ББК 74.100 УДК 373
Н.В. ДУБОВАЯ N.V. DUBOVAYA
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
VISUAL CULTURE AS MEAN
OF SOCIALIZATION OF A CHILD'S PERSONALITY
В статье рассматриваются теоретические основы визуальной культуры. Уточнено определение понятия «визуальная культура» и ее объекты: кино, телевидение, фотография, «public art», рисунок, живопись, театр, реклама, дизайн, мода, граффити и т.д. Обосновывается роль культуры в социализации личности ребенка.
The article explores theoretical bases of visual culture. Determination of concept «Visual culture» and its objects: cinema, television, picture, «public art», painting, theater, advertising, design, fashion, graffiti et cetera. The role of culture is grounded in child' personality socialization.
Ключевые слова: культура, визуальная культура, визуальный образ, искусство, социализация личности.
Key words: culture, visual culture, visual appearance, the art, socialization of personality.
Современное информационное общество становится постиндустриальным обществом массовой культуры. Новая реальность актуализирует одну из систем «власти» - символическую, знаковую реальность, в которой важнейшую роль выполняют визуальные знаки и образы. Мир превратился в общество зрелищ, общество спектакля.
Индустрия образотворения «производит» организованный поток визуальной информации с одним намерением - воздействовать на зрителя. Теперь феномены визуальности выступают не просто сферой художественного творчества, но и средством идеологии, становясь одним из эффективных механизмов воздействия на массы. Действительно, сегодня все чаще человек имеет дело, как правило, не с реальным объектом, а с его образом, симуля-кром. Образы все чаще заменяют реальность. Это замещение происходит во всех сферах жизни.
Визуальная информация в настоящее время имеет огромное значение в учебной и трудовой деятельности человека. Через зрительное восприятие мы получаем до 90% информации и потому должны уметь адекватно воспринимать, перерабатывать и отображать ее.
С наступлением эпохи модернизма массовое производство изображений разного качества и назначения, зачастую агрессивно внедряемых в повседневную жизнь человека, заставило ученых артикулировать новый феномен в качестве поля культурологических исследований, определенного как визуальная культура [4, с. 42].
Одна из важнейших проблем российского образования в области современной культурологии связана с необходимостью разработки новых учебных программ, курсов лекций и методических пособий, направленных на профессиональную теоретическую подготовку учителей начальных классов в области современного искусства. Возникает потребность сформировать необходимую для специалиста систему осознанных визуальных координат современного культурного пространства для формирования визуальной культуры младших школьников.
Содержание профессионального художественно-педагогического образования построено на постепенном освоении основ педагогики и искусства, а также на развитии профессиональной и общей культуры. Культурное развитие, как правило, имеет междисциплинарный характер. Наиболее важной составляющей такой аккультурации по праву является визуальная культура: ее освоение обосновано самой спецификой художественно-педагогической специальности. Визуальная культура является составляющей образовательного процесса.
Термин «визуальная культура» далеко не однозначен. Прежде всего, оттого, что это частная область понятия «культура».
Нарек Баквикян определил «культуру» как результат игры-сотворчества человека, направленный на эволюцию, где, с одной стороны, - игровая площадка, созданная Творцом, ее условия, ресурсы и потенциал, а с другой -творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на ее территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры. Под культурой понимаются приемы, способы и результаты человеческой жизни и деятельности, то, что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание и смысл человека [2, с. 301].
Культура - позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т.д.).
Понимание культуры как поэтапного развития искусств и наук, как художественно-эстетической образованности личности, как области социальных взаимодействий позволяет уточнить угол зрения на культуру «визуальную».
«Визуальная культура» - это частная область понятия «культура», развивающая у человека способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотографию, концептуальное искусство, «public art», рисунок, живопись, театр, видео-арт, рекламу, рекламные ролики, дизайн, web-дизайн, видеоигры, моду, граффити и т.д. [3, с. 59].
Визуальная культура является информационной средой, пронизанной коммуникационными потоками; она удерживает все уровни общественной среды и вбирает в себя различные по системе кодирования и коммутирования информации языки, вбирает в себя весь опыт визуального, накопленный в современной цивилизации, как осознанный и вербализированный, вплоть до включения в историю культуры, историю искусств, так и не осознанный до сих пор.
Визуальная культура - новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении философии, теории культуры, социологии и искусствознания, центральной проблемой которого является исследование
культурной логики «постмодернистского», «масс-медийного», «визуального» поворота. Визуальная культура сегодня становится доминирующей формой «культуры как таковой» и охватывает столь различные по средствам выражения и по своей «идеологии» культурные феномены.
Визуальная культура рубежа Х1Х-ХХ веков вбирает в себя представления о существовании мира за пределами познанного и, особенно в символизме, приближается в поисках образного и тематического рядов к деятельности ученых, расширяющих границы познания. Причем как ученые «материализуют» такие абстракции как время, пространство, атом, так и живописцы «записывают» те составляющие реальности, которые, вечно присутствуя в ней, не были еще освоены фокусированным видением.
Визуальная культура является сферой, создаваемой одновременно творческими и потребительскими актами, сферой, которая наполнена иллюстрациями вербализированного знания и изображениями, еще не прошедшими акт идентификации и осознания. Собственно, визуальная культура отражает, вплоть до опережения осознания, процессы, происходящие в обществе и в природе.
В силу того, что человек - по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры.
Визуальная культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъект культуры, как социальное существо.
Однако та целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни, - это целостность материальной и духовной жизни, т.е. это целостность материальной и духовной культур.
Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, т. е. в предмет, свойства и характеристики которого продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более полно удовлетворяли потребности человека, а, следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.
Материальная культура, в другом смысле слова, - это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это материализовавшаяся человеческая душа.
Понятием «духовная культура» характеризуются духовная жизнь людей, ее результаты и средства. Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение духовных потребностей человека - в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний и др.
Продуктами духовного производства являются идеи, понятия, представления, художественные образы, сюжеты художественных произведений, моральные нормы и т.д., которые воплощаются в своих особых материальных носителях: языке, книгах, произведениях искусства, графиках, чертежах и пр.
Г. Зиммель выделял объективную и субъективную стороны визуальной культуры. Объективная сторона культуры - это все достояние культуры времени: нравы, знания, искусство, религия, социальные организации и т.д. Объективная визуальная культура - это надындивидуальная реальность, создаваемая массой людей. Субъективная сторона культуры - это процесс совершенствования индивидов, усваивающих и развивающих объективную культуру [2, с. 216].
В более точном смысле, однако, эти два употребления понятия культуры совсем не аналогичны. Субъективная визуальная культура - это господствующая конечная цель, а ее мера является мерой участия душевных процессов во всех этих объективных благах и совершенствах. Конечно, субъективной культуры не существует без объективной, поскольку развитие или состояние субъекта лишь настолько является культурным, насколько субъект подключает к своему жизненному пути перерабатываемые им объекты. Более того, объективная культура может обрести относительную самостоятельность по отношению к субъективной культуре, поскольку в ней «культивируются», т.е. создаются культивируемые объекты, значение которых лишь отчасти вос-требуется субъектами [2, с. 481].
Внешняя и внутренняя культура не должны противостоять друг другу. Условием их единства является самоопределение человека. Осваивая внешнюю культуру, человек развивает собственную культуру, если при этом сохраняет то, что А.С. Пушкин называл «самостояньем человека». Но важнее не величина освоения внешней культуры, а рост и производство культуры внутренней. При этом освоение культуры становится освоением искусства быть человеком. Являясь своеобразным одеянием человека, она характеризует его так же, как и одежда, которую он носит.
Но определяющее значение имеет то, каким именно видит себя человек в культуре, в качестве кого он себя рассматривает, что считает главным в человеке, а что - второстепенным. Отсюда возникает потребность формирования визуальной культуры как одной из важнейших качеств личности.
Визуальную культуру личности мы можем назвать наследуемой, но не генетически, а с помощью воспитания и пребывания в среде, насыщенной ее знаками.
Человеческая визуальная система как качество личности не есть чисто биологическое явление, но артефакт, созданный не только природой, но историческим и эстетическим развитием человечества. Картина, таким образом, нуждается ни в сходстве, ни в подобии, чтобы исполнять свои семантические функции. Она есть культурная условность, плод творчества автора. Визуальное же сходство, подобие и узнавание не даются сами по себе в нашем зрительном опыте - это культурная условность, которая создается авторским актом [1, с. 42].
Художник в процессе своей деятельности создает визуальный образ. Визуальный образ - это и отражение актуального состояния автора, и материал для анализа прошлого, и основа для прогноза на будущее. Ценность полученной визуальной репрезентации состоит также в том, что, работая с данным изображением, мы получаем возможность менять актуальное состояние автора и его отношение к проблеме.
Предметный вид визуальной культуры личности - ее видимость. Разумеется, культура не может существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней. Визуальная культура имеет еще и личностный вид, который запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью.
Как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и визуальная культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Предметный вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира.
Личностный вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире.
Проблема интерпретации результата визуального образа апеллирует в основном к индивидуальному опыту и интуиции, способности к сопереживанию, но, безусловно, в соответствии с требованиями современного научного знания, существуют и количественные, статистические методы оценки полученного образа, которые следует учитывать, но, опять же, следуя собственной интуиции [5, с. 32].
В профессиональной деятельности педагога важна основа, направленная на раскрытие, осмысление художественных образов. Она включает в себя составление ценностного отношения к какому-либо художественному образу, причем моделирование и собственное представление, и отношения других к этой художественной идее.
Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать целостную визуальную культуру человека как на вербальном, так и на невербальном уровне, и делать это необходимо с раннего детства.
Ребенок - не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно его личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, ребенок - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Для формирования визуальной культуры у детей необходим комплексный и системный подход к развитию зрительного восприятия, воображения, визуального мышления и других познавательных процессов в учебной деятельности, опирающейся на принципы гуманистической педагогики ненасилия, успеха и творчества, которая учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.
Визуальная культура - многоуровневая визуальная система средств и методов отображения информации посредством изобразительных видов искусства, эстетических эталонов зрительного восприятия, художественно-графической культуры, формирующаяся в процессе культурно-исторического развития общества и в процессе обучения и воспитания детей.
Педагогу важно, в первую очередь, научить «искусству видеть». Овладение этим искусством в процессе обучения обуславливает появление у школьника собственной визуальной культуры как составляющей социально-гуманитарного развития личности, способствует социализации личности ребенка.
Одной из форм усвоения социального опыта ребенком является изобразительная деятельность.
В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.
В.А. Сухомлинский был твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому познанию, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира [6, с. 112].
Необходимо своевременно формировать изобразительные способности и графические знания, умения, навыки художественно-графической культуры у детей младшего школьного возраста, так как этот период является сензитив-ным.
Педагог должен формировать следующие сенсорные способности, которые обеспечат успешное овладение визуальной культурой:
1) способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия отображаемого предмета;
2) способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства предмета, которые могут быть переданы в изображении;
3) способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению;
4) способность создания изображения на основе оперирования представлениями;
5) способность к художественному воображению.
Опираясь на теорию Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии ребенка, можно утверждать, что овладение знаком, символом есть овладение социальным средством. При таком подходе обучение приобретает развивающий характер, происходит социализация личности ребенка.
В процессе социализации происходит формирование личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого социальный опыт преобразуется в собственные ценности и ориентации.
Понимание процесса усвоения визуальных координат, стереотипов, формирования визуальных установок и убеждений, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально личность ребенка понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе преодолеваться.
В младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и поэтому именно школа приобщает ребенка к знаниям, передает технологический эгос визуальной культуры.
Таким образом, визуальная культура - это не только определенная система художественного видения, способы формирования визуальных образов, но и культура визуального восприятия, опыт распознания визуальных кодов, понимания и интерпретации зримых образов, а также традиции визуальной коммуникации.
Визуальная культура является сферой социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается и развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности и опыт.
В нашем случае результатом освоения визуальной культуры мы видим развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы.
Литература
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
2. Зиммель, Г. Избранное. Философия культуры [Текст] / Г. Зиммель. - М.: Юристъ, 1996. - 671 с.
3. Зорин, С.С. Формирование визуальной культуры в младшем школьном возрасте [Текст] / С.С. Зорин // Изобразительное искусство в школе. - 2004. - № 6. - С. 58-63.
4. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир [Текст] / В.М. Розин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 272 с.
5. Савицкая, Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы [Текст] / Т.Е. Савицкая // Обсерватория культуры. - 2008. - № 2. - С. 32-40.
6. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника [Текст] / Е.Е. Сапогова. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. -262 с.