ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
С. Т. Джанерьян
д-р психол. наук, профессор, кафедра психологии личности, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
И.Н. Астафьева
канд. психол. наук, преподаватель, кафедра психологии личности, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ (ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК) В СВЯЗИ С ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ
Аннотация. В статье обобщены аспекты исследования фрустрации, обоснована возможность изучения социальной фрустрированности личности и эмпирические критерии ее выраженности. Эмпирически установлена обусловленность специфики выраженности социальной фрустрированности и социальной адаптации/дезадаптации, а также содержания ведущих фрустраторов в разных сферах их жизнедеятельности половой дифференциацией студентов. Выявлено, что психологические особенности юношей и девушек избирательно усиливают выраженность их социальной фрустрированности.
Ключевые слова: фрустрация личности, социальная фрустрированность, выраженность социальной фрустрированности личности, юноши и девушки, студенты.
S.T. Dzhaneryan, Southern Federal University
I.N. Astafyeva, Southern Federal University
SOCIAL FRUSTRATION OF STUDENTS (YOUNG MEN AND GIRLS) DUE TO THEIR INDIVIDUAL AND
PSYCHOLOGICAL FEATURES
Abstract. In article aspects of research of frustration are generalized, possibility of studying of a social frustri-rovannost of the personality and empirical criteria of its expressiveness is proved. Conditionality of specifics of expressiveness of a social frustration and social adaptation / disadaptation, and also the maintenance of the leading frustrator in different spheres of their activity is empirically established by sexual differentiation of students. It is revealed that psychological features of young men and girls selectively increase rate of their social frustration.
Keywords: frustration of the personality, social frustration, rate of a social frustration of the personality, young man and girl, students.
Юношеский возраст является периодом начала вступления во взрослую жизнь, что предполагает более серьезное, ответственное отношение к постановке и достижению жизненных целей. Наиболее значимыми становятся решения о выборе профессии, что неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывая основу их индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
В юношеском возрасте впервые серьезно встает вопрос о браке и семье. Противоречие между наличием широкого спектра высоких по значимости целей и трудностями их реализации вследствие отсутствия необходимых знаний и опыта становится основой для сильных эмоциональных переживаний, фрустрированности.
В научно-психологической литературе фрустрация трактуется как психическое состоя-
ние [1]; акт блокирования [2] поведения, направленного на достижение значимой цели; цепь разнокачественных образований: «цель-желание - фрустрирующая ситуация - личность - защитное поведение» [3]; тип жизненной ситуации, становящейся критической при непреодолимой трудности на пути мотивосообразных целей [4]; отражаемый субъектом срыв деятельности по типу психологического дистресса [5]. Мы полагаем, что фрустрированность личности, допуская измерение, отражает интенсивность выраженности фрустрации, подтвержденной выраженными негативными эмоциональными оценками и показателями адаптации-дезадаптации личности. В контексте критической жизненной ситуации социальных субъектов она рассматривается как социально детерминированная ситуация невозможности (разрыв между мотивом деятельности и ее результатом) удовлетворения субъектом общезначимых социально-психологических потребностей, ценностей, что сопровождается возникновением негативных эмоций. Она имеет свои детерминанты (мета-, интра- и интерпространство социального субъекта), группы социально-психологических фрустраторов, отражающих базовые потребности личности, стадии развития, проявляется в снижении социальной адаптации, характерна для периодов исторического обновления общества [5].
В общем плане социальный субъект испытывает социальную фрустрацию, детерминированную экономическими, социально-политическими отношениями, единое по охвату общее травмирующее воздействие в силу блокирования потребностей и ценностей, что приводит к снижению его социальной адаптации. Выраженность социальной фрустрации подкрепляется статистикой суммированных ответов на социально-психологические фрустраторы. Это предполагает возможность фиксации социальной фрустрированности личности, которая рассматривается нами как индивидуально-личностная форма проявления социальной фрустрации, возникающая при блокировании реализации личностно значимых потребностей, мотивов и ценностей под влиянием суммарно действующих интерперсональных и интраперсональных факторов, сопровождающаяся высокой неудовлетворенностью личности и снижением ее социальной адаптации.
В последнее время активизировались психологические исследования фрустрированности студентов [7-11], представителей социо- и несоциономических профессий и т.п. В меньшей степени изучены особенности фрустрированности мужчин и женщин, представителей молодежи в возрастном интервале от 14 до 30 лет. Слабо изучена фрустрированность мужчин и женщин. Исходя из того, что имеет место противоречие между наличием содержательно неоднородных фрустраторов и особенностей фрустрированности личности мужчин и женщин (вследствие разного характера включенности молодых мужчин и женщин в социальный контекст) и недостатком исследований, посвященным данной проблематике, представляется актуальным изучить социальную фрустрированность студентов (юношей и девушек). Результаты постоянного мониторинга особенностей фрустрированности представителей молодежи представляет ценность для выстраивания адекватной государственной молодежной политики.
В настоящей статье излагаются результаты исследования, выполненного на кафедре психологии личности Академии психологии и педагогики ЮФУ в рамках инициативной научно-исследовательской темы: «Социальная фрустрированность личности представителей городской молодежи Южного федерального округа: факторы, детерминанты, типы, стратегии совладания».
Цель: установить выраженность социальной фрустрированности личности у студентов -юношей и девушек - в связи с их индивидуально-психологическими особенностями.
Методы исследования: опрос; тестирование (опросник Социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева, М.А. Беребина; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса, Р. Даймонда; Фактор 04 «расслабленность-напряженность» 16РТ теста Р. Кеттелла; статистические методы. Выраженность фактора 04 16РТ теста Р. Кеттелла связана с измерением сильного раздражения личности при наличии незначительного препятствия, отражая личностную фрустрированность.
Объект исследования: студенты г. Ростова-на-Дону (137 студентов вуза).
В качестве внешних (интерперсональных) фрустраторов рассматривалась удовлетворенность взаимоотношениями в семье, социальном окружении, образовании-профессии, экономической сфере; внутренних (интраперсональных) фрустраторов - индивидные характеристики (физическое состояние, эмоциональное состояние, работоспособность, образ жизни).
По результатам статистической обработки результатов рассчитывались очень низкие (<1,65), низкие (>1,65 и <2,06), высокие (>=2,06 <2,45) и очень высокие (>=2,45) балльные показатели общей (среднее значение выраженности фрустрированности для всех сфер жизнедеятельности) и парциальной (среднее значение выраженности фрустрированности в каждой из сфер жизнедеятельности) фрустрированности. Эмпирическими критериями выраженности социальной фрустрированности личности выступали высокие значения и взаимосвязь показателей фрустрированности под влиянием внешних (интерперсональных) и внутренних (интрапер-сональных) фрустраторов, взаимосвязь показателей фрустрированности (ведущих фрустраторов) и показателей социальной адаптации/дезадаптации личности.
Процентное распределение респондентов (в %, отношение респондентов с той или иной выраженностью фрустрированности к общему числу респондентов данной групп) с разной выраженностью фрустрированности дифференцируется в зависимости от пола молодых людей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что количественно показатели социальной фрустрированности юношей и девушек различаются несущественно (суммарно, очень низкие/низкие показатели и высокие/очень высокие у юношей и девушек практически не различаются). Однако имеют место содержательные различия ведущих парциальных фрустраторов в зависимости от пола респондентов.
Студенты, демонстрируя в целом высокую общую фрустрированность, поляризуются по ее выраженности на высоко- и низко фрустрированных. Высокие значения фрустрированности имеют место в экономической, образовательно-профессиональной сферах и сфере индивидных характеристик, содержание ведущих парциальных фрустраторов в каждой из сфер жизнедеятельности обусловлено половой принадлежностью студентов. Судя по характеру взаимосвязи как между ведущими фрустраторами, так и между каждым из них и выраженностью общей социальной адаптации, студентки преимущественно неудовлетворены (суммация как ин-тра- и интерперсональных, так и интраперсональных фрустраторов) собственным эмоциональным состоянием, взаимоотношениями с представителями противоположного пола и проведением свободного времени, что приводит к снижению их социальной адаптированности; в то время как юноши-студенты - взаимоотношениями с администрацией, работой в целом, материальным положением и собственной работоспособностью (суммация как интра- и интерперсональных, так и интраперсональных фрустраторов), что приводит к повышению их социальной дезадаптированности.
Высокая в целом выраженность социальной фрустрированности студентов независимо от их пола отмечается, главным образом, в образовательно-профессиональной, экономической сферах и в сфере индивидных характеристик. Однако содержание ведущих фрустраторов и их связь с показателями социальной адаптации у девушек и юношей различны. Девушки демонстрируют высокие показатели фрустрированности и сниженную социальную адаптацию из-за суммации как интра- и интерперсональных, так и интраперсональных фрустраторов - проведение свободного времени (экономическая сфера), взаимоотношения с противоположным полом (социальная сфера) и эмоциональное состояние (сфера индивидных характеристик). Юноши демонстрируют высокие показатели фрустрированности и высокую социальную дезадаптацию из-за суммации как интра- и интерперсональных, так и интраперсональных фрустраторов - материальное положение (экономическая сфера), взаимоотношения с администрацией (социальная сфера) и работоспособность (сфера индивидных характеристик).
Показатели общей фрустрированности студенток связаны только с низкими самооценками уровня материальных доходов, а у юношей-студентов на показатели их общей фрустрированности (К2=0,30) влияют низкие показатели самопринятия и внешнего контроля (доминирует). Иными словами, повышенную индивидуальную фрустрированность демонстрируют студентки с низкой самооценкой собственного материального достатка и безынициативные, испытывающие страх перед ответственностью юноши-студенты.
Таким образом, половая дифференциация студентов обусловливает специфику выраженности социальной фрустрированности и социальной адаптации/дезадаптации, а также содержание ведущих фрустраторов в разных сферах их жизнедеятельности. Психологические особенности юношей и девушек избирательно усиливают выраженность их социальной фруст-рированности.
Список литературы:
1. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С. 36-42.
2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. - 684 с.
3. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. - 2-ое изд., пе-рераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).
- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
5. Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993.-23 с.
6. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Виды идеалов образа жизни личности городской учащейся молодежи: поло-гендерный аспект // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 5. - С. 146-157.
7. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И., Вилкова Л.М. Интерпретационные модели студенческой молодежи транслируемого СМИ образа террориста: устойчивое и изменчивое // Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.
- С.57-62.
8. Джанерьян С.Т., Солдатова И.А. Психологическая готовность студентов-выпускников ЮФУ к предпринимательской деятельности // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2012. - № 2 (21). - С. 12-17.