Научная статья на тему 'Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект'

Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9802
979
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Т.А.

В статье проанализированы социологические подходы к анализу девиаций и девиантного поведения. Рассмотрен социокультурный аспект девиаций и девиантного поведения подростков. Определены формы девиаций среди подростков в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 316.62

Пономарева Т.А.

к.соц.н., доцент

Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»,

г. Стерлитамак, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье проанализированы социологические подходы к анализу девиаций и девиантного поведения. Рассмотрен социокультурный аспект девиаций и девиантного поведения подростков. Определены формы девиаций среди подростков в современных условиях.

Ключевые слова

Девиация, девиантное поведение, формы девиантного поведения, профилактика, социокультурный.

Актуальность исследования в данном направлении обусловлена рядом причин. Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту количества проявлений девиантного поведения. Во-вторых, вследствие напряженной и неустойчивой обстановки в обществе девиантное поведение, которое раньше имело место в существенно меньших масштабах распространения перерастает в криминальное, преступное поведение. В-третьих, с каждым годом растет число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, что также способствует ухудшению криминогенной обстановки в стране. В-четвертых, появлением новых форм девиантного поведения, вызванных влиянием СМИ, компьютерных игр, низкопробной кинопродукции, пропаганды сексуальной распущенности.

В этой связи, наибольшие трудности в адаптации к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации социальных процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в институтах социализации: в семье, школе. Изучение особенностей девиантных проявлений позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена.

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

Проблемами исследования проявлений девиантного поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо, У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличева и др. [1, с. 31]. .

Ими созданы теории и концепции, рассматривающие девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), объясняющая отклоняющееся поведение как следствие социальной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Другой, из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер, И. Лемерт, И. Гофман) доказывающая, что сущность девиантного поведения раскрывается как следствие способности влиятельных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

групп общества ставить клеймо девиантов на некоторые социальные или национальные группы.

Социологическое понимание девиаций и девиантного поведения в социокультурном контексте через призму социокультурных явлений и процессов, происходящих в обществе, принадлежит A.C. Ахиезеру, Э.А. Баллеру, П.С. Гуревичу, Б.С. Ерасову, Ю.Г. Ершову, Л.Г. Ионину, Л.Н. Когану и др. [2]

Соглашаясь с мнением, что изучение социальных отклонений в рамках какой-либо одной дисциплины не достаточно, В.В. Шпалинский указывал на отклоняющееся поведение как на комплексную проблему ряда пограничных дисциплин. С.А. Беличева, X. Ремшмидт определили, что в каждой стране девиантные явления имеют конкретный облик в зависимости от историко-культурных традиций, экономико-политических отношений и целого ряда других факторов. Согласно теории конфликта культур, образцы поведения в социальной системе являются отклоняющимися, если они основаны на нормах других культур.

Известно также, что нормы и ценности в различных обществах и социальных группах существенно отличаются. Эдвин Сатерленд, первым выдвинувший теорию дифференциальной ассоциации, рассматривает отклонения в поведении как результат социализации, основываясь на положении о том, что девиация это продукт особых девиантных норм и ценностей.

Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение». Я.И. Гилинский, считает, что основным источником девиации в современных условиях является наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп [3]. Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Социально-негативный характер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества. Однако именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в социально-психологической литературе такими авторами, как И.В. Дубровина, А. Игнатенко, A.A. Радугин, К.А. Радугин, Ж.Т. Тощенко, С.С. Фролов, которые раскрывают девиантность и девиации в поведении.

Под «девиантностью» они понимают отклонение от норм, регулирующих поведение людей в каком-либо сообществе. Отсюда понятие «девиантный» традиционно применяется для характеристики действия, либо процесса (как правило, процесс представляет собой совокупность действий, совершаемых человеком или группой), связанного с нарушением норм.

Близким по смыслу у них является и понятие «девиация». По мнению Т.В. Кучиц, эти понятия не тождественны. Понятие «девиация» отражает количественный аспект явления, «девиантность» отражает сущностный, качественный аспект того же явления (факт нарушения норм).

Девиация также является своеобразной формой поведения, более того, образом жизни, жизненным стилем и вместе с тем общественным суждением, субъектом которого является культура общества, объектом же - сама форма поведения, а также ее носитель.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в современных условиях требует дальнейшего изучения, поскольку появляются новые формы девиаций, обусловленные влиянием феноменов массовой культуры.

Социологический анализ проблем подростковой девиации дает возможность разработать более эффективные социальные технологии психолого-педагогического воздействия на детей, склонных к девиантному поведению и рекомендации по профилактике подростковых девиаций.

Девиация подростков представляет собой результат неспособности привести негативные по своему содержанию побуждения в соответствие с выработанными культурой нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в социуме.

Как показывают, социологические исследования наиболее распространенными формами девиантного поведения среди подростков в возрасте 14-16 лет являются: табакокурение - данная форма наблюдается у 28,0% опрошенных; школьные прогулы (19,0%); сквернословие (22,0%); агрессивное и грубое поведение в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

конфликтной ситуации со сверстниками и учителями (14,3%); употребление алкогольных напитков (12,3%); побеги из дома и бродяжничество(8,1 %);хулиганские действия и поступки (5,4 %), воровство в кругу семьи(3,2 %) и употребление наркотиков 2,8% .

Наряду с указанными формами девиации в последнее время социальных педагогов, психологов и других специалистов, работающих с детьми и подростками, вызывают все большее беспокойство и опасение такие формы девиантного поведения, как игровая зависимость, интернет-зависимость, нарушение пищевого поведения, которые являются порождением современного социума, в том числе и его культурными и эстетическими идеалами.

Согласно нашим исследованиям, подросток, определяя с кем провести свободное время за компьютером или с членами семьи, с друзьями, выбирает, в основном, вариант - за компьютером (более 68% подростков в возрасте от 14 до 16 лет). Реализуя свой досуг через компьютер, взамен проведения его с родителями или друзьями, они фактически не приемлют другие формы организации и проведения досуга.

Я Играю в компьютер

№ Занимаюсь спортом

в Общаюсь с друзьями в Интернете

■ Читаю книгу

в Провожу время с друзьями

■ Гуляю на улице

0%

Рисунок 1 - Формы организации свободного времени подростками

В свободное время предпочитают читать книги всего 2% опрошенных подростков, по 4% опрошенных гуляют на улице и проводят время друзьями, тогда как активные формы проведения свободного времени, занятия в спортзале, не указал ни один из опрошенных. Вместе тем, больше половины из них (56%) предпочитают компьютерные игры и третья часть (32%) общаются с друзьями через социальные сети.

Таким образом, большую часть свободного времени подросток проводит за компьютером, у него практически нет реальных друзей, но много виртуальных, он пренебрегает собственным здоровьем в пользу проведения большего количества времени за компьютером. Очевидно, компьютерная зависимость не является актуальным темой со стороны родителей, возможно, родителей устраивает тот факт, что их дети сидят дома, и они чем-то увлечены в своем виртуальном пространстве, при этом не учитывают, какой вред может нанести компьютерная зависимость психическому и физическому здоровью подростка.

Подводя итог, отметим, важнейшим средством предупреждения развития негативных процессов, приводящих к девиации, на их ранних стадиях является профилактика, с помощью которой можно снять остроту проблемы и повернуть социальный негативный процесс в иное, более благоприятное русло и с наименьшими функциональными затратами [4; с. 29]. Необходима организация социокультурной деятельности, альтернативной девиантному поведению. Например, активное вовлечение подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность предоставляет возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой девиантному поведению.

Список использованной литературы

1. Змановская, Е. В., Рыбников, В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб.пособие / Е.В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - Спб.: Питер, 2012. С. 31.

2. Федулова А.В. Социокультурные составляющие девиантного поведения несовершеннолетних / А.В. Федулова. - М., 2010.

3. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

«отклонений». - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004

4. Пономарева, Н.И. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта в условиях социально-реабилитационного центра /Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2012 №5, С.28-30.

© Пономарева Т.А., 2017

УДК 316.346.2

Н.В. Шамина

К.ф.н., доцент ФИЯ, МГУ им. Н.П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ

Аннотация

Анализ социальных взаимоотношений женщин и мужчин затрагивает мощный пласт социально-психологических явлений. Автор поддерживает тезис о том, что гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представителями того или иного пола мужчинами или женщинами. Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. В статье анализируется гендерный порядок, базирующийся на традициях, нормах, правилах субъектов социального взаимодействия.

Ключевые слова

Гендер, социальный статус, половая идентичность, гендерная социология.

Изучение гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. И, хотя социологические исследования осуществляются многими социальными науками - философией, психологией, историей, политологией, юриспруденцией и др., социология по праву занимает одно из ведущих мест в этом сложном процессе познания. Всякая социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами. Обсуждение мужественности и женственности и их соотношения мы можем найти у Маркса и Диркгейма, Зиммеля и Парсонса, Хабермаса и Бурдье, Гидденса и Лумана, Гофмана и Гарфинкеля и пр.

Анализ социальных взаимоотношений женщин и мужчин затрагивает мощный пласт социально-психологических явлений. Но гендерная проблематика не замыкается рамками семьи или просто положения женщин в обществе, где гендерные проблемы имеют отношение ко всем без исключения социальным проблемам, ко всем без исключения сферам общественной жизни.

В 90-е годы 20-го столетия новая генерация социологов, интенсивно занявшаяся разработкой социальных взаимоотношений женщин и мужчин, образовала и создала собственно ту отрасль социологического знания, которая стала называться гендерными исследованиями.

Термин «гендер» (от английского "gender" - «пол», «род») утвердился в научных источниках некоторых стран мира (преимущественно в англоязычных) в 60-е годы 20-го века, однако в самой Великобритании, во Франции и во многих восточноевропейских странах он не прижился, и там социологи продолжали развивать "women's studies". К основным задачам «женских исследований» можно отнести: осознание вклада женщин в развитие общества; изучение женщин с точки зрения женщин.

Дискуссии не умолкают и сегодня: одни ученые рассматривают «гендер» как совокупность биологических и физиологических признаков пола; другие - как некий «социальный пол»; третьи вообще не приемлют такого термина, зато признают «женские исследования». В западной социологии гендерные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.