем она сложнее для управления. Поэтому требуется увеличение внимания к формализации и детализации обязанностей работников, не исключая возможность их самостоятельности в известных рамках.
Список использованной литературы:
1. Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В.В. Зеленским, под общ. ред. В.В. Зеленского. - СПб.: Азбука, 2001. С. 538.
2. Семина Е. Типология Майерс-Бриггс и управление персоналом. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://mastermanagement.ru/useful/article/tipologiya-mayers-briggs-i-upravlenie-personalom
3. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. Сп-б.: Питер, 2008. С. 560.
© Мазаева М.Р., Луферова А.Д., 2017
УДК 159.9.07
И.В.Овечкина
педагог - психолог МБОУ «СОШ 52» г. Новокузнецк, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР - СПОРТСМЕН»
Аннотация
Научные знания о формировании и проявлении психологического климата в команде являются неотъемлемой частью тренировочного процесса, практичны и влияют на спортсменов не сами по себе, а через тренерскую деятельность и постоянно опосредуются взаимоотношениями тренера со спортсменами.
Ключевые слова
Межличностные отношения, психологический климат, спортивная деятельность. Межличностные отношения являются основой в формировании социально - психологического
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
климата в коллективе, играют немаловажную роль в росте спортивных достижений ее участников, являются показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов.
Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, возникающих в результате достижения командой успеха или, наоборот, неудачи. Но наличие самого благоприятного психологического климата не исключает периодического возникновения в группе конфликтов - острых противоречий, возникающих между членами группы при наличии у них взаимоисключающих форм поведения. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Одной из существенных характеристик является удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями, которые наряду с физической и технико-тактической подготовкой, являются одними из основных составляющих достижения высокого спортивного результата.
Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена играет тренер, от которого зависит, как будут развиваться взаимоотношения в команде, и как они в дальнейшем будут проявляться в достижениях спортивных результатов. Важно сплотить команду в единое целое. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд. Сплоченный коллектив, отличается способностью к быстрой мобилизации, сопереживанию успехов и неудач.
Следует различать психологический климат и психологическую атмосферу. В отличие от первого, атмосфера способна быстро изменяться под влиянием тех или иных обстоятельств; климат же - явление более устойчивое. Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Неустойчиво благоприятный климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей и сложностям при достижении групповой цели.
Цель работы: изучить межличностные отношения в системе «тренер-спортсмен» как составляющие психологического климата хоккейной команды.
Гипотеза: мы предполагаем, что определяющей основой психологического климата в спортивной команде являются межличностные отношения в системе «тренер-спортсмен».
Задачи:
1) Изучить теоретические исследования по проблеме межличностного взаимодействия тренера и спортсмена и психологического климата в команде.
2) Подобрать методики для изучения межличностных отношений в системе «тренер - спортсмен» и определения психологического климата в команде.
3) Проанализировать полученные данные.
Для решения задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно - методической литературы по данной работе
2. Анкетирование
3.Наблюдение
4. Математическая обработка результатов исследования
В исследовании принимало участие 25 мальчиков, обучающихся в 7 классе школы 52. Подростки занимаются в секции хоккея с шайбой в ледовом дворце спорта кузнецких металлургов г.Новокузнецка.
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ научно - методической литературы, который
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
позволил определить цель исследования и гипотезу, поставить соответствующие задачи, подобрать методы исследования.
На втором этапе дважды проводилось психологическое тестирование и наблюдение за игроками с целью оценки психологического климата в команде и определение межличностных отношений между игроками и тренером. В ходе проведения педагогического эксперимента были реализованы мероприятия, проводимые 3 раза в неделю во время тренировочного процесса, направленные на улучшение психологического климата всех его участников.
По результатам исследования взаимоотношений между тренером и спортсменами были получены следующие данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Средние значения параметров исследования взаимоотношений между тренером и спортсменами в начале эксперимента (балл)
Показатели Итог
Гностический Эмоциональный Поведенческий
6,29±1,8 6,29±0,9 6,71±0,7 19,29
Данные проведенного нами исследования помогают представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой, по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю.
Гностический параметр - средняя арифметическая оценка- 6,29 из 8 возможных баллов. Спортсмены оценивают уровень компетентности тренера как специалиста достаточно высоко.
По эмоциональному параметру респонденты дали своему тренеру более высокую оценку- 6,29 из 7 возможных баллов. Это говорит о том, что в данной команде тренер симпатичен спортсменам как личность, что возможно определяет успешность тренировочного процесса.
Поведенческий параметр - был оценен спортсменами в 6,71 баллов из 8 возможных, что является хорошим показателем благоприятных межличностных отношений в системе «тренер- спортсмен».
В основном в команде создана благоприятная психологическая атмосфера взаимопонимания и уважения, эмоциональной поддержки, о чем и свидетельствуют результаты опроса. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Каждый член группы участвует в формировании психологического климата и ощущает на себе его влияние. Положительный или отрицательный настрой в команде передается от одного человека к другому, определяя модель самочувствия, поведения и, как следствие, результативность. Общий эмоциональный настрой во многом зависит от тренера.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива мы воспользовалась картой-схемой А. Н. Лутошкина.
Проведя тест на определение психологического климата группы выявили, что 60 % считают психологический климат в команде устойчиво благоприятным с точки зрения индивида, а 40% опрошенных указывают на неустойчивость психологического климата.
Отрицательная оценка социально-психологической атмосферы в коллективе свидетельствует о неудовлетворенности человека положением дел в коллективе.
Далее рассчитываем среднегрупповую оценку психологического климата (в начале эксперимента) по формуле: где М - число членов группы.
С (общее) С (группы) = М = 26,5
Вывод: климат устойчиво благоприятен, но находится ближе к границе с устойчиво неблагоприятным климатом.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
После проведения мероприятий, направленных на сплочение коллектива было проведено повторное исследование на изучение психологического климата в команде (табл. 2).
Таблица 2
Оценка психологического климата в команде до и после проведения эксперимента (%)
Психологический климат в команде До После
Устойчиво благоприятный (>25 баллов) 60 70
Устойчиво неблагоприятный (0-25 баллов) 40 30
Неблагоприятный (<0 баллов) 0 0
Среднегрупповая оценка психологического климата (в конце эксперимента) по формуле: где М -число членов группы.
С (общее) С (группы) =-М- = 27,9
Вывод: после проведения мероприятий, направленных на улучшение психологического климата он также устойчиво благоприятен, но с тенденцией к улучшению, что говорит об эффективности используемых методов и необходимости продолжать начатую работу.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что необходимо обратить внимание на детей, которые определили психологический климат в команде как неустойчиво благоприятный, так как у них есть эмоциональные проблемы в повседневном общении и эмоции мешают устанавливать контакты с людьми, что ведет к ухудшению исследуемого показателя.
Анализ показателей, сопоставление их с оценками самого тренера позволяет вносить коррективы в работу с командой, избегать серьезных конфликтов и недоразумений.
Таким образом, профессионально важные качества у тренеров-преподавателей всегда основываются на их индивидуально-личностных и социально обусловленных качествах: нравственных, поведенческих, проявляемых как в коллективе, так и в работе. Профессионально важные качества тренера-преподавателя влияют на эффективность профессиональной деятельности, от которой зависит достижение вершин профессиональной культуры и мастерства.
В заключение необходимо сказать, что все личностные качества спортсмена и тренера, находясь в сложном взаимодействии, по-разному проявляются в различных ситуациях, создают мир отношений, который в одних случаях помогает успешному развитию деятельности и способностей тренера и спортсменов, а в других тормозит это развитие. Список использованной литературы:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учебное пособие. - М.: Издат-во «Ось», 2009. -176 с.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1996.
3. Деркач А.А., Исаев А.А.. Творчество тренера. - М.: ФиС, 1992.
4. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков.- М.: Академия, 2009.
5. Кретти Б. Психология в современном спорте.- М.: Физкультура и спорт, 2008.
6. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство тренера как фактор развития способностей воспитанников// Вопросы психологии. - 1994.- №1.
7. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М., 1980.
8. Хотулева М.С. Влияние психотехнических упражнений на социально-психологический климат и сплоченность спортивной команды //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2009. - №1.
9. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., Физкультура и спорт, 1988. - 270 с.
© Овечкина И.В., 2017
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 159.9.01
Прокофьева Н.С.,
ООО Содружество Атмосфера, психолог-консультант г. Москва, Российская Федерация Зотова Р. А.,
к.псх.н., Высшая школа психологии и бизнеса, профессор
г. Москва, Российская Федерация Цветков А. В., д.псх.н., заместитель директора по науке Центра нейропсихологии «Изюминка» г. Москва, Российская Федерация
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕЛЕСНОГО
Я-ОБРАЗА У ЮНОШЕЙ
Аннотация
В данной статье описывается исследование, направленное на выявление особенностей формирования телесного образа в юношеском возрасте под воздействием социальной фрустрации. Регуляторно-личностные свойства, проводится сравнение восприятия своего телесного «Я» у юношей и девушек. Исследуется восприятие атмосферы в учебном коллективе у юношей и девушек под воздействием социальной фрустрации.
Ключевые слова
Социальная фрустрация, телесный образ, регуляторно-личностные свойства, юношеский возраст.
Психологический анализ телесности касается не только патологических аспектов (внутренняя картина болезни), но и механизмов формирования телесного опыта, его смысловых аспектов телесного опыта, его связи с субъективной картиной мира личности, обращают внимание В.В. Николаева[11,12], О.Г. Мотовилин[10], В.Е. Каган[6], С.А. Кулаков[7].
Современные исследования личности человека, в области клинической психологии касаются, увы, в основном, только вопросов отношени к болезни (Соколова Е.Т.[14], Николаева В.В.[12], Тхостов А.Ш.[15]).
Однако представляется возможным посмотреть на данную проблему с несколько иного ракурса, формирования телесного Я-образа с точки зрения различных психических состояний, которым оно может быть подвержено.
В качестве модели психического состояния нами предложена социальная фрустрация: крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, возникающая в условиях отрицательной социальной оценки, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать дезорганизации сознания и деятельности[3].
Продолжая мысль, прозвучавшую в данном определении, можно предположить, что фрустрация, приводя к дезорганизации сознания и деятельности, может также оказывать влияние на возникновения различных соматических заболеваний или формирование телесного образа.
Влияние фрустрации на телесный опыт почти не рассматривается, хотя проблемами фрустрации как отдельно взятым явлением занимались: В.П. Зинченко[4], Б.Г. Мещеряков[9], К.К. Платонов[13], Р.М. Грановская[2].
Р.М. Грановская придерживается мнения о том, что «фрустрация есть эмоциональная реакция на помеху к достижению осознанной цели».
Американские исследователи Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон[19] рассматривая проблему фрустрации, делают акцент на конструктивной составляющей фрустрации для личности, полагая, что фрустрацию можно расценивать как движущий механизм, способствующий развитию личности.