Научная статья на тему 'Учебно-деловая культура как целевое направление в модернизации университетского образования'

Учебно-деловая культура как целевое направление в модернизации университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДЕЛОВИТОСТЬ / ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИЗУАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигалева Саида Шумафовна

В статье рассматривается феномен учебно-деловой культуры (УДК) студента университета с позиций философии, эстетики и педагогики. УДК представлена как целостная система, включающая визуально-эстетическую, коммуникационно-педагогическую и проектно-художественную культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигалева Саида Шумафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-деловая культура как целевое направление в модернизации университетского образования»

УДК 378.14:008.009 ББК 74.580.055 М-57

Мигалева Саида Шумафовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры изобразительного искусства Адыгейского государственного университета, т.: 89604367397,

[email protected].

УЧЕБНО-ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В МОДЕРНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(рецензирована)

В статье рассматривается феномен учебно-деловой культуры (УДК) студента университета с позиций философии, эстетики и педагогики. УДК представлена как целостная система, включающая визуально-эстетическую, коммуникационно-педагогическую и проектно-художественную культуры.

Ключевые слова: культура, деловитость, деловая культура, учебная деятельность, учебно-деловая культура, визуальное мышление, визуально-эстетическая культура, эстетическая организация среды.

Migaleva Saida Shumafovna, associate professor, Candidate of Pedagogy , assistant professor of Fine Arts Department of the Adyghe State University, tel.: 89604367397, adias2004@,mail.ru.

TRAINING BUSINESS CULTURE AS A TARGET IN MODERNIZATION OF UNIVERSITY

EDUCATION

The article discusses the phenomenon of educational and business culture of a university student from the standpoint of philosophy, aesthetics, and pedagogy. EBC is presented as a holistic system that includes visual and aesthetic, communicative and teaching, design and artistic culture.

Key words: culture, efficiency, business culture, learning activities, educational and business culture, visual thinking, visual and aesthetic culture, aesthetic organization environment.

Целеполагающие принципы в образовании претерпевают значительные изменения в связи с современной социокультурной ситуацией, где идет процесс осознания смысложизненных ориентиров, обеспечивающих ценностно-нормативное согласие субъектов в культуре. Высшее образование призвано созидать человеческую личность с набором социальных характеристик, востребованных современным обществом.

Проблемное поле философии образования еще не сложилось в должной степени, однако ученые выделяют несколько обозначившихся направлений:

- целостный анализ всей системы институтов и форм образования, его содержания и методов в связи с общими социальными условиями и запросами модернизации российского общества;

- философский анализ процессов обучения, усвоения знаний в контексте общей гносеологической философской и психологической проблематики;

- анализ проблем развития личности в разных образовательно-воспитательных системах, где сотрудничают философы, психологи и педагоги [1, с. 11].

Анализ содержания, системы и форм образования в социокультурном контексте показывает, что центральным вопросом является взаимосвязь человека и культуры, поскольку важным полем его формирования является культура, а содержание и смысл социальной деятельности, исполнение различных «социальных ролей» и функций, равно как и «само пространство общения и взаимопонимания между людьми не в меньшей степени детерминированы культурой, чем экономическими или социально-политическими законами» [1, с. 12].

Доминирующим в построении современных образовательных систем является социальнофункциональный подход, на основе которого строятся модели социализации личности. Развитие человека основывается на «инварианте» - единстве и общности культурно-информационного пространства «образующегося человека». Так, студент рассматривается как культурный субъект и является одновременно созидателем и потребителем культуры, а сфера образования и воспитания -как культурное пространство, в котором обеспечивается передача и усвоение знаний и ценностей. Значит, образовательное учреждение должно создавать условия для превращения спонтанной и непосредственной активности человека в опосредованное культурное поведение, в творческую деятельность. Условием реализации механизма такого превращения, по Л.С. Выготскому [2] может

стать проектирование образовательного пространства как совокупности качественно разнородных условий развития личности.

Встает вопрос: как сделать так, чтобы задачей современного университетского образования стало не столько обогащение человека разнообразными сведениями о культуре и науке, сколько формирование студентом собственного культурного облика и образа, при этом образование стало актом свободного выбора, требующим от субъекта философской рефлексии, то есть осознания личностного культурного выбора и сотворения собственного «Я». Можно сказать, в задачи образования входит формирование «человека культуры», способного работать с разными типами мышления, с идеями различных культур.

В теории образовательное пространство университета является одновременно организованным социокультурным и профессионально-образовательным пространством, которое создает совокупность качественно разнородных воспитательно-образовательных условий и представляет максимум возможных индивидуально-творческих траекторий для ориентации студента на принятие различных ценностей культурных форм, богатое воображение, нешаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умения обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые идеи, т.е. обладание учебно-деловой культурой. В практике, по исследованиям ученых, сформированность данных качеств находится на низком уровне [3; 4; 5; 6].

Выявление сущности понятия «учебно-деловая культура студента» требует рассмотрения содержания каждого из терминов, входящих в его состав. Поскольку деловая культура является частью общечеловеческой культуры, в содержание данного понятия входят:

- «совокупность наиболее важных ценностей, принимаемых членами организации;

- доминирующие моральные нормы, принятый кодекс поведения;

- система формальных и неформальных форм деятельности, ритуалов, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов организации <...>;

- особенности и характер общения и поведения в организации» [3].

Деловая культура связана с широкой концептуальной базой, включающей убеждения людей, их взаимоотношения между собой и с внешней средой. Она базируется на психологии формирования практического опыта, представляя собой определенные ценностные ориентиры этого опыта. Интегральным признаком УДК выступает деловитость - синоним рационально организованной активности, четко ориентированной на интересы дела. Деловитость, необходима студентам в их учебной деятельности, поскольку формирует такую черту характера и такое личное качество обучающегося, как способность подходить к своим профессиональным обязанностям с ответственностью и умение рационально осуществлять собственную трудовую деятельность. «Человек, обладающий таким качеством (деловитый, деловой человек), - отмечает М.Г. Лапуста, во всем видит практически полезные для дела стороны, элементы, связи, отношения из всего может извлечь пользу для дела» [7, с. 94-95]. Деловитость, следовательно, можно рассматривать как определенную психологическую установку на развитие учебно-деловой культуры.

Результаты нашего эксперимента показывают, если у студента сформирована УДК, он способен: точно и четко определять цели, задачи и задания; обоснованно определять способы и средства, всех необходимых действий, которые могут привести к решению намеченных задач и достижению поставленных целей; равномерно, последовательно и терпеливо осуществлять намеченные программы действий; тщательно оценивать и контролировать результаты деятельности на любой стадии работы; рационально использовать и фактически экономить время; проявлять самостоятельность; нести ответственность за свое будущее; формировать активную жизненную позицию.

Понятие «учебная деятельность» - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. В учебной деятельности усваиваются знания и способы любой деятельности.

Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию: во-первых, является условием и средством психического развития человека и обеспечивает ему усвоение знаний, способствуя развитию специфических способностей, а во-вторых, является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.

Интеграция содержания понятий «деловая культура» и «учебная деятельность» позволила нам сформулировать понятие «учебно-деловая культура студента высшей школы» как личностное качество, приобретенное в результате активного целенаправленного взаимодействия участников

образовательного процесса. Формирование учебно-деловой культуры будущих специалистов осуществляется через проектирование образовательной среды, системно выстроенной на компетентностном, личностно ориентированном, контекстном и деятельностном подходах, при которой реализуются принципы коммуникативности, управляемости и целенаправленности, стратегического единства педагогического воздействия и самостоятельной познавательно-самовоспитательной деятельности.

В ходе нашего исследования была выработана структура УДК студента высшей школы, которую можно представить как целостную систему, компоненты которой объединены в следующие блоки:

I блок - визуально-эстетическая культура: восприятие окружающей действительности в соответствии с нормами эстетики, создание положительного имиджа студента.

II блок - коммуникационно-педагогическая культура: отношения преподаватель-студент и студент-студент носят субъект-субъектный характер.

III блок - проектно-художественная культура: умения осознать и простроить путь от цели деятельности до результата.

IV блок - паблик рилейшнз: умения экстраполировать учебно-деловую культуру в социум.

Раскроем более детально содержание первого блока - визуально-эстетическую культуру

студента высшей школы.

Рассмотрение визуально-эстетической культуры требует обращение к содержанию понятия «культура». В большинстве словарей она определяется как всеобщий способ самореализации личности, выражение ее внутреннего смыслового единства с другими людьми и человеческим опытом предшествующих поколений. Призвание личности - осуществить себя, сделав культуру началом и ступенькой творческого восхождения.

Существенным в понимании визуально-эстетической культуры является совокупность пространственного и художественно-выразительного опыта, проявляющаяся в данном культурном, региональном, этническом сообществе. Этот общий опыт позволяет производить общение между членами сообщества, между профессионалами и зрителями на одном или многих изобразительных языках визуального творчества. Сегодня к ней относят аудиовизуальную культуру, связанную с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа). Семиотически аудиовизуальные тексты представляют собой знаковые ансамбли, соединяющие изобразительные, звуковые и вербальные ряды. Аудиовизуальная культура - способ фиксации и трансляции культурной информации, не только дополняющий, но и служащий альтернативой прежде безраздельно господствовавшей вербально-письменной коммуникации. В настоящее время осуществляется «удвоение культурной среды», при котором все достижения человечества, полностью отраженные ранее в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение (аудиовизуализация или «визуализация» культуры [8].

Визуальное мышление - это отношение художника к данному опыту, к системе языковых средств, следование принятым нормам или их разрушение, конструирование или введение новых, ранее неиспользуемых принципов зрительного восприятия, приемов видения. Визуальное мышление, по определению В.П. Зинченко, - это зрительная деятельность, оперирующая смыслами и значениями, делающая эти смыслы и значения видимыми. Под последними понимаются не только концептуальные, но и предметные, операциональные значения. «Визуальный образ содержит в себе (в формах и материалах искусства) такое означение смысла, которое не может быть переведено однозначно в вербальные формы. Эти значения более сжаты, концентрированны и потому более продуктивны при дальнейшем развертывании проектно-художественной деятельности» [9, с. 5]. Можно заключить, что визуальная культура - это сумма разнообразного творческого опыта. Чем богаче этот зрительный и мыслительный опыт, тем продуктивнее в художественном и творческом плане деятельность дизайнера.

К сферам визуально-эстетической культуры можно отнести эстетическую организацию среды. Эстетическая организация среды - «система воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение, определяющее уровень развития культуры общества, отражающая социально-эстетические идеалы и вкусы народа. <...> Эстетическая организация среды развивается во времени, в ней находят проявления традиции культуры и постоянный поиск новых форм, соответствующих изменениям в образе жизни людей. При этом люди могут быть эстетически удовлетворены соответствующей или специально создаваемой средой, использовать ее для достижения своих жизненных идеалов и конкретных бытовых целей» [10, с. 422]. В современных условиях усиливается значение художественного образного предвидения изменений эстетической

организации среды, что находит отражение в программах и задачах архитектуры, дизайна, эстетического воспитания людей.

Проблему «среда и личность» также рассматривает в своем исследовании В.В. Корешков [11]. Он подчеркивает, что развитие личности возможно лишь комплексно и в различных сферах: социальноэкономической, социально-психологической, научной, педагогической, духовной; иначе говоря, гармоничное развитие личности обусловлено социальными требованиями, где значительное место отводится воспитанию творческой деятельности, искусству. Ученый акцентирует внимание на том, что «творческое совершенствование окружающей среды и самого себя, развитие и углубление связей «человек-среда», основывается на живом интересе, глубокой потребности в самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании и «восхождении к индивидуальности» [11, с. 30]. Однако следует заметить, что процесс развития личности протекает совершенно по-разному и во многом зависит от принадлежности к социальной среде и ее культуре, от психофизиологических и биологических свойств индивида. Личность создается кругом объективных обстоятельств посредством вовлечения ее в активную деятельность, отражающую богатство связей с миром. Являясь субъектом в системе деятельности, порождаемой теми или иными отношениями, личность формируется в процессе сложного и длительного становления.

Формирование личности через взаимоотношения со средой опирается на установки о социальноисторической детерминированности этой среды, аккумулирующей способности людей, раскрыть которые они могут лишь активно и адекватно в ней действуя. Определив эстетическую среду как продукт творческой деятельности, мы тем самым констатируем, что в данном процессе его участник познает окружающий мир, совершенствует и облагораживает его, отражает в реальных образах. Процесс создания материальных и духовных ценностей - есть обоюдный процесс, в котором идет постоянное взаимообогащение. Одновременно реализуется потребность в деятельности, через которую формируется творческая личность.

Немаловажное значение в данном процессе отводится деятельностной активности как продукту социального формирования и самоформирования личности, а также готовности и умению ее участвовать в процессе обновления, демократизации и гуманизации общественной жизни, подготовленности к определенному виду социально значимой деятельности и необходимости наличия высокого уровня духовной, нравственной и эстетической воспитанности.

К сферам визуально-эстетической культуры мы можем отнести имидж (англ. image - образ, изображение) - визуальную привлекательность личности. На работе, учебе, в любом общественном месте, субъект представляет брэнд. Внешний облик человека - это его логотип, который должен посылать ясное и четкое сообщение о том, кто он, что он можете предложить, в каком направлении хочет развиваться [12]. Многие субъекты от природы обладают привлекательной внешностью, однако симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которой не достичь успехов в любом виде деятельности.

К сожалению, визуально-эстетическая культура в нашем университете не работает в должной мере, поскольку нет соответствующей среды с определенными запросами, такими как УДК студента университета. Данная проблема может успешно решиться посредством дизайн-проектирования, которое позволит на высоком эстетическом уровне преобразовать средовое пространство вуза и, в свою очередь оно постепенно преобразует субъектов образовательного процесса.

Литература:

1.Буева Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы. 1997. №4(апрель). С. 11-17.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982.

3. Гродинская В.А. Деловая культура будущего специалиста. URL:http: // tsu.tmb.ru/kon/arhiv/2004.

4. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. 352 с.

5. Землиевская Е.В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2003. 169 с.

6.Меретукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал: учеб. пособ. для студентов и аспирантов. Майкоп, 1999. 160 с.

7. Словарь-справочник менеджера / под ред. М.Г. Лапусты. М., 1996. 608 с.

8.Шамшин Л.Б. Аудиовизуальная культура // Культурология ХХ век: энциклопедия. В 2 т. Т.

1. СПб.: Университетская книга, 1998.

9.Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне: метод. материалы ВНИИТЭ / В.Ф. Колейчук [и др.]; под ред. О.Н. Крюковой. М.: ВНИИТЭ, 1990. 88 с. (Библиотека эргономиста).

10. Эстетика: словарь / под ред. А.А. Беляева [и др.]. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

11. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной

деятельности по художественно-эстетической организации среды: автореф. дис. ... д-ра пед. наук.

М., 1994. 37 с.

12. Гросс К.Дж., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных

женщин / пер. А. Озерова. М.: Эксмо, 2006. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.